3. Федонин ОМ. Инженерия поверхности детали с позиции ее коррозионной стойкости // Приложение. Справочник: Инженерный журнал. - 2003. - № 10. - С. 17-19.
4. Пост ников B.C. Внутреннее трение в металлах. - М.: Машиностроение, 1989. - 332 с.
5. Бутенко В.И. Высокопрочные и сверхпрочные состояния металлов и сплавов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 219 с.
6. Бутенко В.И. Физико-технологические основы формирования управляемых структур сталей и сплавов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 264 с.
7. . . . - .: - .- . .,
1963. - 427 с.
8. . . -
жело нагруженных опор и подшипников скольжения. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ,
2011. - 385 с.
9. . . . - : - , 2010.
- 275 .
Статью рекомендовал к опубликованию к.т.н., профессор С Л. Голованова.
Бутенко Викггор Иванович - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634376122; кафедра механики; профессор.
- ; ; . . .; .
Захарченко Анатолий Данилович - кафедра механики; ведущий инженер; к.т.н.
Рыбинская Татьяна Анатольевна - кафедра механики; ассистент.
Шаповалов Роман Григорьевич - кафедра механики; к.т.н.; доцент.
Butenko Victor Ivanovich - Taganrog Institute of Technological - Federal State-Owned Autonomous Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44 Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371622; the department of mechanics; dr. of eng. sc.; professor.
Durov Dmitry Sergeyevich - the department of mechanics; department chair; cand. of eng. sc.; associate professor.
Zakharchenko Anatoly Danilovich - the department of mechanics; cand. of eng. sc.; main engineer.
Rybinskaya Tatyana Anatolyevna - the department of mechanics; assistant.
Shapovalov Roman Grigoryevich - the department of mechanics; cand. of eng. sc.; associate professor.
УДК 621.314.223
Т.В. Перинский, А.В. Клыков
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПАРН СЕРИИ ВДТ/УК-32 В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ 6-10 КВ
Воздушные пинии электропередачи (ВЛ) 6-10 кВ охватывают значительную часть территории России и имеют огромную протяженность. В связи с ростом энергопотребления перед распределительными сетевыми компаниями встает вопрос об увеличении их про. -щих ВЛ для подключения новых потребителей, а также улучшение показателей качества электроэнергии. В связи с этим сетевые компании проводят ряд мероприятий по модерниза-
ции существующих линий электропередач с применением нового оборудования, в частности одним из вариантов решения данных проблем является применение Пунктов автоматического регулирования напряжения на базе вольтодобавочных трансформаторов.
Регулирование напряжения; пропускная способность ВЛ 6(10) кВ.
T.V. Perinskiy, Al.V. Klykov
RECORD OF APPLICATION OF VDT/VR-32 SERIES AUTOMATIC VOLTAGE REGULATOR UNITS IN 6 (10) KV POWER DISTRIBUTION
NETWORKS
Aerial lines 6—10 kV occupy the major part of the Russian Federation and spread greatly. In the connection with energy consumption growth distribution companies have to face a problem of increasing its transmission capacity. Another vital question is to increase the length of current aerial lines to wire up new consumers and to improve the rates of the electrical energy quality. Due to this fact distribution companies take certain measures to modernize current aerial lines applying new equipment. Particularly, one of the solutions of this problem is to use Automatic voltage regulator units based on boosters.
Voltage regulator; transmission capacity power lines 6(10) kV.
В Российской Федерации на балансе распределительных сетевых компаниях (РСК) находятся около 2,35 млн км воздушных и кабельных линий электропередач
0,38-220 кВ., из которых 1,1 км - это линии с напряжением 6-10 кВ [1]. Помимо РСК, существует еще ряд крупнейших российских компаний, которые также имеют в собственности протяженные линии электропередач, в частности - ОАО «РЖД», ОАО «Г^пром», ОАО «АК «Транснефть».
Инфраструктура страны с каждым годом ,
стоит задача подключения новых нагрузок. Так как большинство сетей были построены 20-30 -
, -
требителей к ним стало затруднительным. Сетевые компании вынуждены искать пути решения данной проблемы, в частности проводить ремонтные программы, осуществлять модернизацию существующих линий электропередач с применением нового оборудова-,
.
Еще одной проблемой, которой встала перед сетевыми компаниями, это отсутствие автоматической работы РПН у трансформато, , отрицательно сказывается на качестве элек-.
Согласно п. 2.4.7 «Положения о технической политике в распределительном элек-»,
перечисленных проблем является применение вольтодобавочных трансформаторов [1].
В данной статье описаны несколько примеров увеличения пропускной способности и повышения качества электроэнергии при помощи устройств регулиро-
Рис. 1. Пункт автоматического регулирования напряжения
вания напряжения - пунктов автоматического регулирования напряжения (ПАРН), состоящих из вольтодобавочных трансформаторов. В частности, были рассмотрены варианты применения ПАРН при новом строительстве, при реконструкции существующих линий электропередач и в качестве РПН на подстанции.
При новом строительстве: ОАО АК "Транснефть", Трубопровод «Восточная Сибирь - Т 11хим океан».
В составе проекта электроснабжения трубопровода «Восточная Сибирь -Тихий океан». Длина одного из участков ВЛ 10 кВ составляло 198 км, причем питание на данном участке могло осуществляться как в прямом, так и в обратном направлении. Расчетное падение напряжения превышало установленное ГОСТ 13109.
протяжении всей длинны ВЛ был рассмотрен вариант установки Пункта автоматического регулирования напряжения, состоящего из двух вольтодобавочных трансформаторов диапазоном регулирования 10 %. Расчет показал, что при ус-
92 . ( . 2)
при любом направлении питания напряжение на всей длине ВЛ будет лежать в , .
Также были использованы ПАРН и Рис. 2. Трубопровод «Восточная на других участках ВЛ для электроснабже-
Сибирь - Тихий океан» 92 км Ния трубопровода «Восточная Сибирь -
».
В ООО «Нарьянмарнефтегаз» установлен ПАРН на ВЛ 6 кВ для элек-- .
Южно-Таравейское месторождение располагается в условиях Крайнего Севера, где температура воздуха зимой опускается ниже - 50 °С. Для обеспечения электроснабжения месторождения построена ВЛ 6 кВ общей протяженностью 10 км. При расчетах , -пряжения в конце линии составляло более 15 %. Было принято решение установить Пункт автоматического регулирования напря-, -добавочных трансформаторов но-300 , -
лирования 15 %. Место установки,
,
в районе 6 км ВЛ, так как климат
холодны^ а ПАРН исполнения У1, рис. 3. цдрн в блок-контейнере
то был разработан блок-контейнер с подогревом (рис. 3).
При реконструкции существующих линий электропередач: реконструкция ВЛ 10 кВ для э/снабжения больницы восстановительного лечения «Ахманка».
При строительстве объекта «ГУЗ «Больница восстановительного лечения «Ахманка» ЯНАО» в Тюменской обл. и подключении её к существующей ВЛ (схема представлена на рис. 4). Резервная ДЭС здесь используется в качестве аварийного источника для объекта 1-й категории электроснабжения.
ПС 110/10 «Чугунаево»
АС-95 оп.76 АС-70 АС-50
(Е>
4,16 км
12,83 км
17ДЗкм
1
-О
Резервная ДЭС
«Поннзовка» «Ахманка»
Рис. 4. Существующая схема электроснабжения
Проведенный расчет показал, что напряжение в районе «Ахманка» составляет 6,7 кВ.
В связи с недопустимым падением напряжения возникла необходимость реконструкции существующей ВЛ 10 кВ с демонтажем старой ВЛ. При этом рассматривалось варианты:
1) -10 АС-95;
2) строительство ВЛ-10 кВ на металлических опорах с использованием провода АС-150 (в габаритах ВЛ 35 кВ).
, -95
АС-150 не обеспечат допустимого напряжения, исходя из этого, приняли решение
-95 , -
то добавочных трансформаторов (рис. 5) [2].
«Понизовка» «Ахманка»
Рис. 5. Новая схема электроснабжения
10 : « » « -
го». Подстанция (ПС) 220/110/10 кВ Ярославская» находится в ведении филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра Валдайское ПМЭС. Фактическое напряжение на шинах 10 кВ находится в пределах 9,5-9,7 кВ. ЛЭП 10 кВ, отходящие от ПС 220/110/10, принадлежат филиалу ОАО «МРСК Центра» «Ярэнерго». Низкое напряжение на центре питания привело к тому, что отклонение напряжения в конце ВЛ не соответствует требованиям ГОСТа, в связи с чем возникла необходимость модернизации существующей ВЛ. В качестве решения данной проблемы был рассмотрен вариант с установкой Пункта автоматического регулирования напряжения. Расчеты показали, что ПАРН, состоящий из трех вольтодобавочных трансформаторов, установленный в рассечку линии электропередач, обеспечит нормальное напряжении на протяжении всей ВЛ 10кВ.
После введения ПАРН в работу были сняты показания и построен суточный график нагрузки (рис. 6), из которого видно, что напряжение на выходе Пункта автоматического регулирования напряжения лежит в пределах допус-.
Регулирования напряжения ВДТ2 на 15.11.2010
.<$> .<$* .<9 .<$>
ъ' <$> ф- <$'
Рис. 6. Регулирование напряжения
В качестве РПН на подстанции: ПС «Шахтерская» 110/10 кВ ПО «Вор-кутинские электрические сети».
ПС «Шахтерская» 110/10 построена в 1991 г., установленная мощность 2x25 МВА. В связи с уменьшением нагрузки в 2008 г. была произведена реконструкция с заменой трансформаторов. Были установлены 2 трансформатора по
6.3 МВА из наличия. Один из установленных трансформаторов имеет номинал 115/11 кВ и ПБВ ± 5 %. Уровень напряжений на шинах ПС 10 кВ при определенных режимах работы сети превышал допустимые значения (расчетный уровень
11 ).
Было рассмотрено два варианта решения проблемы:
1. 110/10 .
2. Установка ПАРН из двух ВДТ с диапазоном регулирования ± 10 %.
Были проведены технико-экономические расчеты, на основании которых принято решение установить Пункт автоматического регулирования напряжения, состоящий из 2-х ВДТ (рис. 7).
После ввода в эксплуатацию напряжение на шинах ПС лежало в пределах
10.3 кВ (рис. 8)
.
6-10 кВ, так и при реконструкции существующих схем электроснабжения или может использоваться в качестве РПН в центре питания. Использование ПАРН позволяет более эффективно использовать уже существующие линии путем увеличения их пропускной способности и обеспечивать в короткие сроки подключение новых потребителей с сохранением качества электроэнергии.
Данное оборудование позволяет пересмотреть существующие схемы электроснабжения и во многих случаях отказаться от строительства новых линий и
6-10 , -
.
и, кВ
I, А
Рис. 7. Установка ПАРН в ячейке трансформатора (слева вольтодобавочный трансформатор-1, справа вольтодобавочный трансформатор 2)
и, в Г рафик изменения напряжения на секции 2 ПС "Шгарская" с 14.04 по 15.04
Рис. 8. Изменение напряжения на секции 2 ПС «Шжтерская» БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
// ООО «Центр безопасности труда». - М., 2006. - С. 23-24.
2. Перинсжий ТВ., Родионов 0X1 Повышение пропускной способности ВЛ 6-10 кВ // Но. - 2007. - 4 (46). - . 50-51.
Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н. В.В. Жуков.
Перинский Тарас Викггорович - ЗАО «Инновационная Энергетика»; e-mail: [email protected]; 111116, г. Москва, ул. Красноказарменная, 15; тел.: 84955179416; начальник технического .
Клыков Александр Валерьевич - инженер технического отдела.
Perinskiy Taras Viktorovich - ZAO «Innovation Power Engineering»; e-mail: [email protected]; 15, Krasnokazarmennaja street, Moscow, 111116, Russia; phone: +74955179416; chief of technical department.
Klykov Alexander Valerievich - engineer of technical department.
УДК 51-74
П.А. Трофимов
ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ СВЯЗУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ В МНОГОСЛОЙНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
Рассмотрена на начальном этапе производства многослойных композиционных материалов обильное выделение связующей массы, которая предназначена для склеивания слоев изделия. Склеивание происходит при достижении изделием заданной температуры полимеризацией связующего. Для получения качественного композиционного материала необходимо процесс изготовления строить в зависимости от особенностей выделения связующего. На процессы изменения количества связующего влияют как минимум два фактора: температура и давление, оказываемое на конструкцию. С их учетом получена математическая модель процесса выделения и предложен способ оценки эффективности промышленного производства для связующей компоненты.
Композиционные материалы; многослойные конструкции; связующее; массовыделе-ние; коэффициент выделения связующего.
P.A. Trofimov
ALLOCATION OF GLUTINOUS MATERIALS IN THE MULTILAYERED
STRUCTURES
Glutinous mass is strongly allocated at the initial stage of the production of multilayer composites. It is necessary for the adhesion of composite layers. Adhesion occurs during the polymerization of glutinous mass under the influence of temperature. The manufacturing process should be built depending on the particular allocation of glutinous mass for high-quality composite material. At least two factors (temperature and pressure) affect the amount of glutinous mass. Mathematical model of the allocation is received with their view, and method of estimating of the efficiency of industrial production for linking of layers is offered.
Composite materials; the multilayered structures; glue; the allocation of the mass; coefficient of allocation.
Ежегодно под требованием научно-технического прогресса увеличивается потребность в высокопрочных материалах. Одним из таких материалов являются многослойные композиционные материалы. Процесс их изготовления трудоемок и .
произведем оценку эффективности промышленного производства [2] для связующей составляющей многослойной конструкции (МК).
Пусть имеется несколько однотипных пропитанных связующим слоев, свернутых в полую цилиндрическую конструкцию [3, 5]. Эта конструкция в внешней боковой стороны подвергается термическому воздействию и жестко закреплена в форме, с внутренней поверхности на нее оказывается давление. Суть этих опера-