Научная статья на тему 'Опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «Общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1'

Опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «Общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / знание / практические навыки / право / коммуникативность / самосовершенствование / қҧзырлылық / білім / тәжірибелік дағдылар / қҧқықтық дағдылар / коммуникативтілік / ӛзін-ӛзі жетілдіру

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б Ш. Тукешева, С А. Краснова

В данной статье описан опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «общая медицина» с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство СРС») на кафедре внутренних болезней №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б Ш. Тукешева, С А. Краснова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

№1 ІШКІ АУРУЛАР КАФЕДРАСЫНДА 4 ЖӘНЕ 5 КУРС СТУДЕНТТЕРІНІҢ «ІШКІ АУРУЛАР» ПӘНІНЕН «ЖАЛПЫ МЕДИЦИНА» МАМАНДЫҒЫ БОЙЫНША БІЛІМІН БАҒАЛАУДА ҚҦЗЫРЛЫҒЫН ҚОЛДАНУ ТӘЖІРИБЕСІ

Бҧл басылымда білімді бағалауда компетентті бетбҧрысты қолдану тәжірбиесі сипатталған «Жалпы медицина» мамандығының «Ішкі аурулар пәні» бойынша 4 және 5 курс студенттеріне бес компетенцияның кӛмегімен («білім», «тәжірбиелік дағдылар», «коммуникативты дағдылар», «қҧқықтық компетенция немесе денсаулық адвокаты», «ӛзіндік жетілдіру СӚЖ») №1 ішкі аурулар кафедрасында.

Текст научной работы на тему «Опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «Общая медицина» на кафедре внутренних болезней №1»

УДК [61:616.1/.4:001]-057.875

Б.Ш. ТУКЕШЕВА, С.А. КРАСНОВА

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 4 И 5 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №1

В данной статье описан опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «общая медицина» с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство - СРС») на кафедре внутренних болезней №1.

Ключевые слова: компетенция, знание, практические навыки, право, коммуникативность, самосовершенствование.

Высшее образование за последние годы стало одним из главных государственных приоритетов во всем мире, в том числе в Республике Казахстан. В связи со вступлением нашего университета в Болонский процесс, произошли преобразования в медицинском и фармацевтическом образовании.

Методы оценки знаний и навыков обучающихся проводятся по компетенциям согласно:

- ГОСО РК 5.03.06-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль знаний в высших учебных заведениях» от 26.08.2006 г.

- Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся от 18 марта 2008 года,

- Приказа МОН РК № 125, с изменениями от 13 апреля 2010 года,

- Приказа МОН РК № 168, зарегистрированного в Министерстве юстиции РК от 17 мая 2010 г. № 6236. Внедренным новым ГОСО 2006 предусмотрена оценка конечных результатов обучения студентов с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство - СРС»). Согласно введенным изменениям в педагогике на смену традиционной методики 5-бальной оценки приходит дифференцированная 12-бальная оценка знаний, гарантирующая конечный результат - качество образования.

На нашей кафедре третий год, причем первый год по кредитной системе, обучаются студенты 4 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» по дисциплине «Внутренние болезни», на которую отведено 405 часов, из них лекции - 30 часов, практические занятия - 120 часов, самостоятельная работа студентов - 135 часов, СРСП - 120 часов, профессиональная практика (помощник врача-ординатора) - 36 часов. Занятия цикловые. Дисциплина «Внутренние болезни» на 4 курсе состоит из 9 кредитов (10 блоков-кардиология, гастроэнтерология, гематология, нефрология, ревматология, пульмонология, инфекционные болезни, фтизиатрия, эндокринология, дерматовенерология). Все эти кредиты распределены по восьми кафедрам и модулям.

На кафедре внутренних болезней №1 проводятся занятия по трем кредитам («Кардиология», «Гастроэнтерология», «Гематология». После окончания обучения по всем блокам, студенты сдают

интегрированный экзамен, состоящий из тестирования и ОСКЭ.

На нашей кафедре второй год обучаются студенты 5 курса (каз.яз, рус.яз) по элективным дисциплинам «Введение в кардиологию» и «Введение в гастроэнтерологию», в 2012-2013 учебном году элективные дисциплины стали интегрированными с кафедрой нутрициологии и курсом физиотерапии и лечебной физкультуры. На каждую элективную дисциплину было отведено по 90 часов, из них практические занятия - 60 часов, самостоятельная работа студентов - 30 часов, в 2012-2013 году - 3 кредита (135 часов).

С начала 2011-2012 учебного года на кафедре внедрен компетентный подход оценки знаний с помощью пяти компетенций, которые подробно описаны в рабочей программе и в силлабусе. Баллы за все компетенции фиксируются в учебном журнале на страницах с номерами, определенными ДУМР КазНМУ. 1. Когнитивные компетенции. У студента на кафедре формируются знания по:

• этиологии и патогенезу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;

• классификации, клиники, течению, осложнениям и прогнозу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;

• современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;

• современным принципам лечения распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний.

Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного интегрированного балла, причем этот балл складывается из нескольких:

- оценка исходного уровня знаний по тестам (20) в письменном виде, с последующей оценкой ответов, которые корригируются;

- обсуждение темы занятия (устный опрос);

- освоение практических навыков - курация тематических больных (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, физикальные данные, обоснование клинического диагноза, основные принципы лечения);

- участие в обходах (рисунок 1);

- разбор тематических больных.

Рисунок 1 - Компетенции «знания» (на обходе доцента)

Критерии оценки описаны в силлабусе и используются каждым преподавателем.

2. Операциональные компетенции. У студента на кафедре формируются практические навыки: - по кредиту «Кардиология»:

• правильно собрать жалобы и анамнез у больного;

• применить объективные методы обследования при заболеваниях сердечно - сосудистой системы;

• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях сердечно - сосудистой системы;

• составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях сердечно - сосудистой системы;

• оценить общее состояние, телосложение, состояние кожных покровов, слизистых, мышечной и костно -суставной систем;

• провести осмотр, пальпацию области сердца и сосудов, с определением проекции клапанной сердца на переднюю поверхность грудной клетки;

• выполнить перкуссию сердца с определением границ относительной и абсолютной сердечной тупости (Рис. 2);

• аускультативно определить характер тонов сердца, их соотношение в каждой выслушиваемой точке, состояние клапанов сердца (рис. 3);

• правильно по шагам измерить артериальное давление;

• правильно дать характеристику пульсу на периферических артериях;

• уметь интерпретировать ЭКГ, ЭхоКГ, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.

Рисунок 2 - Компетенции «практические навыки» (курация тематического больного)

- по кредиту «Гастроэнтерология»:

• правильно собрать жалобы и анамнез у больного;

• применить объективные методы обследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;

• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;

составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;

• выполнить пальпацию и перкуссию печени;

• выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;

• определить проекцию для проведения пальпации и перкуссии поджелудочной железы;

• уметь интерпретировать УЗИ органов брюшной полости, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.

- по кредиту «Гематология»:

• правильно собрать жалобы и анамнез у больного;

• применить объективные методы обследования при заболеваниях системы кроветворения;

• выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях системы кроветворения;

• составить план лечения больного при заболеваниях системы кроветворения;

• провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;

• выполнить пальпацию и перкуссию печени;

• выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;

• выполнить пальпацию периферических лимфатических узлов;

• уметь интерпретировать гемограмму и миелограмму.

Рисунок 3 - Компетенции «практические навыки» (тренинг в центре практических навыков)

Данная компетенция отрабатывается ежедневно при физикальном осмотре пациента, а оценивается и фиксируется в учебном журнале во время коллоквиума в часы СРСП в виде одного балла за один практический навык.

3. Аксиологические компетенции. У студента на кафедре формируются коммуникативные навыки:

• правильно познакомиться с пациентом;

• собрать анамнез у пациента (рис. 4);

• установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;

• умение работать в команде.

Рисунок 4 - Коммуникативные навыки у студентов (сбор анамнеза)

При оценке данной компетенции мы используем оценочный лист («Модель медицинского образования

Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова - коммуникативные навыки

выпускника» Под редакцией А.А. Аканова, О.М. Исиной, М.А. Асимова. 2011).

Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б.

ФИО студента_ №гр._

№ Навык Балл Макс.балл

1. Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения 10

2. Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения 10

3. Навык прогнозирования 8

4. Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам 10

5. Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом 10

6. Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами 10

7. Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли 10

8. Навык комментирования своих действий 10

9. Умение работать в интенсивном режиме 10

10 Навык совместного решения проблемы 12

ИТОГО: 100

Коммуникативные компетенции отрабатываются на каждом занятии. Оценочный лист заполняется по окончанию трех кредитов в часы СРСП и баллы отражается в учебном журнале.

4. У студента на кафедре формируются правовые компетенции (адвокат здоровья) путем изучения:

• кодекса здоровья РК (рисунок 5)

• основных приказов МЗ РК и Мин.Обр. РК

• основных положений организации службы гастроэнтерологии и кардиологии и здравоохранения в целом.

Рисунок 5 - «Адвокат здоровья» знакомство с Кодексом здоровья РК

Данная компетенция оценивается во время коллоквиума с помощью контрольного вопроса и фиксируется в учебном журнале.

5. У студента на кафедре развивается самосовершенствование: портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента) оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация больного, решение и составление ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и схем лечения, кроссвордов, презентация, написание реферата.

Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного балла по темам занятий (студент готовит один вариант СРС за все кредиты).

Рабочей программой предусмотрено во время занятий на кредитах «Кардиологии» и «Гастроэнтерологии» написание кураторского листа, для оценки которого разработаны критерии, прописанные в силвбусе. Рубежный контроль складывается из суммы баллов за каждую компетенцию (один из практических навыков, коммуникативная компетенция, правовая компетенция, СРС) и коллоквиума (1 контрольный вопрос по одной из тем кредита.

Подсчет рейтинга проводится простым сложения баллов за все компетенции_и высчитывается по формуле, описанной в силлабусе.

Таким образом, с 2011-2012 учебного года на кафедре внедрена и освоена компетентная оценка знаний

студентов 4 и 5 курсов по специальности «общая медицина». Именно такая оценка знаний позволила дифференцированно подходить к каждому студенту, выставляя баллы, расширен диапазон за счет компетенций и 12-бальной системы. Выводы:

1. Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет определить всестороннее развитие и образованность студента,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет дифференцированно подходить к каждому студенту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Компетенции в образовании : опыт проектирования //Сб. науч. трудов под ред. А.В.Хуторского. - М.: 2007.

2 Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика. - 2006. - №8. - С.57-62.

3 Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №1. - С.52-56.

4 Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. - М.:Сентябрь,2008.-176с. - (Биб-ка ж. «Директор школы». - 2008. - №5).

5 Дахин, А.Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций. - 2007.-№1. - С.84-100.

6 Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. - 2007. - №6(12). - 32с.

7 Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е. Исаева // Педагогика. - 2006. - №9. - С.55-60.

8 Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №4. - С.24-25.

9 Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика. - 2007.-№2. - С.42-49.

10 Пеняева, С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С.А. Пеняева //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №1. - С.11-14.

11 Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист. - 2007. - №3. - С.2-5; №4. - С.11-16.

12 Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании. - 2008. - №3. - C.21-26.

Б.Ш. ТУКЕШЕВА, С.А. КРАСНОВА

№1 1ШК1 АУРУЛАР КАФЕДРАСЫНДА 4 ЖЭНЕ 5 КУРС СТУДЕНТТЕР1Н1Н, «1ШК1 АУРУЛАР» ПЭН1НЕН «ЖАЛПЫ МЕДИЦИНА» МАМАНДЫЕЫ БОЙЫНША Б1Л1М1Н БАЕАЛАУДА ^УЗЫРЛЫЕЫН ^ОЛДАНУ ТЭЖ1РИБЕС1

Туйш: Б^л басылымда бiлiмдi багалауда компетентт бетб^рысты колдану тэжiрбиесi сипатталган «Жалпы медицина» мамандыгыныц «1шк аурулар пэы» бойынша 4 жэне 5 курс студенттерЫе бес компетенцияныц кемепмен («бЫм», «тэжiрбиелiк дагдылар», «коммуникативты дагдылар», «к^кыкты; компетенция немесе денсаулы; адвокаты», «езшдт жетiлдiру - С9Ж») №1 шш аурулар кафедрасында.

Туш^ сездер: к^зырлылык;, бЫм, тэжiрибелiк дагдылар, к^кыкты; дагдылар, коммуникативтiлiк, езiн-езi жетiлдiру

B.SH.TUKESHEVA, S.A.KRASNOVA

EXPERIENCE OF USING A COMPETENT APPROACH TO ASSESSING STUDENTS 4 AND 5 OF THE COURSE FOR THE SUBJECT "INTERNAL MEDICINE" SPECIALTY "GENERAL MEDICINE" AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL DISEASES № 1

Resume: This article describes the experience of a competent approach to assess the 4th-5th courses students' knowledge of the discipline "Internal Medicine", specialty "General Medicine" with the help of five competencies ("knowledge", "practical skills", "communication skills", "legal competence or a lawyer of health", "cultivator - self-study student") at the Department of Internal Medicine №1.

Keywords: competence, knowledge, skills, law, communication, self-perfection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.