8-10 классы
Приобретение опыта профессиональной деятельности следующих профессий: инженер-технолог швейных изделий, менеджер по работе с клиентами в сфере моды и красоты, дизайнер одежды через выполнение заданий, способствующих развитию умений визуализации идей, навыков креативного мышления на современном высокотехнологичном оборудовании (термопечать, лазер, вышивальная машина) и прикладном программном обеспечении (AutodeskAutoCAD, AdobePhotoshop, CorelDRAW)_
Профориентационный блицкурс «Арт-школа» проводится для обучающихся 8-10 классов на базе кафедры производственных технологий и техносферной безопасности ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им.
H. Ф. Катанова». Курс включает комплекс профессиональных проб профессиональной деятельности инженера-технолога швейных изделий, инженера-дизайнера, дизайнера сувенирной продукции, дизайнера компьютерной графики. Профессиональные пробы проводятся преподавателями вуза на специализированном высокотехнологичном оборудовании и на компьютерах со специализированным программным обеспечением. Все профессиональные пробы «завязаны» в один проект, осуществляемый в течение 12 часов, по окончании которого обучающиеся разрабатывают реальные, материальные дизайн-продукты профессиональной деятельности, которые в дальнейшем презентуют и выставляют на конкурс. Данный блицкурс помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами по интересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной и индивидуальной работы. Освоение блицкурса «Арт-школа» являются важным пунктом в резюме школьника и может быть полезным фактором при поступлении.
Школьникам, у которых сформировалась профессиональная направленность на профессии сферы сервиса, дизайна и лёгкой промышленности, рекомендуется продолжать обучение в профильных классах (например, инженерно-технических и физико-математических). Это даст возможность максимально с пользой подготовиться к поступлению и дальнейшему профессиональному обучению.
Важное место в профориентационной работе со школьниками на кафедре производственных технологий и техносферной безопасности Инженерно-технологического института ХГУ им. Н. Ф. Катанова занимает консультирование абитуриентов, планирующих поступление на инженерно-технические направления подготовки. Консультирование осуществляется на Днях открытых дверей, а также в рамках традиционного профориентаци-онного практико-ориентированного мероприятия «Инженерный квест».
Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженерно-технические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, в частности, на профиль бакалавриата «Технология швейных изделий».
Библиографический список
I. Развитие образования» на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации (принята Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Министерство образования и науки РФ [Офиц. сайт]. - URL: http:www.минобрнауки.рф/ документы/3409 (дата обращения: 08.10.2018).
2. Сорокина, О. А. Модель реализации профессионально-ориентированных проектных задач формирования инженерной компетентности будущих бакалавров / О. А. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: https://science-education.ru/article/view?id=25253 (дата обращения: 08.10.2018).
3. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.
© Белоусова А. К., 2019
УДК 377.02:004.92
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ «МАСТЕР МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Н. А. Васильева, Л. В. Юрьева
Техникум коммунального хозяйства и сервиса (г. Абакан)
В статье описывается опыт применения информационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере профессии «мастер мебельного производства». Сформулированы основополагающие принципы, на которых строится информационно-образовательная среда. Утверждается, что формирование и становление будущего профессионального работника невозможно без высокого уровня владения им современными информационными средствами и технологиями, обеспечивающими функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков.
Ключевые слова: информационные технологии, цифровые компетенции, кадровый потенциал, педагогические технологии, профессиональные компетенции, программные комплексы, 3D-визуализация.
Сфера образования является одной из ключевых и наиболее перспективных площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние.
Президентом РФ в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения - так называемой цифровой экономики. Для решения данной амбициозной задачи необходимы квалифицированные кадры [1].
Реализация поставленной задачи предполагает решение определённых приоритетных задач, стоящих перед профессиональным образованием, в частности СПО:
- оснащение цифровыми технологиями (программными комплексами);
- формирование модели цифровых компетенций (критическое и творческое мышление, инициативность и ответственность, инновационность и др.);
- модернизация системы образования как инструмента социального развития будущих квалифицированных кадров.
Современные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов предполагают такой уровень владения современными информационными средствами и технологиями, который мог бы обеспечить достаточную функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков. Поэтому особое внимание в педагогической науке уделяется именно информатизации образования, то есть процессу становления профессионала, способного полноценно жить и работать в условиях информационного общества.
В настоящее время идёт процесс быстрого развития и внедрения компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности. Особенно это проявляется в экономике, образовании. Компьютеризация влечёт за собой потребность в приобретении умения быстро и правильно получать, сохранять и передавать информацию, рационально её использовать. Этому способствует процесс информатизации образования, который представляет собой внедрение в образовательные учреждения информационных средств, информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
Одной из важнейших задач подготовки специалиста является освоение информационных технологий, которые позволят выработать стратегию эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
В настоящее время необходимость применения информационных технологий студентами определяется рядом основных факторов:
- развитие личности профессионала, создание профессионально-ориентированной среды;
- информационные технологии выступают в качестве содержания образования, то есть информационные технологии, - это то, чем надо овладеть для реализации эффективной профессиональной деятельности в условиях информатизации;
- построение единой концепции информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда (ИОС) - это информационная система, объединяющая посредством
сетевых технологий программные и технические средства, распространение и применение многокомпонентных распределённых и интегрированных баз данных знаний, ориентированных на образование.
Анализируя достоинства и недостатки существующих ИОС, мы сформулировали основополагающие принципы, на которых строится ИОС:
1. Многокомпонентность, которая включает в себя учебно-методические материалы, программное обеспечение, систему контроля знаний, технические средства, хранилища информации.
2. Интегральность. Информация, входящая в ИОС, должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в определённой области, определяемых профилями подготовки будущих профессионалов, иметь выход на региональный, федеральные уровни.
3. Адаптивность. Информационно-образовательная среда должна позволять модифицировать информационное ядро, адекватно отражая потребности рынка труда с точки зрения кадрового потенциала.
Современные информационные технологии открывают широкие перспективы для визуализации и интерактивности учебного процесса. Применение графических объектов в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации студентам и повысите уровень её понимания, но и способствует развитию таких важных дляспециалистов из любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное чутьё, образное мышление [2].
Таким образом, визуальное представление материала в концепции информационно-образовательной среды следует понимать не только как насыщение учебного материала сопутствующим графическим приложением, но и как повышение интереса к будущей профессии.
Рассмотрим применение информационных технологий на примере профессионального модуля по профессии «Мастер мебельного производства». Обучение по данному модулю с использованием 3D-визуализации существенно повысило мотивацию студентов к самому процессу образования и интерес к будущей профессии.
Чтение лекционного материала, проведение практических, лабораторных занятий с применением иллюстрации технологических процессов, сложных соединений в формате визуализации облегчает понимание учебного материала и позволяет расширить абстрактное мышление.
Внедрение 3D-визуализации в учебный процесс, а именно таких программ, как PROlOO, CUTTING, БАЗИС-Мебельщик облегчает восприятие обучающимися всех нюансов конструирования мебели, у них появляется интерес освоить графические программы и технологию работы в них. Умение работать в трёхмерном пространстве - одно из требований современных работодателей к высокопрофессиональным кадрам. Эти профессиональные программы для проектирования, производства и дизайна корпусной мебели позволяют быстро создать изделие любой степени сложности, получить полный пакет конструкторской и технологической документации и клиентских отчётов, представить заказчику фотореалистичное изображение его будущего проекта и передать данные на станки с ЧПУ.
Сам процесс моделирования будущего изделия весьма увлекателен и даёт знания, вырабатывает умения и навыки его грамотного представления в натуре, ведь выполненная в трёхмерном пространстве цифровая модель является реальностью. В процессе создания цифрового аналога изделия студент в полном объёме овладевает всеми тонкостями своей будущей профессии.
При разработке конструкции мебели студенты применяют программу PRO100, которая позволяет использовать компьютерное моделирование, что облегчает проектирование и дизайнерскую работу. Создаётся трехмерный объект, который можно вписать в интерьер помещения, где будет стоять мебель, экспериментировать с формами, подобрать материал, его цвет соответственно дизайнерскому решению (рис. 1, 2, 3), рассчитать конечную стоимость изделия. Программа также позволяет проектировать сложные детали с любым радиусом кривизны, со скошенными элементами и вырезами. Объекты можно перемещать, вращать вокруг своей оси, определять расстояние между ними и делать привязки. Предусмотрена возможность менять отдельные элементы (ручки и др.), подбирать текстуру и цвет, отображать окружающую среду в 3D-измерении. Возможна мгновенная визуализация в нескольких вариантах, с оценкой стоимости и созданием отчётов.
Рис. 1. ЗD-визуализация изделия в программе PROIOO
J PROIM - OVtmrrQBO.............. ]_>_ : .1.' ^:г I016 Olli Оде .'I f, ¿г- .u (.—ц- :> _
Фэ4л Прлаш Вил Элшьсг Имсгрумцггм L
1 й u а; вь Р *> Diissaaa :
Рис. 2. Подбор цветовой гаммы изделия в программе PRO 100
Рис. 3. Конструктивные элементы изделия в программе PRO100
Данная программа позволяет успешнее работать с заказчиком, то есть заказчик может выбрать уже имеющиеся раннее разработанные варианты, рассмотреть вновь предложенный приемлемый для него вариант.
Одной из немаловажных составляющих в процессе сборки изделия и определения его стоимости является правильный раскрой. Для раскроя материала используется программа CUTTING, предназначенная для оптимального раскроя материала на прямоугольные или линейные детали. В основу программы положен уникальный, высокоскоростной алгоритм, позволяющий быстро произвести раскрой с минимальными отходами (рис. 4). Можно рассмотреть несколько вариантов раскроя и выбрать приемлемый.
Рис. 4. Раскрой материала в программе CUTTING
Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии, а именно программные комплексы на основе 3D-визуализации конструктивных элементов позволяют не только доступно и качественно объяснить на занятиях весь технологический процесс сборки мебели, но и на глазах у аудитории разработать его, повращать, рассмотреть со всех сторон.
Моделирование мебельного изделия в SD-формате даёт студентам многогранные знания, умения и навыки:
- овладеть современными графическими программами;
- сформировать навыки грамотного подхода к технологическому процессу создания изделия, его конструктивных элементов;
- обрести уверенность в своих профессиональных знаниях;
- мотивировать студентов к будущей профессиональной деятельности.
Проследив внедрение средств 3D-визуализации (информационных технологий) в учебный процесс среднего профессионального образования, можно отметить, что благодаря информационным технологиям открываются новые возможности в подготовке конкурентно способного профессионала на рынке труда.
Библиографический список
1. Шмелькова, Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л. В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. - № 8 - 320 с.
2. Баранова, Н. Г. Роль и место современных информационных технологий в системе профессиональное образования: проблемы и перспективы развития / Н. Г. Баранова. - Пермь, 2014. - 543 с.
3. Лямина, К. М. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе среднего профессионального образования / К. М. Лямина // Молодой учёный. - 2017. - № 8. - С. 351-353. - URL: https://moluch.ru/archive/142/40002/ (дата обращения: 19.10.2018).
© Васильева Н. А., Юрьева Л. В., 2019
УДК 378.02(076)
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
С. А. Великасов, Е. С. Дернович, Н. Н. Кондрат
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена применению компетентностного подхода к обучению в техническом вузе. Перечислены условия формирования компетентности студентов в области математики. Указаны проблемы, возникающие при изучении дисциплин математического цикла. Определены требования при формировании комплекса задач по математическим дисциплинам.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции выпускника, ФГОС высшего образования, математическая компетентность, процесс обучения.
Как известно, главной целью высшего образования является подготовка высококлассных специалистов, владеющих на высоком уровне своей профессией, способных к производительной работе по специальности, конкурирующих на современном рынке труда, стремящихся к профессиональному росту и профессиональной мобильности, ответственных за результаты своей профессиональной деятельности.
Предъявляемые профессиональными стандартами и федеральными государственными стандартами требования к результатам образования ориентируют на применение компетентностного подхода к обучению будущих специалистов, в том числе и в инженерно-технических вузах. Выпускник инженерно-технического вуза должен не только показывать значительный объём специальных знаний, но и уметь применять их в процессе будущей профессиональной деятельности, обладать определёнными профессиональными компетенциями. При определении качества подготовки специалиста рассматривается уровень сформированности необходимых профессиональных компетенций.
Студент, обучаясь в вузе, осваивая необходимый объём профессиональных знаний и умений, должен систематически выполнять профессионально-ориентированные задания, что, несомненно, позволяет сформировать всю совокупность специальных компетенций и достичь ориентируемого уровня профессиональной компетентности, которое от него требуется.
В соответствии с ФГОС ВО математическая компетенция является одной из основных компетенций выпускника технического вуза, что обусловливает необходимость её формирования в процессе изучения математических дисциплин. Сегодня под математической компетентностью понимается такая совокупность личностных качеств студента (знаний, умений, навыков, способностей), которая позволяет ему эффективно их использовать в будущей профессиональной деятельности.
Процесс формирования математической компетентности студентов начинается с выполнения следующих условий:
- основательная общеобразовательная математическая база абитуриента, проходящего математическую подготовку практически на всех курсах обучения в техническом вузе;
- оптимальное соотношение времени, отводимого на освоение содержания математического курса, и объёма математических дисциплин в техническом вузе;
- высокая мотивированность студентов к изучению математических дисциплин;
- обладание достаточными навыками самостоятельной учебной работы;
- наличие преподавателей с высокой степенью педагогической компетентности;
- высокий уровень методического и технического обеспечения процесса обучения и многое другое. При этом следует отметить существование следующих проблем: