Научная статья на тему 'Опыт применения горнотранспортного оборудования Катерпиллар в холодных условиях'

Опыт применения горнотранспортного оборудования Катерпиллар в холодных условиях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения горнотранспортного оборудования Катерпиллар в холодных условиях»

© Л.В. Жуков, 2008

Л.В. Жуков

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯКАТЕРПИЛЛАР В ХОЛОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Условия применения горнотранспортного оборудования в Якутии имеют характерные особенности, как продолжительный сезон низких температур, большие суточные колебания температуры, достаточно высокие температура в летний период, затрудненная и дорогостоящая логистика, зачастую недостаточная инфраструктура для проведения обслуживания и ремонтов, большие накладные расходы из-за удаленности. К этому можно добавить сезонность работ.

Оборудование, используемое в таких условиях, должно отличаться конструктивной надежностью, высоким ресурсом наработки компонентов, развитой системой диагностики, топливной экономичностью. Используемые рабочие жидкости должны соответствовать условиям эксплуатации. С другой стороны, система технического обслуживания и ремонтов оборудования должна обеспечивать высокий коэффициент технической готовности и «предсказуемость» ремонтов. Все вместе является необходимой составляющей снижения стоимости перевозимой тонны породы.

Богатый опыт применения оборудования "КАТЕРПИЛЛАР» в условиях Якутии накоплен в алмазодобывающей компании «АК АЛРОСА». Компания использует оборудования «КАТЕРПИЛЛАР» с 1985 года. На сегодняшний день на предприятиях компании работает 162 единиц оборудования «Катерпиллар», в том числе карьерные самосвалы 785 (номинальной грузоподъемностью 136 т), 777Б (номинальной грузоподъемностью 91 т), бульдозеры Б9Я (мощностью 410 л.с.), колесные бульдозеры 824 и 834, фронтальные погрузчики 980в и 988в и Н, 992в, гидравлические экскаваторы 325 (рабочая масса 27 т), 5130 (рабочая масса 180 т, вместимость ковша 10.5 куб. м).

237

Значительный опыт был накоплен при эксплуатации самосвалов 785 на карьере Удачный, в уникальных условиях эксплуатации. Глубина карьера составляет 600 м. В годы интенсивной отработки карьера 1991-2000 гг., парк автосамосвалов КАТ-785 насчитывал 76 единиц. Жизнь самосвалов оказалась долгой. Если в 1995 году нормативный пробег до списания составлял 350 000 км, то потом, базируясь на состоянии парка, пробег был увеличен до 750 000 км, а на настоящий момент ведутся разговоры об увеличении его до 1 000 000 км.

Такие успешные результаты были достигнуты благодаря совместной работе компаний «Катерпиллар» и «АК АЛРОСА», что включало в себя доработку комплектации самосвалов, совместную деятельность офиса «Катерпиллар» в Удачном и АТТ-3 по техническому обслуживанию парка.

Несколько слов о модификации. Хорошо зарекомендовали себя рама, изготовленная из низколегированной стали и отличающаяся ремонтопригодностью, кузов, специальная форма которого предупреждает преждевременный износ (порода скатывается по породе, а не соскальзывает по металлу кузова). В качестве дополнения к стандартной комплектации использовались система пневматического запуска двигателя, что позволило избежать использования аккумуляторных батарей, система предварительной смазки двигателя перед запуском, что увеличивало долговечность двигателя, системы управления вентилятором охлаждения двигателя (вентилятор «Флексэйр» или термостатическая муфта привода вентилятора «Рокфорд») что предупреждает переохлаждение двигателя и снижает потребление топлива, арктические уплотнители цилиндров подвесок и гидроаккумуляторов, подогревателей топлива, что позволяло избегать парафинирования на фильтрах, топливные фильтры с влагоотделителем.

Конструктивная надежность агрегатов вкупе с налаженной в АТТ-3 системой обслуживания и ремонтов позволили добиться высокого коэффициента технической готовности парка и большой наработке агрегатов до ремонта, например, двигателя 20000-25000 моточасов, трансмиссии 18000-20000 моточасов, бортовых передач и дифференциалов 14000-18000 моточасов. Широко использовался метод заводского восстановления двигателей (на заводе «Катерпиллар»).

238

Нельзя не отметить высокую топливную экономичность двигателя «Катерпиллар» в Удачинском ГОКе (порядка 96 г/т км). Для сравнения, в Ковдорском ГОКе (подъем 400 м) расход топлива составляет 92 г/т км.

Опыт Удачинского ГОКа был использован при поставке оборудования для Нюрбинского ГОКа. Учитывая отдаленность и практически полное отсутствие условий для обслуживания и ремонта оборудования на строящемся ГОКе, был выбран «самый живучий» самосвал «Катерпиллар» - 777D. В качестве погрузочных средств были выбраны погрузчики и экскаваторы «Катерпиллар» с вместимостью ковша 10.5 куб. метров об оснащенные таким же двигателем «Катерпиллар», как и самосвалы, что позволило добиться унификации поставляемых запасных частей и расходных материалов.

Условия оказались нелегкими. Вначале эксплуатации пришлось освоить обслуживание и ремонт экскаваторов в зимних условиях с использованием тентов из парашютного шелка и тепловых пушек, применение арктических консистентных смазок и теф-лоновых шлангов для системы смазки. Наилучшим образом себя зарекомендовали консистентные смазки Arctic Platinum, а также масла для гидросистемы 10W TDTO.

Несмотря на трудности, наработки узлов и агрегатов оказались ничуть не хуже, чем в условиях Удачинскаго ГОКа. Способствовало этому и организация сервисного поста «Катерпиллар» непосредственно на месте эксплуатации оборудования.

Высокая надежность данных самосвалов подтверждена и опытом эксплуатации их на месторождении «Олимпиада», компании «Полюс». Минимальные температуры на месторождении достигают -55 градусов по Цельсию, причем период с температурой минус 40-45 градусов составляет 1-1.5 месяца. Годовая наработка самосвалов составляет порядка 7500 моточасов в год, средний расход топлива 96-106 г/т км. Наработка двигателя до капремонта составляет 20000-25000 моточасов, трансмиссии 18000-22000 моточасов, бортовых передач и дифференциалов - 16000-18000 моточасов. Среднегодовая наработка 7567 моточасов (коэф использования 0.86) по 15 первым самосвалам, запущенным в эксплуатацию 8.5-9 лет назад. За этот период каждый самосвал в среднем наработал 69216 моточасов.

239

Структура эксплуатационных годовых затрат по 1-му самосвалу КАТЕРПИЛЛАР 777D

Структура эксплуатационных затрат показывает, что, с одной стороны, затраты на запасные части сравнительно невелики, а экономия топлива оказывает значительный эффект на снижение стоимости перемещения тонны груза.

На самосвалах, работающих на Олимпиаднинском месторождении, были опробованы в зимних условиях системы повышения тягового усилия, которые себя прекрасно зарекомендовали при работе на скользкой дороге.

Высокие результаты эксплуатации были бы невозможны без налаженной системы сервисного обслуживания. Инженеры компании «Катерпиллар» и «Восточная Техника» оказывали консультативную поддержку на Олимпиаднинском месторождении, помогали планировать ремонты и координировали заказ запасных частей, с тем, чтобы нужные запчасти были доставлены в срок и наиболее дешевым видом транспорта.

Бульдозерная техника «Катерпиллар» хорошо известна на Севере. По настоящее время Заполярный филиал компании «Норильский Никель» использует бульдозеры D9L, которые были запущены в эксплуатацию более 18 лет назад. Причина такого долголетия - заложенная производителями конструктивная прочность и надежность машин. Радует то, что и по сегодняшний день эта компа-

240

ния продолжает приобретать бульдозеры «Катерпиллар». В условиях Крайнего Севера хорошо зарекомендовала себя ходовая часть бульдозеров, снабженная специальными уплотнителями, надежный и экономичный двигатель, системы управления вентилятором охлаждения двигателя (вентилятор «Флексэйр» или термостатическая муфта привода вентилятора, «Рокфорд»), необслуживаемые аккумуляторные батареи «Катерпиллар» для холодных условий эксплуатации, арктические шланги гидравлической системы, подогреватели топлива и сепараторы воды. Полезной опцией является независимый подогреватель системы охлаждения двигателя позволяющий поднять температуру охлаждающей жидкости перед запуском двигателя и предпусковая смазка двигателя, позволяющая уменьшить негативные последствия холодных запусков и турбинный воздушный фильтр.

Так же комплектуются и бульдозеры БШИ/Т, которые успешно работают в компаниях «Золото Ыныкчана» и «Инвест Уголь» (Нерюнгри). Следует отметить, что новые двигатели «Катерпиллар» серии С, использующие технологию ЛСЕЯТ, отличаются еще большей экономичностью.

Экскаваторы «Катерпиллар» 330БЬ используются в районе Витима компанией «Сургутнефтегаз». Компания «Сибтрубопро-водстрой» также использовала в Якутии экскаваторы «Катерпиллар» 325С. Следуя своему принципу - быть рядом с заказчиком, компания «Восточная Техника» открыла сервисный пункт в поселке Витим.

Таким образом, компанией «Катерпиллар» убедительно доказана высокая работоспособность техники в холодных условиях, в частности, в условиях Якутии, а дилером компании «Катерпиллар» - компанией «Восточная Техника» - опыт создания системы послепродажного технического обслуживания в Якутии, ^гттп

— Коротко об авторе -

Жуков Л.В. - кандидат технических наук, ООО «Восточная Техника», г. Новосибирск.

© Е.В. Захаров, А.С. Курилко,

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.