Научная статья на тему 'Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены»'

Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
венозный доступ / подключичная вена / клиническая ординатура / объективный структурированный клинический экзамен / первичная специализированная аккредитация / аттестация в анестезиологии / практические навыки / venous access / subclavian vein / clinical residency / objective structured clinical examination / primary specialized accreditation / certification in anesthesiology / practical skills

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Р Е. Лахин, А А. Андреенко, Е Ю. Струков, Л В. Арсентьев, В И. Шаталов

В 2020 г. началась первичная специализированная аккредитация слушателей, получивших образование по специальности «анестезиология-реаниматология». Одна из станций — «Катетеризация центральной вены». Обеспечение сосудистого доступа с помощью катетеризации центральных вен входит в перечень навыков профессионального стандарта врача-анестезиолога-реаниматолога. Цель исследования. Анализ опыта второго этапа первичной специализированной аккредитации на станции «Катетеризация центральной вены». Материал и методы. К сдаче практических навыков в симулированных условиях допущены 10 слушателей. Прием практического навыка на станции осуществляли с помощью оценочных средств паспорта станции «Катетеризация центральной вены», представленного в материалах методического центра аккредитации специалистов. Пункцию подключичной вены выполняли на фантоме. Подтверждение успешного или неудачного попадания фиксировали наглядно: при пункции вены в шприц аспирировали имитатор крови синего цвета, при пункции артерии — красного. Фиксировали время прохождения станции от момента входа, ошибки, допущенные слушателем. Результаты. В регламент практических действий уложились не все слушатели. С учетом первого опыта мы разрешали слушателям продолжить выполнение станции даже после команды «Перейдите на следующую станцию». В этом случае промежуток времени равен периоду работы станции (10 минут). Основной ошибкой у слушателей стало нарушение правил асептики и антисептики, а в одном случае — принципиальное нарушение последовательности действий. Выводы. Опыт второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов при оценке практических навыков (умений) в симулированных условиях на станции «Катетеризация центральной вены» показал, что содержание чек-листа требует оптимизации. Предложенные изменения (изменение брифинга, уменьшение затрат времени на подготовительный этап, переведение некоторых пунктов в проговаривание) позволят сэкономить около 2—3 мин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Р Е. Лахин, А А. Андреенко, Е Ю. Струков, Л В. Арсентьев, В И. Шаталов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first experience of taking of practical skills at “Catheterization of the central vein” station during primary specialized accreditation in post-training residents

Background. In 2020, primary specialized accreditation of residents for Anesthesiology-intensive care program was initiated. One of the stations is “Catheterization of the central vein”. Providing of venous access via central vein catheterization is included in professional standard list of skills of specialists for anesthesiology and intensive care. Objective. To analyze an experience of the second stage of primary specialized accreditation at “Catheterization of the central vein” station. Material and methods. There were 10 residents admitted to practical skills examination. It was proceeded by routine equipment described in the “Catheterization of the central vein” station passport. Subclavian vein catheterization was performed using a phantom. Verification of successful puncture was detected by sight: vein puncture was followed by aspiration of blue liquid, arterial puncture — red liquid. We fixed time of passing the station and missteps made by residents. Results. Not all residents respected station timeframe. Considering the first experience, we permitted to continue passing the station even after the command “Proceed to the next station”. In this case, station working period was 10 minutes. The most common mistakes were aseptic and antiseptic failure and incorrect sequence of actions in one case. Conclusion. The second step of primary specialized accreditation at “Catheterization of the central vein” station demonstrated the necessity of checklist optimization. The proposed changes (briefing adaptation, less time for preparation phase, switching of some paragraphs to verbal form) can save 2-3 minutes.

Текст научной работы на тему «Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены»»

Анестезиология и реаниматология 2021, №4, с. 105-109

https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2021041105

Russian Journal of Anaesthesiology and Reanimatology

2021, No. 4, pp. 105-109 https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2021041105

Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены»

© Р.Е. ЛАХИН, А.А. АНДРЕЕНКО, Е.Ю. СТРУКОВ, Л.В. АРСЕНТЬЕВ, В.И. ШАТАЛОВ, А.В. ЩЕГОЛЕВ

В 2020 г. началась первичная специализированная аккредитация слушателей, получивших образование по специальности «анестезиология-реаниматология». Одна из станций — «Катетеризация центральной вены». Обеспечение сосудистого доступа с помощью катетеризации центральных вен входит в перечень навыков профессионального стандарта врача-анестезиолога-реаниматолога.

Цель исследования. Анализ опыта второго этапа первичной специализированной аккредитации на станции «Катетеризация центральной вены».

Материал и методы. К сдаче практических навыков в симулированных условиях допущены 10 слушателей. Прием практического навыка на станции осуществляли с помощью оценочных средств паспорта станции «Катетеризация центральной вены», представленного в материалах методического центра аккредитации специалистов. Пункцию подключичной вены выполняли на фантоме. Подтверждение успешного или неудачного попадания фиксировали наглядно: при пункции вены в шприц аспирировали имитатор крови синего цвета, при пункции артерии — красного. Фиксировали время прохождения станции от момента входа, ошибки, допущенные слушателем.

Результаты. В регламент практических действий уложились не все слушатели. С учетом первого опыта мы разрешали слушателям продолжить выполнение станции даже после команды «Перейдите на следующую станцию». В этом случае промежуток времени равен периоду работы станции (10 минут). Основной ошибкой у слушателей стало нарушение правил асептики и антисептики, а в одном случае — принципиальное нарушение последовательности действий.

Выводы. Опыт второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов при оценке практических навыков (умений) в симулированных условиях на станции «Катетеризация центральной вены» показал, что содержание чек-листа требует оптимизации. Предложенные изменения (изменение брифинга, уменьшение затрат времени на подготовительный этап, переведение некоторых пунктов в проговаривание) позволят сэкономить около 2—3 мин.

Ключевые слова: венозный доступ, подключичная вена, клиническая ординатура, объективный структурированный клинический экзамен, первичная специализированная аккредитация, аттестация в анестезиологии, практические навыки.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лахин Р.Е. — https://orcid.org/0000-0001-6819-9691; e-mail: [email protected]

Андреенко А.А. — https://orcid.org/0000-0002-5542-9280

Струков Е.Ю. — https://orcid.org/0000-0001-5041-1201

Арсентьев Л.В. — https://orcid.org/0000-0002-5886-9900

Шаталов В.И. — https://orcid.org/0000-0002-2351-0391

Щеголев А.В. — https://orcid.org/0000-0001-6431-439X

Автор, ответственный за переписку: Лахин Р.Е. — e-mail: [email protected] КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Лахин Р.Е., Андреенко А.А., Струков Е.Ю., Арсентьев Л.В., Шаталов В.И., Щеголев А.В. Опыт приема практических навыков первичной специализированной аккредитации выпускников клинической ординатуры на станции «Катетеризация центральной вены». Анестезиология и реаниматология. 2021;4:105-109. https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2021041105

The first experience of taking of practical skills at "Catheterization of the central vein" station during primary specialized accreditation in post-training residents

© R.E. LAKHIN, A.A. ANDREENKO, E.YU. STRUKOV, L.V. ARSENTIEV, V.I. SHATALOV, A.V. SHCHEGOLEV Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg, Russia

Background. In 2020, primary specialized accreditation of residents for Anesthesiology-intensive care program was initiated. One of the stations is "Catheterization of the central vein". Providing of venous access via central vein catheterization is included in professional standard list of skills of specialists for anesthesiology and intensive care.

Objective. To analyze an experience of the second stage of primary specialized accreditation at "Catheterization of the central vein" station.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России, Санкт-Петербург, Россия

РЕЗЮМЕ

ABSTRACT

Material and methods. There were 10 residents admitted to practical skills examination. It was proceeded by routine equipment described in the "Catheterization of the central vein" station passport. Subclavian vein catheterization was performed using a phantom. Verification of successful puncture was detected by sight: vein puncture was followed by aspiration of blue liquid, arterial puncture — red liquid. We fixed time of passing the station and missteps made by residents.

Results. Not all residents respected station timeframe. Considering the first experience, we permitted to continue passing the station even after the command "Proceed to the next station". In this case, station working period was 10 minutes. The most common mistakes were aseptic and antiseptic failure and incorrect sequence of actions in one case.

Conclusion. The second step of primary specialized accreditation at "Catheterization of the central vein" station demonstrated the necessity of checklist optimization. The proposed changes (briefing adaptation, less time for preparation phase, switching of some paragraphs to verbal form) can save 2-3 minutes.

Keywords: venous access, subclavian vein, clinical residency, objective structured clinical examination, primary specialized accreditation, certification in anesthesiology, practical skills.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Lakhin R.E. — https://orcid.org/0000-0001-6819-9691; e-mail: [email protected]

Andreenko A.A. — https://orcid.org/0000-0002-5542-9280

Strukov E.Yu. — https://orcid.org/0000-0001-5041-1201

Arsentiev L.V. — https://orcid.org/0000-0002-5886-9900

Shatalov V.I. — https://orcid.org/0000-0002-2351-0391

Shchegolev A.V. — https://orcid.org/0000-0001-6431-439X

Corresponding author: Lakhin R.E. — e-mail: [email protected]

TO CITE THIS ARTICLE:

Lakhin RE, Andreenko AA, Strukov EYu, Arsentiev LV, Shatalov VI, Shchegolev AV. The first experience of taking of practical skills at "Catheterization of the central vein" station during primary specialized accreditation in post-training residents. Russian Journal of Anaesthesiology andReanimatology = Anesteziologiya iReanimatologiya. 2021;4:105-109. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/anaesthesiology2021041105

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности на территории нашей станы имеют лица, получившие медицинское образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [1]. В 2020 г. медицинское образование вышло на новый уровень — началась первичная специализированная аккредитация слушателей, получивших образование по специальности «анестезиология-реаниматология» [2]. Первичная специализированная аккредитация проходит в несколько этапов. Оценка наиболее важных практических навыков (умений) для работы врача-анестезиолога-реаниматолога в симулированных условиях является частью второго этапа, в который входит еще и оценка ответов на ситуационные задачи [3]. Среди основных пяти станций есть и станция «Катетеризация центральной вены» [4]. Обеспечение сосудистого доступа с помощью катетеризации центральных вен входит в перечень навыков профессионального стандарта врача-анестезиолога-реаниматолога и является важной, зачастую жизнеспасающей процедурой [5—9].

Цель исследования — анализ опыта второго этапа первичной специализированной аккредитации на станции «Катетеризация центральной вены».

Материал и методы

Второй этап первичной специализированной аккредитации специалистов с высшим образованием по специальности «анестезиология-реаниматология» в виде оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях проводили на базе симуляционного центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Оценка практи-

ческого навыка на станции «Катетеризация центральной вены» состоялась 21 декабря 2020 г. К сдаче практических навыков допущены 10 слушателей. Прием практического навыка на станции осуществляли с помощью оценочных средств паспорта станции «Катетеризация центральной вены», представленного в методическом центре аккредитации специалистов [4].

Рабочее место аккредитуемого подготовлено в соответствии с паспортом станции «Катетеризация центральной вены». Пункцию подключичной вены выполняли на фантоме, представляющем собой верхнюю половину туловища. При проведении манипуляции подтверждение успешного или неудачного попадания фиксировали наглядно: при пункции вены в шприц аспирировался имитатор крови синего цвета, при пункции артерии — красного. Фиксировали время прохождения станции от момента входа (команда «Войдите на станцию и озвучьте свой логин») и ошибки, допущенные слушателем. Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.0. Описание полученных данных представляли в виде M (SD) для среднего значения и стандартного отклонения

Результаты

Как показал опыт работы на станции «Катетеризация центральной вены», в регламент практических действий 9 мин уложились не все слушатели (табл. 1). С учетом первого опыта мы разрешали слушателям продолжить выполнение станции даже после команды аккредитуемому «Перейдите на следующую станцию». В этом случае с учетом времени подготовки станции промежуток времени был равен периоду работы станции (10 мин). Следующий слушатель начинал работу при команде «Ознакомьтесь с заданием станции».

Таблица 1. Время прохождения станции слушателями и допущенные ими ошибки Table 1. Time of station passing and mistakes

Слушатель Время (мин) Замечания

Слушатель 1 10 Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 2 10 Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 3 7,75 Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 4 8,75 Принципиальное нарушение последовательности действий

Слушатель 5 13,1 Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 6 10 Нарушение правил асептики и антисептики

Слушатель 7 10 Нет замечаний

Слушатель 8 8 Нет замечаний

Слушатель 9 11 Нет замечаний

Слушатель 10 9 Нарушение правил асептики и антисептики

Среднее время М (ЗО) 9,76 (0,49) —

Основной ошибкой слушателей стало нарушение правил асептики и антисептики, а в одном случае — принципиальное нарушение последовательности действий.

Обсуждение

Время, затрачиваемое на прохождение станции, оказалось больше выделенного регламента, несмотря на предварительные тренировки слушателей на станции. Поскольку выход за пределы 9 мин (0,5 мин ознакомления с заданием + 8,5 мин работы на станции) стал наиболее важной проблемой, вопрос оптимизации продолжает оставаться актуальным.

За счет оптимизации каких позиций чек-листа можно сэкономить время? В первую очередь предлагаем изменить информацию (брифинг) для аккредитуемого. В нем уже сказано: «Вы — врач-анестезиолог-реаниматолог. Пациенту А. 45 лет предстоит плановая операция резекции 2/3 желудка по поводу онкологического заболевания. Проведено обследование пациента. Для проведения инфузионно-трансфу-зионной терапии принято решение катетеризировать подключичную вену. Противопоказаний нет. Получено письменное добровольное информированное согласие пациента на проведение процедуры катетеризации подключичной вены. Пациент уложен в положение для катетеризации правой подключичной вены. Пациент подключен к монитору: ритм синусовый, ЧСС 100 уд/мин, АД 130/80 мм рт.ст., 8а02=98%». Предлагаем добавить: «На вас надеты шапочка, маска, защитные очки, нестерильные перчатки». Считаем это предложение целесообразным, поскольку при современной эпидемической обстановке осмотр пациента с пальпацией без перчаток и маски является эпидемиологическим нарушением [10, 11]. Соответственно, пункты 5 и 7 чек-листа предлагаем убрать, и слушатель не будет тратить время на их выполнение. Существенные траты времени приходятся на подготовительный этап, и именно за счет этого этапа можно дополнительно сэкономить время (табл. 2). По имеющемуся чек-листу осмотр и проверка оснащения должны проходить в несколько кругов: на первом проверяем наличие, на втором — сроки годности, а на третьем нужно еще и широко открывать все упаковки, как-то размещая их в нестерильной зоне. Предлагаем проверку наличия и сроков годности (пункты 3 и 4 чек-листа) совместить, что позволит сэкономить примерно полминуты, и проводить эту проверку первым пунктом станции, а подготовку к работе с широким открытием набора с центральным венозным катетером, набора для катетеризации цен-

тральных вен, упаковки со стерильными перчатками, упаковки со стерильным лотком, упаковки с колпачком (при его наличии) заменить указанием конфедерату о подготовке набора для катетеризации центральных вен — это сэкономит еще около одной минуты.

Должна получиться следующая последовательность: слушатель вошел на станцию, осмотрел и проверил оснащение, дал указание о накрытии столика и подготовке набора для катетеризации (объединяем пункты 6 и 11 чек-листа и передаем в исполнение конфедерату), и, пока конфедерат накрывал столик, слушатель пошел осматривать пациента, после осмотра снял нестерильные перчатки, обработал руки гигиеническим способом, обработал руки хирургическим способом, надел стерильный халат, стерильные перчатки и подошел к стерильному столику для начала обработки места пункции и окончательной подготовки набора (подготовки проводника, промывания катетера, коннек-ции игл и шприцев).

Пункт 21 чек-листа спорный. Во-первых, предложение «Удобно расположил пункционную иглу со шприцем, проводник, катетер и два шарика, не нарушая стерильности» непонятно, как оценивать. Кому удобно? Как бы слушатель не расположил, он может сказать, что именно так ему удобно. Во-вторых, есть противники размещения иглы, проводника и катетера в стерильной зоне на пациенте, поскольку в случае шевеления или движения пациента все это упадет на пол, соответственно, они отстаивают позицию, что все инструменты и устройства должны оставаться на столике. Предлагаем пункт 21 убрать.

Процедуру самой пункции и катетеризации предлагаем не менять, она достаточно выверена, однако несколько процессов после катетеризации требуют уточнения. Для экономии времени и повышения длительности работоспособности манекенов предлагаем пункты 36 («Зафиксировал катетер»), 37 («Наклеил асептическую наклейку на место стояния катетера»), 38 («Правильно утилизировал используемый инструментарий») перевести в проговаривание (сказал) (см. табл. 2).

Обращает на себя внимание, что некоторые ошибки, способные в практической деятельности повлиять на процедуру пункции и катетеризации центральной вены, оценить невозможно, поскольку формально слушатель элемент выполнил, но выполнил его с ошибкой, или сделал что-то, что в рамках чек-листа не отражено, или перепутал последовательность действий. Поэтому предлагаем ввести в чек-лист три пункта, которые отражают эти ошибки: «Совершал критические ошибки» (принципиальные наруше-

Таблица 2. Позиции чек-листа и предлагаемые изменения Table 2. Checklist paragraphs and the changes proposed

Позиция Действие аккредитуемого лица по чек-листу Предлагаемые изменения

1 Осмотрел пациента и нашел основные анатомические ориентиры Не изменяем

2 Обработал руки гигиеническим способом (сказал) Не изменяем

3 Убедился в наличии всего необходимого для манипуляции Объединить пункты 3 и 4 в один

4 Убедился в пригодности используемых материалов (сказал) и перенести на первую позицию

5 Надел маску Убрать (включить в брифинг)

6 Подготовил к работе набор с центральным венозным катетером, набор Объединяем пункты 6 и 11. Дал указание

для катетеризации центральных вен, упаковку со стерильными перчатками, о накрытии столика и подготовке набора

упаковку со стерильным лотком, упаковку с колпачком (при его наличии) для катетеризации центральных вен

7 Надел защитные очки Убрать (включить в брифинг)

8 Обработал руки хирургическим способом (сказал) Не изменяем

9 Надел стерильный халат (сказал) Не изменяем

10 Надел стерильные перчатки согласно инструкции на упаковке Не изменяем

11 Расстелил большую стерильную салфетку на рабочей зоне стола и располо- Объединяем пункты 6 и 11. Дал указание

жил на ней стерильный лоток с двумя шариками, не нарушая стерильности конфедерату о накрытии столика и подготовке набора для катетеризации центральных вен

12 Попросил помощника обработать шарики антисептиком (сказал) Не изменяем

13 Обработал дважды предполагаемое место постановки катетера шариками с помощью пинцета Не изменяем

14 Ограничил операционное поле ограничителем, не нарушая стерильности Не изменяем

15 Провел местную анестезию предполагаемого места установки катетера (сказал) Не изменяем

16 Попросил помощника помочь в наборе физиологического раствора в шприц (сказал) Не изменяем

17 Набрал физиологический раствор в шприц 10 мл, не нарушая стерильности Не изменяем

18 Подготовил проводник, не нарушая стерильности Не изменяем

19 Подготовил пункционную иглу со шприцем, не нарушая стерильности Не изменяем

20 Подготовил катетер, не нарушая стерильности Не изменяем

21 Удобно расположил пункционную иглу со шприцем, проводник, катетер и два шарика, не нарушая стерильности Убрать

22 Расположил указательный палец субдоминантной руки в яремной вырезке, первый палец на границе средней и внутренней третей ключицы, не нарушая стерильности Не изменяем

23 Правильно позиционировал шприц в доминантной руке, не нарушая стерильности Не изменяем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Произвел вкол иглой на границе внутренней и средней третей ключицы, на 2 см ниже ключицы, кончик иглы направлен к вырезке грудины Не изменяем

25 Продвинул иглу под ключицу по направлению к вырезке ключицы, аспирируя поршнем субдоминантной рукой до появления венозной крови в шприце Не изменяем

26 Отсоединил шприц и сразу закрыл просвет иглы Не изменяем

27 Завел в вену проводник на 15 см Не изменяем

28 Вынул иглу, фиксируя проводник неподвижно Не изменяем

29 Дилатировал место пункции дилататором, фиксируя проводник, предупредив пациента о возможном неприятном или болезненном действии Не изменяем

30 Провел катетер по проводнику в место пункции на глубину 13—14 см Не изменяем

31 Вынул проводник, не смещая катетер Не изменяем

32 Аспирировал кровь из катетера шприцем Не изменяем

33 Промыл катетер физиологическим раствором Не изменяем

34 Закрыл турникет на катетере Не изменяем

35 Надел колпачок на катетер Не изменяем

36 Зафиксировал катетер Зафиксировал катетер (сказал)

37 Наклеил наклейку на место стояния катетера Наклеил асептическую наклейку на место стояния катетера (сказал)

38 Правильно утилизировал используемый инструментарий Правильно утилизировал используемый инструментарий (сказал)

30 Назначил рентгенографию органов грудной клетки (сказал) Не изменяем

40 Проконтролировал самочувствие пациента (сказал) Не изменяем

ния последовательности действий, попадание в артерию и т.п.); «Комментировал свои действия вслух»; «Нарушал правила асептики и антисептики».

Выводы

Первичная специализированная аккредитация по специальности «анестезиология-реаниматология» в нашей стране делает первые шаги. Опыт второго этапа первичной специализированной аккредитации специалистов при оценке практических навыков (умений) в симулированных условиях на станции «Катетеризация центральной вены» показал, что для соблюдения регламента времени следует оптимизировать содержание чек-листа.

Предложенные изменения позволят сэкономить около 2—3 мин за счет подготовительного этапа к пункции и ка-

тетеризации центральной вены и некоторых процессов после катетеризации.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Лахин Р.Е., Щего-лев А.В.

Сбор и обработка материала — Лахин Р.Е., Шаталов В.И., Андреенко А.А.

Статистический анализ данных — Арсентьев Л.В., Шаталов В.И., Струков Е.Ю.

Написание текста — Лахин Р.Е., Арсентьев Л.В., Андре-енко А.А.

Редактирование — Щеголев А.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interest.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Ссылка активна на 14.01.21.

Federal'nyi zakon Rossiiskoj Federatsii ot 21 noyabrya 2011 g. №323-F3 «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan Rossiiskoj Federatsii». Accessed January 14, 2021. (In Russ.).

https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.17 №1043н (ред. от 31.10.19) «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов». Ссылка активна на 14.01.21.

Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoj Federatsii ot 22.12.17 № 1043n (red. ot 31.10.19) «Ob utverzhdenii srokov i etapov akkreditatsii spetsialistov, a takzhe kategorii lits, imeyushchikh meditsinskoe, farmatsevticheskoe Hi inoe obrazovanie ipodlezhashchikh akkreditatsii spetsialistov». Accessed January 14, 2021. (In Russ.).

https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2020/ new_docs/Prikaz_Minzdrava_Rossii_ot_22.12.2017_N_1043n_red._

ot_31.10.2019_.pdf

3. Методический центр аккредитации специалистов. Методические рекомендации по оцениванию специалистов здравоохранения при аккредитации. Ссылка активна на 14.01.21.

Metodicheskij tsentr akkreditatsii spetsialistov. Metodicheskie rekomendatsii po otsenivaniyu spetsialistov zdravookhraneniyapri akkreditatsii. Accessed January 14, 2021. (In Russ.).

https://fmza.ru/upload/medialibrary/3a8/mr_vypusk-1_.pdf

4. Методический центр аккредитации специалистов. Перечень станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для проверки освоения трудовых функций профессионального стандарта при первичной специализированной аккредитации специалистов по специальности «анестезиология-реаниматология». Ссылка активна на 14.01.21.

Metodicheskij tsentr akkreditatsii spetsialistov. Perechen' stantsij ob"ektivnogo strukturirovannogo klinicheskogo ekzamena (OSKE) dlya proverki osvoeniya trudovykh funktsij professional'nogo standarta pri pervichnoj spetsializirovan-noj akkreditatsii spetsialistov po spetsial'nosti «anesteziologiya-reanimatologiya». Accessed January 14, 2021. (In Russ.).

https://fmza.ru/upload/medialibrary/569/perechen_anesteziologiya_rean-imatologiya_izm_17.07.pdf

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.18 №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-анестезиолог-реаниматолог». Ссылка активна на 14.01.21.

Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zashchity Rossiiskoj Federatsii ot 27.08.18 №554n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vrach-anes-teziolog-reanimatolog». Accessed January 14, 2021. (In Russ.). https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201809170020

6. Ломейко С.И., Бутова Е.Н. Частота развития механических осложнений после катетеризации центральных вен в многопрофильном отделении анестезиологии-реанимации. Медицина и фармацевтика. 2020;1:7-9.

Lomeyko SI, Butova EN. The incidence of mechanical complications after central venous catheterization in a multidisciplinary department of anesthesiology and intensive care. Meditsina ifarmatsevtika. 2020;1:7-9. (In Russ.). https://doi.org/10.32743/2658-4093.2020.L12.233

7. Сумин С.А., Кузьков В.В., Горбачев В.И., Шаповалов К.Г. Рекомендации по проведению катетеризации подключичной и других центральных вен. Вестник интенсивной терапии им. А.И. Салтанова. 2020; 1:7-18.

Sumin SA, Kuzkov VV, Gorbachev VI, Shapovalov KG. Catheterization of the subclavian and other central veins. Guidelines. Vestnik intensivnoj terapii im. A.I. Saltanova. 2020;1:7-18. (In Russ.). https://doi.org/10.21320/1818-474X-2020-1-7-18

8. Akaraborworn O. A review in emergency central venous catheterization. Chinese Journal of Traumatology. 2017;20(3):137-140. https://doi.org/10.1016/j.cjtee.2017.03.003

9. Safety Committee of Japanese Society of Anesthesiologists. Practical guide for safe central venous catheterization and management 2017. Journal oof Anesthesia. 2020;34(2):167-186. https://doi.org/10.1007/s00540-019-02702-9

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. №15 «Обутверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1.3597-20 «Профилактика новой коро-навирусной инфекции (COVID-19)». Ссылка активна на 14.01.21. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiiskoj Federatsii ot 22 maya 2020 g. №15 «Ob utverzhdenii sanitarno-epidemi-ologicheskikh pravil SP 3.1.3597-20 «Profilaktika novoj koronavirusnoj infektsii (COVID-19)». Accessed January 14, 2021. (In Russ.). https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/0001202005270006.pdf

11. Методический центр аккредитации специалистов. Рекомендации по проведению аккредитации специалистов в 2020 году. Ссылка активна на 14.01.21.

Metodicheskij tsentr akkreditatsii spetsialistov. Rekomendatsii po provedeniyu akkreditatsii spetsialistov v 2020godu. Accessed January 14, 2021. (In Russ.). https://fmza.ru/upload/medialibrary/a20/rekomendatsii-po-provedeniyu-akkreditatsii-spetsialistov-v-2020-godu.pdf

Поступила 22.01.2021 Received 22.01.2021 Принята к печати 14.02.2021 Accepted 14.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.