УДК 391(=512.1)(470.55) DOI: 10.62669/30342139.2024.4.42
Э. О.Дружинина
ОПЫТ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЕКТЕ «УРАЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД: МАТУР КИЕМ»
В статье описана работа над совместным проектом Государственного исторического музея Южного Урала и Центра традиционной культуры Южного Урала «Уральский взгляд: матур кием». Проект нацелен на популяризацию традиционной культуры тюркоязычного населения рассматриваемого региона и включает создание коллекции из 10 костюмов на основе предметов из музейных собраний, подготовку видеороликов, размещенных в социальной сети ВКонтакте. Статья содержит краткие сведения об этнографических группах тюркоязычного населения Южного Урала. Охарактеризованы выбранные для проекта предметы одежды, цель которых показать особенности традиционного костюма данных групп. Перечислены трудности, возникшие в ходе работы. Продемонстрированы примеры презентации предметов музейного фонда.
Ключевые слова: традиционный костюм, татары, башкиры, казахи, нагайбаки, видео, народная культура, Южный Урал.
Население современной Челябинской области -результат длительных миграционных процессов, которые продолжаются и по сей день. Несмотря на то, что для славянских народов это регион довольно позднего заселения, они составляют абсолютное большинство. Вторая по численности - тюркская группа. Преимущественно, согласно переписи населения 2010 г., тюркоязычное население представлено татарами и башкирами, 180 тыс. и 162 тыс. чел. соответственно, а также казахами, которых насчитывается свыше 35 тыс. чел. Еще одной крупной группой тюркоязычного населения Челябинской области, исторически проживающего на данной территории, являются нагайбаки: их, согласно переписи, 7,5 тыс. [Всероссийская перепись населения 2010].
Образ народа формируется на основе ряда признаков: антропологические черты, язык, тип хозяйства, жилище и т.д. Однако в первую очередь можно выделить традиционный костюм. В 2022 г. началась реализация этнопроекта «Уральский
взгляд», организованного совместно Центром традиционной культуры Южного Урала и Государственным историческим музеем Южного Урала. Цель проекта - сохранение и популяризация самобытных культурных традиций народов Южного Урала посредством реконструкции и презентации аутентичного костюма. Начало было положено инициативой Центра традиционной культуры Южного Урала по созданию коллекции реплик костюмов русского населения региона середины XIX - первой четверти XX в., которая была поддержана финансированием Фонда президентских грантов. Автор - мастер по традиционному костюму, народный мастер-ремесленник Челябинской области Е. Н. Ядрышникова. Источниками для значительной части реплик послужили предметы из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Опираясь, в частности, на статью Н. М. Калашниковой [Калашникова 2009: 97-100], считаем корректным применение термина «реплика» по отношению к созданным предметам.
Коллекция русского костюма сейчас насчитывает около 40 комплексов (порядка 150 предметов) и неоднократно демонстрировалась в рамках различных выставок, лекториев и массовых мероприятий. Предметы и созданные при помощи них образы служат источниками для вдохновения, копирования, известно даже несколько проектов, воплотивших их в авторских куклах. Самым востребованным оказался цикл из 15 коротких видео, в которых демонстрируются подлинные этнографические костюмы, а также их реплики, надетые на моделей. Видеоролики размещены в социальной сети ВКонтакте и на данный момент набрали более 646 тыс. просмотров [Плейлист Уральский взгляд]. Было принято решение о продолжении проекта: создание коллекции костюмов тюркоязычных народов региона и съемка роликов, которые продемонстрируют этнографические образцы, публикация фотографий, на основе которых воссозданы некоторые предметы, а также костюмов на моделях. Продолжение получило название «Уральский взгляд: матур кием».
Для тюркоязычных народов региона характерно длительное бытование (в отличие от русского) традиционного костюма в качестве праздничной одежды и сходство состава костюмных комплексов. Основой нижнего слоя одежды повсеместно являлись рубаха и ыштан - штаны с широким шагом [Шитова 1995, Черных 2017, Суслова 2000]. Это справедливо как для мужского, так и для женского костюма. Такой состав оставался стабильным вплоть до начала, а кое-где и до середины XX в. При этом материалы и техники изготовления и украшения предметов одежды в зависимости от этнической принадлежности, географического положения и времени производства имели отличия, порой значительные. При подборе прототипов для создания реплик мы руководствовались идеей показать внешнее разнообразие костюма тюркоя-зычного населения при единстве его состава.
Основой проекта стала коллекция костюмов тюркских народов Государственного исторического музея Южного Урала. Ее формирование началось с первых поступлений в 1920-е гг. В числе первых поступил небольшой комплекс предметов, принадлежащих костюму городских татар и датирующихся началом XX в. В фондовой коллекции относительно неплохо представлен нагайбакский костюм того же периода. Однако наибольшее число предметов относится к костюму башкир середины XX в., что еще раз прекрасно демон-
стрирует сохранность традиционной одежды среди представителей этой группы населения. Абсолютное большинство костюмов женские. Предметы мужского гардероба единичны. Причем из-за их неспецифичности и универсальности этническую принадлежность каждого предмета приходится выявлять исключительно по первичной музейной документации, то есть в большей степени принимать на веру.
На основе фондовой коллекции музея с привлечением собрания Национального культурного комплекса с. Аракаево Нижнесергинского района Свердловской области, а также с использованием фотоматериалов и предметов из личных коллекций было запланировано создание 10 костюмных комплексов тюркских народов: башкир, татар, нагайбаков, казахов.
Одним из самых ярких костюмов, отобранных в проект, стал женский костюмный комплекс из д. Яраткулово Аргаяшского района Челябинской области. Книга поступлений содержит некоторую информацию о данном костюме. Рубаха и передник были сшиты в приданое жительнице деревни 1908 г.р., которая в конце 1920-х гг. вышла замуж в д. Байгазино. В молодости она носила костюм в качестве праздничного, а позднее использовала как сценический, выступая в художественной самодеятельности. Рубаха с отрезной талией сшита из красного сатина, богато декорирована полихромной вышивкой двойным тамбуром по горловине, приполку, плечам, манжетам и особенно по подолу. В отличие от большей части башкирских женских рубах, подол не имеет волана. Передник из красного сатина с узкой грудкой, двумя карманами, вышит двойным и широким тамбуром. Это самый ранний башкирский костюмный комплекс, хранящийся в фондах Исторического музея Южного Урала. К большому сожалению, в процессе экспонирования ткань этого костюма настолько выгорела, что он практически потерял экспозиционный вид. Поэтому создание реплики кажется нам особенно важным. Дополнится костюм колпаком -характерным для зауральских башкир головным убором молодой женщины с плоским верхом [Авижан-ская, Бикбулатов, Кузеев 1964: 206-207], покрывалом кушъяулык и традиционной обувью сарыками (рис. 1). Вторым женским башкирским костюмом должен стать комплекс одежды пожилой женщины середины XX в. Он скомплектован из предметов, не имеющих четкой атрибуции по месту
бытования, но весьма характерных для Аргаяш-ского района Челябинской области в целом. Это зеленая рубаха с отрезной талией и четырьмя воланами по подолу без дополнительного декора. Поверх будет надет сатиновый камзол с монетами и машинными строчками. Костюм дополнит традиционное нагрудное украшение яга. В фондах Исторического музея Южного Урала хранится около десятка женских башкирских нагрудников такого типа, и будет создан усредненный вариант (рис. 2).
Мужская башкирская одежда представлена всего несколькими предметами в фондовом собрании музея, но среди них есть рубаха из домотканины, вероятно, рабочая. Такая одежда - большая редкость для музея, поэтому было принято решение ее показать. Реконструировать образ решили, взяв за основу известную фотографию С. М. Прокудина-Горского, на которой запечатлен стрелочник башкир. Часть одежды будет воссоздана на основе фотографий и по аналогии.
Еще один вариант мужского башкирского костюма будет представлен нарядом жениха. Рубаха и пояс, предположительно середины XX в. из Сафакулевского района Курганской области, декорированы счетной гладью. Такая традиция украшения предметов одежды, когда-то характерная в целом для Зауралья, к середине XX в. сохра-
Рис. 1. Фрагмент вышивки на башкирской женской рубахе, с. Яраткулова, Аргаяшский район Челябинской области, конец 1920-х гг. Фонды ГИМЮУ
няется только у башкир этого района [Авижанская, Бикбулатов, Кузеев 1964: 100]. Костюм дополнят вышитые двойным тамбуром наголенники и мешок для денег. Причем вышивка на мешке практически полностью утрачена, на ткани остались лишь небольшие участки с нитями и контуры рисунка. Мастер фактически реконструирует этот уникальный предмет. Техника вышивки двойным тамбуром в Сафакулевском районе распространяется довольно поздно благодаря контактам с башкирами более западных районов [Шитова 2002: 138-139].
Татарское население региона преимущественно складывалось как городское. И по сей день большая часть татар проживает в городах -согласно переписи населения 2010 г., это 142 тыс. из 180 тыс. чел. [Всероссийская перепись населения 2010]. Поэтому большой интерес представляет реконструкция женского городского костюма, который, в отличие от мужского, еще на рубеже XIX-XX вв. сохранял этнические черты. В фондах музея есть 2 камзола зажиточных городских татарок, калфак с золотным шитьем, привезенный из Казани, несколько украшений. К сожалению, при отборе предметов, мы не нашли подходящее татарское городское платье, поэтому оно будет реконструировано на основе фотографий, сделанных М. А. Круковским на Южном Урале в 1908 г.
Рис. 2. Фотография Мавлютовой Файмы Абдрахмановны в национальном башкирском костюме, с. Мавлютово, Аргаяшский район Челябинской области, 1958 г. Фонды ГИМЮУ
В северо-восточной части области проживает группа сельского татарского населения - татары-мишари (до революции - Екатеринбургский уезд Пермской губернии). В фонды музея из коллекции К. А. Ямилова поступили предметы из этой местности - Усть-Багаряка и Татарской Караболки: рубаха и несколько передников без грудки. Примечательна техника декорирования - это контурная вышивка тамбуром с заполнением ковровым швом. Вероятно, эту технику местное население переняло от русских, т.к. на рубеже XIX-XX вв. здесь были широко распространены передники артельного производства и другие предметы одежды, украшенные ковровой вышивкой. Костюм будет дополнен миниатюрным калфаком из плюша с бисерной вышивкой по околышу [Суслова 2014: 118] (рис. 3).
В северо-западной части Челябинской и юго-западной части Свердловской области проживает группа тюркоязычного населения с «подвижной» этнической идентичностью. Так, согласно переписям начала XXI в., в таких населенных пунктах, как Аракаево, Шокурово, Урмикеево Нижнесер-гинского района Свердловской области, а также в д. Арасланово Нязепетровского района Челябинской области абсолютное большинство - татары [Коряков 2024]. При этом в переписи 1926 г. это
Рис. 3. Фрагмент вышивки на татарской женской рубахе, с. Татарская Караболка, Кунашакский район Челябинской области, 1-я четверть XX в. Фонды ГИМЮУ
население записано башкирами [Населенные пункты... 1928: 42]. По мнению исследователей, это особая этнографическая группа сельских приуральских татар с выраженным этнокультурным башкирским компонентом [Этнотерриториальные группы татар 2002: 80, Мазур 2003: 54-55]. Костюмные комплексы, бытовавшие среди местного населения, аналогичны костюмам соседних районов Республики Башкортостан. Для проекта были выбраны предметы из коллекции Национального культурного комплекса с. Аракаево Нижнесер-гинского района Свердловской области. Женский костюм - рубаха и передник второй четверти XX в. (на переднике вышита дата - 1944 г.) - сшит из черного сатина и украшен полихромной вышивкой простым тамбуром с заполнением также тамбурным швом. Интересной особенностью костюма являются вышитые рукава рубахи. Ранее там бытовала традиция декорирования рукавов выборным тканым орнаментом, а на более поздних рубахах декор заменяется фигурными машинными отстрочками. Для данной местности характерен нагрудник муйынса, состоящий из трапециевидного холста с нашитыми монетами. Головные уборы, бытовавшие на данной территории, сходны с головными уборами башкир Аргаяшского района Челябинской области (рис. 4).
Рис. 4. Фрагмент вышивки на татарском переднике, с. Аракаево, Нижнесергинский район Свердловской области, 1944 г. Фонды НКК с. Аракаево
В с. Аракаево Нижнесергинского района Свердловской области также был выбран костюм мальчика, состоящий из белой рубахи с контурной монохромной вышивкой табруром по вороту, планке, рукавам, подолу и полосатых ыштан. Распространение среди татаро-башкирского населения вышитых рубах с втачными рукавами исследователи объясняют взаимодействием с русским населением и распространением городской моды. Бытовали они в сельской местности гораздо дольше - данная рубаха сшита в 1930-е гг.
Нагайбакский костюм будет представлен репликами традиционной одежды начала XX в. северной (троицкой) группы из населенных пунктов Чебаркульского района Челябинской области. Для этого была выбрана рубаха, поступившая в фонды Государственного исторического музея Южного Урала из с. Варламово. На основе коллекции этого же музея будет изготовлена копия головного убора сурзкз. Сотрудниками Детского музея ГИМ Южного Урала были выполнены копии отдельных предметов нагайбакской одежды. В том числе передник с узкой грудкой, сотканный в технике выборного ткачества из д. Попово, сатиновый жилен (халатообразная одежда) из д. Болотово, хранящийся в фондах Миасского краеведческого музея, и шерстяной пояс из с. Варламово, выполненный в технике закладного ткачества. Такие пояса, некогда присущие всем группам кряшен, стали со временем характерными именно для нагайбаков [Атнагулов 2015: 83]. Нагрудное нагай-бакское украшение предполагается реконструировать на основе имеющихся фотографий.
В проекте также планируется создание реплики мужского казахского костюмного комплекса. В фондах Государственного исторического музея Южного Урала хранится шапан, который числится как казахский. Атрибутирован он со слов сдатчика, который указал, что халат принадлежал его прадеду. Шапан сшит из полосатой полушелковой ткани кустарного производства, окантовка сделана узкой тканой тесьмой, подклад изготовлен из холста кубового крашения с верховой набойкой, по краю - из адраса. Вероятнее всего, халат простеган хлопковой ватой. Такие были распространены среди представителей разных народов, поэтому точно атрибутировать его невозможно [Татарский костюм 2023: 68]. Также в музее хранятся два казахских пояса и две меховые шапки, но, к сожалению, нижняя одежда не представлена вообще. Рубаха и штаны будут реконструированы на основе фотографий и описаний [Жиенбекова 2012: 84].
При работе над проектом возник ряд трудностей. Самая очевидная касается коллекции традиционного костюма в целом: редко в музеи попадают полные костюмные комплексы. Вторая проблема напрямую связана с особенностями комплектования музейных фондов - это атрибуция. Далеко не всегда лица, сдающие предметы в фонды музея, указывают точную информацию о владельцах этих вещей, а музейные работники
не всегда заносят ее в полном объеме в учетную документацию. После выбора отдельных составляющих костюмного комплекса большую трудность представляет его цельное воссоздание. Сделать это бывает намного сложнее, чем изготовить реплики предметов. В широком доступе большей части материалов, которые использовались при изготовлении одежды и украшений, зачастую нет. Задача детальной реконструкции не стоит, поэтому подбираются материалы, позволяющие имитировать внешнее сходство предметов. Нередко при экспонировании костюмных комплексов в музеях не уделяется должное внимание историческому соответствию. Поэтому опираться приходится большей частью на текстовые источники, где, как правило, перечислены элементы костюма, но далеко не всегда указано, как именно носили ту или иную деталь. Самыми информативными в этом плане являются фотографии. И если их по костюму башкир довольно много, в том числе и в фондах Исторического музея Южного Урала, то по другим тюркоязычным народам региона их значительно меньше (рис. 5). Особую ценность представляют фотографии нагайбаков, татар и казахов Южного Урала, сделанные М. А. Круковским во время экспедиции 1908 г. Его путевые очерки по материалам этой экспедиции были опубликованы в 1909 г. [Круковский 1909], а негативы фотографий хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, а отпечатки - в Российском этнографическом музее.
Таким образом, отобранные для нашего проекта предметы позволяют воссоздать костюмные комплексы разных групп тюркоязычного населения, исторически проживающего на территории современной Челябинской области. Каждый костюм будет по возможности полно аннотирован как при показе в видеороликах, так и при создании коллекции открыток, издание которых также запланировано в рамках проекта. Кроме того, показ костюмов позволит познакомить общественность с различными техниками изготовления и декорирования одежды: выборным ткачеством, вышивкой простым, двойным и широким тамбуром, ковровой вышивкой, аппликацией, золотным шитьем, украшением из монет и т.д. В рамках проекта запланированы демонстрации коллекции на выставках и массовых мероприятиях. Первые костюмы уже были представлены вместе с частью русской коллекции на площадке Министерства
культуры в рамках передвижного фестиваля «Челябинская область - большая семья» в семи населенных пунктах области. Формат тогда не предполагал размещения витрин, поэтому показ подлинных предметов был абсолютно исключен. Костюмы вызвали не только большой интерес у зрителей, но и воспоминания у некоторых посетителей о том, как одевались их
Рис. 5. Дубровин В. И. Фотография женщин в башкирских костюмах. С. Тугузбаево, Аргаяшский район Челябинской области, 1958 г. Фонды ГИМЮУ
предки, рассказы об истории семей, о сложном этнокультурном составе местного населения. Проект ставит своей целью не введение музейных предметов в научный оборот, а знакомство граждан с традиционной культурой тюркоязычного населения Южного Урала. Это позволяет существенно расширить возможности музея для презентации своих коллекций (рис. 6).
Рис. 6. Передвижная выставка реплик традиционных костюмов «Уральский взгляд» в рамках фестиваля «Челябинская область -большая семья», 2024 г.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Авижанская, Бикбулатов, Кузеев 1964 - Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. 260 с.
Атнагулов 2015 - Атнагулов И. Р. Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Челябинск, 2015. 217 с.
Всероссийская перепись населения 2010 - Итоги ВПН-2010 в разрезе муниципальных образований Челябинской области - статистические издания и таблицы [Электронный ресурс]. URL: https://74.rosstat.gov.ru/ score_2010 том 4 (дата обращения: 01.08.2024).
Жиенбекова 2012 - Жиенбекова А. А. Национальный костюм как важнейший знак определенной культурно-исторической формации // Вестник МГУКИ. 2012. № 1(45) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/natsionalnyy-kostyum-kak-vazhneyshiy-znak-opredelennoy-kulturno-istoricheskoy-formatsii (дата обращения: 01.08.2024).
Калашникова 2009 - Калашникова Н. M. К вопросу о дефинициях: реконструкция - копия - реплика костюма // Труды СПБГИК. 2009. Т. 186. С. 97-100.
Коряков 2024 - Коряков Ю. Б. База данных «Этно-языковой состав населенных пунктов России. Перепись 2010 года» [Электронный ресурс]. URL: http://lingvarium.org/russia/Census2010.shtml (дата обращения: 01.08.2024).
Круковский 1909 - Круковский М. А. Южный Урал. Путевые очерки. М., 1909. 311 с.
Мазур 2003 - Мазур Л. Н. Села и деревни Среднего Урала в ХХ веке. Статистико-этнографическое описание. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. 160 с.
Населенные пункты... 1928 - Населенные пункты Уральской области, т. X. Свердловский округ. Свердловск, 1928. 110 с.
Плейлист Уральский взгляд - Плейлист проекта «Уральский взгляд» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/video/playlist/-6390638_27 (дата обращения: 01.08.2024).
Суслова 2000 - Суслова С. В., Мухамедова Р. Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ в.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во «Фэн», 2000. 312 с.
Суслова 2014 - Суслова С. В. Татарская одежда уралосибирского пограничья (особенности формирования) // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири: материалы II Всероссийской научной конференции, Курган, 17-18 апреля 2014 года / Курганский государственный университет, Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. Курган: Курганский государственный университет, 2014. С. 117-122.
Татарский костюм 2023 - Татарский костюм. Российский этнографический музей / Авт. текстов, авт.-сост. альбома-каталога: И. Л. Измайлов, Е. В. Колчина, Л. И. Мишуринская, Р. Р. Султанова, В. Г. Холодная. Казань: АО «ИД «Казанская недвижимость», 2023. 320 с.
Черных 2017 - Черных А. В. Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. 416 с.
Шитова 1995 - Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995. 239 с.
Шитова 2002 - Шитова С. Н. Материальная культура // Курганские башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 104-152.
Этнотерриториальные группы татар 2002 - Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2002. 248 с.
REFERENCES
Avizhanskaya S. A., Bikbulatov N. V., Kuzeyev R. G. Dekorativno-prikladnoye iskusstvo bashkir [Decorative and applied art of the Bashkirs]. Ufa, 1964. 260 p. (in Russian)
Atnagulov I. R. Identichnosti nagaybakov: genezis, struktura, dinamika [Nagaybaks' identities: genesis, structure, dynamics]. Chelyabinsk, 2015. 217 p. (in Russian)
Itogi VPN-2010 v razreze munitsipal'nykh obrazovanii Chelyabinskoi oblasti - statisticheskie izdaniya i tablitsy [Results of the National Population Census 2010 in the context of municipalities of the Chelyabinsk region - statistical publications and tables]. URL: https://74.rosstat.gov.ru/score_2010, vol. 4 (date of request: 01.08.2024).
Zhiyenbekova A. A. Natsional'nyi kostyum kak vazhneishii znak opredelennoi kul'turno-istoricheskoi formatsii [National costume as the most important sign of a certain cultural and historical formation]. In: Vestnik MGUKI [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts]. 2012. No 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ natsionalnyy-kostyum-kak-vazhneyshiy-znak-opredelennoy-kulturno-istoricheskoy-formatsii (date of request: 01.08.2024). (in Russian)
Kalashnikova N. M. K voprosu o definitsiyakh: rekonstruktsiya - kopiya - replika kostyuma [On the issue of definitions: reconstruction - copy - replica of a costume]. In: Trudy SPBGIK [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture]. 2009. Vol. 186. Pp. 97-100. (in Russian)
Koryakov Yu. B. Baza dannykh «Etno-yazykovoi sostav naselennykh punktov Rossii. Perepis' 2010 goda» [Database "Ethno-linguistic composition of populated areas in Russia. Census 2010"]. URL: http://lingvarium.org/ russia/Census2010.shtml (date of request: 01.08.2024). (in Russian)
Krukovskiy M. A. Yuzhnyi Ural. Putevye ocherki [Southern Urals. Travel Stories]. Moscow, 1909. 311 p. (in Russian)
Mazur L. N. Sela i derevni Srednego Urala v XX veke. Statistiko-etnograficheskoe opisanie [ Villages and hamlets of the Middle Urals in the XX century. Statistical and ethnographic description]. Ekaterinburg, 2003. 160 p. (in Russian)
Naselennye punkty Ural'skoi oblasti, t. X. Sverdlovskii okrug [Settlements of the Ural region, vol. X. Sverdlovsk district]. Sverdlovsk, 1928. (in Russian)
Pleilist proekta «Ural'skii vzglyad» [Playlist of the project "Ural View"]. URL: https://vk.com/video/ playlist/-6390638_27 (date of request: 01.08.2024).
Suslova S. V., Mukhamedova R. G. Narodnyi kostyum tatar Povolzh'ya i Urala (seredina XIX - nachalo XX v.). Istoriko-etnograficheskii atlas tatarskogo naroda [Folk costume of the Volga region and the Urals Tatars (middle XIX - early XX centuries). Historical and ethnographic atlas of the Tatar people]. Kazan': Publishing house "Fan", 2000. 312 p. (in Russian)
Suslova S. V. Tatarskaya odezhda uralosibirskogo pogranich'ya (osobennosti formirovaniya) [Tatar clothing of the Ural-Siberian borderland (features of formation)]. In: Istoriya, ekonomika i kul'tura srednevekovykh tyurko-tatarskikh gosudarstv Zapadnoi Sibiri: materialy II Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (g. Kurgan, 17-18 aprelya 2014 g.) [History, economics and culture of the medieval Turkic-Tatar states of Western Siberia: materials of the II All-Russian scientific conference (Kurgan, April 17-18, 2014)]. Kurgan: Kurgan State University Publ., 2014. Pp. 117-122. (in Russian)
Tatarskii kostyum. Rossiiskii etnograficheskii muzei. Avtory tekstov, avtory-sostaviteli al'boma-kataloga: I. L. Izmailov, E. V. Kolchina, L. I. Mishurinskaya, R. R. Sultanova, V. G. Kholodnaya [Tatar costume. Russian Ethnographic Museum. Authors of texts, authors-compilers of the catalog album are I. L. Izmailov, E. V. Kolchina, L. I. Mishurinskaya, R. R. Sultanova, V. G. Kholodnaya]. Kazan': AO "ID Kazanskaya nedvizhimost'", 2023. 320 p. (in Russian)
Chernykh A. V. Traditsionnyi kostyum narodov Permskogo kraya. Tatary i bashkiry [Traditional costume of the Perm region peoples. Tatars and Bashkirs]. St. Petersburg: Mamatov Publ., 2017. 416 p. (in Russian)
Shitova S. N. Bashkirskaya narodnaya odezhda [Bashkir folk clothing]. Ufa: Kitap Publ., 1995. 242 p. (in Russian) Shitova S. N. Material'naya kul'tura [Material culture]. In: Kurganskie bashkiry. Istoriko-etnograficheskie ocherki [Kurgan Bashkirs. Historical and ethnographic essays]. Ufa, 2002. Pp. 104-152. (in Russian)
Etnoterritorial'nye gruppy tatar Povolzh'ya i Urala i voprosy ikh formirovaniya. Istoriko-etnograficheskii atlas tatarskogo naroda [Ethno-territorial groups of the Volga region and the Urals Tatars and issues of their formation. Historical and ethnographic atlas of the Tatar people]. Kazan': Publishing House PIK "Dom pechati", 2002. 248 p. (in Russian)
E. O. Druzhinina
EXPERIENCE IN PRESENTING THE TRADITIONAL CULTURE OF THE TURKIC PEOPLES OF THE CHELYABINSK REGION IN THE PROJECT "URAL VIEW: MATUR KIEM"
The article highlights the work on the joint project of the State Historical Museum of the Southern Urals and the Center for Traditional Culture of the Southern Urals "Ural View: Matur Kiem" The project is aimed at popularizing the traditional culture of the Turkic-speaking population of the Southern Urals. It includes the creation of a collection of 10 costumes based on items from museum collections and the preparation of videos posted on vk.com. The article contains brief information about the ethnographic groups of the Turkic-speaking population of the region. There is the characteristics of the clothing items selected for the project in order to demonstrate, as diversely as possible, the features of the traditional costume of these groups. The difficulties encountered while working on the project are indicated. There are also examples of the opportunities that the project format provides for the presentation of objects from the museum collection.
Keywords: traditional costume, Tatars, Bashkirs, Kazakhs, Nagaibaks, video, folk culture.
Дружинина Эльвира Олеговна,
научный сотрудник, Государственный исторический музей Южного Урала (Челябинск, Россия) [email protected]
Druzhinina Elvira Olegovna,
Researcher,
State Historical Museum of the Southern Urals (Chelyabinsk, Russia) [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.08.2024
Received 19.08.2024