Е.В. Беляева
УДК 172
Опыт преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете
Аннотация. Статья посвящена истории развития и презентации опыта преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете. Раскрываются содержание и организационно-методические основы преподавания различных дисциплин этого спектра. Характеризуется методика преподавания прикладной этики, возможности индивидуальных творческих проектов и дистанционного обучения, позволяющего индивидуализировать процесс образования. Подводятся итоги преподавания прикладной этики на предыдущем этапе общественно-исторического развития.
Ключевые слова: прикладная этика, методика преподавания, дистанционное обучение, биоэтика, этика бизнеса.
Введение
Судьба этики как академической дисциплины прекрасна и драматична. Драма определяется перманентными попытками структур, руководящих системой образования, «оптимизировать» не только этику, но и гуманитарное образование в целом. Прекрасное же состоит в том, что потребность в этическом осмыслении мира и нравственном поведении в людях сохраняется, поэтому и этика в стенах учебных заведений восстает, как феникс из пепла после каждого сокращения и реформы. Одним из способов самоспасения выступает развитие прикладной этики, которая являет собой бурно развивающуюся актуальную область знания и практики, а потому обладает привлекательностью для молодых людей, получающих образование и испытывающих потребность не только в поиске личностных смыслов, но и в этических ориентирах профессиональной деятельности. Понятно, что эта естественная заинтересованность реализуется в определенных социальных обстоятельствах, в структуре наличной системы образования, которая к тому же постоянно реформируется.
Преподавание прикладной этики в Республике Беларусь опирается на советскую традицию преподавания классической фундаментальной этики. В начале 90-х годов ХХ века этика как обязательная дисциплина присутствовала в большинстве высших учебных заведений. Постсоветский кризис привёл, с одной стороны, к сокращению ее ареала, а с другой - к расширению возможностей для творческой деятельности преподавателей. Были созданы совершенно но-
вые программы, написаны учебники и практикумы по этике, активно развивались новые методики с акцентом на активные формы обучения и самостоятельную работу студентов. Важную роль для всей организации этического образования в Беларуси сыграла разработанная профессором И.Л. Зеленковой теоретико-методическая модель преподавания этики, имевшая практико-ориентированный характер и содержавшая значительный раздел, посвященный прикладным проблемам [3]. В рамках этой модели прикладная этика трактовалась как этика «открытых проблем», решение которых в максимальной степени опирается на моральный выбор личности, а не на формальные механизмы социального регулирования.
Между тем известно, что функционирование прикладной этики, в отличие от фундаментальной, осуществляется благодаря социальным институтам. К их числу относится не только благословенный НИИ прикладной этики Тюменского индустриального университета или Международный экологический институт им. А.Д. Сахарова при БГУ (развивающий этику экологическую и биоэтику), но в первую очередь реально действующие этические кодексы различных организаций, этические комитеты, решающие конкретные этические противоречия, что и обеспечивает эффективность прикладной этики. Степень распространенности таких институций и их действенность остается небольшой, однако за годы строительства суверенного государства в Республике Беларусь сложился социокультурный контекст, не препятствующий развитию прикладной этики ее энтузиастами. В данной статье представлен опыт преподавания прикладной этики в Белорусском государственном университете.
Множественность направлений прикладной этики
В области преподавания прикладной этики ее теоретические парадигмы [6] не реализуются в чистом виде и адаптируются к местным и текущим условиям. Большинство преподающих прикладные этические дисциплины вынуждены самостоятельно осваивать новое проблемное поле [8].
С конца 90-х годов ХХ века одним из направлений стало преподавание этики бизнеса, деловой этики, этики менеджмента и тому подобных дисциплин, заинтересованность в которых проявлял, в первую очередь, нарождающийся бизнес. Такое обучение часто выходило за стены университета и осуществлялось в самой бизнес-среде. Теоретико-методологические основания и конкретное содержание этих курсов определялись американскими стандартами. Написанные на русском языке учебные пособия пересказывали в понятном для местных читателей виде то, что было сказано в американских учебниках. Этот процесс был неизбежным, так как ни самого
бизнеса, ни его этической составляющей, и собственной традиции у нас не было. Сейчас «Этика бизнеса», «Этика управления», «Корпоративная этика» и прочие дисциплины такого рода включены в рабочие планы некоторых экономических специальностей вузов.
Другой вид прикладной этики, который бурно развивался в Беларуси - биоэтика, интерес к которой проявился не только со стороны профессиональных медиков и биологов, но и всего общества, которое обнаружило целые области жизни человека, не имевшие своего языка и голоса, целые пласты проблематики, которые никогда не обсуждались. Биоэтика оказалась «мостом в будущее» не только по мысли ее создателя В.Р. Поттера, но и для большого количества людей, вовлеченных в преподавание, внедрение, освещение в публичном пространстве биоэтической тематики. В этой области следует отметить подвижническую деятельность нашей коллеги Т.В. Мишат-киной, которая до последнего времени была душой и перводвигате-лем сообщества исследователей и преподавателей биоэтики [4, 5]. Взаимодействие со структурами ЮНЕСКО и множеством коллег на постсоветстком пространстве сделало белорусскую биоэтику значимой и узнаваемой. Различные биоэтические дисциплины преподаются во всех медицинских вузах страны.
Наконец, существует множество прикладных этических дисциплин, которые вводятся факультетами по профилю специальности. Так в Белорусском государственном университете изучаются: «Юридическая этика», «Судебная и прокурорско-следственная этика», «Этика социальной работы», «Этика социальных коммуникаций» «Безопасность и биоэтика в биотехнологии», «Профессиональная этика журналиста» и т. п., издаются небольшие учебные пособия [2]. Наряду с этим иногда реализуется возможность преподавать различные гуманитарные дисциплины как прикладную этику, раскрывая их аксиологические аспекты, затем переходя к нормативному регулированию процессов и отношений в какой-то сфере деятельности и, наконец, к конкретным проблемам, с которыми сталкивается работник данной сферы. При этом классический курс этики сохраняется только на факультете философии и социальных наук.
В последние годы появилась возможность ввести дисциплину «Современная прикладная этика» в магистратуре по философии. Хотя ее изучает мизерное количество обучающихся, это богатый в содержательном и методическом отношении курс, который ориентирован на их персональные интересы. После знакомства со спецификой прикладной этики и ее предметно-тематическими полями у магистрантов есть возможность выбрать те виды прикладной этики, на которых они сосредоточатся. Магистранты, закончившие бакалавриат
по специальности «философия», могут опереться на знания, полученные в ходе изучения курса «Этика», включающего прикладные разделы, и выбрать соответствующую тему магистерской диссертации. Магистранты же с другой базовой подготовкой также могут реализовать свои интересы, близкие к своей специальности или, наоборот, освоить нечто принципиально новое.
Методика преподавания
Методика преподавания прикладной этики, естественно должна соответствовать ее практическому инновационному характеру. Содержание программ по дисциплинам прикладной этики определяется лектором в соответствии с собственным представлением о тематическом наполнении каждого конкретного курса, с формальной же стороны они должны соответствовать общим требованиям к структуре и оформлению программ и пройти утверждение в учебно-методическом отделе университета. Затем программы размещаются в электронной библиотеке БГУ, а также доступны на образовательной платформе Moodle.
Проблемой для курсов прикладной этики является то обстоятельство, что разделение на лекции, семинары, управляемую самостоятельную работу и дистанционные формы обучения жёстко предписывается рабочим планом. Множество бюрократических требований приводит к тому, что основную часть курса по-прежнему занимают лекции, а не практические занятия. Прикладная этика оказывается не слишком практической. Поэтому лектору приходится изобретать интерактивные формы работы с аудиторией, разнообразить содержание и методику преподавания.
Хорошей формой вовлечения студентов в активную деятельность на лекции является краткое письменное задание (ответ на которое занимает не более 10 минут в конце занятия). Задание обязательно носит эвристический характер и не является контрольной работой. В частности поэтому, практика писания «записок к лекции» вызывает одобрение студентов, а задания, которые для них предлагаются - живой интерес.
В качестве задания для таких «записок к лекции» может выступать не только эвристический вопрос, но и мини-проект, создание интеллектуального продукта для решения определенной практической задачи. В прикладной этике, суть которой заключается в том, что в каждой новой ситуации этическое решение должно обосновываться и приниматься заново, проектная деятельность является очень востребованной.
Весьма интересные результаты были получены при выполнении задания по проектированию миссии Белорусского государствен-
ного университета [1]. Студентам предлагалось поучаствовать в переосмыслении социальной роли университета в современном обществе на основе опыта, полученного в ходе обучения в БГУ, а затем создать лаконичный и яркий рекламный слоган, репрезентирующий миссию своего университета.
Большое значение имеет также выполнение студентами индивидуальных творческих проектов (один за семестр), тематику и жанр которых они выбирают самостоятельно. Индивидуальный творческий проект начинается с выбора темы, значимой для морального сознания конкретного студента. Предполагается, что тема должна быть актуальной, интересной, практически значимой, желательно выходящей за пределы обязательного программного материала. Не менее значимым является и выбор жанра, в котором будет выполнен проект, так как он придает своеобразие форме выражения этического решения.
Простейшая форма - это эссе, посвященное анализу и разрешению актуальной дилеммы нравственного выбора. Нравственная проблема может актуализироваться на материале произведений литературы и других видов искусства. Но поскольку молодые люди в силу возраста привержены самым авангардным формам художественного творчества, то такое исследование требует самостоятельного творческого подхода, создания новых нормативно-ценностных критериев, применимых для анализа произведения. Одним из жанров творческого проекта является мини-социологическое исследование, на основе которого автор делает выводы о состоянии нравственных отношений в обществе и может предложить методы их улучшения. Были работы в жанре проекта рекламной или PR-компании этической идеи. Еще один жанр - разработка этических кодексов для необычных сфер деятельности или необычных кодексов для известных профессий. Полная свобода выбора позволяет студентам выявить проблемные с нравственной точки зрения области социального взаимодействия. Умение проблематизировать жизненные ситуации, в качестве требующих морального выбора и этического регулирования, становится важной компетенцией студента.
Дистанционное обучение является актуальным трендом образовательного процесса, а карантин и самоизоляция в период COVID-19 сделали его жизненно необходимым. Задолго до пандемии в БГУ была установлена электронная платформа Moodle, на базе которой преподавателям предлагалось размещать свои дисциплины. В 2020 году на эту платформу поневоле перешли все преподаватели, обнаружив как негативные аспекты такого способа обучения, так и новые возможности. Для них открылась возможность размещать все учеб-
ные материалы в удобной и постоянно доступной форме, чётко контролировать выполнение учебных заданий, реализовать интерактивное взаимодействие. Возможность подключаться удаленно резко повысила посещаемость студентов, способствовала индивидуализации процесса их обучения. Подбор множества заданий и интерактивное взаимодействие, соотносящееся со способностями каждого студента, возможность сохранять «цифровой след» обучения и возвращаться к нему, доступность проверки на антиплагиат и ведения рейтинга, индивидуальная организация пространства цифровых контактов - всё это относится к преимуществам электронного обучения. В области прикладной этики особо полезным оказался доступ к внешним электронным ресурсам, работая с которыми можно получить представление о ее фактическом функционировании в социальном пространстве.
Выводы
Преподавание различных дисциплин из области прикладной этики до настоящего времени происходило в условиях становления Республики Беларусь как независимого государства, был принят Кодекс об образовании, отражающий государственную политику в этом вопросе и позволяющий вузам реализовать определенные предпочтения в выборе тех или иных учебных дисциплин. Актуальность не столько фундаментальной, сколько прикладной этики достаточно ясно ощущалась по мере развития бизнес-среды и современной медицины, не говоря о подготовке студентов по гуманитарным специальностям. Ответом на эту потребность стала разработка программ и учебных пособий, электронных средств обучения и гибких методик преподавания. Опыт преподавания различных курсов по прикладной этике показывает, что и преподаватель, и студенты могут реализовать в них свои нравственные потребности в самостоятельном поиске решения своих нравственных задач. Таковы итоги преподавания прикладной этики в Республике Беларусь на данный момент. В эпоху тотальной непредсказуемости социального бытия говорить о перспективах не приходится.
Список литературы
1. Беляева Е.В. Проектирование миссии БГУ: эвристическое задание // Университетоведение: опыт и перспективы научных исследований и преподавания: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 14 октября 2021г. / редкол.: В.С.Сайганова [и др.]. Минск, 2021. С.35-41.
2. Беляева Е.В., Врублевская-Токер Т.И., Жукова С.П. Прикладная этика: пособие / под ред. Е. В. Беляевой. Минск, 2016. 135 с.
3. Зеленкова И.Л. Теоретико-методическая модель преподавания этики // Ведомости. Вып. 38 / под ред. В. И. Бакштановского, В.В. Новосёлова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2011. С. 168-179.
4. Мишаткина Т.В. Экологическая этика и экология человека: учебно-методич. пособие. Минск. МГЭУ им. А.Д.Сахарова. 2008. 43 с.
5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика : учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004. 304 с.
6. Парадигмы прикладной этики. Ведомости. Вып. 35, специальный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2009. 252 с.
7. Прикладная этика: учеб. пособие / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, О.Л. Соловьёва и др. ; под ред. И.Л. Зеленковой. Минск: Тет-расистемс, 2002. 208 с.