культетов за ряд лет: 97% студентов сдают на оценки «хорошо» и «отлично».
Немаловажное значение в процессе обучения имеет обратная связь «студент — преподаватель». Преподаватель должен знать, что студентам нравится, каким образом они хотели бы улучшить преподавание предмета. С этой целью на кафедре проводится мониторинг мнений студентов при помощи анкеты «Преподаватель глазами студентов», куда включены более 15 вопросов о доступности материала, форме изложения, контроле материала, профессионализме преподавателя и др. В последующем преподаватель использует данную информацию для улучшения процесса обучения и преподавания предмета.
Для подготовки специалистов, отвечающих требованиям практики сегодняшнего дня, разбирающихся в вопросах не только клиники, но и организации здравоохранения, умеющих рационально организовать, анализировать деятельность на различных уровнях здравоохранения, управлять ею, считаем целесообразной разработку интегрированных программ преподавания предмета «Общественное здоровье и организация здравоохранения» в содружестве с клиническими кафедрами, с кафедрами медико-профилактического и стоматологического факультетов.
Литература
1. Аверин, В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.А. Аверин. — СПб., 1997.
2. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и инновации / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанова [и др.]; под ред. Н.Д. Ющука. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 304 с.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
4. 240 лет Московской медицинской академии. Современные проблемы образования в высшей медицинской школе. — М., 1998.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерная программа по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение». — 2005.
6. РФ. Правительство. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 598.
7. РФ. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р.
8. http://medical-diss.com/medicina/nauchnoe-obosnova-nie-sistemnoy-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-zdravo-ohraneniya#ixzz2f4P46jvp (дата обращения: 17.09.2013)
© Шульмин А.В., Добрецова Е.А., Аршукова И.Л., 2013 УДК 614.2:377
== Опыт преподавания основ доказательной медицины
как базы для изучения дисциплины «общественное здоровье = и здравоохранение»
Андрей Владимирович Шульмин, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [[email protected]]
Елена Александровна Добрецова, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [[email protected]]
Ирина Леонидовна Аршукова, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск [[email protected]]
Реферат. Преподавание основ доказательной медицины и медицинской статистики способствует лучшему усвоению материала при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», а также позволяет подготовить студентов к критическому восприятию публикуемых материалов по вопросам современной медицины, развить умение соотносить результаты исследования с конкретной клинической ситуацией, что является важным и необходимым для современного врача.
Ключевые слова: доказательная медицина, общественное здоровье и здравоохранение.
teaching ExpERiENcE oF principles EviDENcE-BAsED MEDIcINE As A BAsis for «public health and healthcare» discipline learning
A.V. SHULMIN, E.A. DOBRETSOVA, I.L. ARSHUKOVA
Abstract. The teaching of evidence-based medicine and medical statistics promotes better mastering of the material of «Public health and healthcare» course. It also allows to make students ready for critical reflection of published materials on modern medicine and to develop the ability to correlate the investigation results with specific clinical situation. This is very important and necessary for the modern physician.
Key words: evidence-based medicine, public health and healthcare.
Все в большем и большем количестве медицинских вузов вводится преподавание доказательной медицины как самостоятельного предмета. С одной
стороны, это обусловлено растущей потребностью в критической оценке огромного количества медицинской информации (с целью установления ее надежно-
сти и достоверности), с другой — ростом числа альтернативных методов лечения и диагностики, необходимостью их грамотного выбора на основе надежных научных сведений.
Понятие доказательной медицины включает в себя умение оптимального выбора врачом наилучшего способа лечения и диагностики для конкретного пациента на основе использования как накопленного опыта коллег, так и современных научных достижений в области медицины.
За рубежом концепция доказательной медицины получила широкое распространение не только среди исследователей в области клинической медицины, но и среди практических врачей [4]. Доказательная медицина вошла в системы здравоохранения многих стран мира в 80-е годы ХХ столетия и признана мировым медицинским сообществом. Как показал опрос британских врачей общей практики, уже в 1996 г до 80% клинических решений они принимали, руководствуясь принципами доказательной медицины [2, 3].
В России ситуация с доказательной медициной пока оставляет желать лучшего [1]. Тем не менее в ряде медицинских вузов происходит ее внедрение в образовательный процесс (в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, РГМУ, Новосибирском государственном медицинском университете). Также в России создано Общество специалистов доказательной медицины, включающее 12 региональных отделений, существует информационно-просветительный сайт www. OSDM.ORG [5].
В Красноярском государственном медицинском университете им. В.Ф. Войно-Ясенецкого на кафедре общественного здоровья и здравоохранения дисциплина «Доказательная медицина» преподается с сентября 2011 г. для студентов следующих специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». На данный момент это семестровый курс, по окончании которого сдается зачет. В курс входят лекционные (24 часа) и практические (48 часов) занятия. В учебном процессе дисциплины «Доказательная медицина» применяются самые разнообразные формы подачи и контроля усвоения материала: лекции, практические занятия, решение ситуационных задач, тесты, интерактивные формы обучения.
Лекционный курс освещает предпосылки возникновения доказательной медицины и ее историю, основные методы медицинской статистики и их практическое применение, организацию научного статистического исследования, оценку медицинских публикаций. На практических занятиях рассматриваются следующие вопросы: понятие доказательной медицины и «золотого стандарта» медицинских исследований, организация научного статистического исследования, правила представления статистических данных в научной литературе, анализируются методы медицинской стати-
стики и их практическое применение в исследовательской деятельности. Для формирования мотивации на первом практическом занятии со студентами подробно обсуждаются понятие доказательной медицины, те цели, которые определяют преподавание предмета, то, каким образом обучающиеся могут применить полученные знания в дальнейшем, независимо от того, какую специальность они изберут в будущем (будь то врач любой специальности, организатор здравоохранения или научный работник).
Последнее практическое занятие проводится в интерактивной форме — студентам выдаются медицинские публикации и на основе полученных за семестр знаний проводится анализ статей на предмет правильности подачи информации, сбора данных, анализ статистической обработки данных (описательной и сравнительной статистики), графического представления полученных результатов, формулировки выводов.
Достаточно большое количество часов дисциплины «Доказательная медицина» посвящено медицинской статистике. В дальнейшем, на старших курсах, это способствует лучшему усвоению материала при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».
Ведется активная работа над улучшением способов подачи материала в целях более доступного и понятного его изложения, а следовательно — и лучшего усвоения студентами. Отдельным направлением улучшения выживаемости знаний, полученных на занятиях по доказательной медицине, является модульное межкафедральное взаимодействие, особенно с кафедрами физики, физиологии, фармакологии.
Выводы. Преподавание основ доказательной медицины в дальнейшем способствует лучшему усвоению материала при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Активная пропаганда ее основных принципов на всех этапах медицинского образования позволит подготовить студентов к критическому восприятию публикуемых по вопросам современной медицины материалов, сформировать умение соотносить результаты научных публикаций с конкретной клинической ситуацией, что является очень важным и необходимым для современного врача.
Литература
1. Горецкая, М.Р. Доказательная медицина: новые подходы к образованию и практике здравоохранения / М.Р Горецкая // Бизнес. Медицина. — 2005. — № 7. — С.17—20.
2. Гринхальх, Т. Основы доказательной медицины / Т. Грин-хальх.—М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 288 с.
3. Доказательная медицина и отечественная медицинская наука / В.В. Фадеев, В.П. Леонов, О.Ю. Реброва [и др.] // Проблемы эндокринологии. — 2002. — № 3. — С.28—35.
4. http://medical-faq.ru/2011/08/dokazatelnaya_medicina/
5. http://osdm.msk.ru/publ/Yakhontov-2011.pdf Преподавание основ доказательной медицины в медицинском вузе.