ющие подготовку специалистов управления здравоохранением;
• установление системного взаимодействия с работодателями, включающего заключение договоров на получение обучающимися практических навыков в учреждениях здравоохранения, дальнейшее трудоустройство выпускников, участие работодателей в итоговой государственной аттестации обучающихся, совместное создание и реализацию инновационных образовательных программ, проведение аналитических и социологических исследований;
• разработка нормативных и методических материалов для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских высших учебных заведений, ведущих образовательную деятельность по подготовке специалистов управления здравоохранением.
В последующем необходимо предусмотреть:
1) увеличение объемов подготовки и видов образовательных программ, совершенствование нормативной и методической составляющих образовательного процесса, внесение необходимых корректив в учебные планы и программы;
2) изучение состояния и оценку эффективности подготовки специалистов управления здравоохранением, проведение внутреннего и внешнего мониторинга образовательной деятельности, внесение необходимых корректив в организацию образовательного процесса;
3) осуществление деятельности Центра подготовки профессорско-преподавательского состава для медицинских высших учебных заведений Российской Федерации по проблемам общественного здоровья и управлению здравоохранением в полном объеме;
4) создание Учебно-методического объединения по подготовке специалистов управления здравоохранением;
5) вхождение в европейскую систему образования. Реализация поставленных задач потребует разработки и утверждения отраслевой программы подготовки специалистов управления здравоохранением с определением конкретных мер по повышению эффективности деятельности организаций здравоохранения России.
Литература
1. РФ. Правительство. О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08—2014/15 учебных годах: постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 177 (с учетом изм. и доп. от 2009 и 2011 гг.).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060400 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) «магистр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 22 дек. 2009 г. № 800, зарегистр. в Министерстве юстиции РФ 9 февр. 2010 г. № 16336.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «магистр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 20 мая 2010 г. № 543.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 20 мая 2010 г. № 544.
5. Сквирская, Г.П. Модернизация системы здравоохранения и непрерывного совершенствования качества медицинской помощи как ведущая задача последипломного медицинского образования / Г.П. Сквирская // Проблемы управления здравоохранением. — 2011. — № 3. — С.6—11.
© Стрелков н.С., Ежова И.И., Попова н.М., 2013 Удк 614.2:377
== Опыт преподавания дисциплины «общественное здоровье = и здравоохранение» на основе интеграции = с медицинскими учреждениями
Николай Сергеевич Стрелков, докт. мед. наук, профессор, ректор ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
Наталия Николаевна Ежова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [[email protected]] Наталья Митрофановна Попова, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России [[email protected]]
Реферат. Коренные социально-экономические преобразования, происходящие в России, не могли не затронуть систему здравоохранения. Последняя подвергается реструктуризации, и на первый план справедливо выходит первичное звено, а именно — амбулаторно-поликлиническая помощь. Трудно переоценить учебную значимость последней как наиболее массовой помощи, призванной обеспечить раннюю диагностику, активное лечение, реабилитацию и профилактическое начало в цепи всех этих мероприятий. Необходимо признать актуальность поиска походов к оптимизации преподавания разделов, связанных с деятельностью врача поликлиники. С этой точки зрения представляет интерес возможность оптимизации процесса преподавания путем интеграции с некоторыми подразделениями служб здравоохранения. Наш опыт в этом направлении составил содержание данной статьи.
Ключевые слова: преподавание, амбулаторно-поликлиническая помощь, общественное здоровье и здравоохране-
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
21
TEACHiNG EXPERiENCE OF DiSCiPLiNE «PUBLiC HEALTH AND HEALTHCARE» BASED ON iNTEGRATiON WiTH Medial iNsTiTuTioNs
N.S. STRELKOV, N.N. EZHOVA, N.M. POPOVA
Abstract. Social and economic reforms in Russia touched on the healthcare system. The last one is under restructuring and the out-patient and polyclinic help takes the important significance. This kind of help is the most popular because it gives the possibility to make the early diagnostic, active treatment, rehabilitation and prophylaxis. It is current to find the approaches to optimization of teaching the section connected with work of polyclinic physician. The possibility of integration with several units of healthcare could make the optimization of teaching. Our experience in this area is reflected in this article.
Key words: teaching, out-patient and polyclinic help, public health and healthcare.
Коренные социально-экономические преобразования, происходящие в России, не могли не затронуть систему здравоохранения. Последняя подвергается реструктуризации, и на первый план справедливо выходит первичное звено, а именно — амбулаторно-поликлиническая помощь. Трудно переоценить учебную значимость последней как наиболее массовой помощи, призванной обеспечить раннюю диагностику, активное лечение, реабилитацию и профилактическое начало в цепи всех этих мероприятий. Необходимо признать актуальность поиска подходов к оптимизации преподавания разделов, связанных с деятельностью врача поликлиники. С этой точки зрения представляет интерес возможность оптимизации процесса преподавания путем интеграции с некоторыми подразделениями служб здравоохранения. Нами накоплен некоторый опыт в этом направлении.
Еще в 60-х годах прошлого столетия, в период начала внедрения в учебный процесс медицинских вузов принципов педагогики высшей школы, кафедра общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии интегрировала свою деятельность с работой организационно-методических отделений Республиканской клинической больницы, перейдя территориально на ее базу. В результате стало возможным приблизить преподавание такого важного раздела статистики здравоохранения, как порядок содержания текущего учета деятельности поликлиники и стационара, непосредственно к накоплению информации для итогового документа — годового отчета с последующим анализом количественных и качественных характеристик деятельности и самой Республиканской больницы, и сети районных и городских больниц. Студенты получили возможность непосредственной работы с реальной первичной документацией, что сделало более предметным усвоение данного раздела. Они также получили возможность анализировать непосредственно отдельные разделы работы специалистов применительно к профилю факультетов — терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, педиатра, стоматолога.
На базе этого интегрального опыта было разработано методическое обеспечение занятий — изданы методические разработки для преподавателей и студентов, а также задания для летней производственной практики.
Кроме того, кафедра и организационно-методический отдел работали по одному плану проведения семинаров и конференций и других мероприятий по подготовке медицинского персонала по разделам анализа работы экономической учебы и т.д. Последнее позволяло пре-
подавателям непосредственно знакомиться с состоянием дел на местах и использовать реальные приемы как положительного, так и отрицательного характера в процессе преподавания.
Второй аспект, не менее плодотворного характера, касался интеграции кафедры и информационно-аналитического центра МЗ УР на базе организации и методического обеспечения курса медицинской информатики.
Студенты всех факультетов получили возможность непосредственно на учебной базе информационно-аналитического центра осваивать методические подходы в использовании ЭВМ в управлении здравоохранением. Они наблюдали технологический процесс обработки информации по ряду программ, среди которых были «Поликлиника», «Стационар», «АРМ участкового врача (терапевта, педиатра)», «Использование фонда» и т.д. У них была возможность проследить путь от ввода в машину данных статистического талона (ф. № 25у) или карты выписки из стационара до выхода аналитических таблиц с итогами по каждому врачу, отделению и т.д. в соответствии с заложенными программами, обеспечивающими затем сводку годового отчета. Ежегодно выпускались информационные сборники с основными показателями по службам и характеристикой основных медико-демографических показателей в масштабе районов и городов Удмуртии, они использовались студентами на занятиях и при выполнении кружковой работы.
Особенно значимой была совместная работа кафедры и Республиканского информационно-аналитического центра над ежегодным «Государственным докладом о состоянии здравоохранения Удмуртской Республики» под редакцией ректора ИГМА профессора Н.С. Стрелкова. Это объемное печатное издание содержало подробный анализ состояния здоровья населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность и т.д.), а также количественные и качественные оценки в рамках служб с указанием возможных путей устранения недостатков.
Студенты в процессе занятий и экзамена на кафедре имели возможность пользоваться названными изданиями, что значительно обогащало их знания. А на IV курсе они могли уже и высказывать свои соображения о причинах отличия реальных показателей от теоретических возможных (базовых) или нормативных эталонов, что позволило им творчески рассматривать процесс управления.
В настоящее время процесс интеграции учебного процесса на кафедре развивается в направлении углубления освоения студентами таких важных разделов ра-
боты, как деятельность поликлинического врача в реабилитации больных, перенесших обострение хронически протекающих заболеваний. В этих целях кафедра целенаправленно развивает процесс интеграции учебного процесса с ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» и вошедшим в строй современным центром медицинской реабилитации. Начавшиеся в 2012/13 учебном году занятия на его базе показали большие возможности при разработке соответствующего методического обеспечения освоения студентами сложного процесса, каковым является восстановление здоровья и социальной активности
© Шарафутдинова н.Х., Павлова М.Ю., киреева Э.Ф., 2013 Удк 614.2:377(470.57)
== обеспечение качества преподавания = экономики здравоохранения на кафедре общественного = здоровья и организации здравоохранения с курсом ипо = башкирского государственного медицинского университета
Назира Хамзиновна Шарафутдинова, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа
Марина Юрьевна Павлова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа Эльза Фаритовна Киреева, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа [[email protected]]
Реферат. Представлены некоторые методические подходы к преподаванию экономики здравоохранения на кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что вопросы экономики здравоохранения освещаются с учетом современных требований к развитию здравоохранения. В частности, кроме общих вопросов, в программу преподавания включены вопросы формирования бюджета здравоохранения и медицинских организаций, финансирования программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, экономические показатели деятельности медицинских организаций. Обсуждены некоторые примеры для расчета экономических показателей здоровья и здравоохранения. Ключевые слова: студенты, стандарт, экономика, здравоохранение.
ENsuRiNG QuAUTY TEAcHiNG oF HEALTH EcoNoMicS iN DEpARTMENT oF puBLic HEALTH
and healthcare organization wiTH ipo-course of bashkir state medical university
N.KH. SHARAFUTDINOVA, M.Y. PAVLOVA, E.F. KIREEVA
Abstract. The article presents several methodical approaches to the teaching of healthcare economics in the department of public health and healthcare organization with IPO-course of Bashkir State Medical University. The article shows that the questions of healthcare economics are reported taking into account the modern conditions of healthcare development. Besides general questions, the educational program includes the questions of budget forming of healthcare and medical organizations, the questions of financing of state guarantees program of free medical care, the economic indexes of work of medical organizations. Some examples of calculation of economical indexes of health and healthcare have been discussed. Key words: students, standard, economy and healthcare.
Особенности современного этапа развития высшего медицинского образования связаны с реформированием здравоохранения [1, 2]. Образование является инструментом, имеющим целью не только обеспечение отрасли специалистами, понимающими суть происходящих экономических и социальных реформ в обществе, но и специалистами, способными в условиях рынка быть компетентными и конкурентоспособными, обладающими гибким, универсальным и творческим мышлением во всех сферах жизни [2, 3, 4, 5].
при различных заболеваниях. Как правило, этот заключительный этап выздоровления трудно обеспечить в условиях отдельных поликлиник. В новом центре реабилитации эти условия существуют. На современном этапе развития рыночных отношений особенно актуально формирование у будущего врача экономического мышления. В этих целях студенты знакомятся с движением финансовых потоков в одной из страховых организаций и частной клинике.
В настоящее время продолжается накопление методического обеспечения работы студентов и преподавателей.
Отсутствие необходимых экономических знаний у врачей и руководителей медицинских организаций ведет к недопониманию основных проблем реформирования отечественного здравоохранения и препятствию реализации управленческих решений, ориентированных на оптимизацию использования ресурсов медицинских учреждений и повышение эффективности оказываемой медицинской помощи [2]. Поэтому вполне закономерным стало включение в программу обучения студентов медицинских вузов курса по экономике здравоохранения.