УДК 394:930.85(47+57)
Шаповалов Сергей Николаевич
аспирант кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета shapovalov07 @дтаМ.сот
ОПЫТ ПРАЗДНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОБЫТИЙ В 1917 Г. (НА ПРИМЕРЕ «ПРАЗДНИКА СВОБОДЫ»)
Shapovalov Sergey Nikolaevich
post-graduate student of the chair of history and culturology, Kuban State University shapovalov07 @gmail.com
EXPERIENCE OF CELEBRATION OF PUBLIC EVENTS IN 1917 (AT THE EXAMPLE OF “LIBERATION DAY”)
Аннотация:
В статье рассматривается исторический период после свершения Февральской революции 1917 г., который нашел свое отражение и в изменении праздничной культуры. Поэтому особый интерес представляет изучение государственных праздников, организованных под эгидой новой власти и имевших свою специфику в зависимости от места их проведе-ния. В праздниках фиксировались произошедшие преобразования, а также отражались настроения всех социальных слоев населения.
Ключевые слова:
«праздник Свободы», народное торжество, празднество, молебен, церковные обряды, красный флаг, революционные песни.
The summary:
The article discusses the historical period after the achievements of February Revolution of 1917, which is reflected in the change of celebration culture. Therefore the particular interest represents the study of public holidays, organized under the auspices of the new government and had its own specificity, depending on their location. In the celebrations there were fixed conversion occurred, and also reflected the mood of all social strata.
Keywords:
“Liberation Day”, popular celebration, celebration, praer, church ceremonies, red flag, revolutionary songs.
Начавшаяся после Февральской революции 1917 г. коренная ломка привычных устоев жизнедеятельности российского социума нашла свое отражение и в изменении праздничного календаря. Представители новой власти активно стремились к созданию собственных государственных праздников и традиций, символизирующих свершения русской революции. Одновременно проводимые торжества использовались центральной и местными властями для придания своим полномочиям легитимного характера, поскольку ранее именно официальная власть обладала необходимым статусом и возможностью объявлять и организовывать празднования в общегосударственном масштабе.
В качестве примера рассмотрим опыт проведения «праздника Свободы», который стал первым общегосударственным торжеством, организованным после победы Февральской революции 1917 г. Зачастую «праздник Свободы» носил также другие наименования: «дни свободы», «праздники перехода к новому строю», «праздники единения», «дни памяти жертв освободительного движения», или «праздники Русской свободы» [1, с. 322]. Задача подобных всенародных гуляний состояла в создании определенной атмосферы, объединяющей народ, заражающей едиными оптимистическими чувствами, в том числе и по отношению к новому правительству.
Даты проведения «праздника Свободы» назначались местными властями произвольно, поэтому он проходил в разных городах в разное время и зачастую неоднократно. Например, в Москве - 4, 12 и 23 марта, в Минске - 4 и 6 марта, Кронштадте -7, 12 и 23 марта в Тифлисе - 12 и 19 марта [2, с. 323], а в Екатеринодаре только 10 марта [3, с. 386]. И это несмотря на то, что, согласно решению Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, именно 10 марта 1917 г. объявлялось праздничным днем «по случаю свержения монархии в России» [4, с. 128]. Официальные мероприятия в разных ча-
стях страны имели свои особенности, что обусловливалось отношением к произошедшим событиям организаторов праздников и их участников. Они представляли собой подчас грандиозные, заранее спланированные народные торжества с массовыми манифестациями под музыку оркестров, с красными знаменами, пением революционных гимнов и песен и прочими атрибутами.
Например, торжества по случаю свержения монархии, прошедшие в Астрахани и Царицыне 10 марта, а в Саратове - 15 марта, сопровождались парадами войск местных гарнизонов и демонстрациями горожан. Центрами мероприятий стали Покровская площадь - в Астрахани, Скорбященская - в Царицыне, Театральная - в Саратове [5, с. 128]. По сообщению «Народной газеты» от 16 марта 1917 г., «с раннего утра жители Астрахани спешили к кремлю на организованный сбор. Прибывали делегации от городских и земских учреждений, общественных организаций и заводов, партийных групп и различных демократических организаций. В общей массе собравшихся жителей города выделялись знамена социалистов-революционеров и социал-демократов. От стен кремля десятки тысяч человек двинулись по улицам города к Покровской площади. Впереди шли казаки, за ними социалисты-революционеры и социал-демократы, а вслед им многочисленные делегации от рабочих союзов, партии народной свободы, учительских организаций и другие. Выступавшие в этот день говорили о значении свершившегося великого события, вспоминали павших товарищей в борьбе за свободу, призывали население защищать добытые права» [6, с. 129].
В «Царицынском вестнике» от 12 марта 1917 г. сохранилось описание «праздника Свободы», который проходил в Царицыне: «Все спешили на Скорбященскую площадь. С 9 часов утра здесь выстроилась революционная милиция. Отовсюду слышалась музыка и революционные песни, с которыми прибывали на площадь горожане. Непременным атрибутом торжеств являлся красный цвет. Он присутствовал в виде бантиков на шинелях и пальто, флагов и знамен с надписями «Да здравствует свобода!», «Вечная память павшим борцам за свободу». Общее ликование вызывали воинские части, прибывавшие со своими развернутыми знаменами и полковыми оркестрами. Солдатские шапки были украшены красными султанами. Выставив оцепление и выстроившись, воинские части были готовы к параду. После торжественного молебна, поздравления частей начальником гарнизона с праздником Свободы началась манифестация. Военные и горожане уходили с площади, растекаясь отдельными группами по улицам города» [7, с. 129].
Аналогичное описание праздника сохранилось в «Саратовском листке» от 17 марта 1917 г.: «С приподнятым настроением шли на Театральную площадь жители Саратова. Здесь возле Городского театра была воздвигнута трибуна, которую солдаты украсили красными флагами и штандартами. Среди них особенно выделялись три штандарта: Военного комитета, Совета рабочих и солдатских депутатов, социалистов-революционеров. К 10 часам утра на трибуну поднялись члены Общественного исполнительного комитета, Военного комитета, Совета рабочих и солдатских депутатов, а также представители прессы. Торжества начались с построения войск гарнизона. При склоненных знаменах и с обнаженными головами войска почтили память тех, кто погиб за свободу в борьбе с самодержавием. А когда траурный марш сменился звуками «Марсельезы», войска начали движение от Гостиного двора. За ними устремились горожане. Блеск целого леса штыков на красном фоне реющих в воздухе знамен смешался в этой незабвенной чудной панораме с пестротой костюмов: серых - солдатских, черных - штатских и разноцветных - женских. Впереди шла школа прапорщиков с флагом «Привет Свободе». Вслед за ними ковыляли раненые из лазарета, встречаемые многочисленными приветствиями горожан. Под громогласное «ура» проходили перед трибуной попеременно колонны сол-
дат и жителей города. На флагах, которые они несли, были надписи: «Да здравствует демократическая республика!», «Да здравствует Учредительное собрание!», «В борьбе обретешь ты право свое» и другие. К трем часам дня процессия закончилась, но еще долго на улицах города слышались революционные песни» [8, с. 129-130].
«Праздники Свободы» проводились и в мелких провинциальных городах. Воспоминание о подобном торжестве, организованном в далеком сибирском городке Сретенске, сохранил революционер П. Климушкин: «10 марта в день празднования город зашевелился с раннего утра. На площади близ собора, почти в центре города, была построена особая площадка для духовенства и почетных гостей. Здесь были и солдаты, и рабочие, и крестьяне, и мещане, и интеллигенты, и «буржуи». Все пришли на этот великий праздник свободы. Все собрались сюда праздновать первый свой праздник освобождения. Всего собралось до десяти тысяч. Настроение было необычайно торжественное и приподнятое. Все были одушевлены одной великой радостью. Самые далекие друг другу люди непринужденно подходили один к другому, беседовали, шутили, смеялись, поздравляли друг друга, пожимали руки и с радостью расходились. Вечером, после торжественного обеда, нас провожали на вокзал. Мы шли впереди, а за нами, с цветами и знаменами, двигались тысячи граждан. Вагон, в котором нам предстояло ехать, был также весь в цветах. Под восторженные крики нескольких тысяч голосов и пение революционных песен, мы медленно двигались вперед» [9, с. 120-121].
Обращает на себя внимание тот факт, что «праздники Свободы» отличались своей идеальной организацией [10, с. 121]. Этому во многом способствовал многолетний опыт, накопленный обществом в начале XX в. в праздновании многочисленных юбилеев. По данным исследователя К.Н. Цимбаева, занимающегося изучением праздников-юбилеев, проводившихся в конце XIX - начале XX века, в стране в этот период было проведено более 160 юбилеев, получивших больший или меньший резонанс [11, с. 51].
Как правило, в «праздниках Свободы» участвовало и многочисленное духовенство, нередко возглавляемое своими епархиальными архиереями. В одних городах, например в Омске, Владикавказе, Красноярске, духовенство участвовало в массовых процессиях, двигаясь крестными ходами. Порой среди икон, хоругвей и красных флагов встречались лозунги «Да здравствует свободная Россия!», «Да здравствует демократическая республика!», «Земля и воля» и другие, созвучные им [12, с. 323]. В Калуге праздничный крестный ход сопровождался колокольным звоном всех городских церквей. В некоторых городах, например в Перми, Екатеринбурге, Уральске и Хабаровске, церковные службы проходили на площадях у кафедральных соборов [13, с. 324].
По мнению М.А. Бабкина, проведение публичных, торжественных молебнов позволяло собирать под церковные хоругви огромные народные массы, поскольку люди больше шли на крестные ходы, чем на какие-либо светские заседания, представления, парады и демонстрации. Таким образом, мероприятия с участием духовенства служили фактором, объединяющим представителей буквально всех слоев общества: высших сословий и солдат, интеллигенции и крестьян, городских масс и амнистированных арестантов [14, с. 328]. Следует отметить тот факт, что светские власти отводили духовенству заметную роль в проводимых революционных торжествах (крестный ход, молебен на центральном месте и прочее). Это прежде всего свидетельствовало о признании властью значительного влияния церкви на массовое сознание населения, чем активно пользовались власти, которые заранее планировали использование религиозных элементов во время проведения праздников в честь свершения революции. Так, накануне «праздника Свободы», назначенного в Архангельске на 10 марта 1917 г., была обнародована программа торжеств. Она содержала в себе следующие пункты: «1) празднование устраива-
ется на Соборной площади; 2) сбор - в 11 часов дня; 3) молебен, вечная память, салют, речи, парад; 4) войсковым частям прийти обязательно с красными знаменами (полковое знамя по желанию); 7) парад принимается красным флагом, поддерживаемым рабочим, солдатом и матросом и окруженным в 5 шагах от флага представителями общественных организаций» [15, с. 329].
Обращает на себя внимания тот факт, что «праздники Свободы» были организованы по подобию праздников царской России, поскольку, как и прежде, во время официальных торжеств духовенству отводилась одна из ведущих ролей: при этом традиции проведения церковных церемониалов были совмещены с революционными обычаями. В результате «праздники Свободы» впитали в себя как революционные, так и религиозные черты. Именно таким было торжество в Екатеринодаре. В день праздника город был украшен красными флагами, в большинстве случаев переделанными из старых, от которых синие и белые полосы были оторваны. На Соборной площади после «короткого молебствия о здравии» нового правительства, армии и всего населения России в присутствии членов гражданского комитета, Совета рабочих депутатов и представителей города состоялся парад войск местного гарнизона. В манифестации приняли участие около 100 тысяч человек [16, с. 387].
«Праздники Свободы» отличались и своей грандиозностью и масштабностью, поскольку охватывали буквально всю страну: от Новгорода, Вятки, Орла и Рязани до Тирасполя и Ялты, от Батума и Баку, до Новой Бухары, Тюмени и Владивостока. Непосредственно в самих торжествах принимало участие от 50 до 100, а в Ташкенте, по сообщению правительственной прессы, даже до 200 тыс. человек [17, с. 4].
Подводя итоги, следует отметить, что устраиваемые властью новые праздники пользовались большой популярностью у населения и вызывали эмоциональный всплеск. По мнению исследователя В.Б. Аксенова, это было обусловлено тем, что «уставшие от кризисных явлений в экономической, политической и социальной сферах обыватели с радостью шли на народные гулянья, так как они создавали иллюзию радости, единения и сплочения революционного населения, поскольку в будние дни бытовые заботы и мелочи стирали с лиц горожан благодушие и приветливость» [18, с. 199]. В то же время «праздник Свободы», как и целый ряд подобных торжеств, организованных новой властью, так и не закрепился в массовом сознании. Прежде всего это было обусловлено неинституцио-нализированностью праздника в календаре, отсутствием единой организации этих дней (специальных комиссий или органов), хаотичности в их проведении (например, неоднократное празднование в Москве и Минске). Такое положение привело к тому, что «праздники Свободы» остались «одноразовыми акциями», которые вскоре были забыты и практически не нашли своего отражения в российской праздничной культуре.
Ссылки:
1. Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М., 2007.
2. Там же.
3. Екатеринодар - Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар, 1993.
4. Жилкин В.А. Социалистические партии в дни падения монархии в России (по материалам Нижнего Поволжья) // Поволжский край. Саратов, 2006. Вып. 12.
5. Там же.
References (transliterated):
1. Babkin M.A. Duhovenstvo Russkoy pravoslavnoy tserkvi i sverzhenie monarhii (nachalo XX v. -konets 1917 g.). M., 2007.
2. Ibid.
3. Ekaterinodar - Krasnodar: Dva veka goroda v datah, sobytiyah, vospominaniyah... Materialy k Letopisi. Krasnodar, 1993.
4. Zhilkin V.A. Sotsialisticheskie partii v dni padeniya monarhii v Rossii (po materialam Nizhnego Pov-olzh'ya) // Povolzhskiy kray. Saratov, 2006. Issue 12.
5. Ibid.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Кабытов П.С., Курсков Н.А. Вторая русская революция: борьба за демократию на Средней Волге в исследованиях, документах и материалах (1917-1918 гг.). Самара, 2004.
10. Там же.
11. Цимбаев К.Н. Православная церковь и государственные юбилеи императорской России // Отечественная история. 2005. № 6.
12. Бабкин М.А. Указ. соч.
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же.
16. Екатеринодар - Краснодар...
17. Вестник Временного Правительства. 1917. № 8 (54).
18. Аксенов В.Б. Повседневная жизнь Петрограда и Москвы в 1917 г. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2002.
6. Ibid.
7. Ibid.
8. Ibid.
9. Kabytov P.S., Kurskov N.A. Vtoraya russkaya revolyutsiya: bor'ba za demokratiyu na Sredney Volge v issledovaniyah, dokumentah i materialah (1917-1918 gg.). Samara, 2004.
10. Ibid.
11. Tsimbaev K.N. Pravoslavnaya tserkov' i gosudar-stvenne yubilei imperatorskoy Rossii // Otech-estvennaya istoriya. 2005. No. 6.
12. Babkin M.A. Op. cit.
13. Ibid.
14. Ibid.
15. Ibid.
16. Ekaterinodar - Krasnodar...
17. Vestnik Vremennogo Pravitel'stva. 1917. No. 8 (54).
18. Aksenov V.B. Povsednevnaya zhizn' Petrograda i Moskvy v 1917 g. : dis. ... kand. ist. nauk. M., 2002.