001:10.23888/Ииш^0184733-740
ОПЫТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ БАКТЕРИОЛОГОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Котелевец Е.П.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация. Реформы высшего медицинского и фармацевтического образования в настоящее время реализуются на фоне активного внедрения дистанционных технологий. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса, повысить качество получаемого образования. Переход от циклового повышения квалификации медицинских работников 1 раз в 5 лет к непрерывному обучению, результаты которого оцениваются в кредитной системе, предъявляет достаточно высокие требования к самодисциплине и индивидуальной мотивации. Применяемый модульный принцип обучения базируетсяна разделении учебной дисциплины на тематические блоки, в рамках которых происходит изучение нового материала и контрольные мероприятия по проверке уровня усвоения. Модули оцениваются зачетными единицами (кредитами).Электронное образование предполагает обязательное внедрение баз данных и информационно-коммуникационных сетей, предъявление высоких требований к самодисциплине обучающихся, а также к техническому обеспечению учебного процесса. Однако можно заметить ряд ограничений при отработке практических навыков, существует проблема с идентификацией пользователя при проведении дистанционного контроля. Кафедра микробиологии РязГМУ осуществляет последипломное обучение врачей-бактериологов с применением электронных дистанционных образовательных ресурсов. Сотрудниками кафедры подготовлены 4 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации трудоемкостью 36 ча-
сов, прошедшие регистрацию на портале НМО на темы: «Актуальные аспекты определения чувствительности к антимикробным препаратам», «Микробиология особо опасных инфекций», «Микробиоценозы эпидзначимых объектов внешней среды», «Вопросы лабораторной диагностики инфекций, передаваемых половым путем». Все курсанты регистрируются на портале edu.rosminzdrav.ru, что необходимо для вступления слушателя в программу НМФО. Учет положительных и отрицательных сторон электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования способствует их рациональному и адекватному применению, развитию в правильном направлении.
Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии.
LEARNING EXPERIENCE POSTGRADUATE OF BACTERIOLOGISTS WITH THE DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Kotelevets E.P. Ryazan State Medical University
Abstract. Reforms of higher medical and pharmaceutical education are currently being realized against the backdrop of active introduction of distance technologies. This allows to expand the possibilities of the educational process, improve the quality of education significantly. Transition from occasional professional development of a doctor (1once in 5 years) to continuous training and credit system of its assessment places high demands on the individual motivation for professional development doctors qualification level, self-assessment abilities, introspection, self-awareness. The modular principle of learning involves separation each discipline on logically closed blocks, called
modules, within which passes as the study of new material and verification activities its assimilation. Modules are credits (loans.). E-education involves the mandatory introduction of databases and information and communication networks, the presentation of high requirements for self-discipline of students, as well as to the technical support of the educational process. However, you may notice a number of limitations when practicing practical skills, there is a problem with the identification of the user during remote control. Department of Microbiology of Ryazan State Medical University carries out postgraduate training of medical, bacteriologists with the use of electronic distance educational resources. Employees of the Department prepared 4 additional professional training programs with the intensity of 36 hours, registered on the portal of higher medical and pharmaceutical education on the topics: «Actual aspects of determining sensitivity to antimicrobial drugs», «Microbiology of particularly dangerous infections», «Micro-biocenosis of epidemiologically significant objects of the environment», «Laboratory diagnosis of sexually transmitted infections». Taking into account the positive and negative aspects of e-learning and distance learning technologies in the system of continuous medical and pharmaceutical education contributes to their rational and adequate application, development in the right direction.
Key words:professional education, distance educational technologies.
Переход на систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО) происходит в период интенсивного развития мультимедийных технологий. Образовательные учреждения, удовлетворяя потребности практического здравоохранения в повышении квалификации медицинских и фармацевтических кадров в рамках данной системы, стремятся осуществить процесс обучения в максимально комфортных для обучающихся условиях и с положительным результатом. Применение дистанционных технологий позволяет проводить повышение квалификации непосредственно на рабочем месте, без отрыва от основ-
ной работы, что способствует реализации принципа непрерывности последипломного образования [1,2].
Новая система в качестве основных инновационных составляющих включает модульный формат образовательных программ. Учебные программы формируются с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения с использованием национальных руководств, клинических рекомендаций, стандартов, результатов научных исследований, рационализаторских предложений и патентов на изобретение.
На кафедре микробиологии РязГМУ ежегодно проходят обучение около 50 слушателей по специальности «Бактериология» по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. На сегодняшний день сотрудниками кафедры подготовлены 4 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации трудоемкостью 36 часов, прошедшие регистрацию на портале НМО на темы: «Актуальные аспекты определения чувствительности к антимикробным препаратам», «Микробиология особо опасных инфекций», «Микробиоценозы эпидзначимых объектов внешней среды», «Вопросы лабораторной диагностики инфекций, передаваемых половым путем». Для реализации дополнительных профессиональных программ применяются различные формы обучения специалистов по совершенствованию профессиональных компетенций: лекции, практические занятия, ролевые игры, изучение конкретного случая (кейс-методы), разбор нестандартных результатов лабораторных исследований. Также каждому обучающемуся на кафедре предлагается подготовить сообщение по избранной теме с учетом опыта работы и анализа деятельности лечебного учреждения, в котором он работает [3].
Контроль достижения цели осуществляется посредством тестов, а также устного собеседования. Сотрудниками кафедры разработаны комплексы контрольно-
оценочных средств по каждому модулю (тесты, клинические кейсы), экзаменационные вопросы и билеты.
Дистанционное образование позволяет осваивать новые подходы, которые содействуют подготовке специалистов, например, обучение без отрыва от работы. Для этого на сайте http://elearn.rzgmu.ru/ размещается дистанционный контент.
В настоящий момент усилия преподавательского состава кафедры сконцентрированы на разработке нового дистанционного компонента последипломного образования, что позволяет использовать разные методики, интерактивно контролировать знания обучающихся, моделировать различные практические ситуации.
Необходимо указать и на сдерживающие факторы внедрения НМФО. Следует отметить неготовность некоторых руководителей лечебных учреждений к новой форме обучения, отсутствие технических условий для дистанционного обучения, отметить отсутствие мотивации, дефицит времени обучающихся, недостаточный уровень компьютерной грамотности врачей-бактериологов [4,5].
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Шамшева О.В.Российское национальное медицинское образование на этапе его реформирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1 (15). С. 32-41.
2. Алексеева М.В., Ваулин С.В. К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 51-55.
3. КотелевецЕ. П. Обучение врачей-бактериологов с применением дистанционных технологий / Problems and prospects of professional education development in the 21st century: materials of the VIII international scientific conference on April 10 -11, 2018- Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - 66 p. -ISBN 978-80-7526-291-2
4. Волченко А.В., Буйлук Н.Ф. Непрерывное медицинское образование с использованием дистанционных технологий обучения как современный этап повышения квалификации медицинских работников //Сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях. 2016. С. 108-111.
5. Романенко В.А., Шаров В.Б. Дистанционные технологии в дополнительном образовании медицинских работников // Врач и информационные технологии. 2005. № 3. С. 63-64.
6. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Формирование педагогической компетенции в рамках профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] / А.Н.Жолудова, О.В.Полякова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №1 (20). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=299 (дата обращения: 20.11.2018г.).
REFERENCES:
1. Romancov MG., Mel'nikova IY., SHamsheva OV. Rossijskoe nacional'noe medicinskoe obrazovanie na ehtape ego reformirovaniya[Russian national medical education at the stage of its reformation].Medicinskoe obrazovanie iprofessional'noe razvi-tie[Medical education and professional development]. 2014; 1 (15): 32-41.(in Russian)
2. Alekseeva MV., Vaulin SV. K probleme ispol'zovaniya ehlektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v nepreryvnom medicinskom obrazovanii [To the problem of using e-learning and distance learning technologies in continuing medical education].Smolenskij medicinskij al'manah [Smolensk medical almanac]. 2016; 2: 51-55. (in Russian)
3. Kotelevec E P. Obuchenie vrachej-bakteriologov s primeneniem distancionnyh tekhnologij [Training of bacteriologists with application distance technology]. Problems and prospects ofprofessional education development in the 21st century: materials
of the VIII international scientific conference on April 10—11, 2018. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ»; 2018. 66 p. (in Russian)
4. Volchenko AV., Bujluk NF. Nepreryvnoe medicinskoe obrazovanie s ispol'zo-vaniem distancionnyh tekhnologij obucheniya kak sovremennyj ehtap povysheniya kva-lifikacii medicinskih rabotnikov [Continuing medical education with the use of distance learning technologies as a modern stage of training of medical workers]. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 8 chastyah [Collection of articles of the international scientific-practical conference: in 8 parts]. 2016: 108-111.(in Russian)
5. Romanenko VA., SHarov VB. Distancionnye tekhnologii v dopolnitel'nom ob-razovanii medicinskih rabotnikov [E-learning technologies in further education of medical workers]. Vrach i informacionnye tekhnologii [Doctors and medical technology]. 2005; 3: 63-64.(in Russian)
6. Zholudova A.N., Polyakova O.V. Formirovaniye pedagogicheskoy kompetent-sii v ramkakh professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, pro-fessional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [Formation of pedagogical competence in the framework of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education"]/ A.N. Zholudova, O.V. Polyakova// Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptat-siya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №1 (20). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299 (date of reference: hh.mm.yyyy).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Котелевец Елена Петровна - ассистент кафедры микробиологиифедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика
И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Kotelevec Elena Petrovna - assistant of the department of microbiologyof the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «I.P. Pavlov Ryazan State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail:[email protected]
Дата поступления: 06.12.2018г.
Дата принятия в печать: 24.12.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Котелевец Е.П.Опыт последипломногообучения врачей бактериологов с применением дистанционных технологий [Электронный ресурс] /Е.П. Котелевец// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №4 (23). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=351 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Kotelevets E.P. Opyt poslediplomnogo obucheniya vrachey bakteriologov s pri-meneniyem distantsionnykh tekhnologiy [The experience of postgraduate training of doctors bacteriologists using remote sensing technologies]/ E.P.Kotelevets // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 № 4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=351 (date of reference: hh.mm.yyyy).