Научная статья на тему 'Опыт поиска превентивных мер в борьбе с проституцией в России в конце XIX – начале XX веков'

Опыт поиска превентивных мер в борьбе с проституцией в России в конце XIX – начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
400
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С ПРОСТИТУЦИЕЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПОИСК ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР В БОРЬБЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ / FIGHT AGAINST PROSTITUTION / PUBLIC INITIATIVES AND OFFICIAL POWER / SEARCH OF PREVENTIVE MEASURES IN FIGHT AGAINST PROSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартыненко Надежда Константиновна

В статье рассматривается опыт взаимодействия общественной инициативы с государственными структурами в поисках превентивных мер в борьбе с проституцией в России в конце XIX начале XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF SEARCH PREVENTSIALNYKH MER IN FIGHT AGAINST PROSTITUTION IN RUSSIA AT THE END OF XIX – THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

In article experience of interaction of a public initiative with the state structures in search of preventive measures in fight against prostitution in Russia at the end of XIX the beginning of the XX centuries is considered.

Текст научной работы на тему «Опыт поиска превентивных мер в борьбе с проституцией в России в конце XIX – начале XX веков»

К 392.65 ББК С02 60.02 М 29

Мартыненко Н.К.

ОПЫТ ПОИСКА ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР В БОРЬБЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Martynenko N.K.

EXPERIENCE OF SEARCH PREVENTSIALNYKH MER IN FIGHT AGAINST PROSTITUTION IN RUSSIA AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Ключевые слова: борьба с проституцией, общественные инициативы и официальная власть, поиск превентивных мер в борьбе с проституцией.

Keywords: fight against prostitution, public initiatives and official power, search of preventive measures in fight against prostitution

Аннотация: в статье рассматривается опыт взаимодействия общественной инициативы с государственными структурами в поисках превентивных мер в борьбе с проституцией в России в конце XIX - начале XX веков.

Abstract: in article experience of interaction of a public initiative with the state structures in search of preventive measures in fight against prostitution in Russia at the end of XIX - the beginning of the XX centuries is considered.

В современных условиях меры правового воздействия в борьбе с проституцией признаются односторонними и недостаточными, если они не сочетаются с улучшением правового положения, мерами экономической и социальной политики, направленными на подъем материального благосостояния, а с ним и культурного уровня населения. Сторонники и противники регламентации рубежа XIX - начала XX вв. не могли игнорировать существовавшие в совокупности и объяснявшие устойчивость феномена проституции социально-экономические, со-цио-политико-правовые и культурные факторы. Другое дело, что и теми и другими виделась необходимость ликвидации в заглавную очередь той или иной из причин. Причем признавалась малоэффективность использования в основном административных мер официальных властей без объективного участия самого общества. На основании анализируемых нами материалов можно проследить обозначившуюся ко второму десятилетию XX в. общую направленность мер превентивного характера.

Современными специалистами превенция усматривается в воздействии на со-

циально-экономические и политические условия жизни, в пресечении обстоятельств и факторов преступлений и правонарушений, в индивидуальной профилактической рабо-те1.

В расширении сферы применения женского труда как основы самостоятельности и независимости женщин виделось главное средство исправления социальноэкономической ситуации: «Ничто так не способствует проституции, как бедность, и не полицейскими мерами, не моральными проповедями, а только уничтожением бедности можно действительно бороться с про-ституцией»2.

Необходимо отметить, что последовательной политики в области улучшения условий рабочего труда в стране не проводилось, не существовало специального санитарного законодательства. Ситуация меняется к концу XIX в. в связи с появлением в 1884 г. института фабричной инспекции; в 1886 г. издается закон о надзоре за заведениями фабричной промышленности, о вза-

1 Криминология - XX век. - С. 19.

2 Бебель, А. Женщина и социализм. - С. 261.

имных отношениях фабрикантов и рабочих. С 1888 г. начинает распространяться социальное страхование рабочих, но законодательно оно было оформлено лишь в 1912 г.

Законом 1 июня 1882 г. и 12 июля 1884 г. решался вопрос о труде подростков и женщин в промышленности: была запрещена работа на фабриках и заводах детям до 12 лет. Но министр финансов, по согласованию с министром внутренних дел, мог санкционировать работу детей от 10 до 12 лет в случае, если ею заняты и их родители. Рабочий день для детей от 12 до 15 лет мог быть не более 8 часов, с перерывом после 4-хчасовой работы, или не более 6 часов, но без перерыва. Закон от 3 июня 1885 г. запретил ночную работу на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках женщинам и подросткам до 17 лет. Законом от 24 апреля 1890 г. с разрешения фабричных присутствий и губернаторов ночная работа женщин и подростков допускалась. По указу от 24 апреля 1890 г. на производстве, где была введена 18-часовая непрерывная работа с двумя сменами, дети от 12 до 15 лет не могли быть заняты более 9 часов в сутки, и работа не должна была продолжаться долее 4^ часов подряд. Запрещался труд малолетних ночью от 9 часов вечера до

5 часов утра, а также в воскресные и праздничные дни. Где не было присутствия по фабричным делам, там начальники губерний, областей и градоначальники своими указами имели право разрешить работу в воскресные дни детям от 12 до 15 лет, чьи родители работали в эти дни на фабриках и заводах. Малолетним запрещался изнурительный, монотонный труд и труд на вредных производствах. Министерствами финансов и внутренних дел был утвержден список промышленных предприятий и перечень работ с допустимым предельным возрастом. Указ Правительства от 24 апреля 1890 г. обязывал владельцев фабрик и заводов открывать школы для первоначального обучения малолетних рабочих на средства одного или нескольких соседних предприятий. За нарушение правил, обязывающих не принимать на работу детей младше 12 лет, за невыполнение обязательного условия учебы работодатели подвергались штрафу в размере ста рублей. Рабочая смена

длилась 12 часов. Разрешалось 120 сверхурочных часов в год, однако эта норма хозяевами не соблюдалась1. Правительственным законом от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» основная норма продолжительности работ для взрослых мужчин устанавливалась в 11 / часа, ночная работа не более 10 часов. Отсутствие необходимости разрабатывать властями специальное трудовое законодательство с учетом особенностей женского организма объяснялось тем, что «женщины были отнесены к числу полурабочих, так как они принимали лишь посильное участие во всякой производительной, особенно в сельскохозяйственной работе»2.

Тяжелое, рабское положение работниц в сельском хозяйстве, особенно на табачных плантациях неоднократно становилось предметом обсуждения и в обществе, и в печати. В частности, серьезное внимание на это обратил съезд по борьбе с торгом женщинами. По докладу севастопольского отделения Российского общества защиты женщин была принята резолюция «о необходимости обеспечения законом защиты труда рабочих женщин, учреждения должностей женских инспекторов как на фабриках и заводах, так и на табачных плантаци-

3

ях» .

В 1911 г. севастопольское отделение Российского общества защиты женщин возбудило вопрос о необходимости улучшения положения русских работниц на табачных плантациях. Члены комитета РОЗЖ изучили имевшиеся на тот момент нормы законодательства, особенно в отношении регулирования труда на плантациях. Оказалось, что по поручению Министерства внутренних дел в 1899-1901 гг. членом Совета Министров генерал-лейтенантом Томичем было произведено обследование условий экономического и нравственного положения работниц на табачных плантациях в Крыму. В представленном министру докладе конста-

1 Труды Первого всероссийского женского съезда... - С. 451, 55.

2 Россия в конце XIX века. - С. 69.

3 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами... Т. 2. - С. 612.

тировалось крайне тяжелое положение девушек и женщин в возрасте от 13 до 20 лет, к которым плантаторы и их приказчики турки и татары проявляли не только полное презрение, но и обращали их в орудие для удовлетворения своих необузданных животных инстинктов. Рабочий день достигал 20-22 часов, за свой труд первоучки-подростки получали в месяц по 3-4 руб., а работницы постарше - 8-10 руб.

Министерство внутренних дел обратилось к Министерствам земледелия и финансов, те в свою очередь признали целесообразным передать детальное рассмотрение вопроса на места особыми совещаниями под руководством губернаторов Таврической, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Самарской, Бессарабской, и на Кавказе - Кутаисской, Тифлисской и Черноморской губерний и Кубанской области.

Важнейшими и более характерными решениями совещаний были следующие: в Тифлисской губернии - привлечь к надзору акцизных чиновников; не допускать к работам детей моложе 15 лет; в Полтавской губернии - помещения для женщин и мужчин должны быть отдельными, периодические санитарные осмотры, рабочий день не более 10 часов; в Кутаисской губернии - наем проводить исключительно по письменным договорам; в Кубанской области - соблюдение воскресных и праздничных дней, назначение трех миссионерских причтов, которые разъезжали бы по плантациям для совершения богослужений и религиознонравственных поучений.

В 1902 г. особое совещание при Медицинском департаменте под председательством В.К. фон-Анрепа в составе представителей от Министерств внутренних дел, финансов и земледелия на основании предоставленных местных материалов разработало проект временных правил для содержателей промышленных табачных плантаций, включавший необходимые санитарные требования по регулированию труда рабочих, обеспечению их приемлемыми условиями жизни. Запрещалось использовать детей моложе 12 лет и ночной труд малолетних от 12 до 15 лет; норма рабочего времени ограничивалась 12 часами в сутки, а в закрытых помещениях - 10 часами. Общий

надзор за санитарным состоянием табачных плантаций возлагался на врачебные отделения губернских правлений, обязанных по ст. 29 Устава врачебного 1892 г. заботиться об охране народного здравия. Виновные в нарушении правил предполагалось штрафовать суммой не более 200 руб. Проект временных правил Министерство внутренних дел пыталось внести на рассмотрение в Кабинет Министров, в 1903 г. была составлена особая записка, но предложение это осталось не осуществленным1.

Эффективность борьбы с проституций Первым всероссийским женским съездом, проходившем с 10 по 16 декабря 1908 г. в Санкт-Петербурге по инициативе русского женского взаимно-благотворительного обществ, связывалась с бесправием и бедственным положение женщин России. Съезд ставил задачу содействовать объединению женщин разной социальной и идейной направленности для достижения общей цели в борьбе за экономические, гражданские и политические права2.

За коренной пересмотр законов о труде в целях устранения социально-экономических причин, служивших распространению масштабов проституции, выступали участники Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами, требовавшие допуск женщин ко всем должностям, нормировки рабочего времени, полный запрет женских работ во вредных для здоровья отраслях, запрет детского труда до 14 лет, ночных смен для женщин и несовершеннолетних до 18 лет, освобождения женщин от работ за 4 недели до и 6 недель после родов с сохранением полной заработной платы, учреждения при фабриках детских яслей. Введения независимой и свободной от полицейских функций фабричной инспекции, где наряду с фабричными инспекторами работали бы как государственные служащие инспектрисы; обязательного государственного страхования всех рабочих и работниц; принятия закона об организованном отдыхе домашней прислуги и женщин, работавших у частных лиц. Изыскания способов материальной поддержки трудящихся женщин

1 Российское общество защиты женщин в 1913 году. - С. 26-27.

2 Бюллетени Первого всероссийского женского съезда. - С. 1-2.

в виде реформирования домов трудолюбия, организации колоний-приютов для девушек-матерей, занятых на сельскохозяйственных работах1.

В сфере интеллигентных профессий реализации права на женский труд способствовало взаимодействие общества с государственной властью. После 1906 г. демократически настроенная часть депутатов государственных дум активно помогала общественным организациям в защите общественных интересов. В результате неоднократных обращений общественности Вторая Государственная Дума приняла решение допустить женщин в канцелярию думы для занятий письмоводством, счетоводством, стенографией и для работы в библиотеке. В 1915 г. женщинам было разрешено работать почтальонами2. Женские организации неоднократно поднимали вопрос о допуске женщин к высшим должностям. Это требование содержались в резолюциях Первого всероссийского женского съезда и Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами . В поддержку допуска женщин к государственным постам в сфере управления выступали депутаты Государственной Думы третьего созыва от фракций трудовиков и кадетов. Однако решение не было принято. Только в марте 1917 г. под влиянием Российской лиги равноправия женщин, организовавшей манифестацию в поддержку требования, Временное правительство принимает закон о праве женщин занимать все должности на государственной службе вплоть до министерских4.

С началом сексуальной свободы, в контексте либерализации, с устранением традиционных преград возможности человека распоряжаться своим телом свободное самоопределение при физической и духовной незрелости девушек, при продолжавшемся сохранении нужды и зависимости женщин требовало правовой защиты от насилия, угроз, обмана и злоупотреблений.

1 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 1. - С. 158, 129-130. 118, 194, 81; Т. 2. С. 572-573, 612-615, 323-329, 576, 594.

2 Хасбулатова, О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). - С. 87.

3 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами... Т. 2. - С. 613.

4 Хасбулатова, О.А. Указ. соч. - С. 87.

Известные юристы считали, что сводники и сутенеры, паразитирующие на разврате, должны строго преследоваться законом. А так как борьба с сутенерством относилось к предупреждению непотребства, А.И. Елистратов предлагал привлекать сутенеров к ответственности по ст. 44. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями5.

Съезд по борьбе с торгом женщинами насущной потребностью признал необходимость уголовных мер «не только против посредничества, но и лично злоупотребления телом лиц, состоящих под властью, попечением, надзором и в какой-либо зависимости от виновного», также правовых норм, защищавших нанявшуюся на работу женщину от половых посягательств со стороны

6

нанимателя .

На правительственный уровень российским обществом защиты женщин была вынесена задача защиты от вовлечения в проституцию девушек и женщин, прибывавших в города из сельской местности. Самым распространенным способом вербовки являлись публикации о местах работы, но путем обмана женщины могли оказаться в публичном доме. В свою очередь в решениях противопроституционного съезда звучал призыв установить наказание за склонение к вывозу женщин за рубеж без каких-либо ограничений7.

В ответ на запрос РОЗЖ в 1906 г. о защите женщин, вывозимых из страны, департамент полиции сообщил комитету о распоряжениях, сделанных в этом направлении Министерством внутренних дел, которые обязывали, чтобы на железнодорожных станциях были вывешены обращения к публике о необходимости немедленно сообщать железнодорожной жандармской полиции обо всех случаях, в которых будут замечены указания на то, что какая-нибудь пассажирка путем обмана перевозится куда-либо для промысла проституцией. Начальникам пограничных железнодорожных

5 Свод постановлений комиссии по рассмотрению дела о врачебно-полицейском комитете в Москве. -С. 42.

6 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 2. - С. 616.

7 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 1. - С. 419.

жандармских отделений и всем жандармским офицерам в портах было рекомендовано тщательно, но осторожно, выяснять цели прибытия в Россию или отъезда за границу молодых женщин. В тех случаях, когда имелось достаточно оснований предполагать, что женщины стали жертвами обмана, требовалось устанавливать личности их сопровождавших и, при доказанности факта, задерживать последних для передачи местной полиции. В сомнительных случаях передавать полиции по телеграфу сведения о направлении следования женщин1.

На съезде по борьбе с торгом женщинами указывалось, что проституции содействует отсутствие миграционных норм, на что следовало бы обратить внимание и при разработке закона об эмиграции. В качестве безотлагательных мер было принято решение организовывать, по примеру германских, миссии на вокзалах и пристанях не только для встречи жительниц сел и деревень, предупреждении о возможных опасностях, но и для указания временных пристанищ, организаций и частных лиц, к кому следовало обратиться за помощью и содействием в случае необходимости. Предлагалось создать центральное бюро женского труда для координации действий всех отдельно существовавшие к тому времени по России. И если О.В. фон-Кубе, председатель общества охранения прав женщин, директор правления санкт-петербургского дамского благотворительно-тюремного комитета предлагала организацию железнодорожных миссий поручить общественным организациям, то С.В. Панина, заместитель председателя общества для пособия учащимся в санкт-петербургских начальных городских училищах, председатель отдела предупреждения Российского общества защиты женщин - городской администрации. Последней также принадлежала идея введения регистрации через железнодорожную билетную систему и городские бюро выбывавших из деревень женщин2.

Признавалось желательным дополнить

1 Российское общество защиты женщин в 1906 году. - С. 10-11.

2 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 1. - С. 118, 240; Т. 2. - С. 571, 614, 617.

существовавшие законы о попечительстве указом, разрешавшим назначать попечителями над молодыми крестьянками, переехавшими в города, другие учреждения по желанию самих девушек, помимо крестьянских, удаленных от города3.

В защите труда от посягательств в целях сексуальной эксплуатации нуждались разные категории работниц. Дополнительный доход держателям развлекательных заведений приносило оказание любовных услуг артистками. Посетители кафе-шантанов могли пригласить любую из исполнительниц дивертисментных программ, участниц хора и т.п. Часть полученных денег отправлялась в карман хозяевам.

На собраниях комитета РОЗЖ обсуждались возможные проекты изменения правил, регулировавших взаимоотношения между артистами и нанимателями. Деятельное участие в обсуждении изменений в правилах, а также в выработке мер против эксплуатации артисток в садах и кафешантанах принимал А.А. Сабуров4. После внесения в 1903 г. предложений в Министерство внутренних дел в 1906 г. департамент полиции сообщил комитету о распоряжениях министерства. При получении антрепренерами разрешения на устройство театральных и других увеселений, в которых участвовали женщины, губернаторам, градоначальникам и варшавскому обер-полицмейстеру поручалось принимать меры, чтобы устроители не брали на свой счет продовольствие артисток, не предоставляли бы им квартиры и не заставляли бы их обязательно нанимать жилье по указанию, не заставляли и не приглашали бы их лично или через служащих, даже с их согласия, ужинать или вообще кушать с посетителями, а также не допускали бы общения публики с артистками во время представлений и репетиций 5. Виновных следовало привлекать к ответственности по ст. 29 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судья-

3 Там же. Т. 2. - С. 594.

4 Российское общество защиты женщин в 1915 году. - С. 9.

5 Российское общество защиты женщин в 1906 году. - С. 10-12.

ми1. Следовательно, Российское общество защиты женщин способствовало введению в практику особой системы контрактов, защищающих артистов от посягательств на сексуальную эксплуатацию со стороны лиц, причастных к шоу-бизнесу.

В 1912 г. Государственной Думой был принят большинством голосов внесенный на рассмотрение от имени 73 депутатов отделом избирательных прав русского взаимно-благотворительного общества законопроект о раздельном жительстве супругов. Министерство юстиции его несколько урезало, все же брачное законодательство было улучшено. Второй законопроект, разработанный и внесенный в комиссию Думы от имени общества, предусматривал полное уравнение наследственных прав между мужчинами и женщинами, также получил санкцию Думы, но был пересмотрен в Государственном Совете. Равенство признавалось лишь для наследования движимого и недвижимого имущества в городах; в земельном инвентаре дочери получали право наследования 1/7 части вместо 1/142.

12 марта 1914 г. был высочайше утвержден и одобрен Государственным Советом и Государственной Думой закон «О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений и личных и имущественных правах замужних женщин и об отношениях супругов между собой». В п. 1 ст. IV т. XIV Свода законов, изд. 1903 г. «В изменение Устава о Паспортах» появилось следующее положение: «Замужние женщины, независимо от их возраста имеют право получать отдельные виды на жительство, не

4

испрашивая на то согласие своих мужей» . В этом случае необходимо отметить в законодательной работе Государственного Совета деятельность члена РОЗЖ А.Ф. Кони, где он всегда отстаивал задачи, преследуемые РОЗЖ. В частности, закон от 12 марта 1914 г. о раздельном жительстве супругов во многом обязан усердной работе А.Ф. Ко-

5

ни .

1 Свод законов Российской империи. Т. XV. - С. 207.

2 Российское общество защиты женщин в 1914 году. - С. 10.

3 Свод законов Российской империи. Т. XIV. - С. 1.

4 Российское общество защиты женщин в 1914 году. - С. 6-10.

Особого внимания заслуживает вопрос упреждения детской проституции. Как современными специалистами, так и специалистами рассматриваемого нами периода, предшествующими и сопутствующими факторами детской проституции признавались длительное пребывание в условиях отрицательного влияния родителей или заменяющих их лиц, приобщение к курению, алкоголю и бродяжничество. Словом, неблагоприятные условия воспитания, и развивающаяся на их основе деформация личности. На первый план в этом случае выдвигаются меры улучшения охраны нравственности детей и подростков.

Неоднократно Российскому обществу защиты женщин приходилось встречаться со случаями, когда малолетние девушки, иногда 7-8-летние дети становились объектом безнравственных поступков со стороны взрослых мужчин, действия которых, в трактовке ст. 517 и следующих Уголовного уложения 1903 г., не сопровождались растлением. Комитет Российского общества защиты женщин обратился в Министерство внутренних дел с просьбой о незамедлительном введении в действие ст. 520-522 Уголовного уложения 1903 г., где за всякое

любодеяние с ребенком, не достигшим че-

6

тырнадцати лет, следовала каторга .

В России, в стране, где за проституцией признавалось право на существование при отсутствии общих серьезных мер и окончательно не сложившейся государственной системы борьбы с детской беспризорностью, непосредственно в общественной среде приходит понимание значимости общественного воспитания подрастающего поколения. Кто мог взяться за это трудное дело и на какие средства?

На съезде по борьбе с торгом женщинами в докладе Д.А. Дриля «О заброшенности детства как могущественной причине детской проституции» сообщалось, что в 1908 г. в заведениях исправительного воспитания содержалось около 3 000 детей и подростков. Через тюрьмы и арестантские помещения их прошло более 100 000. Каким-либо

Там же. - С.10.

6 Российское общество защиты женщин в 1914 году. - С. 5.

школьным обучением могли воспользоваться лишь 10,2 %. Всего 12,2 % находившихся в местах заключения были заняты полезными работами, а для 87,8 % заключенных господствовала полная праздность1.

Главная надежда в усовершенствовании принудительного воспитания проституирующих детей возлагалась на органы общественного самоуправления. Наилучшими средствами предотвращения проституции признавались образование и воспитание.

Съезд по борьбе с торгом женщинами счёл своим долгом обратить внимание Министерства народного просвещения и других министерств, в чьём ведении находились учебные заведения, что знакомство воспитанников с основами половой жизни и с опасностью венерических заболеваний настоятельно вызваны жизнью.

Нравственному оздоровлению общества должны были помочь меры против сводничества в печати. За размещение в газетах сомнительных, со скрытым смыслом объявлений не удавалось привлечь нарушителей к ответственности по статьям за сводничество, так как эти действия расценивались лишь как подготовка к сводничеству, что законом не воспрещалось. Комитет российского общества защиты женщин настаивал на введение правовой ответственности за размещение в периодических изданиях

объявлений в целях пособничества прости-

2

туции .

15 июня 1912 г. вступило в силу опубликованное в Собрании узаконений и распоряжений правительства соглашение «О запрещении обращения порнографических изданий», подписанное 4 мая 1910 г. в Париже представителем России совместно с представителями тринадцати других государств и высочайше ратифицированное 7 октября 1911 г.3

Общественные инициативы в области нравственных устоев касались и борьбы с пьянством. При петербургском обществе

1 Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. 1. - С. 84-88; Т. 2. - С. 565.

2 Российское общество защиты женщин в 1914 году. - С. 5-6.

3 Российское общество защиты женщин в 1912 году. - С. 15.

охраны здоровья женщины по инициативе члена правления общества Е.А. Чебышевой-Дмитриевой был организован отдел борьбы с алкоголизмом женщин и детей, его сотрудники проводили беседы с учениками и ученицами городских школ о вреде алкоголя, предлагали соответствующую литературу для чтения. При помощи общественности повсеместно создавались лечебницы для алкоголиков, подобные той, что имелась при обществе трудовой помощи в Ярославской губернии, для них в 1903 г. был основан приют на 20 человек, а в 1907 г. на 16 человек лечебница. Огромная роль отводилась домам трудолюбия, где наряду с принудительными работами была возможность наладить систематическое лечение больных

4

алкоголизмом .

Участие в подъеме нравственности среди населения в равной степени отводилось государству и обществу. Государство способно оказывать влияние на развитие нравственности через систему образования и воспитания. Общество может препятствовать пороку через самодеятельные организационные формы, пропагандируя воздержание и умеренность в половом общении, развивая понятие о вреде ранних половых связей.

Ходатайства обществ, направляемые в Министерство финансов, Министерство внутренних дел, в департамент земледелия, департамент главного казначейства и т.д. о выделении необходимых средств на мероприятия для поддержки женщин, являлись одной из форм взаимодействия общества с государственными структурами.

Современниками отмечалось, что по-настоящему плодотворной борьба с проституцией может быть только в том случае, когда само общество вынесет глубокое нравственное осуждение не только предложению, но спросу на женское тело для разврата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, рассмотренные нами факты свидетельствуют об огромном потенциале общественной инициативы. Соединение ее с деятельной властью становилось мощным стимулом социального развития.

4 Там же. - С. 103.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бебель, А. Женщина и социализм. - М.: Политиздат, 1959.

2. Бюллетени Первого всероссийского женского съезда. В 10 т. - СПб.: Изд-во Шабанова, 1908.

3. Криминология - XX век / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2000.

4. Россия в конце XIX века / под общ. ред. В.И. Ковалевского. - СПб.: Тип. «Брокгауз -Ефрон», 1990.

5. Российское общество защиты женщин в 1903 году. - СПб., 1903.

6. Российское общество защиты женщин в 1906 году. - СПб.: Сенатская тип., 1907.

7. Российское общество защиты женщин в 1912 году - СПб.: Тип. В. Безобразов и К°, 1913.

8. Российское общество защиты женщин в 1914 году. - Петроград: Тип. Н.П. Зандман, 1915.

9. Российское общество защиты женщин в 1915 году. - Петроград: Тип. Н.П. Зандман, 1916.

10. Свод законов Российской империи. В 16 т. / под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. Изд. неоф. - СПб.: Русское книжное т-во «Деятель», 1912.

11. Свод постановлений комиссии по рассмотрению дела о врачебно-полицейском комитете в Москве в связи с проектом общей организации надзора за проституцией в империи. // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. - СПб., 1901. - Март. - С. 41-58.

12. Труды Первого всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, происходившего в С.-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 года. Т. 1-2. - СПб., 19111912. Т. 1-2.

13. Хасбулатова, О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). -Иваново, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.