principles-education-revolution (accessed 16.09.2017). (In Russian).
14. Oskirko O. V. Coaching as an effective technology for human resource management. Modern tools for human resource management: theory and practice [Sovremennye instrumenty upravlenija chelovecheskimi resursami: teorija i praktika] : materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of the Chelyabinsk State University. Ed. S. A. Repin, I. V. Ponomareva. Cheljabinsk: Publishing house of the Chelyabinsk state university, 20l6. P. 100104. (In Russian).
15. Evtjuhova V. S. Creating an educational environment in the school on the basis of a coaching approach. Coaching in the educational system of an educational institution (from the experience of schools and teachers) [Kouching v vospitatel'noj sisteme obrazovatel'nogo uchrezhdenija (iz opyta raboty shkol i pedagogov)] : a collection of articles. Ed. V. G. Gul'chevskaja. Rostov-na-Donu: Publishing house GBOU DPO RO PPRO, 2015. P. 21-27. (In Russian).
16. Oskirko O. V. Creating a creative environment on the basis of a coaching approach in the preparation of students in economic areas. Bulletin of the Kemerovo State Agricultural Institute [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo sel'skohozjajstvennogo institute]. 2016. № 6. P. 25-31. (In Russian).
17. Aksenova T. N. Coaching as a basis for interaction between subjects of the educational process. Actual problems of the humanities and social and economic sciences [Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk]. 2017. T. 7, № 11 (11). P. 12-15. (In Russian).
УДК/uDC 371.12(571.12) О. В. Ройтблат
O. Roitblat
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
EXPERIENCE OF PREPARATION OF TEACHERS FOR COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL IN TYuMEN REGION
Введение. Проблема, которая поднимается в статье, связана с поиском путей преодоления жизненного кризиса и профессиональной стагнации современных педагогов, поскольку современная ситуация в образовании как социальной сфере характеризуется как критическая. Одним из путей преодоления профессионального кризиса предлагается конкурсное движение педагогов как форма педагогического творчества и профессионального роста.
Методология. Исследование опирается на методы теоретического анализа, контент-анализа документов и материалов, обобщение опыта творческой профессиональной деятельности. Обращаясь к педагогическому творчеству с опорой на философское понимание и опыт творческой педагогической деятельности, автор подтверждает гипотезу положительными результатами в Тюменской области. На основе теоретического анализа автор статьи доказывает необходимость поддержки педагогического творчества в современных условиях как форму профессионального роста педагогов.
Результаты заключаются в том, что автор предлагает этапы подготовки и сопровождения конкурсного движения педагогов с учетом положительного опыта Тюменской области.
Заключение. Современному педагогу, по данным многих исследований, характерны снижение эмоционального интеллекта, жизненного ресурса, профессиональной активности и инициативы, рост эмоционального выгорания на фоне увеличившейся психоэмоциональной нагрузки. Конкурсное движение позволяет снизить негативное влияние профессионального выгорания и способствует профессиональному росту педагога.
Introduction. The problem that arises in the article is connected with the search for ways to overcome the life crisis and the professional stagnation of modern educators, since the current situation for education as a social sphere is characterized as critical. One of the ways to overcome the professional crisis in the article justifies the competitive movement of teachers as a form of pedagogical creativity and professional growth.
Materials and Methods. The research is based on methods of theoretical analysis, content analysis of documents and materials, generalization of the experience of creative professional activity. Turning to pedagogical creativity with reliance on philosophical understanding and experience of creative pedagogical activity, the author confirms positive results in the Tyumen region. On the basis of theoretical analysis, the author of the article proves the necessity of supporting pedagogical creativity in modern conditions as a form of professional growth of teachers.
Results are that the author offers the stages of preparation and support of the competition movement of teachers, confirming the positive experience of the Tyumen region.
Conclusions. The modern teacher, according to many researchers, is characterized by a decrease in the emotional background, vital resource, the growth of emotional burnout against the background of growing psycho-emotional stress, a decline in professional activity and initiative. The author of the article proves the positive influence of the competitive movement of the pedagogical community on the professional growth of the individual teacher.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, педагог, опыт подготовки, социальные изменения.
Keywords: competition of professional skill, teacher, experience of preparation, social changes.
Введение
В современной научной литературе и средствах массовой информации текущий период общественного развития характеризуется глобальными трансформациями, экологическими проблемами, напряженной геополитической обстановкой, изменением социальных отношений. Человек, переживающий кризисы современности, испытывает потребность в восстановлении жизненного ресурса. В этой связи обращение к творчеству открывает очевидные перспективы. Активизация творческого начала личности как механизма преодоления кризисных процессов или решения жизненных задач нам представляется актуальным средством преодоления напряженности и риско-генности современности. Неслучайно в философии творчество как наиболее полное выражение сущностных особенностей личности рассматривается как смыслообразующий фундамент всей жизненной стратегии личности человека.
Образовательное пространство, субъекты образовательных отношений, как неоднократно подчеркивалось в современных педагогических исследованиях, более других социальных сфер и субъектов подвержены деструктивному влиянию времени. Так, Н. Г Милованова подчеркивает, что «в последнее время в системе повышения квалификации и в рамках неформального образования весьма популярными стали семинары, тренинги для педагогов по профилактике конфликтного взаимодействия, развитию навыков эффективного общения, обучению технологиям саморазвития и личностного роста» [11]. А. В. Кандаурова, изучая влияние социальных изменений на профессиональную деятельность современного педагога, утверждает, что «обращение к имеющимся исследованиям в области способов минимизации негативного воздействия изменений на отдельного человека не дает оптимизирующего прогноза» [8]. С одной стороны, данные замечания оправданы — образование действительно готовит поколение для жизни в новых условиях, следовательно, к нему и требования повышенные. С другой стороны, это новое поколение готовят учителя, живущие «здесь и сейчас». Таким образом, современный учитель оказался в эпицентре пересечения требований будущего, настоящего, прошлого; требований общества, государства, времени, родителей, профессионального сообщества, администрации. Кризис профессионализма, стагнация профессионального педагогического корпуса признаны на всех уровнях. В поиске решения проблем кризиса отечественного образования государство инициирует различного рода мероприятия: нормативное и правовое обновление, модернизацию, стратегии и программы развития. Так, за последнее время в системе образования появились закон об образовании, новые поколения государственных образовательных стандартов всех уровней образования, профессиональный стандарт педагога, национальная стратегия профессионального роста учителя, другие документы и материалы. Все перечисленное выше, безусловно, аппелирует к внутренним человеческим ресурсам, именно поэтому в данной работе мы останавливаемся на педагогическом творчестве, активизация которого призвана не только минимизировать эмоциональное напряжение педагога, снизить конфликтогенность образовательного пространства, но и инициировать профессиональный рост педагога, повысить его удовлетворенность своим трудом и собой.
Методология
Для изучения педагогического творчества как ресурса профессионального роста педагога, как механизма конструктивного совладания с неопределенностью и конфликтностью современной ситуации мы обратились к методам теоретического анализа, контент-анализа документов и материалов, содержащих обобщение государственной политики, опыта Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) и Тюменской области в организации конкурсного движения педагогов.
Результаты
Творчество как философская категория традиционно рассматривается неразрывно с личностью: субъектом творчества называет личность И. Кант [9]; у Г Гегеля творчество является процессом саморазвития личности [5]; Ф. Ницше именно творчеству отводил роль в преобразовании самой сущности человека [13]; в работах А. Камю творчество анализируется как важнейшая экзистенциальная проблема личности, как бунт и способ преодоления абсурдности существования в действительном мире [7]; Ж.-П. Сартр трактует творчество как средство созидания личности [14]. Значительное место занимает творчество в работах русских философов (В. Соловьев, Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, Г С. Батищев, др.) [1-3; 16]. Философские подходы к проблеме творчества дают понимание, что человек только в процессе и результате своей творческой деятельности раскрывает и обретает смысл жизни. Для активизации творческой деятельности большое значение имеют мотивирующие факторы и предпосылки. Те противоречия, которые имеют место в повседневной педагогической деятельности современного педагога, как раз и требуют новых способов и средств, каковыми располагает творческая педагогическая деятельность. Кроме того, уже в процессе творческой деятельности мотивация значительно возрастает, подкрепляемая процессами самопознания, саморазвития, самореализации, так как творческий рост обеспечивает накопление интерсубъективного опыта как в личностном, так и профессиональном смысле. Творческая педагогическая деятельность, направленная на создание нового или перенос имеющегося профессионального опыта на новый уровень, расширяет поле профессиональной деятельности, открывает новые возможности, укрепляет веру в себя. Как отмечает в своем исследовании О. С. Гагарина, современный этап неопределенной, динамической, непрерывно изменяющейся социальной среды способствует наиболее полной реализации не только творческого потенциала личности, но также ее эффективного взаимодействия с современным социумом [4].
Между тем современный учитель чаще всего осуществляет свою деятельность в режиме абсолютной нормативной регуляции. На фоне высокой психоэмоциональной и учебно-методической нагрузки у него практически не остается времени для творчества. Система постдипломного образования, система повышения квалификации также ориентированы в основном на изменения нормативной части образования, реализуют тактические и стратегические задачи государственной политики в области образования. Кроме того, как утверждает В. В. Горшкова, «образование взрослых, до сих пор не обрело государственно-институционального статуса, хотя уже многими провозглашается идея о приоритетно базовом значении системы образования взрослых, поскольку «все начинается с учителя», со взрослого, который не только приходит к обучающимся, но и создает, инициирует, либо не создает и не инициирует условия для развития субъекта, а также для инноваций и прогресса образования» [6].
Мы полагаем, что ресурс для раскрытия и развития творческого потенциала учителей кроется в возможностях неформального и информального образования. Именно интеграция формального, информального, неформального образования взрослых обеспечит реальное воплощение идеи о непрерывном образовании, об образовании через всю жизнь. При этом существенная роль отводится неформальному и информальному образованию, поскольку они «организуются и инициируются самим человеком на любых этапах его жизнедеятельности» [6]. Мнения современных специалистов и андрагогов в области образования взрослых о феномене непрерывного образования в России в основном определились вокруг трех сценариев: стихийно-рыночного, центрально-государственного и государственно-общественного (С. Г Вершловский). Таким образом, в последнее десятилетие активизация интереса к педагогическому творчеству, как некоему ресурсу восстановления и возрождения, оправдана. Следует отметить, что в педагогической науке имеется значительная теоретическая основа для развития данного направления. В свое время В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и другие сформировали
ведущие методологические подходы к изучению организационно-методических и дидактических вопросов развития педагогического творчества. Методология развития творческого потенциала педагога была предложена в работах Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, М. М. Поташника и др. Ю. Л. Львова, С. А. Новоселов, И. В. Осипова рассматривали сущность процесса зарождения творческого замысла и его воплощение в профессиональную педагогическую деятельность. Проблеме развития творческого потенциала педагога посвящены работы В. Г Рындак, А. В. Хуторского, Л. В. Кемерова и др. Следует вспомнить и ученых, работы которых посвящены обобщению педагогического творчества: А. А. Галицких, Е. О. Галицких, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и др.
Важное место в актуализации творческого потенциала педагога, в развитии и поддержке педагогической творческой деятельности отводится конкурсам профессионального мастерства. Значимость конкурсов как формы развития профессионализма и творчества педагогов подтверждается тем, что сам феномен конкурса выступал предметом педагогических исследований. Так, конкурс как средство развития творческого потенциала педагога изучала Г Ф. Привалова (2008); как средство повышения квалификации учителя — Е. М. Пахомова (2003); как механизм развития профессионализма педагогов — В. А. Дубровская (2007); как стимулирование творческой активности — Т. А. Соколова (1999). В настоящее время также интерес к конкурсу находит отражение в публикациях (И. Ю. Гирба, Н. И. Пекарских, Т. В. Пингачева, Н. А. Сафарова, И. В. Серафимович, К. В. Сметанина и др.).
Современное инновационное образовательное пространство, иные требования к выпускнику предполагают и учителя нового типа: созидающего, творческого, ориентированного на постоянный профессиональный рост, на личностное и профессиональное развитие. Разработка программ профессиональной успешности и развития современного педагога опирается на ведущие идеи стратегических государственных документов развития отечественного образования, а именно: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., модель «Российское образование — 2020» и др. Неслучайно так активно обсуждается в профессиональном сообществе Национальная система учительского роста, которая только подтверждает необходимость поиска возможностей профессионального роста учителя, его личностного и профессионального развития. Многие исследователи обращаются к проблеме мотивированности профессионального развития [10].
Безусловно, формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого учителя, его мобильности, его постоянного профессионального роста. Сегодня государство перед методическими службами ставит задачу «развития системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов» («Наша новая школа») [12]. А именно: в части 3 «Совершенствование учительского корпуса» подчеркивается: «Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное — привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. Система моральной поддержки — это уже сложившиеся конкурсы педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации» [12].
Конкурсы профессионального мастерства сегодня, как отмечает Н. А. Сафарова, приоритетной задачей имеют не только повышение профессиональной компетентности, но и развитие творческой инициативы учителей, повышение престижа профессии и диссеминации опыта лучших педагогов [15]. Безусловно, сами конкурсы создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста. Однако возникает проблема мотивации педагогов к участию в конкурсах как процессу профессионального роста. О. Г Красношлыкова и Е. В. Приходько, обращаясь к проблеме мотивации педагогов к профессиональному росту, дают следующее определение: «Профессиональный рост — комплексный целенаправленный процесс совершенствования педагога как профессионала, включающий в себя совокупность взаимосвязанных изменений, которые находят отражение в личностном, предметном, функциональном и социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта» [10]. В результате эмпирического исследования авторы приходят к выводу, что именно мотивация является важнейшим условием профессионального роста педагога, обеспечивая активность личности в процессе достижения значимых результатов профессиональной деятельности. Следовательно, конкурс профессионального мастерства
как публичная презентация своих достижений, своего творчества может выступать мотивирующей системой профессионального роста. Мы рассматриваем конкурс:
• как ресурс развития системы образования всех уровней (повышение престижа учительской профессии; привлечение внимания общества и государства к социальному статусу учителя);
• индикатор качества образования (открытая форма соревнования в профессиональном мастерстве; пропаганда инновационных идей и достижений);
• эффективную форму распространения педагогического опыта («живая» демонстрация современной педагогической деятельности; трансляция лучших образцов педагогической практики);
• форму повышения квалификации (точки профессионального роста; актуализация творческого потенциала в профессии; кадровый резерв).
В Тюменской области ведется большая работа по подготовке педагогов к участию в профессиональных конкурсах. История конкурса «Учитель года» началась в 1992 г. За это время более 11 тыс. педагогов региона стали его участниками и более 120 — финалистами.
В общей системе подготовки педагогов к конкурсам можно выделить три этапа. Во-первых, это организация работы по формированию мотивации педагогов на участие в профессиональных конкурсах. Для решения данной задачи в рамках мотивирующего этапа в регионе осуществляется:
• проведение ежегодных совещаний департамента образования и науки Тюменской области и ТОГИРРО с представителями органов управления образованием, заместителями руководителей муниципальных образований по социальным вопросам, администрацией общеобразовательных учреждений по вопросам разъяснения целей и задач проведения профессиональных конкурсов; поощрения образовательных организаций, активно поддерживающих и развивающих конкурсное движение;
• стимулирование педагогов льготами (правительственная премия; льготы участникам муниципального и регионального этапов конкурса «Учитель года» при аттестации на первую и высшую категорию);
• постконкурсное профессиональное сопровождение, поддержка и продвижение победителей конкурсов (трансляция опыта на различных уровнях, «встречи без галстука» с губернатором, вхождение в кадровый резерв региона и т. д.);
• оказание методической, психологической поддержки во время конкурсных испытаний. Психологическая поддержка в числе прочего включает формирование навыков публичной, конкурсной презентации — обучение способам психологической саморегуляции (управление дыханием; управление тонусом мышц, движением; способы, связанные с воздействием слова, с использованием образов);
• формирование и развитие банка видеоуроков (лучших практик) учителей Тюменской области; видеозаписей методических и педагогических мероприятий (педагогический марафон; творческие семинары учителей, ассоциации учителей-предметников; презентации своего опыта на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации; клубы молодых педагогов).
Результаты эффективной деятельности на первом этапе подтверждаются стабильным числом конкурсантов. Количество участников профессионального конкурса «Учитель года» за последние три года (муниципальный; региональный уровень) представлены ниже.
Число педагогов-участников профессиональных конкурсов
Год/Уровень конкурса 2015 2016 2017
Муниципальный уровень 163 141 120
Региональный уровень 21 25 24
Второй этап — методическое сопровождение участников профессионального конкурса решает задачу адресной методической подготовки и помощи, для чего в области организованы:
• круглогодичный семинар для творчески работающих учителей (два-три раза в год);
• педагогический марафон с приглашением организаторов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года», участников и победителей муниципального и регионального этапов конкурса;
• оказание поддержки муниципальным методическим службам при организации и проведении муниципального этапа конкурса (организационно-методические семинары, консультации; помощь при подготовке мероприятий / номинаций конкурса (написание эссе, разработка методического семинара, педагогического собрания и т. д.);
• привлечение к подготовке конкурсантов специалистов из сферы культуры (техника речи и постановка голоса; стиль произношения и язык движения тела; разработка сценария), индустрии красоты и сервиса (визажист, стилист-имеджмейкер, парикмахерское искусство);
• выстраивание единых подходов к организации и проведению школьного, муниципального и регионального этапов конкурса для достижения успешности педагогов города на российском уровне;
• подбор и обучение членов жюри школьного и муниципального этапов, в том числе и из участников, победителей и призеров прошлых лет.
Ежегодно в методических семинарах для творчески работающих учителей принимают участие более восьмисот педагогов г. Тюмени и Тюменской области. В 2017 г. были проведены такие семинары, как «Самообразовательная деятельность учителя — путь к успеху», «Роль сетевых профессиональных сообществ: точки профессионального роста», «Этика и риторика профессионального общения», «Развитие эмоционального интеллекта учителя», «Школьный урок: традиции и инновации».
В рамках Педагогического марафона — 2017 Тюменскую область посетили заслуженные российские учителя: кавалер почетного знака «Общественное признание», победитель и член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» О. Парамонов; композитор, кандидат педагогических наук, кавалер почетных знаков «Общественное признание» и «Рыцарь гуманной педагогики», победитель и член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» А. Заруба; доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального развития педагогических работников института дополнительного образования Московского педагогического университета, профессор Высшей школы экономики А. Иоффе. Хорошей традицией в формате педагогического марафона стали выездные мастер-классы. Так, в 2017 г. были проведены мастер-классы в г. Ишиме и рабочем поселке Голышманово Тюменской области, в которых приняли участие более двух тысяч педагогов.
Третий этап подготовки педагогов к конкурсу посвящен организационно-педагогическому сопровождению. В рамках данного этапа организован культурно-образовательный туризм (ежегодные культурно-образовательные туры) для молодых педагогов и наставников. Например, в 2017 г. был проведен шестой тур в г. Санкт-Петербурге, посвященный 100-летию революции 1917 г., Году экологии в России и Году РЯ-движения в Общероссийском Профсоюзе образования. В рамках тура были проведены экскурсионно-развивающие мероприятия в природно-ландшафт-ных музеях-заповедниках «Царское село», «Гатчина», «Павловск», «Парк Монрепо» с посещением культурно-исторических объектов городов Кронштадта и Выборга; образовательные мероприятия, как то: встречи с заслуженным учителем России, победителем конкурса «Учитель года России — 2003», директором гимназии № 166 г. Санкт-Петербурга И. Карачевцевым; хранителем парка «Монрепо» Л. Тиуновой; хранителем парка «Павловск» М. Флит; помощником директора и старейшим научным сотрудником музея-заповедника «Гатчина» И. Жилиной и директором Выборгского музея-заповедника В. Цоем. Организатором туров выступает Тюменская межрегиональная организация профсоюза. Для участников тура с целью подготовки к нему предлагается ознакомиться с литературой (в 2017 г. — К. Г. Паустовский «Муза дальних странствий»; Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»; В. Я. Курбатов «Нечаянный портрет. Время в зеркале одного дневника», «Хранители памяти»; С. Н. Балаева «Записки хранителя Гатчинского дворца»; А. С. Елкина «Сделайте это для меня»; М. П. Руденская «В садах лицея»). В 2016 г. был организован культурно-образовательный тур учителей математики, русского языка и литературы в г. Псков. В рамках туров проводятся встречи и на Тюменской земле. Так, был организован тур для делегации московских учителей и школьников из гимназии № 1520 имени Капцовых. Цель тура — знакомство с Тюменским краем и системой образования области. Делегацию возглавляла директор гимназии В. В. Кириченко, абсолютный победитель российского конкурса «Учитель года — 2012», преподаватель русского языка и литературы. Гости посетили образовательные организации Тюмени, в том числе гимназию № 16 г. Тюмени, областную физико-математическую школу, а также жемчужину Сибири — город Тобольск.
Заключение
Мы полагаем, что системное патронирование конкурсного движения имеет перспективы, как то:
— развитие внутрикорпоративной системы подготовки педагогов к конкурсам профессионального мастерства с целью предоставления каждому педагогу возможности для самореализации;
— повышение качества отбора педагогов образовательного учреждения для участия в конкурсах на муниципальном уровне;
— продвижение идеи формирования межмуниципальных профессиональных конкурсов. Так, Тюменская область является инициатором профессионального конкурса педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (в том числе номинация «Использование электронных ресурсов Президентской библиотеки»). Такие конкурсы систематически проходят в Заводоуковском городском округе и г. Ялуторовске;
— инициация участия педагогов в отечественных и зарубежных профессиональных конкурсах;
— развитие системы поддержки участников профессиональных конкурсов;
— продвижение современных форм привлечения педагогов к участию в профессиональных конкурсах (неделя методических знаний; конкурс «Лучший урок-инновация»; «Лучший учитель школы» и др.);
— поддержка пилотных проектов временных творческих групп, праздников, досуговых мероприятий, исследовательской деятельности, интегрированных занятий и др.;
— создание в СМИ социальных портретов учителей-победителей, учителей-номинантов как форма повышения социальной значимости и престижа профессии.
Любой конкурс — испытание, требующее психоэмоциональных и временных затрат, направлено на личностные результаты, среди которых не только очевидные (повышение профессиональной компетентности; расширение географии профессиональных связей; опыт публичного выступления), но и активная жизненная позиция, проявляющаяся в возрождении интереса к своему делу, усилении чувства значимости своего труда; возможности увидеть себя со стороны как педагога, соответствующего тем требованиям, которые предъявляет современное общество, и в то же время заявить о себе, высказать публично свое мнение; продемонстрировать возможности отдельного педагога в изменении ситуации. Рефлексия опыта своего участия в конкурсе для педагога имеет большое значение, не редки осмысление и переоценка, особенно на этапе постконкурсного сопровождения.
Позиционирование конкурсного движения в области, безусловно, имеет социальное значение: конкурсное педагогическое движение поддерживается на всех уровнях государственного управления, что в свою очередь повышает социальный статус учителя, мотивацию к непрерывному профессиональному и личностному росту; формирует у населения позитивный образ профессии учителя.
Литература
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Батищев Г. С. Диалектика творчества. СПб., 1997.
3. Бердяев H. A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
4. Гагарина О. C. Творчество как сущностная характеристика личности : дис. ... канд. философ. наук. М., 2008. 157 с.
5. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 3. М., 1977.
6. Горшкова В. В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности // Вестник ОГУ. 2014. № 2 (163). С. 73-78.
7. Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство. М., 1990.
8. Кандаурова А. В. Влияние социальных изменений на личность и профессиональную деятельность педагога: пределы адаптации // Специфика педагогического образования в регионах России. 2016. № 1 (9). С. 16-19.
9. Кант И. Критика способности суждения // Соч. : в 6 т. Т. 5. М., 1966.
10. Красношлыкова О. Г., Приходько Е. В. Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 47.
11. Милованова Н. Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования? // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 107-110.
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru.
13. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999.
14. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
15. Сафарова Н. А. Конкурсы профессионального мастерства — актуальная форма повышения профессиональной компетентности педагогов (опыт г. Ярославля) // Образовательная панорама. 2014. № 2 (2). С. 55-61.
16. Соловьев B. C. Общий смысл искусства // Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
References
1. Bakhtin M. M. Aesthetics of verbal creativity [Jestetika slovesnogo tvorchestva]. Moscow, 1979. (In Russian).
2. Batishchev G. S. Dialectics of creativity [Dialektika tvorchestva]. Saint Petersburg, 1997. (In Russian).
3. Berdyaev H. A. Philosophy of freedom. Sense of creativity [Filosofija svobody. Smysl tvorchestva]. Moscow, 1989. (In Russian).
4. Gagarina 0. C. Creativity as an essential characteristic of personality [Tvorchestvo kak sushhnostnaja harakteristika lichnosti] : dissertation ... of candidate of philosophical sciences. Moscow, 2008. 157 p. (In Russian).
5. Hegel G. Philosophy of the Spirit. Encyclopedia of Philosophical Sciences [Jenciklopedija filosofskih nauk]. Vol. 3. Moscow, 1977. (In Russian).
6. Gorshkova V. V. Ontology of continuous human education in the context of the emergence of a new type of sociality. Vestnik of the Orenburg State University [Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2014. № 2 (163). P. 73-78. (In Russian).
7. Camus A. The rebel man: philosophy, politics, art [Kamju A. Buntujushhij chelovek: filosofija, politika, iskusstvo]. Moscow, 1990. (In Russian).
8. Kandaurova A. V. Influence of social changes on the personality and professional activity of the teacher: adaptation limits. Specificity of pedagogical education in the regions of Russia [Specifika pedagogicheskogo obrazovanija v regionah Rossii]. 2016. № 1 (9). P. 16-19. (In Russian).
9. Kant I. Criticism of the ability of judgment [Kritika sposobnosti suzhdenija]. Compositions. Vol. 5. Moscow, 1966. (In Russian).
10. Krasnoshlykova O. G., Prikhodko E. V. Motivation of professional growth of teachers in modern conditions. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 47. (In Russian).
11. Milovanova N. G. Emotional intelligence: a new teacher resource or new requirements? Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 1 (25). P. 107-110. (In Russian).
12. National educational initiative "Our new school" (approved on February 4, 2010, Pr-271) [Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa "Nasha novaja shkola" (utverzhdena 04 fevralja 2010 g. Pr-271)]. Available at: http://old.mon.gov.ru. (In Russian).
13. Nietzsche F. On the other side of good and evil [Po tu storonu dobra i zla]. Moscow, 1999. (In Russian).
14. Sartre J.-P. Existentialism is humanism. Twilight of the gods [Sumerki bogov]. Moscow, 1989. (In Russian).
15. Safarova N. A. Competitions of professional skills — an actual form of increasing the professional competence of teachers (experience of Yaroslavl). Educational panorama [Obrazovatel'naja panorama]. 2014. № 2 (2). P. 55-61. (In Russian).
16. Soloviev V. S. The general meaning of art. Philosophy of art and literary criticism [Filosofija iskusstva i literaturnaja kritika]. Moscow, 1991. (In Russian).
УДК/UDC 377.5 Л. В. Казакова
L. Kazakova
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ
ABOUT RESULTS OF PRACTICALLY-ORIENTED (DUAL) TRAINING IMPLEMENTATION
Введение. В статье представлено исследование по проблеме повышения качества подготовки и мотивации обучающихся к трудоустройству на высокотехнологичные предприятия машиностроительной отрасли. Цель статьи — описание результатов практико-ориентированного (дуального) обучения в профессиональных образовательных организациях машиностроительного профиля на основе данных анкетирования обучающихся.
Методология. Исследование проведено посредством изучения и обобщения литературы по проблеме, проведенного эксперимента, анкетирования, математической обработки и анализа полученных данных.
Результат заключается в проверке гипотезы, что практико-ориентированное (дуального) обучение, учитывающее текущие и перспективные потребности предприятий высокотехнологичного машиностроения, обеспечивает качество подготовки выпускников и формирует положительное отношение обучающихся к получаемой профессии.
Заключение. Практико-ориентированное (дуальное) обучение может быть использовано в профессиональных образовательных организациях с целью совершенствования методов преподавания.
Introduction. The article presents a study on the problem of improving quality of training and motivation of students training for an employment in high-tech enterprises of the machine-building indus-