Научная статья на тему 'Опыт подготовки квалифицированных кадров для промышленности Чувашии в период индустриализации (гендерный аспект)'

Опыт подготовки квалифицированных кадров для промышленности Чувашии в период индустриализации (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН / ЖЕНСКИЕ КАДРЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА / INDUSTRIALIZATION / ILLITERACY / FIVE-YEAR PLAN / FEMALE STAFF / INDUSTRY / SCHOOLS FACTORY APPRENTICESHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Светлана Брониславовна, Харитонов Михаил Юрьевич

Рассмотрены основные направления и особенности подготовки квалифицированных кадров для промышленности Чувашии в период индустриализации. Раскрывается влияние исторических условий на изменение характера женской занятости, изменение мировоззренческих ценностей. Освещаются формы работы по формированию квалифицированных женских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Харитонова Светлана Брониславовна, Харитонов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN TRAINING QUALIFIED PERSONNEL FOR THE INDUSTRY OF CHUVASHIA IN THE PERIOD OF INDUSTRIALIZATION (gender aspect)

The article considers the basic directions and features of preparation of qualified personnel for the industry of Chuvashia in the period of industrialization. Reveal the impact of historical conditions, the change of the character of women's employment, change in social values. Highlights forms of work for the development of highly qualified female personnel.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки квалифицированных кадров для промышленности Чувашии в период индустриализации (гендерный аспект)»

УДК 331.36-055.2(470.344)“1920/1930”

ББК Т3(2)Р614-284.3(2Рос.Чув)

С.Б. ХАРИТОНОВА, М.Ю. ХАРИТОНОВ

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧУВАШИИ В ПЕРИОД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

(гендерный аспект)*

Ключевые слова: индустриализация, неграмотность, пятилетний план, женские кадры, промышленность, школы фабрично-заводского ученичества.

Рассмотрены основные направления и особенности подготовки квалифицированных кадров для промышленности Чувашии в период индустриализации. Раскрывается влияние исторических условий на изменение характера женской занятости, изменение мировоззренческих ценностей. Освещаются формы работы по формированию квалифицированных женских кадров.

S.B. KHARITONOVA, M.Yu. KHARITONOV EXPERIENCE IN TRAINING QUALIFIED PERSONNEL FOR THE INDUSTRY OF CHUVASHIA IN THE PERIOD OF INDUSTRIALIZATION

(gender aspect)

Key words: industrialization, illiteracy, five-year plan, female staff, industry, schools factory apprenticeship.

The article considers the basic directions and features of preparation of qualified personnel for the industry of Chuvashia in the period of industrialization. Reveal the impact of historical conditions, the change of the character of women's employment, change in social values. Highlights forms of work for the development of highly qualified female personnel.

В государственной политике конца 1920-х - начала 1930-х гг. женщины рассматривались в качестве важного трудового резерва для проведения индустриализации страны. Изменение гендерного порядка, начавшееся под влиянием индустриализации, во многом предопределило особенности пропаганды равноправия женщин в овладении тяжелыми «неженскими» профессиями.

Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, утвержденный в 1927 г., главной задачей в области промышленности ставил создание крупной индустрии и превращение страны из аграрной в передовую индустриальную. С целью реализации столь значительного плана за годы пятилетки на создание и запуск новых промышленных объектов планировалось выделить 19,1 млрд руб. во все отрасли народного хозяйства. Особое внимание отводилось «...вопросам подъема экономики и культуры отсталых национальных окраин и отсталых районов, исходя из необходимости постепенной ликвидации их экономической и культурной отсталости» [6. С. 45].

Одним из таких национальных регионов была и Чувашия. Согласно разработанному Госпланом первому пятилетнему плану республики (утвержден в 1929 г. пленумом Чувашского обкома ВКП(б) и III съездом советов ЧАССР) предусматривалось значительное наращивание промышленного производства республики, в первую очередь за счет строительства новых промышленных предприятий. В частности, за годы первой пятилетки в Чувашии планировалось сдать в эксплуатацию 16 новых промышленных предприятий, на строительство которых республике было выделено около 25,5 млн руб. [5. С. 146, 155].

Наращивание темпов промышленного строительства требовало значительного увеличения численности рабочих, в том числе женщин. Поэтому важнейшей задачей стала организаторская работа местных партийных и советских органов по вовлечению женщин в промышленность, проводимая под лозунгом: «Промышленности республики - 2600 работниц!» [4. С. 4]. Следует отметить, что из-за отсутствия развитой промышленности в Чувашии удельный вес женщин сре-

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 12-11-21007 а/В).

ди рабочих к началу первой пятилетки составлял только 16,5% [9. С. 3]. Статистика тех лет показывает, что из 342 женщин, занятых в промышленности, 85 женщин (или 24,9%) работали на мебельном производстве, 29 женщин (или 8,5%) - в полиграфии, 12 женщин (3,5%) - на производстве различный изделий из дерева [9. С. 222-223]. Большинство из них не имело никакой специальной подготовки и выполняло тяжелую неквалифицированную работу.

Реализация задачи массового внедрения труда женщин в промышленность республики столкнулась со значительными трудностями. Прежде всего, с отсутствием какой-либо профессиональной подготовки у большинства женщин, пришедших на производство. Это приводило к тому, что женский труд использовался чаще всего на низкооплачиваемых отраслях промышленности. Кроме того, одним из препятствий в деле подготовки квалифицированных рабочих являлся низкий общеобразовательный уровень женщин и высокий процент неграмотных среди населения, особенно среди женщин. В 1929 г. в республике 527 женщин в возрасте от 16 до 50 лет на каждую тысячу жителей не умели писать и читать [8. С. 105].

На общесоюзном и республиканском уровнях принимались меры по ликвидации неграмотности всего населения. Было организовано массовое обучение неграмотных в избах-читальнях, школах, клубах, рабочих общежитиях, повсеместно работали штабы ликвидации неграмотности. В республике широкое распространение получила инициатива «Грамотный, обучи неграмотного!».

Руководящие органы республики обращали особое внимание на ликвидацию неграмотности среди женщин: Чувашский обком ВКП(б) регулярно заслушивал доклады правления республиканского общества «Долой неграмотность»; постановлением Совнаркома на всей территории Чувашии проводился учет неграмотных и малограмотных; при ЦИКе республики была создана комиссия по ликвидации неграмотности; были выделены дополнительные средства для развертывания сети ликбезов и школ для неграмотных. Перед работниками народного образования была поставлена задача: в 1930 г. научить грамоте более 80 тыс. человек, 10 тыс. малограмотным дать знания в объеме начальных классов. В результате десятки тысяч взрослых получили возможность за короткие сроки обучиться грамоте. Только за два года первой пятилетки в Чувашии обучено грамоте 89955 чел., из них 69347 женщин [8. С. 105].

Вследствие того, что женщин, владеющих техническими специальностями, в республике было крайне мало, принимались меры по подготовке специалистов высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйства. Для выявления специалистов технического профиля в республике в 1929 г. был проведен специальный учет, который выявил 278 человек разных профессий (электрики, химики, транспортники, текстильщикии др.), среди которых всего 16 женщин (5,7%) [7. С. 149].

Работа по формированию квалифицированных женских кадров проводилась в республике по нескольким основным направлениям. Организовывались командировки на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения, особенно - технические. Так, в 1928 г. среди командированных на учебу в высшие учебные заведения страны из Чувашии женщины составляли 19,1%, в 1932 г. -уже 31,6%. За этот же период произошли видимые изменения среди состава учащихся средних специальных учебных заведений и рабфаков. Так, количество женщин, обучающихся в техникумах за 1928 - 1932 гг., увеличилось с 23,9% до 30%, а на рабфаках - с 19,4% до 36,7% [1. Ф. 1. Оп. 11. Д. 128. Л. 67].

Новое промышленное производство республики прежде всего нуждалось в высококвалифицированных рабочих кадрах, подготовку которых в республике осуществляли через различные школы и курсы. Основным видом подготовки рабочих кадров в этот период были трехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1928 г. в г. Чебоксары школы ФЗУ с трехлетним сроком

обучения функционировали при типографии, деревообрабатывающем заводе и металлообрабатывающей мастерской [1. Ф. 1. Оп. 11. Д. 62. Л. 72]. В них обучалось 1897 учащихся, в том числе 367 девушек (19,3% от общего количества обучающихся) [1. Ф. 1. Оп. 11. Д. 62. Л. 72].

Повышение общеобразовательного уровня населения увеличивало тягу молодежи к дальнейшим знаниям. Заметно увеличивалось число девушек и женщин среди студенчества. В 1928 - 1932 гг. в Чувашии функционировало 13 техникумов и 8 школ ученичества массовых профессий и ФЗУ. В них в конце первой пятилетки обучалось 4370 учащихся, из них около половины составляли женщины и девушки.

В подготовке квалифицированных рабочих для Чувашии активное участие принимали школы ФЗУ Нижегородского края, особенно активизировалась эта работа в начале 1930-х гг. [2. Ф. 381. Оп. 1. Д. 458. Л. 43]. Так, в школы ФЗУ Нижегородского края было принято учащихся из Чувашии в 1930 г. -276 человек, в том числе 55 девушек (19,9%), в 1931 г. - 1895 человек, в том числе 457 девушек (24,1%), в 1932 г. - 411 человек, в том числе 77 девушек (18,7%). Итого с 1930 г. по 1932 г. 2582 человек, в том числе 586 девушек.

Значительное количество специалистов для промышленности готовилось в учебных заведениях Москвы, Горького, Казани. Например, в 1931/32 учебном году в Горьком обучалось 299 чувашек, из них в высших учебных заведениях -40, техникумах - 48, рабфаках - 80, школах ФЗУ - 131 человек [2. Ф. 210. Оп. 9. Д. 72. Л. 46].

При наборе учащихся профессионально-технических школ, курсов и других учебных заведений для женщин устанавливался ряд льгот. Так, в мае 1931 г. Чувашский обком ВКП(б) контрольные цифры приема женской молодежи в техникумы повысил до 40% [3. С. 5-6]. И на курсах повышения квалификации рабочих без отрыва от производства обучалось много молодых рабочих, в том числе девушек. Такие курсы были развернуты на всех предприятиях республики.

Принимаемые меры приводили к увеличению удельного веса женщин в составе учащихся школ ФЗУ. Если в 1930 г. в системе фабрично-заводского ученичества республики обучалось 135 девушек, в 1931 г. - 315 человек, то в 1932 г. их количество уже составило более 400 человек. В 1931 - 1932 гг. с отрывом от производства и без отрыва 1165 женщин получили рабочие специальности и стали трудиться наравне с мужчинами на промышленных предприятиях Чувашии. За эти же годы 246 женщин стали строителями новых предприятий [3. С. 5-6].

Чувашский обком ВКП(б) в постановлениях, касающихся работы среди женщин, обязывал руководителей предприятий республики проводить более решительную работу по выдвижению женщин на инженерно-технические должности и руководящую работу [1. Ф. 1. Оп. 15. Д. 190. Л. 23]. Однако данные постановления воплощались в жизнь достаточно трудно, через преодоление сложившихся вековых стереотипов о возможностях и способностях женщин. Так, например, на таком предприятии республики как Шумерлинский деревообрабатывающий комбинат за период с 1933 г. по 1937 г. на руководящие должности было выдвинуто 62 человека, 28 из которых - женщины, в частности, на такие должности, как мастера и помощники мастеров, начальники цеха, инженеры, техники и т.д. [1. Ф. 1. Оп. 18. Д. 429. Л. 39]. В целом по республике к 1936 г. на инженернотехнических должностях в крупной промышленности были заняты 26 женщин, в кустарно-промысловой кооперации - 2 женщины, в сфере автотранспорта -5 женщин [1. Ф. 1. Оп. 16. Д. 292. Л. 19.].

В годы первой пятилетки в республике появилась острая необходимость увеличения подготовки специалистов рабочих-строителей. С этой целью весной 1928 г. в г. Канаш была открыта школа строительного ученичества с двухлетним сроком обучения. В качестве инструкторов этой школы работали специально

приглашенные мастера из Москвы и Казани. За 5 лет школа подготовила более 100 квалифицированных специалистов-строителей [5. С. 149]. В этот же период с целью увеличения подготовки квалифицированных строителей в Чебоксарах, Канаше, Цивильске и Мариинском Посаде были организованы курсы с 2-, 3-месячным сроком обучения. На этих курсах в 1930 г. подготовку прошли 709 каменщиков, 225 штукатуров, 85 столяров, 63 маляра, 53 кровельщика [10. С. 58].

К 1 января 1935 г. на территории Чувашии обучалось в вузах 2б0 женщин (32,8% общего числа студентов), в техникумах - 1604 (32,7%), на рабфаках -470 (37,2%). Данное соотношение женщин в общем количестве обучающихся находилось в полном соответствии с общесоюзной тенденцией к повышению в процессе индустриализации доли женщин в составе студентов технических вузов и техникумов. Доля женщин среди студентов технических вузов повысилась с 1928 г. по 1937 г. с 13,4% до 26,6%, в составе студентов индустриальных техникумов - с 9,5% до 26,8%.

В подготовке квалифицированных кадров для новых промышленных предприятий немалую роль сыграли профессионально-технические курсы, создаваемые непосредственно на фабриках и заводах. На них обучались не только молодые, но и пожилые работницы. В 1930 - 1931 гг. с отрывом и без отрыва от производства на курсах прошли обучение 2161 человек, женщины составляли 40% [1. Ф. 1. Оп. 13. Д. 20. Л. 291].

Проведенный анализ свидетельствует, что мероприятия по повышению уровня квалификации и организации труда женщин сыграли в исследуемое время исключительно важную роль. В рассматриваемый период сохранялся крайне низкий общеобразовательный уровень женщин, значительным препятствием для его преодоления были бытовавшие традиционные взгляды на их положение - необязательность иметь образование и повышать его уровень. Привлечение женщин к общественному производству привело не только к повышению их уровня образования и квалификации, а также роли в экономической и социокультурной жизни региона, изменению социального статуса, но и к формированию их нового мировоззрения, появлению новых ценностей, уверенности в собственных способностях, целеустремленности.

Таким образом, процесс индустриализации оказал мощное воздействие на эволюцию женской трудовой деятельности, произошел значительный количественный рост числа женщин, занятых в сфере производства, они стали более активно вовлекаться в производственную деятельность республики.

Литература и источники

1. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 1.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики.

3. Ёф хёрарамё. 1931. № 5.

4. Ёф хёрарамё. 1931. № 9.

5. История промышленности и рабочего класса Чувашии. Ч. 1. (1861 - 1941). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1978. 248 с.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М.: Политиздат, 1970. Т. 4.

7. Статистический справочник к 10-летию ЧАССР (1920 - 1930 гг.). Чебоксары: Госплан ЧАССР, 1930. 590 с.

8. Степанов Н.С. Очерки истории чувашской советской школы. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959.

9. Чувашия за 15 лет в цифрах: Стат. справочник. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1935. 399 с.

10. Чувашское хозяйство. 1930. № 5.

ХАРИТОНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ. См. с. 80.

ХАРИТОНОВА СВЕТЛАНА БРОНИСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KHARITONOVA SVETLANA BRONISLAVOVNA - candidate of historical sciences, associate professor Records Management, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.