УДК 338.4 DOI: 10.12737/14581
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Саранча Михаил Александрович, доктор географических наук,
профессор кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected], Мосалёв Антон Игоревич, кандидат экономических наук,
доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Развитие потребительского спроса в индустрии туризма, усложнение его структуры, отношений и изменений заставляют многие страны создавать новые, порой необычные туристские предложения. Так, государства обращают внимание на потенциал полярных регионов, которые раньше могли казаться проблемными зонами ведения хозяйства. Новый взгляд на проблему и рассмотрение её в качестве потенциала для роста и развития экономики территории уже позволил создать солидные стратегии развития туризма в Гренландии, Канаде, Норвегии, США, Аргентине и ряде некоторых других государств. Проведенное исследование опыта развития туризма в полярных регионах стран мира позволило определить особенности разработки стратегий роста и развития туризма, создания туристских продуктов и проектов, направленных на долгосрочное развитие туристской сферы, например, программ поддержки образования, финансирования проектов индустрии туризма и гостеприимства, создание краудсорсинговых проектов и площадок для неформальной коммуникации игроков рынка туризма полярных регионов. Поддержка развития туризма в полярных регионах государств позволяет решать важнейшие задачи, среди которых обеспечение национальной безопасности, решение социальных проблем, поддержка в сохранении коренных народов, их самобытности, культуры, развитие предпринимательской инициативы у местного населения. В статье проанализирован опыт государственного управления, законодательных инициатив, бизнес инициатив, некоммерческих и профессиональных объединений, научных исследований в странах и территориях, в которых туризм в полярных регионах существует уже на протяжении длительного периода времени. Все это представляется крайне важным и актуальным для территории Российской Федерации, обладающей значительными площадями, находящимися за полярным кругом. Исследование является базой для опорного, системного развития туризма в полярных территориях России, поддержки социальных, культурных и предпринимательских инициатив местного населения, создания условий благоприятного экономического климата в смежных с туризмом видов хозяйственной деятельности. Статья написана в рамках проекта № 114—15—05—05—02 Федерального агентства по туризму.
Ключевые слова: Арктика, маршрут, опыт, полярный, программа, развитие, туризм, маршрут, экспедиция
Введение. Значимость проведенного исследования определяется результатами собранного и проанализированного материала, характеризующего опыт регулирования и управления развитием туристской сферы со стороны государства и бизнеса, а также программ, реализуемых некоммерческими и негосударственными фондами и объединениями, научным сообществом.
Определены ключевые моменты, позволяющие туризму развиваться в выбранном направлении, охарактеризованы проблемы полярных территорий [3; 4].
Развитие туризма как одного из видов хозяйственной деятельности позволяет достигать следующих важнейших целей: снижение оттока местного населения, сохранение малых народов, их языков и культур, предотвращение деградации природных ресурсов, ландшафтов, создание новых рабочих мест, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, создание условий для рекреации туристов [1; 2].
Изученный и проанализированный опыт позволит определить ключевые моменты, интересные и актуальные проекты, которые могут стать
основой развития туризма в полярных регионах России.
Целью исследования выступило изучение и обобщение опыта развития туризма в полярных регионах зарубежных стран.
Методология исследования. Первым вопросом исследования выступило определение территорий, которые могут быть отнесены к полярным. Базовым критерием выступило их расположение севернее и южнее (в северном и южном полушариях, соответственно) линий полярного круга на широтах ± 66°33'44". К таким территориям были отнесены:
1) штат Аляска (США);
2) территории Нунавут, Северо-Западные и Юкон (Канада);
3) остров Гренландия (Дания);
4) Фюльке Финнмарк, Тромс, Нурланн, территории Шпицберген, Ян-Майен (Норвегия);
5) Лен Норрботтен (Швеция);
6) губерния Лапландия (Финляндия).
Кроме того, было решено изучить опыт организации туризма и в приантарктических территориях, поэтому было проведено исследование области «Магальянес и Чилийская Антарктика» Чили и провинции «Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики» Аргентины.
Для обследования территорий были разработаны специальные формы в виде таблиц, позволяющие комплексно учесть весь перечень базовых вопросов регулирования и управления развитием территорий. Формы разрабатывались для каждого из блоков отдельно: нормативно-правовой базы, структуры государственного управления, деятельности негосударственных организаций и фондов, практики деятельности бизнеса, научные работы.
Перечислим методы исследования: анализ и синтез, сравнительный, описательный, зонирования, оценочный, контент-анализ, исторический, картографический и др.
Результаты исследования. Развитие туризма на территории штата Аляски является комплексным и рассматривается как ресурс повышения качества жизни местного населения. В обязанности департамента торговли, сообществ и экономического развития штата вменяется сотрудничество с частными компаниями по продвижению и развитию туризма в пределах штата [6].
Среди базовых маркетинговых инструментов выделяются следующие:
- поддержка со стороны правительства штата программ и проектов, связанных с увеличе-
нием посещаемости туристами Аляски в форме грантов в размере до 50% покрытия расходов от общей суммы проекта, софинансирование рекламы в рейтинговых журналах, реклама на туристском портале Аляски [20];
- продвижение туристской сферы штата посредством практически полного перечня медийных и коммуникационных инструментов;
- принято решение сосредоточить главные усилия на целевой аудитории возраста 45—65 лет со средним уровнем достатка, состоящих в браке и имеющих высшее образование;
- с целью развития туризма в сельской местности определена необходимость использования культурных ресурсов данных территорий;
- осведомлённость о туристском потенциале Аляски проводится преимущественно через PR проекты на континентальной части США;
- развитие кооперативного маркетинга, при котором потенциал Аляски рекламируется партнёрскими туристскими информационными центрами (ТИЦ) в той же мере, в которой и ТИЦ Аляски рекламирует своих партнёров, уделяется особое внимание информационного обеспечения и на других языках;
- для привлечения самостоятельных туристов развиваются проекты Хайвэй маркетинга, когда реклама о туристских особенностях располагается на основных автомобильных трассах штата;
- BTL проекты с целью повышения осведомлённости о туристском потенциале штата и создании положительного образа Аляски на базе проекта Java рекламы, особенностью которой является использование ненавязчивых стикеров на боксах для еды, подушках в отелях, стаканах для кофе, коктейльных салфетках и пр.;
- издание рекламных буклетов, позволяющих потенциальным туристам планировать свой отпуск круглогодично, не привязываясь к какому-то определённому периоду времени;
- поддержка государственно-частных маркетинговых проектов, связанных с тем, что компании самостоятельно размещают информацию о своих предложениях на портале туризма в штате Аляска;
- с целью комплексного развития туристской инфраструктуры в рамках туристских выставок активно продвигаются программы стипендиальной поддержки студентов, обучающихся туризму, а также рекрутинговых программ по набору туристских кадров.
Все планы по развитию туризма в штате Аляска в обязательном порядке согласуются и коор-
динируются с местными сообществами, что сказывается на их заинтересованности в поддержке устойчивого развития туризма.
Социальная составляющая в развитии туризма определяется:
- приоритетом ухода от шаблонных форматов создания маршрутов, проводимых в какой-то определённый период времени. Такая политика направлена на уход от сезонной занятости местного населения и предоставление возможности местным общинам работать круглый год;
- уделяется особое внимание созданию партнёрских туристских программ и проектов между бизнесом и местными общинами;
- с целью развития туризма на территориях сельских поселений и привлечения в них туристского бизнеса создан фонд, целью которого является представление дивидендов и скидок на проведение рекламных кампаний организациями, создающими турпродукты на данных территориях;
- создан грантовый фонд, который представляет стипендии и покрывает стоимость обучения студентам Аляски, обучающимся по профильным направлениям подготовки в образовательных учреждениях.
Информационная компонента развития туризма на Аляске определяется активным созданием информационных и «продающих» туристских мобильных приложений и сайтов штата [12].
Для активных продаж туров на Аляску ТИЦ штата проводит постоянные циклы тренингов для турагентств, продающих аляскинское направление.
Анализ предлагаемых на территории штата Аляски туристских продуктов показал, что наиболее распространенными являются экологический, спортивный, приключенческий, гастрономический и деловой туризм. Размещение туристов на маршрутах чаще всего предполагается в комфортных условиях проживания (отелях, каютах круизного лайнера), а питание может быть как включено в стоимость продукта, так и возлагаться на туристов. В турах часто совмещаются несколько видов транспорта. Большинство туров проложено с пересечением Северного полярного круга, поэтому всем туристам обязательно выдаются памятные сертификаты.
Предлагаемые турмаршруты позволяют туристам конструировать их под себя, их содержательное наполнение и возможности выбора средств размещения, например мастер классы по приготовлению местной еды или фотографи-
рованию (к примеру, Denali Park & Kenai Fjords Combo (Alaska Tour & Travel); Photo Voyage; Fox Island Overnight).
Проводимая ежегодно в октябре выставка TIA Annual Convention & Trade Show «In Your Wildest Dreams» в Анкоридже ассоциацией по развитию программ маркетинга туризма на Аляске Alaska Travel Industry Association сосредоточена на следующих направлениях: электронное образование в сфере туризма, реестры организаций сферы туризма, формы сбора и работы с центрами по туристскому образованию в штате Аляска (университеты, колледжи, частные компании), стипендиальные программы, организации по ре-крутингу для индустрии туризма, фонд помощи семьям. Участники сами предлагают темы, которые будут реализованы на выставке.
Большое внимание в штате уделяется и транспортной логистике: активное развитие авиационного сообщения внутри штата; активное партнёрство с авиакомпаниями Канады и Исландии; развитие автомобильной инфраструктуры и ее интеграция с Канадой и др. [11].
Базовыми ориентирами развития туризма в полярных регионах Канады является поддержание динамики туристских потоков и прибыли.
Со стороны госорганов поддержка выражается в следующих мероприятиях.
1. Начинающие предприниматели обеспечиваются всем необходимым снаряжением для осуществления спортивного и приключенческого туризма, средствами безопасности и информационными материалами.
2. Обязательные взносы гидов и туроператоров снижаются до 50%.
3. Законодательные инициативы развития туризма в регионе исходят и определяются с весомой ролью местными бизнес-сообществами.
4. Правительство берёт на себя поддержку привлечения туристов из стран Азии, Европы и Северной Америки.
6. Государство берёт на себя расходы в покрытии затрат на участие в профессиональных туристских выставках местных туристских компаний.
7. Помощь стартапам в обучении кадров и разработке бизнес-планов начинающих туристских фирм.
Широко используются в туристской сфере сертификация и лицензирование, дисциплинарная ответственность [16].
Социальная составляющая развития туризма в Канаде сосредоточена на поддержке образовательных проектов для общин. Специалистов
в сфере туризма на местах планируется удерживать через развитие первичной занятости местного населения, уделяя тем самым внимание стабильности рынка труда и платежеспособного спроса местного населения.
Повышение качества жизни населения общин реализуется через поддержку местного населения, создающего и развивающего туристские программы, проекты и мероприятия.
Муниципалитеты развивают программы мобильности местного населения, поддерживают сети волонтёров и активистов на территориях и создают равноправный открытый доступ к туристским ресурсам как для местных туристских компаний, так и для внешних фирм. Активно поддерживается образование в сфере предпринимательской активности, лидерства, кооперации со смежными компаниями и физическими лицами.
Контроль за развитием туризма передаётся местным коммунам, которые сами определяют приоритеты туристских маршрутов, особенностей дальнейшего развития туристического рынка. Кроме того, в большинстве маршрутов гидами являются только аборигены, что положительно сказывается на уровне занятости местного населения [8].
Поддерживаются финансово и организационно чаще те компании, которые являются резидентами арктических территорий Канады и на 51% принадлежат местному населению.
Среди финансовых инструментов поддержки туризма существует и такой, как финансирование через туристский фонд туристских проектов по развитию территорий в размере 50/50.
Для подготовки будущих кадров для местной индустрии туризма студенты активно включаются в программу наставничества. Студенты имеют возможность работать под руководством бизнес-тренеров и выстраивать свои отношения с сетевым бизнес-сообществом, что позитивно сказывается на их будущей карьере.
Для повышения информационной обеспеченности внешнего рынка о возможностях арктической территории Канады правительство берёт на себя расходы по публикации местными компаниями 2 статей или 3 рекламных блоков в рейтинговых журналах о себе и своих турпро-дуктах. Такая поддержка особенно актуальна для малых компаний.
Туристские продукты, как и прочие товары и услуги, произведённые на территории Канады, активно включаются в зонтичный бренд,
под которым продвигаются на внутреннем и внешним рынке.
К технологическим идеям создания турпро-дуктов на Арктической территории Канады следует отнести следующие:
- экспедиционные туры обязательно включают в себя посещение национальных парков, совмещают в себе образовательные и культурные компоненты;
- активно внедряется аутсорсинг по переложению бремени бухгалтерского, финансового, административного управления с местных турфирм, компаниям предоставляются открытые данные по тенденциям туристского рынка;
- увеличение потоков самостоятельного туризма за счет того, что местному населению предложено покрытие части расходов по смене покрышек для автотуристов;
- при создании маршрутов точками роста выступают знаковые объекты и явления: «Полуденное солнце»; «Северное сияние»; «Окружающее пространство и дикая природа»; «Культовые трассы»; «Город Доусон / Клондайк»; «Искусство и культура». На территории Юкона точками определены: «Открытые приключения»; «Дикая природа»; «Культурный опыт и отдых»; «Спортивная рыбалка». Такое сочетание предполагает активное вовлечение в создание турмаршрутов местного населения на территориях освоенных и не вовлечённых в промышленный оборот [24];
- в создании турмаршрутов могут принимать участие и гостиничные предприятия, что открывает для последних рынок туроператорской деятельности и положительно сказывается на развитии туризма в целом.
Активно внедряются технологии самостоятельного планирования и бронирования отдыха, акцент делается на качестве местной еды и напитков, дружелюбии местного населения, привлекательности для туристов изделий народного промысла [9].
Решение проблемы увеличения турпотоков с позиции транспорта кроется в снижении стоимости авиабилетов, развитии прямого авиасообщения с рынками Азии и Европы.
Увеличение трат туристов на месте развивается посредством повсеместного внедрения эк-вайринга, создаются серии фильмов про туристский потенциал территорий.
Приоритетом является также сосредоточение на зимнем времени года, что снижает и облегчает конкуренцию для территории с другими игроками, а также необходимости интеграции в раз-
рабатываемые туристские маршруты элементов MICE туризма [5].
Для привлечения на арктические территории жителей крупных агломераций рекомендовано активно сотрудничать со столичными туроператорами и турагентами Канады.
Маркетинговая активность местных туроператоров поддерживается посредством прямого финансирования через профессиональные туристские объединения в размере до 50% от стоимости проектов. Уделяется особое внимание поддержке кооперативного маркетинга с компаниями Северной Америки.
Для активности и конкуренции между местными турфирмами активно проводится программа ежегодного награждения за активное развитие туризма в регионе Канады.
Анализ созданных и реализуемых на территории арктической части Канады туристских маршрутов позволил выделить несколько специфичных моментов: комбинация средств передвижения на маршруте (собачьи упряжки, каноэ, снегоходы, ж/д транспорт, вертолёты, автомобильный транспорт), которая позволяет расширить число субъектов туристского рынка, принимающих участие в создании турпродук-тов и получении от них выгод. При организации охотничьих туров вся пойманная туристами рыба и убитые животные реализуются через брокеров. При организации туров на неосвоенных территориях к гидам в обязательном порядке предъявляются требования по аккредитации навыков оказания медицинской помощи в условиях Арктики. Кроме того, к обязательному снаряжению гидов относятся спутниковые телефоны и спрей для отпугивания медведей. По соображениям безопасности, организация оставляет за собой право на изменение маршрута. Каждый участник экспедиции подписывает отказ по претензиям, связанным с рисками. В случае если по погодным и иным причинам придется изменить маршрут, компания делает всё возможное, чтобы обеспечить альтернативную программу, эквивалентную по важности и ценности для клиента. К путешественнику предъявляются требования наличия хорошей физической формы и состояния здоровья. В большинстве случаев экспедиционные туры совмещают в себе посещение нетронутых территорий с включением в маршрут сельских поселений, городов и промысловых районов.
Туризм в Гренландии регулируется внутренним законодательством и не подпадает под
действие законов о туризме Дании, в качестве базового механизма стратегического развития туризма делается упор на программно-целевой подход.
Маркетинговая политика привлечения туристов в Гренландию реализуется через партнёрские отношения и инфраструктурные возможности соседей по Европе.
Созданный бренд Гренландии ориентирован на формирование и поддержание образа территории в качестве «Пионерной нации», открывающей для себя широкую аудиторию с разными взглядами, жизненными и семейными ценностями, образом жизни.
Географическое положение и географическая разбросанность поселений по побережью Гренландии рассматривается в качестве приоритета развития круизного туризма. Увеличение числа туристов определяется путем встраивания в круизные туры между государствами Европы и Америки. Кроме того, в Гренландии создана программа развития совместных туристских проектов с компаниями из Исландии и Фарерских островов. В прибрежных турах основная роль отводится водному транспорту.
Маркетинговая стратегия сосредоточена на развитии туризма с позиции истории отношений человека и природы. В этой связи сформулированы 5 лучевых направлений, в рамках которых развиваются туристские проекты: катание на собачьих упряжках, наблюдение за китами, ледники, северное сияние, программа «люди пионеры» [17].
Важным инструментом является формирование местными властями специального фонда, средства из которого идут на финансирование региональных туристских проектов.
Гренландия находится на значительном территориальном удалении, поэтому в странах Европы, Северной Америки о ней сложилось некоторое стереотипное мышление, а потому властями приняты программы борьбы со стереотипами через создание серии публикаций о возможностях территории в полиязычной среде.
Весомая роль в продвижении была отведена пяти 45-минутным фильмам с участием шеф-повара, который готовит блюда из местных продуктов на фоне Гренландских пейзажей. Эти фильмы были показаны широкой аудитории на телеканалах BBC и TV5 International [21].
Проработана детальная сегментация потребителей, выделено 11 сегментов, что позволяет развивать нишевый подход к туристам.
В развитии туризма акцент делается на активное сотрудничество со смежными отраслями территории. Программы туризма в Гренландии учитывают особенности местной культуры, природы и физической активности туристов.
В технологической сфере Гренландия сосредоточена на увеличении числа онлайн бронирования туров по территории, однако главной задачей является объединение всех предложений, присутствующих на разных сайтах компаний в единую платформу (например, Find projektpartner компании NATA — http:// www.northatlantic-islands.com/dk/nata-stoette/ find-project-partner.html). Стоит отметить и маркетинговый инструмент Media.gl, который представляет собой сбор всех видео, фотоматериалов, бюллетеней посетителей Гренландии.
При создании экспедиционных туров компании часто прибегают к использованию нетронутых территорий, а в качестве средств перемещения выбирают собачьи упряжки и снегоступы. Размещение туристов во время проведения экспедиционных туров осуществляется в хижинах, палатках, арктических зимниках.
Питание туристам представляют в основном в первый и последний день тура, в остальное время туристы готовят еду самостоятельно из собственных запасов и пойманной рыбы.
Развитие туризма в Гренландии выстроено в контексте «Люди — Планета — Прибыль», поэтому политика в сфере туризма направлена на сохранение экономической независимости, а также баланс между загрязняющими отраслями и сферой сервиса [23].
Туризм в Норвегии находится в ведении национального неправительственного органа по развитию Innovation Norway. Туризм в Шпицбергене находится в ведении Правительства Шпицбергена и в сфере деятельности Совета по туризму Шпицбергена. Поддержкой развития туризма в арктической части Норвегии занимается Ассоциация арктических экспедиционных круизных операторов.
Приоритетными направлениями развития туризма в Норвегии является ориентация на устойчивое развитие, экологичность, естественность и инновации. В генеральной линии — использование местной еды, культуры, традиций в качестве конкурентного преимущества при создании туристских продуктов, существенную поддержку получает сельскохозяйственная деятельность, увязанная с туризмом. Важная роль отводится интеграции естественного образа жизни насе-
ления и туризма. Экономическая деятельность в туристской сфере носит уведомительный характер, разрешительное регулирование почти отсутствует. Однако в экономике и иной деятельности страны существенную роль играет большое число требований-договоренностей общества, которые следует соблюдать. Посещение ряда территорий требует своего согласования с органами власти и сопровождается целым перечнем требований (например, Шпицбергена или Ян-Майена). При посещении Шпицбергена также взымается экологический налог, но при этом отслеживается, чтобы его размеры не стали препятствием для посещения острова туристами [15; 25].
Прорабатываются маршруты по следам значимых событий, великих экспедиций, а также тех, что описаны в книгах и показаны в фильмах. В маршруты предлагается включать информацию об актёрах, прокладывать путь через посещение пабов, баров и гостиницы, которые были в фильмах, для того, чтобы туристы почувствовали себя в роли участников фильма [18].
Среди особенностей наполнения туров можно отметить следующие детали:
- спортивные маршруты прокладываются по следам известных людей;
- в ночное время зимой туристов обучают правилам фотографирования северного сияния;
- в длительных экспедициях на Шпицбергене туристы сами переносят свои сани с личными вещами, сами заботятся о своем ужине, который часто следует добывать в ходе маршрута;
- размещение предлагается в палатках и хижинах;
- на маршрутах преобладает спортивный и приусадебный туризм и его элементы;
- туры насыщаются познавательными, культурными и анимационными элементами;
- трассы маршрутов и программы могут изменяться по обстоятельствам;
- заселение в средства размещения туристов осуществляется как у стойки (при этом велика вероятность нехватки мест), так и посредством бронирования, без которого также можно оказаться без места ночевки. Первое характерно для организованного туризма, второе — самодеятельного.
Сфера туризма Швеции находится под управлением Совета по туризму Visit Sweden, координируемого Министерством промышленности. Программы развития туризма в полярных регионах Швеции связаны с решением демографических и экономических проблем, вызванных экономическим кризисом добывающего секто-
ра, высокой безработицей и территориальной удалённостью поселений [7].
Развитие туризма ведётся за счёт государственного финансирования и грантов негосударственных фондов. Устойчивое развитие является основным ориентиром, поэтому развитие туристской сферы увязывается с местными сообществами. Государство осуществляет помощь в стартапах местных фирм, обеспечивает преференции и поддержку в туристском образовании, налоговые послабления и поддержку в продвижении торговых марок. Начинает уделяться внимание развитию транспортной инфраструктуры и решению проблемы дороговизны топлива, развитию средств коммуникаций, предполагается создание полноценного туристского кластера.
Базовыми принципами развития туризма названы знания и качество; сотрудничество и координация; маркетинг и сбыт. В последнем особое внимание уделяется вопросам дизайна туристских объектов [14].
На арктической территории Швеции в качестве точек выбраны территории промыслового лова рыбы, чистый воздух, вода, богатая флора, любительская рыбалка и охота, горы и близость к морю с норвежской стороны, известность национальных парков; поддержка культурных традиций, национальная культура Саами, индустриальная культура.
В качестве новаций позиционирования туризма в стране определяются следующие программы: сельская местность, северное сияние, полуночное солнце, пешие прогулки, множество озёр, рек и красивое побережье.
При создании туристских продуктов учитываются идеи стихий холода, ветра, снега и сумрака (например, известный проект ледяной гостиницы) [10].
Для развития экологического туризма на территориях национальных парков создана программа на разработку лучшего сайта про экотуризм. Проект был профинансирован Министерством промышленности Швеции в размере 1,5 млн SEK. Финансирование проекта по созданию сайта по экотуризму осуществлялось Агентством по охране окружающей среды при поддержке графства Норрботтен. Затраты на развитие проектов экотуризма составили 6 млн SEK.
К особенностям организации маршрутов и программ можно отнести, что вероятны их отклонения от плана под влиянием погодных условий. Туристам предлагается размещаться в домиках и палатках, электричество и проточная вода
не гарантированы, еда готовится зачастую самостоятельно. Путешествие по арктической пустыне организуется с помощью GPS навигаторов.
Некоторые туры включают в себя посещение деревень саамов, где туристам предлагаются блюда саамской кухни.
Сфера туризма в Финляндии находится в компетенции управления туризма Министерства занятости и экономики Правительства Финляндии. Главными требованиями, которые предъявляются к туроператорам, осуществляющим свою деятельность на арктической части Финляндии, как и в стране в целом, являются следующие: информационная брошюра о туре обязательно содержит стоимость самого тура, услуги, включенные в тур, дополнительные сборы, места назначения, продолжительность путешествия, даты отъезда и приезда, режим проезда, вид транспорта, тип проживания, общая информация о проездных документах, необходимость покрытия собственных расходов, сведения о минимальном количестве пассажиров. Особенностью функционирования системы является довольно жесткая регламентация программ и маршрутов, отклонения от которых практически недопустимы. При организации маршрутов активно используется туристская инфраструктура соседних стран.
Весомая роль отводится формированию объединений и сетевых отношений субъектов индустрии туризма [22].
Ключевыми точками в туристском маркетинге являются: спокойствие, наблюдение за живой природой и сауна. По тематике явно доминируют спортивные и приключенческие туры. Аттрак-циями выступают старинные поселения, фермы оленеводов и разведения хаски, озёра, горные сопки (Great Snowmobile Safari Arctic Circle — Arctic Ocean; Snowmobile Safari to Reindeer Farm; Magic of the Sea-Lapland; Arctic fun at Lapland) и, конечно же, резиденция Санта-Клауса (важен и созданный в рамках этого проекта бизнес-подарков и писем). Интересными идеями организации туристского продукта являются: поиск оленьего стада в лесах Лапландии; при обучении управления на оленьей упряжке туристам выдаются права «водитель оленей»; размещение в ледяном отеле и посещение ледяного ресторана с посудой из льда; в местах золотодобычи туристы могут попробовать намыть себе золото и забрать его с собой.
Основными ориентирами дальнейшего развития туристских программ являются: фитнес
и спорт (походы, прогулки на лошадях, лодочные маршруты и пр.); косметология (травяные и торфяные процедуры, траволечение); здоровое питание (приготовление местных блюд из местного сырья, использование ягод, грибов и трав, обучение правилам здорового питания); отдых (полярное солнце и полярная ночь, массаж, сауна, йога и медитация для психологической разгрузки); медитация (сочетание наблюдения за природой с музыкой, программами оздоровления); обучение и умственная деятельность (культурная программа, искусства и ремёсла, снежные скульптуры зимой, сбор ягод и грибов); экологическое просвещение (посещение дикой природы малыми группами вне маршрутов, изучение быта услуг в деревне); социальные контакты (общение со сверстниками в группах, деятельность в рамках энтузиастов-любителей при проведении праздников), сельский туризм [13].
Акцент делается на развитии сельского туризма, экологической составляющей и отдыха, что включено в программу Finrelax.
Туризм в Чили управляется Национальной службой по туризму Министерства экономики, развития и туризма. Управление в области возложено на Региональную дирекцию. Национальная служба по туризму уполномочена следить за соблюдением правил системы сертификации, стандартов качества и безопасности, в том числе надлежащего использования торговых марок [19].
Особенности развития туризма определяются социальной ориентацией, прежде всего на пользу людей, проживающих в условиях изоляции и не имеющих возможности участвовать в программах развития туризма. В программе развития туризма определены следующие точки роста: маршруты, связанные с историей и культурой аборигенов; маршруты, связанные с освоением земли для выпаса крупного рогатого скота и развитием ранчо; использование водных и болотных угодий; посещение мест заготовления пиломатериалов и выходы на ледники для ловли рыбы; горы. Эти точки предлагается сочетать через собрание рассказов и карт путешественников со времён Дарвина и их оцифровкой для создания продукта по безопасному пересечению территории с помощью технологий географического позиционирования (GPS и ГИС).
Туризм в Аргентине управляется Министерством по туризму. Базовый акцент делается на повышение качества туристского продукта (SACT — система качества туризма в Аргентине), сохранении природы и культуры населе-
ния, решении проблемы сезонности туризма.
Инструмент Onashagа призван координировать структуру отношений между туристскими компаниями региона. Повышение квалификации гидов, осуществляющих свою деятельность на территории Огненной Земли, является обязательным.
В целом, для приполярных регионов последних двух стран характерна слабая туристская освоенность и низкий уровень развития массового туризма. Важное место отводится круизному туризму. Для внутреннего туризма характерны трекинг и использование «организованного» транспорта, наблюдается ориентация на использование наиболее освоенных территорий. Ат-тракциями выступают национальные парки, места обитания животных, пустыни, гейзеры и термальные источники, водопады, горы, ранчо, ознакомление с производством и дегустация вин, популярны фототуры.
Заключение. Таким образом, в полярных регионах зарубежных стран развитие туризма осуществляется посредством использования «опорных точек», благодаря которым и создаются турмаршруты.
В развитии маркетинга территорий активно используются инструменты рекламы и сбора информации на туристских информационных порталах, а открытие новых рынков проводится через проекты кооперативного маркетинга между партнёрскими информационными центрами соседних государств.
Социальная надстройка в сфере туризма предполагает активное вовлечение местного населения к созданию и поддержанию туристских маршрутов. Однако такая особенность определена в первую очередь необходимостью сохранения населения на территориях и недопущения оставления ими своих поселений, а также предотвращения демографического старения, что приведёт в конечном итоге к упадку территорий.
В турмаршруты и экспедиции активно вовлекаются в оборот как освоенные, так и неосвоенные территории. Условия размещения и питания туристов могут сильно варьироваться от комфортных до экстремальных.
Нередки случаи, когда экспедиционные маршруты создаются по следам путешествий известных людей, а также прокладываются по сюжетам фильмов и рассказов. В качестве средств передвижения используются лыжи, снегоступы, собачьи и оленьи упряжки, снегоходы, лёгкая авиация, автомобильный транспорт.
Из-за экстремальных погодных условий и полярной специфики территорий маршрут и программа могут изменяться в зависимости от обстоятельств.
Поддержка туризма со стороны органов власти направлена на регулирование и прямое управление туризмом через финансирование (используется широкий спектр инструментов) или предоставление всего функционала туристским центрам, определяющим стратегии и приоритеты развития туризма на территориях.
Поддержка туристской отрасли со стороны бизнес-сообщества и общин выражается в первичной роли при определении формата законов и положений, определяющих формат развития туристского бизнеса на территориях.
Финансовая и административная поддержка может быть представлена только компании,
головной офис которой находится на арктической территории страны, принадлежит местному населению в размере 50% и предоставляет им рабочие места.
Поддержка туристской инфраструктуры со стороны бизнес-сообщества и государства определяется созданием специальных фондов, финансирующих образование (включая стипендии) студентам, обучающимся туризму и готовым работать в полярных регионах стран. Активно внедряются программы обучения и тренингов для компаний, продающих туры, программы наставничества и совместных проектов.
В качестве нематериальных стимулов выступают программы номинаций и награждений тех фирм, которые активно развивают туризм на территориях арктических частей государств.
Литература
1. ЗыряновА.И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. 158 с.
2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник. 2009. № 2. С. 78-88.
3. Мосалёв А.И. Роль сектора средств размещения в структуре туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризме и сервиса. 2015. Т. 9. № 2. С. 14-22.
4. Саранча М.А. Методика исследования и состояние туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 2. С. 23-27.
5. Тотонова Е.Е. Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях // Вестник Череповецкого Государственного Университета. 2011. Т. 2. № 2. С. 41-45.
6. Alaska State Legislature Senate Special Committee on the Arctic, March 10, 2015.
7. Brouder P. (2013). Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University.
8. Department of Tourism and Culture (2013). The 2014-2015 Tourism Plan Yukon. Press release, issued http://travelyu-kon.com/sites/default/files/tourismplan-2014-2015.pdf.
9. Doiron A.A. (2011). Tourism development and the third sector: A case study on Dawson City, Yukon. Master of Arts M.A. thesis, Concordia University.
10. Ett framgangsrikt marke - som manga har bidragit till [online]. (2015). Available from: http://www.naturensbasta.se/ sponsorer/index.asp (Accessed 01.06.0215).
11. Gongmei Yu, Zvi Schwartz, John E. Walsh (2009). Effects of Climate Change on the Seasonality of Weather for Tourism in Alaska. Arctic.62, pp.443-457.
12. Jacqueline Grekin (1994). Understanding the community-level impacts of tourism development: the case of pond inlet, northwest territories. Master of Arts M.A.in Geography thesis, McGill University.
13. Koskenkorva U. (2012). SnowActive. Master of Tourism thesis, Kajaanin ammattikorkeakoulu. Matkailun koulutusala.
14. Lansstrategiplanen (2013, April). Lansstrategiplan for rese- och turistnaringen i Vasterbottens lan. (36703). publisher Tallen Available from: http://www.visitvasterbotten.se/media/36703/lansstrategiplanen.pdf. (Accessed: 05.05.2015).
15. MINTEL. (2006). Turisme og friluftsliv pa Svalbard: utvikling, politiske f0ringer, rammebetingelser, utfordringer og strategier Medvirker: Longyearbyen: http://www.sysselmannen.no/Strategidokument_for_turisme_og_friluftsliv_mBpjq.pdf.file.
16. MINTEL. (2008). Nunavut Visitor Exit Survey. 2008 Final Report. Iqaluit: http://www.gov.nu.ca/sites/default/files/files/ Nunavut_Visitor_Exit_Survey_2008.pd.
17. Naalakkersuisut (2012, June). National Turismestrategi 2012-2015. (1). Publisher Nuuk Available from: http://climat-egreenland.gl/media/19173/National-turismestrategi-2012-2015.pdf. (Accessed: 05.05.2015).
18. Naturbasert turisme i Troms (2015). Hvem er fremtidens premissleverand0r for et brerekraftig Reiseliv?
19. Pontificia Universidad Católica de Chile (2015, Marzo). Pontificia universidad católica de chile facultad de arquitectura diseño y estudios urbanos dirección de extensión y servicios externos. (DESE UC I El). $publisher Providencia Available from: http:// concursolocontador.com/wp-content/uploads/2014/docs/150305_BASES_Administrativas.pdf. (Accessed: 01.05.2015).
20. Report (2014). State of Alaska Tourism Marketing Plan Fiscal year 2014. (pdf). Available from: <http://commerce.state. ak.us/dnn/Portals/6/pub/TourismResearch/MKTProgram/FY14 Marketing Plan.pdf>. [Accessed 04.05.2015].
21. Stenbakken A., Lings A., Lynge U. (2015). Siuariartorneq atugarissaarnerlu — Kalaallit Nunaata ineriartornissaanut peri-arfissat. In: While we wait for the investments, 6—7 May, Nuuk.
22. Taloustutkimus Oy (2002). Matkailun Rakenteelliset Ongelmat. MEK A: 124. ed. Helsinki: Matkailun edistämiskeskus.
23. ThistedK. (2012). Pioneering Nation — markedsf0ring af Granland under selvstyret. Tidsskriftet Gmnland. 3, pp.214—225.
24. Tunngasaiji: A Tourism Strategy for Nunavummiut. (2014). Iqaluit: http://www.nunavut.ca/files/07 GN Tourism Strategy.pdf.
25. Turisme og friluftsliv pa Svalbard: utvikling, politiske f0ringer, rammebetingelser, utfordringer og strategier. B0ker. ed. longyearbyen (2006): Longyearbyen: Sysselmannen pa Svalbard.
EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF TOURISM SERVICES IN POLAR REGIONS IN FOREIGN COUNTRIES
Mosalev Anton Igorevich, PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor, mosalyov.ai@icloud. com, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation.
Sarancha MikhailAlexandrovih, PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation.
The development of consumer demand in the tourism industry, the complexity of its structure, relationships, and changes forced many countries to create new, sometimes unusual tourist offers. Thus the state pays attention to the potential of the Polar Regions which previously may have seemed problematic areas of farming. A new look at the problem and considering it as a potential for the growth and development of the economy of the territory has allowed to create a solid strategy for the development of tourism in Greenland, Canada, Norway, the USA, Argentina and a number of some other states.
The research experience of tourism development in the polar regions of the world has allowed to define features of the development of growth strategies and the development of tourism, the creation of tourist products and projects aimed at long-term development of the tourism sector, such as programs to support education, project financing tourism and hospitality industry, the creation of crowdsourcing projects and areas for informal communication players in the tourism market of the polar regions.
Support for the development of tourism in the polar regions of states can solve the most important tasks, including national security, social development, and support for the preservation of indigenous peoples, their identity, culture, development of entrepreneurial initiative among the local population.
The article analyzes the experience of government, legislative initiatives, business initiatives, non-profit and professional associations, scientific research in the countries and territories in which tourism in Polar Regions has been in existence for a long period of time, it is extremely important and urgent for the Russian Federation, having significant areas located above the Arctic Circle.
The study is the basis for the reference, the system of tourism development in the polar territories of Russia, support social, cultural and entrepreneurial initiatives of the local population, creating conditions favorable economic climate in the tourism-related economic activities.
The article was written by the project № 114—15—05—05—02 «Federal Agency for Tourism». Keywords: Arctic route, experience, polar, program development, tourism, the route, the expedition. References
1. ZyryanovA.I. Teoreticheskiye aspekty geografii turizma. — Perm': Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet, 2013. 158 p.
2. Zyryanov A.I., Korolev A.YU. Logika turistskogo puteshestviya i razrabotka etalonnykh marshrutov // Geograficheskiy vestnik. 2009. № 2. S.78-88.
3. Mosalev A.I. The Role of accommodation sector in tourism routes of the Russian Federation // Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2015. Vol. 9 № 2. PP. 14-22.
4. Sarancha М. А. The methodology of research and state of the tourism route network in Russia // Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2015. Vol. 9 № 2. PP. 23-27.
5. Totonova, E.E. Tourism development of the northern territories of Canada under current conditions // Bulletin of the Cherepovets State University. 2011. T. 2. № 2. PP. 41-45.
6. Alaska State Legislature Senate Special Committee on the Arctic, March 10, 2015.
7. Brouder P. (2013). Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University.
8. Department of Tourism and Culture (2013). The 2014-2015 Tourism Plan Yukon. Press release, issued http://travelyu-kon.com/sites/default/files/tourismplan-2014-2015.pdf.
9. Doiron A.A. (2011). Tourism development and the third sector: A case study on Dawson City, Yukon. Master of Arts M.A. thesis, Concordia University.
10. Ett framgangsrikt märke - som manga har bidragit till [online]. (2015). Available from: http://www.naturensbasta.se/ sponsorer/index.asp (Accessed 01.06.0215).
11. Gongmei Yu, Zvi Schwartz, John E. Walsh (2009). Effects of Climate Change on the Seasonality of Weather for Tourism in Alaska. Arctic.62, pp. 443-457.
12. Jacqueline Grekin (1994). Understanding the community-level impacts of tourism development: the case of pond inlet, northwest territories. Master of Arts M.A.in Geography thesis, McGill University.
13. Koskenkorva U. (2012). SnowActive. Master of Tourism thesis, Kajaanin ammattikorkeakoulu. Matkailun koulutusala.
14. Länsstrategiplanen (2013, April). Länsstrategiplan för rese- och turistnäringen i Västerbottens län. (36703). publisher Tallen Available from: http://www.visitvasterbotten.se/media/36703/lansstrategiplanen.pdf. (Accessed: 05.05.2015).
15. MINTEL. (2006). Turisme og friluftsliv pa Svalbard: utvikling, politiske f0ringer, rammebetingelser, utfordringer og strategier Medvirker: Longyearbyen: http://www.sysselmannen.no/Strategidokument_for_turisme_og_friluftsliv_mBpjq.pdf.file.
16. MINTEL. (2008). Nunavut Visitor Exit Survey. 2008 Final Report. Iqaluit: http://www.gov.nu.ca/sites/default/files/files/ Nunavut_Visitor_Exit_Survey_2008.pd.
17. Naalakkersuisut (2012, June). National Turismestrategi 2012-2015. (1). Publisher Nuuk Available from: http://climat-egreenland.gl/media/19173/National-turismestrategi-2012-2015.pdf. (Accessed: 05.05.2015).
18. Naturbasert turisme i Troms (2015). Hvem er fremtidens premissleverand0r for et bœrekraftig Reiseliv?
19. Pontificia Universidad Católica de Chile (2015, Marzo). Pontificia universidad católica de chile facultad de arquitectura diseño y estudios urbanos dirección de extensión y servicios externos. (DESE UC I El). $publisher Providencia Available from: http://concursolocontador.com/wp-content/uploads/2014/docs/150305_BASES_Administrativas.pdf. (Accessed: 01.05.2015).
20. Report (2014). State of Alaska Tourism Marketing Plan Fiscal year 2014. (pdf). Available from: <http://commerce.state. ak.us/dnn/Portals/6/pub/TourismResearch/MKTProgram/FY14 Marketing Plan.pdf>. [Accessed 04.05.2015].
21. Stenbakken A., Lings A., Lynge U. (2015). Siuariartorneq atugarissaarnerlu - Kalaallit Nunaata ineriartornissaanut peri-arfissat. In: While we wait for the investments, 6-7 May, Nuuk.
22. Taloustutkimus Oy (2002). Matkailun Rakenteelliset Ongelmat. MEK A: 124. ed. Helsinki: Matkailun edistämiskeskus.
23. Thisted K. (2012). Pioneering Nation - markedsf0ring af Granland under selvstyret. Tidsskriftet Gmnland. 3, pp. 214-225.
24. Tunngasaiji: A Tourism Strategy for Nunavummiut. (2014). Iqaluit: http://www.nunavut.ca/files/07 GN Tourism Strat-egy.pdf.
25. Turisme og friluftsliv pá Svalbard: utvikling, politiske f0ringer, rammebetingelser, utfordringer og strategier. B0ker. ed. longyearbyen (2006): Longyearbyen: Sysselmannen pa Svalbard.