Статья/Article
УДК 37.013
DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-4-8
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
1 2 М. Л. Груздева , А. А. Толстенева
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение: в настоящее время значительное влияние на процессы регионального развития в сферах образовательно-научной и социально-культурной деятельности оказывает деятельность региональных образовательных организаций, в том числе региональных университетов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина как один из ведущих вузов региона активно реализует Программу трансформации в университетский центр социального развития Нижегородской области. Материалы и методы: исследование осуществлялось на основе научно-педагогических методов анализа, сравнительного обобщения и систематизации теоретических и эмпирических источников, определяющих необходимую объективность и эвристичность выводов.
Результаты исследования: в статье представлен опыт создания и функционирования открытого образовательного пространства в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина. Описанное в статье открытое образовательное пространство базируется на идеях социального проектирования и конвенции поколений с координационным центром в структуре педагогического вуза. В статье описана концепция создания открытой социально-образовательной среды, а также подходы, на которых базируется реализация концепции: системный, компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подход.
В рамках проектирования открытого социально-образовательного пространства была разработана модель, центральным звеном которой выступает социально-образовательный центр «Территория возможностей» Мининского университета. Ведущей идеей, положенной в основу работы центра, является идея социального проектирования и идея конвенции поколений.
Авторами описан опыт реализации проекта «Социально-образовательная среда «Территория возможностей»», который стартовал в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина в 2018 г.
Управленческой структурой реализации проекта стал центр «Территория возможностей», объединивший заинтересованные стороны, включая созданное одноименное студенческое объединение, научно-педагогических работников Мининского университета, органы муниципального управления, комплексные центры социального обслуживания населения
районов Нижнего Новгорода, Областную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Центр детского творчества Автозаводского района Нижнего Новгорода, Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и др.
Обсуждение и заключения: целью публикации статьи является обобщение полученного авторами опыта в создании и управлении работой открытых образовательных пространств для лиц различных возрастных категорий, реализующих свою деятельность в том числе и с привлечением волонтеров. Новизну и интерес могут представлять как сам подход авторов к решению поставленной задачи, так и некоторые практические результаты, полученные при реализации социальной и образовательной деятельности с лицами различных возрастных групп на базе педагогического вуза.
Ключевые слова: открытое образовательное пространство; социальное проектирование; конвенция поколений; непрерывное образование.
Для цитирования: Груздева М.Л., Толстенева А.А. Опыт организации открытого социально-образовательного пространства в Мининском университете // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С 8.
EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF OPEN SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE IN MININ UNIVERSITY
1 2 M. L. Gruzdeva , A. A. Tolsteneva
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),
Nizhny Novgorod, Russian Federation
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),
Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction: at present, the activity of regional educational organizations, including regional universities, has a significant impact on the processes of regional development in the areas of educational, scientific and socio-cultural activities. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, as one of the leading universities in the region, is actively implementing the Program of Transformation into the University Center for Social Development of the Nizhny Novgorod Region. Materials and methods: the study was carried out on the basis of scientific and pedagogical methods of analysis, comparative generalization and systematization of theoretical and empirical sources, which determine the necessary objectivity and heuristics of the conclusions. Results: the article presents the experience of creating and operating an open educational space in Minin University. The open educational space described in the article is based on the ideas of social planning and the convention of generations with a focal point in the structure of a pedagogical university.
The article describes the concept of creating an open socio-educational environment, as well as the approaches on which the implementation of the concept is based: a systemic, competence, activity-based and student-centered approach.
As part of the design of an open social and educational space, a model was developed, the center of which is the social and educational center "Territory of Opportunities" of the University of Minin. The leading idea underlying the work of the center is the idea of social design and the idea of a convention of generations.
The authors described the experience of the implementation of the project "Social educational environment of the Territory of Opportunities", which was launched by Minin University in 2018 The "Territory of Opportunities" center became the managerial structure of the project, bringing together stakeholders, including the student association of the same name, research and teaching staff of Minin University, municipal authorities, integrated social service centers for the Nizhny Novgorod districts, Regional Organization of Veterans / Pensioners / War, Labor , Armed Forces and Law Enforcement Agencies, Center for Children's Creativity, Avtozavodsky District of Nizhny Novgorod, Service on the protection of the rights of consumers of financial services and minority shareholders of the Volga-Vyatka headquarters of the Central Bank of the Russian Federation, etc. Discussion and Conclusions: the purpose of the publication of the article is to summarize the experience gained by the authors in creating and managing the work of open educational spaces for people of different age categories, implementing their activities, including those with the involvement of volunteers. Both the authors' approach to the solution of the task, as well as some practical results obtained in the implementation of social and educational activities with people of different age groups on the basis of a pedagogical university can be new and interesting.
Keywords: open educational space, social projection, generational convention, continuous education.
For citation: Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A. Experience of organization of open social and educational space in Minin University // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 4. Р 8.
Введение
В настоящее время значительное влияние на процессы регионального развития в сферах образовательно-научной и социально-культурной деятельности оказывает деятельность региональных образовательных организаций, в том числе региональных университетов. Мининский университет как один из ведущих вузов региона активно реализует Программу трансформации в университетский центр социального развития Нижегородской области и разрабатывает социально-образовательные проекты, одним из которых является описанный в статье проект «Территория возможностей».
Социально-образовательные проекты в широком смысле представляют собой «модель самой человеческой деятельности, направленную на изменение социальной ситуации», реализуются в сферах политического, историко-культурного и правового просвещения, здравоохранения и популяризации здорового образа жизни и рассматриваются как технологии решения социальных проблем посредством использования образовательных технологий.
Социально-образовательные проекты имеют целью приобретение или развитие полезных навыков, формирование компетенций в различных сферах, способствуют формированию активной гражданской позиции, определенного взгляда на мир, пробуждение интереса к каким-либо темам.
Целевой аудиторией социально-образовательных проектов могут выступать граждане различных возрастов, имеющие активную гражданскую позицию, высокий уровень дисциплинированности, желание осваивать новые знания, участвовать в общественной работе. Молодежная аудитория больше нацелена на проекты профориентационного характера, аудитория среднего возраста интересуется расширением информационных горизонтов, лица старшего возраста стремятся приобрести знания, способствующие адаптации к различным новшествам или к восполнению недостающих знаний.
Обзор литературы
Практика формирования образовательных центров в рамках социально ориентированных проектов получила свое распространение в связи с реализацией приоритетных городских и региональных проектов по развитию общественных пространств.
Проблемы реализации социально-образовательных проектов исследовали Р.М. Амбарцумян, М.А. Бочанов, Е.А. Кранзеева, О.В. Лешуков, Г.А. Лукс и др. [1, 2, 3, 4, 7, 9]. Направленность социальных образовательных проектов определяется необходимостью в консолидации общества, социализации молодежи, популяризации традиционных ценностей и духовного воспитания молодежи, популяризации здорового уровня жизни, физкультуры и спорта, повышении уровня знаний в сферах науки, культуры, популяризации знаний, передаче социального опыта. Практика реализации социально-образовательных проектов имеет достаточно разнообразную направленность и формы реализации деятельности. В такие проекты включены и граждане различных возрастов, и представители государственной власти, и организации, и некоммерческие объединения.
Материалы и методы исследования
Формируемое открытое социально-образовательное пространство объединяет кадровые, материальные, экономические и другие ресурсы вузов, образовательных организаций-партнеров, организаций потенциальных работодателей, социальных служб и органов муниципального управления с целью решения проблемы профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства на территории Нижегородской области наиболее талантливых представителей молодого поколения, а также создания комфортных условий проживания и социальной адаптации в условиях изменяющегося мира лиц старшего поколения.
Нами выявлены проблемы образовательной среды Нижегородского региона:
1. Недостаточность научно-педагогических кадров, обеспечивающих подготовку талантливой молодежи к проектной деятельности в области социальных проектов и инновационных технологий.
2. Недостаточность социальных связей поколенческих общностей на региональном уровне и необходимость их укрепления посредством творческого и профессионального взаимодействия как ключевого фактора воплощения концепта конвенции поколений.
Концепция создания открытой социально-образовательной среды базируется на идее о необходимости и возможности решить обозначенные проблемы за счет создания гибкой, использующей ресурсы организаций-партнеров социальной образовательной среды, обеспечивающей социальную и технологическую поддержку заинтересованной молодежи и лиц различного возраста. Ядром открытой образовательной среды является центр «Территория возможностей», обеспечивающий организационную и ресурсную поддержку деятельности организаций-партнеров для проведения социально-образовательных мероприятий. Ведущими идеями концепции являются: идея социального проектирования и идея конвенции поколений.
Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека [1,2,3,9]. Оно в идеальной форме задаёт эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В нашем случае реализуемый социальный проект нацелен на:
1. Создание системы взаимодействия образовательных организаций региона по развитию талантливой и социально активной молодежи в открытой образовательной среде.
2. Создание системы подготовки и переподготовки обучающихся.
3. Формирование системы социального партнерства образовательных организаций, потенциальных работодателей, региональных органов власти по реализации дополнительных образовательных программ для людей различных поколений [5].
Идея конвенции поколений отражает характер конструктивного многовекторного взаимодействия поколений, который преодолевает недостатки традиционного понимания однонаправленности взаимодействия как передачи опыта и знаний от старших к младшим. Поколения принимают экзистентные позиции другого на основе взаимопризнаваемых ценностей, вырабатывают совместные совместимые регулятивы и достигают общих результатов, событийности, сотворчества, содружества, сопереживания [6,11,13].
Реализация концепции базируется на перечисленных ниже подходах:
Компетентностный подход. Создаваемое социально-образовательное пространство обеспечивает формирование недостающих различным категориям слушателей компетенций, позволяющих разрешать их проблемы, рассматривая в качестве цели образования получение индивидуально-личностного результата, наиболее значимого для развития личности, её социализации и самореализации. При создании открытой образовательной среды «выделяются следующие сквозные компетенции, формирование которых может быть задачей новой культурной революции в России: возможность движения за рынками труда (профессиональная компетенция); возможность формирования собственной идентичности (личностная компетенция и компетенция личностного взросления); возможность социальной коммуникации, включения в различные социальные среды (гражданская компетенция). Индивидуальность - рефлексивная инстанция следующего порядка, организующая управление человека самим собой и своими возможностями из трансцендентных оснований» [12, 14].
Системный подход. Применение системного подхода обусловлено сложностью создаваемого объекта, включающего совокупность: регионального представительства, организаций-партнёров, широкого круга заинтересованных лиц, представляющих собой органичное целое - открытую социально-образовательную среду. Системный подход позволяет проанализировать внутренние и внешние связи и отношения формируемой среды, рассмотреть входящие в нее элементы с учетом их роли и назначения.
Личностный подход. Использование личностного подхода обусловлено ориентацией формируемой социально-образовательной среды на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности деятельности. Создаваемое социально-образовательное пространство в первую очередь нацелено на процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность - это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности, основа, средство и фактор развития личности. Взаимодействие объектов и субъектов, являющихся элементами открытой социально-образовательной среды осуществляется в процессе различных видов деятельности, выражающихся в преобразующем, практическом отношении к миру и самому себе.
Ведущим принципом реализации концепции стал принцип открытости образовательной системы. Под открытым образованием понимают сложную социальную систему, проявляющую способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы и обеспечивающую доступ индивида к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющую широкий спектр образовательных услуг [10,23]. Открытая образовательная система предполагает открытость будущему; свободный доступ к информационным ресурсам посредством информационных сетей; широкую свободу выбора стратегии образования.
В качестве условий реализации открытого образования выступают:
1. Бесконкурсное поступление;
2. Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
3. Свобода в выборе времени и темпов обучения;
4. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.
5. Свободное развитие индивидуальности, являющееся основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.
6. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» [28, 31].
Результаты исследования
Мининский университет как один из ведущих вузов региона с 2017 года реализует Программу трансформации в университетский центр социального развития Нижегородской области. В рамках Программы в Мининском университете среди прочих реализуется проект «Территория возможностей», направленный на формирование открытого социально-образовательного пространства для творческого и профессионального развития граждан любого возраста, а также формирование условий для всестороннего профессионального роста студента через его непосредственное соучастие в волонтерской деятельности и деятельности студенческих объединений вуза.
Ключевым элементом в формируемой системе, обеспечивающей эффективную реализацию проекта является социально-образовательный центр «Территория возможностей» на базе Мининского университета, объединяющий в своей деятельности педагогов и студентов университета, жителей города, представителей коммерческих и
некоммерческих организаций, организаций системы общего и дополнительного образования и реализующий свою деятельность в соответствии с моделью коллаборативной экономики (экономики совместного пользования), основываясь на взаимном доверии, капитализации незадействованных ресурсов (и, как следствие, повышении эффективности использования имеющихся ресурсов), широком использовании цифровых технологий, в том числе для установления и поддержания контактов участников процесса.
Реализация проекта, предлагаемого Мининским университетом в условиях модели коллаборативной экономики (экономики совместного пользования), способствует установлению более тесных контактов различных групп городского (регионального) сообщества, повышает эффективность использования ресурсов, способствует преобразованию общественного пространства.
В рамках деятельности центра:
- студенты вуза имеют возможность получения дополнительного образования за счет средств вуза и в то же время применения имеющихся знаний в работе с пенсионерами и детьми, в работе студенческого объединения, в волонтерской и другой общественно полезной деятельности;
- вуз имеет возможность предоставить базу практик для студентов, базу дополнительного образования для различных слоев населения, образовательную площадку для культурно-просветительской деятельности городских властей;
- работодатели имеют возможность на базе площадки взаимодействовать с детской и молодежной аудиторией по вопросам профессионального самоопределения;
- население различных возрастов имеет возможность получения дополнительных знаний, новой информации и активизации взаимодействия по вопросам социальной жизни городского района, города и региона в целом.
Дополнительно помимо социально-образовательного взаимодействия в рамках проекта обеспечивается эффект взаимодействия межпоколенческого.
Таким образом, созданная в рамках проекта «Территория возможностей» композиция обеспечивает условия для более эффективного использования всех элементов ресурсной базы (как собственных, так и привлеченных), способствует успешной реализации предложенной нами модели на региональном уровне и ее продвижению за пределы региона.
В процессе работы была определена логика реализации проекта, включающая (рисунок 1):
1. Первоочередная подготовка студентов, способных реализовывать курсы дополнительного образования для лиц различного возраста и уровня подготовки в области перспективных технологических направлений (работа с данными, работа с искусственным интеллектом и др.). Создание волонтерского студенческого объединения. Подготовка этих лиц будет включать формирование не только компетенций, обеспечивающих реализацию технологических процессов, но и компетенций, обеспечивающих их работу в качестве преподавателей, формирование навыков межличностной и межкультурной коммуникации, способность к организации проектно-исследовательской деятельности.
2. Реализация студентами под руководством преподавателей социальных и образовательных проектов с лицами различных возрастных категорий: школьники, студенты, заинтересованные лица, лица старшего поколения. Создание коллаборации заинтересованных организаций-партнеров, обеспечивающих финансовые, интеллектуальные, информационные и другие инвестиции в социальные проекты.
Студенты
► Реал нгацнл ссцпльньк проектов
Люди гтаршего поколенин
Студенты
Школьники
Пилотный этап
Этап реализации
Рисунок 1 - Логика реализация проекта «Территория возможностей» / Figure 1 - Logic of the Territory of Opportunities project implementation
Рисунок 2 - Модель социально-образовательного пространства «Территория возможностей» / Figure 2 - Model of social and educational space
"Territory of Opportunities"
Предложенная логика выполнения проекта, обеспечивает реализацию идей социального проектирования и конвенции поколений.
В рамках проектирования открытого социально-образовательного пространства нами была разработана модель, центральным звеном которой выступает социально-образовательный центр «Территория возможностей» Мининского университета (рисунок 2).
Социально-образовательный центр в данной модели призван:
- обеспечить интеграцию ресурсов организаций-партнеров для максимального удовлетворения образовательных потребностей в системе дополнительного образования школьников, студентов, преподавателей, лиц пожилого возраста;
- обеспечить реализацию широкого спектра образовательных программ на базе Мининского университета и партнеров - образовательных организаций;
- организовать поиск и реализацию новых форм взаимодействия поколений в форматах образовательных программ и социальных мероприятий? обеспечивающих создание комфортных условий в современном обществе как для талантливой молодёжи, так и для лиц пожилого возраста;
- обеспечить реализацию образовательных и воспитательных программ центра «Территория возможностей» не только на базе вузов-партнеров, но и в открытых общественных городских пространствах, что потребует участия студентов и преподавателей в волонтерской деятельности при проектировании, создании и использовании в социально-образовательных целях специализированных городских площадок.
Ведущей идеей, положенной в основу коллаборативной экономики (экономики совместного использования ресурсов) социально-образовательного центра «Территория возможностей» Мининского университета, являются идеи социального проектирования и конвенции поколений, описанные в этой статье выше.
Целью работы Центра является создание региональной системы образовательного и социального партнерства в открытом общественном пространстве города Нижнего Новгорода для решения проблемы социальной адаптации и технологической поддержки деятельности лиц различного возраста посредством предоставления образовательных площадок, дополнительного образования и организации социальных мероприятий межвузовского социально-образовательного центра.
В числе ресурсов, которые могут быть использованы в работе Центра выделяют:
- кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагоги, владеющие современными педагогическими технологиями; специалисты по методикам обучения в системе дополнительного образования разных направленностей и т.п.);
- информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.);
- материально-технические ресурсы (лабораторная база, специализированные помещения, учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, компьютерные модели, тренажеры, имитаторы и т.д.);
- учебно-методические ресурсы (дополнительные общеобразовательные программы; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы и т.п.);
- социальные ресурсы - партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики города Нижнего Новгорода; связи в профессионально-педагогическом сообществе города; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных сообществ и т.д.
Реализация проекта «Социально-образовательная среда «Территория возможностей»» стартовала Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина в 2018 г.
Управленческой структурой реализации проекта стал центр «Территория возможностей», объединивший заинтересованные стороны, включая созданное одноименное студенческое объединение, научно-педагогических работников Миниского университета, органы муниципального управления (отдел молодежной политики, культуры и организации досуга населения администрации Автозаводского района), Комплексные центры социального обслуживания населения районов Нижнего Новгорода, Областную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Центр детского творчества Автозаводского района Нижнего Новгорода, Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и др.
Одна из задач Центра «Территория возможностей» - обеспечить реализацию широкого спектра образовательных программ на базе Мининского университета в сотрудничестве с организациями-партнерами. Предлагаемый спектр программ ориентирован на различные категории слушателей.
Разработанные в рамках проекта программы являются модульными и делятся на 3 группы:
1. Модульные дополнительные профессиональные программы, представляющие объединение модульных структур, имеющих общую логику достижения результата и различные содержательное наполнение и формы обучения в зависимости от категории слушателей: школьники, студенты, пенсионеры: «Моделирование и конструирование одежды», «Кулинарные хитрости».
2. Модульные дополнительные профессиональные программы, представляющие объединение поливалентных модульных структур, которые могут выступать как самостоятельные программы, имеющие разную степень сложности в зависимости от начальной подготовки слушателей: «Робототехника 21 век», «3D-принтер как инструмент создания объемных моделей».
3. Модульные дополнительные профессиональные программы, представляющие объединение модульных структур, рассчитанные только на определенную категорию слушателей: «Доступная среда - повышение компьютерной грамотности» (пенсионеры), «Проектная деятельность» (студенты).
Следуя логике реализации проекта, в марте 2018 года стартовали курсы для студентов-волонтеров Мининского университета, ставших участниками студенческого объединения «Территория возможностей». Студентам были предложены курсы: социальное проектирование, робототехника, ЗD-моделирование, обучение осуществлялось за сет средств вуза. Выбор курсов был обусловлен необходимостью формирования компетенций в области проектной деятельности, а также новых наиболее востребованных технологий на рынке образовательных услуг для школьников и молодежи.
Другим вектором реализации проекта стала работа с лицами старшего возраста. Для них были разработаны и реализованы курсы «Доступная среда: повышение компьютерной грамотности».
В октябре 2018 года в рамках Дня открытых дверей Факультета управления и социально-технических сервисов состоялась презентация проекта «Территория возможностей» для еще одной возрастной категории - школьников.
На время презентации проводилась серия блиц-мастер-классов руководителями предлагаемых школьникам программ:
- программы цикла «Мастерская декоративно-прикладного творчества», которые рассчитаны на тех, кто интересуется различными направлениями, технологиями и техниками традиционных и современных художественных ремесел;
- программа «Конструирование и моделирование одежды», рассчитанная на тех, кто хочет быть в тренде современной моды и уникальных техник дизайна одежды;
- программа «Кулинарные хитрости» будет интересна тем школьникам, кто делает первые шаги в кулинарии, знакомится с кухней и хочет ориентироваться в многообразии продуктов;
- программа «Робототехника» рассчитанная на тех, кому интересны новые технологии и кто хочет создавать программируемых роботов своими руками;
- программа «Дерево раскрывает красоту» заинтересует тех школьников, которые хотят овладеть навыками проектирования и создания продуктов труда из древесины своими руками;
- программа «Туризм как способ познания себя и мира» рассчитана на всех желающих научиться экономично и эффективно планировать свои путешествия, а также ориентироваться в индустрии туризма и гостеприимства;
- программа «Управление собой и другими» для тех, кто хочет познать самого себя, а также научиться управлять личными возможностями и отношениями внутри коллектива для достижения личных и профессиональных целей;
- программа «Предпринимательское дело», которая предназначена для всех желающих научиться строить свой бизнес, эффективно управлять экономическими потоками;
- программа «Финансовая грамотность», которая предназначена для воспитания ответственности и нравственного поведения в области финансовых и экономических отношений в семье и обществе.
Реализация в рамках проекта курсов для школьников позволит внести вклад в реализацию воспитательной программы для молодежи и программы профориентации Мининского университета.
Обсуждение и заключения
При организации социально-образовательной деятельности выбор форм обучения, площадок обучения, финансовых источников достаточно широк. Однако, как правило, каждая из сторон в процессе обучения играет одну какую-либо заранее определенную роль: обучающегося, обучаемого, источника финансовых, информационно-методических и других ресурсов.
Реализация проекта, предлагаемого Мининским университетом в условиях модели коллаборативной экономики (экономики совместного пользования), способствует установлению более тесных контактов различных групп городского (регионального) сообщества, повышает эффективность использования ресурсов, способствует преобразованию общественного пространства.
Предложенный подход к созданию открытого социально-образовательного пространства позволяет достичь взаимовыгодных положительных результатов для всех участников реализации проекта:
- получить дополнительные компетенции и удовлетворить индивидуальные образовательные потребности широкому кругу заинтересованных лиц различного возраста;
- обеспечить подготовку и закрепление наиболее талантливых педагогических кадров как наиболее важного актива, обеспечивающего конкурентоспособность области в долгосрочной перспективе;
- создать условия для формирования у студентов педагогического вуза активной гражданской позиции при работе в составе волонтерского корпуса студенческого объединения «Территория возможностей» при реализации социально значимых проектов, что позволяет внести вклад в реализацию региональной воспитательной программы для молодежи и региональной программы профориентации;
- создать условия для продуктивного взаимодействия лиц, относящихся к различным поколениям в ходе образовательной деятельности, реализуя идею конвенции поколений.
Список использованных источников
1. Амбарцумян Р.М. Классификация современных региональных социально-образовательных проектов: опыт эмпирического исследования. DOI: https://doi.Org/10.24158/spp.2017.7.6
2. Амбарцумян Р.М. Социально-образовательный проект как социальное действие // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. №2(46). С.108-112.
3. Амбарцумян Р.М. Социально-образовательный проект как фактор снижения неопределенности: социологический подход. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-obrazovatelnyy-proekt-kak-faktor-snizheniya-neopredelennosti-sotsiologicheskiy-podhod (дата обращения: 11.08.2018).
4. Бочанов М.А., Чернухина Е.Е. Волонтерское движение - российский опыт и мировая практика. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/volonterskoe-dvizhenie-rossiyskiy-opyt-i-mirovaya-praktika (дата обращения: 10.08.2018).
5. Герон Т. Экономика совместного пользования // Forbes Kazakhstan: электронный журнал. 2018. №19. URL: https://forbes.kz/finances/markets/ekonomika_sovmestnogo_polzovaniya (дата обращения: 20.08.2018).
6. Диалектика преемственности поколений. Взаимодействие поколений. URL: https://cyberpedia.su/6x2e86.html (дата обращения: 20.08.2018).
7. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21, №5. С.64-73.
8. Лешуков О.В., Фрумин И.Д. Флагманские вузы: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21, №4. С. 22-28.
9. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара: Самарский университет, 2003. 278 с.
10. Попов А.А. Социально-философские основания современных практик открытого образования: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 2009.
11. Приоритетные направления деятельности 2016-2017 годов по реализации стратегии развития Мининского университета. URL: https://mininuniver.ru/about/priority-projects-2016-20170 (дата обращения: 20.08.2018).
12. Садыкова Х.Н. Системный анализ межпоколенческих взаимодействий // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2015. №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20225 (дата обращения: 20.08.2018).
13. Федоров А.А. От поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений // Аккредитация в образовании: электронный журнал. 2017. №8(92). URL: http://www.akvobr.ru/novoe_pedagogicheskoe_obrazovanie.html (дата обращения: 20.08.2018).
14. Диалектика преемственности поколений. Взаимодействие поколений. URL: https://cyberpedia.su/6x2e86.html (дата обращения: 20.08.2018).
15. Страховой портал. URL: https://insur-portal.ru/pension/kolichestvo-pensionerov-v-rossii (дата обращения: 20.08.2018).
16. Центр изучения пенсионной реформы. URL: http://rospens.ru/research/analytics/pensionery-v-mire-informatsionnykh-tekhnologiy.htm (дата обращения: 20.08.2018).
17. Портал Банки.ру. URL: http://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/ (дата обращения: 05.09.2018).
18. Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников. URL: https://iklife.ru/finansy/finansovaya-gramotnost-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html (дата обращения: 05.09.2018).
19. Нижний Новгород. Официальный городской портал. URL: http://нижнийновгород.рф/gorod/prioritetnie-proekti/prioritetniy-proekt-formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredi/zhitelyam/realizatsiya-programmi-quotformirovanie-komfortnoy-gorodskoy/ (дата обращения: 05.09.2018).
20. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. P. 95568.
21. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586.
22. Manzuoli Cristina Hennig, Cifuentes Yasbley Segovia. Computing Education Competence in Higher Education: Challenges for Teachers // American Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1, no. 9. Pp. 406-412. DOI: 10.12691/education-1-9-9
23. Eva de Leraa, Magí Almirallb, Carles Fernandezb, Mercé Gisberta. Universitat Oberta de Catalunya, Barcelona, Spain. Designing Innovative Open Spaces for Learning: The Case of the Open University of Catalunya // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 55. Pp. 1000-1008. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.09.590
24. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education.pdf (accessed: 07.08.2017).
25. Barber M., Donnely K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington. Columbia region, 2013. Available at: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%20(2).pdf (accessed: 07.08.2017).
26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38, no. 25. P. 9.
27. ChanLin Lih-Juan. Technology integration applied to project-based learning in science // Innovations in Education and Teaching International. 2008. Vol. 45. Pp. 55-65.
28. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3457-3462.
29. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 5. Pp. 191-204.
30. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed:
07.08.2017).
31. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.
32. Stepien W.J., Gallagher S.A., Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. 1993. Vol. 16. Pp. 338357.
33. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009. Available at: http://www.bie.org/index.php/site/%20RE/pbl_research/29 (accessed: 12.01.2018).
References
1. Ambarcumyan R.M. Classification of modern regional socio-educational projects: the experience of empirical research. doi: https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.6. (In Russ.)
2. Ambarcumyan R.M. Socio-educational project as a social action. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, 2017, no. 2 (46), pp.108-112. (In Russ.)
3. Ambarcumyan R.M. Socio-educational project as a factor in reducing uncertainty: a sociological approach. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-obrazovatelnyy-proekt-kak-faktor-snizheniya-neopredelennosti-sotsiologicheskiy-podhod (accessed:
11.08.2018). (In Russ.)
4. Bochanov M.A., CHernuhina E.E. Volunteer movement - Russian experience and world practice. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/volonterskoe-dvizhenie-rossiyskiy-opyt-i-mirovaya-praktika (accessed: 10.08.2018). (In Russ.)
5. Geron T. Economics of sharing. Forbes Kazakhstan: ehlektronnyj zhurnal, 2018, no. 19. Available at: https://forbes.kz/finances/markets/ekonomika_sovmestnogo_polzovaniya (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
6. The dialectic of the continuity of generations. The interaction of generations. Available at: https://cyberpedia.su/6x2e86.html (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
7. Kranzeeva E.A. New models of universities: contribution to regional development. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 64-73. (In Russ.)
8. Leshukov O.V., Frumin I.D. Flagship universities: from the Soviet experience to the search for a new model. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 4, pp. 22-28. (In Russ.)
9. Luks G.A. Social innovative design in the regional youth policy. Samara, Samarskij universitet Publ., 2003, 278 p. (In Russ.)
10. Popov A.A. Socio-philosophical foundations of modern open education practices: the author's abstract of the thesis of the candidate of philosophical sciences. Tomsk, 2009. (In Russ.)
11. Priority directions of activities for the years 2016-2017 on the implementation of the development strategy of the Minin University. Available at: https://mininuniver.ru/about/priority-projects-2016-20170 (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
12. Sadykova H.N. System analysis of intergenerational interactions. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: ehlektronnyj zhurnal, 2015, no. 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20225 (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
13. Fedorov A.A. From the support and maintenance of the life cycle of the profession "teacher" to the convention of generations. Akkreditaciya v obrazovanii: ehlektronnyj zhurnal, 2017, no. 8(92), Available at: http://www.akvobr.ru/novoe_pedagogicheskoe_obrazovanie.html (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
14. The dialectic of the continuity of generations. The interaction of generations. Available at: https://cyberpedia.su/6x2e86.html (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
15. Insurance portal. Available at: https://insur-portal.ru/pension/kolichestvo-pensionerov-v-rossii (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
16. Center for the Study of Pension Reform. Available at: http://rospens.ru/research/analytics/pensionery-v-mire-informatsionnykh-tekhnologiy.htm (accessed: 20.08.2018). (In Russ.)
17. Portal Banks. Available at: http://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/ (accessed: 05.09.2018). (In Russ.)
18. Financial literacy for retirees and schoolchildren. Available at: https://iklife.ru/finansy/finansovaya-gramotnost-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html (accessed: 05.09.2018). (In Russ.)
19. Nizhny Novgorod. The official city portal. Available at: http://nizhnijnovgorod.rf/gorod/prioritetnie-proekti/prioritetniy-proekt-formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredi/zhitelyam/realizatsiya-programmi-quotformirovanie-komfortnoy-gorodskoy/ (accessed: 05.09.2018). (In Russ.)
20. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 22, p. 95568.
21. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium
of higher education institution. International Journal of Environmental and Science Education,
2016, vol. 11, no. 11, pp. 4578-4586.
22. Manzuoli Cristina Hennig, Cifuentes Yasbley Segovia. Computing Education Competence in Higher Education: Challenges for Teachers. American Journal of Educational Research, 2013, vol. 1, no. 9, pp. 406-412. doi: 10.12691/education-1-9-9.
23. Eva de Leraa, Magí Almirallb, Carles Fernandezb, Mercé Gisberta. Universitat Oberta de Catalunya, Barcelona, Spain. Designing Innovative Open Spaces for Learning: The Case of the Open University of Catalunya. Procedía - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 55, pp. 1000-1008. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.09.590.
24. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education.pdf (accessed: 07.08.2017).
25. Barber M., Donnely K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research. Washington. Columbia region, 2013. Available at: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%20(2).pdf (accessed: 07.08.2017).
26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher. Revista ESPACIOS, año 2017, vol. 38, no. 25, p. 9.
27. ChanLin Lih-Juan. Technology integration applied to project-based learning in science. Innovations in Education and Teaching International, 2008, vol. 45, pp. 55-65.
28. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization. International Electronic Journal of Mathematics Educatio, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3457-3462.
29. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives. International Education Studies, 2015, vol. 8, no. 5, pp. 191-204.
30. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 07.08.2017).
31. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM),
2017, vol. 7, no. 10.
32. Stepien W.J., Gallagher S.A., Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms. Journal for the Education of the Gifted, 1993, vol. 16, pp. 338357.
33. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009. Available at: http://www.bie.org/index.php/site/%20RE/pbl_research/29 (accessed: 12.01.2018).
© Груздева М.Л., Толстенева А.А., 2018
Информация об авторах
Груздева Марина Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский
университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Толстенева Александра Александровна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: Tolstenev25@yandex. ru.
Information about the authors Gruzdeva Marina Leonidovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Technology of Service and Technological Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Tolsteneva Alexandra Alexandrovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: Tolstenev25 @ yandex. ru.
Поступила в редакцию: 30.09.2018 Принята к публикации: 06.11.2018 Опубликована: 01.12.2018