_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
УДК 374+61+37.0
Ле-ван Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов, [email protected], Москва
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ТЕМАТИКЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Статья посвящена организации курсов повышения квалификации по тематике здоровьеориентированной деятельности для работников системы образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Обсуждаются различные варианты организации дистанционного обучения, обосновывается оптимальность предложенной автором системы для повышения квалификации работников сферы образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, повышение квалификации, работники системы образования, здоровье-ориентированная деятельность в образовании, тьюторское сопровождение профессионального развития педагога.
Развитие электронного обучения - закономерный процесс, обусловленный потребностями современного человека в непрерывном образовании, позволяющий совместить обучение с трудовой деятельностью.
Нормативно-правовое обоснование использования дистанционных образовательных технологий в российской практике осуществлено недавно, хотя сама форма дистанционного образования не нова. Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 определяет общие основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [9]. Под дистанционными образовательными технологиями в документе понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Необходимость поиска оптимальных форм профессионального развития работников системы образования в области организации здоровьеориентированной деятельности легла в основу разработки сотрудниками Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов (ИМБП РУДН) по поручению Минобрна-уки России программ курсов повышения квалификации и модели тьюторского со-
провождения процесса профессионального развития педагогических работников по указанной тематике с использованием дистанционных образовательных технологий. Для этого в феврале 2015 года был создан сайт «Тьюторы здорового образа жизни» (www.zdorov-tutor.anonii.ru), который используется как электронная информационно-образовательная среда, решающая следующие задачи профессионального развития работников образования:
1) обеспечивает информационную поддержку деятельности Минобрнауки России по широкомасштабному внедрению лучших моделей сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, формирования культуры здорового образа жизни как направления социализации обучающихся и воспитанников;
2) используется как интернет-ресурс для повышения квалификации работников образования по тематике, связанной с организационно-управленческими, педагогическими, социально-психологическими и другими аспектами здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях;
3) рассматривается как площадка для профессионального общения работников образования в области организации здоровьеори-ентированной деятельности.
В рамках решения первой задачи на сайте созданы разделы «О проекте», «Нормативная база», «Глоссарий» - в них дается уста-
новочная информация и представлен широкий спектр соответствующих материалов (нормативных и инструктивных документов федерального значения, основных понятий и их дефиниций). Через раздел «Конференция» осуществляется информационная поддержка организации и проведения Всероссийской научно-практической конференции «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения» (9-11 апреля 2015 г., Москва), представлены программа, резолюция, материалы выступлений и отзывы участников.
Для решения второй задачи профессионального развития работников образования информационно-образовательная среда сайта используется при организации обучения по трем программам повышения квалификации работников образования (автор программ - канд. пед. наук, доц. Т. Н. Ле-ван):
1) формирование социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формированием у них культуры здорового образа жизни (для руководящих и педагогических работников системы общего и дополнительного образования, организующих процесс социализации обучающихся);
2) методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности (для руководящих и педагогических работников системы общего и дополнительного образования, организующих волонтерскую деятельность обучающихся в области продвижения культуры здорового и безопасного образа жизни);
3) методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся (для представителей региональных институтов повышения квалификации и органов управления образованием, работников системы профессионального педагогического образования).
Программы разработаны в рамках проекта Минобрнауки России «Внедрение прак-тикоориентированной модели повышения квалификации тьюторов - представителей региональных институтов повышения ква-
лификации и руководящих и педагогических работников в сфере дополнительного образования детей в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них культуры здорового образа жизни».
Третья задача профессионального развития работников образования решается в информационно-образовательной среде через форум, где пользователи не только могут обсудить содержательные и технические аспекты программ повышения квалификации, но и освоить раздел «Профессиональное сообщество», который предназначен для профессионального общения работников системы образования по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся. В рамках последнего раздела пользователям предложено обсуждение практик здоровьеориентированной деятельности, пополнение ресурсов сайта материалами из личных электронных библиотек и медиатек, участие в дискуссионной площадке, где обсуждаются «наболевшие» проблемы в области сохранения и укрепления ресурсов здоровья участников образовательного процесса.
Всего на сайте к концу апреля 2015 г. зарегистрировалось 2253 пользователя (однако реальное количество пользователей сайта гораздо больше, поскольку материалы, за исключением лекций, самостоятельных и контрольных заданий курсов повышения квалификации, можно просматривать и без обязательной регистрации).
Остановимся подробнее на организации курсов повышения квалификации через сайт «Тьюторы здорового образа жизни». Для реализации программ была выбрана модель регулируемого самообучения с элементами консультационной как оптимальная, на наш взгляд, в условиях безотрывного от «производства» курсового обучения педагогов и административных работников системы образования, разнообразия вариантов рабочего графика слушателей, неоднородности их уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и степени погруженности в проблему.
Исходя из предварительного опроса региональных координаторов повышения квалификации работников образования по тематике организации здоровьеориентированной
деятельности, откликнувшихся на приглашение Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России к участию в курсах (всего 50 регионов), в профессиональном развитии по данной тематике нуждаются такие категории работников образования, как воспитатели и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, учителя физической культуры и инструкторы по физической культуре образовательных организаций всех уровней, учителя-предметники (все предметы), административные работники образовательных организаций всех уровней, педагоги-организаторы, школьные психологи, педагоги дополнительного образования (в том числе работающие с волонтерскими объединениями детей, подростков и молодежи), работники структур, осуществляющих управление образованием, работники системы повышения квалификации в сфере образования, преподавательский состав организаций системы профессионального педагогического образования и т. д. Каждая из категорий имеет достаточно «плотный» рабочий график и не может оставить надолго выполнение трудовых обязанностей. Вместе с тем значительная часть желающих пройти обучение имеет возможность посвятить 1-3 дня полному погружению в проблему при очном общении с ведущими специалистами данной области. Необходимые для электронного обучения навыки потенциальных слушателей региональные координаторы в целом оценили как средние и ниже среднего, равно как и материально-технические возможности регионов для организации обучения.
В связи с выявленными особенностями потенциальной аудитории было решено использовать простейший и наиболее комфортный, на наш взгляд, способ презентации учебной информации (без специальных электронных оболочек, требующих дополнительного обучения слушателей как их пользователей, а через сайт с простейшим интерфейсом).
Каждая программа имеет на сайте вид тематического плана со стандартной структурой: лекции, презентации, материалы для самостоятельной работы по всем темам (вопросы для самоконтроля, задания на пони-
мание и закрепление материала, литература и медиаисточники для самостоятельного изучения). Содержание курсов подобрано, исходя из наших предшествующих исследований проблемы [4; 5]. Для каждого раздела представлено контрольное задание, которое слушатель выполняет и сохраняет в папке на рабочем компьютере для того, чтобы в финале обучения собрать в единый файл «Порт-фолио слушателя» и презентовать коллегам и преподавателям для рецензирования на форуме.
Промежуточный контроль не предполагается, т. к. каждый слушатель осваивает программу в своем режиме, а итоговый контроль позволяет избежать перегруженности курса оценочными мероприятиями и излишней нервозности процесса обучения, а также оценить индивидуальный прогресс каждого участника курсов и степень присвоения им транслируемой в рамках курсов профессиональной позиции, что, на наш взгляд, более целесообразно, особенно учитывая специфику педагогической аудитории (с одной стороны, гиперответственное отношение ко всем проверкам, с другой - эмоциональную и порой физическую истощенность от постоянного нахождения «под контролем» и стремление упростить оценочные процедуры и свое участие в них). Вместе с тем выполнение контрольных заданий (исследовательского, практико-ориентированного или творческого характера) дает возможность каждому слушателю преломить через призму собственного профессионального опыта тот или иной аспект курса, придать знакомой для себя деятельности новое звучание [6]. Ряд заданий оказываются для слушателей, как выясняется в ходе консультаций и общения на форуме, новыми и необычными, но крайне полезными: по их утверждениям, они не предполагали ранее, что такие аспекты, как, например, обучение критическому восприятию информации, развитие личностного потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения и т. д. относятся к здоровьеориен-тированной деятельности - и это вдохновляет большинство педагогов, т. к. они получают четкое представление о своем «месте» в реализации общей задачи педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Также большое ко-
личество положительных отзывов было получено на разработанную нами концепцию тьюторской деятельности педагога в области здорового образа жизни [7], основанную на индивидуализации процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как одного из важнейших направлений социализации ребенка.
В совокупности контрольные задания по всем темам курса представляют собой «Портфолио слушателя» - индивидуальную концепцию профессиональной деятельности слушателя в области сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, в том числе свою собственную концепцию развития профессионального здоровья.
Для того чтобы реализовать аксиологический компонент курсовой подготовки и обеспечить «погружение» в проблематику курса, слушателям предложено принять участие в очных сессиях (от 8 до 20 академических часов, прошли занятия в таких городах, как Белгород, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень), где преподавателями выступали ведущие ученые в области педагогики здоровья (В. Н. Ир-хин, М. Г. Колесникова, Т. Н. Ле-ван, Н. Н. Малярчук, Л. Г. Татарникова, Н. В. Третьякова и др.). В качестве очных сессий рассматриваются и мероприятия, организованные в рамках научно-практических конференций: «На пути к школе здоровья» (26-27 марта 2015 г., Санкт-Петербург), «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации» (1-2 апреля 2015 г., Белгород), «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения» (9-11 апреля 2015 г., Москва) и др. В ходе освоения очной части курса слушателям рекомендуется предварительно составить список вопросов и проблемных ситуаций из своей профессиональной деятельности, которые каждый слушатель может предложить для обсуждения в специально отведенное для этого время практической части общения. Предусмотрена онлайн-трансляция большинства очных мероприятий и знакомство слушателей с ними в видеозаписи.
Помимо презентации «Портфолио слушателя» предложено итоговое тестирование и рецензирование двух портфолио слушате-
лей той же программы. Итоговое тестирование имеет 2 блока: первый блок рефлексивного характера, включающий вопросы по особенностям освоения программы, отношению к различным аспектам обучения, самоанализу степени профессионального развития по тематике курса, перспективам дальнейшего изучения различных аспектов предложенной программы; второй блок дублирует входное тестирование и показывает индивидуальный прогресс слушателя в присвоении им профессиональной позиции в отношении реализации здоровьесозидающей функции педагога и объективный уровень усвоения им содержания курса. Рецензирование каждым слушателем портфолио своих коллег осуществляется следующим образом: слушатель просматривает аннотации и ключевые слова, обозначенные автором портфо-лио на форуме, и скачивает понравившиеся материалы; после знакомства с ними пишет и выкладывает на форуме рецензию, которая содержит следующие позиции: насколько отражена заявленная слушателем специфика деятельности в выполненных заданиях, насколько слушатель опирается на материалы лекций и самостоятельных заданий, чем показались интересными материалы, какие замечания возникли.
Если выполнение отдельных итоговых заданий вызывает у слушателя сложности, значит, данный аспект профессиональной деятельности нуждается в развитии. В целом контроль рассматривается как дополнительная возможность для профессионального развития работников системы образования.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий видится нам как перспективное направление не только повышения компетентности работников образовательных организаций по актуальным направлениям модернизации системы образования, но и как способ организации тьюторского сопровождения процесса непрерывного профессионального развития педагогов в области реализации ими здоро-вьесозидающей функции. Использование разнообразных технологий электронного обучения и интернет-коммуникации по решению профессиональных задач расширяет возможности педагогического сообщества, позволяя при этом экономить время и ресурсы, что значимо в ситуации перегружен-
ности работников образования текущими задачами и разовыми поручениями на фоне острой необходимости совершенствования их профессиональных качеств и способ-
ностей, а также заботы о здоровье педагогов как ключевых трансляторов (в идеале) модели здоровьеориентированного образа жизни.
Библиографический список
1. Дубровская Ю. А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 159 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm (дата обращения: 08.08.2015).
3. Ле-ван Т. Н. Гуманистические основы здо-ровьесберегающей педагогической деятельности в контексте технологизации образования // Здо-ровьесберегающее образование: проблемы и решения: Материалы международной конференции Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ (Москва, 10 апреля 2014 г.). -М.: Экон-информ, 2014. - С. 281-284.
4. Ле-ван Т. Н. Дополнительное профессиональное образование педагогов в области здоровьесбережения: проблемы и решения // Инновации в науке: Материалы XI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (15 августа 2012 г.). - Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. - С. 42-52.
5. Ле-ван Т. Н. Содержание и формы работы методиста с педагогами в области здоровьес-бережения // Знание. Понимание. Умение. -
2013. - № 1. - С. 205-209.
6. Ле-ван Т. Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 3. - URL: http://www.science-education.ru/artide/ view?id=6398 (дата обращения: 14.04.2015).
7. Ле-ван Т. Н., Осокина Е. С. Формирование здорового образа жизни обучающихся как реализация социализирующей функции образования [Электронный ресурс] // Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - М.: [б/и], 2015. -С. 201-210. - URL: http://www.znopr.ru/files/ download/af548963a9f9bf6 (дата обращения 30.04.2015).
8. Полат Е. С., МоисееваМ. В., Петров А. Е., Бухаркина М. Ю., Аксенов Ю. В., Горбунь-кова Т. Ф. Дистанционное обучение. - М.: Вла-дос, 1998. - 192 с.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: http://base. garant.ru/70291362/ (дата обращения: 30.04.2015).
Поступила в редакцию 12.10.15
Le-van Tatiana Nikolaevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Researcher of Institute of Biomedical Problems of Russian Peoples' Friendship University, [email protected], Moscow
EXPERIENCE IN ORGANIZING TRAINING COURSES ON TOPICS ORIENTED ON HEALTH ACTIVITIES FOR EDUCATORS USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Abstract. The article is devoted to the organization of training courses on topics oriented on health activities for educators using distance educational technologies. The various options for distance learning are discussed, the optimal system for training of educators proposed by the author is substantiated.
Keywords: life-long learning, distanct educational technologies, e-learning, vocational training, the employees of the education system, oriented on health activities in education, tutor support of teachers' professional development.
VOCATIONAL TRAINING References
1. Dubrovskaja, Y A., 2005. Pedagogichesko-je soprovozhdenie samoobrazovaniya studentov v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Pedagogical support of self-education of students in distance learning] Cand. Sci. (Pedag.). St. Petersburg, 159 p. (in Russ.).
2. Zimnjaja, I. A., 2003. Klyuchevye kompetent-sii - novaya paradigma rezul'tata obrazovanija [Key competences - a new paradigm of education result] [online]. Vysshee obrazovanie segodnja [Higher education today], 5. Available at: http://www.eidos. ru/journal/2006/0505.htm (Accessed 11 Dezember 2015) (in Russ.).
3. Le-van, T. N., 2014. Gumanisticheskie os-novy zdorov'esberegajushhej pedagogicheskoj de-jatel'nosti v kontekste tekhnologizatsii obrazovanija [Humanistic bases of health-educational activities in the context of education technologizing]. Zdorov'es-beregajushheje obrazovanije: problem i reshenija [School health education: problems and solutions]. Moscow: Ekon-Inform, pp. 281-284 (in Russ.).
4. Le-van, T. N., 2012. Dopolnitel'noe profes-sional'noe obrazovanie pedagogov v oblasti zdor-ov'esberezhenija: problemy i reshenija [Additional professional education of teachers in the field of health preservation: problems and solutions]. In-novatsii v nauke [Innovations in science], Part II. Novosibirsk: Siberian association of consultants, pp. 42-52 (in Russ.).
5. Le-van, T. N., 2013. Soderzhanie i formy raboty metodista s pedagogami v oblasti zdorov'es-berezhenija [The content and forms of methodist's work with teachers in the field of health preserva-
tion]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 1, pp. 205-209 (in Russ.).
6. Le-van, T. N., 2012. Upravlencheskie funktsii pedagoga v oblasti okhrany i ukreplenija zdorov'ja s pozitsij analiza sovremennoj normativno-pravovoj bazy [Administrative functions of the teacher in the field of health protection and promotion from the position analysis of the current regulatory framework] [online]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 3. Available at: http://www.science-education.ru/artide/ view?id=6398 (Accessed 14 April 2015) (in Russ.).
7. Le-van T. N., Osokina E. S., 2015. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni obuchayush-hikhsja kak realizatsija sotsializiruyushhej funktsii obrazovanija [A healthy lifestyle of students as the realization of the socializing function of education]. Zdorov'e natsii - osnova protsvetanija Rossii [Health of the Nation - the basis of prosperity of Russia]. Moscow, pp. 201-210 (in Russ.).
8. Polat E. S., Moiseeva M. V., Petrov A. E., Bu-harkina M. Y., Aksyonov Y. U., Gorbunkova T. F., 1998. Distantsionnoe obuchenie [Distance learning]. Moscow: Vlados, 192 p. (in Russ.).
9. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii" [The Federal Law (December 29, 2012 № 273-FZ) "On Education in the Russian Federation"] [online]. Informatsionno-pravovoj portal «Garant» [Information and legal portal "Guarantor"]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (Accessed 30 April 2015) (in Russ.).
Submitted 12.10.2015