ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТУБЕРКУЛЕЗУ НА
МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
В.А. КОШЕЧКИН, З.А. ИВАНОВА
Курс туберкулеза РУДН, Москва. 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 8.
Медицинский факультет В.Д. ПРОЦЕНКО, Е.А. ЛУКЬЯНОВА, Р.В. БАЖИН
Кафедра медицинской информатики, РУДН, Москва. 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 8.
Медицинский факультет
Представлены результаты пилотных испытаний компьютерных систем доставки знаний по туберкулезу из электронной библиотеки 11Ир:/Лу\уи'. med.pfu.edu.ru под рубрикой: библиотека - учебник по туберкулезу) и тестирования пройденного материала, разработанных на медицинском факультете РУДН и предназначенных для использования в учебном процессе. Одним из главных преимуществ такого подхода состоит в доступности информации, в возможности формирования оптимального объема знаний с помощью «сквозного» согласования учебного материала по туберкулезу во всех смежных дисциплинах. Использование тестов позволяет: оценить знания испытуемых с получением количественной оценки на основе кванти-качественных параметров; подверг нуть результаты тестов математической обработке; оперативно оценивать большое число испытуемых; повысить объективность оценивания знаний; сопоставлять информацию, полученную разными экзаменаторами.
Ключевые слова: методы обучения, компьютерные технологии, информатика.
В настоящее время компьютерные системы активно внедряются для обеспечения научного, научно-методического, технического, материально-технического и информационного обеспечения системы образования. Особенно актуальными они становятся в высшей школе на всех этапах учебного процесса, в том числе при дистанционном обучении. В данной статье излагаются результаты пилотных испытаний компьютерных систем доставки знаний по туберкулезу из электронной библиотеки и тестирования пройденного материала, разработанных на медицинском факультете Российского университета дружбы народов (РУДН) и предназначенных для использования в учебном процессе.
При разработке проекта компьютерного учебника по туберкулезу были приняты следующие принципиальные требования: доступ обучающегося (студента) к учебному материалу должен быть возможен в двух режимах - лекционном и справочном. При лекционном режиме на экране дисплея последовательно появляются записи и рисунки, примерно так, как они появляются на доске во время лекции. В справочном режиме обучающийся имеет возможность быстро переходить к различным разделам. При этом одной из задач составления компьютерного учебника, состояло в обеспечении максимально простого и ясного управления процессом доступа к материалу.
В качестве аппаратной платформы для электронного учебника по туберкулезу был выбран персональный компьютер. В ходе разработки системы применялось: 1) задание стандарта размещения материала на экране; 2) специальная адаптация длинных текстов; 3) изменение доказательств в сторону максимальной наглядности; 4) максимально возможная замена текстового материала на графический; 5) уход от канонического стиля монографии к стилю компьютерного учебника; 6) использование анимационных и аудио-эффектов, с целью использования новых, информационных каналов связи с обучающимся.
1. Представление учебника по туберкулезу в электронном виде.
Доступ к учебнику может быть обеспечен по системе Интернет по адресу: Ьирг/'Дуу/у/. med.pfu.edu.ru под рубрикой: библиотека Учебник по туберкулезу).
Каждый экран содержит: а) стандартный "фрейм" и основной кадр (рис. 1). Фрейм представляет собой обязательную заставку для каждого кадра, выводимого текста:
текст, рисунок, таблица и т.д. Фрейм содержит имена разделов учебника, выполненные в стиле (в виде) (подчеркнутой) гиперссылки , с помощью которых можно перейти к любому конспекту, а также к вспомогательным материалам.
Разделы учебника туберкулезу
1. Введение. 2. Этиология и патогенез.
Ф 3. Методы диагностики 4. Классификация
Р 5. Туб. Органов дыхания. 6. Туб других органов
Е 7. Лечение туберкулеза. 8. Туб и др. заболевания.
Й 9. Организация борьбы с туберкулезом
М
АТЛАС схем. рис. Ип и др. Тесты.
Аббревиатуры/АЬЬгеуаНопв Ресурсы Интернет по туберкулезу
2. Этиология туберкулеза.
Возбудитель туберкулеза, морфологическое строение, свойства.
Микобактерии туберкулеза (МБТ) - облигатные аэробы, факультативные внутриклеточ-К ные паразиты. Относятся к семейству МюоЬайегасае, порядку АсйпотусйаНз МБТ могут раз-
А множаться как в макрофагах, так и внекпеточно в тканях. Естественный резервуар - человек.
Д МБТ- тонкие, прямые или незначительно изогнутые палочки длиной 1-10 (чаще 1-4)
Р мкм, шириной 0,2-0,б мкм, гомогенные или зернистые со слегка закругленными концами (См.
Морфология Микобактерии туберкулеза). При окрашивании мазка мокроты больных туберкулезом по методу Циля-Нильсена можно обнаружить на слегка изогнутые, красного цвета
Рис 1. Стандартный "фрейм" с перечислением основных компонентов учебника.
Основной кадр содержит изложение конкретного материала раздела учебника, включающий ссылки (подчеркнутый текст), позволяющие выводить на экран рисунки, схемы и т.д. Имея предварительный опыт проведения групповых занятий и чтения лекций с использованием электронного представления материала, выявилась необходимость проведения групповых занятий в компьютерном классе. Во время таких занятий студенты овладевают способами обращения с информацией, представленной в виде гипертекста, а также приобретают навыки работы в Интернет. Полученные знания могут быть оценены с помощью системы тестирования, как наиболее объективной формой оценки качества знаний.
2. Организация и методы проведения тестирования по туберкулезу.
Опытный образец Системы компьютерного тестового контроля (СКТК) был разработан в 1998 г. по инициативе медицинского факультета РУДН и многократно апробирован для проверки текущей успеваемости студентов приема государственного компьютерного междисциплинарного экзамена и вступительных экзаменов на медикобиологические специальности РУДН.
Изначально СКТК была создана на основе \VW\V - технологий и рассчитана на работу с двумя предметами. Техническое руководство разработкой системы осуществлялось сотрудниками курса телекоммуникаций факультета физико-математических и естественных наук. Испытания и дальнейшая эксплуатация проводились в локальной сети медицинского факультета силами студентов-кружковцев и профессорско - преподавательского состава кафедр медицинского факультета РУДН. В настоящее время с помощью данной системы произведено более 9000 испытаний, результаты которых свидетельствуют о целесообразности применения автоматизированного контроля знаний по медикобиологическим специальностям и позволяют проводить работу по созданию новых, более совершенных средств интерактивного образования и контроля успеваемости студентов.
В соответствии с рекомендациями Минздрава РФ Государственный междисциплинарный тестовый экзамен охватывает все медико-биологические, параклинические и клинические дисциплины, которые изучались студентами на протяжении обучения в университете, в том числе по туберкулезу.
Медико-биологические и параклинические дисциплины включают следующие предметы: анатомию человека; курс организации патологоанатомической; биологию и общую генетику; патологическую физиологию; биохимию; микробиологию; гистологию и эмбриологию; фармакологию; нормальную физиологию; общую гигиену; патологическую анатомию; социальную гигиену и организацию здравоохранения; курс общей и частной патанатомии; судебную медицину.
Клинические дисциплины включают: акушерство; гинекологию; внутренние болезни; госпитальную терапию; детские болезни; инфекционные болезни и эпидемиологию; анестезиологию и реаниматологию; медицину катастроф; оперативную хирургию; общую хирургию; факультетскую хирургию; госпитальную хирургию; урологию и оперативную нефрологию; челюстно-лицеваую хирургию; травматологию и ортопедию; онкологию; нервные болезни и нейрохирургию; психиатрию и медицинскую психологию; туберкулез; кожные и венерические болезни; глазные болезни; ЛОР - болезни. По указанным разделам также разработаны ситуационные задачи из клинической практики.
Техническая реализация процесса тестирования, представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, работающих в режиме клиент-сервер по 1Р протоколу. Серверная часть комплекса осуществляет не только хранение и обновление баз знаний и базы данных, но и программы обслуживания запросов клиентов, генерации заданий, накопления ответов, проверки их правильности, оценивания и администрирования. На клиентском компьютере, с помощью которого проводится обучение и тестирование, необходимо иметь одну из многочисленных пользовательских программ, так называемый \Veb-Ьгс^Бег, обеспечивающую доступ к серверу. Такая архитектура позволяет получать образовательные материалы любому зарегистрированному пользователю в любой точке глобальной сети. Такие системы, использующие возможности современных технических средств передачи информации, представляют собой наиболее прогрессивную, на сегодняшний день, технологию доставки знаний и проверки уровня подготовки будущих специалистов.
Ядром системы является реляционная база данных. Представление данных в виде форм позволяет легко создавать и обновлять базу вопросов и правильных ответов. В базе данных реализованы следующие функции: хранение вопросов и правильных ответов (тестовая программа усложнена возможностью выбора нескольких правильных ответов); разделение материалов по темам, разделам и количеству вопросов каждого раздела для одного варианта теста; хранение сгенерированного тестового варианта, ответов и баллов.
Программа сопровождения, установленная на сервере, рассчитывает балл следующим образом: за ввод хотя бы одного неправильного ответа ставится 0 баллов, при вводе больше половины правильных ответов - 1 балл, полный правильный ответ приносит 2-балла. Все баллы суммируются и приводятся к 100 процентам.
Для облегчения подготовки студентов к Государственному междисциплинарному тестовому экзамену подготовлено учебное пособие (1), в котором собраны и систематизированы более 3000 вопросов и правильных ответов на них по разным дисциплинам. В разделе "Методические рекомендации" изложены основные принципы построения вопросов и правила ответов на них, а также система оценки знаний студентов при компьютерном опросе.
Заключение
Полученный опыт организации и научно-методического и материально-технического информационного обеспечения системы образования по туберкулезу на медицинском факультете Российского университета дружбы народов, с использованием электронных методов, позволяет наметить подходы для дальнейшего совершенствования преподава-
ния туберкулеза. Одним из главных преимуществ такого подхода состоит в доступности информации, в возможности формировании оптимального объема знаний с помощью «сквозного» согласования учебного материала по туберкулезу во всех смежных дисциплинах. Использование тестов позволяет: оценить знания испытуемых с получением количественной оценки на основе кванти-качественных параметров; подвергнуть результаты тестов математической обработке; оперативно оценивать большое число испытуемых; повысить объективность оценивания знаний; сопоставлять информацию, полученную разными экзаменаторами.
Применение электронных методов в преподавании медицинских предметов открывает перспективы создания системы дистанционного обучения. При реализации системы дистанционного обучения на базе WWW-технологии возникает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению, учитывать уровень знаний по каждому разделу изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения, создать условия для постоянного последипломного образования.
Дистанционное обучение может быть также полезным в навигации в море предоставляемой информации. В большинстве случаев эта проблема решается за счет самостоятельного накопления информационных материалов с применением WWW-технологии и позволяет построить свою информационную систему.
Для создания компьютерных приложений требуются знания квалифицированного программиста. В то же время при создании учебной программы необходим опыт преподавания конкретного предмета. Опыт создания и использования компьютерных обучающих программ показывает, что эффективность программ достигается, когда удается соединить и решить в комплексе методические, технические и профессиональные вопросы.
Литература
1. Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена. /Под ред. В.И. Козлова, В.А.Фролова, В.Д.Проценко. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - 645 стр.
2. Опыт организации научно-методического и материально-технического информационного обеспечения системы образования по туберкулезу. Кошечкин В.А., Проценко В.Д., Иванова З.А., Лукьянова У.А., Бажин Р.В. (Стендовый доклад). Первая Российская научно-практическая конференция "Нозокомиальная туберкулезная инфекция". Москва, 14-16 июня 2001 г.
EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC - METHODICAL AND INFORMATION MAINTENANCE OF EDUCATION SYSTEM FOR TEACHING TUBERCULOSIS AT MEDICAL FACULTY OF
THE RPFU.
V.A. KOSHECHKJN, Z.A. IVANOVA
Course of tuberculosis, RPFU, Moscow. 117198, str. Micluho-Maklaya, bid. 8.
Medical faculty V.D. PROTCENKO, E.A. LUKJZNOVA, R.V. BASZIN
Medical informatics department, RPFU, Moscow. 117198, street. Micluho-Maklaya, bid. 8,
Medical faculty
The results of pilot tests are presented of computer systems for knowledge delivery on tuberculosis from electronic library. The electronic version of the tuberculosis textbook is located in http://www.med.pfu.edu.ru under a heading: "library - tuberculosis textbook" and testing of received knowledge developed at medical faculty RPFU which is intended for use in educational process. One of the main advantages, of such approach, consists in availability of the information for students and in an opportunity of formation of the knowledge optimum volume, with the help "of through" co-ordination with all educational tuberculosis material and in all adjacent disciplines. Use of the tests allows to estimate knowledge of the examinees, with simultaneous reception of a quantitative estimation on the basis of qualitative parameters. These results of the tests could be subjected to mathematical processing; operatively to estimate the large number of the examinees; to increase objectivity of knowledge estimation and to compare the information received by the different examiners.
Key words: methods of training, computer technologies, computer science.