3. Шопинг для большинства подростков не досуг, а способ удовлетворения человеческих потребностей, то есть для подростков шопинг выполняет чисто практическую функцию. Студенты же начинают получать от шопинга удовольствие и отдых.
4. Несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, подростки в магазины ходят для того, чтобы делать покупки.
Конечно, подростки занимаются шопингом в свое свободное время, когда оно у них есть, когда есть деньги (особенно если сами зарабатывают), и они их могут тратить, как хотят. Но все-таки для современных подростков шопинг не стал (пока) формой досуга.
Но такое положение вещей меняется, когда подростки взрослеют и становятся старше, заканчивают школу. Вот тогда шопинг и становится популярным видом отдыха - особенно у девушек, которые думают о своей внешности, хотят всегда хорошо выглядеть, интересуются модой.
Так же в ходе исследования удалось выявить следующие факторы, влияющие на шопинг как форму досуга: объективные - пол, возраст, СМИ, реклама, мода и субъективные - мотивация, интерес к шопингу, личный опыт респондентов.
Главная, выдвинутая нами гипотеза о важности шопинга как досуга подтвердилась частично. Для большинства подростков шопинг выполняет чисто практическую функцию, то у студентов уже намечается тенденция в том, что шопинг все больше и больше становится формой досуга, которая выполняет функции релаксации, саморазвития и развлечения. У студентов шопинг становится досугом.
Список литературы:
1. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности: монография. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009.
2. Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры. Социологические исследования. - М., 2006.
ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДСТВЕННИКАМ ИНКУРАБЕЛЬНОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО, УТРАТИВШЕГО НАДЕЖДУ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
© Ходаревская Ю.А.*
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск
Статья посвящена практике оказания паллиативной помощи хоспис-ной службой родственникам инкурабельного онкологического больно-
* Доцент кафедры Социологии и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
го, утратившего надежду на выздоровление. Также в статье раскрывается роль и особенности оказания паллиативной помощи специалистом хосписа семье онкопациента, который находится в конце жизненного пути по причине прогрессирования опухолевого процесса.
Паллиативная помощь - это важная часть общественного здравоохранения, которая строится на уважении неповторимых индивидуальных особенностей каждого человека - с его уникальной историей, взаимоотношениями и культурой. Это уважение, в частности, отражается в предоставлении наилучшей медико-социальной помощи с использованием достижений последних десятилетий, чтобы дать людям лучшие шансы на полноценную жизнь. Она направлена на облегчение страданий больного, сохранение его человеческого достоинства, выявление его нужд и поддержание качества жизни в ее финальном периоде. В задачи паллиативной помощи входит также оказание поддержки семье и близким больного. Этим проблемам уделяется недостаточное внимание в Российской Федерации, но они по сути своей касаются каждого ее жителя.
Семья для онкологического больного выступает как адаптационный фактор, т.к. онкологическая патология является фактором психологической дезадаптации. Не только локализация и характер онкологического заболевания влияют на частоту появления психических нарушений, но и характер человека, заболевшего онкологическим заболеванием. По данным некоторых авторов социально-психологическая дезадаптация личности онкологического больного является провоцирующим фактором для возникновения рецидива заболевания [1]. В данной ситуации особую роль играет внутрисемейная поддержка онкологического больного. Купирование психопатологических синдромов и скорейшая адаптация индивидов к новому для них статусу онкологического больного эффективнее проходит в семьях, строящихся по принципу сплоченности. При этом особо следует отметить, что семья и друзья онкобольного 4-ой клинической группы также нуждаются в паллиативной помощи, а именно в помощи, которая включает в себя:
- помощь при принятии решений;
- психологическая поддержка;
- помощь в разрешении конфликтов;
- поддержка после утраты;
- педагогическая поддержка больного ребёнка;
- духовная поддержка;
- поиск путей решения финансовых проблем;
- организация поддержки со стороны окружения;
- социально-правовое консультирование;
- координация работы волонтёров.
Специалисты паллиативной помощи в своей деятельности с родственниками онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление, руководствуются комплексно-индивидуальным подходом, который учиты-
вает потребности семьи, а также компетентно и доходчиво обсуждают влияние диагноза больного на жизнь членов семьи, помогая каждому найти свой собственный способ справляться с новой тяжелой ситуацией. В дополнение к этому, они, при необходимости, помогают семье и с источниками финансовой поддержки, с решением многих социальных, духовных, этических проблем.
Согласно стандартам и нормам оказания хосписной и паллиативной помощи, разработанным и опубликованным Европейской Ассоциацией Паллиативной Помощи (ЕАРС), забота о родных и близких друзьях пациента -это ключевой признак высококачественной паллиативной помощи, благодаря которому происходит забота о пациенте, помогающая родным справиться со своими потребностями и тревогами. Это могут быть проблемы, связанные с болезнью и уходом за пациентом, их собственными чувствами и заботами, взаимоотношениями с обществом, в котором они живут.
Для решения этих проблем специалисты паллиативной помощи объясняют родственникам все, что они желают знать о болезни, лечении и уходе за пациентом, разъясняют упущенные детали, дают информацию о том, какие районные службы и учреждения могут помочь им в уходе за пациентом. Родственники могут выразить свои опасения о настоящем, ближайшем и отдаленном будущем, могут обсудить свое собственное здоровье и другие нужды, выразить свое недовольство, обиды и огорчения на других родственников и ухаживающих лиц. Родные должны сознавать, что эти встречи организуются специально для них и предназначены для решения их проблем.
Если в семье велико напряжение или нет согласия, проводятся семейные встречи, когда врач в присутствии медсестры, социального работника и психолога всей семье рассказывает о болезни, проведенных исследованиях, лечении и прогнозе. Каждому присутствующему предлагают выразить свое мнение, включая недовольство ситуацией. Затем врач поясняет, что недовольство и разногласия не только не помогают им самим справиться с ситуацией, но и отягощают последние дни дорогого им человека. Наконец, родным предлагают на время отказаться от отстаивания своих принципов и отнестись друг к другу терпимо и определить, кто из членов семьи будет контактировать с врачами и медсестрами. На каждом этапе паллиативной помощи специалисты должны проявлять заботу о близких пациента, уделять им достаточно внимания и времени.
Также, работники хосписа при общении с инкурабельным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление и его родственниками должны по возможности создавать обстановку оптимального психологического климата с учетом личностных особенностей пациента, стадии заболевания и длительности проводимого лечения. Такая психологическая поддержка, исходящая от врачей, медицинских сестер, членов семьи больного, волонтеров и представителей различных религиозных конфессий, способствует адаптации пациента к новым условиям своего существования, не позволяет ему «уйти в болезнь», снимает излишнее эмоциональное напряжение и агрессию.
Иногда бывает трудно принять не только пациента таким, каков он есть, но и родственников больного. Не всегда и те, и другие вызывают симпатию у окружающих, могут быть раздраженными, обозленными и т.д. Поэтому воспитание в себе безоценочного отношения у специалиста паллиативной помощи является важным моментом для успешной работы с инкурабель-ным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление и его родственниками.
Проведенное М.Е. Липтугой (2006 г.) исследование показало, что наиболее сложная проблема в работе персонала хосписов - это общение с родственниками пациента (41,6 %) [3]. «Правда - одно из наиболее сильных терапевтических средств, доступных нам, но нам по-прежнему надо знать точный смысл ее клинической фармакологии и выяснить оптимальное время и дозировку к ее употреблению. Похоже, нам необходимо вникнуть в близкую связь между надежной и отрицанием ее» [3].
«Надежда - это ожидание чуть большего, чем ничего, в достижении цели» [2]. Плохие новости решительно и отрицательно меняют взгляд не только пациента на собственное будущее, но и родственников. При этом, рассказывая пациенту и его семье обо всем, с одной стороны, происходит избегание сложностей и недоверия, но с другой стороны, необходимо придерживаться двух параллельных принципов: никогда не обманывать и избегать неконтролируемой откровенности. Также при разговоре с инкурабельным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление, и его близкими, следует помнить, что правда имеет широкий спектр: от мягкости, с одной стороны, и при необходимости до жестокости - с другой. Больные и их родственники предпочитают мягкую правду, даже не смотря на уверение в обратном с их стороны. Насколько это, возможно, рекомендуется сглаживать (смягчать) первоначальное значение негативных слов. Так, например, вместо «У вас рак» следует говорить - «Анализы показывают, что это разновидность злокачественной опухоли», или вместо фразы «Вам осталось жить 3 месяца» лучше сказать «Время, возможно, ограничено» и т.д. Другими словами, осуществляя паллиативную помощь, как инкурабельному онкологическому больному, утратившему надежду на выздоровление, так и его родственникам, следует помнить, что еще 2 тыс. лет до н.э. говорили, что «врач лечит словом, растением и ножом». Слово стояло на первом месте, т.к. оно может, как способствовать выздоровлению (улучшению состояния), так и усугубить течение болезни или вызвать смерть.
Особо тяжело приходится специалисту паллиативной помощи, когда он видит, как наблюдая за происходящими изменениями в состоянии близкого человека, родственники пациента с этим не могут примириться: отрицают диагноз, требуют дополнительного обследования, настаивают на операции и т.д., а смерть пациента, даже в результате неизлечимой болезни и, несмотря на предупреждение медицинских работников о приближении смерти, может быть полной неожиданностью для родственников. Часто персонал
становится объектом агрессивных реакций родственников пациентов. Тяжело также в момент агонии пациента объяснить присутствующим родственникам, почему ему не проводятся реанимационные мероприятия, особенно когда они настаивают на этом.
Кроме того, у специалистов паллиативной помощи может вызвать раздражение неумение родственников поговорить с родным человеком, нежелание быть с ним рядом, поддержать, помочь выполнить простые действия (например, поправить постель, покормить, причесать волосы, подстричь ногти, подать судно и т.д.).
Тяжело наблюдать за пациентом, безуспешно ожидающим прихода родственников. Некоторые сводят заботу об умирающем родственнике только к внешним атрибутам: ежедневным беседам с врачом, выясняя, когда же наступит улучшение, или связывают ухудшение состояния с вводимыми препаратами, и при этом одновременно отказывая больному в элементарных психологических и гигиенических просьбах, перекладывая их выполнение на медицинский персонал.
При всем этом специалист паллиативной помощи не обижается, а помнит, что родственники пациента тоже нуждаются в поддержке и забота о них является неотъемлемой частью заботы о пациенте.
Таким образом, можно заключить, что состояние неуверенности, беспомощности, чувство тревоги, растерянности родных передается пациенту и отрицательно влияет на его самочувствие. Осознание того, что есть кто-то, к кому можно обратиться в случае необходимости, придает семье уверенности и благоприятно отражается на настроении пациента. Кроме того, помощь семье в избавлении чувства вины и беспомощности, которые могут сохраняться всю жизнь - еще одна сложная задача, стоящая перед паллиативным работником, и в достижении этой цели необходимо проводить беседы с родственниками пациента, что тоже требует дополнительной психологической нагрузки.
В этой связи, паллиативная помощь родственникам инкурабельного онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление является одним из важнейших направлений деятельности специалиста хосписной службы.
Список литературы:
1. Блинов Н.Н. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу / Н.Н. Блинов, И.П. Хомяков, Н.Б. Шиповников. - М.: Медицина, 1990. -1010 с.
2. Иванюшкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписа / А.Я. Иванюшкин // Человек. - 1994. - № 5. - С. 105.
3. Липтуга М.Е. Паллиативная помощь: краткое руководство / М.Е. Лип-туга. - Архангельск, 2006. - 192 с.