глобальной информатизации, психологизации, социализации и т. д.;
2) формирование высококвалифицированных кадров, способных решать профессиональные задачи любого уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лизунов В.В. Проблемы рынка и необходимость нового мировоззрения. - Омск, "Курьер", 2000. - 20 с.
2. Лизунов В.В. Философские проблемы экологического кризиса / Становление человека как субъекта социального творчества. Материалы философской секции Всероссийской научно-практической конференции "Общество. Экономика. Труд. Культура. Человек". - Омск, "Диалог -Сибирь", 1997, с. 199.
3. Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. - М. Педагогика., 1987. -267 с.
4. Кузнецов A.A., Сергеева Т.В., Обучающие программы и дидактика. Информатика и образование., 1986. №6 с.6 -8.
5. Талызина Н.Ф. Внедрению компьютеров - научную основу. Советская педагогика, 1985, № 12,с. 34 - 36.
6. Левин H.A. Изучение информатики в высшей школе. -В кн. Информатика и компьютерная грамотность. М. Наука, 1988, с. 152-156.
7. Гуткин М., Иванов А., Новосельцев С., Христочевский С. Учебные персональные ЭВМ. Информатика и образование, 1990, № 6, с.34 -46.
8. Давыдов П.Я. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М. Педагогика, 1986.-239 с.
9. Перегудов М.А., Халамайзер А.Я.Бок о бок с компьютером. - М. Высшая школа, 1987. - с. 108-115.
10. Дубицкий В.В., Зырянова И.М. Структура новой модели в высшем образовании. // Новые технологии - железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств: Сборник научных статей с международным участием в четырех частях. - Ч. 1. - Омск, ОмГУПС, 2000, 93 с.
11. Научные основы преподавания химии в высшей школе/ Под ред. Н.Ф. Талызиной и Е.М. Соколовской - Москва: МГУ, 1978.-с. 174.
12. Трофимова Л.Н. Реализация межпредметных связей в процессе математической подготовки курсантов военного вуза // Доклады Омского отделения Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Т.1. Вып. 1.-Омск, 2000. - С. 50-51.
ЗЫРЯНОВА Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры физики и химии Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС). ТОДЕР Георгий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и химии ОмГУПС.
м п киселев ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ КОМАНДНОГО Б и полевко и ШТУРМАНСКОГО СОСТАВА
Омское речное УчилиЩе д рМСКфМ РЕЧНОМ УЧИЛИЩЕ
УДК 629.764.001.76 ^ ^„„у ДТДЦ^
ОБОРУДОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ГЛОБАЛЬНУЮ МОРСКУЮ СВЯЗЬ
Современный этап совершенствования связи в интересах различных потребителей связан с развитием спутниковых систем связи, основу которой составляют космические системы (КС) в составе наземного и космического сегментов, в частности, глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ) [1].
В1959 году под эгидой ООН была основана Международная морская организация (ИМО), в задачи которой входит решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности на море и оказание помощи судам, терпящим бедствие. Важным этапом в работе ИМО было принятие в 1974 году Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74). В1979 году на Международной конференции по поиску и спасению, проводимой по инициативе ИМО, было предложено разработать новую систему связи при бедствии, основанной на широком использовании спутниковых и усовершенствованных традиционных средств связи, таких как спутниковая система связи ИНМАРСАТ и КОСПАС САРСАТ. На рис.1 приведен общий принцип построения ГМССБ на основе КС ИНМАРСАТ и КОСПАС САРСАТ, где введены следующие обозначения:
КА системы КА системы
Рис. 1
СКЦ - Спасательный координационный центр ЦУС - Центр управления системой БЗС - береговая земная станция ППИ - пункт приема информации БРст - берговая етанция(КВ,СВ,УКВ).
В соответствии с Дополнениями 1988 г. к Международной конвенции СОЛАС оборудование ГМССБ внедрено на судах с1992 г Любое судно, попадающее под требование конвенции, на котором не будет установлено оборудование ГМССБ, лишается сертификата безопасности по радиосвязи [2].
Основная концепция системы ГМССБ состоит в том, что поисково-спасательные организации, а также суда в районе бедствия должны быть в возможно короткий срок извещены о бедствии, с тем чтобы принять участие в поисково-спасательной операции с минимальными затратами времени. Каждое судно, имеющее радиооборудование ГМССБ, в том числе аварийный радиобуй (АРБ), должно обеспечивать передачу оповещения о бедствии в направлении судно-берег, берег-судно, судно-судно, по крайней мере, двумя отдельными независимыми средствами связи (ИНМАРСАТ, КОСПАС-САРСАТ и УКВ) [1,2].
Сравнительные характеристики спутниковых систем связи при бедствии
Параметры Спутниковая система связи
ИНМАРСАТ КОСПАС-САРСАТ
Орбита Геостационарная Низкоорбитальная приполярная 8000- 1000км
Количество спутников 4 основных н один запасной В настоящее время 6.
Наличие береговых земных станции Есть Есть
Используемая частота 1,5-1,6 ГГц 121,5МГц и 406МГц
Вид передаваемой информации Телефония, телекс, фак-симнльная связь, Оповещение при бедствии с определением координат
Зона охвата поверхности За исключением зон выше 70°с,ш. ниже 70°ю.ш. Без ограничения
Наличие АРБ Есть Есть
Ввод координат в АРБ при бедствии Вводится в ручную. Вводитсятся автоматически
Время доставки информации Почти мгновенная, кроме зоны охвата выше 70°с.ш. и ниже 70°ю.ш. Мгновенно, кроме зон в Северном и Южном полушарии где возможна задержка от 1,5 до 2 часов
Продолжительность работы АРБ 4 часа 48 часов
В практике эксплуатации КС связи одной из основных задач является обучение командного состава, штурманов и радиооператоров, работников береговых радиолокационных комплексов морских спасателей, флагманских морских связистов, курсантов в условиях, максимально приближенных к реальным условиям функционирования КС связи.
В этих условиях использование тренажерных систем, имитирующих условия работы реальных КС связи, позволяет как организовать процесс обучения пользователей спутниковых систем связи, так и получать большой статистический материал для оценки эффективности функционирования КС связи с точки зрения потребителей и разработки рекомендаций для их совершенствования.
С вхождением России в Международную морскую организацию и выполнением требований различных Международных конвенций в части охраны человеческой жизни на море, а также по поиску и спасению при бедствиях, возникла потребность в подготовке квалифицированных специалистов, работающих на морских судах и судах (река-море) плавания, для судоходных компаний и, в том числе пароходств Западной и Восточной Сибири.
Для этих целей в Сибирском регионе в 1997г. Омским речным училищем была проведена большая подготовительная работа: исследован и проанализирован российский рынок тренажеров данной системы, их параметры, комплектация, соответствие зарубежным аналогам, подготовлено методическое и программное обеспечение, заказана необходимая литература, а затем был приобретен электронный тренажер ТС5-2000( г Москва). Тренажер представляет собой оемь компьютеров, подключенных к сета, один из которых является рабочим местом инструктора, а остальные шесть -
рабочими местами операторов. Каждое рабочее место - это реальное судно с определенными координатами, курсом, скоростью и метеоусловиями, которые задаются инструктором, как и конкретные аварийные ситуации. Все радиооборудование судна воспроизводится на монитор компьютера, а работа на нем осуществляется с помощью "мышки", т.е. выбирается тип оборудования, панель управления и конкретная работа на нем [4].
С 1998 г после сертификации тренажера государственным предприятием "Морсвязь спутник "и одобрения Министерством транспорта РФ и в Омском речном училище приступили к обучению командного и штурманского состава экипажей КС связи по 144 - часовой программе операторов ГМССБ. В это время это был единственный тренажер подобного типа в Западной и Восточной Сибири. Предназначался тренажер для лиц командного состава экипажей судов, работников береговых радиолокационных комплексов в области морской навигации, морских спасателей, флагманских морских связистов, курсантов морских академий и колледжей, речных институтов и училищ, а также для командного состава судов смешанного (река-море) плавания (капитанов, штурманов и радиооператоров).
С введением новых требований ИМО и развитием техники в 2000 г. был приобретен тренажер "MARSIM-B" (г. Калининград), который в отличии от TGS-2000 имеет реальные стойки приборов, применяемые на судах, с подключенной судовой земной станцией "Ин-марсат-С", позволяющей работать в телексном режиме.
Тренажер "MARSIM - В" позволяет проводить обучение, переподготовку и проверку знаний судовых радиоспециалистов и судоводителей, получающих общий диплом оператора ГМССБ или диплом оператора ограниченного района ГМССБ по использованию ра-диооборудования и выполнению процедур связи согласно главе "N DC" регламента радиосвязи [5].
Тренажер предназначен для обучения и получения практических навыков в области:
- морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы;
- радиооборудования ГМССБ;
- радиооборудования для радиосвязи общего назначения.
Для обучения формируется группа из шести человек, которая в соответствии с программой проходит теоретический и практический курс работы на оборудовании. Цель и задачи курса обучения заключаются в том, что каждый обучающийся (конкретно судно) помещается в определенную точку морей или океанов. Задаются координаты местонахождения судна, курс, метео-условия, скорость и т.п. Обучающиеся на реальных имитаторах радиооборудования, отрабатывают навыки подачи сообщений бедствий: пожар, взрыв, затопление, столкновение, посадка на мель, потеря управляемости, покидание судна и т.п.
Тренажер включает в себя:
- управляющий вычислительный комплекс;
- шесть рабочих места оператора;
- рабочее место инструктора;
- специализированное программное обеспечение с комплектом учебных задач;
- эксплуатационную документацию.
Управляющий вычислительный комплекс обеспечивает
работу управляющей программы и устройств тренажера в реальном масштабе времени и реализован на базе вычислительной сети, состоящей из персонального компьютера верхнего уровня Pentium, установленного на рабочем месте инструктора и двух периферийных компьютеров аналогичного типа, установленных на рабочем месте оператора. Связь между компьютерами осуществляется через локальную сеть.
С рабочего места инструктора осуществляется управление работой вычислительной сети тренажера, в которую входят рабочие места операторов, а также осуществляется
имитация работы береговых и береговых земных станций систем "НАВГЕКС", РГВ. [5]
Рабочее место оператора оборудовано персональным компьютером типа Pentium стандартной конфигурации с сетевым оборудованием; радиопультом с размещенными в нем имитаторами УКВ радиостанции и аппаратуры цифрового избирательного вызова (ЦИВ), представляет собой способ связи, использующей цифровые коды и обеспечивающей автоматический вызов одной или группы станций для оповещения о бедствии, вызова бедствия, передачи жизненно важных сообщений, установления служебной связи и береговой телефонной сетью; радиостанции работающей на промежуточных волнах(ПВ)и коротких волннах (KB) с аппаратурой цифрового избирательного вызова (ЦИВ) и судовой земной станции спутниковой связи стандарта ИНМАРСАТ - С; НАВТЕКС (навигационный телекс) международная автоматизированная система передачи навигационных и метрологических предупреждений и срочной информации; имитатором радиотелефонной связи, включающим в себя контроллер, телефонную трубку и громкоговоритель; принтером.
В тренажере имитируются виды радиосвязи: "судно-судно"; "судно- берег"; "берег-судно" в следующих режимах: цифровой избирательный вызов; узкополосное букво-печатание; радиотелефонная связь.
Режимы работы тренажера: режим обучения, режим проверки знаний.
Имитаторы УКВ радиостанции, УКВ контроллера ЦИВ, ПВ/КВ радиостанции и спутниковой земной станции ИНМАРСАТ-С выполнены в виде панелей дистанционного управления реальных средств связи.
Имитируются контроллеры радиостанций STR 2000, STR 1500, радиоприемников НАВТЕКС. Имитаторы спутниковой земной станции ИНМАРСАТ-В, переносной УКВ радиостанции, радиоприемных устройств 2182 кГц, НАВГЕКС, KB РПУ, автоматических радиобуев и радиоприемного маяка-ответчика выполнены программно и отображаются на мониторе ПЭВМ в виде активного изображения панелей управления реальных средств связи.
Все имитаторы соответствуют аппаратуре, достаточно распространенной на морском флоте РФ и выполненной согласно требованиям к судовым радиоустановкам, изложенным в резолюциях ИМО, касающихся ГМССБ.
Управление имитаторами и контроллерами осуществляется вычислительным комплексом на базе персональных компьютеров типа Pentium.
На тренажере обеспечивается одновременная параллельная работа имитаторов, стем чтобы создать нагрузку на оператора, соответствующую реальной.
Инструктор имеет возможность активного контроля за действиями обучаемых. Все инструкции и сообщения, выдаваемые тренажером, основаны на использовании английского языка.
Тренажер обеспечивает обучение и проверку знаний следующих процедур: связь в случае бедствия, сигналы срочности и безопасности, связь в случае приема/передачи общественной корреспонденции.
На данный момент в России используется около 40 тренажеров данной системы, различие которых заключается в используемом радиооборудовании (Голландия)
SKANTI, (Италия) MARCONI, (Япония) FURUNO, которое сертифицированною и одобрено "Мор-связьспутником". Российское радиооборудование в тренажерах практически не применяется из-за низкого качества элементной базы и высокой цены, но в настоящее время рынок этой аппаратуры начинает осваивать Омский НИИ приборостроения совместно с Омским ПО "Иртыш". Программа обучения специалистов данного профиля единая для России и утверждается государственным предприятием "Мор-связьспутник ".
Существующие зарубежные аналоги тренажеров ГМССБ отличаются от российских тем, что они базируются на радиоаппаратуре последних разработок с широким применением визуализации (проецйрованием на экран) окружающей обстановки.
Сейчас в Омском речном училище на базе существующих тренажеров по подготовке и переподготовке операторов ГМССБ, радиолокационной прокладке и наблюдению, САРП (система автоматизированной радиолокационной прокладке) использование судовых PJ1C на внутренних водных путях создан тренажерный центр ГМССБ, который зарегистрирован в международном справочнике по подготовке и переподготовке операторов. Начиная с 1998г., училище выпустило свыше 190 судовых операторов ГМССБ и операторов ограниченного района ГМССБ по использованию радиооборудования с выдачей дипломов международного образца, которые признаются в любом порту мира.
Дальнейшее совершенствование тренажера связано с оборудованием тренажера ГМССБ системой визуализации, дающей полное представление о навигационной обстановке и насыщение его более современным радиоэлектронным и навигационным оборудованием.
Развитие системы ГМССБ, в частности КОСПАС-САРСАТ, в Омске напрямую зависит от разработчиков (КБ «Полет» -спутники, НИИ приборостроения -УКВ аппаратура) и производителей (ПО «Полет» и ПО «Иртыш»), что позволит создавать тренажерные системы ГМССБ на базе омской аппаратуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.В .Шишкин., В.М. Кошевой., В.И. Купровский., CJ1. Ефимов. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания(ГМССБ) - М.: "РосКонсульт", 2001.272с.
2. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности Перевод с англ. /Под общей редакцией Ю.С. Ацеров. - М.: Транспорт, 1989,63с.
3. Руководство по радиосвязи морской подвижной спутниковой службы. - М. : В/О Мортехинформреклама, 1991, 383с.
4. Руководство по эксплуатации тренажера TGS-2000 1997г. 247с.
5. Руководство по эксплуатации тренажера "MARSIM-B" 2000г 264с.
КИСЕЛЕВ Михаил Павлович, кандидат технических наук, начальник Омского речного училища. ПОЛЁВКО Борис Иванович, заместитель начальника Омского речного училища по переподготовке.