Научная статья на тему 'Опыт мотивации детей к рациональной гигиене полости рта'

Опыт мотивации детей к рациональной гигиене полости рта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
859
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гинали Н. В., Кузьминская О. Ю., Дружинина С. Н., Котомин Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт мотивации детей к рациональной гигиене полости рта»

Н. В. Гинали, д. м. н., профессор, зав. кафедрой стоматологии детского возраста СГМА О. Ю. Кузьминская, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возрастаСГМА С. Н. Дружинина, ассистент кафедры стоматологии детского возраста СГМА Б. В. Котомин, к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста СГМА Смоленская государственная медицинская академия Смоленск

Опыт мотивации детей к рациональной гигиене полости рта

Эффективность первичной профилактики кариеса невозможна без хорошей гигиены полости рта, то есть этиотропной профилактики.

Исследование гигиенического состояния рта у 550 дошкольников г. Смоленска показало, что индексы гигиены в группах детей, которые регулярно чистят зубы, чистят зубы нерегулярно и не чистят вообще, значительного различия не имеют. Неудовлетворительный уровень гигиены полости рта даже у регулярно чистящих зубы детей свидетельствует о наличии у них неправильных, неустойчивых навыков ухода за зубами, что связано, в частности, с отсутствием заинтересованности.

Решать проблему профилактики любых заболеваний, в том числе стоматологических, без обеспечения мотивации не представляется возможным.

Известно, что обучение детей любым навыкам - процесс в ряде случаев трудоемкий. По мнению специалистов Центра здоровья детей, который объединяет Институт педиатрии и Институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков, дети разного возраста значительно отличаются по функциональным показателям интеллекта, памяти, речи, моторики мелких мышц кисти. С 3 до 4-5 лет они усваивают информацию и навыки по принципу эмоционального восприятия: «нравится - не нравится», «хочу - не хочу». К 6-7 годам примерно у 70 % детей появляется функциональная зрелость, позволяющая усваивать программу школьного обучения. Но роль мотивации на основе эмоционального воспри-

ятия («красиво - некрасиво», «нравится - не нравится», «боюсь - не боюсь») остается у них высокой.

Оптимальным вариантом обучения детей уходу за полостью рта в организованных детских коллективах является, по нашему мнению, проведение уроков здоровья, которые в школах следует включить в расписание.

На кафедре стоматологии детского возраста Смоленской государственной медицинской академии издано учебно-методическое пособие «Уроки здоровья в организованных детских коллективах», в котором отражен опыт 10-летней практической работы. Пособие содержит подробное описание методик обучения гигиене полости рта. Для каждой возрастной группы детей от 3 до 12 лет разработано не менее трех уроков (в детском саду - занятий), на которых слушатели получают и закрепляют в адаптированной к их возрасту форме информацию, мотивирующую к выполнению гигиенических процедур.

При подготовке пособия мы учитывали, что гигиеническое обучение и воспитание детей должно быть подчинено общим требованиям психогигиены учебных занятий, поэтому:

- ставили перед собой задачу способствовать своевременному и гармоничному развитию детей;

- стремились к тому, чтобы занятия приносили детям радость и протекали на фоне положительных эмоций;

- избегали ситуаций, вызывающих у обучаемых чрезмерное психическое напряжение, приводящее к утомлению;

- не создавали психотравми-рующие ситуации.

Методика и содержание уроков здоровья зависят от возраста обучаемых. Наш опыт работы показал, что можно использовать три основных варианта уроков: с детьми

3-5 лет (детский сад), 6-8 лет (подготовительная группа детского сада и 1-2-е классы), 9-10 лет (3-и -

4-е классы).

При построении уроков мы исходили из того, что психогигиенической регламентации подлежит длительность не только занятия в целом, но и отдельных учебных операций. В частности, продолжительность определенного вида деятельности в младших классах не должна превышать 10-12 минут, а у детей 3-6 лет - 5-10 минут. Несоблюдение этого требования ведет к утомлению обучаемых. Переключение же внимания детей по истечении указанного периода на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект.

В связи с этим мы предлагаем уроки здоровья разделить на четыре этапа. На первом (мотивирующем) этапе урока следует провести с детьми беседу. Малышам

3-5 лет лучше рассказать сказку. На втором этапе (демонстрация методики чистки зубов) нужно использовать модели зубных рядов. Причем детей лучше разбить на группы по

4-6 человек. Затем (третий этап) проводится непосредственное обучение детей чистке зубов, контролируемой с помощью индексов гигиены. Заключительный этап -подведение итогов.

Разрабатывая пособие, мы также принимали во внимание то, что большую часть информации, а именно более 60 %, дети усваивают визуально. Поэтому для проведения уроков здоровья нами подго-

товлен и издан комплект плакатов «Сказочная стоматология». Необходимые для усвоения сведения изложены здесь в стиле русских народных сказок, при оформлении использованы традиционные элементы национальной русской иллюстрации.

Так, например, в первой части занятия с детьми 3-5 лет мы предлагаем рассказать им сказку о маленьком Змее Горыныче, который ел много сладостей, никогда не чистил зубы, и поэтому они от него убежали (рис. 1).

Рис. 3. Плакат «Теремок. Советы "умных зверей"»

Рис. 1. Плакат «Маленький Змей Горыныч -сладкоежка»

Используя плакат, помещенный на рис. 2, преподаватель вместе с детьми классифицирует продукты на полезные и опасные для зубов.

Рис. 4. Плакат «Портрет девочки, которая выполняла советы стоматолога»

Затем объясняем, что эта девочка начала лениться, перестала чистить зубы, забыла советы докторов и принялась в больших количествах поглощать варенье, булочки, всевозможные сладости. И вот что стало с ее зубами (рис. 5).

Рис. 2. Плакат «Полезные и опасные для зубов продукты»

Для этой же возрастной категории предназначена модифицированная сказка «Теремок» (рис. 3). Она содержит советы «умных зверей».

Для закрепления полученных навыков на одном из занятий мы демонстрируем портрет девочки, которая выполняла советы стоматолога (рис. 4). У нее красивые, чистые, белые зубы.

Рис. 5. Плакат «Портрет девочки, которая перестала чистить зубы»

Таким образом мы подводим малышей к пониманию того, что здоровые зубы украшают человека.

Методика проведения уроков здоровья в 1-2-х классах средней школы и в подготовительной группе детского сада несколько иная.

В начале урока мы рекомендуем рассказать сказку про Деда-Кариеда, Мятную Девицу и Волшебную Щеточку с использованием иллюстраций (рис. 6-8).

Рис. 6. Плакат «Сказка про Деда-Кариеда, Мятную Девицу и Волшебную Щеточку»

Рис. 7. Плакат «Сказка про Деда-Кариеда, Мятную Девицу и Волшебную Щеточку»

Рис. 8. Плакат «Сказка про Деда-Кариеда, Мятную Девицу и Волшебную Щеточку»

Основными персонажами этой сказки являются мальчик Емелька-Карамелька, злой колдун Дед-Кариед, Мятная Девица - зубная паста, Волшебная Щеточка и Добрый Доктор Стоматолог.

Затем в ходе беседы с детьми определяем назначение зубов: они помогают откусывать и пережевывать пищу, произносить звуки, украшают лицо.

40

проблемы С т о м а т о п о г и и 2 0 0 5 № 1

При закреплении полученных навыков и усвоенной информации на одном из уроков детям предлагается выучить стихотворение «Рассказ о двух приятелях» (рис. 9, 10).

леваний других органов и систем организма, о средствах профилактики кариеса (рис. 11).

Рис. 9. Плакат «Рассказ о двух приятелях»

Рис. 10. Плакат «Рассказ о двух приятелях»

Оно приводит их к мысли о необходимости выполнения гигиенических процедур, употребления здоровой пищи, занятия физкультурой, соблюдения здорового образа жизни.

Уроки здоровья в 3-4-х классах средней школы от уроков для предыдущей возрастной категории отличает содержание их теоретической части. Это связано с тем, что в программу обучения в 3-м классе включены уроки природоведения, на которых дети получают элементарные знания о микробах, их роли в природе и значении для человека, о строении организма человека в целом и о строении отдельных органов и систем, их функциях и связи между собой. Поэтому данную возрастную группу детей можно более полно информировать о строении зубов, о кариесе и его осложнениях, их влиянии на развитие забо-

Рис. 11. Плакат «Схема строения зуба и развития кариеса»

Кроме этого мы рекомендуем рассказать детям о роли назуб-ного налета и о методах его определения, о строении рациональной зубной щетки, основных принципах выбора зубной пасты (рис. 12).

Рис. 12. Плакат «Определение количества назубного налета и средства его очистки»

Во второй части урока на моделях зубных рядов отрабатываются мануальные навыки стандартного метода чистки зубов (рис. 13).

Для закрепления знаний и подведения итогов урока преподаватель вместе с детьми читает помещенные на плакате советы стоматолога (рис. 14).

Рис. 13. Плакат «Как правильно чистить

зубы»

Рис. 14. Плакат «Советы стоматолога»

Эффективность гигиенического воспитания и обучения детей в значительной степени зависит от участия взрослых - родителей, педагогов и медицинского персонала. Основные принципы такого участия изложены в учебно-методическом пособии «Мотивация и формы обучения гигиене рта. Критерии оценки эффективности» (авторы Н. В. Гинали, С. Н. Дружинина, О. Ю. Кузьминская, Б. В. Ко-томин, Е. П. Евневич, Л. В. Рутков-ская, Т. С. Степанова; Смоленск, 2004. 34 с.: ил.), рекомендованном Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040400 - Стоматология.

Форма, содержание, методика и последовательность проведения уроков здоровья изложены в учебно-методическом пособии «Уроки здоровья в организованных детских коллективах» (авторы Н. В. Гинали, С. Н. Дружинина, О. Ю. Кузьминская, Б. В. Ко-томин, Е. П. Евневич, Л. В. Рутков-ская, Т. С. Степанова, Е. В. Ляшенко; Смоленск, 2003. 50 с.: ил.) в сочетании с комплектом из 14 рисунков-плакатов размером 50 х 70 см «Сказочная стоматология» (авторы Н. В. Гинали, С. В. Кривко, С. Н. Дружинина, О. Ю. Кузьминская, Б. В. Котомин, Е. В. Ляшенко, П. А. Божефатов; Смоленск, 2003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.