Петухова Т.П.
Оренбургский государственный университет, проректор по учебно-методической работе
Опыт модульного проектирования профессиональных образовательных программ подготовки техников-программистов в соответствии с ФГОС СПО
Введение
Модульные программы, основанные на компетенциях, удовлетворяют основным принципам, обеспечивающим эффективность
функционирования системы профессионального образования в современных условиях [1]:
• ориентированность на спрос со стороны рынка труда;
• гибкость, т.е. наличие возможности реагировать на те изменения в сфере труда, которые касаются как технологий, так и организации труда. В условиях информационного общества жизненный цикл профессий и специальностей резко сокращается: одни устаревают и выбывают с рынка труда, другие появляются под влиянием развития технологий. Одновременно сокращается жизненный цикл постоянно обновляющихся и совершенствующихся знаний и умений, а следовательно, - и жизненный цикл профессиональных образовательных программ;
• прозрачность, т.е. реализуемые системой среднего профессионального образования (далее - СПО) образовательные программы должны быть понятны для всех участников образовательного процесса: преподавателей и работодателей (как социальных партнеров), студентов и их родителей. Прозрачность означает, что программы обучения следует ориентировать на освоение компетенций, как цели и результата обучения. В этом случае работодатели смогут активно участвовать в их развитии, а студенты будут четко представлять, что они будут уметь и что смогут предложить работодателям.
Преимущество технологии модульного обучения, основанного на компетенциях, заключается, прежде всего, в конкретном описании результатов обучения, а весь образовательный процесс направлен на достижение и оценку четко сформулированных ожидаемых результатов обучения. В модульной технологии особое значение придается процедурам оценки, которые позволяют установить достижение заявленных результатов обучения [1].
В данной статье приводятся результаты исследования, выполняемого в рамках государственного задания высшим учебным заведениям на 2012
год (10.205.2011 «Разработка научно-методических основ модульного построения компетентностно-ориентированных образовательных программ на основе ФГОС ВПО и СПО»).
1. Методические аспекты описания трудовой деятельности по профессии
В данном исследовании осуществляется модульное проектирование профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах. Идея проекта состояла в том, чтобы разработать методику проектирования модульных программ (в части профессионального цикла) на примере специальности, отвечающей таким критериям как востребованность, перспективность, существенная инвариантность относительно отраслей народного хозяйства (не моноотраслевая по сфере применения), наличие преемственности в вузе (возможность реализации сокращенных основных образовательных программ ВПО), наличие опыта подготовки данных кадров в рамках университетского комплекса.
Основу данного подхода составила методология функционального анализа, который представляет собой структурированное описание трудовой деятельности в рамках конкретной профессии, включающее в себя указание основной цели профессиональной деятельности по данной профессии/специальности (предназначение области профессиональной деятельности/специальности); описание видов трудовой деятельности, необходимых для выполнения в данной области профессиональной деятельности; перечисление трудовых функций, входящих в каждый вид трудовой деятельности [1]. Учитывая, что данная специальность введена только во ФГОС СПО и университетский колледж по ней пока не имеет выпуска студентов, то обследование предметной деятельности выпускников проводилось для специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (ГОС ВПО), которая, практически, идентична исследуемой специальности. На рисунке 1 представлены результаты регионального трудоустройства выпускников 2008-2011 годов специальности 230105.
Наибольшее количество выпускников были трудоустроены на должности техника-программиста и техника. Их доля стабильна и составляет в среднем 22% и 12%, соответственно. С развитием информационных технологий в Оренбургской области отмечаются следующие тенденции в исследуемых процессах - появление новых востребованных специальностей (системный администратор, ШеЬ-программист, ШеЬ-дизайнер), разнообразие и усложнение трудовых функций специалистов со средним профессиональным образованием, стабильный интерес к продолжению профессионального образования.
Отраслевая востребованность данных 1Т-специалистов выглядит следующим образом: экономика - около 30 %, медицина - в среднем 20 %,
энергетика, машиностроение, образование - в среднем около 12% - 14% по каждой из этих отраслей в зависимости от года выпуска.
Следующим этапом исследования стало выявление видов трудовой деятельности выпускников. Здесь принимали участие руководители и сотрудники организаций, в которых по окончанию колледжа трудоустраиваются выпускники.
Другое (35%)
ш
Продолжение, образования (18%)
Специалистпо системному администрирова нию (7%)
Техник (12%)
Техник-программист
(22%)
Инженер -программист
<3%)
У^еЬ-программист
Оператор ЭВМ (2%)
(1%)
Рис. 1. Показатель трудоустройства выпускников специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем колледжа электроники и бизнеса ОГУ в
среднем за 2008-2010 годы Были проанализированы занимаемые выпускниками должности, выполняемые функции и должностные инструкции. Анализ последних показал, что должностные обязанности по таким профессиям, как техник-программист, техник, специалист по системному администрированию, практически совпадают с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕТКС). В связи с этим было осуществлено сопоставление требований ЕКТС с профессиональными стандартами в области информационных технологий (первый квалификационный уровень всех профессий) [2], а также сопоставление требований ЕКТС с профессиональными компетенциями ФГОС СПО по специальности 230115 [3]. Сопоставление осуществлялось на основе разработки матриц соответствия.
Было установлено, что профессиональные стандарты в области информационных технологий для первого квалификационного уровня всех профессий и профессиональные компетенции ФГОС СПО по исследуемой
специальности существенно шире, чем требования ЕКТС. В связи с этим требования ЕКТС из дальнейшего рассмотрения были исключены как недостаточно информативные и неполно отражающие реальные потребности рынка труда.
Определение видов трудовой деятельности и трудовых функций проводилось в ходе бесед с работодателями и опросов работающих выпускников с привлечением специально сформированной группы методистов и преподавателей, читающих специальные дисциплины. В результате был разработан предварительный вариант функциональной карты техника-программиста по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах, который далее детализировался и корректировался. В окончательном варианте функциональной карты цель подготовки техника-программиста определена как «эффективно участвовать в процессах разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения (ПО) компьютерных систем в качестве исполнители». Выделено 5 видов трудовой деятельности:
• участвовать в анализе и разработке требований к ПО, осуществлять разработку модулей ПО для компьютерных систем согласно спецификациям;
• принимать участие в разработке ПО компьютерных систем;
• участвовать в администрировании и в сопровождении ПО компьютерных систем (без обязанностей внесения изменений в программный продукт);
• осуществлять проектирование, разработку, внедрение и сопровождение баз данных и небольших программных приложений;
• выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (оператор ЭВМ, специалист по сбору и ремонту оргтехники).
В каждом виде трудовой деятельности выделены трудовые функции (от двух до четырех функций), которые приведены в таблице 1.
Табл. 1. Обобщенные результаты анкетирования
Вид трудовой деятельности Трудовая функция Степень востребованности
А Участвовать в анализе и разработке требований к ПО, осуществлять разработку модулей ПО для компьютерных систем согласно специфики отрасли А1 Участвовать в анализе и разработке различных требований к программному продукту, в создании сценариев использования программного продукта Средний уровень
А2 Осуществлять программирование модуля на основе готовых спецификаций Высокий уровень
А3 Осуществлять тестирование и документирование созданных модулей Средний уровень
В Принимать В1 Участвовать в интеграции Высокий
участие в разработке программных компонент в единое уровень
ПО компьютерных целое
систем В2 Участвовать в анализе и Высокий
оптимизации кода с использованием уровень
инструментальных средств для
повышения качества программного
продукта
В3 Участвовать в разработке тестовых Средний
наборов и тестовых процедур уровень
В4 Участвовать в измерении Средний
характеристик программного продукта уровень
С Участвовать в С1 Разрабатывать и вести проектную и Средний
администрировании техническую документацию по уровень
и в сопровождении порученным задачам
ПО компьютерных С2 Участвовать в администрировании Высокий
систем (без обязанностей программного обеспечения уровень
внесения изменений
в программный
продукт)
D Осуществлять D1 Выполнять анализ предметной Высокий
проектирование, области и вырабатывать требования к уровень
разработку, БД и программным приложениям
внедрение и D2 Реализовывать БД и программные Высокий
сопровождение приложения уровень
небольших БД и D3 Выполнять тестирование и Средний
программных документирование БД и программных уровень
приложений приложений
D4 Осуществлять внедрение и Средний
сопровождение БД и программных уровень
приложений
Е Выполнять работы Е1 Освоить профессию оператор ЭВМ Высокий
по одной или уровень
нескольким Е2 Освоить профессию специалиста по Высокий
профессиям рабочих, сбору и ремонту оргтехники уровень
должностям
служащих
В функциональной карте выделены также пять групп требований
социально-личностного характера:
• планировать и организовывать собственную работу; уметь работать в команде;
• организовывать самообучение и повышение своей квалификации;
• осваивать новые методы и технологии в области компьютерных систем;
• осуществлять профессиональную коммуникацию;
• соблюдать принципы корпоративной культуры.
Детализация функциональной карты включала описание трудовых функций через систему профессиональных умений («уметь:») и систему профессиональных знаний («знать:»). Умения формулировались специально созданной группой преподавателей в тесном сотрудничестве с работодателями. Когнитивный компонент формулировался преподавателями колледжа. В результате было получено достаточно полное структурированное описание трудовой деятельности выпускника по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах, включающее в себя основную цель подготовки, виды трудовой деятельности, трудовые функции в каждом виде трудовой деятельности, систему профессиональных умений и знаний по каждой трудовой функции.
Корректировка функциональной карты осуществлялась на основе следующих мероприятий:
• сопоставления трудовых функций техника-программиста (детализированный вариант) с требованиями профессиональных стандартов в области информационных технологий [2];
• сопоставления трудовых функций техника-программиста и профессиональных компетенций ФГОС СПО по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах [3] на основе матрицы соответствия;
• экспертная оценка расширенной функциональной карты представителями работодателей и работающих выпускников на основе анкетирования.
Результаты сопоставлений позволили констатировать, что выполнение требований, приведенных в функциональной карте, с одной стороны, гарантирует соблюдение профессиональных стандартов в области информационных технологий [2], с другой стороны, позволяет сформировать профессиональные компетенции, заявленные во ФГОС СПО, причем в расширенном варианте.
Следует отметить, что каждой трудовой функции соответствует от одной до трех профессиональных компетенций, причем однозначное соответствие «трудовая функция - профессиональная компетенция» установлено для 7 из 15 трудовых функций. Анализ содержания компетенций показал, что если трудовой функции соответствует группа компетенций, то эти компетенции являются родственными и можно сформулировать на их основе обобщенную (более широкую) компетенцию.
Обобщенные результаты экспертной оценки функциональной карты представителями работодателей и работающих выпускников представлены в таблице 1. Их анализ показывает, что степень востребованности выявленных трудовых функций техника-программиста достаточно высока (средний или высокий уровень по оценкам работодателей и работающих выпускников).
2. Проектирование структуры и содержания профессиональных модулей
Анализ имеющихся практик реализации модульного обучения в российской и европейской образовательных системах позволяет констатировать, что нет единой трактовки модуля. Так под модулем понимается:
• часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема и т.д.), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;
• учебная дисциплина;
• курс, рассчитанный на несколько семестров;
• группа родственных дисциплин (на основе межпредметных связей);
• совокупность всех видов учебной работы, направленных на формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций [4].
При проведении исследования мы придерживались последнего подхода. Обращаем внимание, что в структуре ФГОС СПО [3] уже заложена некоторая модульность (без указания принципов выделения модулей). Так, в ФГОС СПО по специальности 230115 профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и четырех модулей. Анализ их кратких аннотаций («в результате изучения обучающийся должен:») показывает, что они ориентированы на представленные в стандарте виды деятельности. Учитывая данный аспект, будем профессиональные модули ориентировать на выявленные виды трудовой деятельности, а каждый мини-модуль - на освоение определенной трудовой функции.
Таким образом, в рамках нашего проекта под профессиональным модулем будем понимать самостоятельную законченную часть основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающую подготовку студента к определенному виду трудовой деятельности и имеющую интегрированный компетентностный результат (группу сформированных компетенций). В связи с этим каждый профессиональный модуль рекомендуется заканчивать производственной практикой и квалификационным экзаменом. Структурно профессиональный модуль состоит из мини-модулей и практик (рисунок 2).
Мини-модуль представляет собой законченную часть образовательной программы, включающую совокупность дисциплин, междисциплинарных курсов, практик, обеспечивающих формирование готовности студента к выполнению определенной трудовой функции, и оцениваемую комплексно. Дисциплины и междисциплинарные курсы, входящие в мини-модуль, могут быть как профессиональными, так и общепрофессиональными. Не исключается присутствие и дисциплин других циклов. Практика (как правило, она является учебной) входит в мини-модуль только в том случае, если она направлена на закрепление определенной трудовой функции, в противном случае практику следует
относить к профессиональному модулю в целом.
В общем виде профессиональный цикл (рисунок 2) включает в себя совокупность профессиональных модулей и блок поддерживающих общеобразовательных дисциплин (ПОД). Для исследуемой специальности данный блок ПОД содержит экономико-правовые дисциплины и курс «Безопасность жизнедеятельности».
Рис. 2. Структура профессионального цикла Содержание каждого мини-модуля, представленное внешне в виде перечня дисциплин, междисциплинарных курсов и практик, определялось по следующему алгоритму:
• для каждой дисциплины и курса, включение которых планировалось в учебный план, разрабатывался паспорт. Паспорт дисциплины (междисциплинарного курса) представлялся в табличной форме и содержал название дисциплины и результаты обучения в форме «уметь», «знать»;
• результаты обучения по дисциплине сопоставлялись с ожидаемыми результатами освоения мини-модуля, что и давало основание для включения или не включения данной дисциплины в модуль. Данные, полученные при указанном сопоставлении, также
использовались для корректировки содержания (дидактических единиц) включаемой дисциплины.
На сегодняшний день разработан проект учебного плана, в котором профессиональный цикл представлен в модульном формате. Каждый мини-модуль осваивается в течение одного или двух семестров. Практикоориентированность данного учебного плана составляет 65%.
Для каждого мини-модуля разрабатывается спецификация, включающая в себя:
• название мини-модуля;
• цель мини-модуля, которая согласуется с трудовой функцией, учитывает компетенции ФГОС СПО и является обобщенной компетенцией;
• задачи мини-модуля (задач не следует выделять много, например, до 5 задач);
• требования к входным результатам обучающегося («уметь», «знать»);
• количество часов;
• ожидаемые результаты освоения мини-модуля («уметь», «знать», «приобрести опыт деятельности»);
• механизм оценки достижения запланированных результатов освоения мини-модуля (результат, критерии его достижения, формы и методы оценивания).
Наличие спецификаций мини-модулей делает ОПОП прозрачной, понятной для всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В., Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, Альфа-М, 2010. 256 с.
2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП КИТ, 2008. 616 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах: приказ Минобрнауки России от 23.06.2010 г., № 696 [Электронный ресурс].
4. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М.: Университетская книга, 2010. 248 с.