УДК 378 ; 159.9:37
Тихомирова Елена Викторовна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет [email protected]
ОПЫТ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ*
В статье рассматривается первоначальный опыт магистерской подготовки организаторов детского движения, специалистов для общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе Костромского государственного университета. Анализируются содержание учебного плана, формы работы, способы организации обучения, вопросы методического обеспечения. Предпринята попытка выявить контуры нового направления подготовки и определить перспективы.
Ключевые слова: Российское движение школьников, вожатый, специалист РДШ, образовательная организация, детско-юношеская организация, высшее образование.
Российское движение школьников - общественно-государственная детско-юношеская организация, ориентированная на развитие и воспитание школьников в соответствии с общечеловеческими и российскими ценностями [7]. Механизмами реализации направления «РДШ как школа подготовки кадров» являются подготовка специалистов РДШ на базе региональных Институтов развития образования и учреждений высшего профессионального образования, разработка формата и функционала специалиста «вожатый РДШ», разработка и внедрение единой общероссийской очно-заочной системы обучения и социального продвижения школьного актива.
В рамках реализации программ деятельности «Российского движения школьников» в Костромской области в 2016-2017 учебном году были созданы 11 пилотных площадок на базе общеобразовательных школ. Опрос педагогов как пилотных, так и школ, которые ведут подготовку к взаимодействию с РДШ, позволил выявить наиболее волнующие учительское сообщество проблемы. Среди них: отсутствие опыта работы с детьми в требуемом формате диалогичных отношений, определение способов и механизмов интеграции воспитательных систем школ с программой деятельности РДШ, определение специфики содержания деятельности, организация методического сопровождения, определение механизмов взаимодействия участников программы, координации их деятельности, способов вовлечения учащихся и средств стимулирования активности всех субъектов воспитательного процесса... Больше всего умы педагогической общественности волновал вопрос: не будет ли возложена ответственность за реализацию направлений деятельности РДШ на учителей школ. В целом, образовательные организации заявили об отсутствии подготовленных кадров - вожатых [6]. Острота проблемы кадрового обеспечения осознается на всех уровнях, осуществляющих организационное развертывание детско-юношеской общественно-государственной организации.
Е.М. Харланова отмечает, что в условиях создания организации требуется совмещение функций анализа и систематизации позитивных практик РДШ, проектирования инноваций, создание воспитательной системы, методическое обеспечение ее реализации, распространения опыта, что обусловливает необходимость научно-методического сопровождения деятельности РДШ. Реализовать такое сопровождение во взаимодействии педагогов пилотных школ, членов региональных отделений, ученых, педагогов и студентов педагогических вузов могут структуры, сохранившие традиции и ведущие исследования детского и молодежного движения [8]. На наш взгляд, в нашем регионе такой структурой может являться опорный университет.
3 ноября 2016 г. в Костромском государственном университете прошло Всероссийское совещание Министерства образования и науки Российской Федерации и образовательных организаций высшего образования. Была рассмотрена перспектива создания на базе костромского вуза площадки по подготовке кадров для Российского движения школьников.
Рассмотрение вопроса о возможности подготовки кадров для обеспечения реализации программы внедрения РДШ на базе Костромского государственного университета стало возможным благодаря наличию широкого спектра ресурсов, которыми обладает университет на сегодняшний день. Потенциал вуза в этом направлении обусловлен многолетней историей методической и научно-исследовательской деятельности, которая велась еще на историко-педагогическом факультете (пионер-факе) Костромского педагогического института [1; 5], и ведется до сих пор только в новом формате.
Актуальность внедрения новых образовательных программ продиктована потребностью повысить уровень психологической готовности и методического мастерства специалистов в области воспитания. В современном социальном контексте востребована подготовка специалистов, готовых к осуществлению воспитательной деятельности не
* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.
204
Вестник КГУ ^ 2017
© Тихомирова Е.В., 2017
только в виде стандартной организации внеучеб-ной активности детей в виде набора мероприятий, чаще спущенных сверху, но в формате проектного подхода, позволяющего учитывать потребность подрастающего поколения в деятельном самостоятельном участии в организации собственной жизнедеятельности, видеть данный процесс целостно от цели к результату, работать в команде, а также обеспечить реалистичность принимаемых детским сообществом решений и гибко реагировать на изменение их интересов и потребностей.
Для реализации нового проекта в университете разработано три модели подготовки кадров: краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная подготовка.
В рамках последней в 2017-2018 учебном году был осуществлен набор в магистратуру на новую открывшуюся программу обучения по направлению «Психология» профиль «Социокинетика детства. Социальная психология организации школьников».
При разработке образовательной программы несомненно возникает ряд вопросов для обсуждения:
1. Кто является целевой аудиторией программы подготовки?
Программа рассчитана на людей, которые уже имеют опыт работы с детскими коллективами в рамках организации деятельности детских общественных объединений как Костромы и Костромской области, так и других регионов РФ. В первую очередь, мы заинтересованы в привлечении тех, в чьи функциональные обязанности входят или будут входить организация методического сопровождения деятельности вожатых, тьюторов, координация взаимодействия всех участников движения, проведение диагностики эффективности работы, обобщение и анализ опыта, разработка рекомендаций по оптимизации процесса внедрения детского движения в пространство общеобразовательной организации.
Таким образом, программа рассчитана на методистов внешкольного образования, председателей муниципальных организаций, руководителей региональных отделений, координаторов детского движения.
2. Что принципиально нового в данной программе?
Мы привыкли, что подготовка специалистов в области работы с детьми и молодежью выстраивается по принципу погружения обучающихся в систему педагогических знаний и умений, которая ориентирована на формирование в основном технологической компетенции, которая выступает основой для создания методического продукта. Рассматривая детское движение как явление, прежде всего социальное, социально-педагогическое, в естественном функционировании которого проявляется немало социально-психологических механизмов, мы сочли целесообразным открыть данную программу обучения в рамках направления «Психология».
Вслед за Е.Н. Солововой, В.В. Сафоновой, К.С. Махмурян, мы понимаем под профессиональной компетентностью педагога, в том числе организатора детского движения совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входит и социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи [3]. Ориентация программы на проектно-инновационную и организационно-управленческую деятельности позволит создать условия для формирования компетенций, связанных с организацией, управлением, проектным и педагогическим обеспечением, поддержкой организованной социальной активности детей подросткового и юношеского возраста... Как отмечает А.В. Малиновский, проектно ориентированные методические системы, основанные на солидарных действиях всех членов детского объединения, наиболее характерны для современных детских движений [2].
Будущий магистр по детскому движению должен уметь видеть, распознавать проблемы, всесторонне их изучать с помощью научного инструментария, делать из результатов этого изучения не просто выводы, а выводы, которые могут переходить в предложения по управленческим решениям, оформляться в методические рекомендации и т.п. В связи с этим важное место займет и исследовательская работа в сфере детского движения, предполагающая учет возрастных особенностей психосоциального развития детей, знание основ психологии самоорганизации субъектов воспитания, способность к адаптации проектной деятельности под возможности детей школьного возраста. Одной из основных задач мы видим формирование исследовательской компетенции методистов детского движения и понимаем ее как способность грамотно выстраивать многоуровневое взаимодействие всех участников движения, создавать, изучать, обобщать опыт деятельности и выстраивать траектории дальнейшего развития. Для этого необходимо владеть методами исследования социально-психологических процессов, знать особенности личности взрослого и ребенка, понимать механизмы групповой динамики и др.
3. Что позволяет нам реализовать поставленные задачи?
Прежде всего, хочется акцентировать внимание на логике предлагаемого нами учебного плана. Он состоит из базовой и вариативной частей. В первую базовую часть входят такие дисциплины, как методологические проблемы психологии, планирование теоретического и эмпирического исследования, качественные и количественные методы исследований в психологии, актуальные проблемы теории и практики современной психологии, научные школы, статистические методы в психологии, психология социального развития человека, препо-
давание психологии, информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога. Все дисциплины направлены на овладение базовыми знаниями, необходимыми для владения инструментами познания человека и его взаимодействия с миром, умениями и навыками для организации исследовательской деятельности. Названные дисциплины призваны формировать способность и готовность обучающихся к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения. В процессе освоения этих дисциплин развиваются способности осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического). На занятиях вырабатывается готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий и др. Овладение основами исследовательской деятельности позволит будущим специалистам гибко реагировать на изменение запросов общества, сферы интересов подрастающего поколения, действовать в нестандартных ситуациях.
Основы профессиональной направленности образовательной программы составляет вариативная часть, которая учитывает специфику деятельности будущего специалиста и характеризующаяся практикоориентированностью предлагаемых дисциплин. Будущим магистрам предлагаем изучить: актуальные проблемы психосоциального развития школьников, современные концепции психологии и педагогики воспитания школьников, социальную психологию детских и юношеских групп, социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях, психологию организаторской деятельности школьников, социокинети-ку детства, исторический опыт детского движения, организацию и содержание коллективной деятельности школьников.
Блок данных дисциплин направлен, прежде всего, на проникновение в сущность общественного движения детей, его социальные и психологические истоки, специфику воспитательных функций детских общественных объединений, содержание и способы организации коллективной деятельности детских сообществ. При изучении этих дисциплин ожидается формирование способности создавать методики для экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в сфере общественной жизни детей, готовности решать управленческие задачи с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности.
В комплексе учебных занятий по этим дисциплинам предусматривается формирование способности разрабатывать и внедрять на основе обобщения и анализа предшествующего опыта детского движения новые адекватные новым социальным реалиям методы и формы работы с детьми и молодежью, и др.
Магистрантам так же предлагается ряд дисциплин по выбору, которые наиболее соответствуют их профессиональным интересам. Среди них: социокультурное проектирование в работе детских и юношеских объединений; методика проведения и подготовки массовых мероприятий школьников; особенности организации игровой деятельности; формирование образа детского объединения; управление и самоуправление в общественной организации детей; взаимодействие взрослых и детей в детских и юношеских общественных организациях; организационная культура детских и юношеских объединений; методическое обеспечение детских и юношеских объединений; и др.
Приобретенные навыки лягут в основу методической копилки будущего специалиста. Дисциплины направлены в основном на формирование способности разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики методиста РДШ, способности и готовности к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий и на ряд общекультурных компетенций.
4. Чему будет посвящена магистерская диссертация? Диссертационная работа будет отвечать компетентностной модели выпускника и направлена на изучение проблем, вытекающих из острых противоречий теории и практики организации работы региональных отделений РДШ, раскрытие психологических механизмов деятельного участия детей в жизни ближайшего микросоциума, психологических возможностей и ресурсов мотиваци-онной включенности детей в процесс построения собственной жизни, определение специфики груп-пообразования в интернет-пространстве, изучение возможностей виртуальной среды для работы с детьми и др.
5. И последний вопрос: есть ли возможность продолжения обучения в личной перспективе? Несомненно. У выпускников данного направления появляется уникальная возможность продолжить свое профессиональное становление в рамках аспирантуры.
Также предполагается создание координационной методической площадки на базе университета, которая позволит осуществлять систематичные продуктивные контакты, обмениваться опытом и получать необходимую методическую помощь.
206
Вестник КГУ 2017
Так уже в декабре 2017 г. на базе университета прошел семинар «Социо-культурные практики оптимизации системы воспитания образовательных организаций». К участию в семинаре были приглашены ученые, преподаватели вузов, специалисты в области детского и молодежного движения, педагоги-специалисты в области воспитательной деятельности общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, специалисты органов управления образованием, участники социально-ориентированных детско-юношеских общественных объединений, магистранты, аспиранты, представители экспертных сообществ. Целью семинара было в соответствии с современными стратегическими ориентирами воспитания, развития социальных инициатив, организации деятельности детско-юношеских общественных объединений, определить научно-методические подходы к пониманию феномена «социо-культур-ные практики»; обобщить опыт использования социо-культурных практик в развитии и оптимизации системы воспитания в образовательных организациях.
Направлениями научно-методического семинара стали практики детского самоуправления; практики индивидуализации воспитания; практики разновозрастного воспитания в образовательной организации; практики организации социального партнерства; практики проектной деятельности; практики деятельности детско-юношеских объединений в школе; практики организации коллективной деятельности школьников.
Таким образом, новое направление подготовки позволит получить высококвалифицированные кадры для Российского движения школьников, владеющие не только профессиональными, но и надпро-фессиональными компетенциями. Мы надеемся, что после выпуска данные специалисты смогут по-новому выстроить работу с детьми, сделать ее менее формализованной, более соответствующей потребности подрастающего поколения участвовать в жизни ближайшего социума.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака: (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета
им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13. - № 1. - С. 97-102.
2. Малиновский А.В. Социально-психологические условия формирования качества детского движения в современной России // Вестник Кост -ромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. -№ 2. - С. 178-183.
3. Муравьева Л.А. Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога-организатора детского движения» // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал. - 2008. -№ 6. - С. 17-20.
4. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. - 528 с.
5. Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов: Материалы науч.-практ. конф., посвященной обобщению опыта профессионального воспитания на исто-рико-педагогическом факультете Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова, прошедшей в г. Костроме 25 октября 2008 г. / рук. ред. группы К.А. Воронина. - М.: Книжный клуб Книговек, 2011. - 176 с.
6. Тихомирова Е.В. Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 3. - С. 227-231.
7. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html (дата обращения: 1.09.2017).
8. Харланова Е.М. Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций российского движения школьников: концептуальные основы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 10. - С. 101-106.