Научная статья на тему 'Опыт комплектования подразделений курсантов с учетом психологической совместимости'

Опыт комплектования подразделений курсантов с учетом психологической совместимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Круткин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт комплектования подразделений курсантов с учетом психологической совместимости»

ОПЫТ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КУРСАНТОВ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

С.В. Круткин, адъюнкт

Военный университет МО РФ, г. Москва

Одним из путей повышения эффективности совместной деятельности подразделений курсантов высших военных учебных заведений МО РФ, позволяющим улучшить взаимоотношения в коллективе, снизить конфликтность в межличностных отношениях, повысить состояние воинской дисциплины, является комплектование подразделений с учетом психологической совместимости курсантов. Множество исследований, проведенных в различных сферах деятельности человека, убедительно доказали, что эффективность совместной деятельности тем выше, чем выше уровень психологической совместимости членов группы (3, 128-135; 4-9).

В военной психологии проблему становления и развития внутриколлективных отношений, психологической совместимости в той или иной степени рассматривали А.Я. Анцупов (1993), А.Д. Глоточкин (1973), В.Ф. Давыдов (1973), М.И. Дьяченко (1977), В.Н. Каширин (1984),

A.И. Китов (1975), А.И. Квасюк (1994), Ю.И. Мягков (1994),

B.Ф. Перевалов (1984), Э.П. Утлик (1982), Н.Ф. Феденко (1973), В.В. Федотов (1987) и др. Все они доказали, что эффективность совместной деятельности выше, если взаимоотношения в группе строятся на основе дружбы и товарищества, т.е. если в подразделении выше уровень сплоченности и психологической совместимости.

Однако дальше констатации данного факта современная отечественная военная психология не пошла. В то же время в науке имеется ряд подходов к формированию сплоченных коллективов на основе решения проблемы психологической совместимости в них. Одним из наиболее перспективных направлений изучения, позволяющих обеспечить комплектование первичных курсантских подразделений (отделение - взвод) с учетом психологической совместимости, нам представляется соци-оническая методика (1, 2), созданная на основе теории К.Г. Юнга о психологических типах (11).

В ходе пилотажных исследований на выборках курсантов старших (4 и 5) курсов в Военном университете радиационной, химической и биологической защиты (ВУ РХБЗ) и в Вольском филиале Военной академии тыла и транспорта (ВФ ВАТТ) подтвержден тот факт, что психологическая совместимость обеспечивает более высокую эффективность совместной деятельности учебных групп курсантов. Установлено также, что результаты исследования психологической совместимости с помощью соционической, социометрической методик и методики Сишора имеют высокий уровень взаимной корреляции.

Показатели корреляционной зависимости эффективности совместной деятельности от психологической совместимости курсантов, установленной по методикам: социометрической (ВУ РХБЗ - 0,75 и ВФ ВАТТ - 0,77); Сишора (0,78 и 0,64 соответственно); соционической (0,56

и 0,79 соответственно). Взаимные корреляции методик: социометрия и соционика (ВУ РХБЗ - 0,64 и ВФ ВАТТ -

0,5); Сишор и соционика (0,47 и 0,54 соответственно).

Это подтверждает, что прогноз психологической совместимости курсантов, сделанный с помощью соционической методики, более чем в 50% случаев совпадает с реальным уровнем совместимости, выявленной с помощью других методик, и ее можно использовать для комплектования курсантских подразделений с учетом психологической совместимости.

Для получения более достоверных данных и экспериментального подтверждения рабочей гипотезы, согласно плану научной работы, в течение 2000/01 учебного года в Вольском филиале Военной академии тыла и транспорта был проведен психолого-педагогический эксперимент “Методика комплектования подразделений курсантов с учетом их психологической совместимости”.

Цели эксперимента состояли в следующем:

1. Определить психологические типы курсантов согласно соционической методике с использованием цифрового теста Мегедь и Овчаровой, адаптированного нами.

2. В период комплектования рот курсантов первого курса набора 2000 г. ВФ ВАТТ (июль-август 2000 г.) из числа абитуриентов, успешно сдавших экзамены и зачисленных для обучения, часть взводов в ротах (1-е и 2-е) сформировать с учетом психологической совместимости с использованием социометрической методики (экспериментальные группы), а другие взводы (3-и и 4-е) сформировать по обычному принципу (контрольные группы).

3. Организовать динамическое наблюдение за развитием взаимоотношений между курсантами как экспериментальных, так и контрольных подразделений в течение 2000/01 учебного года.

4. На завершающей стадии эксперимента провести социометрическое исследование взаимоотношений в этих подразделениях и, определив степень корреляции соционической и социометрической методик, сделать вывод о возможности и целесообразности комплектования подразделений курсантов с учетом их психологической совместимости при использовании предложенной методики.

В ходе исследования получены данные о распределении курсантов по психологическим типам, из которых можно сделать вывод о психологическом портрете курсанта первого курса и о социально одобряемых (предпочитаемых) психологических типах в их среде, о характере взаимоотношений между представителями различных психологических типов и динамике их развития.

Однако, как показал анализ корреляционной зависимости сплоченности курсантских взводов первого курса и соционического прогноза, первоначальная гипотеза о том, что идеально совместимой будет та группа, в которой равномерно представлены люди, относящиеся к разным психологическим типам, опровергнута. Выявленная зависимость является значимой, но отрицательной, что говорит об обратном: в тех подразделениях, где состав представителей соционических психотипов более однородный, сплоченность выше, а там, где состав более разнородный, равномерный, там сплоченность ниже.

Данное положение может быть объяснено тем, что вопреки предполагаемому принципу психологическо-

58

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003, №2 (20)

го дополнения в курсантских подразделениях первого курса, где курсанты проходят этап профессиональной и социальной адаптации, при выборе товарищей члены групп используют противоположный принцип - принцип психологического подобия. Дружат между собой представители одинаковых психотипов. Отчасти это может происходить из-за играющего здесь роль принципа социальной однородности - люди легче строят отношения с себе подобными. В то же время на старших курсах показатели взаимной корреляции между соционическим и иными методами исследования психологической совместимости имеют достаточно высокую положительную корреляцию.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: при комплектовании курсантских подразделений с учетом психологической совместимости возможно использование соционической методики. В этом случае на этапе адаптации (первый курс) возможны проблемы в межличностных отношениях курсантов, но при достаточно высоком уровне психологического сопровождения можно избежать серьезных конфликтов в этот период, а в дальнейшем подобное распределение положительно скажется на социально-психологическом климате в курсантских подразделениях и в итоге - на эффективности совместной учебной и служебно-боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. - СПб.: Тегга ЕаПжйса, 1998.

2. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы: Тесты. -СПб.: Тегга ЕаПазйса, 1998.

3. Ермаков П.Н., Терехин В.А. Способ прогнозирования эффективности совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной функциональной латерализацией // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.

4. Круткин С.В. Проблема комплектования учебных групп с учетом психологической совместимости // Тезисы докладов на региональной конференции “Университетское гуманитарное и социальное образование: опыт, теория и методология”. -Саратов: Изд-во СГУ, 2000.

5. Круткин С.В. Соционика как метод комплектования первичных подразделений курсантов // Статья депонирована в справочно-информационном фонде МО РФ 4.04.2000 инв. № В 4263. Опубл. в сб. рефератов депон. рукописей серия В. Вып. № 51. - М.: ЦВНИ МО РФ, 2000.

6. НемовР.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984.

7. Обозов Н.Н. Аппаратурный метод исследования сра-батываемости и совместимости людей // Методы социальной психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

8. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. -Киев, 1990.

10. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к изучению психологической совместимости // Вопросы психологии. -1981. - № 6.

11. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабаты-ваемости // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. - М., 1990.

12. ЮнгК.Г. Психологические типы. - М., 1996.

ТРАДИЦИИ КАК ЦЕННОСТНОНОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ А.З. Садыков, зам. начальника НИиРИО

Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт ВВ МВД России, г. Владикавказ

Жизнь общества - это смена поколений. Каждое старшее поколение оставляет для последующих все созданное им: материальные ценности, достижения науки и культуры, традиции. Традициями принято считать исторически сложившиеся, устойчивые обычаи, правила, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся моральным законом для народов, социальных слоев и групп, различных коллективов, в том числе воинских.

Традиции охватывают своим влиянием огромные массы людей и, по сравнению с другими воспитательными средствами, располагают большей эмоциональной силой воздействия. Характерной и важной чертой традиций в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России является широта их действия. Они имеют место в служебной, боевой, образовательной, общественной, культурной, научной и других сферах жизнедеятельности вуза.

Особое место в образовательном процессе СевероКавказского военного Краснознаменного института (СКВКИ) отводится воспитанию курсантов на войсковых традициях. Это обеспечивает преемственность в работе по формированию у них высоких морально-психологических качеств защитников Отечества, способствует восприятию героических дел, свершенных курсантами и выпускниками прославленного вуза в мирное время и в боевой обстановке за дело своих предшественников, за торжество Закона и Конституции. Традиции как ценностно-нормативный компонент способствуют воспитанию курсантов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам.

Воспитание будущих офицеров на войсковых традициях, сложившихся в военном институте, способствует моральной закалке военнослужащих, дисциплинирует курсантские подразделения. Неуклонное следование традициям, стремление быть достойными боевой славы предшествующих поколений - яркий пример патриотизма и нравственной силы “кировцев”*.

“Кировцы” неизменно пользовались авторитетом в войсках как всесторонне подготовленные в теоретическом и военном отношении офицеры. Они смело брались за дело, уверенно командовали подразделениями, частями и соединениями, успешно решали служебные и боевые задачи. Питомцы военного института проявляют отвагу, мужество, героизм и в наши дни. Доблесть курсантов и выпускников-“кировцев”, их беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь и взаимная выручка в бою, проявляемые во время Великой Отечественной

* Так называют себя курсанты и выпускники. Вуз с момента его основания носил имя С.М. Кирова.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003, №я2 (20)

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.