УДК 94(560)
ББК 65.9:65.09
М.А. ГАЛИМЗЯНОВА, Б.М. ЯГУДИН
ОПЫТ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Н. ЭРБАКАНА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1996-1997 гг.)
Ключевые слова: Н. Эрбакан, Партия Благоденствия, исламисты, Турецкая Республика, политический кризис, военная элита, противостояние.
Статья посвящена политической истории Турецкой Республики в новейшее время. Исследован первый и пока единственный опыт коалиционного правительства турецких исламистов Неджметдина Эрбакана и праволиберальной Партии верного пути. За относительно кратковременный период пребывания у власти Н. Эрбакану удалось существенно повлиять на общественно-политическую жизнь Турецкой Республики.
M.A. GALIMZYANOVA, B.M. YAGUDIN EXPERIENCE OF THE COALITION GOVERNMENT OF N. ERBAKAN IN THE TURKISH REPUBLIC (1996-1997)
Key words: N. Erbacane, Party of Thrives, politic crisis, i’slamist, Turkish Republic, nary elite.
The article is devoted to the original situation in the political history of Turkish Republic during the newest time. The first is investigated and while unique experience of the coalition government of Turkish Islamites of Nedzhmetdina Erbakana and the Right-wing liberal Party of a right way. For rather short-term period of stay in power N. Erbakanu was possible to affect political life of Turkish Republic essentially.
«Третья Республика» в Турции, появившаяся в стране после военного переворота 1980 г., дала старт формированию плюралистической партийнополитической системы. В стране сложилось несколько политических лагерей: консервативно-прозападный, который представляли Партия Отечества (на тур. яз. Ana Vatan Partisi) и Партия верного пути (на тур. яз. Dogru Yol Partisi); право-националистический - Партия национального движения (на тур. яз. Milliyetgi Hareket Partisi); социал-демократический - Народно-республиканская партия (на тур. яз. Cumhuriyet Halk Partisi), Демократическая левая партия (на тур. яз. Demokratik Sol Parti - DSP) и исламистский - в лице Партии Благоденствия (на тур. яз. Refah Partisi) [11. С. 420-422]. Между ними установились жестко конкурентные отношения.
Ни одна из партий не могла получить достаточного для самостоятельного формирования правительства большинства. Это приводило к кризисным ситуациям и усложняло без того непростую ситуацию в экономике и социальной жизни. Неспособность светских, прозападных партий предложить адекватные решения возникавших проблем привели к усилению позиций исламистов.
Кризис власти 1995 г. в Турецкой Республике разрешился досрочными выборами, которые состоялись 24 декабря 1995 г. Они принесли успех Партии Благоденствия (ПБ), получившей 21,4% голосов. На втором месте оказалась праволиберальная Партия Отечества (ПО, 19,65% голосов). На третье место с 19,19% голосов вышла правая Партия верного пути (ПВП). Демократическая левая партия (ДЛП) набрала 14,5%, а Народно-республиканская партия (НРП) - 10,5%. Остальные партии не преодолели 10%-ного барьера. Теперь депутатский корпус (по новому закону он был увеличен до 550 мест) выглядел так: ПО - 135 мест, ПВП - 132, ДЛП - 76 и НРП - 50. Таким образом, создалась необычная политическая ситуация. Сходные результаты на выборах получили сразу три партии. Каждой из них выразили симпатии свыше 5 млн избирателей [2. С. 11].
По традиции формирование нового правительства Президент Турецкой Республики должен был поручить лидеру партии, набравшей наибольшее
число голосов. Расклад выходил такой, что речь могла идти только о коалиционном правительстве.
3 марта 1996 г. было создано коалиционное правительство во главе с Месутом Йылмазом (Партия Отечества), которое не опиралось на достаточно прочное большинство в парламенте, в результате чего это коалиционное правительство распалось. Н. Эрбакан незамедлительно воспользовался предоставленным шансом и вместе с лидером ПВП Тансу Чиллер создал в мае 1996 г. новое коалиционное правительство. Вице-премьером и министром иностранных дел в нём стала лидер ПВП Тансу Чиллер [11. С. 325-326].
Лидер единственной в стране легальной происламской Партии благоденствия Неджметдин Эрбакан (1926 г.р.) окончил в 1948 г. Стамбульский технический университет с дипломом инженера-механика. Затем он был докторантом Высшей технической школы в Аахене (Германия). С 1954 г., став доцентом, сочетал преподавательскую деятельность с работой в бизнесе. Несколько лет, до 1963 г., проработал Генеральным директором на фабрике дизельных двигателей фирмы «Гюмюш мотор». В 1965 г. получил звание профессора и с 1966 г. начал работать в Союзе торгово-промышленных палат и бирж Турции - влиятельной организации, представлявшей интересы частного сектора страны. Н. Эрбакан занимал влиятельные посты в союзе. Он привлек внимание общественности к себе тем, что защищал интересы анатолийских торговцев и мелких промышленников, критикуя крупный капитал. В 1969 г. Н. Эрбакан был избран независимым депутатом ВНСТ от Коньи. В январе 1970 г. вместе с 17 сторонниками учредил Партию национального порядка и стал ее Генеральным председателем [12. С. 20].
В 1970-е гг. Н. Эрбакан занимал даже пост заместителя премьер-министра, а его соратники - важные министерские посты. Это было связано с тем, что на парламентских выборах 1973 г. партия Н. Эрбакана получила 48 мест (11%) в парламенте и оказалась «ключевой» между двумя ведущими соперничавшими партиями - НРП и Партией справедливости (ПС). Большая часть депутатов партии пришли в парламент с должностей мелких служащих, учителей и преподавателей [12. С. 39].
После военного переворота 1980 г. все политические партии были распущены. Против некоторых из них и их лидеров начались судебные расследования. Среди арестованных был и Н. Эрбакан. Отсидев восемь месяцев в тюрьме, он получил свои политические права лишь в 1987 г. [4. С. 76]. Партия благоденствия (ПБ) была создана 19 июня 1983 г. Али Туркменом и его соратниками. После возвращения политических прав Н. Эрбакану в результате референдума в сентябре 1987 г. он был избран на съезде ПБ Генеральным председателем [11. С. 293-294].
Главной целью своей идеологической платформы партия провозгласила, что отражено в её программе, подъем нации на современный уровень через экономическое, культурное и духовное развитие. Декларировалось укрепление и расширение демократии, понятие «лаицизм» трактовалось как путь обеспечения на практике свободы совести, религиозных свобод. Особое внимание партия уделяла духовному воспитанию в семье - основе нации. Во внешней политике акцент был сделан на развитие связей с ближайшими соседями и со странами арабского мира [1].
Успех ПБ на парламентских выборах 24 декабря 1995 г. заставил мировую общественность заговорить об угрозе установления в Турецкой Республике исламского режима. Беспокойство европейцев было вполне понятным и обоснованным, поскольку большинство турецких общин в Германии, Франции, Италии находились под идеологическим контролем исламистов из движения «Милли гёрюш», политическим крылом которого стала ПБ. Действительно,
возросшее влияние исламистов в Турции усилит их последователей из числа турок-эмигрантов в странах Западной Европы.
После избрания на пост премьер-министра Н. Эрбакан идет на популистские меры. Ведущий эксперт Аналитического центра «Слава России» А. Куртов в своей статье «Прорыв исламизма в Турции» пишет следующие: «Эрбакан добился 50%-ного повышения зарплаты государственным служащим, включая полицию и военных. До прихода к власти у Н. Эрбакана был план изменить существующую денежную систему на «исламский динар». Это денежная единица, по замыслу Н. Эрбакана, должна была стать денежной единицей всех мусульманских стран. В отношении женщин Н. Эрбакан придерживается законов шариата. Ни одна женщина не была выдвинута по списку партии ПБ кандидатом в члены парламента» [6]. Это при том, что женщины в хиджабах приняли самое живое участие в агитации и избирательной компании партии. А. Куртов продолжает: «Н. Эрбакан планировал создать «исламский порядок», исламские НАТО, ЕС, ООН, а также надгосударственное образование от Казахстана до Марокко. Он предлагал уменьшить с 10 до 5 количество провинций страны, входящих в район, где объявлено чрезвычайное положение в связи с борьбой против курдских повстанцев» [6]. Совет национальной безопасности по этому поводу высказался крайне негативно. Началась массовая чистка рядов армии от сторонников шариата. Причем эта тенденция продолжилась и в 1997 г. Так, было уволено 62 военнослужащих, офицеров различных рангов из состава Вооруженных сил Турции.
По инициативе ПБ были приняты законы по защите турецкого языка от западного влияния. Были введены ограничения для дикторов турецкого телевидения, которые злоупотребляли иностранными словами. Прошла компания по замене иностранных названий магазинов, ресторанов и т.д. на турецкие. Ограничилось время работы игорных домов, в муниципальных столовых и магазинах запрещалось продавать алкоголь. Предпринимались меры и в решении национальной проблемы, связанные с курдами. Лично сам Н. Эрбакан встречался с лидерами курдского движения и пытался разрядить обстановку [3. С. 14].
Российский исследователь Р.И. Беккин справедливо отмечал, что придя к власти, ПБ не имела никакой экономической программы по переходу турецкой экономики на исламские экономические принципы. Н. Эрбакан стал премьером в период, когда в стране был серьёзный экономический кризис. За неполный год нахождения у власти Н. Эрбакану не удалось переломить ситуацию. За это время внутренний долг страны возрос с 2,4 трлн лир в июне 1996 г. до 4,2 трлн лир в апреле 1997 г. Внешний долг страны с июня 1996 г. по конец 1997 г. возрос с 75,8 млрд долл. до 8,3 млрд долл. Курс турецкой лиры за время правления правительства Н. Эрбакана упал на 79% [1].
Однако Н. Эрбакан не отчаивался и планировал создать Исламский союз, который стал бы аналогом ЕС и позволил бы достигнуть справедливого исламского экономического порядка в мусульманском мире. Так же планировалось, что в качестве основного кредитора Турции вместо МВФ будет Исламский банк. Н. Эрбакан рассчитывал на помощь мусульманских стран.
В апреле 1997 г. было объявлено о создании блока «Исламской восьмерки». В ней приняли участие практически все регионы исламского мира: Дальний Восток - Малайзия и Индонезия; Африка - Египет и Нигерия; Ближний Восток - Турция и Иран; Индийский субконтинент - Пакистан и Бангладеш [1].
Открывая встречу лидеров в начале лета 1997 г. в Стамбуле, турецкий премьер Н. Эрбакан выступил с такими словами: «Исламская восьмерка» создана не с целью противостояния «семерке» индустриально развитых держав, а для налаживания с ней сотрудничества и установления на планете мира и
спокойствия» [7]. Н. Эрбакан планировал, что новый международный клуб вскоре будет охватывать 150 развивающихся стран, весь исламский мир, в том числе мусульманские государства СНГ.
Во внешней политике правительство Н. Эрбакана взяло курс на Восток. В обход министерства иностранных дел было подписано соглашение о приграничной торговле и о прокладке газопровода из Ирака в Турцию. В декабре того же года возобновил свою работу нефтепровод Киркук - Юмурталык. Таким образом, между Ираном и Ираком стал обозначаться посредник в лице Турции [8. С. 62-63].
Отношения же с США стали ухудшаться. Американцам с большим трудом удалось добиться согласия Турции продлить мандат на использование США военно-воздушной базы в Инджерлике [9].
К этому времени Аппарат Президента Ирана А.А. Хашеми-Рафсанджани в своем заявлении от 11 августа 1996 г. объявил, что началось тесное сотрудничество в самых различных сферах двусторонних отношений между Ираном и Турцией. Планировалось создать военный союз в целях обеспечения безопасности сухопутных границ на всей их протяженности [9].
Между тем и на политическом олимпе Турции было не все гладко. Напряженная обстановка во взаимоотношениях между Н. Эрбаканом и Т. Чиллер, а также между Н. Эрбаканом и военной элитой накалилась до предела. Н. Эрбакан
4 февраля 1997 г. в пригороде Анкары Синджане организовал прием, где иранский посол публично призвал к установлению режима шариата и пропагандировал идеи таких организаций, как «Хезболла» и «Хамас». На этот призыв военные страны ответили демонстрацией военной мощи, организовав ввод танковых войск в Синджан. Иранский посол был срочно выслан из Турции [11. С. 328-329].
В результате скандала в Синджане Н. Эрбакан получил на заседании Совета национальной безопасности 20 требований военных. Военные настаивали на том, чтобы лидер партии ПБ отказался от всех происламских притязаний. Главным же пунктом этих требований было то, что Турецкая республика является светским государством. Все требования Н. Эрбаканом были приняты публично [10].
Весна 1997 г. Н. Эрбакану также не принесла спокойствия. Полемика в СМИ о возможном военном перевороте будоражила общество. Президент С. Де-мирель, как гарант государства, вынужден был выступить с заявлением о том, что втягивание в политику вооруженных сил недопустимо [3. С. 117-119].
Постепенно решение наиболее важных вопросов внешней и внутренней политики стало переходить к Президенту и Генеральному штабу страны. Параллельно шла активная работа среди депутатов парламента в целях создания необходимого большинства для внесения вотума недоверия правительству. Разрабатывались план и сценарии отставок отдельных членов самого кабинета [6]. Военные боролись с Н. Эрбаканом, придерживаясь буквы закона. В противном случае они понимали, что на мечтах о вхождении в Евросоюз можно будет поставить жирный крест. Поэтому военный переворот рассматривался как самая крайняя мера.
Итак, началось наступление на исламистов. Прошли повсеместные проверки холдингов и фирм, основанных на исламском капитале, закрывались их филиалы по стране. Также повсеместно закрывались имам-хатиб курсы. Против этого 11 мая 1997 г. исламистами был организован 300-тысячный митинг в Стамбуле. В парламент республики 15 мая 1997 г. был внесён запрос о вотуме недоверия правительству [11. С. 332-333].
Премьер-министру в этой непростой внутриполитической ситуации удавалось достаточно эффективно противостоять военным. Маневры ВМС в Средиземном море, планировавшиеся на лето, Н. Эрбакан перенёс на неопределенный срок. Военные же рассматривали Израиль как союзника в противостоянии с Грецией,
Сирией, Ираном и Ираком. Все эти страны-соседи расценивались военным руководством Турции в качестве потенциальных врагов республики [6].
Главный прокурор Кассационного суда Турции Вурал Саваш 21 мая 1997 г. обратился с иском в Конституционный суд, требуя закрыть Партию Благоденствия. На ста страницах иска излагались многочисленные нарушения Н. Эр-баканом и другими лидерами партии законодательства страны по вопросам светскости во время их пребывания в правительстве и работы в парламенте [5].
Постепенно под давлением военных премьер-министр стал сдавать свои позиции. Н. Эрбакан вынужден был уволить из рядов турецкой армии 161 военнослужащего, которых обвиняли в религиозной пропаганде. В такой внутриполитической ситуации, когда Н. Эрбакан противопоставил себя не только военным, но и своему заместителю Т. Чиллер, проведение новых выборов стало неизбежным. Новые выборы были намечены на 1 июня 1997 г. В этой ситуации, согласно условиям коалиционного соглашения, Н. Эрбакан вынужден был переложить свои обязанности на посту премьер-минстра на Т. Чиллер [6].
Военные продолжали свой натиск на ПБ. В своем докладе для прессы разведка и контрразведка Генерального штаба Турции обращали внимание на действие в стране 30 фундаменталистских террористических группировок. По мнению военных, исламистские силы уже проникли во все государственные структуры и эначительно развернулись, после того как лидер ПБ Н. Эрбакан стал премьер-министром. Чтобы противостоять исламистам, Генеральный штаб создаёт «Западную рабочую группу». Вследствие этих действий Н. Эрбакан вынужден был оставить пост премьер-министра 18 июня 1997 г. [6].
Таким образом, опыт руководства исламистами правительством Турецкой Республики следует признать неудовлетворительным. Общество не приняло начинания исламистов в ряде направлений внутренней политики. Неудачи особенно очевидны в экономике. Не были претворены в жизнь обещанные Н. Эрбаканом реформы в области налогообложения, дальнейшей приватизации и структурной перестройки экономики в целом. Непродуманные действия и заявления Н. Эрбакана привели к потере Анкарой авторитета в западном мире. Все это привело к сокращению иностранных инвестиций, которые поступали в основном из западных стран. Не оправдала надежд в экономическом плане и «исламская восьмерка». В то же время некоторые идеи, озвученные Н. Эрбаканом на посту премьер-министра, в последующем развитии страны обрели сторонников и позволили его политическим наследникам прийти легальным путём к власти в 2002 г. с сохранением своих позиций до сегодняшнего дня. В конечном итоге приход к власти и деятельность правительства Н. Эрбакана следует рассматривать в качестве закономерного этапа в истории Турции, в борьбе светских, прозападных сил и исламистов по поводу пути дальнейшего развития страны.
Литература
1. Беккин Р.И. Практическое применение исламской экономической модели: опыт Турции [Электронный ресурс]. иР1_: Ь|Нр:/Л«\м«.т-есопоту.ги/а|1.рЬ|р3?агШ=21705 (дата обращения:
22.04.2010).
2. Еремеев Д.Е. Турция на рубеже ХХ и ХХ1 веков (1991-2007). М.: Гуманитарий, 2007. 171 с.
3. Зиганшина Г.М. Ислам в общественно-политической жизни Турции. М.; Бешкек: КРСУ, 2007. 181 с.
4. Киреев Н.Г. Светскость или шариат: раскол в турецком обществе на пороге ХХ1 века // Ближний Восток и современность. М.: ИИИиБВ, 1999. Вып. 6. 287 с.
5. Киреев Н.Г. Религиозный экстремизм - угроза внутренней стабильности Турции [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.middleeast.org.ua/research/turkey7.htm (дата обращения:
12.05.2010).
6. Куртов А. Прорыв исламизма в Турции [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.rau.su/obser-ver/N12 97/12 14.htm.
7. Мурсалиев А. Турецкий демарш [электронный ресурс]. URL: www.kommersant.ru/doc. aspx?DocsID=13613 (дата обращения: 27.06.2010).
8. Свистунова И.А. Иракский фактор во внешней политике Турецкой республики (19902007 гг.). М.: ИИИиБВ, 2008. 190 с.
9. Политический исламский радикализм [Электронный ресурс]. URL: www.africana.ru/news/.../ terrorism/radical.htm.
10. Подкопаева М. Средний путь Турции [Электронный ресурс]. URL: www.kurginyan.ru/ publ.shtml?cmd=publ...12.
11. Hakan Yavuz. Modernle^en muslumanlar. 1 basim. Istanbul, 2005. 424 s.
12. Yalpin Soner. Hangi Erbakan. 4 basim. Ankara, 1995. 424 s.
ГАЛИМЗЯНОВА МАДИНА АХТЯМОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры зарубежной истории и регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).
GALIMZYANOVA MADINA AKHTYAMOVNA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate of Foreign History and Regionovedeniye Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.
ЯГУДИН БУЛАТ МУХАМЕДОВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань ([email protected]).
YAGUDIN BULAT MUKHAMEDOVICH - candidate of historical sciences, head of Foreign History and Regionovedeniye Chair, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.
УДК 94 (97) 066:37 ББК 63.3(246)
М.А. ЗУЕВА
РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
Ключевые слова: просвещение, школьные/образовательные реформы, сословный принцип, «новая порода людей».
В статье идет речь о разработке образовательной реформы в России в начале второй половины XVIII в. и отдельных мероприятиях по её осуществлению. Рассмотрены проекты 1760-х гг., представляющие собой первый этап в политике Екатерины II в области просвещения.
M.A. ZUEVA
DEVELOPMENT SCHOOL REFORM IN RUSSIA IN THE EARLY REIGN OF CATHERINE II
Key words: education, school/educational reform, estates principle, «a new breed of people».
The article focuses on the development of educational reform in Russia in the beginning of the second half of the XVIII century and selected for their implementation. Consider a project of the 1760s, is the first step in the policy of Catherine II in the field of education.
Вторая половина XVIII столетия вошла в историю России как эпоха Екатерины Великой и «эпоха Просвещения». В течение долгого царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) благодаря личной инициативе императрицы и при содействии ее фаворитов были проведены масштабные реформы, которые затронули основные сферы жизнедеятельности общества и государства.
Проведение этих преобразований далось Екатерине II непросто. Будучи образованной и дальновидной правительницей и понимая сложность ситуации в российском образовании, для поиска ответа на вопрос, какой будет образовательная реформа, Екатерина привлекла многих деятелей, так или иначе связанных с вопросами образования и воспитания, также сама лично изучала европейский опыт по организации школьного дела. С этой целью она попросила своих зарубежных корреспондентов сообщить о европейском опыте развития народного образования. В результате такого подхода появилось большое количество проектов преобразований в данной сфере. В первое время Екатерина II склонялась к