УДК 378.14
Н. А. Симбирцева
г. Екатеринбург, Россия
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕДИАКУЛЬТУРА»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиа, медиакультура, медиатекст, медиаграмотность, медиаобра-зование, практики медиа.
АННОТАЦИЯ. статья является отражением авторской логики в преподавании курса «Медиакультура» студентам-культурологам. Содержание курса ориентировано на освещение теоретических аспектов феномена медиа, а также на изучение некоторых практик: печатные медиа в XX-XXI вв., средства коммуникации, критика медиатекстов, социокультурный характер медиа, репрезентация визуального и повседневного в сфере медиа, телевидение, образование.
N. A. Simbirtseva
Yekaterinburg, Russia
STUDYING EXPERIENCE OF «MEDIACULTURE» UNIVERSITY COURSE
KEYWORDS: media, mediaculture, mediatext, media literacy, media education, media practices. ABSTRACT. The article is a reflection of the author's strategy in the learning process of "Me-diaCulture" for university students. Course content is focusing on the theoretical aspects of the phenomenon of media, as well as study of certain practices: printed media in the XX-XXI centuries, media communication, media texts criticism, socio-cultural nature of media, visual representations and every-day life media, television and education.
На рубеже веков потребитель и входит в число курсов по выбору, позво-
медиапродукции сталкивается с ляющих сформировать профессиональные
проблемой, которая, на наш взгляд, компетенции культурологов. состоит в восприятии, критическом Она читается в тесной связи с дис-
осмыслении и репрезентации циплинами «Введение в культурологию:
информации о мире. Если реальность анализ и интерпретация текстов культу-
посредством медиа прочитывается как ры», «История кино», «Повседневность:
текст, то и собственно этот текст, исследовательский дискурс» и «Аудиаль-
получивший статус практики, становится ная культура», развивая и углубляя их со-
источником информации о самой держание в области конкретного вида ис-
реальности: исторической, социальной, кусства и сферы культуры. лингвистической, семиотической, В курсе предлагаются формы
антропологической, культурологической. письменной и устной отчетности, напри-
Дисциплина «Медиакультура» яв- мер, структурно-содержательный анализ
ляется составной частью профессиональ- медиатекста, в ходе которого проверяется
ного цикла общеобразовательных про- умение отражать структуру медиатекста,
грамм по направлению «Педагогическое выявлять специфику его цели, содержания
образование» (профиль «Культурология») и формата, владение категориально-
75
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
понятийным аппаратом, способность определять контент и ценностно-смысловую значимость для потребителя, логично и последовательно излагать свои мысли.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Кроме традиционной лекции используются такие виды и формы лекционных занятий, как проблемная лекция, лекция с элементами видеолекции, лекции с элементами мультимедиа-лекции, просмотры телевизионных записей и фильмов-реконстукций с их последующим обсуждением. Проведение занятий осуществляется в интерактивной форме: студенты не только сами организуют проект или разрабатывают задание, но и дают оценку своей деятельности.
В процессе освоения дисциплины обучающиеся овладевают знанием ключевых понятий курса («медиа», «медиа-культура», «медиатекст», «медиаграмот-ность», «медиавосприятие» и др.); выделяют основные этапы становления и развития медиакультуры в России и за рубежом; отражают ключевые направления развития современной медиакультуры.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ОПК-2 - способен осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; ПК-14 - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
Основная цель курса
«Медиакультура» заключается в том, чтобы представить медиакультуру как сложное и многогранное явление, обладающее историко-культурным
потенциалом и актуальностью. То, что сегодня медиа есть неотъемлемая часть современной культуры, не вызывает
сомнений, но требует пояснений - какая именно часть? Она связана с особой техногенностью культуры и снижением значимости духовных ценностей в жизни современного человека? С
формированием особого образа мышления и продуцированием идей и практик в XXI веке? Каждый из вопросов имеет место быть, и каждому уделяется внимание в теоретической части курса.
Определение функций медиа -одна из задач, решаемых в процессе изучения дисциплины. Объект-субъектные и субъект-субъектные коммуникационные связи позволяют говорить о появлении специфической модели диалога, в котором субъект может быть активным участником нескольких ситуаций общения одновременно, легко в них «включаться» и «выключаться», выбирать контент1 и стиль ведения бесед - от живого и непосредственного участия до полной отстраненности. Контентный диалог в этом случае понимается как способ выстраивания коммуникативных стратегий, активизирующих
разноплановую и разнокачественную информацию, которая воспринимается субъектом в зависимости от его выбора, предпочтений, ценностных ориентаций и задач. Отличительное качество данного диалога (по сравнению с концепцией диалога М. Бахтина) - моментальное «здесь». Время в этом случае играет
1 «Контент - понятие собирательное, это любой вид информации, который составляет содержание информационного ресурса: текст, изображения (графика), аудио файлы, видео файлы. В контексте веб-ресурса, сайт является формой, которая наполнена содержанием (контентом). Характер содержания может быть постоянным. Чаще всего его приходится обновлять. Главное требование, которое предъявляют пользователи к содержанию - его качество. Под качественным содержанием понимают два ключевых параметра: логическое построение и уникальность» [13].
76
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
второстепенную роль. Приоритет - за пространством и умением им управлять благодаря современным медиа. Гипертекстовая реальность, предлагаемая медиасредствами, организуется
субъектом в зависимости от его целей, интересов и индивидуального маршрута «перемещения» в пространстве. Техническая составляющая такого диалога преобладает над смысловой.
Сегодня человек в каждой сфере своей деятельности стремится
упорядочить содержание (в широком смысле этого слова) в информационные блоки так, чтобы они не только сохраняли «память» и опыт, но и были удобно воспроизводимы, легко осваиваемы, тиражируемы и запоминаемы. Речь идет о минимизации вербальной информации. Каким образом обрабатывает получаемую из внешнего мира информацию мозг человека XXI столетия? Как сегодня «работает» критическое мышление? Какую стратегию поведения в мире и освоения мира преимущественно выбирает сам человек и почему? Понимание основных стратегий взаимоотношений человека и медиа важно для самореализации личности и особенно — для будущих специалистов в сфере гуманитарного знания.
Современность предлагает
человеку такой объем информации, который требует и новых способов ее освоения. Сегодня мир - это гипертекстовая реальность в медийной интерпретации, суть которой заключается в способности человека мгновенно перестраиваться и по «нажатию кнопки» действовать и мыслить согласно сложившейся ситуации. Представление связей «человек - медиатекст» — это необходимая задача курса
«Медиакультура». Этой проблемой занимаются такие специалисты, как
журналисты, историки, культурологи, искусствоведы, лингвисты. Раскрытие ценностно-смыслового потенциала
медиатекста и определение его роли/значимости в жизни человека — это вид экспертной деятельности, одним из вариантов которой является
культурологическая экспертиза.
В отношениях «человек — медиатекст» определяющим все-таки выступает человек как личность, как активный действующий и творчески мыслящий субъект культуры,
обладающий компетенциями
критического анализа действительности. Культурологи сосредоточивают внимание не только на технической стороне медиа и средствах массовой коммуникации как особой медиасреде, но и на сдвигах ценностно-смысловых ориентиров
современного человека, на личностном проживании истории и на повседневных практиках, набором которых и определяется содержание времени, эпохи, культуры.
Педагогический потенциал
изучения медиа заключатся в умении студентов-культурологов создавать и реализовывать проекты, например, «Современное искусство в сети Интернет», «Научно-популярный фильм как способ трансляции знаний в молодежной среде», виртуальные экскурсии и др.
Курс разделен на девять тематических блоков. В первом — «Медиакультура как феномен» — предлагается рассмотрение понятие медиакультуры в зарубежных теориях А. Базена, В. Беньямина, М. Маклюэна, Г. Маркузе и др., а также в отечественных: В. Библера, Ю. Лотмана, М. Ямпольского, Ю. Тынянова и др. Ме-диакультура определяется нами как понятие, объединяющее в своем значении технические и коммуникационные способы
77
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
передачи информации (аудиальной, визуальной, вербальной), особенности объект-субъектного и субъект-субъектного восприятия и критического осмысления транслируемого сообщения, а также педагогический и культурно-просветительский потенциал применения и использования медиа в образовательной среде. Статус медиакультуры зависим от историко-культурного контекста. Время, пространство и социальный запрос определяют главные векторы развития медиа-культуры в отечественной истории. Фактором, имеющим ключевое значение в интерпретации медиакультуры, является социум, выступающий в роли активного потребителя продуктов медиа и транслятора медийной информации.
Благодаря техническому прогрессу оформились такие практики, как пресса, фотография, телеграф, радио, кинематограф, телевидение, образующие в своем единстве медиапространство. В зависимости от основания классификации медиа можно говорить об актуализации кодов, характерных для эпохи медиа. Способы передачи информации - периодическая печать, радио, кино, телевидение и т.д. Восприятие информации, в основном, происходит на линейном уровне, в то время, как каналы восприятия медиа (цифровые / электронные медиа) ориентированы на гипертекстовую реальность и интерактивность человека.
Функции медиа, представленные в работах разных авторов
(Н.Б. Кирилловой, М.М. Лукиной,
А.В. Федорова, И.Д. Фомичевой и др.), -это функции (информационная, аналитическая, познавательно-просветительская, воспитательная, рекреационная, эстетическая и др. ), которые отражают сущность культуры как таковой, но с учетом трансформаций, происходящих в сфере техники и каналов репрезентации ценно-
стей и смыслов, а также на уровне психофизиологии самого человека как субъекта восприятия.
Изучение роли (второй блок) печатных медиа в ХХ-ХХ1 веках предполагает обращение к феноменам книги и периодической печати, но в контексте ХХ -XXI вв. Жанровое многообразие газет воспроизводит ситуацию рубежа веков на уровне политических, исторических, социальных, культурных событий, фактов, портретов, идей и языка. Семиотический анализ печатных СМИ применяется для характеристики вербальных и визуальных кодов и определения их роли в историко-культурном процессе. В качестве материала выступают представленные в газетах новости как любое сообщение о событии, которое произошло или стало достоянием гласности за предшествующие 24 ч и может иметь важные последствия» [Цит. по: 11]. В новостях выявляется структура, проблемность содержания, герой и своеобразие «реализма», место расположения в газете, контекст, заголовки, шрифты, лингвистические и стилистические особенности. В целом, газетный текст новостей прочитывается гораздо шире, чем просто текст. Культурологическая интерпретация выводит за пределы вербального сообщения.
Третья тема - «Средства коммуникации: теоретико-методологический потенциал» - связана с рассмотрением особенностей и возможностей средств коммуникации в культурологическом аспекте. Обращение к теоретическим работам В. Беньямина [2], М. Маклюэна [6] закономерно, так как именно в них характеризуется воздействие средств коммуникации на сообщение. Образ «глобальной деревни» характерен для современной реальности и ее многомерном восприятии и как нельзя лучше отражает информационное общество эпохи XXI века. «Клип-
78
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
культура» в интерпретации Э. Тоффлера представлена как охватившее мир явление, воздействующее на человека: «... нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [9. С. 146].
Анализ работ М. Кастельса («Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (2000) [5] «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» (2004) [4]), позволяет сосредоточиться на феномене «сетевое общество», раскрыть его положительное и отрицательное влияние на повседневную жизнь человека. Развлекательный характер медиа (Н. Постман) есть свидетельство разложения общества [См.: 7].
Критика медиатекстов (четвертый тематический блок) предполагает характеристику основных подходов, в основе которых лежат теории Р. Барта, У. Эко, Дж. Кавелти, к анализу медиатек-стов. Стоит учитывать, что «аудитория во многих случаях склонна к конформизму восприятия и оценки медиатекста. Отсюда контакт с одним и тем же медиатек-стом в одиночестве, в компании сверстников, с родителями, в классе с преподавателем может вызывать разные реакции» [10. С. 120]. Метод рефлексивного анализа является ключевым, но при этом необходимо учитывать ситуативные особенности. В качестве материала ля аудиторной работы предлагается фильм А. Тарковского «Андрей Рублев», а также ряд критических текстов о нем (тексты Н. Воронина, С. Загребина,
А. Солженицына, М. Туровской). Студенты анализируют конструктивные особенности создания данного медиатекста по заданному плану, который выявляет
структурно-содержательное своеобразие фильма, символы и знаки в фильме, интерпретируют медийные коды и проводят контекстуальный анализ, предполагающий обращение к критике.
Пятая тема — «Социокультурный характер медиа» — обращена к рассмотрению взаимодействия сетевого общества и границ приватной сферы. Интернет как децентрализованная система коммуникация действует по принципу «сеть сетей», «подрывает существующие представления о характере политики и о роли технологии в целом» [Цит. по: 12. С. 216]. Вопрос о влиянии Сети, по мнению М. Постера, сформулирован так: «если информация в сети неограниченно воспроизводится, немедленно распространяется и радикально децентрализуется, то как это может повлиять на общество, культуру и политические институты?» [1]. Согласно теории М. Постера, роль Интернета не сводится только к эффективному инструменту коммуникации, так как Сеть порождает новые формы взаимодействия людей и расширяет границы заданных идентичностей. В виртуальных сообществах через коммуникативные практики происходит конструирование идентичности, т.е. «осуществляя обмен электронными сообщениями, индивиды как бы изобретают себя» [1].
В социальных сетях активно развивается такой вид деятельности, как создание культурно-просветительских проектов и их продвижение. Репрезентация сетевых сообществ в Интернете отражает характер коммуникативных связей, иерархий, сообществ и тематических предпочтений.
Естественным образом возникает проблема определения границ частного, личного, интимного пространства в Интернете (личные страницы, форумы, Живой журнал). Ключевыми проблемами
79
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
современной медиакультуры являются этические аспекты. Например, свобода в репрезентации медиаинформации и контроль за ней, авторское право, толерантность.
В рамках шестой темы - «Визуальное как стратегия современных медиа» -поднимаются вопросы о значимости ау-диальных и визуальных доминантах в пределах современной культуры. Образа текста, тиражируемый и репрезентируемый медиа, сегодня трансформировался, а поэтому стало возможно говорить об обретении им новых смыслов и обрастании дополнительными. И закономерно -меняется стратегии прочтения такого текста. Активное производство и потребление образов стало фактом повседневности. Человек стал мыслить визуальными образами, читать их и общаться ими. Проблема заключается в умении прочесть образ, т.е. интерпретировать его и осмыслить.
Создание и трансляция визуального в медиа обладает спецификой: оно должно быть прочитано. «Визуальный текст - это зримая (воспринимаемая глазом) структурно-функциональная модель, в которой ценности и нормы определенной культуры носят кодовый характер и представлены в виде знаков, символов и образов, взаимосвязанных между собой различными контекстуальными связями; модель визуально воспринимаемой реальности «строится» по субъект-субъектному/субъект-объектному принципу» [8. С. 184] с помощью экстралингвистических или медийных средств: киноязыка и фотографических приемов создания медийного текста.
Вопрос о культуре фрагмента стоит сегодня очень остро, так как «клип» сопровождает человека круглые сутки. При восприятии фрагмента медиатекста следует учитывать скорость и репрезен-
тативность. СМИ и СМК активно используют эти особенности, так как именно они являются залогом больших аудиторий и популяризации медийной продукции (трейлер, клип, кино, экранизация, культурно-просветительские программы, научно-популярные фильмы).
В рамках темы «Телевидение как феномен культуры» телевизионная культура рассматривается в структурно-функциональном аспекте и как важный этап популяризации культурных ценностей и смыслов в развитии современной культуры. Аудиовизуальная природа телевидения активизирует у реципиента умения слушать и слышать, видеть и интерпретировать информацию, которая предлагается с экрана. Характер трансляции может быть рассчитан на локальную аудиторию, а также и на большую группу людей. Жанровое разнообразие предлагаемых передач и фильмов определяется форматом канала. В повседневной практике выбор совершает зритель, обусловливающий индивидуальную стратегию выстраивания потока получаемой и принимаемой информации. В большинстве случаев аудитория обращается к ТВ в свободное время. «"Реальность", прежде чем попасть в эфир в виде телевизионного сообщения, проходит несколько этапов "перевода". Прежде всего, это перевод на телеязык с его правилами... В современной культуре телевидение адресовано не элитам и отдельным группам, а "всему" населению... Общее правило заключается в ориентации на условный средний уровень смыслов, понятных потенциальному потребителю передач» [3].
Создание и трансляции образа реальности на телеэкране напрямую зависит от технических, содержательных и смысловых особенностей телевизионного сообщения, которое реципиентом прочитывается как текст. Статичная картинка,
80
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
информационное сообщение, вербальный текст, заставка, ролик, фильм связаны с событийным контекстом, отражают тематическую и проблемную заданность канала и воспринимаются в комплексе.
Опыт виртуальных реконструкций истории, культуры, биографии, создания шедевра и проч. имеет культурно-просветительский потенциал: субъект с экрана получает наглядно-зримый образ прошлого, сопрягая его с уже имеющимися знаниями. Передачи телеканалов «History», «Культура», «Звезда», телеканалы для детей «Карусель», «Детский» транслируют циклы передач, которые можно использовать в педагогической практике.
В теме «Репрезентация повседневности в медиакультуре» раскрываются аспекты повседневного опыта, в котором немаловажную роль играют «житейское», тривиальное, приватное пространства личности, становясь фактом достояния общественности в медиа. Границы пространств размыты: домашнее, частное, личное пространство становится достоянием «всех». В то время как публичное проникает в «мой» дом, дом «каждого». Реципиент сегодня одномоментно конструирует две реальности - «Я-» и «Мы-реальности»: «В приватное домашнее пространство вторгается информация, принадлежащая «всем»; публичное вследствие самого способа обращения к человеку, сидящему перед экраном, делается персональным. В область «своего» включаются отчужденные «материи». «Люди-на-экране», дикторы, ведущие, актеры и их персонажи превращаются в знакомых, «родственников», приходя по расписанию, поддаются наделению собственными смыслами зрителя» [3].
В качестве примеров практик повествования «события» в медиа могут быть новости, значимые для истории и
культуры, репортажи с места события, ведение блогов в социальных сетях, форумы, культурно-просветительские проекты. Особый статус в этом направлении приобретают медиавосприятие и медиак-ритика как явления личностные и социально значимые.
Медиакультура, медиаграмот-ность, медиакомпетеции в образовательном пространстве (тема ««Медиа и система образования») сопрягаются с положениями Профессионального стандарта педагога, который должен владеть ИКТ-компетентностью (общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)).
Практики интерпретации медиа-текста в эпоху постграмотности отражают специфику клипового мышления молодежи конца 1990-х — 2010-х гг. В профессиональной среде необходим человек, способный научить читать вербальные тексты, визуальные, аудиовизуальные, телетексты, так как дети, а также молодое поколение испытывают искреннюю потребность в выстраивании информации и ее осмыслении. Востребованным, на наш взгляд, является не только педагог-предметник и профессионал, но и педагог-интерпретатор, который бы учил учиться.
В качестве альтернативы зачету учащиеся могут представить групповой проект по следующим направлениям: репрезентация современное искусство в социальной сети; научно-популярные фильмы телеканала «Культура» в педагогической практике; организация экскурсии по городу в социальной сети (культурно-просветительский проект). В ходе реализации проектной деятельности уча-
81
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет
щиеся демонстрируют теоретические знания и практические умения интерпретировать и репрезентировать информацию не только в пределах преподаваемой
дисциплины, но и других разделов общеобразовательной программы «44.04.01 -Педагогическое образование» по профилю «Культурология».
ЛИТЕРАТУРА
1. Poster M. CyberDemocracy: Internet and the Public Sphere. 1995. URL: http://www.hnet.uci.edu/mposter/writings/democ.html (дата обращения 15.04.2016).
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: «Медиум»; Культурный центр имени Гете, 1996. - 239 с.
3. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. 2003. №4. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/4/2003_4_37.html (дата обращения 01.04.2016).
4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория. 2004. -328 с.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2007. - 464 с.
7. Постман Н. «А теперь,... о другом...» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Авантиплюс, 2003. С. 273-284.
8. Симбирцева Н.А. Визуальный текст как явление современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (33): в 2-х ч. Ч. I. C. 183-185.
9. Тоффлер Э. Третья волна / Науч. ред. П.С. Гуревич. - М.: ООО "Фирма "Издатетьство АСТ"М., 2004. С. 6-261.
10. Федоров А.В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 12. С.117-141.
11. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е междунар.изд. СПб., М., 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text5/01.htm (дата обращения 05.04.2016)
12. Черных А.И. Мир современных медиа. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. 216 с.
13. Что такое контент. URL: comp-security.net (дата обращения 20.04.2016).
82
© Симбирцева Н.А., 2016
Симбирцева Наталья Алексеевна - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет