нерских школ. Был произведён набор учащихся с трёхгодичным курсом обучения. Училище разместилось в первом этаже полукаменного архиерейского дома. К строительству кирпичного здания Архиерейского подворья было привлечено большое количество крестьян из ближайших поселений: Фоминского, Сростки, Мочищинского посёлка, и других сёл и деревень. Руководил строительством А.А. Борзенковым [6].
О востребовании заводских архитекторов на Алтае при возведении сельских культовых построек говорят множество архивных данных. 1915 г датирован «Проект переустройства существующей церкви в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии». Проект переустройства каменской церкви Богоявления включает план и южный фасад здания. Предусматривалось расширение храма за счёт пристройки к трапезной северного и южного приделов, а также дополнительных алтарей на восточном фасаде. Пластика фасадов предполагаемых пристроек находилась в полной гармонии с декором существующего здания. Уровень исполнения проекта свидетельствует о высоком профессионализме А.А. Борзенкова [10, с. 118].
Студенты высших и средних учебных заведений имеют возможность познакомиться с лучшими образцами, созданными мастерами, работающими у А.Борзенкова. Кроме этого, существующие сооружения являются образцами для подробного исследования студентами как теоретической значимости, так и практической. Студенты городов Западной Сибири, проходят практику, в процессе которой исследуют образцы иконописной мастерской: иконопись, зодчество, резьбу. Создают каталоги произведений, которые в последующем становятся образцами для создания ими новых произведений, или реставрации разрушенных иконописных, архитектурных и других художественных произведений.
Деятельность иконописной и реставрационной мастерской Архипа Александровича Борзенкова, внесла огромный вклад в историко-культурное наследие Сибири и Алтайского края. Мастера создавали и реставрировали не просто сооружения и здания, они организовывали эстетическую среду города. Привнося новое и необычное в оформление зданий. Их иконописная и реставрационная деятельность, а так же участие в создании храмов и церквей имели важное значение. Уровень исполнения проектов свидетельствует о высоком профессиона-
Библиографический список
лизме авторов. Деятельность мастерской оставила заметный след в культурной жизни и архитектурном облике города. До наших дней сохранились только резные украшения жилых зданий. Культовые постройки утратили деревянный декор в XX веке.
В заключении данного исследования стоит подвести итог что в XXI веке существует проблема в сохранении художественного наследия иконописной и реставрационной мастерской, так как большинство произведений не сохранились, иконы требуют реставрации. Многие проекты церквей, созданные А.А. Борзенковым, остались нереализованными, построенные были утрачены, сохранившиеся - разрушаются временем, не реставрируются и не реконструируются.
Кроме того, достоверных источников по изучению работы мастерской осталось совсем немного. Мастеров и их родственников уже практически не осталось. Сложностью исследования является малое количество источников информации о мастерской и их деятельности, не сохранилось письменных или эскизных источников. Сохранившиеся памятники, созданные мастерской А.А. Борзенкова, очень ценны. Они несут отпечаток прошлого столетия и являются примером высокопрофессионального мастерства в архитектуре, в резьбе, в иконописании. Анализируя сохранившиеся источники, можно утверждать, что они станут ярким примером и образцом для современного поколения, желающего продолжить традицию сохранения и создания иконописных произведений, а так же произведений церковного искусства.
В результате знакомства с работой иконописных и реставрационных мастерских и изучения их истории и наследия формируются следующие навыки и умения: способность обучающихся проводить и анализировать результаты исто-рико-искусствоведческих исследований объекта реставрации; обосновывать избранную методику консервационных и реставрационных работ и применяемых материалов; получать практический опыт применения основных методов консервации и реставрации; уметь работать с реставрационной документацией; формировать ответственное (этическое) отношение к памятнику истории культуры и его реставрации и сохранению. Накопленные источники и опыт мастерских станут необходимым материалом для студентов художественных направлений подготовки, они являются ценными образцами культурного наследия нашей страны.
1. Забродина Н.А. Особенности строительства храма во имя мученицы Софии и пророка Илии в селе Бочкари Целинного района Алтайского края. Культурное наследие Сибири. Барнаул: АлтГУ, 2018; 1 (25): 128 - 138.
2. Черняева И.В., Балахнина Л.В. Формирование духовной культуры общества посредством научной и выставочной деятельности на Алтае в начале XXI в. Вестник славянских культур. Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина, Ин-т славянской культуры, 2019; 52: 92 - 104.
3. Торопчин М.В. Борзенков Архип Александрович. Бийск: энциклопедия. Бийск, 2009:81.
4. Скубневский, В. А. Предприниматели Алтая. 1З61 - 1917. Барнаул: Демидовский фонд, 1996.
5. Родионов А.М. Чистодеревщики: заметки и размышления о деревянной домовой резьбе Алтая. Барнаул: Алтайское кн. издательство, 1981.
6. Архитектура и искусство XVIII - начала XX вв. Народный дом в Бийске. История Алтая и Алтайского края. Available at: http://starshoes.su/arhitektura-i-iskusstvo-xviii-nachala-xx-v./narodnyiy-dom-v-biyske.html
7. Волоснов РЮ. Участие российских архитекторов в сельском культовом зодчестве Алтая XIX - начала XX веков. Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества, 13-15 октября, Барнаул: АлтГУ 2012: 150 - 160.
8. Соловьева С.А. 125 лет со времени создания А.А. Борзенковым иконописной мастерской в Бийске. Алтайский край: календарь знаменательных и памятных дат. Барнаул: Принт Экспресс, 2009: 133 - 136.
9. Велижанина Н.Г О своеобразии иконописи Западной Сибири. Сибирская икона. Омск: Иртыш-92, 1999: 194 - 200.
10. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII - XXвв. Барнаул, 2006.
References
1. Zabrodina N.A. Osobennosti stroitel'stva hrama vo imya muchenicy Sofii i proroka Ilii v sele Bochkari Celinnogo rajona Altajskogo kraya. Kul'iurnoe nasledie Sibiri. Barnaul: AltGU, 2018; 1 (25): 128 - 138.
2. Chernyaeva I.V., Balahnina L.V. Formirovanie duhovnoj kul'tury obschestva posredstvom nauchnoj i vystavochnoj deyatel'nosti na Altae v nachale XXI v. Vesinik slavyanskih kul'iur. Moskva: RGU im. A.N. Kosygina, In-t slavyanskoj kul'tury, 2019; 52: 92 - 104.
3. Toropchin M.V. Borzenkov Arhip Aleksandrovich. Bijsk: 'enciklopediya. Bijsk, 2009:81.
4. Skubnevskij, V. A. PredprinimaieliAliaya. 1З61 - 1917. Barnaul: Demidovskij fond, 1996.
5. Rodionov A.M. Chisioderevschiki: zameiki irazmyshleniya o derevyannoj domovojrez'be Aliaya. Barnaul: Altajskoe kn. izdatel'stvo, 1981.
6. Arhiiekiura i iskussivo XVIII - nachala XX vv. Narodnyj dom v Bijske. Isioriya Aliaya iAliajskogo kraya. Available at: http://starshoes.su/arhitektura-i-iskusstvo-xviii-nachala-xx-v./ narodnyiy-dom-v-biyske.html
7. Volosnov R.Yu. Uchastie rossijskih arhitektorov v sel'skom kul'tovom zodchestve Altaya XIX - nachala XX vekov. Nacional'noe nasledie i dialog kul'iur kak isiok duhovnosii sovremennogo obschesiva, 13-15 oktyabrya, Barnaul: AltGU, 2012: 150 - 160.
8. Solov'eva S.A. 125 let so vremeni sozdaniya A.A. Borzenkovym ikonopisnoj masterskoj v Bijske. Aliajskijkraj: kalendar'znamenaiel'nyh ipamyainyh dai. Barnaul: Print 'Ekspress, 2009: 133 - 136.
9. Velizhanina N.G. O svoeobrazii ikonopisi Zapadnoj Sibiri. Sibirskaya ikona. Omsk: Irtysh-92, 1999: 194 - 200.
10. Stepanskaya T.M. Arhiiekiura Aliaya XVIII - XX vv. Barnaul, 2006.
Статья поступила в редакцию 04.06.19
УДК 378.147.227
Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: uldanti@mail.ru Alexeeva S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: sardana_a@mail.ru Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: oksanadm2006@mail.ru
THE EXPERIENCE OF USING MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE STUDY OF PATHOPHYSIOLOGY (WITH REFERENCE TO CASE-STUDY).
Professional training of medical doctors currently imposes a great responsibility on university teachers: the search for suitable and the use of new technologies in education. The article describes the experience of using a case-study technology in teaching pathophysiology in a medical college. It substantiates the hypothesis that this method of situational analysis contributes to the development of clinical thinking skills, brings students closer to real professional situations. After analyzing the
progress, the authors conclude that the use of this method is appropriate for use in the training of future doctors. The case-study method has a lot of advantages in practice-oriented learning: the development of students' independent thinking, the ability to listen and argue their opinions, increases the motivation to further improve their knowledge of both Latin and pathophysiology. This method helps to isolate what is most important from what is of secondary value, so that when solving a certain situation in future, you can work out an algorithm for solving this situation and the doctor's actions.
Key words: education, case-study technology, pathophysiology, Latin, medical terminology, situational analysis, students.
УД. Антипина, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: uldanti@mail.ru
С.Н. Алексеева, канд. мед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: sardana_a@mail.ru
О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: oksanadm2006@mail.ru
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ» (НА ПРИМЕРЕ CASE-STUDY)
Подготовка врачей в настоящее время накладывает большую ответственность на преподавателей вузов - поиск подходящих и использование новых технологий в образовании. В данной статье описывается опыт использования технологии Case-study при изучении дисциплины «Патофизиология» в медицинском вузе. Обосновывается гипотеза, что данный метод ситуационного анализа способствует развитию навыков клинического мышления, приближает студентов к реальным профессиональным ситуациям. Проанализировав успеваемость, авторы приходят к выводу, что использование данного метода целесообразно для подготовки будущих врачей. Метод case-study имеет очень много достоинств в практико-ориентирован-ном обучении: развитие у студентов самостоятельного мышления, умение выслушивать и аргументированно высказывать своё мнение, повышение мотивации для дальнейшего усовершенствования своих знаний, как по латинскому языку, так и по патофизиологии. Данный метод способствует вычленению главного и второстепенного, благодаря чему при решении определённой задачи в будущем можно выработать алгоритм решения данной ситуации и действий врача.
Ключевые слова: образование, технология Case-study, патофизиология, латинский язык, медицинская терминология, ситуационный анализ, студенты.
Введение
Обучение студентов в медицинских вузах становится все больше практи-ко-ориентированным. От будущих врачей требуются знания теоретического характера и умения применять эти знания в практической деятельности [1]. Для успешной деятельности врача необходимо быстрое принятие решения по диагностике и лечению, то есть он должен владеть ситуацией. Учитывая вышеперечисленное, на курсе патофизиологии успешно применяется метод ситуационного анализа Case-study.
Методом case-study или методом конкретных ситуаций (от англ. case - случай, ситуация) называют один из методов современной образовательной технологии обучения. Суть метода заключается в активном применении проблемно-ситуационного анализа и при этом обучаемые должны сами найти пути решения конкретных заданных задач - ситуаций (решение кейсов). Впервые этот термин был использован в Гарвардском университете в 1870 году [2].
При этом преподаватель преследует цель совместными усилиями студентов проанализировать ситуацию, возникающую при определённой патологии органов или системы, найти более оптимальное практическое решение данной ситуации, используя основные патофизиологические понятия. При интерпретации данных больного появляется необходимость в знаниях латинской терминологии, что доказывает преемственность курсов патологической физиологии и латинского языка.
Целью данной работы является изучение современной образовательной технологии Case-study при изучении дисциплины патофизиологии.
Гипотеза: применение метода ситуационного анализа формирует навыки клинического мышления, приближает студентов к реальным профессиональным ситуациям.
Задачи:
1. Выявить проблемы, встречающиеся при решении ситуационных задач по патофизиологии.
2. Анализировать применение метода Case-study в решении конкретной ситуационной задачи.
3. Разработать алгоритм решения ситуационных задач по темам курса патофизиологии.
Методы и материалы
В решении данных задача использована современная образовательная технология профессионально-ориентированного обучения - Case-study или метод конкретных ситуаций.
В процессе изучения данной проблемы были вовлечены студенты 2 и 3 курсов отделений «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело». Первой группе студентов было предложено индивидуальное решение теоретических задач, без применения алгоритма ответа. Студенты второй группы решали ситуационные задачи с использованием метода Case-study.
Результаты и обсуждения
Как видно из таблицы 1, результаты между группами имеют явные различия. Абсолютная успеваемость и качество выше у студентов второй группы. Наиболее часто встречающиеся ошибки у студентов 1 группы:
1. Допускают типовые ошибки из-за отсутствия знаний о нормативных показателях функционирования организма.
Таблица 1
Оценка результатов успеваемости
Оценка 1 группа 2 группа
(%) (%)
Отлично 10 25
Хорошо 23 43
Удовлетворительно 56 32
Неудовлетворительно 11 0
2. 67% студентов не применяют латинскую терминологию, в связи с тем, что недостаточно понимают необходимость применения латинского языка в медицине.
3. Отсутствует логическая цепочка в решении всей задачи, от интерпретации отдельных результатов клинического обследования до объяснения патогенеза симптомов и синдромов и постановке основного диагноза.
В целом эти ошибки указывают на то, что у студентов отсутствует целостное восприятие картины существующей патологии у больного. В связи с этим актуальным становится применение метода Case-study.
Нужно отметить преимущество данного метода, который заключается в групповом оценивании конкретной ситуации [2]. Группа вместе с преподавателем вырабатывает алгоритм решения, который «строит» логическую структуру задачи. В начале решения выстраивается таблица с данными больного (см. приложение 1). Обязательным элементом таблицы являются данные нормативных показателей. Сравнительный анализ данных больного с нормативными показателями является основой для интерпретации результатов. При этом значимую роль играет знание клинической терминологии на латинском языке, который изучается на первом курсе. Наиболее часто встречаемыми ошибками можно отметить следующие:
1. Не умеют вычленять частотные элементы, греко-латинские дублетные обозначения (органов, частей тела, тканей и т. д.) в составе термина и не умеют «сложить» их значения.
2. Не умеют с заданными значениями образовать производные слова и соединить их в один термин (слово).
3. Не знают значение частотных терминоэлементов (как корневые, так и аффиксальные морфемы) [3; 4].
После анализа ситуационной задачи основным элементом является правильное обобщение результатов вычленения главного звена патогенеза нарушений и выстраивание логической схемы решения заданной проблемы. Полученное в итоге заключение служит аргументом для постановки правильного диагноза [5]. Наряду с этим у студентов появляется навык работы в одной команде и в реальных профессиональных ситуациях врачебной деятельности.
Заключение
Таким образом, активное использование современной образовательной технологии Case-study целесообразно при изучении дисциплины патофизиологии, которая является фундаментом для клинических дисциплин.
Достоинством метода можно считать развитие у студентов самостоятельного мышления, выслушивать и аргументированно высказывать своё мнение, повышает мотивацию для дальнейшего усовершенствования своих знаний и формирует интерес к дисциплине «Патофизиология».
Также нужно отметить, что данный метод позволяет преподавателю творчески подходить к разработке занятий, наладить контакт со студентами. При этом, несомненно, формируются компоненты воспитательной работы.
Алгоритм решения ситуационной задачи на примере решения гемограммы:
1) Оценить содержание показателей гемограммы (при интерпретации данных обязательно использование медицинской терминологии согласно правилам словообразования):
A) Эритроциты и гемоглобин: рассчитать ЦП, определить тип эритропоэза, оценить степень регенерации, отметить качественные изменения эритроцитов.
Б) Лейкоциты: рассчитать абсолютное содержание популяций лейкоцитов, оценить степень регенерации, отметить качественные изменения лейкоцитов.
B)Тромбоциты.
2) Выделить основную патологию крови, определить возможную причину и патогенез.
Ситуационный анализ гемограммы № 1
И наконец, использование описанного метода в преподавании дисциплины «Патофизиология» имеет значимые преимущества по отношению к другим традиционным методам обучения.
Имитация конкретных ситуаций, используемых в кейс-методах, позволит нашим студентам принять быстрое и правильное решение при аналогичных жизненных обстоятельствах, так как от их решения в будущем будет зависеть жизнь больного.
Приложение 1
Решение: 1) Оценивая содержание показателей гемограммы, приходим к заключению:
А) Анемия гиперхромная, макроцитарная, мегалоцитарная, гипорегенера-торная, мегалобластический тип кроветворения, а также присутствуют анизоци-тоз, пойкилоцитоз и клетки-маркеры В12 - фолиево - дефицитной анемии (тельца Жолли и кольца Кабо). Б) Лейкопения за счет абсолютной нейтропении, наличие патологических форм нейтрофилов. В) Тромбоцитопения.
2) Учитывая данные гемограммы и картины крови можно утверждать, что у больного В12 - фолиево - дефицитная анемия. Возможная причина - дефицит витамина В12 - фолиевой кислоты. Патогенез - нарушение синтеза ДНК и нарушение пролиферативных процессов в системе кроветворения преимущественно миелоидного ростка с переходом с нормобластического на мегалобластический тип.
Нормативы Дано: Расчеты Интерпретация
3,7*1012/л-5*1012/л Эритроциты -1,4*1012/л - Эритропения
120-160 г/л Гемоглобин - 60 г/л - Снижение гемоглобина
0,2-1% Ретикулоциты - 0,1% - Ретикулоцитопения
0,85-1,05 Цв. Показатель -? ЦП= Гемоглобин*3 / Эритроциты Зпервые цифры ЦП= 60*3/140=1,3 Гиперхромия
4*109/л - 9*109/л Лейкоциты - 2,5*109/л Лейкопения
0-1% (0-90) Базофилы - 0% Относительные и абсолютные значения в норме
1-5% (40-450) Эозинофилы - 2% Э= 2500*2/100=50 Отн. и абс. значения в норме
1-5% (40-450) 50-72% (2000-6480) Нейтрофилы: палочкоядерные - 1% сегментоядерные - 41% п/я=2500*1/100=25 с/я=2500*41/100=1025 Абсолютная нейтропения
18-38% (720-3420) Лимфоциты - 50% Л=2500*50/100=1250 Относительный лимфоцитоз при нормальном абс. значении
2-10% (80-900) Моноциты - 6% М=2500*6/100=150 Отн. и абс. значения в норме
180*109/л - 320*109/л Тромбоциты -100*109/л Тромбоцитопения
В мазке крови: Мегалоциты ++, макроциты +++, анизоцитоз, пойкилоцитоз, эритроциты с тельцами Жолли и кольцами Кабо. Единичные мегалобласты. Гиперсегментиро-ванные нейтрофилы. Мегалоцитоз, макроцитоз. В крови присутствуют эритроциты разных размеров (анизоциты) и разных форм (пой-килоциты) Эритроциты с патологическими включениями (тельца Жолли и кольца Кабо) и патологические формы нейтрофилов.
Библиографический список
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. Клиническая патофизиология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Available at: Evolkov.net: http://evolkov.net/case/case. study.html
3. Дмитриева О.Н. Перевод сложных и производных клинических терминов на занятиях по латинскому языку и основами медицинской терминологии. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 30: 15-17. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770955.htm
4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. 3-е издание, испр. и доп. Москва: 2007.
5. Новицкий В.В. Патофизиология: учебник в 2-х томах. Москва, 2009.
References
1. Litvickij P.F. Patofiziologiya. Klinicheskayapatofiziologiya. Moskva: G'EOTAR-Media, 2010.
2. Dolgorukov A.M. Metod case-study kak sovremennaya tehnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya. Available at: Evolkov.net: http://evolkov.net/case/case. study.html
3. Dmitrieva O.N. Perevod slozhnyh i proizvodnyh klinicheskih terminov na zanyatiyah po latinskomu yazyku i osnovami medicinskoj terminologii. Nauchno-metodicheskij'elektronnyj zhurnal«Koncept». 2017; T. 30: 15-17. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770955.htm
4. Chernyavskij M.N. Latinskijyazyk i osnovy medicinskoj terminologii. 3-e izdanie, ispr. i dop. Moskva: 2007.
5. Novickij V.V. Patofiziologiya: uchebnik v 2-h tomah. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 04.07.19
УДК 379.821
Babarykina N.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia), E-mail: www.n.babarykina@mail.ru
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. The article discusses a problem of how to form and develop ethno-cultural competence in students in the process of training in institutions of higher vocational education. On the basis of the analysis of earlier published researches on the given problem the conclusion about is actuality and prospect is made in the modern educational process, the current state of the problems elaboration in theory and practice is clarified, essential characteristics of the basics concept of "ethno-cultural competence" is given a copyright, generalized definition of the concept. The main features of the ethno-cultural competence are considered, necessary results of formation and development of ethno-cultural competence in the environment of students, received in the course of education in the university, conclusions about necessity of use of methods to develop ethno-cultural competence in the educational process of universities are made.
Key words: ethno-cultural competence, formation and development ethno-cultural competence, students, student youth, institution of higher education.
Н.В. Бабарыкина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: www.n.babarykina@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема формирования и развития этнокультурной компетентности студенческой молодёжи в процессе обучения в учреждениях высшего профессионального образования. На основе анализа ранее опубликованных исследований по данной проблеме делается вывод о её актуальности и перспективности в современном образовательном процессе, уточняются текущее состояние разработанности проблемы в теории и практике, сущностные характеристики базового понятия «этнокультурная компетентность», даётся авторское, обобщенное определение понятия. Рассматриваются основные признаки понятия «этнокультурная компетентность», необходимые результаты формирования и развития этнокультурной компетентности в среде студенческой молодёжи, полученные в процессе обучения в вузе, делаются выводы о необходимости применения методик формирования и развития этнокультурной компетентности студентов в учебном и воспитательном процессе вузов.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, формирование и развитие этнокультурной компетентности, студенты, студенческая молодёжь, учреждение высшего образования.
В современной системе высшего профессионального образования в России проблема формирования и развития этнокультурной компетентности студенческой молодёжи занимает одно из важнейших мест. К сожалению, в настоящее время в молодёжной студенческой среде отмечается недостаточный интерес к изучению своей этнической культуры, что постепенно может приводить к исчезновению этнокультурных ценностей. Основная проблема здесь состоит во влиянии активно развивающегося технократического характера современных социумов, увеличивающаяся ориентация современных людей на материальные факторы жизнедеятельности и уменьшение роли духовных ценностей в их жизни.
Студенческая молодёжь является одной из наиболее крупных, активных и значимых социальных групп современного российского общества, принимающих самое непосредственное участие во всех социальных процессах. Поэтому существует определённая зависимость между ценностями и менталитетом современной студенческой молодёжи и процессами развития российского общества в социальном, культурном, политическом и других направлениях.
Как отмечают многие современные российские исследователи (Р.Б. Год-жиева, О.А. Гущина, ГП. Иванова, А.Б. Панькина, Н.А. Шагаева, Х.Д. Ооржак), формирование и развитие этнокультурных ценностей в молодёжной среде является на сегодняшний день одной из важнейших государственных задач в сфере высшего профессионального образования. Также данными учёными отмечается имеющаяся тесная связь между уровнем развития этнокультурной компетентности в студенческой молодёжной среде и нравственным воспитанием личности, указывается на богатый нравственный потенциал этнокультурных ценностей, который необходимо использовать в образовательном и воспитательном процессах [1; 2; 3].
Развивая и поддерживая мысль данных учёных в контексте нашего исследования, мы также видим период обучения студенческой молодёжи в высшем учебном заведении вполне актуальным для формирования и развития этнокультурной компетентности и, как следствие, дальнейшего нравственного и духовного становления личности и её позитивных социальных характеристик.
Этнокультурная компетентность как социальное явление обладает значительным потенциалом в области преодоления множества социальных проблем, вызванных понижением уровня духовности современного общества и его нарастающей глобализацией.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что решение задачи формирования и развития этнокультурной компетентности в среде студенческой молодёжи в процессе обучения в учреждениях высшего образования можно значительно ускорить и усовершенствовать путём более глубокого и детального изучения научных и терминологических аспектов этого социального явления.
Научное рассмотрение проблем формирования и развития этнокультурной компетентности студенческой молодёжи в учреждениях высшего образования требует уточнения сущностной характеристики базового понятия «этнокультурная компетентность».
А.Б. Афанасьева предлагает авторское определение понятия «этнокультурная компетентность» - это «интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаниях в области родной и неродной этнокуль-туры, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что в итоге проявляет-
ся в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [4, с. 81.]
В исследованиях многих отечественных учёных (Н.Г Арзамасцевой, О.А. Гущиной, Н.М. Лебедева, В.Г Рощупкина, С.Н. Фёдоровой и др.) также используется понятие «этнокультурная компетентность», под которой понимается некая характеристика личности человека, выражающаяся в наличии знаний и представлений о различных культурах, реализующихся через умения, навыки и модели поведения, способствующие формированию межэтнического взаимопонимания и взаимодействия [5; 6].
Этнокультурная компетентность понимается данными исследователями как свойство личности, выражающееся в наличии:
- совокупности представлений, знаний о различных этнических культурах, культурных потребностях, интересах, обрядах, традициях, праздниках, фольклоре;
- знание особенностей национального самосознания, межнациональных установок, проблем языковых взаимодействий;
- знание приёмов и способов личностно-ориентированного позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способов саморегуляции и самоуправления эмоциональным состоянием, поведения в сложных жизненных ситуациях [7; 8].
Анализируя данные определения, можно сделать вывод о том, что этнокультурная компетентность - это системное понятие, не имеющее единого четкого определения в научной литературе, но достаточно тесно связанное со следующими науками: философией, социологией, педагогикой, психологией, культурологией, этнологией и т. д.
Определённый интерес для нашего исследования представляет определение понятия «этнокультурная компетентность» в педагогическом контексте: «Этнокультурная компетентность - это деятельностный параметр педагога. Личность, овладевшая этнокультурной компетентностью, имеет определённые навыки ориентироваться в жизненной ситуации адекватно, достойно, благородно, обладая свойствами высокой морали, неся ответственность за свою этнокультурную компетентность» [9, с. 32].
Анализируя и обобщая указанные выше понятия, можно сделать вывод, что этнокультурная компетентность проявляется в определённой манере поведения по отношению к родной культуре или к культуре в местах проживания какой-либо этнической группы, помогающая личности быть более адекватным, адаптированным и гармоничным в глазах представителей данного социума.
В.А. Барадулин, П.П. Блонский, И.П. Волков, В.В. Лоренц, Б.М. Неменский,
B.А. Сухомлинский в своих работах называли формирование и развитие традиционных этнокультурных ценностей важным компонентом образовательного процесса на всех его ступенях, эффективным средством воспитания личности. Развитие образовательного процесса на основе формирования этнокультурной компетентности раскрывается в исследованиях А.Б. Афанасьевой, Э.М. Джани-бековой, Е.Я. Коган, Е.А. Ленской, А.А. Пинского, Т.В. Поштарёвой, З.М. Урусовой,
C.Н. Фёдоровой, Н.А. Шагаевой и др. В диссертационных исследованиях Е.В. Алексеева, Т.Ю. Баутрук, Н.А. Горяевой, М.М. Дараган, Т.С. Комаровой, С.Н. Новикова, А.С. Хворостова, С.Н. Фёдоровой, Н.А. Шагаевой и др. рас-