УДК 339.138 Завьялов А. Ф.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РАБОТЕ С АБИТУРИЕНТАМИ ВУЗОВ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
В статье произведена оценка эффективности использования Интернет-Маркетинга (на примере работы с абитуриентами вузов г. Ярославля)
Ключевые слова: Интернет-маркетинг, абитуриенты вузов, информация.
Количество молодежи в стране сокращается. В 2006 году был последний нормальный набор в вузы по количеству абитуриентов. Уже в 2007 году количество желающих поступить в высшее учебное заведение сократилось на 10% [1]. Снижение количества абитуриентов в российских вузах связано не только с демографическим спадом, но и с так называемым «отложенным вопросом», когда молодые люди не сразу идут учиться в вузы, а откладывают дальнейшее образование «на потом». Что будет происходить с динамикой развития высшей школы в связи со снижением количества абитуриентов, это проблема, к которой мы должны подготовиться уже сегодня. Чтобы не затеряться в огромном количестве университетов, техникумах и училищах следует разработать как оперативный, так и долгосрочный план проведения рекламной компании, определить действия внутреннего PR. По количеству высших учебных заведений по данным Росстата Ярославль находится на 12 месте среди крупных городов России [2]. Отсюда можно сделать вывод о том, что конкуренция образовательных услуг в Ярославле крайне высокая.
Первым вопросом, на который необходимо знать ответ является определение наиболее используемых источников информации о вузах. В 2010 году отдел маркетинга Ярославского филиала Московского экономико-статистического института (ЯФ МЭСИ) провел специальное обследование поступивших студентов. Данные анкетирования приведены в таблице 1.
Ни для кого не секрет, что молодое поколение намного увереннее владеет с техникой, лучше разбираются и быстрее осваивают новые источники информации.
Данные табл. 1 показали, что большинство (84,2%) студентов получают информацию в Интернете. Вторым источником являются сведения, получаемая от друзей, знакомых, родственников. Далее идут справочники и дни открытых дверей и замыкает пятерку лидеров сведения получаемые
от выпускников и студентов ВУЗов. Традиционные источники, на которые тратятся большие средства: телевидение и радио, занимают незначительное место. Отсюда вытекает принципиально важный вывод, что упор в работе с молодежью нужно делать на новые виды информационных технологий и прежде всего на интернет маркетинг.
Таблица 1 Распределение абитуриентов ЯФ МЭСИ 2010-го года по источникам информации о ВУЗе
Источник информации Процент Ответивших*
• Справочники учебных мест 42,1%
• Радио 0,0%
• Телевидение 5,3%
• От выпускников и студентов МЭСИ 31,6%
• От друзей, знакомых, родственников 57,9%
• От учителей 5,3%
• Интернет 84,2%
• День открытых дверей 42,1%
• Выступление представителя вуза 15,8%
• Рекламный плакат/листовка в школе 0,0%
• Реклама в маршрутном такси 0,0%
• Выставки/ярмарки учебных мест 0,0%
• Другое 0,0%
* Было разрешено отметить несколько источников.
Прежде всего необходимо понять как старшеклассники используют домашний компьютер. Для этого обратимся к данным проведенного специального анкетного исследования специалистами коммерческой организации «Пиар-Интернет » совместно с психологами и педагогами города Москвы.
Опрос был анонимным и проводился исключительно через интернет. В начале старшеклассникам объясняли цель исследования, мотиви-
210
© Завьялов А. Ф., 2011
а 6 в г де ж
Рис. 1. Данные ответов на специальный вопрос. Как вы используйте домашний компьютер?
(доля ответивших в %)
а) для игры
б) для учебы, выполнения домашних заданий
в) для общения с друзьями
г) для получения свежих достоверных новостей
д) для зарабатывания денег
е) для творчества
ж) для проведения досуга (слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю книги)
ровали их максимально искренне и подробно отвечать на поставленные вопросы, создавали «обсуждения» в которых отвечали на возникшие вопросы. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики.
Всего были опрошены 482 ученика 11-ых классов из двенадцати школ г. Москвы (возраст 16-17 лет). 45% опрошенных составляют юноши, 55% - девушки. В анкете был специальный вопрос «Как вы используйте домашний компьютер?» Данные представлены на рис. 1.
На первом и втором местах стоит использование компьютера для учебы и проведение досуга.
На третьем месте стоит общение с друзьями, которое является одним из важнейших источников информации о ВУЗе. Отсюда видно что Интернет и онлайн маркетинг выходят на ведущее место в работе по привлечению абитуриентов. Тем более, что Интернет является самой дешевой и достаточно мощной информационной средой.
Прежде всего необходимо определить, по каким критериям абитуриент выбирает себе высшее учебное заведение. Результаты исследования, проведенного Ярославским филиалом МЭСИ на дне открытых дверей, представлены в таблице 2.
Экономика образования ♦ № 3, 2011
211
Та блица 2 . Критерии выбора высшего учебного заведения абитуриентами
• Престиж учебного заведения 47,4%
• Государственное или 63,2%
негосударственное
• Наличие выбранной специальности 52,6%
• Качество образования 57,9%
• Рекомендации родственников, 15,8%
знакомых
• Подходящая стоимость обучения 21,1%
• Близость к дому 0,0%
• Легко учиться 10,5%
• Небольшой конкурс 5,3%
• Интересная студенческая жизнь 35,30%
Позиция государственное или не государственное учебное заведение занимает первое место, но относится к тем факторам, на которые ВУЗы не имеют возможности влиять, поэтому не будем ее рассматривать. Следующие 3 позиции имеют решающую роль. На втором месте стоит качество образования (57,9%), на третьем- наличие выбранной специальности (52,6%), а на четвертом престиж выбранного ВУЗа (47,7%), именно эти факторы положены в основу комплекса
маркетинга. Дополнительно проведенное исследование выявило наиболее востребованные специальности. Данные опроса представлены в таблице 3.
Таблица 3 Предпочтение абитуриентов при выборе специальностей
Специальности Доля абитуриентов*
• Менеджмент 15,88%
• Торговое дело 5,36%
• Экономика 68,41%
• Прикладная информатика 10,55%
• Инноватика 0,00%
• Юриспруденция 21,10%
• Другаие 40,00%
* Можно было отметить несколько специальностей.
В ЯФ МЭСИ представлены наиболее популярные специальности из тех, которые занимают лидирующие места в таблице 3. Более того экономика предствлена несколькими направлениями: маркетинг, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, антикризисное управление, то есть ВУЗ полностью отвечает потребностям абитуриентов.
Когда мы сталкиваемся с вопросами обучения и памяти, говоря о высших учебных заведениях, необходимо помнить, что у абитуриентов чаще всего нет личного опыта и по этому он скорее всего будет использовать внешние источники. В XXI веке когда интернет стал колоссальным хранилищем данных, логично было бы предположить, что основную массу информации, для формирования личного отношения к ВУЗу, студенты будут черпать именно там, что подтверждается исследованиями МЭСИ приведенными в таблице 1. Всегда неплохо внести в рассказ, помимо достижений, промахи или даже неудачи. Каждый рассказ или история должны иметь своего героя в нашем случае это или выдающийся ученый или руководитель ВУЗа. Такие интересные эмоциональные сведения имеют свое продолжение уже в пересказах сотрудников и студентов. Они призваны формировать позитивную модель поведения. Желательно, чтобы это была не чистая выдумка, а эффектно и красиво в нужном ракурсе рассказанная быль об удачной сделке, о неком личном успехе преподавателя ВУЗа. Школьника, поступающего в
высшее учебное заведение, больше всего интересует, кем он станет, и сколько будет зарабатывать. Поэтому на этапе проведения интернет маркетинга необходимо создать у абитуриента и его родителей высокую престижность ВУЗа. Для этого необходимо помещать в интернет его историю и демонстрировать, что большинство выпускников ВУЗа имеют престижную работу с хорошей оплатой, а все негативные примеры -это всего лишь малая часть. Для этого нужно показать, как можно больше информации о том, куда устроились выпускники. Дать сведения об их трудоустройстве в самые престижные компании города, страны и даже за границей. У любого вуза, который существует на рынке около 20 лет; таких примеров предостаточно. Для молодых людей в возрасте 17-18 лет не менее важна вне учебная деятельность. Исследование 950 абитуриентов Херсона показало, что самым популярным, распространенным способом времяпровождения является общение с друзьями, ровесниками (так написали 59,6 % опрошенных).
Второе по популярности место в списке способов проведения досуга занимает общение и работа за компьютером - 27,8 % детей написали об этом.
Как мы видели ранее, домашний компьютер является необходимым Самым популярным, распространенным способом времяпровождения является общение с друзьями, ровесниками (так написали 59,6 % опрошенных). Еще 4,7 % написали, что проводят свободное время со своим парнем (девушкой). Атрибутом в 85 % семей. Львиную долю своего свободного времени 85 % семей. Львиную долю своего свободного времени старшеклассники проводят за компьютером (в среднем от 2 до 4 часов в день), в основном -в Интернете.
Также присутствуют такие популярные среди одиннадцатиклассников способы проведения досуга:
Чтение как любимый вид отдыха отметили 13 % опрошенных. Слушанье музыки как способ проведения свободного времени указали 10,3% старшеклассников. 12 % юношей написали, что в свободное время занимаются различными видами спорта (чаще остальных упоминаются игра в футбол и тренировки). Отношению к спорту был посвящен отдельный вопрос анкеты, который показал, что спорт не является любимым занятием старшеклассников - 27,6 %
опрошенных не занимаются спортом вообще, а 30,9 % - не регулярно. 11,8 % одиннадцатиклассников написали, что увлекаются различными видами творческой деятельности, чаще всего это - рисование, написание стихов или прозы, танцы, игра на музыкальных инструментах и другие увлечения.
В клубах, барах и на дискотеках любят проводить время лишь 8,8% опрошенных.
Эта информация дает полную картину того чем хотели бы заниматься абитуриенты во вне учебной деятельности а она стоит для студентов на пятом месте[3].
Какие бы маркетинговые действия не предпринимались в конечном итоге они служат для повышения осведомленности о ВУЗе и форми-
ровании положительного к нему отношения. В данном случае, когда клиентом является высшее учебное заведения, нам кажется, что именно мероприятия основанные на Интернет технологиях будут иметь наибольшее воздействие, что связано как с общей их дешевизной, так и с целевой аудиторией, которая в большинстве своем представлена людьми в возрасте 16-17 лет.
Библиографический список
1. URL: www.foin.ru - официальный сайт фонда «Общественное мнение».
2. URL: www.gsk.ru - официальный сайт федеральной службы государственной статистики.
3. Социально-психологический проект Херсонской городской общественной организации «Сшльна справа» «100 вопросов о тебе и о мире».
Zavialov A. F.
EXPERIENCE IN USING INTERNET MARKETING TO WORK WITH APPLICANTS UNIVERSITIES OF THE CITY OF YAROSLAVL
The paper evaluated the effectiveness of Internet marketing (for example, work with applicants universities Yaroslavl)
Keywords: Internet marketing, students of universities, the information.
УДК 378
Минаев Д. В.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена развитию профессиональных интересов студентов в педагогической модели инженерной деятельности, указаны основные ее признаки, определен предмет и виды инженерной деятельности: расчетно-проектная, производственно-технологическая, экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая, монтажно-наладочная, сервисно - эксплуатационная, которые являются основными этапами педагогической модели инженерной деятельности.
Ключевые слова: профессиональный интерес, педагогическая модель, инженерная деятельность, виды инженерной деятельности.
Во время обучения в вузе в процессе изучения специальных дисциплин студенты включаются в определенную профессиональную инженерную деятельность, осваивая методы принятия инженерных решений, знакомясь с теоретическими основами управления, методами работы с персоналом, тенденциями развития научно - технического прогресса в отрасли.
Проблемам инженерной деятельности, инженерного образования посвящены труды В. И. Белозерцева, М. К. Татушкиной, Е. А. Соловьевой, О. Б. Годлинек, В. С. Степина, В. Г Горохова, М. А.Розова. Детальный социально-психологический анализ инженерной деятельности дан в работах М. К. Татушкиной, Е. А. Соловьевой, О. Б. Годлинек. В трудах
© Минаев Д. В., 2011
Экономика образования ♦ № 3, 20111