Н. Н. Суртаева
(Санкт-Петербург)
Опыт и результаты исследования инновационных процессов в педагогическом образовании
В статье представлены результаты исследования инновационных процессов в педагогическом образовании, полученные лабораторией инноватики в педагогическом образовании Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования (ФГНУ ИПООВ РАО)
Различное понимание педагогического образования в инновационном пространстве России открывает множество направлений для его исследования. Конечно, сохраняется генеральная линия рассмотрения педагогического образования в условиях университетов, но и на этот процесс оказывает существенное влияние быстрота общественных перемен.
Ф. Майор по этому поводу, указывает, что быстрота общественных перемен свидетельствует о том, что образование с каждым днем все больше готовит новые поколения к вступлению в мир, который не является нашим, а следовало бы это делать и для вызова и риска, которые нам не будут известными. Все это подчеркивает необходимость быть упорными в стремлении основательно пересмотреть наши цели и методы в образовании и поднять педагогические дискуссии на уровень ответственности за усиление автономии, различия в мышлении, творчества в образовательном процессе. Инновационные процессы здесь имеют непосредственное влияние. И Невозможно не согласиться с Д.И. Менделеевым, который говорит о бесконечности науки, влияющей на формирование новых и новых задач, в том числе в университетском образовании, открывающих дорогу инновационным процессам.
Об инновационных процессах на современном этапе написано множество научных статей, чаще стали звучать мысли об инновационном уставании, инновационной стагнации, тем не менее практически во всех стратегических документах, регламентирующих деятельность образовательной системы в России, в том числе профессионального образования говорится об инновационной деятельности как необходимом условии ее мо-
дернизации. Так в новой редакции закона «Об образовании в Российской федерации» отмечается, что «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» [1].
Лабораторией инноватики в педагогическом образовании ФГНУ ИПООВ РАО исследовалась тема: «Проектирование инновационных процессов в педагогическом образовании». Приведем отдельные результаты, полученные в период с 2008 по 2013 г.
Исследование базировалось на научных представлениях в области инноватики, педагогической инноватики различных отечественных и зарубежных ученых (К. Ангеловски, В. И. Богословский, В. А. Бордовский, В. В. Ко-рухов, В. В. Лаптев, В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, С. А. Потачев, А. Л. Симонов, И. И. Соколова, А. В. Хуторской, Р. Юсуфбекова, О. В. Шарыпов и др.].
Анализ инновационных процессов в педагогическом образовании на современном этапе позволяет отметить две модели реформирования, в первой отдается предпочтение разделению функций преподавания и исследования, оставляя университету преимущественно образовательные задачи (Финляндия, Университеты прикладных наук], в этом ключе идет наработка инноваций; вторая модель предполагает слияние преподавания и научных исследований в университетах (Канада, Германия, Франция]. В соответствии с этими моделями происходит и развитие педагогического образования в Европе. По разному оп-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013
105
ределяются и направления реформирования педагогического образования.
И. И. Соколова, описывая зарубежный опыт реформирования, подчеркивает значение анализа недостатков и разработки способов их устранения, изучения продвинутых учреждений педагогического образования, трансформацию их опыта на другие учреждения [2].
В России на современном этапе реформирование, модернизация педагогического образования идет по разным направлениям: это и создание Федеральных университетов, (речь идет о Национальном российском педагогическом университете, исследовательско-образовательных университетов, становление вариативности педагогических учреждений, осуществляющих педагогическое образование, - педагогические институты, педагогические университеты, социально-педагогические академии, педагогические колледжи, институты повышения квалификации, институты развития регионального образования, академии повышения квалификации педагогических кадров и т.д.].
Происходят инновационные преобразования в управлении вузами- переход на новое содержание, структуры, нормативы учебной документации, регламентирующие учебный процесс в вузе, попытка перехода на новые технологии обучения в вузе, применение новой системы аттестации как самих педагогических учреждений, так и профессорско-преподавательского состава, изменение информационно-учебной среды, функций педагогических работников, введение ИКТ, новых профессиональных видов деятельности (тьютер, академический консультант, директор магистерской программы, при сохранении системы кураторства с наделением ее несколькими нетрадиционными функциями].
Наблюдается тенденция сокращения педагогических вузов за счет слияния с другими вузами, изменение системы итоговой аттестации бакалавров и магистров, изменения в системе подготовки специалистов высшей квалификации (аспирантура, докторантура], введение образовательных программ для подготовки аспирантов и т.д. Широко трактуется и понимается само педагогическое образование, оно рассматривается как социокультурный феномен. Интегративные процессы в мировое сообщество, которые придают характер огромного разнообразия и вариатив-
ности педагогическому образованию, требуют усилий научного исследования.
При изучении и анализе инновационных процессов в педагогическом образовании были проанализированы и обобщены принципы проектирования инновационных процессов, разработаны новые - такие как принцип провоцирующий, раскрывающий истоки возникновения деятельности педагога по разработке инновационных проектов, направленных на разрешение ситуаций, обозначенных выявленной причиной; принцип необходимой инновационности развития педагогической среды, подчеркивающий характер постоянных изменений в сферах жизнедеятельности и ставящий задачу инновационных преобразований, их проектирования с акцентом на необходимость модернизации педагогического образования; принцип потребностной антропологической повседневности, акцентирующий внимание на изменения потребностей человека, что включает новые задачи проектирования, реформирования.
Среди инновационных процессов реформирования педагогического образования отметим преобразование методологического знания, выступающего основой этого реформирования, которое развивается по различным направлениям (методология организованной сложности, уровневая методология, интегративная методология], усиливающим полипа-радигмальность педагогического знания.
В ходе проектирования инновационных процессов в педагогическом образовании установлено, что методологическим основанием все чаще выступает полипарадигмальный подход (наряду с другими - синергетический, социокультурный, антропологической повседневности, полимодальный, герменевтический и т.д.]. Полипарадигмальность выступает как методологическое основание инноваций, направленных на построение индивидуально-ориентированного образовательного процесса в вузе, ассимилируя синергетический, системный, личностно-ориентированный, компетентностный и другие подходы в ходе проектирования процесса обучения студентов в условиях реализации ФГОС ВПО.
В этом ключе обозначены концептуальные основания проектирования инновационной педагогической продукции (методология непрерывного образования, методология организованной сложности, компетентностный подход, модульный принцип, принцип инте-
гративности, синергетичности, социальности и др.]. Расширение исследовательского пространства вопросов методологического характера в педагогическом образовании, привело к увеличению проблемных полей при обсуждении путей его реформирования. (выделение генеральной линии понимания педагогического образования целесообразность полипарадигмального подхода в методологическом знании, полифоничность понимания инновационных процессов и всех составляющих инновационного пространства и т.д.].
Изучение опыта реализации инновационных процессов в педагогическом образовании показало, что в данный момент слабо разработаны механизм предупреждения рисков, механизм нивелирования негативных последствий от внедрения новаций. Поэтому одним из результатов работы в контексте обозначенной темы является спроектированный механизм нивелирования негативных последствий (механизм ресоциализации инноваций], как поэтапный процесс, включающий аспект формирования инновационной культуры (осознание значимости и необходимости новаций, готовности /подготовки к освоению новаций, осмысление результатов от внедрения новаций, признание критериев и показателей оценки результативности новаций, рефлексия условий, среды, обеспечивающих получение обозначенных результатов, готовность к корректировке, трансформации результатов в педагогическом сообществе и т.д.], аспект системного использования новаций в своей профессионально-педагогической деятельности.
За период исследования темы спроектированы и апробированы в педагогической практике различные инновационные модели (модель сопровождения освоения инновационных процессов в педагогическом образовании; модели научного руководства и методического сопровождения педагогического образования коллективов учреждений различных типов и видов, основанных на комплексном сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов педагогов в формальном, неформальном и информальном образовании; модель методического сопровождения деятельности ППС вуза, обеспечивающая рост профессиональной компетенции преподавателей, способных эффективно реализовать уровневый образовательный процесс при переходе на ФГОС ВПО третьего поколе-
ния; модель практикующего обучения с включением телекоммуникационных технологий для развития медиакультуры педагогов в учреждениях повышения квалификации и др.], реализация которых может служить материалом для преобразования образовательного процесса в учреждениях осуществляющих педагогическое образование в рамках решения задач, обозначенных в стратегических документах.
Среди инноваций образовательного процесса в реформировании педагогического образования в качестве результатов приведем предложенные инновационные технологии и методы, апробированные в вузе и учреждениях повышения квалификации педагогических кадров: метод репертуарных решеток, метод одного слайда, анализ конкретных ситуаций, технология модерации, образовательный ретренинг, технологии опоры на собственный опыт, технология инкрементализма и др., - позволяющие актуализировать позитивный опыт профессорско-преподавательского состава, Кроме того, прошли апробации инновационные технологии управления образовательными учреждениями, основой которых выступает принцип командообразования и современные стили управления.
Реализация предложенных инновационных методов и технологий осуществлялась в образовательном процессе психолого-педаго-гического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, в Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, с которыми сотрудничает лаборатория через реализацию инновационных учебных курсов, таких как «Современные теории социального благополучия», «Современные процессы социализации», «Технологии модерации»; «Конфликтология в социальной работе», «Поддержка взрослых в период профессиональных кризисов», «Инновационные педагогические технологии», «Проектирование инновационной образовательной среды», «Теория и методология исследовательской деятельности социальной сферы» «Различные формы зависимости взрослых»; «Технология проектирования социальной среды», «Мониторинг в социальной работе», «Технологии обучения социальной работе» и др.
При изучении и анализе теоретических вопросов, связанных с инновационными процессами в педагогическом образовании, с целью систематизации инновационного поня-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013
107
тийного пространства в науке в области педагогического образования выявлена большая вариативность трактовок основных понятий, вошедших в инновационное пространство педагогического образования (инновации, новации, инновационные процессы, инновационные поля, инновационное обучение, инновационные системы, инновационные подходы, инновационные технологии, инновационные методы, инновационные стили управления и т.д.], они создают дополнительные проблемные поля в исследовании педагогического образования и требуют научного осмысления. Как справедливо говорил в свое время В. Г. Плеханов, «прежде, чем спорить, давайте договоримся о понятиях».
В этом ключе лабораторией разработаны и опубликованы четыре терминологических словаря «Глоссарий: инновационные процессы в образовании», «Понятийная интервенция в педагогике»; «Навигатор в мире социального», «Словарь о педагогиках и педагогическом», «Навигатор в мире технологий».
Изучение опыта деятельности учреждений, реализующих педагогическое образование, и результаты исследований, полученные лабораторией, убеждают в необходимости научных исследований инновационного пространства педагогического образования, которое находится в состоянии постоянных системных изменений.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897).
2. Соколова И. И., Сергиенко А. Ю. Компаративный анализ реформирования педагогического образования в развитых странах современного мира // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании (9-ый методологич. семинар, школа академика РАО А. П. Беляевой). - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - С. 31-40.