Научная статья на тему 'Опыт и анализ внедрения системы проверки графических построений в учебный процесс'

Опыт и анализ внедрения системы проверки графических построений в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / СИСТЕМА ПРОВЕРКИ ГРАФИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ (СПГП) / ФУНКЦИИ-ПОДПРОГРАММЫ / ПРОВЕРКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ / ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ / SYSTEM OF CHECKING FOR GRAPHIC CONSTRUCTIONS (SCGC) / DESCRIPTIVE GEOMETRY / THE FUNCTIONS-SUBROUTINES / CHECKING OF RESIDUE KNOWLEDGE / VERIFYING TASKS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шмуленкова Елена Евгеньевна

Целью нашей работы является разработка функций-подпрограмм, позволяющих ввести новое символическое описание процедур проверки графических построений. Для оценки работоспособности системы проверки графических построений (СПГП) было осуществлено внедрение в учебный процесс. СПГП создана на основе пакета САПР ACAD и алгоритмического языка программирования AutoLISP. В статье представлен анализ сравнения работоспособности системы «ПРОМЕТЕЙ» и СПГП на основе проведенного анкетирования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шмуленкова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experiment and analysis of introduction of graphic construction checking system in educational process

The purpose of our job is the development of the functions-subroutines, allowing to introduce the new token description of procedures for checking of graphic constructions. For evaluation of working capacity of graphic constructions checking system (GCCS) its introduction in educational process have been implemented. GCCS is framed on the basis of packet CAD ACAD and an algorithmic language of programming AutoLISP. In the article the analysis of comparison of working capacity of system «PROMETEY» and «GCCS» on the basis of students'' questionnaires is presented.

Текст научной работы на тему «Опыт и анализ внедрения системы проверки графических построений в учебный процесс»

УДК 378.146:004

Е. Е. ШМУЛЕНКОВА

Омский государственный технический университет

ОПЫТ И АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ ГРАФИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС_

Целью нашей работы является разработка функций-подпрограмм, позволяющих ввести новое символическое описание процедур проверки графических построений. Для оценки работоспособности системы проверки графических построений (СПГП) было осуществлено внедрение в учебный процесс. СПГП создана на основе пакета САПР ACAD и алгоритмического языка программирования AutoLISP. В статье представлен анализ сравнения работоспособности системы «ПРОМЕТЕЙ» и СПГП на основе проведенного анкетирования студентов.

Ключевые слова: начертательная геометрия, система проверки графических построений (СПГП), функции-подпрограммы, проверка остаточных знаний, проверочные задачи.

В настоящее время развитие компьютерных технологий привело к интенсивному использованию их в учебном процессе, в том числе и при изучении таких дисциплин, как «11ачертательиая геометрия» и «Инженерная графика». Этому использованию способствует как рост числа обучающих программных продуктов, так и снижение затрат на внедрение интерактивных обучающих систем в учебный процесс. Заметим, что применение тестирующих программ на различных этапах подготовки студентов становится теперь нормой во многих учебных заведениях |! |. Тем не менее сохраняется ещё множество сфер учебной деятельности, в которых обучающий потенциал компьютерных технологий использован слабо. Примером этого является отсутствие программ, позволяющих проводить оценку графических построений.

При разработке автоматизированной СПГП, позволяющей проводить анализ решений большинства задач, возникла необходимость в создании однотипных функций-подпрограмм на основе пакета САПР ACAD. Поэтому была предпринята попытка разработать ряд таких функций-подпрограмм, которые позволили бы оценивать построения графических примитивов но определенным признакам при оценке СПГП решения задач студентами. Данные функции-подпрограммы используют при составлении текстов программ, описывающих процедуры проверки большинства задач. Это приводит к значительной экономии времени при составлении и отладке указанных выше программ за счет упрощения и сокращения записей. Использование функций-подпрограмм позволило создать новую символическую запись описания процедур оценки графических примитивов. Заметим, что при создании функций-подпрограмм используются допуски построений примитивов, используемых при решении задач студентами (например, не всегда удается провести прямую через заданную точку и это приходиться делать с погрешностью минимальное значение которой определяется удалением прямой от заданной точки). В таблице 1 приведены наиболее часто используемые

функции-подпрограммы при оценке графических построений. Аргументы данных функций могут быть значения координаты точек, значения углов, расст ояний и допуски, влияющие на погрешности в вычислениях при оценке положения построенных примитивов. Использование других программ, например системы КОМПАС, при разработке СПГП затруднено отсутствием в данных программах функций, обеспечивающих доступ к примитивам.

Кроме перечисленных функций-подпрограмм, представленных в табл. I, используются также подпрограммы:

1. БР-ЫЫЕ - программа, создающая список примитивов, состоящая из отрезков и определяющая значения координат их начальных и конечных точек;

2. 5Р-Сис1е — программа, создающая список примитивов из окружностей и формирующая значения координат центров окружностей и их радиусов.

Рассмотрим пример составления текста программы проверки графических построений задачи, связанной с построением прямой, проходящей через за-даннуюточку и перпендикулярной к заданной фронтально-проецирующей плоскости на основе использования функций-подпрограмм, представленных в таблице I (рис. 1). В указанной задаче также необходимо построить точку пересечения перпендикуляра с плоскостью.

При решении этой задачи необходимо использовать следующие функции-подпрограммы, представленные втабл. 1:

1. (Упе-Р1-РАК-Р2-Р3 Р1 Р2 РЗР-Р Р-11), 2. (Упе-Р!-РЕЯ-Р2-РЗ Р1 Р2 РЗ Р-Э Р-и), 3. (ипе-Р1-Р2 Р1 Р2 Р-Г>), 4.(Снс1е-Р1-1*Р1 И Р1-0 Я-Э), 5. (1ех(-Р1-Р2АЗР1 Р2), 6. (БР-иЫЕ) 7. (5Р-Спс1е). В записях функций в скобках в начале находится название функции, например, ипе-Р)-РАК-Р2-РЗ, а затем аргументы функций Р1 Р2 РЗ Р-Э Р-и, при этом аргументы Р-1Э Р-11 задают допуски (см. табл. 1).

Приведем фрагмент текста основной программы, отражающей запись процедур проверки графических пост роений, связанных с решением указанной задачи (рис. 1).

Таблица I

Спис ок функций-подпрограмм, позволяющих кодированное описание процедур распознавания графических примитивов,

построенных в ходе решения задач

N9 Изображение геометрических объектов и оцениваемых примитивов Обозначение функций-подпрограмм Назначение функции-подпрограммы и описание допуска

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ОТРЕЗКОВ ПРЯМЫХ

1 1

Р1

(Ип»-Р1-00Я Р1 Р-1. Р-0)

Программа осуществляет поиск горизонтальной

прямой из набора примигшюп проходящую,

через •заданную точку /',

(Р-Ь — допуск на горизонтальность;

РО — допуск на точку)

Р1

(Ыпо-Р1-УЕР Р1 Р-ЬР-Р)

11|юграмма осу|цествляет поиск вертикальной

прямой, из набора примитива«, проходящей

через заданную точку Р,

(Р-1. — допуск на вертикальность;

Р-И —допуск на точку)

и* 180

(UnoP1UGl.P1 иР-ОР-и)

Прог|)амма осуществляет поиск прямой, из набора примитивов, проходящей через заданную точку Р1 и имеющей определенный угол наклона 11 (Р-П — допуск на точку; Р-0 — допуск на угол)

(1.1пе-Р1-Р2Р1 Р2Р-0)

Программе осуществляет поиск прямой, из набора примитивов, проходящей через две заданные точки (Р! и Р2) (Р-0 — допуск на точку)

(Ипо-Р1-РАР-Р2 РЗ Р1 Р2 РЗ Р-0 Р-и)

Программа осуществляет поиск прямой, из набора примитивов, проходящей через заданную точку Р,

и параллельную другой прямой, проходящей

«срез две заданные точки Р, и Р,

(Р-1) — допуск на точку; Р-и — допуск на угол)

(1.1по-Р1 -РЕЯ-Р2-Р3 Р1 Р2 РЗ Р-Э Р-и)

П|юграмма, осущес твляющая поиск прямой из набора примитивов, проходящей через заданную точку Р1 и являющуюся перпендикуляром к прямой, проходящей через две заданные точки Р2 и РЗ (Р-П — допуск на точку; Р-1) — допуск на угол)

У

(Llno-GOR.h1.h2 М Ь2 Р-Э)

£

Ь2

м

I программа осуществляет поиск

горизонтальной прямой, принадлежащей области,

заданной прямыми /■ 1 и /Г2,

где прямая /Н — определяет нижнюю границу

области

с минимальным значением координаты у™у„„, Л2 — определяет верхнюю границу области с максимальным значением координаты у-у_, (Р-Р — допуск на точку).

I

Е

X

X ю

о»

I !

У

1 * Г _иил

М.

Л шах

(Llne.VER-h1.h2 М Ь2 Р-0)

Программа, осуществляющая поиск вертикальной прямой, принадлежащей области, заданной прямыми Ы и Л2,

где прямая ЛI — определяет левую границу области с минимальным значением координаты прямая Л2 — определяет п|мвую границу области с минимальным значением координаты х~*„ (Р-1) — допуск на точку|

Продолжение табл. 1

9 Р1 V Ч \ \ Р2 (Llne-PAR-P1-P2 Р1 Р2 P-U) Программа осуществляет поиск прямой, и 1 набора примитимон параллельных прямой, проходящей через точки Р1 и Р2 (Р-и — допуск на угол)

10 Р1 \Р2 X (Llno-PER-P1-P2 Р1 Р2 P-D P U) Программа, осущостиляюща" поиск отрезков прямой, перпендикулярной прямой, п|юходящей через точки Р1 и Р2 (Р-П — допуск на точку; Р-и — допуск на угол)

ОЦЕНКА И РАСЧЕТ ПОЛОЖЕНИЯ ТОЧЕК

II Р2 (Point-P1-P2-distans P1 Р2 L P-D L-D) Программ* осуществляе т расчет точки находящейся цЛ прямой, проходящей через точки Р1 и 1*2. на заданном расстоянии (.отточки П (Р-Г) — допуск на точку; Ю — допуск на |>лсстоянне 1.|

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ГЕКСГОВ

12 Р2 | A3 | Р1 (text-P1-P2 A3 P1 P2) П|юграмма, осуществляющая поиск текста обозначения точки A3, находящейся в области прямоугольника, заданного точками PI и Р2 на его диагонали Вазовая точка текста располагается в области этого прямоугольника

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ОКРУЖНОСТЕЙ

13 Р2 РЗ Г7 (Clrcle-P1-P2-P3 Р1 Р2 РЗ P1-D R-D) 11рограмма, осуществляющая поиск окружности с центром, инцендентным точке Р1, и |)11Диусом, определяемым расстоянием между точками /'2 и РЗ. (Р1-0 — допуск на точку, 11-1) — допуск на радиус)

14 (Clrcle-PI-RP1 RP1-DR-D) Программа, осуществляющая поиск окружности с центром, инцидентным точке Р1, и радиусом, определяемым значением И (14 Т) — допуск па точку, И-Э — допуск на радиус)

(DEFUN Prov-Tl-zl ()

(SP-LINE) — программа для создания списка примитивов из прямых

(setq LLI LL$) —обозначение списка прямых LL$ переменной LLI.

Поиск прямой па фронтальной проекции, проходящей через точку К2 и перпендикулярной отрезку Л2С2

(sotq РК2 (list 100 160) РА2 (list 110 220) PC2 (list 180 170) PERP$ (list)) переменная PK2 - задает координаты точки К2, переменные РА2 и РС2 задают координаты соответственно точек А2 и С2

(selq P-D 3 P-U 0.087); значения аргументов P-D Р-U (см. табл. 1)

(Line-PI -PER-P2-P3 РК2 РЛ2 РС2 P-D P-U).

Поиск прямой, параллельной оси х и проходящая через заданную точку, РК1 — ¡задает координаты точки К1

(setq PKI (list 100 90) РХ1 (list 50 MO) PX2 (list 250 140) PARALLS (list)); переменная PK1 - задает координаты точки Kl, переменные PX1 и PX2 задают начальные и конечные координаты точек оси х

(setq P-D 3 P-U 0.069) — значения аргументов P-D P-U (см. табл. I )

(Line-PI-PAR-P2-P3 PK 1 РХI РХ2 P-D P-U) (setq N_PAR 1 N_PAR$ K_PAR1 K_PAR$) — присвоение значений координат начальной и конечной точек отрезка горизонтальной проекции перпендикуляра.

Поиск линии проекционной связи

£3 Правка AutoCAD 2006 Tonal Т е и а 2 Проверить Помощь

•! я г ■

J> S S J> s в

/

0 A

Тема 2 Задача 2

Прямая и плоскость (позиционные и метрические задачи)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задана фронтально проецирующая плоскость и точка К

Через точку К построить отрезок, перпендикулярный заданной плоскости Построить точку пересечения(Е1.Е2) перпендикупяра с плоскостью

Рис. I. Исходные данные задачи «Построение перпендикуляра через заданную точку к фронтально-проецирующей плоскости»

(setq PEI (list 131 204) РЕ2 (list 131 90) OTR$ (list)); точки P7 и P8 задают координат точек El и Е2, которые задаются при формировании исходных данных рисунка

(setq P-D 3); значение аргумента P-D (см. табл. I)

(Line-Pi-Р2 PEI РЕ2 P-D)

окончание функции Prov-Tl-zl.

В этом фрагменте текста программы использованы 4 функци-подпрограммы. Каждая из этих функций-подпрограмм состоит в среднем из 50 строк. При использовании функций-подпрограмм сокращена запись программы с 50 до 3 строк. Заметим, что при этом экономится время на создание программ проверки каждой отдельной задачи. Это значительно упрощает процесс составления и отладки программ проверки графических построений. На рис. 2 представлено содержание графической зоны СПГП после проведения процедуры проверки задачи.

В настоящее время на основе указанных функций-подпрограмм составлены более 20 проверочных задач на темы «Изображения точек, прямых и плоскостей на комплексном чертеже» и «Взаимное положение прямой и плоскости».

При работе в СПГП студент использует только 4 команды из панели геометрии AutoCAD (точка, текст, окружность, прямая). В связи с этим достаточно вводного курса по принципу работы в этом графическом редакт оре, который можно провести перед началом кон троля, затратив на него около 20 минут.

Для оценки работоспособности СПГП в Омском государственном техническом университете было осуществлено внедрение в учебный процесс.

В группах проводился контроль остаточных знаний с помощью использования данной системы. Каждому студенту предлагалась I тема из курса начертательной геометрии, состоящая из 5 задач. Порядок работы пользователя в системе СПГП осуществлялся в следующей последовательности:

1. Студент запускает программу AutoCAD (рис. За);

2. Щелкает па кнопку «Тестирование». Пункт

«Тестирование» добавлен в стандартное выпадающее меню системы «AutoCAD» (рис 36). Возврат к стандартному меню AutoCAD осуществляется указанием опции «AutoCAD», в строке меню (рис. Зг);

3. В появившемся окне студент вводит пароль, выданный заранее преподавателем индивидуал!,но для каждого пользователя системы, а также номер группы (рис. Зв);

4. Выбирает проверочную задачу (рис. Зг). После этого загружается текстовый файл на языке Ли-toLISP, формирующий изображение исходных данных проверочной задачи (рис. 1|;

5. Выполнив определенные построения, пользователь загружает с помощью падающего меню процедуру проверки решенной задачи (рис. Зд). После этого СПГП выводит комментарии анализа построений, с присвоением рейтингового балла за каждый проделанный шаг в ходе решения всей задачи. На рис. 2 представлено решение проверочной задачи и комментарии после загрузки процедуры проверки задачи. Далее пользователь системы с помощью падающего меню выбирает следующую задачу темы;

6. После решения всех задач пользова тель получает сообщение о том, что он завершил тестирование. При этом в появившемся окне необходимо щелкнуть но кнопке ОК (рис. Зе);

7. На основе анализа решений СПГП выводит пользователю отчего результатах проверки графических построений всех задач по теме. В этом отчете отражаются рейтинговый балл за каждую отдельную задачу и общая оценка (рис. 4) Рейтинговый балл также сохраняется в файле, содержащем информацию о результатах решения задач студентами, по каждой отдельной группе.

После окончания практического занятия, связанного с проверкой остаточных знаний, с помощью СПГП студен там предлагалось заполни ть анкету, состоящую из 10 вопросов, касающихся принципа работы и сравнения СПГП с тестирующей системой «ПРОМЕТЕЙ» |3|. С целью анализа результатов анкетирования студентов в таблице 2 представлен ряддиа-грамм, построенных на основе обработ ки резульга-

Файл Правка АъХоСАО 2006 Т е н а I Т с м а 2 Проверить Помощь

я ^ о & г • с? у ^ ^ у у ^ в

/ о

А

Тема 2 Задача 2

Прямая и плоскость (позиционные и метрические задачи)

Задана фронтально-проецирующая плоскость и точка К Через точку К построить отрезок, перпендикулярный заданной плоскости Построить точку пересечения(Е1.Е2) порпондикупяра с плоскостью

Оценка по тосту

1 Построение фронтапь-ной проекции лорпонди- | куляра к ппоскости

2 Построение горизонтальной проекции пор- | пендикуляра

3. Построение линий | проекционной саязи

4 Обозначение фрон- 2 тальной и горизонталь ной проекции точки Е

Общий балл 5

Рис. 2. Пример решении примерочной задачи пользователем СПГП и содержание комментарием анализа графических построений

ш

a-.iw.av мил а

м*> | ТКЫРЦО.*«*' НА

гез! ЧУ ■ «>•*<.* ~ П

•»ио Г

АиТоСАО 2006 1 «на 1 | 1« и « г Проверить ПОИОЩЬ 1 Проверить 1 По»*лиь

С И:о6 р»««ни* ТО1» II и» У.Ч. ► | ' задача! Задачу У У

1 [ У Задачаг

Задача] »У Задача*

АШоСАО Монако 'X

Рис. 3. Осноипме этапы работы пользопателн н СПГП

^Н» С« АиоСАО2006 Т«н»| Т• п«2 Проверить ННр

я о & г - ^ «^асии

о

Отчет о результатах проверки решенных Прямая и плоскость (позиционные и метрические задачи)

Оценка поовильности посгооамип при реиссии задош Задоио1 ....._____.... 5 Задача? ______________5 ЗадачаЗ .................. 4 Эадачо4 3 ЗадачаЗ 3 Пользователь' Иванов ИИ Гоуппо! А-117

Оценка по тестированию!

Максимальны!* яал'с?5 Ваи ьа/» ______________ го 4

1

Рис. 4. Вынод результатом отчета о пронерке графических построений

Д||<|ф<1мм<1

Результаты проведения анкетировании,«-пигдиногос внедрением СПГП в уи'Амш! процесс

№ вопроса

Диаграммы. хп|мкгери сующие применение СПГП и системы 11РОМЕТЕЙ

Вопрос I

110 И10ЛМ1ГТ ЛИ СПГП ПОВЫСИЛ пРо-ектинж* п. -шаний обучаемых?

Вопрос 2

Целесообразно ли использовать СПИ 1 для самоизучения дисциплины «11лче|тгателмия геометрия» ?

г-, М

(но после изучения

Ди1оСАО|

НЕТ

Вопрос :1

Какая из сисшм коцфоля пиний в Полыней степени исключает вероятное?!, угадывания правильного решения?

□ ПРОМЕТЕИ

□ спгп

Вопрос 4

Какой балл можно потта вить

при оценке у|ювня сервиса

(органи 1ации диалоги ноль юна |еля с системой)

I ттемы «ПРОМЕТЕЙ» и СПГП?

ПГ0М1ТМ

(Зотпичио

'-1— Оу*»«п

0

СПГП

тон ответов на соответствующие вопросы, касающиеся СПГП и системы «ПРОМЕТЕЙ».

Анализируя диаграммы, характеризующие применение СПГП для контроля знаний при решении задач в курсе «Начертательная геометрия» и сравнения СПГП с системой «ПРОМЕТЕЙ», можно сделать следующие выводы:

1. Объективность знаний обучаемых по дисциплине «Начертательная геометрия» более точно опре-деляетСПГП, чем система «ПРОМЕТЕЙ». Это связано с тем, что при использовании СПГП необходимо выполнять определенные графические построения, в отличие от системы «ПРОМЕТЕЙ», где в основном нужно только выбирать предлагаемые варианты ответов (диаграмма, вопрос 1).

2. Диаграмма ответов на вопрос 2 показывает, что большинство студентов использовали бы СПГП в режиме самообучения (диаграмма, вопрос 2).

3. Диаграмма ответов на вопрос 3 показывает процент количества студентов группы, которые считают, что степень элементов угадывания н системе «ПРОМЕТЕЙ» выше, чем в СПГП, т.к. в СПГП необходимо осуществлять определенные графические построения.

4. При оценке уровня сервиса студентами отдается предпочтение системе «ПРОМЕТЕЙ» на основании того, что студенту проще работа ть в программе «ПРОМЕТЕЙ». В то время какСПГП требует элементарных практических знаний в курсе «Начертательная геометрия» и умение решать предлагаемые системой задачи с помощью построения графических примитивов в среде АиЮСАЙ. (диаграмма, вопрос 4).

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1 Функции-подпрограммы, на основе которых создана СПГП, упрощают составление и отладку программ проверки графических решений задач начертателы юй геометрии.

2. Из результатов анкетирования студентов следует, что существует целесообразность внедрения СПГП при изучении дисциплины «Начертательная геометрия». Это оказывает значительную помощь преподавателям в контроле знаний, экономя тем самым их время. При использовании в режиме самоизучения студенты повышают свой уровень знаний и приходят морально подготовленными на контроль. Практические навыки решения задач более точно определяет СПГП, т.к. в ней необходимо осуществлять графические построения, в то время как в системе «ПРОМЕТЕЙ» — выбирать правильные ответы.

Библиографический список

1. Казанцем А.К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза нл основе информационных технологий / А.К Казанцев // Образование и инновации. - 2007. - N9 1(52). -С. 131-134.

2. Притыкин Ф.М., Анищенко А.И , Мащук Д.А. Приты-кин Ф I1. Система тестирования знаний студентов по дисциплине начертательная геометрия // Материалы седьмой Всероссийской научно-технической конференции «Теоретические и прикладные вопросы современных информационных технологий». -Улан-Удэ: 24-30июля2006 Часть2 - С. 364 - 367

3. Разработка тестов в СДО «Прометей» |Текст| : учебно-метод, пособие для преподавателей, работающих по дистанционной технологии. — Омск.: Иэд-во ОмГТУ, 2005 — 52 с.

ШМУАЕНКОВА Елена Евгеньевна, аспирантка кафедры «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» Омского государственного технического универси тета, инженер кафедры «Детали машин и инженерная графика» Омского государственного аграрного университета.

Статья поступила в редакцию 29.12.08 г. © Е. Е. Шмуленкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.