Опыт города Мытищи Московской области в разработке мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территории и обеспечения устойчивого развития муниципального образования Experience of the city of Mytishchi of the Moscow region in development of actions for increase of investment appeal of the territory and ensuring sustainable development of
municipality
Бабаян Аршак Вачеевич,
магистрант 2 курса факультета Землеустройства ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Babayan, Arshak V.,
2nd year student of the faculty of land management, State University of Land Management, Moscow
Научный руководитель: Маргалитадзе О.Н., к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
Аннотация: В выступлении представлено стратегическое управление повышения инвестиционной привлекательности территории, как основной механизм повышения инвестиционной привлекательности, его роль в формировании благоприятного инвестиционного климата, создания необходимых условий ведения бизнеса на отдельной территории Российской Федерации.
Предлагается комплекс конкретных стратегических действий и управленческих решений на основе отечественного и зарубежного опыта. Приводятся рекомендации.
Summary: The paper presents the strategic management of increasing the investment attractiveness of the territory as the main mechanism for increasing the investment attractiveness, its role in the formation of a favorable investment climate, creating the necessary conditions for doing business in a separate territory of the Russian Federation.
A set of specific strategic actions and management decisions based on domestic and foreign experience is proposed. Recommendations are given.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; инвестиционный климат; стратегическое управление; экономические инструменты регулирования; инвестиции; инвестор; малое и среднее предпринимательство.
Keywords: investment attractiveness; investment climate; strategic management; economic instruments of regulation; investment; investor; small and medium-sized enterprises.
В результате перехода России от плановой модели экономики к рыночной, каждый человек может осуществлять вложения и зарабатывать на финансовых биржах. Одним из основных критериев инвестора для успешной инвестиционной деятельности являются знания и умения. Благодаря которым уровень его доходов может возрасти со временем.
Инвестиционная привлекательность региона отображает степень экономического, политического, социального, правового и финансового развития района инвестирования. Привлекательность определяет поток направления инвестиций, движение интеллектуальных ресурсов, уровень инфляции, другие экономические факторы, которые не менее важны при формировании инвестиционной привлекательности. В условиях экономической глобализации и углубления ее процессов, изменяется суть конкурентных процессов и конфигурация конкурентных преимуществ. Конкуренция и субъекты конкуренции расширяются, например, от предприятия — к регионам, а вот конкурентные преимущества в подобных условиях все более локальные (от регионов — к хозяйственным субъектам).
Основным критерием повышения конкурентоспособности регионов является создание благоприятной инвестиционной среды. Исходя из этого, самым сложным и ответственным звеном в системе управления инвестиционной деятельности в регионе является совершенствование механизма управления инвестиционной привлекательностью [1, c.72].
Мы рассматриваем стратегическое управление повышения инвестиционной привлекательности региона в виде комплекса долговременных конкретных действий и управленческих решений, которые представляют собой мгновенное реагирование региональных органов власти на изменения во внутренней и внешней среде, в ходе которого возможен пересмотр целей и корректировка инвестиционной политики.
В Российской Федерации в настоящее время на федеральном уровне реализуется национальная предпринимательская инициатива с целью улучшения инвестиционного климата, в рамках которой реализуются мероприятия, предложенные предпринимателями, которые ориентированы на повышения регулярной среды, развитии конкуренции, расширения доступа малого и среднего предпринимательства (МСП) к регистрации
предприятий и закупкам госкомпаний, ускорение и удешевления процедур ведения бизнеса [2, с.68].
Во многих регионах страны проводятся разработки дорожных карт с целью формирования благоприятного инвестиционного климата. Целевым показателем реализации дорожных карт рассматривается вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату. Но подобный результат возможен лишь при активной роли муниципальных и региональных органов власти в поддержке инициатив институтов развития в области активизации инвестиционной сферы на местах. Руководитель региона является решающим звеном в данном вопросе, так как от него зависит вектор развития инвестиционного климата.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе задает минимальные, базовые требования. В связи с этим в регионах на основе его положений формируется инвестиционный меморандум, который предусматривает индивидуальные особенности социально-экономического развития отдельно взятого субъекта Российской Федерации.
Продолжением инвестиционного меморандума является целевая областная программа «Улучшение инвестиционного климата области», которая обеспечивает приток финансовых вложений и иных благ. Основой управленческой деятельности в разработке и реализации муниципальных целевых программ повышения инвестиционной привлекательности территорий муниципальных образований региона являются положения целевой областной программы. Органы местного самоуправления наиболее приближены к объектам инвестирования, что в свою очередь способствует более эффективному решению задачи сопровождения инвестиционных проектов.
Инструментальный блок подразумевает использование инструментов, которые способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона и привлечению вкладчиков на территорию субъекта РФ и его муниципальных образований. Подобные инструменты многогранны и представляют собой рычаги органов власти разного уровня — от налоговой политики до административно-организационных инструментов [3, с.31].
В этой связи заслуживает внимания инвестиционная деятельность городского округа Мытищи. После перехода Мытищи из районного состояния в городской округ, в управлении социально-экономического развития был создан специальный отдел инвестиций и развития предпринимательства.
Городской округ Мытищи является крупным промышленным и культурным центром Подмосковья, обладает мощным ресурсным потенциалом, и входит в число лидеров среди муниципальных образований Московской области.
Экономика муниципального образования продолжает демонстрировать рост по основным макроэкономическим показателям. На его территории сформировалось почти 9% общеэкономического оборота Московской области. При населении 229 тыс. чел., более половины, 127 тыс. чел. занято в экономике. На территории округа зарегистрировано более 11 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства.
Для координации инвестиционной деятельности на территории округа в Управлении социально-экономического развития муниципалитета был создан специальный Отдел инвестиций и развития предпринимательства. В его задачу входит выявление точек роста, работа с инвесторами и привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов вплоть до их ввода в эксплуатацию. Работа по сбору, актуализации сведений, касающихся реализации инвестиционных проектов на территории округа, позволила утвердить инвестиционный паспорт муниципалитета, внести в единую автоматизированную систему перечня инвестиционных проектов 81 проект, 36 из которых находится в активной фазе реализации. Среди них преобладают проекты в сфере промышленности, торговли и услуг, логистики и спорта.
Управление социально - экономического развития муниципалитета и его Отдел инвестиций и развития предпринимательства находятся в тесном взаимодействии с Министерством инвестиций и инноваций Московской области, Главархитектуры Московской области и управляющими компаниями индустриальных парков в части создания благоприятного предпринимательского климата и развития инженерной инфраструктуры на промышленных территориях округа [9].
Для того, чтобы привлечь существенный поток инвестиций в регион, одного развития малого и среднего предпринимательства недостаточно. Необходимо улучшить инвестиционную привлекательность территории, тем самым создать благоприятные условия с целью привлечения крупных инвесторов. Данная задача предполагает изучение инструментов государственного регулирования инвестиционного климата и путей ее развития.
В процессе решения задач управления повышения инвестиционной привлекательности территории нужно учесть два основополагающих параметра влияния внешней среды на образования инвестиционного климата: возмущающие и управляющие воздействия.
Возмущающие воздействия оказывают воздействия на формирование инвестиционного климата в стране и в регионе, которые необходимо учитывать при выработке управляющих воздействий на инвестиционные риски и инвестиционный потенциал региона, поскольку в процессе управления их нельзя изменить.
Управляющие воздействия представляют собой переменные, показателями которых при управлении системой повышения инвестиционной привлекательности территории можно распоряжаться, подвергать их изменениям для решения стратегических задач.
При изучении инструментов государственного регулирования инвестиционного климата были разработаны рекомендации приоритетных путей их развития:
- Расширение системы финансовых инструментов при помощи внедрения органами региональной власти инструмента финансирования под будущие налоговые поступления, которые получили широкое применение в мировой практике и называются Tax increment financing (TIF). Инвестору за счет дополнительных доходов в виде налоговых поступлений на федеральный и региональный уровни компенсируются частные инвестиции в инфраструктуру, которые обеспечивают государству социально-экономический рост территорий.
- При определении размера дотаций федерального бюджета в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации целесообразно учитывать затраты региона при создании индустриальных парков или реализации инвестиционных процессов, ориентируясь при этом на их продуктивность. Этот механизм способствует помимо улучшения деловой среды еще и эффективному развитию экологической и социальной сферы территориальных образований, за счет освободившихся средств.
- В рамках бюджетного планирования нужно предусмотреть дополнительное стимулирование регионов, которые привлекают денежные средства или иные блага, с целью повышения мотивации муниципальных и региональных органов власти к привлечению инвестиций в регион. Это позволит избежать образовавшийся тенденции, при которой активность регионов по привлечению инвестиций характеризуется меньшим финансированием со стороны федерального бюджета. В связи с этим президент РФ в своем послании Федеральному Собранию от 20.02.2019 года предложил установление ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в отношении доходов, получаемых региональными или муниципальными музеями, театрами и библиотеками.
- Предоставить застройщикам условия, при которых налоговая нагрузка снизится. Тем самым бюрократические процессы сократятся и на пути строительства будет меньше преград, что позволит сократить процент недобросовестных застройщиков, чьи действия
зачастую тормозят экономику и развитие региона. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию затронул данную тему следующим своим поручением: «предоставление застройщикам возможности уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов, понесённых в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную или муниципальную собственность, а также освобождение операций по передаче таких объектов от обложения налогом на добавленную стоимость» [5].
В модели организационно-экономического механизма управления повышения инвестиционной привлекательности региона одной из особенностей является включение в нее блока «Инвесторы», это обусловлено потребностью организации управленческой деятельности осуществлять работу по привлечении инвесторов на территорию регионов наряду со снижением инвестиционного риска и повышения инвестиционного потенциала региона. В связи с этим президент РФ подчеркнул, что «мало создать условия для инвестиций - нужно научиться их реализовать, продать инвестору как следует, чтобы он направил свои капиталы именно в экономику нашей страны, в Россию» [4].
В соответствии с целями и задачами программы улучшения инвестиционного климата территории, состав базовых индикаторов, которые характеризуют результативность реализации механизма управления повышения инвестиционной привлекательности региона, должен состоять из качественных (улучшение рейтинговых оценок региона) и количественных показателей: индекс физического объема зарубежных инвестиций; объем иностранных инвестиций; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; объем инвестиций в основной капитал; объем экспорта продукции. Данный состав индикаторов способствует выявлению более общих тенденций и особенностей инвестиционной активности в регионе на основе реализации системы программных мероприятий по повышению инвестиционного климата, в процессе перманентного мониторинга. Перманентный мониторинг представляет механизм постоянного наблюдения за контролируемыми базовыми показателями, выявление степени отклонений фактических результатов от запланированных, определение причин и оценка последствий подобных отклонений.
Данный механизм разрабатывается в регионе и подобный мониторинг является наиболее активной частью процесса управления повышения инвестиционной привлекательности региона.
Существует большое количество проблем, от которых зависит инвестиционный климат отдельных регионов России и этой богатейшей ресурсами страны в целом, которые надо
разрешать по мере их проявления. Мы поддерживаем мнение экспертов, что на привлечение иностранных инвестиций в Россию значительно влияют следующие факторы [6, 7, 8]:
- стабильность политической системы и тенденция усиления роли государства в бизнесе (общественно-политические события последнего времени и реакция на них властей, реприватизация частных компаний, инвесторы боятся в любой момент лишиться всех своих вложений);
- коррупция (в международном индексе восприятия коррупции, подготовленном Transparency International в 2019 году Россия заняла лишь 138-е место. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20 и двенадцатый среди постсоветских республик);
- бюрократизм, чрезмерное осложнение канцелярских процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени и средств;
- отпугивает инвесторов и достаточно высокая ставка рефинансирования ЦБ России, которая фактически характеризует доступность денег для экономики;
- низкая диверсификация экономики, т.е. отсутствие государственной политики, направленной на создание современной структуры народного хозяйства, на комплексное многоотраслевое развитие страны;
- отсутствие прозрачной судебной системы, гарантирующей абсолютную защиту прав собственности, несовершенное законодательство, периодические аресты представителей крупного бизнеса, массовый снос даже законно построенных объектов малого бизнеса в Москве и некоторых других крупных городах страны.
Таким образом совершенствование организационно-экономического механизма управлением инвестиционной привлекательностью региона в условиях усиления региональной самостоятельности предусматривает его стратегическую ориентацию с учетом возмущающего и управляющего воздействия внешней среды; активизацию управленческой деятельности по привлечению потенциальных инвесторов; использования комплекса селективных и общих инструментов развития инвестиционного климата, отражающих региональную дифференциацию; осуществление перманентного мониторинга и оценки результативности органов местного и регионального управления по повышению инвестиционной привлекательности региона.
Список использованной литературы 1. Буров М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров — М.: ИТК «Дашков и К», 2017. - 446 с.
2. Волков, С.Н. Ключевые вопросы развития молодежного агробизнеса в связи с присоединением Российской Федерации к ФТО [Текст] / С.Н. Волков. - г.Воронеж: Вестник Воронежского государственного аграрного университета, 2012, №3(34). — с. 66-72.
3. Иванов Н.И. Совершенствование информационного обеспечения территориального планирования муниципального уровня //Региональная экономика: теория и практика /Н.И. Иванов. — М.: Изд-во ООО «Издательский дом Финансы и кредит», 2011, №7, — с. 29-34.
4. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Правительства РФ 27 декабря 2012 г. Режим доступа: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1404113/
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 20 февраля 2019г. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898
6. Буров, М.П. Улучшать инвестиционный климат в России и форсировать привлечение инвестиций в научно-технологическое развитие страны. /М.П.Буров, О.Н.Маргалитадзе. -М.: ж. «Экономические системы», 2016, №4. С. 54-56.
7. Буров, М.П. Инвестиционный климат в России: существующее положение и проблемы форсированного роста инвестиций в развитие территорий и модернизацию экономики. /М.П.Буров, О.Н.Маргалитадзе. - М.: ж. «Землеустройство, кадастр и мониторинг земли», 2017, №2. С. 11-18. 0,5 п.л.
8. Маргалитадзе О.Н. Глобализация рынка капитала и инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса России. /О.Н. Маргалитадзе - М.: ж. «Международный технико-экономический журнал», 2017, №2. — с.13-21.
9. Управление образования администрации городского округа Мытищи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.edu-mytyshi.ru/main/главная/итоговый-отчет-о-результатах-анализа-состояния-и-перспектив (дата обращения: 03.03.2019).
10. Фомин А.А. Разные корзины. Российская газета. 2012. С. 24.
11. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 19.
12. Пантелеев А.А., Жадан А.В., Фомин А.А., Шаповалов Д.А. Методика и требования к проведению пилотных испытаний на промышленных предприятиях. В книге: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 11-12.
13. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.
14. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.
15. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
16. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
17. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.
18. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.