Научная статья на тему 'Опыт формирования современного комплекса зданий из объектов, отнесенных к памятникам истории и архитектуры'

Опыт формирования современного комплекса зданий из объектов, отнесенных к памятникам истории и архитектуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО / ARCHITECTURE AND BUILDING / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ADAPTATION / ДОХОДНЫЕ ЦЕЛИ / ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / HISTORY AND CULTURE MONUMENT / ОСОБНЯК / МУЗЕЙ / MUSEUM / УСАДЬБА / MANOR / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / HISTORICAL CENTRE / МОСКВА / MOSCOW / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / HISTORICAL BUILDING / XIX ВЕК / XIX-TH CENTURY / THE PROFITABLE PURPOSES / PRIVATE RESIDENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сахарова О. А.

Наилучшая сохранность памятников архитектуры достигается при их активной жизни, службе городу и человеку. От рационального, приносящего пользу и доход, использования здания зависит его срок жизни и состояние, как физическое, так и моральное. Статья посвящена реконструкции исторической застройки и приспособлению памятников архитектуры под современные потребности города. Рассмотрен опыт формирования современного административно-выставочного комплекса из зданий, отнесенных к памятникам истории и культуры. Рассказывается об истории их создания и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FORMATION OF A MODERN COMPLEX OF BUILDINGS FROM THE OBJECTS CARRIED TO MONUMENTS STORIES AND ARCHITECTURE

The best safety of monuments of architecture is reached at their active life, service to a city and the person. From rational, benefiting and the income, building uses depends his term of life and a condition, both physical, and moral. This article is devoted reconstruction of historical building and the adaptation of monuments of architecture for modern requirements of a city. Experience of formation modern administratively-expocentre from the buildings carried to monuments stories and cultures is considered here. It is told about history of their creation and development

Текст научной работы на тему «Опыт формирования современного комплекса зданий из объектов, отнесенных к памятникам истории и архитектуры»

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОМПЛЕКСА ЗДАНИЙ ИЗ ОБЪЕКТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЫ

EXPERIENCE OF FORMATION OF A MODERN COMPLEX OF BUILDINGS FROM THE OBJECTS CARRIED TO MONUMENTS STORIES AND ARCHITECTURE

О.А.Сахарова O.A.Sakharova

ГОУ ВПО МГСУ

Наилучшая сохранность памятников архитектуры достигается при их активной жизни, службе городу и человеку. От рационального, приносящего пользу и доход, использования здания зависит его срок жизни и состояние, как физическое, так и моральное. Статья посвящена реконструкции исторической застройки и приспособлению памятников архитектуры под современные потребности города. Рассмотрен опыт формирования современного административно-выставочного комплекса из зданий, отнесенных к памятникам истории и культуры. Рассказывается об истории их создания и развития.

The best safety of monuments of architecture is reached at their active life, service to a city and the person. From rational, benefiting and the income, building uses depends his term of life and a condition, both physical, and moral. This article is devoted reconstruction of historical building and the adaptation of monuments of architecture for modern requirements of a city. Experience of formation modern administratively-expocentre from the buildings carried to monuments stories and cultures is considered here. It is told about history of their creation and development.

Введение

Эпоха современной архитектуры и строительства, так или иначе, во многом возвращается к истокам, которые были заложены столетия назад. Сохранить память о прошедших временах, можно возрождая и реконструируя памятники архитектуры и искусства, в частности - исторические особняки, строительство которых активно велось в Москве на протяжении нескольких столетий: с XVII века до начала XX века. Перестали их строить после революции 1917 г. Многие особняки исчезли в течение XX столетия, сохранившиеся дома стали музеями, посольствами или административно-офисными зданиями, какая-то их часть осталась жилой.

В 1996 году Народный художник СССР Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию живописных и графических произведений. В связи с этим Постановлениями Государственной Думы РФ от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А.Шилова.

Для размещения коллекции был выделен особняк на Знаменке в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту архитек-

1/2П11 ВЕСТНИК

_угогт_мгсу

тора Е.Д. Тюрина. История этого музея — яркий пример освоения городской территории под эгидой строительства культурных объектов. (рис. 1)

Рис. 1. Реконструкция квартала на ул. Знаменка (красной стрелкой отмечены входы в галерею: 1 - д. № 3, новое здание Галереи; 2 - д. №5, Галерея A.A. Шилова; 3 - д. №7, стр. 2, административный корпус Галереи; 4 - д. №7, стр. 1, Галерея A.A. Шилова - выставка графических работ,

мастер-класс)

Ул. Знаменка Дом № 5.

По проекту 1827 года по линии улицы был построен каменный двухэтажный дом с мезонином и двумя симметричными пристройками на дворцовом фасаде. Вход в дом располагался на южном, дворовом фасаде, главная лестница - в средней части дома, где она находится и сейчас. В период 1850-1870 г.г. производились незначительные перестройки: ампирный служебный флигель был сломан, новый корпус выстроен вдоль западной границы двора, вдоль северной границы поставлен каменный одноэтажный служебный корпус с деревянными пристройками. В период 1881-1893 гг. дом был основательно перестроен: надстроен третий этаж, восточный фасад увеличен симметричными боковыми пристройками в два окна каждая: в первом этаже северной пристройки был сделан проезд во двор, на западном фасаде появилась центральная встройка для размещения лестницы. В центральной части восточного фасада был сделан вход с улицы, что повлекло за собой необходимость устройства обширного вестибюля и переделку главной лестницы. Восточный фасад дома, сохранив и повторив свою первоначальную композиционную структуру (в том числе полукруглое окно центрального ризалита) и отдельные детали ампирного декора, приобрел вместе с тем черты, характерные для периода эклектики (рустованные угловые лопатки, фигурные филенки в простенках между окнами и прочее). Те же особенности были присущи декоративной трактовке интерьеров (насколько можно судить по сохранившимся фрагментам их отделки). Автором проекта перестройки дома предположительно мог быть архитектор Кайзер, работавший в этот период в соседнем владении №7. Во второй половине XIX века дом был приспособлен под наемные квартиры, здесь же находилась квартира хозяев, с 1901 года все здание арендовано Голофтеевской школой для

рукодельниц общества поощрения трудолюбия в Москве. С 1917 года дом был реквизирован и отдан под коммунальные квартиры и общественные организации. Особняк -образец московской архитектуры в стиле ампир. Переделанный в конце XIX века, он отражает также черты эклектики, присущие архитектуре этого периода.

Архивные документы также свидетельствуют о том, что Е.Д.Тюрин был коллекционером русской и западно-европейской живописи, мечтал на основе собранной им коллекции учредить публичную общедоступную картинную галерею "В целях образования и просвещения русского народа". Осуществить эти начинания Е.Д.Тюрину не было суждено.

Символично, что в наше время в залах этого особняка открылась действительно общедоступная картинная галерея.

Ул. Знаменка Дом № 3.

Рис. 2. Фасад дома № 3. Главный вход в Галерею А. Шилова

Впоследствии было принято решение расширить действующую галерею и 23 марта 1999 года появляется Постановление правительства Москвы № 218-ПП «О сносе строения 2 дома 3 по Знаменке». Согласно этому документу был разрушен дом причта церкви Николы Стрелецкого (XIX век). Дом был построен в XIX веке, в 1932 году ему удалось избежать разрушения во время сноса церкви, но 2001 году это здание всё же было снесено. Причиной стало строительство нового корпуса художественной галереи Александра Шилова. На месте памятника был пристроен вход в галерею.

Новое здание в целом вписывается в линии застройки за исключением центральной выступающей входной части в сторону ул. Волхонки.

Основной вход в картинную галерею организован с Боровицкой площади. (рис. 2). Подъезд к зданию осуществляется с ул. Знаменки.

Благоустройство для первой очереди строительства: перед главным фасадом нового здания галереи предусмотрен широкий тротуар, переходящий в полукруглую площадку перед главным входом. Во второй очереди строительства предусмотрено устройство сквера на пересечении улиц Знаменки и Волхонки, со строительством ча-

1/2011

ВЕСТНИК

_мгсу

совни на месте ранее существовавшей церкви Николы Стрелецкого, с комплексным благоустройством и озеленением территории, в состав которого включается благоустройство участка первой очереди строительства. Проектом предусмотрена наружная подсветка фасада в ночное время.

Новое здание галереи представляет собой прямоугольное в плане 4-этажное здание, с выступающей центральной частью, декорированной портиком, вплотную примыкающее к д. № 5 по ул. Знаменке, в котором первоначально функционировала галерея А. М. Шилова.

Ул. Знаменка Дом № 7, строения 1 и 2.

Рис. 3. Дом № 7 (строение № 1 двухэтажное с мансардой)

Существующие строения дома 7 (рис. 3) по улице Знаменка типичны для городской купеческой усадьбы начала XIX века. К концу 1820-х годов по линии улицы были поставлены 2-х этажный каменный главный дом с кузницей в подвальном этаже и 1-этажный каменный флигель.

Здание, построенное в конце 1820-х годов по проекту неизвестного архитектора, было выполнено в стиле ампир и имело характерную для послепожарной застройки П-образную форму плана. Декоративное убранство фасада носило достаточно скромный характер: руст 1-го этажа, цоколь, междуэтажная тяга, оконные проемы 1-го этажа декорированы замковыми камнями. Два верхних этажа были жилыми. Вход в дом располагался со стороны дворового фасада. К 1843 году был изменен архитектурный декор главного фасада: исчезает рустовка, замковые камни, на втором этаже появляется балкон и соответствующие ему три полуциркульные окна в центральной части дома.

В 1859 году к зданию были сделаны две пристройки - к восточному фасаду пристроена одноэтажная каменная входная часть; к западному фасаду пристроен одноэтажный тамбур. Главный фасад при этом был удлинен на одну ось.

Между 1858 и 1870 годами была перестроена южная часть дома: застроен промежуток между дворовыми крыльями, в результате чего исчезла П-образная форма плана. К вновь выстроенному южному фасаду были сделаны две пристройки - каменная

двухэтажная жнлая с подвалом и, примыкающая к ней, деревянная одноэтажная нежилая пристройка входа. В 1871 году к южному фасаду главного дома сделана еще одна каменная двухэтажная жилая пристройка с подвалом.

Сохранившаяся до настоящего времени планировочная схема, которая сформировалась в результате реконструкции 1858 - 1877 годов типична для главного дома усадьбы. (рис. 3 и рис. 4)

Н *1Ы«>

Рис. 4. Изменения фасада главного дома усадьбы

Главный дом - двухэтажное кирпичное строение с антресолью выстроено в 1820 году на сводчатой одностолпной палате XVIII века. В 1880 году строение было капитально отремонтировано с изменением планировочной структуры (под доходные цели) и изменением декоративного оформления фасадов. Ампирный стиль был изменен на эклектику. В начале XX века здание получило элементы декора в стиле модерн.

Жилой одноэтажный флигель выстроен в 1820 году. В 1890 году объем был увеличен пристройкой. Вместе с главным домом усадьбы составляет фронт красной линии улицы Знаменка. Сохранил фрагментарно первоначальную планировочную структуру

В 2004 году под зданиями устроен общий подвал, проведены ремонтно-реставрационные работы по фасадам.

В настоящее время строения 1 и 2 приспособлены под нужды картинной галереи и объединены в единый комплекс с уже существовавшими зданиями Галереи (ул.Знаменка д. 5 ид. 3). Учитывая приспособление зданий к функциям музея, проектом предусмотрено сообщение существующих зданий Галереи со зданиями д.7 стр.1 и стр.2 посредством наземных переходов для проведения экскурсий без выхода посетителей на улицу.

В результате реконструкции все описанные здания представляют собой единый выставочный комплекс картинной галереи, включают в себя выставочные залы, хранилища, административные и служебные помещения, помещение мастер-класса. Вход в галерею предусмотрен через дом N 3 с Боровицкой площади и через дом N 7 строение 1 с улицы Знаменка.

На основании описанного опыта приспособления исторической застройки под современные потребности жителей можно сделать вывод, что в настоящее время в данной области наблюдаются существенные недочеты, требующие доработок и исправлений. Город нуждается в грамотной и бережной реконструкции уже существующих кварталов, с жестким контролем властей, учетом интересов горожан и сохранением своего облика.

1/2п11 ВЕСТНИК _1/201j_мгсу

Литература

1. Журнал «Русский портрет», статья «Галерея Шилова растет и ширится» от 11.02.2010 г.

2. Интернет-портал Apartment.ru

3. Научно-проектная документация ООО «ПСК Новый город» The literature

1. Magazine «Russian portrait», the clause «Gallery Shilova grows and spreads» from 2010.02.11

2. Internet portal Apartment.ru

3. Scientifically-project documentation Open Company «New city»

Ключевые слова: реконструкция, архитектура и строительство, приспособление, доходные цели, памятник истории и культуры, особняк, музей, усадьба, исторический центр, Москва, историческая застройка, XIX век.

Keywords: Reconstruction, Architecture and building, The adaptation, The profitable purposes, History and culture monument, Private residence, Museum, Manor, The historical centre, Moscow, Historical building, XIX-th century.

e-mail автора: sugarolga@yandex.ru

Рецензент: Пятницкий А. А. гендиректор ООО «Проекон» кандидат технических наук доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.