УДК 343.848 ББК 67.409.022 С50
S.N. SMIRNOV
THE EXPERIENCE OF COMMUNITY VISITORS ILLUSTRATED BY TERRITORIAL AUTHORITY OF PENAL SERVICE OF RUSSIA IN IRKUTSK REGION
Annotation: the article deals with the issue of community control for penal institutions illustrated by one of
territorial authority of Penal Service of Russia. Key words: community control, control of penal system, community visitors.
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected]
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ВИЗИТЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ГУФСИН РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация : в статье рассматривается проблема общественного контроля за исправительными учреждениями на примере одного из территориальных органов ФСИН России (ГУФСИН России по Иркутской области). Ключевые слова: общественный контроль, контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы,
общественные визитеры.
В последнее время в России уделяется значительное внимание вопросам общественного контроля за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. В 2008 г. принят Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»1. На данную проблему в своем заключительном слове на заседании Президиума Государственного Совета 11 февраля 2009 г. (г. Вологда) обратил внимание Президент РФ Д.А. Медведев2, на ведомственном уровне создаются общественные советы3, во исполнение указанного закона принята соответствующая инструкция4, в территориальных органах с различной степенью интенсивности формируются общественные наблюдательные комиссии.
До принятия Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий в некоторых регионах на местном уровне разрабатываются собственные указания об организации визитирования исправительных учреждений общественностью. Примером этому может служить Положение о проведении визитов в ГУФСИН России по Иркутской области, которое разработано на
основании изучения аналогичного зарубежного опыта, в частности в Великобритании.
Данным документом предусмотрены цели и задачи совета общественных визитеров (далее - совет), порядок его формирования, организации работы, посещения пенитенциарных заведений и ответственность членов совета. Приложение к приказу содержит перечень подразделений территориального органа для проведения различных мероприятий общественными визитерами и состав самого совета, в который вошли не только представители различных общественных формирований (юристы фонда «Правозащита»), но и образовательных учреждений (преподавательский состав и студенты), церковные служащие, а также адвокаты, корреспонденты газет, пенсионеры уголовно-исполнительной системы.
Совет общественных визитеров - это общественное добровольное, некоммерческое объединение граждан, общественных объединений, преследующих общественно полезные цели, которое осуществляет свою деятельность в интересах осужденных, содержащихся в подразделениях ГУФСИН России по Иркутской области, персонала уголовно-исполнительной системы и способствует решению следующих возложенных на него задач:
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2
- информирование населения области о деятельности и проблемах исправительных учреждений области;
- формирование объективного общественного мнения об уголовно-исполнительной системе;
- содействие соблюдению гражданских прав и интересов осужденных и персонала подразделений ГУФСИН России по Иркутской области;
- оказание юридической, консультационной и иной помощи осужденным и сотрудникам, защита их прав и законных интересов;
- обеспечение охраны здоровья лиц, изолированных от общества, и персонала;
- обеспечение сотрудничества с государственными органами, общественными и религиозными объединениями и представительства в них, а также с международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции совета общественных инспекторов, и его целям.
Состав совета утверждается приказом начальника ГУФСИН России сроком на один год по рекомендации Общественного совета при начальнике ГУФСИН России по Иркутской области. Членам совета общественных визитеров выдаются на этот период времени пропуска для посещения учреждений.
Член совета может выйти из его состава по своей инициативе, письменно поставив об этом в известность правление. Он также может быть исключен из его состава за систематическое невыполнение требований Положения или за деятельность, дискредитирующую цели совета общественных визитеров. Инициатива об исключении принадлежит членам совета, руководству учреждений и членам Общественного совета при начальнике ГУФСИН России по Иркутской области.
В составе совета избирается руководитель группы сроком на 1 год, который утверждается приказом начальника учреждения. Помимо этого, начальник ГУФСИН России назначает сотрудника управления, курирующего деятельность совета. Ответственный сотрудник занимается работой по организации визитов в подразделения ГУФСИН России по Иркутской области (составляет графики визитов, списки визитеров, оформляет пропуска, документацию и т. д.).
Совет выполняет следующие функции:
- разрабатывает основные направления своей деятельности;
- составляет график посещения подразделений;
- проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие;
- принимает решения по внесенным в повестку дня вопросам, которые оформляются протоколом, подписываемым руководителем, и обязательны для членов совета;
Избранный председатель совета осуществляет планирование и координацию деятельности всех членов, рассматривает и решает вопросы организации текущей деятельности совета общественных визитеров.
До посещения подразделений члены совета проходят обучение мерам безопасности, законодательству, психологии общения с осужденными, порядку проведения визитов, составлению отчетов и т. п.
Итоги работы совета подводят ежегодно и обсуждают на заседаниях Общественного совета при начальнике ГУФСИН России по Иркутской области.
По указанию руководства ГУФСИН России представляется информационный материал о деятельности подразделений для использования его в своей деятельности.
Члены совета общественных визитеров посещают подразделения ГУФСИН России по Иркутской области, определенные приказом начальника ГУФСИН России согласно утвержденному графику, как правило, один раз в месяц, соблюдая при этом Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В ходе посещения они имеют право:
- проводить прием персонала и осужденных по личным вопросам, в том числе наедине;
- принимать жалобы от указанных лиц;
- проводить консультирование осужденных, сотрудников и работников подразделений ГУФСИН России по Иркутской области по вопросам назначения уголовного наказания, отбытия наказания, гражданского права, по социальным и психологическим вопросам;
- участвовать в разбирательстве по фактам чрезвычайных происшествий;
- проверять и согласовывать материалы на водворение осужденных в штрафной изолятор и перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа;
- участвовать в заседаниях дисциплинарных комиссий учреждений;
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2
- быть безотлагательно принятыми начальником ИК, его заместителями, руководителями служб по вопросам, связанным с деятельностью совета визитеров;
- проводить культурно-массовые мероприятия в подразделениях ГУФСИН России по Иркутской области;
- оказывать благотворительную помощь.
В ходе посещения пенитенциарных заведений общественные визитеры проводят инспектирование по следующим вопросам:
- негуманное обращение персонала учреждения с осужденными;
- насилие и культивирование тюремной субкультуры среди осужденных;
- поддержание человеческого достоинства осужденных;
- условия содержания;
- полезная деятельность осужденных;
- право осужденных на оказание медицинской помощи;
- право осужденных на психологическую поддержку;
- право осужденных на образование, получение профессии, пенсионного обеспечения и социальной поддержки;
- положение осужденных-инвалидов, детей-сирот, престарелых, несовершеннолетних, женщин, в том числе имеющих несовершеннолетних детей;
- поддержание социально полезных связей (предоставление свиданий, отпусков с выездом за пределы исправительного учреждения, проведение «Дня отрядов», «Дня колоний» и др.);
- инспекции и процедуры, связанные с подачей жалоб;
- взаимодействие администрации и сотрудников учреждения (условия труда и быта, повышение профессионального уровня и т. п.).
Результаты посещения пенитенциарного учреждения обсуждаются на совещании при начальнике учреждения по окончании обхода.
По итогам квартала правление совета представляет руководству ГУФСИН России информацию о посещениях подразделений области, подписанную всеми участниками визитов. В информации отражается общее впечатление о деятельности подразделений, отмечаются положительные и отрицательные стороны в жизни учреждения, предлагаются мероприятия по устранению выявленных не-
достатков и совершенствованию практики исполнения наказания.
Члены совета не вправе передавать информацию, полученную в ходе визита, в средства массовой информации, иные органы исполнительной власти и правозащитные структуры без согласования с начальником учреждения. Совет имеет право обратиться в средства массовой информации, органы власти в случае, если неоднократное обращение к руководству ГУФСИН России и его подразделений не дало положительного результата, и ситуация в учреждении не меняется к лучшему.
В Положении отражена и ответственность членов совета. Так, в случае нарушения его членами требований Положения они лишаются права посещения исправительного учреждения. В случае же нарушений требований законов Российской Федерации члены совета общественных визитеров несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Стоит отметить, что, по мнению практиков рассмотренного региона, работа подобных общественных структур может только приветствоваться. Количество обращений и жалоб осужденных в иные инстанции сократилось, осужденные с желанием общаются с представителями общественности и видят реальную помощь с их стороны, сокращается и количество правонарушений, совершаемых ими, улучшаются взаимоотношения с персоналом.
1 См.: Парламентская газета. 2008. 18 июня.
2 См.: http://Kremlin.ru/appears/2009/02/11/ 1540_ауре6381_212845^Ыт1.
3 См.: О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам: Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842; О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы: Приказ ФСИН России от 26 января 2007 г. № 32.
4 См.: Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий: Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. № 652.
---фЬЬ&ф^Р-^---
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2