УДК-333.328:373
ОПЫТ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ НЕДЕЛИМЫХ 5-7 КЛАССОВ В РАМКАХ РАЗДЕЛА «ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА»
Ю. В. Крупская
В статье описывается опыт апробации программы «Технология» для неделимых 5-7 классов при выполнении коллективного проекта «Синтез стилей садово-паркового искусства в оформлении пришкольного участка» с помощью метода коллективных творческих проектов. Приводятся результаты социологического опроса с целью выявления отношение учителей и учащихся к пришкольной территории и коллективному проектированию ее дизайна.
Ключевые слова: технология, дизайн пришкольного участка, неделимые классы, коллективный проект, дизайн пришкольного участка.
Современные демографические особенности, остро проявляющиеся в сельских и городских школах с неделимыми классами, в которых на уроки технологии к учителю приходят одновременно и девочки и мальчики создают определенные трудности для учителя при создании программы обучения в равной степени, удовлетворяющей и ту, и другую сторону. Очень важно с педагогической точки зрения не допускать в процессе обучения необоснованного противопоставления двух полов и навязывания, заданных полоролевых стереотипов поведения.
Вышесказанное побудило нас поставить задачу разработать программу, удовлетворяющую современные запросы общества и учитывающую соответствующую картину, как на рынке труда, так и в семейных отношениях. В программе отобрано содержание и методы обучения, одинаково доступные и имеющие смысл как для девочек, так и для мальчиков. Ведь в последнее время все чаще появляются так называемые неполные семьи, в которых женщинам приходится выполнять в доме «мужские функции», а мужчинам просто необходимы навыки самообслуживания. Кроме того, в современной семье происходит перераспределение ролей, активно внедряются принципы в совместном ведении хозяйства, что требует не только ориентировки на перераспределение функций, но и наличия определенных знаний и умений по их выполнению.
Программа по направлению «Технология» для неделимых классов составлена нами на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Наша программа позволяет учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа для неделимых классов имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Программа проходит апробацию в школах № 30 и 35 г. Брянска, а также в ряде сельских школ Брянской области с 2002 года по настоящее время.
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Культура питания», «Бытовая техника», «Основы чертежной грамотности», «Ремонтные работы в быту», «Материаловедение», «Машиноведение», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла», «Изготовление швейного изделия», «Уход за одеждой, ее ремонт». А также введен инновационный
раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время делается большой акцент на экологическое и эстетическое воспитание учащихся.
Четырехлетняя апробация данной программы показала, что у учащихся возросла мотивация при изучении определенных тем. Изучение раздела «Дизайн пришкольного участка» (подробнее см. таблицу 1) в школах проводилось с помощью метода коллективных творческих проектов. В процессе работы, над которыми у учащихся возросло чувство коллективизма, взаимовыручки.
Таблица 1
Фрагмент тематического плана по разделу «Дизайн пришкольного участка» для учащихся 5-7 классов
Раздел и темы Количество часов по классам
5 6 7
Дизайн пришкольного участка 16 16 18
Принципы планировки. Создание микроландшафта 2 2 —
Способы обустройства пришкольного участка: забор, дорожки, живые изгороди 4 — —
Способ обустройства пришкольного участка -альпийские горки — 2 —
Способ обустройства пришкольного участка -водоемы — — 2
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала 6 6 6
Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка» 4 6 10
Тема нашего коллективного проекта «Синтез стилей садово-паркового искусства в оформлении пришкольного участка» заинтересовала как директоров школ, так и учителей (технологии, биологии). Цель этого проекта заключается в том, чтобы учащиеся смогли актуализировать знания по технологии, ботанике, экологии, дизайну, истории, изобразительному искусству, МХК, информационным технологиям и применить на практике с целью обустройства школьной территории. При этом мы ориентировали учащихся на то, что все знания и умения они смогут применить в дальнейшей жизни (обустроить свой приусадебный участок).
«Вся природа - сад. Научитесь читать ее знаки, понимать шепот листвы, слышать тихую мелодию земли, - и вам удастся соединить рукотворное и природное, уловить ту ноту, которая будет вызывать восхищение», - Рассел Пейдж.
Нами были поставлены дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сферах: самостоятельной познавательной деятельности; целостного образного и пространственного мышления.
2. Приобретение следующих умений и навыков: видеть проблему и намечать пути ее решения; работы в команде; работы с большими объемами информации.
В соответствии с дидактическими целями реализовывались методические задачи: научить учащихся создавать эскизы и оформлять пришкольный участок; научить их поиску и отбору необходимой информации; научить учащихся применять полученные знания на практике; обучить их способам соединения деталей из пиломатериалов; развить
у них навыки работы в группе; научить учащихся изготавливать изделия в техниках плоскорельефной и скульптурной резьбы; обучить учащихся принципам создания и правилам обустройства альпийских горок и принципам устройства водоемов на приусадебных участках.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
1. Подготовительный (поиск проблемной области; обоснование проблемы; выбор оптимального варианта решения; анализ предстоящей деятельности; анализ литературы, составление плана работы и технологических карт).
II. Технологический (изготовление резных досок из пиломатериалов в технике плоскорельефной резьбы; изготовление изделий из пиломатериалов в технике плоскорельефной и скульптурной резьбы; изготовление форм из жести для получения декоративных плиток; изготовление вазонов для цветов; изготовление контейнеров для рассады и выращивание рассады; изготовление альпийских горок и водоемов).
III. Заключительный (экономическое и экологическое обоснование проекта; оформление и защита проекта (презентация)).
Положительные отзывы, полученные от жителей прилегающих к школам домов, позволили оценить социальную значимость для учащихся выполняемых ими коллективных проектов. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе, выполнять коллективные творческие проекты - это лишь часть из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела программы.
В рамках исследования учащиеся провели социологический опрос с целью выявить отношение учителей и учащихся к пришкольной территории.
Устраивает ли вас то, как выглядят клумбы перед школой?
Да - 8 %, нет - 70 %, безразлично - 22 %.
2. Как бы вы хотели изменить клумбы?
Воссоздать естественный ландшафт - 22 %, засадить газонной травой - 6 %, Привлечь специалистов - дизайнеров - 3 %, Сделать четкую разбивку на клумбы и цветники - 69 %.
3. Какими вы представляете себе клумбы перед школой?
Оформленные с помощью камня - «Сад камней» - 45 %, оформленные с помощью дерева - «Поляна сказок» - 55 %.
4. На каких уроках учащиеся могли бы заниматься созданием микроландшафта?
Биология - 32 %, география - 7 %, технология - 61 %.
5. Хотели бы вы сами принять участие в оформлении клумб?
Да - 43 %, нет - 31 %, безразлично - 26 %.
6. Какую помощь вы бы могли оказать?
Поделиться семенами растений - 27 %, поделиться пиломатериалом - 3 %, поделиться растениями с дачного участка - 40 %, принести соответствующую литературу -1 %, поделиться соответствующим инструментом - 9 %.
В результате была определена цель исследования: благоустроить две клумбы перед школой и соответствующие задачи: изучить историю развития садово-паркового искусства и историю создания школьных участков; изучить историю создания ветряных мельниц; разработать эскизы оформления участка; изучить виды резьбы; разработать варианты декоративного оформления участка; разработать эскизы изделий в технике скульптурной и плоскорельефной резьбы.
В начале проектирования был объявлен конкурс на лучший эскиз дизайна пришкольного участка. В разработке эскизов принимали участие и учащиеся
6-7 классов школы № 35, и студенты Брянского государственного университета во время педагогической практики.
Эскизы клумб оценивались по следующим критериям: реалистичность замысла и возможность его выполнения, доступность материалов для выполнения, эстетичность, соразмерность элементов на участке, соответствие регулярному и ландшафтному стилям. Из-за ограниченного объема статьи приводим результаты анализа эскизов клумб, выполненных учащимися 7 «Б» класса, отраженные в таблице 2.
Таблица 2.
Анализ эскизов клумб, выполненных учащимися 7 «Б» класса
Ч. Критерии Имя, 1-я буква фамилии Реалистичность замысла и возможность выполнения Доступ-ность материалов для выполнения Эстетичность Соразмерность элементов на участке Соответствие регулярному и ландшафтному стилям
Оксана А. - + + - -
Алексей А. + + + + +
Рувим Б. - + + + -
Екатерина Б. + + + + +
Геворг Б. + + + + -
Татьяна Е. + + + + +
Екатерина Ж. - - + - -
Александр К. + - - - -
Николай Л. + + - + +
Иван Н. + + + - -
Наташа С. - - + + -
Евгений Ч. + + + - +
Сергей А. + + + - +
Сергей Б. + + + - +
Таким образом, были отобраны лучшие эскизы клумб.
Эскизы изделий в технике плоскорельефной резьбы оценивались по таким критериям: доступность материалов для выполнения, эстетичность, образность (русский образ), трудоемкость. В качестве примера приведем результаты анализа эскизов изделий, выполненных в технике плоскорельефной резьбы учащимися 7 «Б» класса, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Анализ эскизов изделий, выполненных в технике плоскорельефной резьбы учащимися 7 «Б» класса
Показатели
Имя-»...^^ 1-я буква Доступность материалов для Эстетичность Образность (русский образ) Трудоемкость
фамилии выполнения
Сергей А. + + + +
Геворг Б. + + + +
Рувим Б. + + + +
Екатерина Б. + + + +
Татьяна Е. + + + +
Сергей Б. + + + +
Николай Л. + + + +
Александр К. - + - -
Наташа С. + + + +
Иван Н. - + - -
Евгений Ч. - + - +
Екатерина Ж. - - + -
Оксана А. - + - -
Алексей А. + + + +
В результате проведенного анализа были выбраны лучшие эскизы изделий в технике плоскорельефной резьбы. Украшением участка стали плоскорельефные скульптуры. Уютно чувствуют в центрах миниатюрных клумб фигуры персонажей русских сказок выполненные учащимися в другой технике - скульптурной резьбы.
Учащиеся оформляли клумбы в такой последовательности:
Изготовили фигуры персонажей русских сказок выполненные в технике скульптурной резьбы и расположили их в центрах миниатюрных клумб.
Изготовили вазоны для цветов;
Изготовили контейнеры для рассады и выращивания рассады;
Изготовили формы из жести для декоративных плиток;
Работали по благоустройству пришкольного участка:
общими усилиями приступили к рытью котлована для искусственного водоема. Дно и берега водоема забетонировали, хорошим декоративным элементом послужили стеклянные глыбы. После завершения строительных работ водоем заполнили водой;
затем приступили к созданию альпийских горок. В качестве декоративных элементов учащиеся изготовили вазоны из бетона и отделали их мозаикой из разноцветного стекла;
архитектурный облик участка во многом зависит от того, насколько удачно спланированы и выполнены дорожки. Опытным путем учащиеся проверили мощение гравием, оказалось, что этот вариант не подходит, так как гравий уходит в песок из-за структуры почвы. Поэтому решили выполнить мощение декоративной плиткой собственного изготовления.
По окончании работы мы подвели следующие итоги:
Учащиеся изучили литературу по ландшафтному дизайну [2, 3, 4, 5], посетили соответствующие сайты в Интернете [6].
Учащиеся изучили историю создания школьных участков и историю развития садово-паркового искусства (выполнили буклет 1 - «Садово-парковое искусство в традициях русской усадьбы»).
Учащиеся разработали эскизы и выполнили изделия в технике плоско-рельефной и скульптурной резьбы.
Клумбы перед школой учащиеся оформили в регулярном и ландшафтном стилях.
Учащиеся составили словарь основных терминов (оформили буклет 2 -«Ландшафтный дизайн в образовательной области «Технология» (из опыта работы)).
Самое главное в том, что учащиеся познали радость творчества и, научившись, созидать никогда не будут разрушать.
Разработала, оформила и представляла коллективный творческий проект «Антураж пришкольного участка» на районной олимпиаде по технологии ученица 10 «Б» класса МОУ СОШ № 35 г. Брянска Шарпанова Екатерина под руководством учителя технологии - Панихиной В.А. Среди социальных проектов результат коллективного творчества - первое место.
Наш опыт работы с учащимися 5-7 классов показал, что:
чем больше учащимся предоставлялась свобода выбора объектов труда, технологии изготовления и материалов для дизайна пришкольного участка, тем больше у них появлялось идей, и возрастал уровень самостоятельности и ответственности за доверенную, а не порученную работу;
если формировать микрогруппы учащихся по их желанию (не навязывая им состав группы и ее лидера), то у учащихся повышаются коммуникативные способности, а у некоторых - проявляются такие качества, как: умение управлять коллективом
(неформальное лидерство), активизируются умения находить самостоятельные пути решения тех или иных проблем, возрастает ответственность за качество работы;
чем больший простор предоставлять учащимся для мыслительной деятельности, тем у них больше активизируются мыслительные процессы - появляется больше идей по использованию вторичного сырья, они находят более оригинальные идеи, решения проблем.
The article tells of the results of testing a Technology Syllabus for undivided 5th-7th-year classes which was conducted within the framework of a joint project "Synthesis of Landscape Design Styles in Laying Out a School Garden" carried out as part of a creative joint project technique. The article contains the data obtained in a public-opinion poll conducted among teachers and students to find out their attitude to the school area and the joint project employed to change its design.
The key words: technology, design of a school garden, undivided classes, joint project.
Список литературы
1. Крупская Ю.В., Симоненко В.Д. О программе по технологии для неделимых 5-7 классов // Школа и производство. 2005, № 3. С. 6-17.
2. Н.А. Пугал. Экология и эстетика пришкольного участка // Школьные технологии 1998, № 3 (V часть) 48с.
3. Нехуженко Н.А. Основы проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. 192с.: ил.
4. 30 великолепных садов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 64с.: ил. (Практическое пособие).
5. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 176с.: ил.
6. http://www. am-agro. ru/project/dor. htm — студия ландшафтного дизайна АКВАМАСТЕР.
Об авторе
Ю.В. Крупская - канд. пед. наук, доцент Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.