Научная статья на тему 'Опыт анализа мифологического сознания на примере гетеростереотипов носителей сербской, литовской и русской лингвокультур'

Опыт анализа мифологического сознания на примере гетеростереотипов носителей сербской, литовской и русской лингвокультур Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / SEMANTIC DIFFERENTIAL / CATEGORIZATION / SEMANTIC SPACE / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / NATIONAL STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефимова Ольга Юрьевна, Нистратов Александр Алексеевич, Синячкин Владимир Павлович, Тарасов Евгений Федорович

В данной работе представлен опыт анализа экзистенциональных характеристик гетеростереотипов на примере носителей сербской, литовской и русской лингвокультур. Для исследования использовалась методика специализированного семантического дифференциала (СД). В результате обработки данных были построены семантические пространства шкалируемых объектов (национальных стереотипов) для представителей жителей России, Сербии и Литвы. Метод субъективных семантических пространств позволил изучить стереотип на уровне образа. Анализ экзистенциональных характеристик гетеростереотипов позволил сформировать гипотезы о поведении носителей исследуемых лингвокультур. Гипотезы обладают достаточными эвристическими потенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ефимова Ольга Юрьевна, Нистратов Александр Алексеевич, Синячкин Владимир Павлович, Тарасов Евгений Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An attempt at analyzing mythological consciousness based on heterostereotypes of bearers of Serbian, Lithuanian and Russian linguocultures

The paper presents an analysis of heterostereotypes in bearers of Serbian, lithuanian and Russian linguocultures. the results have been obtained with the use of the semantic differential. Semantic spaces of national stereotypes for Serbians, lithuanians and Russians have been constructed. the method of subjective semantic spaces has permitted to investigate stereotypes at the image level. the analysis of heterostereotypes has permitted to formulate hypotheses about the behavior of Serbians, lithuanians and Russians. the hypotheses have heuristic potency.

Текст научной работы на тему «Опыт анализа мифологического сознания на примере гетеростереотипов носителей сербской, литовской и русской лингвокультур»

УДК 81'23

опыт анализа мифологического сознания на примере гетеростереотипов носителей сербской, литовскоЙ и русской лингвокУльтУР1

В данной работе представлен опыт анализа экзистенциональных характеристик гетеростереотипов на примере носителей сербской, литовской и русской лингвокультур. Для исследования использовалась методика специализированного семантического дифференциала (СД). В результате обработки данных были построены семантические пространства шкалируемых объектов (национальных стереотипов) для представителей жителей России, Сербии и Литвы. Метод субъективных семантических пространств позволил изучить стереотип на уровне образа. Анализ экзистенциональных характеристик гетеростереотипов позволил сформировать гипотезы о поведении носителей исследуемых лингвокультур. Гипотезы обладают достаточными эвристическими потенциями.

ключевые слова: семантический дифференциал, категоризация, гете-ростереотипы, семантические пространства, языковое сознание, национальный стереотип.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 14-04-12021.

Ефимова ольга Юрьевна

Научный сотрудник НИЯУ МИФИ

г. Москва, Каширское ш., 31 e-mail: [email protected]

нистратов Александр Алексеевич

Научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, ул. Моховая, д. 11/9 e-mail: [email protected]

синячкин владимир павлович

Заведующий кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации РУДН г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2 e-mail: [email protected]

тарасов Евгений Федорович,

Заведующий отделом психолингвистики Института языкознания РАН г. Москва, Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1

e-mail: [email protected]

Социальные стереотипы - это вид мифологического сознания, формируемого в речевом общении в ходе восприятия речевых сообщений, описывающих чужой практический опыт.

Изучение этностереотипов, предпринятое в нашей работе, - это перевод мифологического сознания в теоретическое знание, функционирующее в научной деятельности по выработке научного знания для нужд осуществления совместной деятельности и общения с носителями чужой культуры.

Для исследования можно использовать методику семантического дифференциала (СД) Ч.Осгуда [Osgood 1962: 10-28]. Метод, предложенный Осгудом, позволяет выяснить отношение человека к объекту и выявить основные факторы, определяющие отношение исследуемой группы, поместив объект в систему его признаков. Тест был разработан Ч. Осгудом [Osgood 1957: 342] в середине 50-х годов для количественного измерения субъективных значений понятий. Суть его состоит в том, что респонденту предлагается последовательно высказать свое отношение к некоему объекту по целому набору шкал. В качестве полюсов шкал Осгуд использовал пары антонимичных прилагательных, отобранных в ходе предварительного эксперимента.

При подборе прилагательных важно избежать исследовательского субъективизма. Поэтому, на первом этапе желательно провести серию опросов (30-40) с независимыми людьми, задавая им вопросы типа «Какими прилагательными Вы могли бы описать данный объект?»

Построение СД на базе оценок объектов из определенных областей - частные СД - продемонстрировало возможность трансформации классического семантического пространства (оценка, сила, активность) и появление новых факторов. Частные СД характеризуются различной размерностью (числом некоррелирующих факторов), разным содержанием выделенных факторов, которые в то же время сохраняют некоторую преемственность с универсальным СД. Так, многие факторы частных семантических пространств являются конкретизацией универсальных факторов, которые видоизменяются (объединяются, расщепляются и т.п.) и наполняются определенным денотативным содержанием. Это объясняется тем, что если при конструировании шкал можно столкнуться с проблемой неопределенности антонимов, то в частном СД используемые прилагательные и объекты более контекстуальны, и ассоциация становится более направленной. Фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания входящих в него шкал.

На втором этапе респондентам предъявляются объекты и шкалы для их оценки. Каждый объект должен быть оценен по всем шкалам. Предполагается, что, взглянув на объект, респондент способен соотнести свои ощущения со всеми предложенными ему шкалами. Размер выборки исследования зависит от исследовательских задач. Учитывая, что данным методом изучаются не респонденты, а оценки объекта, выставляемые по большому количеству шкал, в результате получается довольно большая матрица данных. Поэтому, как правило, достаточно ограничиться выборкой в 40-50 респондентов.

Третий этап - аналитический. Метод семантического дифференциала позволяет использовать разнообразные способы анализа, при выборе которых исследователю также следует исходить из поставленных перед ним задач.

Процедура исследования

Настоящая методика исследования представляет собой модифицированный Семантический Дифференциал (СД). Этот метод позволит выявить неосознаваемые самими людьми критерии восприятия ими образов представителей различных стран. Респонденты должны по заданному набору качеств оценивать представителей разных стран по шкале от 0 до 5 (0 означает отсутствие качества, 5 - его максимальную выраженность). Использование однополюсных шкал дает дополнительную «степень свободы» в проекции когнитивных структур испытуемых на экспериментальный материал, так как позволяет выделить субъективную «синонимию» и «антонимию» признаков описания, не обязательно совпадающую с нормативно языковой. Показателем такой субъективной синонимии и антонимии является попадание шкал-признаков описания в один фактор и на один полюс фактора для синонимов и на противоположный полюс (если он наличествует) для антонимов.

Стимульный материал частного семантического дифференциала для данного исследования представлял собой 35 оценочных шкал отобранных по результатам предварительного эксперимента, по которым оценивалось 20 этнических стереотипов. Процедура психосемантического исследования заключается в следующем. Респондентам предлагается оценить определенный набор объектов по заданным качествам по градуированной шкале. Полученные таким образом протоколы собираются в общегрупповую матрицу данных, которая затем обрабатывается методом факторного анализа. Математический аппарат, применяемый в методе СД, выявляет отношение человека, группы людей к тем или иным процессам и явлениям. Здесь осуществляется возможность сочетать качественные характеристики и количественные оценки.

Сравнительный анализ этнических стереотипов был проведен по выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцировались образы исследуемых народов. Метод субъективных семантических пространств позволил изучить стереотип на уровне образа. Анализ экзистенциональных характеристик гетеростереотипов позволил сформировать гипотезы о поведении носителей исследуемых лингвокультур. Гипотезы обладают достаточными эвристическими потенциями.

В каждом эксперименте приняли участие по 40 респондентов в возрасте 1724 лет примерно в равном соотношении мужчин и женщин. Полученная суммарная матрица обрабатывалась методом факторного анализа с последующим вращением факторов до простой структуры. В результате обработки данных было выделены факторы - категории и построены семантические пространства восприятия национальных стереотипов (представлены на графиках). Факторы приводятся в порядке убывания вклада в общую дисперсию:

1. Деловитость, лидерство. 9.0%

2. Трудолюбие, выдержка. 8.9%

3. Силовое господство. 8.8%

4. Цивилизованность. 7.8%

5. Холодный индивидуализм. 7.6%

сербия

6. Безответственный оптимизм. 7.2%

7. Расчетливость. 5.8%

литва

1. 2. Лидерство. 9.5% Силовое господство. 9.2%

3. 4. Предприимчивость, расчет. 9.1% Самодисциплина, цивилизованность. 8.7%

5. 6. Покорность, выдержка. 7.3% Безответственный оптимизм. 6.6%

россия

1. 2. Эгоизм, расчетливость. 8.9% Лидерство. 8.6%

3. 4. 5. 6. 7. Цивилизованность. 8.2% Сообразительность, предприимчивость. 8.1% Самодисциплина, ответственность. 7.6% Общительность, оптимизм. 7.2% Силовое господство. 6.5%

8. Трудолюбие, выдержка. 6.4%

Как видно из приведенного списка количество выделенных категорий и их значимость определяемая вкладом в общую дисперсию различна для представителей отдельных стран. Надо отметить, что и содержание факторов-категорий у респондентов из отдельных стран имело некоторые различия. Так в факторе-категории лидерство, как видно из приведенного списка дескрипторов, в российской выборке отсутствует дескриптор «способность рисковать», а в сербской «чувство превосходства» и «чувство собственного достоинства». У россиян в этот фактор-категорию входит «индивидуализм», у литовцев «энергичность», а у сербов «добросовестность в деле», «сообразительность» и «способность к самодисциплине». Хотя все испытуемые (сербы, литовцы и русские) оценивают образы носителей различных культур в единой заданной экспериментаторами мерности (т.е. при помощи шкал), они формируют естественным образом инвариантные и вариативные представления, описывающие эти образы сознания. При этом экспериментаторы исходят из правдоподобной гипотезы, что образы носителей разных этнических культур репрезентированы в сознании сербских, литовских и русских испытуемых при помощи индивидуальных чувственных образов и образов сознания стереотипных или частично стереотипизированных, в ходе обработки экспериментальных данных исследователи обозначают анализируемые образы при помощи искусственных обобщающих факторов-категорий, что позволяет все многообразие индивидуальных оценок, данных испытуемыми, свести к обозримому количеству факторов-категорий, допускающих сравнение качеств носителей разных культур.

Следует учитывать то обстоятельство, что содержание факторов-категорий - это когнитивная база (база знаний), используемая сербскими, литовскими и русскими испытуемыми для описания гетеростереотипов, являются характеристикой этноса, члены которого в нашем исследовании фигурируют в качестве испытуемых.

Фактор-категория лидерство

сербия литва россия

добросовестность в стремление к стремление к

деле известности известности

способность к самодисциплине способность рисковать индивидуализм

деловитость стремление управлять чувство превосходства

способность рисковать энергичность стремление управлять

стремление к известности деловитость чувство собственного достоинства

сообразительность чувство собственного достоинства деловитость

стремление управлять чувство превосходства

Из приведенного списка видно, что у русских и литовцев фактор-категория лидерство имеет большее сходство, чем с этим же фактором-категорией у сербов.

С учетом этих различий в содержании фактор-категории лидерство нужно интерпретировать размещение национальных стереотипов в семантическом пространстве категорий-факторов. Как видно из графика рис.1 у русских и литовцев на полюсе фактора-категории лидерство расположен американец. Дальше у литовцев идет русский, француз, немец, итальянец. У русских англичанин, француз, русский, немец. На противоположном полюсе у литовцев - индиец, африканец, еврей, латиноамериканец, японец. У русских - китаец, африканец, индиец, латиноамериканец, кореец. Можно видеть достаточно большое сходство в размещении национальных стереотипов в семантическом пространстве этой категории - на полюсе лидерства располагаются представители западной цивилизаии, на противоположном полюсе представители стран Востока, которые не воспринимаются как лидеры. У сербов картина иная - на полюсе лидерства находится японец, далее немец, кореец, русский, серб. На противоположном полюсе - итальянец, грузин, француз, латиноамериканец, американец, индиец, африканец. Учитывая некоторую разницу в содержании этой категории можно предположить, что сербы не принимают в качестве лидерских качеств чувство превосходства и и завышенное чувство собственного достоинства, а отдают предпочтение деловым качествам: добросовестность в деле, способность к самодициплине, сообразительность, что можно отметить у японцев, немцев, корейцев и что отсутствует по мнению сербов у итальянцев, грузин, французов, латиноамериканцев.

Сербия

и I .мьянец

-С,5 О 0,5

Р Лидерство, деловитость

Литва

лмеоииаиеи

русский

Францу)

немец

итальянец ж

грузим ■

англичанин

китаец

кврЗДц

грей

полян|

швед ■

араб!

лпонекР

лэтноэмерчнане|ЦИ черей

африканец

-0,5 п 0,5

■ Лидерство

рис. 1

Следующий фактор, который мы рассмотрим, имеет в своем составе дескриптор «расчетливость», но эта категория у сербов, литовцев и русских будет различаться. У русских этот фактор занимает первое место у литовцев - третье, у сербов этот фактор на седьмом месте. Для русских «расчетливость» сочетается с «эгоизмом», «прагматизмом», «тщеславием», что вполне логично. С другой стороны присутствует десриптор «законопослушность», в то время как у сербов «расчетливость» сочетается с «непокорностью». И у русских и у сербов на полюсе этой категории расположен американец. Далее у русских расположены еврей, немец, англичанин, китаец, что вполне согласуется с представлением об этих национальных стереотипах у россиян. На противоположном полюсе расположены: русский, индиец, африканец, грек, латиноамериканец, законопослушность которых, видимо, под сомнением. Другая картина у литовских респондентов. В эту категорию входит «предприимчивость», «хитрость», «трудолюбие», «изобретателбность», «бережливость», «сообразительность», «стремление к успеху» и наибольшее значение по этой категории имеют китаец, еврей, японец, кореец, немец. На противоположном полюсе как у русских и сербов представлены индиец, африканец, латиноамериканец. Несмотря на некоторые различия в содержании этой категории видим, что представление о национальных стереотипах у сербов, литовцев и русских имеет много общего.

Фактор-категория расчетливость

сербия литва россия

непокорность предприимчивость эгоизм

расчетливость хитрость прагматизм

трудолюбие тщеславие

расчетливость расчетливость

изобретательность законопослушность

бережливость

сообразительность

стремление к успеху

рис. 2

Фактор-категория трудолюбие, выдержка имеет свои особенности у сербов, литовцев и россиян. У сербов и россиян наибольшее сходство как в содержании категории, так и в расположении национальных стереотипов в семантическом пространстве этой категории. Это можно видеть на рис. 3. Китаец и японец занимают верхние позиции в семантическом пространстве сербов, далее у сербов расположены немец, еврей, швед, а у русских кореец, еврей, индиец, африканец. Это можно объяснить тем, что у сербов в состав категории входят «предприимчивость», «выдержка», «стремление к успеху», «изобретательность», «бережливость», в то

время как у русских «покорность», «терпимость». Расположение стереотипов на противоположном полюсе у русских и сербов не имеет ничего общего.

Фактор-категория трудолюбие, выдержка

сербия литва россия

бережливость покорность трудолюбие

трудолюбие выдержка покорность

выдержка терпимость терпимость

предприимчивость честность холодность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стремление к успеху

изобретательность

хитрость

Сербия

кпысц

японец

немец

еврей

швед ■

кореец

англичанин

Африканец

граб ■

американец«

францу*

Фея"

русский

итальянец

ли.циеи

латиноамериканец

- с ля и

■1 -0,5 0 0;5 1 1.5

■ Трудолюбие, выдержка

рис.3

В факторе-категории силовое господство определяющими дескрипторами являются «жестокость», «коварство», «агрессивность». У сербов к ним добавляется «нетерпимость», «чувство превосходства», «эгоизм», «тщеславие», что не меняет основного содержания, но придаёт некоторые дополнительные нюансы этой категории. У литовцев эта категория также имеет свои отличия - добавляется «холодность», «прагматизм» и «тщеславие» и «эгоизм», как у сербов. Расположение национальных стереотипов в семантическом пространстве категории имеет свою специфику. Так у сербов и россиян на полюсе категории расположен американец, далее у сербов немец, араб, англичанин, что возможно определяется историческими событиями. У россиян вслед за американцем идут араб, грузин, поляк, немец,

что также можно объяснить с точки зрения истории. У литовцев же на первом месте стоит поляк далее грузин, русский, еврей, что также можно объяснить историческими событиями прошлого. На противоположном полюсе у литовцев и русских китаец, у сербов грек.

Фактор-категория силовое господство

сербия литва россия

жесткость коварство жесткость

агрессивность жесткость агрессивность

коварство эгоизм коварство

эгоизм агрессивность

тщеславие холодность

нетерпимость прагматизм

чувство превосходства тщеславие

рис.4

В факторе-категории Цивилизованность у всех респондентов ведущими дескрипторами являются «цивилизованность» и «образованность». У сербов и русских добавляется « честность», а у литовцев и сербов ещё и «законопослушность». Кроме того, у литовцев присутствуют «способность к самодисциплине», «добросовестность в деле» и «индивидуализм», а у русских «выдержка» и «бережливость». На положительном полюсе расположение национальных стереотипов во всех трёх

выборках имеет большое сходство как видно из рис. 5. На противоположном полюсе единодушное мнение - расположен африканец. Далее начинаются расхождения. У русских следует американец, араб, китаец, грузин. У литовцев - грузин, араб, латиноамриканец. У сербов - серб, индиец, араб, грузин. Фактор-категория Цивилизованность

сербия

литва

россия

законопослушность цивилизованность честность образованность

законопослушность цивилизованность способность к самодисциплине

образованность

добросовестность в деле индивидуализм

цивилизованность

честность

образованность

выдержка бережливость

Сербия

фрзнцуэ

швед

японец

англичанин

немец

грек итальянец еврей русский ПРЛРН

■ ■

кореец кигаеи

ДМ^рИКЛНЕЦ грузин араб индиец,

¿ьфрнканвц

■ Цивилизованность

Литва

англичанин

немец

швед

француз японец

американец —

кореец ■

еврей ■

грек

итальянец

китаец

индиецн

русский

полА^В

Л 3 TiHO.-J МО рИ...

араб

груаии

•Ффшшшт

-2 -1 О 1

Россия

аиГличлшн Ш

японец

HHMHL,

француз

русским

кореец

индиец

грен

полпи ■

ей рви

ш аль{.'моц

патиноаглерика..

грузин

китаец

араб

американец

■'Лриканец

0.5

0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| Цивилизованность

рис.5

В факторе-категории общительность, оптимизм основные определяющие дескрипторы «общительность» и «оптимизм», но у сербов к ним добавляется «энергичность» и «безответственность», у литовцев только «безответственность», а у русских «энергичность» и «стремление к успеху». Это придаёт определённую окраску категории в каждом отдельном случае и это определяет расположение национальных стереотипов в семантическом пространстве категорий. Так «стремление к успеху» и «энергичность» позволяет поставить на первое место американца в русской выборке. Литовцы также ставят на первое место американца, но сербы располагают на первом месте серба, что позволяет предположить причину этого

наличия дескриптора «безответственность» в категории у сербов. Далее располагаются у сербов и литовцев итальянец, у русских латиноамериканец и итальянец. На противоположном полюсе картина у всех совершенно различная.

Фактор-категория общительность, оптимизм

сербия литва россия

общительность оптимизм оптимизм

энергичность общительность энергичность

оптимизм безответственность общительность

безответственность стремление к успеху

Сербия

■1 -0.5 0 0i5 1 1.5 ■ Общнтельносьроптимюм

Литва

амерн Kd ниц

итальянец

4ФЭШ0* грек

H

англичанин

русский

лэтисымерииан...

грузин ■

японец

ПОЛП!^

евреи

HBJW1Р ц

ШВЕЦ

¡¡раб

ИНД1ЧЦ

китаец

кореец

^фринлнец

-0,5

0,5

Общнте/1 ЬН ççTfr, дгщлпч зм

Россия

американец латиноалле,,.. италвеиёц киг^ец француз русский с:врей кореец грен

грузин не?мСц

полня

англичанин шнед

ЯПимей Драй:

индиец

Н--}

■1 О

I Общительность, оптимизм

рис.6

Фактор-категория холодный индивидуализм

Надо заметить, что у сербов выделился отдельный фактор-категория. Дескрипторы, входящие в него характерны для представителей европейской культуры. Более того, это черты присущие англо-саксонскому характеру. Это можно видеть и по расположению стереотипов в пространстве этой категории, см. рис. 7. Положительный сегмент пространства занимают представители европейской культуры: англичанин, француз, итальянец, швед, немец, американец. На пртивоположном полюсе представлены: африканец, латиноамериканец, кореец, индиец. Для этих народов более характерна общинность, что противопоставляет их европейской и особенно англосаксонской группе стереотипов.

сербия

индивидуализм прагматизм

чувство собственного достоинства холодность

Холодный индивидуализм

1,2 1 и. а 0,6 0,4

о, г о

-0,4 -0.6 -О.Е

рис. 7

Что касается российских респондентов, то у них кроме описаныых выше шести общих факторов выделено ещё два фактора-категории - один из них можно назвать предприимчивость, другой самодисциплина, ответственность.

Фактор-категория предприимчивость

Фактор-категория предприимчивость и расположение стереотипов в пространстве этой категории представлены ниже и на рис. 8. Как видно из рис. 8 положительный полюс занимают русский, китаец, еврей. Неожиданно то, что противоположный полюс занимают американец, немец, швед, англичанин. Это можно объяснить тем, что в этой категории наиболее значимыми качествами являются сообразительность, изобретательность, хитрость. Видимо российские респонденты считают, что русские обладают этими качествами в большей мере, чем американцы, немцы, шведы, англичане.

россия

сообразительность изобретательность хитрость

предприимчивость способность рисковать

Предприимчивость

1.2 1 0,5 0,6 0.1 0,2 о -0.2 -0,4 -0,6 -о.а

.1

I

т I QL ■" Д- - 1 «Я 3" ^ — Е ^ __^ >5

ш ¡и i Z Ё. X ф Г ? & 0J К. 5 0 ■= to х х ш й1 X п '-1. С. ТТЗ X ас

1 i i ч: X 1 Г2 О с та а._ flj щ в с £ Q. С Щ X с — зс а £

о_ f - -х— о_ та ^ ™ та * i

Рис. 8

Фактор-категория самодисциплина, ответственность Ещё один фактор-категория у русских респондентов представленный ниже и на рис. 9 показывает вполне ожидаемую картину образов национальных стереотипов. Немец, японец, англичанин, американец, кореец, китаец занимают положительный край полюса. Латиноамериканец, русский, поляк, африканец, грек, грузин расположен на противоположном полюсе, что соответствует общему мнению об этих народах в русском обыденном сознании.

Россия

добросовестность в деле

способность к самодисциплине

ответственность

рис. 9

В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меня-

ются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий в психологии общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы. В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражают, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

литература

Osgood Ch. Studies on Generality of affective meaning system. Amer. Psychol.,

1962, v. 17, pp. 10-28.

Osgood Ch., Suci G. J., Tannenbautn P. H. The measurement of meaning. urbana, 1957. 342 p.

AN ATTEMPT AT ANALYZING MYTHoLoGicAL consciousness

based on heterostereotypes of bearers of serbian, Lithuanian and Russian linguocultures

The paper presents an analysis of heterostereotypes in bearers of Serbian, Lithuanian and Russian linguocultures. the results have been obtained with the use of the semantic differential. Semantic spaces of national stereotypes for Serbians, lithuanians and Russians have been constructed. the method of subjective semantic spaces has permitted to investigate stereotypes at the image level. the analysis of heterostereotypes has permitted to formulate hypotheses about the behavior of Serbians, lithuanians and Russians. the hypotheses have heuristic potency.

Keywords: semantic differential, categorization, semantic space, language consciousness, national stereotypes.

References

Osgood Ch. Studies on Generality of affective meaning system. Amer. Psychol., 1962, v. 17, pp. 10-28.

Osgood Ch., Suci G. J., Tannenbautn P. H. the measurement of meaning. urbana, 1957. 342 p.

Efimova olga Yurievna

Researcher at National Research Nuclear university MEPhI Russia, Moscow, Kashirskoe highway 31 e-mail: [email protected]

Nistratov Aleksandr Alekseevich

Researcher at Lomonosov Moscow State university Russia, Moscow, Mokhovaya str. 11/9 [email protected]

sinyachkin Vladimir Pavlovich

chief of Department of the Russian language and cross-cultural communication, RuDN university Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya str. 10/2 e-mail: [email protected]

Tarasov Evgeniy Fedorovich

chief of Department of Psycholinguistics, Institute of linguistics, Russian academy of Sciences Russia, Moscow, Bolshoy Kislovskiy str. 1 bld. 1 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.