3-3- Саенко, ^..^Э. Колпаков, 3-3- Сем,икаш.ев, ^Э-3- Синяк
ОПЫТ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА (на примере Тульской области)1
Введение. Энергетический сектор играет важную роль в жизнеобеспечении любого региона России. Прогнозирование его развития - сложный процесс, учитывающий взаимосвязи в изменении элементов энергетической инфраструктуры и общей социально-экономической динамики региона.
Прогресс регионального ТЭК определяется рядом внутренних и внешних факторов, важнейшими из которых являются:
• наличие природных ТЭР;
• перспективное состояние экономики региона и его влияние на энергопотребление;
• продвижение на территории региона энергоемких отраслей промышленности;
• степень участия отраслей энергетики в общегосударственных программах развития и т. д.
Энергетика как инфраструктурная отрасль не только удовлетворяет потребности региона в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР), но и выполняет интегрирующую роль, обеспечивая межрегиональные связи по топливу и электроэнергии.
Для обоснования прогнозов процессов, происходящих в региональной энергетике, необходимы методики и модели, корректно и достаточно полно отражающие специфику территориальных хозяйственных систем. Кроме того, важно надежное информационное обоснование прогноза, включающее программы социально-экономического развития, инвестиционные програм-
1 Работа выполнялась в рамках подготовки ИНП РАН материалов для Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 г.
При финансовой поддержке гранта РФФИ (Проект № 17-02-00397 «Новые проблемы и риски в глобальной энергетике и их отражение в прогнозах развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России»).
234
мы развития энергетики, стратегии модернизации энергоемких производств в конкретном регионе.
Исследования по анализу и прогнозированию региональной энергетики в стране ведутся с 1970-х годов прошлого столетия [1-8].
В данной работе и других наших статьях [9-10] предложен разработанный авторами метод анализа и прогнозирования энергетического сектора Тульской области с учетом специфики региона, который является в первую очередь энергопотребляющим хозяйственным комплексом, также рассмотрены:
• проблемы формирования топливно-энергетического баланса (ТЭБ) Тульской области и статистического обеспечения этого процесса;
• важнейшие направления энергетической стратегии региона;
• методы моделирования и прогнозирования потребности в энергоресурсах;
• специфика основных секторов экономики, в которых потребляется большая часть ТЭР;
• отдельные актуальные специфические вопросы развития энергетики Тульской области.
В работах [9-10] подробно рассмотрена методика и модельные расчеты энергопотребления Тульской области. В данной статье анализируются их результаты в части динамики и структуры регионального ТЭБ.
Методология анализа и прогнозирования. При прогнозировании энергетического сектора региона с учетом специфики Тульской области, можно выделить следующие особенности.
1. Область практически на 100% энергодефицитна - завозится все первичное топливо и нефтепродукты, а также 40% потребляемой электроэнергии. Поэтому нами основное внимание уделено анализу и прогнозированию спроса на ТЭР. При этом важное значение имело прогнозирование как конечного потребления энергоресурсов, так и преобразования первичного топлива в электроэнергию и тепло (теплоэлектроэнергетика и централизованное теплоснабжение).
2. Использование всех доступных источников информации для анализа и прогнозирования. Так как работа выполнялась в рамках взаимодействия с Правительством Тульской области для составления картины, анализа проблем и перспектив развития региона, был проведен ряд встреч с представителями регионального Ми-
235
нистерства промышленности и энергетики, Министерства строительства и ЖКХ. Использовались данные региональных и муниципальных программ, существующие наработки в стратегических и оперативных документах.
3. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» реализован двухэтапный подход к прогнозированию развития энергетического сектора области. На первом этапе после анализа состояния и ретроспективного развития ТЭК региона сформированы основные направления региональной энергетической политики до 2035 г., определяющие цели, задачи, приоритеты и ориентиры долгосрочного развития ТЭК области, а также механизмы ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. На втором этапе разработан долгосрочный прогноз энергетического сектора Тульской области, по результатам которого корректируются задачи, меры и механизмы региональной госполитики, а также формируются индикаторы реализации основных направлений региональной энергополитики.
4. При анализе и прогнозировании энергетического сектора Тульской области использовался метод построения ТЭБ. Он позволяет представить комплексную картину снабжения региона топливом, отследить процессы преобразования топлива, выработки электрической и тепловой энергии, структуру потребления, а также расходы и потери топлива на всех этапах преобразования. ТЭБ необходим не только как механизм анализа текущих проблем, но и как инструмент обоснования перспективного видения траекторий развития ТЭК, а также рисков в сфере энергетики и путей их снижения.
5. На основе анализа ТЭБ (табл. 1-3) были выделены крупные секторы потребления первичных и конечных энергоресурсов:
• генерация электроэнергии (на топливо приходится 17% общего энергопотребления региона);
• производство тепловой энергии (на топливо приходится 15% общего энергопотребления региона);
• потребление тепловой и электроэнергии (20% и 10% от конечного энергопотребления региона соответственно);
• потребление моторных топлив населением и транспортом (9% общего энергопотребление региона);
236
• потребление кокса и доменного газа на металлургических предприятиях региона и их блокстанциях (промышленных ТЭЦ);
• потребление природного газа в промышленности (36% от общего энергопотребления региона, из них - 29% в химической промышленности в качестве сырья) и населением (7%)2.
На все остальные направления приходится менее 2% потребления энергоресурсов в области (1% - потребление угля в промышленности и 0,7% - потребление газа в сельском хозяйстве и сфере услуг). Для этих процессов на прогнозный период применяются простые гипотезы и пролонгация трендов.
6. Расчеты потребности области в первичной энергии выполняются в два этапа. На первом в зависимости от перспектив демографического и социально-экономического развития региона прогнозируется потребность в конечных энергоресурсах (электрической и тепловой энергии, нефтепродуктах), а также определяются необходимые объемы их производства на территории области и ввоза. На втором этапе рассчитывается, сколько нужно первичных энергоресурсов для производства необходимого объема преобразованных и переработанных энергоресурсов, который был оценен на первом этапе. В результате определяется потребность в природном газе, угле, коксе и суммарная потребность региона в первичной энергии с учетом импорта электроэнергии и нефтепродуктов.
При этом проблем с угле- и нефтепродуктоснабжением Тульской области в силу хорошей развитости соответствующей инфраструктуры не ожидается. Однако определение перспективного спроса на природный газ и электроэнергию крайне важно. Это обусловлено тем, что при существенном росте газо- и электропотребления могут возникнуть ограничения со стороны газотранспортной и электросетевой инфраструктуры на поставку дополнительных объемов энергоресурсов. Это один из важнейших результатов данных прогнозных расчетов.
Кроме того, на основе анализа и прогнозирования крупнейших сегментов энергопроизводства и энергопотребления формируются региональные меры по повышению энергоэффективности экономики области. Напомним, что до 2014 г. в рамках ранее действовавшей Госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» все регионы должны
2 Для перечисленных процессов был проведен подробный анализ и разработаны модельные и сценарные расчеты для построения прогнозов (см. [9-10]).
237
были проводить активную политику повышения энергоэффективности, касающуюся всей сферы энергопотребления [11]. В настоящее время с принятием новой Госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» такие требования отсутствуют, и региональная программа по энергоэффективности касается только объектов региональной и муниципальной собственности.
По результатам апробации предложенного методического подхода сформирован базовый (умеренно-оптимистический) сценарий развития региональной энергетики, который в целом соответствует (по основным индикаторам) целевому сценарию проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года [12].
Таким образом, далее рассматривается широкий круг вопросов, связанных с разработкой стратегии и прогноза регионального ТЭК. При этом особое внимание уделено рассмотрению методических подходов к определению спроса на электроэнергию, тепло и котель-но-печное топливо, а также построению регионального ТЭБ.
Подход к построению ТЭБ Тульской области. Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) является общепринятым универсальным инструментом описания энергетических систем. Он представляет собой матрицу, которая отражает полное количественное соответствие между приходом и расходом энергии, характеризует структуру и эффективность использования энергоресурсов, позволяет проследить все стадии энергетического потока (добыча, переработка и преобразование, конечное потребление).
На базе ТЭБ выполняется анализ и прогноз развития энергетики страны или отдельных регионов. Он необходим для обоснования и разработки программных и стратегических документов в области энергетики с учетом анализа динамики и ключевых тенденций производства и потребления энергии. Отметим, что значительным опытом в сфере разработки как общефедеральных, так и региональных ТЭБ в России обладает ЦЭНЭФ [7].
Отличительными особенностями энергетического сектора Тульской области, определяющими структуру ТЭБ региона, являются:
• отсутствие добычи первичных энергоресурсов (нефть, природный газ, уголь);
• полная зависимость от ввоза топливных энергоресурсов;
• высокая (на 40%) зависимость от поставок электроэнергии;
• отсутствие в регионе собственной нефтепереработки;
• отсутствие АЭС и ГЭС;
238
• значительная роль собственных генерирующих мощностей промышленности в структуре выработки электрической и тепловой энергии;
• высокое потребление кокса в металлургическом производстве;
• значительное использование доменного газа.
Построение ТЭБ состоит из последовательного формирования однопродуктовых балансов. В частности, для Тульской области, с учетом специфики ее энергетического комплекса, это балансы угля, природного газа, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии. Кроме того, вследствие существенной роли вторичных энергоресурсов в ТЭБ региона выделены кокс и доменный газ3. Так, в 2015 г. на долю доменного газа пришлось 12% потребляемого в электроэнергетике топлива.
Основными источниками информации являются формы статистической отчетности Росстата:
• 1-натура - объем и структура производства электрической и тепловой энергии;
• 4-ТЭР - объемы и структура потребления угля, природного газа, нефтепродуктов (в том числе бензин, дизельное топливо, мазут, керосин, топливо печное бытовое), кокса и доменного газа населением, предприятиями в качестве котельно-печного, в качестве моторного топлива и в виде сырья;
• 11-ТЭР - объемы использования угля, природного газа, нефтепродуктов, кокса и доменного газа на производственные нужды;
• 1-ТЕП - объемы и структура производства (по видам используемого топлива) и отпуска тепловой энергии; оценки потерь тепловой энергии при передаче;
• Электробаланс - полный баланс электроэнергии.
Кроме того, использовались дополнительные материалы о состоянии отдельных секторов:
• схема и программа развития электроэнергетики Тульской области (за ряд лет);
• схемы теплоснабжения и стратегии муниципальных образований;
3 Согласно методологии МЭА кокс и доменный газ включаются в укрупненную категорию «Уголь». Однако для более подробного описания энергетики Тульской области эти энергоресурсы выделены в отдельные категории. При этом кокс полностью импортируется и потребляется в промышленности. Что касается доменного газа, то в разработанном ТЭБ показывается только объем его потребления в электроэнергетике, а его переток (чистый приход) фиксируется в промышленности со знаком минус.
239
• материалы генерирующих и управляющих компаний для анализа структуры выработки и поставки электрической и тепловой энергии в разрезе отдельных электростанций, генерирующих блоков, крупных потребителей в части получения энергии;
• характеристика состояния крупных потребителей и отраслей экономики области.
Основной проблемой при построении ТЭБ стала некачественная официальная региональная статистика. В частности, в формах 11-ТЭР и 4-ТЭР для Тульской области наблюдалась общая тенденция резкого кратного падения объемов потребления энергоресурсов в промышленности после 2013 г., что, вероятно, вызвано неполнотой сбора и обработки информации по сравнению с предыдущими годами.
В теплоснабжении сложность заключается в сведении отпуска тепла от ТЭС и от котельных из разных форм отчетности (1-Натура, 11-ТЭР, 6-ТП, 1-ТЕП) из-за различий в охвате источников. Большой проблемой официальной статотчетности является занижение потерь при передаче и распределении, что, видимо, компенсируется большим расходом топлива. Кроме того, на уровне региона и динамика, и структура потребления характеризуются значимыми колебаниями в 2014-2015 гг., а в форме 11-ТЭР в 2015 г. потери в тепловых сетях упали в 2 раза по сравнению с 2014 г.
Традиционно в формах Росстата хуже отражается потребление моторных топлив. Известно, что сумма потребления бензина и дизельного топлива по всем регионам показывает только 60-70% общероссийского потребления. Поэтому на уровне отдельного региона данные, как правило, занижены. Построить адекватный ряд можно с помощью данных местных топливоснабжающих компаний, которые производят оценку рынка, или через соотнесение отчетных статданных с динамикой общественного, грузового и легкового автопарка. При разработке стратегии Тульской области использовался второй метод [10].
Подробная, однородная статистическая информация без скачкообразных изменений по годам представлена только для электроэнергетики, источником по которой служат формы электробаланса в региональном разрезе.
Для решения проблемы некачественной информации дополнительно были использованы региональные ТЭБ, разрабатываемые Минпромэнерго Тульской области в соответствии с приказом Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. № 600 «Об утвер-
240
ждении порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». На наш взгляд, в ряде случаев они составлены некорректно с методической точки зрения. Однако соотнесение этих данных с официальной отчетностью Росстата позволило лучше проанализировать структуру энергопроизводства и энергопотребления и построить более качественные динамические ряды регионального потребления энергоресурсов.
Анализ и прогноз ТЭБ Тульской области в 2005-2035 гг. В табл. 1-5 Приложения приведены разработанные ТЭБ Тульской области за 2005, 2010, 2015, 2020 и 2035 гг.4
Суммарное потребление первичных ТЭР в Тульской области снизилось за 2005-2015 гг. на 7% с 13 до 12,2 млн. т у.т. При этом основное падение энергопотребления (до 12,3 млн. т у.т.) наблюдалось до 2010 г. в результате снижения производства тепловой энергии (с 2,9 до 2,1 млн. т у.т. за 2005-2010 гг.) и спада металлургического производства (наблюдавшегося в 2007-2009 гг.). В результате за 2005-2015 гг. потребление угля снизилось на 19%, природного газа - на 8%, кокса - на 17%.
Ввоз нефтепродуктов за этот период вырос на 40%, электроэнергии - на 20%.
Основным энергоресурсом в Тульской области является природный газ, на долю которого в 2015 г. приходится 65% потребления первичной энергии. По 9% пришлось на уголь и нефтепродукты, 13% - на кокс. Ввоз электроэнергии обеспечил 4% спроса на первичную энергию.
Структура первичного энергопотребления в ретроспективном периоде оставалась достаточно устойчивой. Крупнейшим структурным сдвигом за 2005-2015 гг. является рост доли нефтепродуктов на 3 проц. п. с 6 до 9%. При этом доли природного газа и угля за этот период снизились на 1 проц. п., кокса - на 2 проц. п.
Современная структура потребления в электроэнергетике и теплоснабжении на 67% состоит из природного газа, на 24% - из угля, на 6% - из доменного газа и на 2% - из нефтепродуктов. При этом на фоне сокращения собственной генерации в регионе за 2005-2015 гг. потребление природного газа в энергетике сократилось с 3,9 до 2,6 млн. т у.т., угля - с 1,2 до 0,9 млн. т у.т.
4Более подробный анализ этих ТЭБ с точки зрения отдельных секторов приведен в [9].
241
В структуре конечного использования больше всего ТЭР потребляется в промышленности, в качестве сырья для химического производства и населением.
Энергопотребление промышленности снизилось за 2005-2015 гг. с 4,7 до 4,3 млн. т у.т. При этом 32% спроса покрывается коксом (с учетом образующегося в производственном процессе доменного газа), 31% - тепловой энергией, 14% - электроэнергией, 20% -природным газом.
В качестве сырья для химического производства в 2015 г. было использовано 3,5 млн. т у.т. природного газа, что на 4% больше, чем в 2005 г.
Энергопотребление населения выросло за 2005-2015 гг. на 26% с 1,75 до 2,2 млн. т у.т. В 2015 г. на природный газ пришлось 37% суммарного потребления, на нефтепродукты - 30%, на тепловую энергию - 26%, на электрическую энергию - 7%. При этом доля нефтепродуктов выросла за 2005-2015 гг. на 19 проц. п. (с 11%), а доля тепловой энергии снизилась на 11 п.п. (с 37%).
При умеренно-оптимистичном росте экономики региона (в среднем на 3,5% в год) потребление первичной энергии вырастет за 2015-2035 гг. на 17% до 14,2 млн. т у.т. При этом в структуре энергопотребления на 2 проц. п. вырастут доли нефтепродуктов и импорта электроэнергии до 11 и 6% соответственно, а доли угля и природного газа снизятся также на 2 проц. п. до 7 и 63% соответственно.
Потребление ТЭР электроэнергетикой и теплоснабжением вырастет за 2015-2020 гг. на 1,5% до 3,9 млн. т у.т. в результате ввода новых газовых мощностей. Однако затем оно начнет снижаться вследствие повышения эффективности использования топлива и к 2035 г. составит 98% уровня 2015 г. В структуре потребления топлива на 2 проц. п. увеличится доля природного газа (до 69%) и на 1 проц. п. - доменного газа (до 7%) на фоне сокращения доли угля на 3 проц. п. (до 21%).
Промышленность нарастит свое энергопотребление (в качестве топлива) на 5% к 2020 г. и на 11% к 2035 г. (от уровня 2015 г.), которое составит 4,5 и 4,75 млн. т у.т. соответственно. Структура потребления ТЭР останется практически неизменной. При этом использование природного газа в качестве сырья для химической промышленности вырастет почти на 30% по сравнению с уровнем 2015 г. и составит 4,5 млн. т у.т. в 2035 г., достигнув 32% суммарно потребления первичной энергии в регионе. Значитель-
242
ный рост энергопотребления в промышленности в рассматриваемый период обусловлен опережающим развитием энергоемких отраслей в регионе, прежде всего химии и черной металлургии.
Спрос на ТЭР со стороны населения к 2035 г. увеличится на 14%. Основным драйвером роста станет потребление нефтепродуктов, которое увеличится на 65% вследствие автомобилизации населения и интенсификации использования личного автомобильного транспорта. В результате доля нефтепродуктов в структуре потребления составит 44% (на 14 проц. п. выше, чем в 2015 г.), а доли природного газа и тепла снизятся до 29 и 21% соответственно.
Разработка основных направлений энергетической политики Тульской области до 2035 г. В данном разделе сформулированы цели, задачи, приоритеты и ориентиры долгосрочного развития ТЭК Тульской области, а также механизмы реализации региональной государственной энергетической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Энергетический сектор - значимая часть экономики Тульской области (примерно 3% ВРП) и ее важная инфраструктурная составляющая. Он включает в свой состав системы электро-, тепло- и топливоснабжения (природный газ, уголь и нефтепродукты) области.
Цели, задачи и приоритеты развития энергетического сектора региона. Целью государственной политики в энергетической сфере является создание надежного и эффективного энергетического сектора области для устойчивого роста ее экономики и повышения качества жизни населения.
Эта цель конкретизируется в нижеследующих ключевых задачах.
1. Содействие модернизации электроэнергетики области, что повысит как эффективность генерации (число часов использования модернизированных блоков ТЭС возрастет в 3-4 раза), так и сократит затраты на развитие электросетевого комплекса, необходимые для подведения дополнительных внешних перетоков электроэнергии.
2. Проведение реорганизации теплоснабжения области путем внедрения современного оборудования и схем организации на основе концессионных соглашений по передаче в управление частным инвесторам муниципальных тепловых сетей и котельных с их последующей модернизацией. Это позволит существенно сократить расходы на топливо, электроэнергию, воду и оплату труда в этой сфере, а также сдержать рост тарифов в долгосрочной перспективе.
243
3. Обеспечение Тульской области природным газом в части расширения инфраструктуры поставок по магистральным трубопроводам с учетом перспективной потребности экономики и населения региона в газе.
4. Повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг (за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры).
5. Обеспечение социальной и экологической ответственности, использования и развития человеческого капитала энергетическими компаниями области.
Целевое видение энергетического сектора, которое должно быть достигнуто к 2035 г., включает в себя в том числе:
• удовлетворяющую массового внутреннего потребителя доступность энергии как по наличию и срокам подключения, так и по цене (в том числе при строительстве жилья и реализации планов территориального развития);
• существенно более низкий уровень энергоемкости и электроемкости ВРП области (включая снижение удельных расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии, уменьшение потерь электроэнергии и тепла при транспортировке и расходов энергии на собственные нужды энергетического сектора);
• нормативное состояние систем электро- и теплоснабжения при существенных сокращениях удельных расходов, доведении потерь в сетях до нормативных, снижении уровня износа оборудования;
• сниженные удельные показатели загрязнения окружающей среды предприятиями ТЭК;
• полное обеспечение энергетического сектора области квалифицированными кадрами.
Приоритетами в развитии энергетического сектора Тульской области должны стать энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики.
Что касается обеспечения энергетической безопасности, то необходимо:
• повышение надежности электроэнергетики области путем увеличения загрузки эффективных мощностей областной генерации и упрощения доступа потребителей к электросетям;
244
• развитие теплоснабжения области преимущественно на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когенерационных установок широкого диапазона мощности. Вместе с тем, важно и развитие систем децентрализованного теплоэнергоснабжения, где неэффективно централизованное теплоснабжение;
• завершение газификации области, прежде всего сельской местности.
Главной проблемой повышения энергоэффективности является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, превышающий 1/4 общего потребления ТЭР в области. В этой связи необходимо завершить начатую работу по формированию целостной системы стимулов и механизмов для развития технологического энергосбережения. Требуется также федеральная поддержка лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) с определенной периодичностью. Однако энергосбережение - не самоцель, а составная часть проблемы повышения энергоэффективности за счет инновационного развития, нацеленного как на снижение издержек при производстве, транспортировке, переработке и использовании энергоресурсов, так и на рост качества электрификации экономики области.
В сфере повышения экономической эффективности главным является максимизация общеэкономического эффекта с учетом косвенных мультипликативных эффектов от функционирования энергетического сектора области. При этом экономические интересы предприятий ТЭК рассматриваются в увязке с задачами областного бюджета. С точки зрения потребителей сохраняются серьезные риски в части экономической эффективности; ключевым элементом здесь являются высокие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы.
Устойчивое развитие энергетики включает социальную ответственность и экологическую эффективность энергетических компаний области.
Для развития человеческого потенциала энергетического сектора области необходимо партнерство государства, общества и бизнеса, в том числе координация количественных и качественных параметров профильных направлений профессионального образования и потребностей энергетики, создание устойчивых
245
связей между корпоративным сектором ТЭК и профессиональным образованием. Для Тульской области могут быть востребованы следующие направления: подготовка персонала для электростанций региона и для коммунальной энергетики, а также специалистов по повышению энергоэффективности. Подготовка студентов и повышение квалификации действующих сотрудников может проводиться на базе местных ВУЗов, а разработка программ - совместно с профильными московскими ВУЗами и организациями.
С точки зрения экологической эффективности энергетического сектора области, основными вызовами в рассматриваемой перспективе являются отставание с внедрением современных технологий по минимизации экологического ущерба от работы действующего оборудования и созданию безотходных производств, недостаточная эффективность природоохранного законодательства (устаревшие нормы, отсутствие эффективных механизмов их применения).
Сценарий и этапы развития энергетического сектора Тульской области. Базовый (умеренно-оптимистический) сценарий развития энергетического сектора Тульской области предполагает максимально надежное и эффективное удовлетворение спроса на ТЭР со стороны населения и экономики региона в рассматриваемом периоде. Модернизация энергетического сектора является основой сценария.
Развитие энергетического сектора области будет иметь свои временные особенности (этапы).
Первый этап реализации - ориентировочно до 2020 г. с возможной пролонгацией до 2022 г. - это этап перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии энергетической инфраструктуры и формирование нормативных и организационных основ развития энергетического сектора области.
На первом этапе должны быть созданы основы целостной институциональной системы энергетического сектора.
В электроэнергетике будет осуществляться вывод из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей, проведен анализ и сделан выбор направлений модернизации электрогенери-рующего оборудования в увязке с развитием электросетевого хозяйства области. Продолжится совершенствование существующей модели отношений и ценообразования на электрическую энергию в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей энергии, прежде всего сокращение перекрестного
246
субсидирования тарифов между группами потребителей до оптимального уровня.
В теплоснабжении области на первом этапе будут заключены концессионные соглашения с частными инвесторами по подавляющему большинству систем теплоснабжения (муниципальные сети и котельные). В этой сфере важным направлением преобразований станет внедрение модели ценообразования на основе принципа «альтернативной котельной» (или его модификации), а также реализация моделей локальных рынков тепла, дающих потребителям реальную возможность выбора схем и способов теплоснабжения и стимулы для применения эффективных технологий всем сторонам процесса; формирование на локальных рынках тепла единых теплоснабжающих организаций, ответственных за надежное и экономически эффективное теплоснабжение потребителей.
Второй этап (до 2035 г.) - это этап формирования и функционирования надежной и эффективной энергетической инфраструктуры экономики. Доминантой второго этапа будет модернизация, широкое обновление отраслей энергетического сектора области за счет отечественных технологий, материалов и оборудования. В том числе за счет поставок оборудования со стороны компаний из Тульской области.
В электроэнергетике должно произойти обновление генерирующих мощностей на основе инновационных технологий и оптимизация их структуры. Осуществится ликвидация всех видов перекрестного субсидирования, а также переход к долгосрочному ценообразованию на услуги естественных монополий и регулируемых организаций в отрасли.
В теплоснабжении главными направлениями будут осуществление контроля за реализацией концессионных соглашений и содействие модернизации коммунальной энергетики области.
Меры и механизмы реализации. Поставленные задачи будут решаться с помощью следующих мер и механизмов государственной энергетической политики в пределах полномочий Тульской области.
Поскольку Тульская область не обеспечена собственными ТЭР, важное значение имеют меры, повышающие надежность, качество и экологичность энергообеспечения области, включая:
• взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами и крупными газовыми и газораспределительными компания-
247
ми по обеспечению поставок природного газа в область в нужных объемах;
• снятие сетевых ограничений на перетоки электрической энергии;
• помощь в модернизации электроэнергетики и теплоснабжения с точки зрения бюрократического сопровождения процесса;
• обеспечение прозрачного доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (трубопроводы, электрические и тепловые сети), в том числе на конкурентной основе;
• развитие сектора независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов и усиление контроля за качеством нефтепродуктов;
• стимулирование применения экологических стандартов для снижения негативного влияния производства, транспорта и использования ТЭР на окружающую среду и здоровье людей;
• контроль за выполнением пользователями недр и собственниками объектов энергетики ликвидационных работ, рекультивации использованных земель и ликвидации экологических последствий после вывода объектов из эксплуатации.
Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства и модернизации теплоснабжения, включая:
• стимулирование привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения через заключение соглашений по передаче объектов теплоснабжения в концессию;
• содействие модернизации старых котельных с увеличением эффективности используемого оборудования и повышения автоматизации процессов и перекладки тепловых сетей с использованием современных технологий и материалов.
Также необходимо формирование целостной системы стимулов и механизмов для развития энергосбережения в регионе. Основные меры государственной энергетической политики в этой сфере включают:
• поддержку лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пилотных энергосберегающих проектов, том числе на основе механизмов государственных гарантий;
• организацию обязательного энергетического аудита отдельных крупных организаций (предприятий) с определенной периодич-
248
ностью с целью стимулирования внедрения энергоэффективных технологий и сокращения затрат на топливо и энергию;
• участие в пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди различных групп населения, в том числе в составе образовательных программ высших учебных заведений.
Кроме того, важным направлением работы региональных властей должно стать развитие частных управляющих компаний, ориентированных на долгосрочную работу и повышение грамотности конечных потребителей (населения, предприятий и организаций). Целесообразно также участие в работе по более полному регламентированию взаимоотношений поставщиков коммунальных ресурсов и исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний и ТСЖ) с потребителями.
Ожидаемые результаты. Главным результатом реализации основных направлений региональной энергополитики станет повышение эффективности энергетического сектора, максимально содействующего динамичному социально-экономическому развитию Тульской области.
Ожидаемыми основными результатами являются:
• снижение энергоемкости экономики на 9% на первом этапе и на 40% на втором этапе по отношению к 2015 г.;
• устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение спроса на энергию и топливо все более высокого качества при прогнозируемом росте потребления первичных ТЭР на 4% на первом этапе и 17% на втором этапе (по сравнению с 2015 г.);
• перестройка ТЭБ области в пользу нефтепродуктов (рост потребления на 50% за 2015-2035 гг.) и природного газа (рост потребления на 14%) при снижении доли угля (на 5%); основу энергопотребления составит природный газ (к 2035 г. его доля несколько снизится до 63%), доля нефтепродуктов вырастет до 11%, угля - снизится до 7%, причем зависимость от поставок топлива из-за пределов региона останется 100%;
• ускорение электрификации региона с увеличением конечного потребления электрической энергии в области на 26% к 2035 г.;
• перспективная структура, а также объемы производства и потребления тепловой энергии на рассматриваемый период максимально ориентированы на полное обеспечение потребностей социальной сферы и экономики Тульской области.
249
Риски реализации региональной энергополитики. Развитие энергетического сектора области будет сталкиваться с меняющимися во времени внешними и внутренними рисками. Основными из них являются следующие: 1) высокие темпы роста цен на энергоресурсы; 2) замедленное развитие экономики России и области; 3) отсрочка или срыв реализации программ инвестиционного и инновационного развития энергетики области в результате отставания в формировании целостной институциональной системы в энергетическом секторе России. Реализация рисков станет сдерживать развитие энергетического сектора и экономики области, при этом появляется опасность снижения темпов роста ВРП и параметров ТЭК области по сравнению с запланированным уровнем.
Литература и информационные источники
1. Макаров А.А., Вигдорчик А.Г. Топливно-энергетический комплекс. М.: Наука, 1979.
2. Некрасов А.С. Анализ и прогнозы развития отраслей топливно-энергетического комплекса. М.: ИНП РАН, 2013.
3. Восточный вектор Энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / Подред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск, издательство ГЕО, 2011.
4. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации М.: Экономика, 2001.
5. Мастепанов А.М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М., 1999.
6. Бушуев В.В. Энергетика России //Энергетическая политика. Т.2. М.: ИЦ «Энергия», 2012.
7. Башмаков И.А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2013.
8. Башмаков И.А., Мышак А.Д. Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии. М.: ЦЭНЭФ, 2012.
9. Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Саенко В.В. Анализ и прогнозирование развития отраслей ТЭК в Тульской области до 2035 года //Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2017.
10. Синяк Ю.В. Прогнозные оценки спроса на моторные топлива для нужд автотранспорта и нефтепродуктов на конечное потребление (на примере Тульской области) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2017.
11. Новая госпрограмма по энергоэффективности и смена приоритетов политики в этой сфере // кПр://$о1ех-ип. ги/епегоэ/поуауа^о$рг^гатта-ро-епегоэеДеМупо$Ы (25.05.2017)
12. Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017) //https://minenergo.gov.ru/node/1920 (25.05.2017)
250
Приложение Таблица 1
Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего
Производство первич-
ных энергетических
ресурсов 193 0 0 0 0 0 0 193
Чистый ввоз и измене-
ние запасов 1089 8624 778 423 0 1938 0 12852
Потребление первич-
ных энергетических
ресурсов 1282 8624 778 423 0 1938 0 13045
Электростанции -1204 -1276 -150 840 1055 0 -288 -1024
Котельные -41 -2675 -27 -120 1859 0 0 -1004
Переработка и преобра-
зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0
Собственные нужды 0 0 0 -84 0 0 0 -84
Потери 0 0 0 -166 -126 0 0 -292
Конечное потребление
энергетических ресурсов 37 4673 601 892 2787 1938 -288 10640
Сельское хозяйство, рыбо-
ловство и рыбоводство 0 25 10 54 15 0 0 105
Промышленность 5 462 18 668 1915 1938 -288 4717
Строительство 0 3 9 6 3 0 0 21
Транспорт и связь 0 0 340 53 14 0 0 406
Сфера услуг 0 17 31 2 188 0 0 238
Население 32 771 193 109 652 0 0 1757
Использование в качестве
сырья и на нетопливные
нужды 0 3395 1 0 0 0 0 3396
251
Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего
Производство первич-
ных энергетических
ресурсов 79 0 0 0 0 0 0 79
Чистый ввоз и измене-
ние запасов 1206 8423 626 318 0 1677 0 12249
Потребление первич-
ных энергетических
ресурсов 1284 8423 626 318 0 1677 0 12328
Электростанции -1242 -1079 -93 860 952 0 -239 -840
Котельные -32 -2274 -11 -33 1516 0 0 -833
Переработка и преобра-
зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0
Собственные нужды 0 0 0 -89 0 0 0 -89
Потери 0 0 0 -141 -113 0 0 -254
Конечное потребление
энергетических ресурсов 11 5070 522 916 2355 1677 -239 10312
Сельское хозяйство, рыбо-
ловство и рыбоводство 0 27 11 25 25 0 0 88
Промышленность 3 636 20 595 1506 1677 -239 4199
Строительство 0 6 10 10 3 0 0 29
Транспорт и связь 0 1 215 39 21 0 0 276
Сфера услуг 1 39 36 117 143 0 0 336
Население 6 890 231 129 656 0 0 1912
Использование в качестве
сырья и на нетопливные
нужды 1 3471 0 0 0 0 0 3472
252
Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего
Производство первич-
ных энергетических
ресурсов 0 0 0 0 0 0 0 0
Чистый ввоз и измене-
ние запасов 1037 7907 1092 509 0 1612 0 12157
Потребление первич-
ных энергетических
ресурсов 1037 7907 1092 509 0 1612 0 12157
Электростанции -899 -823 -73 699 763 0 -244 -578
Котельные -25 -1771 -12 -32 1372 0 0 -468
Переработка и преобра-
зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0
Собственные нужды 0 0 0 -82 0 0 0 -82
Потери 0 0 0 -133 -56 0 0 -189
Конечное потребление
энергетических ресурсов 113 5313 1006 961 2079 1612 -244 10840
Сельское хозяйство, рыбо-
ловство и рыбоводство 0 39 15 20 31 0 0 106
Промышленность 111 862 14 601 1335 1612 -244 4292
Строительство 0 2 12 9 3 0 0 25
Транспорт и связь 0 5 255 38 17 0 0 315
Сфера услуг 2 45 40 143 121 0 0 351
Население 0 826 671 149 571 0 0 2217
Использование в качестве
сырья и на нетопливные
нужды 0 3533 0 0 0 0 0 3533
253
Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего
Производство первич-
ных энергетических
ресурсов 0 0 0 0 0 0 0 0
Чистый ввоз и измене-
ние запасов 1041 8247 1121 494 0 1751 0 12653
Потребление первич-
ных энергетических
ресурсов 1041 8247 1121 494 0 1751 0 12653
Электростанции -891 -828 -79 750 825 0 -250 -473
Котельные -24 -1823 -11 -30 1402 0 0 -485
Переработка и преобра-
зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0
Собственные нужды 0 0 0 -83 0 0 0 -83
Потери 0 0 0 -137 -111 0 0 -248
Конечное потребление
энергетических ресурсов 126 5596 1031 995 2116 1751 -250 11365
Сельское хозяйство, рыбо-
ловство и рыбоводство 0 38 16 17 32 0 0 104
Промышленность 124 869 18 608 1396 1751 -250 4515
Строительство 0 3 12 10 3 0 0 28
Транспорт и связь 0 8 273 39 18 0 0 338
Сфера услуг 2 60 43 170 124 0 0 399
Население 0 850 668 151 544 0 0 2211
Использование в качестве
сырья и на нетопливные
нужды 0 3768 1 0 0 0 0 3769
254
Показатель баланса Уголь Природный газ Нефтепродукты Электрическая энергия Тепловая энергия Кокс Доменный газ Всего
Производство первич-
ных энергетических
ресурсов 0 0 0 0 0 0 0 0
Чистый ввоз и измене-
ние запасов 941 9035 1636 876 0 1753 0 14242
Потребление первич-
ных энергетических
ресурсов 941 9035 1636 876 0 1753 0 14242
Электростанции -785 -595 -67 649 714 0 -268 -353
Котельные -19 -2014 -10 -31 1612 0 0 -463
Переработка и преобра-
зование топлива 0 0 0 0 0 0 0 0
Собственные нужды 0 0 0 -75 0 0 0 -75
Потери 0 0 0 -168 -116 0 0 -284
Конечное потребление
энергетических ресурсов 137 6426 1559 1252 2209 1753 -268 13067
Сельское хозяйство, рыбо-
ловство и рыбоводство 0 46 20 16 35 0 0 117
Промышленность 135 936 25 670 1498 1753 -268 4749
Строительство 0 4 15 13 3 0 0 35
Транспорт и связь 0 15 335 44 19 0 0 413
Сфера услуг 2 139 52 358 134 0 0 685
Население 0 743 1111 151 521 0 0 2526
Использование в качестве
сырья и на нетопливные
нужды 0 4542 1 0 0 0 0 4543
255