РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 4 • апрель 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
оптимизация затрат при реализации процесса складской грузообработки в проектной деятельности
Киреева Н.С.1, Шишова И.Д.1, Титова О.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Оказание дополнительных услуг на складе является серьезным конкурентным преимуществом, однако их предоставление зачастую требует индивидуального подхода к клиенту, что влечет за собой дополнительные затраты. Реализация индивидуальных услуг, как правило, выполняется в форме проекта, ибо имеет временные и финансовые ограничения. В статье рассмотрен проект формирования подарочных наборов в групповую упаковку и проведено сравнение четырех альтернативных вариантов организации формирования и грузообработки сформированных заказов. Авторами проведены расчеты затрат по каждому проекту и представлены схемы организации грузообработки в проектной деятельности. Результаты данного исследования могут быть использованы при реализации на складах аналогичных проектов формирования заказов, требующих специальной упаковки, а также могут стать отправной точкой исследований при проработке информационных и юридических аспектов взаимоотношений контрагентов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительные складские услуги, составляющие затрат в логистике, цепочки создания ценности.
optimization of costs when implementing the warehouse cargo handling services in the project activity
Kireeva N.S.1, Shishova I.D.1, Titova O.S.1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Логистические затраты представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные реализацией предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей [12] (Бкатоуа, 2008). Затраты предприятий, включаемые в состав логистических затрат, весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональным областям и центрам ответственности [8] (Штееуа, 2016). Внедрение логистических форм и методов управления позволяет снизить себестоимость продукции, а следовательно, получить конкурентные преимущества [1] (Bystтov, Gатnov, 2014). Определение себестоимости грузообработки на складе заключается в выявлении различных затрат, которые включаются
в себестоимость груза [11] (Stepanov, 2016). Такие затраты могут варьироваться от погрузо-разгрузочных работ до зарплаты работников склада [5] (Dybskaya, 2009).
Логистический процесс на складах весьма сложен, поскольку требует полной | согласованности функций снабжения запасами, ^переработки груза р физического распределения ¡заказов [6] (Ivanov, Kireeva, 2016). Если же процесс состоит не только в реализации стандартной грузопереработки, но и требует выполнения индивидуальных требований клиентов, обусловленных спецификой продукции или спецификой распределения, или маркетинговой составляющей (при запуске нового продукта, новой маркетинговой акции, охвате нового региона продаж), то в этом случае, по сути, на складе реализуется индивидуальный проект. При проектной деятельности логистика на складе также рхватывает практически все основные функциональные рбла-сти логистики от контроля за поставками через внутрискладское выполнение проекта до контроля за выполнением заказов.
В данной статье на примере реализации проекта по формированию подарочных наборов на складе решается проблема выбора модели грузообработки в проектной деятельности. Проблемы выбора моделей грузообработки рассмотрены в работах Сергеева [10] (Sergeev, 2014), Волгина [2] (Volgin, 2012), Гаджинского [3] (Gadzhinskiy, 2005), Кирилловой [9] (Kirillova, 2012). Рассмотренный в нашей работе пример позволяет показать существующие варианты организации грузообработки и предложить свой, нестандартный вариант, экономика которого подтверждает целесообразность его использования.
ABSTRACT:_
Additional services at a warehouse are an important competitive advantage, but rendering these services requires individual approach and can result in additional costs. Individualized services are usually rendered as a project because they have both financial and time limits. The paper considers a project of forming gift sets in group packaging and compares 4 alternatives of organization of cargo handling of the formed orders. The authors calculate the costs for each alternative project and provide organization charts of cargo handling in project activity. The research results can be used when dealing with similar order formation projects requiring special packaging, and can serve as a starting point for further research of information and legal aspects of agents' relations.
KEYWORDS: additional warehouse services, cost components in logistics, value chains
JEL Classification: L90, L91, M11, M31 Received: 01.04.2018 / Published: 30.04.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kireeva N.S. (Kireeva.NS0rea.ru)
CITATION:_
Kireeva N.S., Shishova I.D., Titova O.S. (2018) Optimizatsiya zatrat pri realizatsii protsessa skladskoy gruzoobrabotki v proektnoy deyatelnosti [Optimization of costs when implementing the warehouse cargo handling services in the project activity]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 1253-1262. doi: 10.18334/rp.19.4.38993
Вместе с тем предложенное решение не может служить уникальным способом оптимизации процесса грузообработки на складе, так как в каждом случае следует принимать экономически обоснованное решение, обусловленное не только существующим процессом организации грузообработки, но и факторами внешней среды. Тем не менее данное решение может послужить хорошим примером и поводом переоценить сложившиеся варианты организации процесса грузообработки в действующих проектах, а также его можно использовать в проектах, аналогичных изученному.
Представлено описание исходных данных рассматриваемого проекта, а также описание методов их анализа для того, чтобы читатель мог соотнести данный проект со своим кейсом или применить те же или модифицированные методы исследования, сохранив предлагаемую логику.
постановка задачи
Оптимизация процесса грузообработки на складе рассмотрена нами на примере проекта формирования подарочных наборов, заказчиком которых выступает маркетинговое агентство. Как известно, к праздничным датам с целью увеличения объема продаж и формирования спроса на товары-новинки компании формируют наборы (или комплекты) товаров, где основной товар, который пользуется стабильно высоким спросом, является «носителем» товара, который менее востребован потребителями или только выводится на рынок.
Необходимо принять во внимание перечень материалов, необходимых для реализации проекта (табл. 1). Количество необходимого материала представлено в таблице исходя из потребности в формировании в наборы 9390 бутылок.
Помимо перечня материалов и их количества для расчетов необходимо также знать способы хранения (в нашем случае это паллеты либо рулоны), количество штук в единицах хранения, количество паллет под хранение, что в числе прочего отражено в таблице 1.
При определении процедуры грузообработки для проектной деятельности необходимо рассматривать различные варианты и ориентироваться на различные показатели. Не всегда можно однозначно определить выгодный вариант складского подрядчика так, чтобы все показатели устраивали компанию. При реализации рас-
ОБ АВТОРАХ:_
Киреева Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики (Kireeva.NS0rea.ru)
Шишова Ирина Дмитриевна, студентка 4 курса факультета маркетинга (kafedra.1ogist0gmai1.com) Титова Ольга Сергеевна, студентка 4 курса факультета маркетинга (kafedra.1ogist0gmai1.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Киреева Н.С., Шишова И.Д., Титова О.С. Оптимизация затрат при реализации процесса складской грузообработки в проектной деятельности // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 1253-1262. doi: 10.18334/rp.19.4.38993
Таблица 1
Количество требуемых материалов для реализации проекта
Наименование Количество шт. Способы хранения, паллеты/рулоны Штук в единицах хранения, шт. Количество паллет под хранение, шт.
Бутылки 9390 паллеты 660 14,2
Короба 626 паллеты 1200 1
Стикеры 9390 рулоны 2000 1
Обечайки 9390 паллеты 2000 5
Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Сравнение двух складов по составляющим цены формирования подарочного
набора
Цена за приемку одной паллеты, руб. Цена за хранение одной паллеты в сутки, руб. Цена обработки одной бутылки, руб. Цена за разгрузку одной паллеты, руб.
Склад 1 89,25 19,05 11,00 89,25
Склад 2 60,00 40,00 5,00 60,00
Источник: составлено авторами.
сматриваемого проекта по ряду критериев были отобраны два подрядчика складских услуг (складов с возможностью оказания требуемых услуг по формированию подарочных наборов), которые мы рассматривали в качестве основных.
Цена на оказываемые услуги формируется из четырех составляющих, которые представлены в таблице 2.
Кроме стоимости материалов и услуг по обработке мы принимали во внимание стоимость доставки между складами 1 и 2 и заработную плату супервайзеров.
Под супервайзерами в данном проекте мы понимаем сотрудников, которые осуществляют непосредственное формирование подарочных наборов и представляют собой рабочую силу, которая подчиняется маркетинговому агентству и выполняет работы согласно техническому заданию.
Также в статье используется следующая терминология и сокращения: POS-материалы (от англ. Point Of Sales - точки продаж) - рекламные материалы, размещаемые в точках продаж, призванные простимулировать покупателя к совершению покупки.
Результаты и выводы
Цены на определенные операции различаются на разных складах. Следовательно, можно рассмотреть себестоимость обработки и хранения по данным потребностям формирования подарочных наборов по разным вариантам организации процесса
грузообработки. Расчет будет производиться на количество 21 паллета, суммарные затраты представлены в таблице 3.
Таблица 3
суммарные затраты на грузообработку на складах 1 и 2
стоимость приемки, руб. стоимость хранения, руб. стоимость обработки бутылок, руб. стоимость разгрузки, руб. итого
Склад 1 1 874,25 12 001,50 103 290,00 1 874,25 119 040,00
Склад 2 1 260,00 25 200,00 46 950,00 1 260,00 74 670,00
Источник: составлено авторами
Из таблицы видно, что склад 2 на 37,3% дешевле по грузообработке, чем склад 1. Однако необходимо оценить различия в составляющих стоимости обработки грузов на складах, чтобы найти варианты оптимизации себестоимости.
Для данного проекта наиболее эффективной схемой является работа на двух складах: на складе 1 осуществляется хранение, а на складе 2 осуществляется переработка груза. Склад 2 также несет в себе функцию сортировки POS-материалов для городов и отгрузку подрядчикам для отправки в регионы. Вариант такой схемы грузообработки представлен на рисунке 1.
При расчете себестоимости обработки груза учитываем, что доставка 6 паллет со склада 1 на склад 2 составляет 1500 рублей. В этом случае мы получаем следующие результаты (табл. 4).
Приемка склад 1 -► Приемка склад 2
1 1
Хранение склад 1 Хранение склад 2
Обработка склад 1 Обработка склад 2
Разгрузка склад 1 Разгрузка склад 2
^ I ^
Рисунок 1. Вариант 1 реализации проекта грузообработки Источник: составлено авторами
Таблица 4
Расчет стоимости предлагаемой схемы грузообработки
Работы Стоимость, руб.
Приемка (склад 1) 1874,25
Приемка (склад 2) 1260,00
Хранение 12001,50
Обработка 46950,00
Отгрузка (склад 1) 1874,25
Отгрузка (склад 2) 1260,00
Стоимость доставок 4500,00
Итого 69720,00
Источник: составлено авторами
Благодаря данной схеме компания экономит 4950 рублей в месяц. Это на 6,7% меньше, чем вариант обработки товаров на складе 2. В общем и целом может показаться, что данная сумма не очень значительна, однако, если смотреть на рамки проекта на 6 месяцев - эта сумма достигает 29700 рублей, что практически составляет 1/3 себестоимости месячной грузообработки варианта 2 склада.
Можно просчитать вариант, при котором все РОБ-материалы будут храниться на складе 1, при этом они будут обрабатываться супервайзерами. Главным условием данной схемы грузообработки будет согласование работы третьих лиц на территории, принадлежащей владельцам склада 1 (рис. 2).
Экономика проекта в данном случае составит 44038 руб. Детализируем расчеты с возможными вариантами, но при этом выделяя обозначенную схему.
Итак, фиксированная ставка работы супервайзера 1700 рублей за 5 часов. Также необходимо учесть местоположение склада 1 - станция метро Кантемировская. Так как станция находится в пределах МКАД, то компании не придется доплачивать 1000 рублей за расстояние. В связи с этим ставка супервайзера может составлять 340 рублей в час.
Необходимо просчитать объем работ, время их выполнения и примерную производительность труда одного супервайзера.
Согласно данным от складских подрядчиков выполнение всего объема работ составит 64 часа.
Всего нам необходимо отстикеровать 9390 бутылок и сформировать 626 наборов.
За один час возможно отстикеровать 9390 « 147 бутылок
Рассмотрим различное время работы супервайзеров:
Рисунок 2. Вариант 2 реализации проекта грузообработки Источник: составлено авторами
• если супервайзер будет работать 8 часов в день, то ему необходимо выходить на работу 8 дней;
• если супервайзер будет работать 5 часов в день, то ему необходимо будет выходить на работу 13 дней, причем последний день его заработная плата будет ниже, что может негативно сказаться на производительности.
Компании необходимо перерабатывать груз в течение двух дней, поэтому оптимально взять на работу 4-х супервайзеров, которые отработают по 2 дня каждый.
Посмотрим на рациональность заработных плат супервайзеров. При данной загрузке каждый супервайзер будет получать 2720 рублей, что является достаточно низкой ставкой за такой объем работы. Необходимо проанализировать насколько мы можем повысить заработные платы супервайзерам.
Стоимость переработки груза на складе 2 стоит 46950 рублей. Поделим эту сумму на 4 супервайзеров и 2 дня. За один день один супервайзер максимально может получить 5 868,75 рублей. Значит за два дня супервайзер может заработать 11 737,5 рублей, что является очень большой суммой для супервайзера.
Теперь необходимо найти баланс с точки зрения работы агентства. Если на данном проекте супервайзер будет получать такую заработную плату, он будет просить о повышении заработной платы на других проектах.
340 рублей - ставка супервайзера за 1 час. Рассчитаем, какую заработную плату получит супервайзер, если мы увеличим ставку на 30%:
340*1,3*16=7072 рубля за два дня работы. Данная сумма больше, чем супервайзер заработал бы на другом проекте.
Ставка за час при таком изменении будет равна 442 рубля. Всего за переработку груза при такой ставке мы заплатим 28288 рублей.
При такой схеме грузообработки разница в ежемесячных затратах на проект
составляет уже 23612 руб., что на 31,5% меньше, чем грузообработка на складе 2 силами сотрудников склада 2.
Оптимизацию грузообработки в проектной деятельности необходимо проводить, так как иногда анализ множества вариантов может существенно сэкономить средства [5]. Не всегда нужно ограничиваться работой с одним подрядчиком, нужно исследовать рынок, запрашивать коммерческие предложения на различные варианты и уметь просчитать целесообразность разделения обязанностей между подрядчиками. В итоге, рассмотрев 4 схемы организации грузообработки по данному проекту, мы получили следующие результаты (табл. 5).
Таблица 5
затраты на различные варианты реализации процесса грузообработки
в проекте
затраты на реализацию проекта на складе 1 затраты на реализацию проекта на складе 2 затраты при работе по проекту по схеме «вариант 1» (склад 1+обработка груза на складе 2) затраты при работе по проекту по схеме «вариант 2» (склад 1+привлечение супервайзеров на склад)
1 19040 руб. 74670 руб. 69470 руб. 44038 руб.
Источник: составлено авторами
Не следует забывать, что наиболее важным процессом грузообработки на складе при проектной деятельности является информационное обслуживание, которое должно предполагать управление информационными потоками и выступать связующим стержнем функционирования всех компаний-участников.
Наше исследование может быть продолжено в части изучения взаимоотношений контрагентов в цепях поставок как с позиций информационного сотрудничества, так и с позиций юридического сопровождения. Кроме того, направление наших дальнейших исследований предполагает систематизацию подходов к построению процессов грузообработки на складах, выходящих за границы одного здания.
заключение
В рамках настоящего исследования было проведено сравнение четырех альтернативных вариантов грузообработки на складе при проектной деятельности. Первый способ включает полный цикл формирования и грузообработки подарочных наборов на одном объекте цепи поставок - складе 1. Затраты на проект в данном случае составляют 119040 руб. Второй способ предполагает пользование услугами другого участника цепи поставок - склада 2. Затраты в данном случае составляют 74670 руб. Предлагаемые авторами варианты (вариант 1 и вариант 2) включают привлечение других участников цепи поставок в систему грузообработки: выполнение отдельных операций на другом складе и привлечение сторонних супервайзеров на склад. В предложенных вариантах затраты на реализацию данного проекта составляют соответст-
венно 69470 руб. и 44038 руб., что позволяет говорить об экономии от 7% (при сравнении способа 2 и варианта 1) до 63% (при сравнении способа 1 и варианта 2). Таким образом, в проектной деятельности склада имеет смысл проводить поиск альтернативных вариантов реализации процесса грузообработки, включающих участие сторонних компаний.
ИСТОЧНИКИ:
1. Быстров А.В., Гарнов А.П. Особенности активизации промышленного сектора
России // Вестник АКСОР, 2014. - № 4.
2. Волгин В.В. Склад: логистика, управление, анализ. - М.: Дашков и К, 2012.
3. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и ло-
гистика. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
4. Гарнов А.П., Киреева Н.С. Финансовые, материальные и информационные пото-
ки: точка взаимодействия в логистике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2017. - № 2.
5. Дыбская В.В. Управление складированием в цепях поставок. - М.: Альфа-пресс, 2009.
6. Иванов Г.Г., Киреева Н.С. Складская логистика. - М.: ИД «ФОРУМ»-«ИНФРА-М»,
2016.
7. Киреева Н., Кривенко Д. Выбор канала распределения и стимулирование торговых
посредников// Управление каналами дистрибуции, 2010. - № 2.
8. Киреева Н.С. Логистика - новый уровень менеджмента. Обзор, резюме и обобщение
методов управления. - М: Спутник+, 2016.
9. Кириллова М. Технологии грузообработки и хранения ТМЦ на складах нефтяных
компаний // Логистика, 2012. - № 8.
10. Сергеев В.И. Управление цепями поставок: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014.
11. Степанов В.И. Логистика: учебник. - М.: Проспект, 2016.
12. Шарова И.В. Структура и содержание логистических издержек процесса товародвижения // РИСК: Ресурсы, информация, набжение, конкуренция, 2008. - № 1.
13. Cetinskaya B., Cuthbertson R., Ewer G., Klaas-Wissing T., Poitrowicz W., Tyssen C. Sustainable supply chain management: Practical ideas for moving towards best practice. - Шпрингер, Берлин, Гейдельберг, 2011.
REFERENCES:
Rossii [Features of the activation of the industrial sector in Russia]. Vestnik AKSOR. (4). (in Russian).
Cetinskaya B., Cuthbertson R., Ewer G., Klaas-Wissing T., Poitrowicz W., Tyssen C. (2011). Sustainable supply chain management: Practical ideas for moving towards best practice Shpringer, Berlin: Geydelberg.
Dybskaya V.V. (2009). Upravlenie skladirovaniem v tsepyakh postavok [Warehouse management in supply chains] M.: Alfa-press. (in Russian).
Gadzhinskiy A.M. (2005). Sovremennyy sklad. Organizatsiya, tekhnologii, upravlenie i logistika [Modern warehouse. Organization, technology, management and logistics] M.: TK Velbi, Izd-vo prospekt. (in Russian).
Garnov A.P., Kireeva N.S. (2017). Finansovye, materialnye i informatsionnye potoki: tochka vzaimodeystviya v logistike [Financial, material and information flows: the point of interaction in logistics]. RISK: Resources, information, supply, competition. (2). (in Russian).
Ivanov G.G., Kireeva N.S. (2016). Skladskaya logistika [Warehouse Logistics] M.: ID «FORUM»-«INFRA-M». (in Russian).
Kireeva N., Krivenko D. (2010). Vybor kanala raspredeleniya i stimulirovanie torgovyh posrednikov [Selecting a distribution channel and encouraging resellers]. Upravlenie kanalami distributsii. (2). (in Russian).
Kireeva N.S. (2016). Logistika - novyy uroven menedzhmenta. Obzor, rezyume i obobschenie metodov upravleni[Logistics - a new level of management. Review, summary and synthesis of management methods] M.: Sputnik+. (in Russian).
Kirillova M. (2012). Tekhnologii gruzoobrabotki i khraneniya TMTs na skladakh neftyanyh kompaniy[Technologies of cargo handling and storage of inventory at the warehouses of oil companies]. Logostics. (8). (in Russian).
Sergeev V.I. (2014). Upravlenie tsepyami postavok [Supply Chain Management] M.: Yurayt. (in Russian).
Sharova I.V. (2008). Struktura i soderzhanie logisticheskikh izderzhek protsessa tovarodvizheniya [The structure and content of logistics costs of commodity circulation process]. RISK: Resursy, informatsiya, nabzhenie, konkurentsiya. (1). (in Russian).
Stepanov V.I. (2016). Logistika [Logistics] M.: Prospekt. (in Russian).
Volgin V.V. (2012). Sklad: logistika, upravlenie, analiz [Warehouse: logistics, management, analysis] M.: Dashkov i K. (in Russian).