Научная статья на тему 'Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта'

Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЯТИЕ-НЕПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА / ЭМПАТИЯ / ОРИЕНТАЦИЯ НА СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА / СТРЕМЛЕНИЕ К ТЕЛЕСНОМУ КОНТАКТУ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / PARENT-CHILD INTERACTION / ACCEPTANCE-REJECTION OF THE CHILD / EMPATHY / FOCUS ON THE CHILD STATUS IN BUILDING COOPERATION / DESIRE FOR PHYSICAL CONTACT / EMOTIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реан Артур Александрович, Баранов Александр Аркадьевич, Махмутова Роза Кашифовна

В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно-поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско-родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Реан Артур Александрович, Баранов Александр Аркадьевич, Махмутова Роза Кашифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimizing family emotional interaction in the dyad “mother and preschool child with intellectual disabilities”

The paper presents the results of the psychological research on interaction of mothers with preschool children with intellectual disabilities. A questionnaire of Parent-Child Emotional Interaction by E.I. Zakharova and a Scale of Child Rejection Degree by A.I. Barkan are used in the empirical study. The basic idea of the scientific research is optimization of emotional interacting of mothers with preschool children who have intellectual disabilities by means of psychological training which is aimed at developing emotional-sensual, empathy-behavioural and cognitive-reflective components of parenthood. The data mentioned above describe the emotional side of mother’s interaction with the child as a disjunction, i.e. most of the mothers manifest low sensitivity to the condition and needs of the child, lack of understanding the causes of child behaviour, inability to empathize to the child when he/she is in a predicament. In order to improve mothers’ understanding of their own children, characteristics and regularities of child development, to enhance the ability to understand the experiences, states and interests of the child, to change attitudes of parents to the child and themselves a training program has been implemented. The results of the control phase of the experiment conducted show the positive effect of group work on peculiarities of parent-child emotional interaction. The number of mothers who are able to understand the reasons for the child’s moods, sympathize with child, set him/her calm attitude increased. Mothers’ impression that they are controlling the development of their child has appeared. Mothers were more likely to seek physical contact with a child. A larger number of mothers began to provide emotional support to their children and to take into account the mood and interests of the child in leisure activities planning.

Текст научной работы на тему «Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Национальный психологический журнал № 4(24) 2016 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2016, no. 4

http://npsyj.ru

Оригинальная статья / Original Article УДК 316.47, 159.922.766, 159.9.072

doi: 10.11621/npj.2016.0413

Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта

А.А. Реан

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия А.А Баранов, Р.К. Махмутова

Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

Поступила 4 декабря 2016/ Принята к публикации: 15 декабря 2016

Optimizing family emotional interaction in the dyad "mother and preschool child with intellectual disabilities"

Arthur A. Rean

National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russia Alexander A. Baranov* , Rosa K. Makhmutova

Udmurt State University, Izhevsk, Russia * Corresponding author E-mail: aabaranov@mail.ru

Received December 4, 2016 / Accepted for publication: December 15, 2016

■pi статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные В нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания - оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно-поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения.

Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную - для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско-родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, детско-родительское взаимодействие, принятие-непринятие ребенка, эмпатия, ориентация на состояние ребенка, стремление к телесному контакту, эмоциональная поддержка.

■Ир) he paper presents the results of the psychological research on Interaction of mothers with preschool children with Intellectual disabilities. A questionnaire of Parent-T Child Emotional Interaction by E.I. Zakharova and a Scale of Child Rejection Degree by A.I. Barkan are used in the empirical study. The basic idea of the scientific research is optimization of emotional interacting of mothers with preschool children who have intellectual disabilities by means of psychological training which is aimed at developing emotional-sensual, empathy-behavioural and cognitive-reflective components of parenthood. The data mentioned above describe the emotional side of mother's interaction with the child as a disjunction, i.e. most of the mothers manifest low sensitivity to the condition and needs of the child, lack of understanding the causes of child behaviour, inability to empathize to the child when he/she is in a predicament. In order to improve mothers' understanding of their own children, characteristics and regularities of child development, to enhance the ability to understand the experiences, states and interests of the child, to change attitudes of parents to the child and themselves a training program has been implemented. The results of the control phase of the experiment conducted show the positive effect of group work on peculiarities of parent-child emotional interaction. The number of mothers who are able to understand the reasons for the child's moods, sympathize with child, set him/her calm attitude increased. Mothers' impression that they are controlling the development of their child has appeared. Mothers were more likely to seek physical contact with a child. A larger number of mothers began to provide emotional support to their children and to take into account the mood and interests of the child in leisure activities planning.

Keywords: children with intellectual disabilities, parent-child interaction, acceptance-rejection of the child, empathy, focus on the child status in building cooperation, desire for physical contact, emotional support

108

Для цитирования: Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. Со1: 10.1162Vnpj.2016.0413

^Т о данным Федеральной службы государственной статистики Л за 2015 год в Российской Феде-

рации на 100 тысяч детей в возрасте от 0 до 14 лет приходится 42 ребенка с умственной отсталостью. Дети и подростки, имеющие отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% от общей численности населения нашей страны (Здравоохранение в России ..., 2015). Как известно, формирование психических нарушений и личностной патологии во многом зависит от характеристик среды развития и воспитания ребенка (Братусь, 1988; Зейгарник, Братусь, 1980). Основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является психосоциальная деформация семьи (Карабанова, 2009; Лебединский, 1995; Реан, 2015). Так, поведение матери, с одной стороны, может рассматриваться в качестве источника развития ребенка как субъекта познавательной активности,

общения, самосознания, с другой стороны, - оно может быть причиной, способствующей социальному и психологическому нездоровью детей, лишающей их эмоциональной стабильности и безопасности (Баранов, Елганов, 2015; Боулби, 2004; Махмутова, 2013). Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии (ОВЗ), проявляются в различных аспектах: изменение привычного порядка жизни и быта семьи, сокращение возможностей для заработка, для контактов с друзьями, отдыха, осложнение взаимоотношений с ближайшими родственниками, невозможность получить квалифицированную помощь и психологическую поддержку (Баранов, 2013; Ви-нярская, 2008; Реан, 2010). Хроническое эмоциональное напряжение матерей детей с ОВЗ, складывающееся из чувств беспокойства, беспомощности, безысходности, разочарования, злости, страхов, вины сказывается на специфике их взаи-

Артур Александрович Реан -

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации, председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, руководитель лаборатории национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» E-mail: m1351510@yandex.ru

Александр Аркадьевич Баранов -

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальной психологии и психологии развития Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета E-mail: aabaranov@mail.ru

Роза Кашифовна Махмутова -

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета E-mail: marocach@mail.ru

модействия с ребенком (Левченко, Ткачева, 2008; Пожар, 1996; Шипицына, 2005).

Цель проведенного нами эксперимента: оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с детьми-дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения, средствами психологического тренинга. Была выдвинута следующая гипотеза: в условиях социально-психологического тренинга материнское отношение к такому ребенку будет характеризоваться изменениями на эмоциональном уровне, а именно, будут формироваться: способность правильно воспринимать состояние ребенка, понимать его причины, умение воздействовать на состояние ребенка, способность к сопереживанию, умение оказывать эмоциональную поддержку ребенку.

Методы и организация исследования

Исследование было проведено на матерях, воспитывающих детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Возраст испытуемых 2735 лет. Общее число испытуемых составило 41 человек. В эмпирическом исследовании использованы следующие методики: опросник детско-родитель-ского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой (Захарова, 2014, 2002); шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан (Баркан, 1999).

Вторым этапом стало проведение с частью испытуемых (экспериментальная группа) социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию эмоциональной составляющей дет-ско-родительского взаимодействия.

Результаты и их обсуждение

В таблице 1 представлены характеристики структуры эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия в исследованной выборке.

Представленные в таблице обобщенные данные свидетельствуют о том, что: • 90% матерей не понимают желания ребенка, не могут чувствовать его настроение ребенка, отношение к другим людям.

Для цитирования: Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

109

Национальный психологический журнал № 4(24) 2016 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2016, no. 4

http://npsyj.ru

93% матерей не понимают причин расстройства, беспокойства или радости ребенка.

10% матерей способны чувствовать состояния и переживания своих детей, у 76% матерей наблюдается низкая способность к эмпатии, эти матери не проявляют сочувствие в трудных для детей ситуациях; 98% матерей в ситуации взаимодействия с ребенком испытывают стыд, досаду, усталость.

Половина опрошенных матерей характеризуется низким уровнем эмоционального принятия ребенка, 37% матерей пытаются принять ситуацию рождения особого ребенка, но при этом хотят многое изменить в своем ребенке. Всего 12% матерей принимают ребенка, любят его таким, какой он есть. Принять себя в качестве родителя не могут 83% матерей, опрошенные считают, что задача воспитания для них сложна, им трудно заботиться о ре-

бенке с ограниченными возможностями здоровья и им не всегда удается научить ребенка, что и как делать. Только 5% матерей принимают себя в роли родителя.

Для 44% матерей преобладающим эмоциональным фоном является беспокойство за ребенка, недовольство собой и ребенком, ссоры. Всего у одной опрошенной матери теплые и спокойные отношения с ребенком. 95% матерей не стремятся к телесному контакту с ребенком, который дает ребенку ощущение безопасности, принятия, защищенности и является основой его эмоционального благополучия. Пятая часть опрошенных матерей не верят в силы ребенка, не ценят его старания и достижения, не поощряют успехи, 68% матерей изредка эмоционально поддерживают своего ребенка. Высокий уровень поддержки своему ребенку способны оказать лишь 10% матерей, которые верят в силы ребен-

ка, высоко оценивают его старания и достижения.

• Треть матерей показали низкий уровень ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия, 39% родителей частично ориентируются на состояние ребенка и 32% родителей всегда ориентируются на состояние ребенка.

• Неумение воздействовать на состояние ребенка свойственно 68% опрошенных матерей, они не всегда могут легко успокоить своего ребенка, настроить его на занятия, изменить его плохое настроение. Всего 5% матерей могут воздействовать на состояние своего ребенка.

Представленные данные позволяют характеризовать отношение матерей к дошкольникам с интеллектуальными нарушениями следующим образом: низкая чувствительность к состоянию ребенка, непонимание причин его состояния и поведения, неспособность со-

Таблица 1. Характеристики эмоционального отношения матерей к детям с ОВЗ

Блоки Параметры эмоционального отношения матери и ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1.Блок чувствительности Способность воспринимать состояние ребенка 0% (0 чел.) 10% (4 чел.) 90% (37 чел.)

Понимание причин состояния 0% (0 чел.) 7% (3 чел.) 93% (38 чел.)

Эмпатия 10% (4 чел.) 14% (6 чел.) 76% (31 чел.)

2.Блок эмоционального принятия Чувства родителей в ситуации взаимодействия 0% (0 чел.) 2% (1 чел.) 98% (40 чел)

Безусловное принятие 12% (5 чел.) 37% (15 чел.) 51% (21 чел.)

Принятие себя в качестве родителя 5% (2 чел.) 12% (5 чел.) 83% (34 чел.)

Преобладающий эмоциональный фон 2% (1 чел.) 54% (22 чел.) 44% (18 чел.)

3.Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия Стремление к телесному контакту 0% (0 чел.) 5% (2 чел.) 95% (39 чел.)

Оказание эмоциональной поддержки 10% (4 чел.) 68% (28 чел.) 22% (9 чел.)

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 32% (13 чел.) 39% (16 чел.) 29% (12 чел.)

Умение воздействовать на состояние ребенка 5% (2 чел) 27% (11 чел.) 68% (28 чел.)

Table 1. Characteristics of emotional attitude of mothers to children with intellectual disabilities

Bloc Parameters of the emotional relationship between mother and child High Level Average Level Low Level

I.Sensitivity Ability to perceive the child condition 0% (0 prns) 10% (4 prns) 90% (37 prns)

Understanding the causes of child condition 0% (0 prns) 7% (3 prns) 93% (38 prns)

Empathy 10% (4 prns) 14% (6 prns) 7б% (31 prns)

2.Emotional Acceptance Feelings of parents in a situation of interaction 0% (0 prns) 2% (1 prns) 98% (40 prns)

Unconditional acceptance 12% (5 prns) 37% (15 prns) 51% (21 prns)

Adopting one's parent role 5% (2 prns) 12% (5 prns) 83% (34 prns)

Dominating emotional background 2% (1 prns) 54% (22 prns) 44% (18 prns)

3.Behavioural Signs of Emotional Interaction Desire for physical contact 0% (0 prns) 5% (2 prns) 95% (39 prns)

Emotional support 10% (4 prns) 68% (28 prns) 22% (9 prns)

Focus on the child in building interaction 32% (13 prns) 39% (16 prns) 29% (12 prns)

Ability to influence the child condition 5% (2 prns) 27% (11 prns) б8% (28 prns)

11Q

Для ¡цитирования Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

Таблица 2. Характеристика отверженности ребенка в семье

№ показатель Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Отверженность ребенка матерью 44% (18 чел.) 34% (14 чел.) 22% (9 чел.)

Table 2. Characteristics of rejecting the child in the family

# Indicator High Level Average Level Low Level

1 Отверженность ребенка матерью 44% (18 чел.) 34% (14 чел.) 22% (9 чел.)

переживать детям в трудных ситуациях. Испытывая во взаимодействии с ребенком скрытое раздражение, недовольство, позволяя резкие интонации, невнимание к его действиям, матери создают негативный эмоциональный фон, характеризующийся взаимным эмоциональным отвержением. При этом имеет место недостаток или отсутствие эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительность родителя к его потребностям.

Шкала А.И. Баркан, направленная на выявление тех особенностей ребенка, о которых матери мечтали, позволила оценить степень отверженности детей с ОВЗ. Результаты исследования представлены в таблице 2.

У 44% матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, не оправдались их надежды по отношению к своему ребенку - черты характера и особенности, которые они желали видеть в своих детях, в действительности не реализовались. Наличие собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический статус ребенка, с другой стороны, может привести к невротиза-ции матерей. Лишь пятой части опрошенных матерей свойственно принятие качеств своего ребенка.

В тренинге, направленном на оптимизацию эмоционального взаимодействия с ребенком, участвовало 10 матерей. Произведенный расчет критерия Манна-Уитни для средних значений показателей эмоционального взаимодействия в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования не выявил достоверных различий между группами. Основное содержание тренинговых упражнений было направлено на улучшение понимания матерями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития, повышение способности

к пониманию переживаний, состояний и интересов ребенка, изменение отношения родителей к ребенку и себе, обучение приемам саморегуляции психического состояния. Высоко оценивалась возможность влияния на поведение и отношения тренинговой группы позитивных родительских установок отдельных участниц. В работе с матерями использовались и вспомогательные формы тренинга: тематические опросники, лекционный материал. Они позволяли участникам тренинга вербализовать свои чувства, изложить свою точку зрения.

В таблицах 3 и 4 представлены результаты тренинга матерей-участниц.

Обобщенные данные таблицы 3 и расчет непараметрического критерия Т-Вил-коксона для связных выборок свидетельствуют о наличии следующих изменений:

• увеличение показателей среднего уровня по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка» говорит о том, что матери, участвовавшие в тренинге, стали лучше воспринимать и понимать состояние своего ребенка;

• достоверные сдвиги выявлены в динамике показателей «Понимание причин состояния ребенка» 0=2,2; р<0,01), «Эмпатия» 0=3,1; р<0,01), знакомство в тренинге с возрастными особенностями дошкольников и психического заболевания, совершенствование навыков понимания мимики, языка телодвижений увеличило число матерей, умеющих понимать причины настроения ребенка и сочувствовать ему;

• результаты шкалы «Чувства родителей» в ситуации взаимодействия показывают значимые сдвиги 0=2,5; р<0,01): число матерей, испытывающих эмоциональные затруднения в общении с ребенком, уменьшилось;

• изменение показателей шкалы «Безусловное принятие» говорит о начавшемся принятии матерями ситуации воспитания особого ребенка;

• достоверные сдвиги показателя «Принятие себя в качестве родителя» (t=4,5; р<0,01) свидетельствуют о появлении у матерей представления о контролируемости развития их ребенка;

• результаты шкалы «Преобладающий эмоциональный фон» показывают значимые сдвиги (t=2,4; р<0,01): число матерей, сумевших установить с ребенком теплые и спокойные отношения возросло;

• к концу тренинга у матерей произошли изменения и в поведенческих характеристиках взаимодействия - матери стали чаще стремиться к телесному контакту с ребенком, большее число матерей стали пробовать оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, регулировать его состояние;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• достоверные сдвиги показателя «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (t=3,0; р<0,01) после проведенной групповой работы говорят о возросшем стремлении матерей учитывать настроение, усталость, интересы ребенка при планировании занятий с ним. Знакомство матерей в тренинге с актуальными проблемами детей, развитие у них способности разбираться в мотивах и значении детских поступков сказались и на показателях отверженности. Высокий уровень отверженности для половины матерей, участвовавших в тренинге, изменился в сторону средних значений.

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп по окончанию тренинга выявило, что средние значения достоверно изменившихся в тренинге показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия имеют статистически большую выраженность у матерей экспериментальной группы.

Статистическая оценка констатирующих и контрольных показателей группы сравнения выявила достоверный сдвиг по показателю «Оказание эмоциональ-

Для цитирования: Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

Национальный психологический журнал № 4(24) 2016 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2016, no. 4

http://npsyj.ru

Таблица 3. Сравнительный анализ эмоционального взаимодействия матерей экспериментальной группы с детьми до и после тренинга

Блоки Параметры эмоционального взаимодействия матери и ребенка Высокий уровень (в %.) Средний уровень (в % от выборки) Низкий уровень (в % от выборки)

до после до после до после

1.Блок чувствительности Способность воспринимать состояние ребенка 0 0 0 б0 100 40

Понимание причин состояния 0 0 0 50 10 50

Эмпатия 0 0 0 б0 10 40

2. Блок эмоционального принятия Чувства родителей в ситуации взаимодействия 0 0 10 50 90 50

Безусловное принятие 0 0 0 30 100 70

Принятие себя в качестве родителя 0 0 30 50 70 50

Преобладающий эмоциональный фон 0 20 50 30 50 50

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия Стремление к телесному контакту 10 20 0 30 90 50

Оказание эмоциональной поддержки 0 0 50 70 50 30

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 20 40 40 50 40 10

Умение воздействовать на состояние ребенка 10 10 10 40 80 50

Table 3. Comparative analysis of mother emotional interaction with children of the experimental group before and after training

Bloc Parameters of the emotional relationship between mother and child High Level (per cent) Average Level (per cent, sample) Low Level (per cent, sample)

before after before after before after

I.Sensitivity Ability to perceive the child condition 0 0 0 б0 100 40

Understanding the causes of child condition 0 0 0 50 10 50

Empathy 0 0 0 б0 10 40

2.Emotional Acceptance Feelings of parents in the situation of interaction 0 0 10 50 90 50

Unconditional acceptance 0 0 0 30 100 70

Adopting one's parent role 0 0 30 50 70 50

Dominating emotional background 0 20 50 30 50 50

3.Behavioural Signs of Emotional Interaction Desire for physical contact 10 20 0 30 90 50

Emotional support 0 0 50 70 50 30

Focus on the child in building interaction 20 40 40 50 40 10

Ability to influence the child condition 10 10 10 40 80 50

Таблица 4. Статистически различающиеся значения показателей эмоционального взаимодействия матерей с детьми до и после тренинга

Показатели Средние значения показателей Уровень значимости

конст. этап контр. этап

Понимание причин состояния 3,0 3,31 р<0,01

Эмпатия 2,4 3,2 р<0,01

Чувства родителей в ситуации взаимодействия 3,2 3,4 р<0,01

Принятие себя в качестве родителя 3,02 3,2 р<0,01

Преобладающий эмоциональный фон 3,21 3,бб р<0,01

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,9 3,22 р<0,01

Table 4. Statistically variable values of mother and child emotional interaction before and after training

Indicator Mean Value Value

Trial Stage Control Stage

Understanding the causes of child condition 3.0 3.31 р<0.01

Empathy 2.4 3.2 р<0.01

Feelings of parents in the situation of interaction 3.2 3.4 р<0.01

Adopting one's parent role 3.02 3.2 р<0.01

Dominating emotional background 3.21 3.бб р<0.01

Focus on the child in building interaction 2.9 3.22 р<0.01

112

Для ¡цитирования: Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

ной поддержки ребенку» 0=2,4; р<0,01), матери контрольной группы стали в большей мере ощущать сопричастность делам и проблемам своего ребенка.

Заключение

Успешность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

здоровья зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения (Баженова, Баз, Копыл, 1993; Боулби, 2004; Васягина, 2011). Л.С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье (Выготский, 1983).

Опыт показывает, что матери детей с интеллектуальным дефицитом испы-

тывают острую необходимость в квалифицированной психологической помощи. Проведение нами исследования оптимизации эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия призвано способствовать определению целевых ориентиров психологической помощи матерям детей-дошкольников с интеллектуальными дефектами.

Литература:

Баженова О.В., Баз Л.Л, Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - № 4. - C. 35-42.

Баранов А.А. Психологическое сопровождение семьи в современном обществе // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем : сб. науч. статей / сост. Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург, 2013. - С. 65-70.

Баранов А.А., Елганов А.Р. Формирование навыков социально-безопасного поведения дошкольников в совместной деятельности со взрослым // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2. - С. 7-9.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - Москва, 1999. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - Москва : Академический проект, 2004. Братусъ B.C. Аномалии личности. - Москва, 1988.

Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : автореф. дис. ... док. психол. наук. -Екатеринбург, 2011.

Винярская И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий : автореф. дис. ... док. мед. наук. - Москва, 2008.

Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. З. / под ред. А.М. Матюшкина. - Москва : Педагогика, 1983. - 368с.

Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства // Национальный психологический журнал.

- 2014. - №2 (14). - С. 97-101. doi: 10.11621/npj.2014.0212

Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 3-29. Здравоохранение в России. 2015 : стат. сб. - Москва, 2015. - 174 с.

Зейгарник Б.В., Братусъ Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - Москва, 1980.

Карабанова О.А. Основы семейного консультирования. // Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А.А. Реана. - Москва, 2009. - С. 454-518.

Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза // Дети с нарушениями развития : хрестоматия. - Москва, 1995. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - Москва : Просвещение, 2008.

Махмутова Р. К. Особенности родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 2. - С. 165-172.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - Воронеж, 1996.

Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 1(17). - С. 3-8. doi: 10.11621/npj.2015.0101

Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. - Москва : АСТ, 2010. - 576 с.

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - Санкт-Петербург : Речь, 2005.

- 477 с.

References:

Bazhenova, O.V., Baz, L.L., & Kopylov, O.A. (1993) Preparedness for Motherhood: the allocation of risk factors of psychological conditions for the future development of the child. [Snaps]. 4, 35-42.

Baranov, A.A. (2013) Psychological support of families in modern society. [Obshchestvo, sem'ya, lichnost': teoriya i praktika resheniya aktual'nykh problem: sbornik nauchnykh statey]. Ekaterinburg, 3-2, 65-70.

Baranov, A.A., & Elganov, A.R. (2015) Developing skills of social safe behaviour of preschool children in joint activities with an adult. [Gumanitarnye nauki i obrazovanie]. 2, 7-9.

Barkan, A.I. (1999) Practical Psychology for parents, or how to learn to understand their children. Moscow. Bratus', B.C. (1988) Personality anomalies. Moscow.

Bowlby, J. (2004) The creation and destruction of emotional ties. Moscow, Akademicheskiy Proekt.

Для цитирования: Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

113

Национальный психологический журнал № 4(24) 2016 [ Возрастная и семейная психология ]

National Psychological Journal 2016, no. 4

http://npsyj.ru

Vasyagina, N.N. (2011) Subjective becoming a mother in today's socio-cultural space of Russia: Doctoral Thesis in Psychology. Ekaterinburg. Vinyarskaya, I.V. (2008) The quality of children's lives as a criterion for assessing the health and effectiveness of medical technologies: Doctoral Thesis in Medicine. Moscow.

Vygotsky, L.S. (1983) Collected Works in 6 Vols. Issues of mind development. Moscow, Pedagogika, 368. (2015) Health care in Russia. 2015: Collected papers. [Rosstat]. Moscow, 174.

Zeigarnik, B.V., & Bratus', B.S (1980). Essays on the psychology of the human abnormal development. Moscow

Zakharova, E.I. (2014) Features of interaction of mothers with children under the «late» motherhood. National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 2, 97-10. doi: 10.11621/npj.2014.0212

Zakharova, E.I. (2002) The emotional aspect of child-parent interactions. [Psikholog v detskom sadu]. 1, 3-29

Makhmutova, R.K. (2013) Features of parent attitudes in mothers with different levels of personal maturity. [Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki]. Vol. 10, 2,165-172

Karabanova, O.A. (2009) Fundamentals of family counseling. [Sem'ya: psikhologiya, pedagogika, sotsial'naya rabota]. Moscow, 454-518. Lebedinsky, V.V. (1995) General regularities of mental disontogenesis. [Deti s narusheniyami razvitiya. Khrestomatiya]. Moscow. Levchenko, I. Yu, & Tkachev, V.V. (2008) Psychological support for families raising a child with developmental disabilities. Moscow, Prosveshchenie. Pozhar, L. (1996) Psychology of abnormal children and adolescents - psycholathology. Voronezh.

Rean, A.A. (2015) The family as a factor of prevention and victim behaviour risk. ". National Psychological Journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 1 (17), 3-8. doi: 10.11621/npj.2015.0101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rean, A.A. (2010) Family: psychology, pedagogy, social work. Moscow, AST, 576.

Shipitsyna, L.M. (2005) «Unteachable» children in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities. SPb, Rech', 477.

114

Для цитирования: Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать - ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. - 2016. - №4(24). - С. 108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.