Следует заметить, что наибольший объем выручки предприятий среднего и малого бизнеса приходится на деятельность воздушного и космического транспорта (73,4 млн руб.), металлургическое производство (66,9 млн руб.) и добычу топливно-энергетических
ресурсов (63,3 млн руб.). На 1 индивидуального предпринимателя в производстве кокса и нефтепродуктов приходится 24,6 млн руб., в оптовой торговле - 9,9 млн руб.
Статья поступила 27.03.2014 г.
Библиографический список
1. Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. М.: Центрполиграф, 2010.
2. Индикаторы инновационной деятельности. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2012.
3. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.
4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 2.02.2006 № 19-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58304/
5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: поставновл. Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78660/
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
7. Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации; подготовлено по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М., 2005 / Pandia.ru. Энциклопедия знаний [Электронный ресурс]. URL: /http://www.pandia.ru/
8. Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». М., 2007 // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=rokvsmsppFZ
9. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
УДК 338.242.2
ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ОТРАСЛЬЮ В УСЛОВИЯХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Л
© К.И. Киселева1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассмотрены вопросы оптимизации управления проектной отраслью. Данная оптимизация направлена на сокращение затрат проектных организаций в рамках уменьшения стоимости объекта строительства, а также на недопущение выхода на рынок проектных организаций, которые получили допуск СРО или сертификат соответствия СМК «недобросовестно». Установлено, что при внедрении определенных мероприятий рассмотренные затраты проектных организаций снизятся на 80%. Ил. 4. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: проектная организация; саморегулирование; система управления; система менеджмента качества.
ENGINEERING INDUSTRY MANAGEMENT OPTIMIZATION UNDER SELF-REGULATION K.I. Kiseleva
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The article deals with the optimization issues of engineering industry management. The optimization is aimed at reducing the costs of design engineering companies within the cost reduction of the construction project and prevention of market entering the design engineering companies, which neither received work authorization as self-regulatory organizations nor were certified with the Certificate of Conformity of Quality Management System. Introduction of specific measures is shown to reduce the costs of the design engineering companies by 80 percent. 4 figures. 2 tables. 3 sources.
Key words: design organization; self-regulation; management system; quality management system.
На сегодняшний день инвестиционно-строительный бизнес играет одну из ведущих ролей в структуре мировой и национальной экономик. C при-
нятием Федерального закона РФ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу с 1 января 2010 г. [1], наступил новый этап развития
Киселева Ксения Игоревна, аспирант, тел.: 89643584555, e-mail: [email protected] Kiseleva Kseniya, Postgraduate, tel.: 89643584555, e-mail: [email protected]
инвестиционно-строительной отрасли Российской Федерации. Произошел переход от лицензирования отрасли к саморегулированию, то есть государство передало полномочия по выдаче разрешительных документов на изыскательские, проектные и строительные работы саморегулируемым организациям (СРО). К основным целям данного перехода относятся: повышение качества изыскательских, проектных и строительных работ, избавление от недобросовестных компаний, работающих в отрасли, сокращение государственных затрат на содержание большого штата работников лицензионных служб.
Современные тенденции развития российской экономики, определяемые становлением рыночных отношений, включением нашей страны в мировое сообщество, обуславливают совершенствование управления ключевыми отраслями национальной экономики, к которым, безусловно, относится строительство.
Одним из наиболее актуальных вопросов в данной отрасли является высокая конечная стоимость объектов строительства, которая ежегодно растет. В связи с вступлением России в ВТО вопрос о конкурентной цене на объекты строительства встал особенно остро.
Для того чтобы выяснить, какие факторы влияют на стоимость объекта строительства, необходимо рассмотреть структуру инвестиционно-строительного комплекса, одним из основных элементов которого является проектная организация.
Еще одной из актуальных проблем является выход на рынок проектных организаций, которые получили допуск саморегулируемой организации недобросовестно, такая же ситуация возникает и с сертификатами соответствия системы менеджмента качества (СМК) стандартам серии ИСО 9000.
На примере объектов крупнейшей проектной организации Иркутской области - ОАО «Иркутскгипродор-нии», была проанализирована стоимость проектирования относительно стоимости строительно-монтажных работ, а также относительно общей стоимости строительства объекта (рис. 1). Для анализа было взято 9 наиболее показательных договоров на проектирование автомобильных дорог и искусственных сооружений, возведение объектов было запланировано на 2012-2013 гг., некоторые из объектов уже построены, другие находятся в стадии строительства. Стоимость проектных работ взятых для анализа договоров составляет от 2 до 71,5 млн руб., средняя стоимость договора - 20,5 млн руб., что в среднем составляет около 7% от стоимости строительства объекта в
1,4 % 2 % 0,1 %
целом.
Проведя анализ распределения стоимости можно сделать вывод о том, что затраты на проектирование существенно влияют на стоимость объекта строительства, а также на стоимость его эксплуатации. Сокращение затрат на проектирование позволит сократить стоимость объекта строительства, а также стоимость его эксплуатации, чего можно достигнуть соблюдая баланс цены и качества.
В целях оптимизации управления проектной отраслью необходимо адаптировать систему управления проектными организациями к новым условиям. Для этого предлагаем использовать алгоритм (рис. 2), первым шагом в котором будет изменение требований законодательства.
В связи с этим полагаем, что в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», отражающий общие характеристики саморегулируемых организаций, следует внести дополнение о том, что в соответствии со стандартами серии ИСО 9000 (ГОСТ Р ИСО) в состав саморегулируемой организации в области проектирования должен входить представитель органа по сертификации.
Кроме того, предлагается дополнить статью 55.4 (1) Градостроительного кодекса Российской Федерации [2] пунктом о том, что некоммерческая организация должна получить от представителя органа сертификации (из рекомендованного Национальным объединением проектировщиков (НОП) списка) сертификат данного органа, а также иметь в штате обученного аудитора, получившего сертификат от органа по сертификации. Статью 55.5 (1) дополнить пунктом о том, что СРО обязана разработать, внедрить и сертифицировать свою систему менеджмента качества в соответствии со стандартами серии ИСО 9000. Требования о наличии сертификатов предлагается перенести в пункт 8 статьи 55.5, в которой отображаются минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам. Также необходимо прописать, что сертификацию системы менеджмента качества и проведение наблюдательных аудитов осуществляет представитель органа по сертификации, который является сотрудником проектного СРО. В течение переходного периода к работе в рамках оптимизированного механизма будет производиться обмен актуальных (действующих) сертификатов соответствия СМК стандартам серии ИСО других органов сертификации на тот, который выдан представителю данной СРО.
3,5 % 93 % ?
Проведение инженерных изысканий
Разработка проектно-сметной документации
Прохождение экспертизы
Разработка рабочей, конкурсной документации
Выполнение строительно-монтажных работ, пуско-наладочных работ
Эксплуатация объекта
Рис. 1. Распределение стоимости объекта строительства
Требования НОП
/ Изменение требований\ законод ател ьства (Ростехнадзор)
Список рекомендованных органов по сертификации
Изменение требований Национального объединения проектировщиков (НОП)
-выполняет-
Организационная структура СРО
Изменение структуры саморегулируемых организаций
Ознакомление и обучение проектных организаций - членов СРО новым требованиям
-выполняет
-выполняет
"выполняет
Организационная структура проектной организации
Изменение организационной структуры проектной организации
-выполняет-
Получение допусков в
соответствии с новыми требованиями
-выполняет-
Переход к новой системе работы СРО и проверок проектной организации произошел
Рис. 2. Алгоритм оптимизации управления проектной отраслью в условиях саморегулирования
Поэтому в контексте закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3], вступившего в силу с 1 января 2014 года, предлагается повысить значимость такого критерия, как допуск саморегулируемой организации к осуществлению деятельности. При этом исключить из действующих критериев сертификат соответствия системы менеджмента качества стандартам ИСО серии 9000, поскольку при получении допуска саморегулируемой организации проектная организация получает и сертификат соответствия СМК стандартам ИСО серии 9000.
Использование предлагаемого алгоритма позволит:
- сократить затраты проектных организаций на неудовлетворенность потребителя, а также на подготовку и прохождение проверок СРО и аудитов СМК;
- уменьшить стоимость объекта строительства;
- решить проблему выдачи недобросовестных допусков СРО и сертификатов соответствия СМК благодаря интеграции органа по сертификации системы менеджмента качества и саморегулируемой организации и организации системы двойного контроля.
Для участия в торгах на российском рынке проектной организации необходим допуск, а на зарубежном рынке - сертификат соответствия системы менеджмента качества стандартам ИСО серии 9000.
Таким образом, изменения, внесенные в указанные законодательные акты, которые включены в нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, повлияют на требования законодательства к саморегулируемым организациям. Последние будут вынуждены изменить организационную структуру, а также требования, которые
они предъявляют к своим членам.
Рассмотрим процесс перехода к интегрированной системе проверок СРО и СМК более подробно.
В табл. 1 приведены основные направления аудита органов по сертификации СМК и проверки СРО проектных организаций.
Таким образом, предлагается объединить проверки СРО (в результате которых подтверждается допуск, а соответственно и право на работу в отрасли) и аудиты сертификационных органов (в результате которых подтверждается сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандартов серии ИСО 9000). В процессе совместной проверки представитель СРО и представитель органа по сертификации, также от СРО, проверяют каждый свои вопросы. При этом саморегулируемая организация совместит и функции органа по сертификации СМК. Взаимодействие должно происходить централизованно с участием Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Национального объединения проектировщиков.
Кроме того, создается система двухэтапного кон-
Основные критерии аудита органов
троля над деятельностью СРО и представителя органа по сертификации, тем самым решается проблема «недобросовестной» выдачи допусков и сертификатов соответствия.
Саморегулируемая организация разрабатывает, внедряет и сертифицирует систему менеджмента качества, следовательно, ее деятельность во время сертификационного, наблюдательных и ресертифика-ционных аудитов проверяет орган по сертификации. Саморегулируемые организации взаимодействуют с органами по сертификации только из рекомендованного списка, составленного НОП. Представитель органа по сертификации является штатным сотрудником саморегулируемой организации, то есть, с одной стороны, его контролирует руководство саморегулируемой организации, а с другой - документ о его компетентности в качестве аудитора выдает ему орган по сертификации, который взаимодействует с СРО.
Рассмотрим основные отличия проверок проектной организации со стороны СРО и со стороны органа по сертификации (рис. 3) и комплексной проверки (рис. 4), которую предлагается внедрить.
Таблица 1
по сертификации СМК и проверки СРО
Критерии Участие в проверке Проверяемая документация
представителя СРО представителя органа по сертификации
Критерии по системе менеджмента качества
1. Общие требования системы менеджмента качества, внутренние аудиты * Руководство по качеству, стандарты, документация по внутренним аудитам
2. Ориентация на потребителя, их удовлетворенность * Анкеты потребителей, претензии, рекламации, отзывы
3. Мониторинг и измерение процессов, управление несоответствующей продукцией * Стандарты организации
4. Анализ проекта и разработки (верификация и валидация); * Проектная документация, документация архива (с точки зрения управления)
5. Управление изменениями проекта и разработки, сохранение соответствия продукции * Проектная документация, документация архива
Критерии саморегулируемой организации
1. Организация проектирования * Документация по объектам проектирования, приказы о назначении ГИПа
2. Ведение проектной документации * Проектная документация, документация архива (с технической точки зрения)
Общие критерии
1. Кадровый состав, человеческие ресурсы * * Кадровая документация (трудовые книжки, документы об образовании)
2. Компетентность, подготовка 3. и осведомленность персонала * * Планы обучения, документы по обучению, результативность обучения
4. Контроль качества * * Документы по организации контроля качества проектной документации (по проверке), документы по работе с субподрядчиками
5. Система охраны труда, инфраструктура * * Документы по инструктажу сотрудников, аттестации рабочих мест, охране труда, закупкам
Рис. 3. Проверка СРО и органа по сертификации до оптимизации управления проектной отраслью
Получено письмо от саморегулируемой /организации о проведении\ плановой проверки, план проверки (в комиссию входит представитель органа по сертификации)
Письмо
-.......
Письмо
Протокол
1 этап: Сбор и отправка документов согласно требованиям
Сертификат соответствия СМК
Свидетельство СРО
Нарушения, несоответствия не
выявлены V__выполняет
Обновление свидетельства/ допуска, сертификата СМК
выполняет
Протокол
"....."
Отчет по итогам
комплексной
проверки
Нарушения, выполняет несоответствия выявлены
выполняе
Направление документов для подтверждения (
устранения выполняет нарушений
Проектная организация подтвердила право на ведение деятельности и имеет актуальный допуск (для участия в торгах)
Проектная организация имеет актуальный сертификат на соответствие СМК МС ИСО 9000 (для работы за рубежом)
Рис. 4. Комплексная проверка СРО (в составе - представитель органа по сертификации)
Таблица 2
Затраты проектной организац ии до и после оптимизации управления проектной отраслью
Статья затрат Затраты, тыс. руб. Разница в %
до оптимизации после оптимизации
Вступление в СРО 555 986 389 -61
Сертификация СМК 431
Подготовка к аудитам органа по сертификации 1445 2168 777 -64
Подготовка к проверкам СРО 723
Претензии 15000 7500 -50
Трудозатраты на корректировку 72000 20323 -72
Итого 145208 28989 -80
Предлагаем экономически обосновать предложенный алгоритм оптимизации управления проектной отраслью в условиях саморегулирования. Для этого рассмотрим затраты проектной организации до оптимизации механизма управления проектной отраслью и после.
Затраты проектной организации состоят из множества пунктов, мы рассмотрим только те, которые изменятся в процессе оптимизации механизма управления проектной отраслью.
Основными задачами в рамках адаптации системы управления проектных организаций являются сокращение затрат на неудовлетворенность потребителя (штрафные санкции и трудозатраты на корректировки), то есть повышение качества продукции. С этой целью и внедряется систему менеджмента качества проектной организации (если проектная организация не имела таковой), а также осуществляется переход к комплексной проверке (СРО и орган по сертификации СМК).
Рассматриваемые затраты проектной организации складываются из суммы затрат на вступление в СРО, затрат на сертификацию и поддержание СМК и затрат
на неудовлетворенность потребителя. Поскольку цикл аудитов системы менеджмента качества длится в течение трех лет (первый год - сертификационный аудит, в последующие два года - наблюдательные аудиты, на четвертый год - ресертификационный как начало нового цикла), то и учет затрат осуществляется за три года.
Суммы затрат проектной организации до и после оптимизации управления проектной отраслью, рассчитанные в ходе проведенного исследования, представлены в табл. 2.
Затраты проектной организации, которые мы рассматривали, снизились на 80%, что в денежном выражении составило около 116 млн руб.
Оптимизация управления проектной отраслью в условиях саморегулирования, предложенная в данной статье, должна привести к снижению стоимости конечного объекта строительства, а также предотвратить выход на рынок проектных организаций, которые получили допуски СРО и сертификаты соответствия СМК недобросовестно, что в свою очередь повысит качество проектной документации.
Статья поступила 27.04.2014 г.
Библиографический список
1. О саморегулируемых организациях: федер. закон РФ от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12157433/
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30
декабря. Федеральный выпуск № 3667. 3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Российская газета. 2013. 12 апреля. Федеральный выпуск № 6056.