УДК 137.425:669.2
В.Н. Самочкин, д-р экон. наук, проф., (4872) 55-65-37, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ),
В.И. Барахов, канд. техн. наук, ведущий специалист», (4872) 32-11-04, [email protected] (Россия, Тула, ООО «ПО «Туламашзавод»),
A.B. Рожков, зам. начальника службы по активам машиностроительного комплекса департамента «Промышленные активы» (495) 287-25-24, [email protected] (Россия, Москва, госкорпорация «Ростехнология»),
Е.Е. Виноградова, канд. экон. наук, зам. директора, 8-963-932-60-60, [email protected] (Россия, Тула, ООО «ОХК Щекиноазот»), Л.З. Мащенко, канд. физ.-мат. наук, доцент, +38-067-321-53-13, [email protected] (Украина, г. Киев, КНТЭУ)
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН В КОРПОРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
Приводится алгоритм оптимизации трансфертного ценообразования в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия. Его ключевым звеном является модель движения товарно-денежных потоков в интегрированных системах, увязывание критериев принятия управленческих решении с входными параметрами системы. Задача решается с учетом связности бизнес-единиц в корпорации.
Ключевые слова: корпорация, модель, товарно-денежные потоки, трансфертные цены.
Принятие управленческих решений базируется на переработке, анализе и сжатие огромного количества информации. С помощью разработанных моделей, методик, алгоритмов обработки информации массивы исходных данных преобразуются в совокупные показатели и далее в локальные и интегральные критерии принятия решений. Таким образом, происходит сжатие информации на предприятии. Научный подход к принятию решений заключается в построении математической модели управляемой системы, позволяющей увязать входные потоки информации (исходные данные) с выходными (критерии принятия решений). Модель значительно облегчает понимание системы, позволяет проводить исследования влияния входных параметров на критерий принятия решений, ранжировать их по значимости, прогнозировать поведение реальной системы в интересующих нас условиях. Поэтому математические модели
должны стать основным инструментом принятия управленческих решении на предприятии. Имея модель, всегда можно изучить реакцию системы на изменения параметров и внешние воздействия, а значит обоснованно скоординировать и управляющие воздействия. Такой подход необходимо применять и при разработке политики трансфертного ценообразования в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия.
Предприятие, как экономическая система относится к классу сложных открытых систем, подверженным внешним случайным воздействиям. Последние характеризуются следующими входными потоками: материальными, денежными, информационными, кадровыми, энергетическими, основных средств, услуг. Все эти потоки взаимосвязаны друг с другом и представляют некую совокупность. Движения в описанных потоках осуществляются в нормативно-правовом поле, с помощью которого государство регулирует их интенсивность. В качестве интегрирующего потока в данном случае можно рассматривать товарно-денежный поток, показатели которого характеризуют результаты деятельности предприятия. Все остальные потоки как бы "работают" над тем, чтобы товарно-денежный поток был оптимальным для предприятия. Основная цепочка товарно-денежных потоков в бизнес-единицах упрощенно представлена на рис. 1, где имеет место и обмен товарами (услугами) и их денежными эквивалентами между бизнес-единицами.
В связи с вышеизложенным применительно к решаемой проблеме в цепочке алгоритма принятия решений для рассматриваемой задачи, приведенной в теоретической части (рентабельности ^ трансфертные цены ^ математическая модель ^ система критериев ^ анализ и принятие решений) самым значимым элементом является модель товарно-денежных потоков в корпорации. От её адекватности зависит оптимальность принимаемых решений. Авторы уже делали попытки разработать такую модель для решения других задач хозяйственной деятельности корпорации, к примеру оптимизации арендных отношений в корпорации. Основная часть модели решает задачу по определению стоимостей отгруженной продукции текущего периода для каждой бизнес-единицы. Поскольку каждая из указанных стоимостей является и аргументом и функцией, в текущем периоде имеет место следующая система уравнений в общем виде [1, С. 191-198, 2, С. 39-43)]
Г
<
кп • Сп Сп + кп • Сп + кп • Сп + 1_ + кп • Сп С п
ко1" Соп + ко1 • С00 - С01 + ко1 • С02 + Ь + к^ • с0 = - С 01
ко2 " С0п + ко2 ' С00 + ко2 • С01 С02 + 1_ + к^ • С0п-1 С
Со + к0 • Со + ко • Со + к0п • Со + Ь + к о • Со С
0п 0п 0п 0п °2 0П 0п-1 ^ 0П '
От других бизнес-един.
Материнская компания
Начисленная амортизация _/\
Прямые расх.
Рынок
Корп.
Нез. производ.
Рынок Корп.
> г
Товар, продук.
Рынок Корп.
Цена отгруж. продукции
Рынок | Корп.
Отгруж., но не оплачен, прод.
Рынок | Корп.
Отгружен, и оплачен, прод.
Рынок Корп.
Косвенные расходы
Отгруженная продукция
Рынок
Кооп
Налог на прибыль
и
Суммарный расход
Суммарный доход
От других бизнес-единиц
В КР других бизнес-единиц
Дочернее предприятие
Налог на имущество
Услуги
Внереазиз. расход
Внереазиз. доход
а > <
Г
Аренда
Результат хоз. деятельн. матер, предпр.
Налог на имущество
Внереазиз. расход
Внереазиз. доход
Результат хоз. деятельн. корпорации
Начисленная амортизация
От других бизнес-единиц
Косвенные расходы
1ТТ
Отгруженная продукция
Рынок 1 Корп
Налог на прибыль
Суммарный расход
Результат хоз. деятельн. дочерн. предпр.
Суммарный доход
К другим бизнес-единицам
_X
1
Прямые расх.
Рынок
Корп.
_ Цена отгруж. продукции
Рынок [Корп.
Отгруж., но не оплачен, прод.
Рынок | Корп.
Отгружен, и оплачен, прод.
Рынок | Корп.
Нез. производ.
Рынок Корп.
>
Товар, продук.
Рынок Корп.
Рис. 1. Схема движения товарно-денежных потоков в корпорации.
где
к0 =
Г 0 ^ к0 к0 М
к0
V кп у
ПРо .ТП1 + ПРО ХК1
0
о.ск
I ПР°-тп + IПР
ПР0.ТП2 + СК2
I пр°тп + I ПР
0
о.ск
(1 -ч° )-(1 + Яеп0)
•(1 )-(1 + Яеп0)
М
П?о ,тпп + ПРО
0
о.ск
I ПР°тп + I ПР
(1 )-(1 + Яеп°п)
с ( ПР п + ПР п ^
111 0.ТП0 111 0.СК0
кп =
' ко л
кГ
М
кп-1
V 0 ,
IПР^ тп + I прп
V
г
О.СК
ПР п + ПР п
111 0.ТП1 111 0.СК1
У
Л
У прп + У прп
¿¿ш О.ТП 0 СК
V У
(1 )-(1 + Кеп0п)
(1 ) • (1 + Яепп)
М
ПР п
О.ТП
п-1
+ ПР п
о.ск
п-1
I прп тп + I прп
о.ск
(1 )-(1 + Кепп-1)
0
(ПР + ПР ^
Чо.
Ч0л
М
^оп-1
ПР +ПР
^^ 0.ТП1 ^^ 0.СК1
М
ПР +ПР
111 о.р.тпп 111 о.р.скп
ПР +ПР
М
kJ- доля стоимости отгруженной продукции ]-ой бизнес-единицы, предназначенной для продажи 1-ой бизнес-единице в текущем периоде;
- доля рынка i-ой бизнес-единицы в отгруженной продукции текущего
периода;
*
С 0 - стоимость отгруженной продукции i-ой бизнес-единицы в текущем
периоде без продукции, закупленной у других бизнес-единиц корпорации; С0 - стоимость отгруженной продукции i-ой бизнес-единицы в текущем
периоде с учетом продукции, закупленной у других бизнес-единиц корпорации;
ПРотп., ^ ПРд тп - прямые расходы в отгруженной продукции текущего
периода j-ой бизнес-единицы, предназначенной для продажи i-ой бизнес-единице в текущем периоде и ее суммарные прямые расходы в отгруженной продукции текущего периода;
ПР£ ск., XПРд ск - прямые расходы в товарной продукции прошлых периодов (на складе) j-ой бизнес-единицы, перешедшие в отгруженную продукцию в текущем периоде j-ой бизнес-единицы, предназначенную для продажи i-ой бизнес-единице и ее суммарные прямые расходы; Ren.1 - рентабельность отгруженной продукции текущего периода j-ой
бизнес-единицы, предназначенной для продажи i-ой бизнес-единице; ПР0 р тп - прямые расходы i-ой бизнес-единицы в отгруженной продукции
текущего периода, реализующей продукцию на рынок; ПР0 р ск , - прямые расходы i-ой бизнес-единицы в отгруженной продукции прошлых периодов, реализующей продукцию на рынок; ПР0 тп - суммарные прямые расходы i-ой бизнес-единицы в отгруженной
продукции текущего периода;
ПР0 ск , - суммарные прямые расходы i-ой бизнес-единицы в отгруженной
продукции прошлых периодов.
В качестве базовой интегрированной структуры для решения поставленной выше задачи взята корпорация ПО «Туламашзавод», созданная на базе ОАО «АК «Туламашзавод». Исследованию подлежит не все ПО, а основная его часть, связанная с производством продукции. В её состав входят: материнская компания и восемь дочерних ООО: «Инструмент и технологическая оснастка - Туламаш» («Инструментальщик»), «Металлург -Туламаш» («Металлург»), «Механик - Туламаш» («Механик»), «Пласт -Туламаш» («Пласт»), «Реконструкция - Туламаш» («Реконструкция»), «Станкотехника - Туламаш» («Станкотехника»), «Жилсервис - Туламаш» («Жилсервис»), «Тарпан - Туламаш» («Тарпан»). По состоянию на ближайшую перспективу схема товарооборота (работ, услуг) между бизнес-единицами ПО «Туламаш» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема внутрикорпоративных товарно-денежных потоков
В соответствии с этой схемой можно конкретизировать матрицы рентабельностей (рис. 3) и цен (рис. 4), которые в общем виде даны в теоретической части.
1
0 - Инструменталь.
1 - Металлург
2 - Механик
3 - Пласт
4 - Реконструкция
5 - Станкотехника
6 - Жилсервис
7 - Тарпан
8 - Материнское
Яеп,
0 - Инструментальщик
1 - Металлург
2 - Механик
3 - Пласт
4 - Реконструкция 1
J
(
вн.кор '
0 0
Яеп°
0
Яеп
Яеп,
Яеп0 Яеп
Яеп4 Яеп4
Яеп5 Яеп5
Яеп7 Яеп7
Яеп^ Яеп8 Яеп,
5 - Станкотехника
6 - Жи лсервия
7 - Тарпан
8 - Материнское
2 3 4 5 6 7 8
0 0 Яеп0 0 0 Яеп0 Яеп0
Яеп2 0 Яеп4 0 0 Яеп7 Яеп8
0 0 0 0 Яеп2 Яеп2 Яеп2
0 0 Яеп4 0 0 0 Яеп3
Яеп4 0 0 0 0 Яеп4 Яеп4
0 0 Яеп4 0 0 Яеп^ Яеп5
0 0 0 0 0 0 0
0 0 Яеп4 0 0 0 Яеп87
Яеп2 Яеп8 Яеп4 0 Яеп8 Яеп^ 0 /
Рис. 3. Матрица рентабельностей внутрикорпоративной продукции
Рис. 4. Матрица трансфертных цен внутрикорпоративной продукции
Для численного наполнения последней матрицы необходимо с применением приведенного в теоретической части алгоритма решить поставленную задачу: с помощью управления рентабельностями внутрикорпоративной продукции оптимизировать критерии принятия управленческих решений.
Цена продукции, в том числе и внутрикорпоративной, для любого предприятия комплексный показатель, от которого зависят [3, С. 69-75]:
- доходы, прибыль или убыток, рентабельность;
- оборотные средства предприятия и период оборота;
- спрос на продукцию на рынке;
- расходы предприятий корпорации, которые покупают продукцию
данного предприятия;
- налог на прибыль;
- кредиторская и дебиторская задолженности.
Все эти характеристики оказывают существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности всех бизнес-единиц и корпорации в целом. Поэтому, управляя ценообразованием в корпорации, можно оптимизировать указанные выше результаты хозяйственной деятельности. Особенно это актуально в кризисных условиях хозяйствования, когда дают о себе знать негативные рыночные воздействия, существенно повышая неопределенность рассматриваемой системы. Поскольку цена продукции предопределяет всю перечисленную систему экономических показателей деятельности бизнес-единиц и корпорации в целом, управляя ей надлежащим образом можно "сдемфировать" негативные внешние воздействия рынка, которые резко возросли в условиях кризисных явлениях настоящего времени. Особый интерес здесь представляет система трансфертных цен, действующая в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия. Такие корпорации функционируют по всей стране (Тула, Новосибирск, Барнаул, Санкт-Петербург и др.) и они еще будут создаваться. Все бизнес-единицы такой корпорации обмениваются товарами (работами, услугами), создавая внутренний товарооборот и продают продукцию на рынке.
Цены на рыночную продукцию в данном конкретном случае будем считать постоянными на рассматриваемом промежутке времени и зависящими от рыночного спроса на продукцию корпорации. А вот внутрикорпоративными ценами на продукцию бизнес-единиц можно управлять в фиксированных пределах в зависимости от их конкретных экономических состояний и рыночного воздействия. Для этого необходима разра-
ботка системы критериев принятия управленческих решений, которые должны определяться с использованием разработанной математической модели товарно-денежных потоков в корпорации, где цены внутрикорпоративной продукции бизнес-единиц являются составными элементами её алгоритма. Изменяя цены можно исследовать зависимость от них выбранных критериев и принимать оптимальные решения по их управлению. Самый рациональный способ управления ценообразованием в корпорации - это формирование матрицы оптимальных рентабельностей внутрикорпоративной продукции бизнес-единиц, с переходом на соответствующую матрицу цен этой продукции из условия оптимизации системы критериев принятии управленческих решений с помощью разработанной модели. При изменении экономического состояния бизнес-единиц корпорации и внешнего рыночного воздействия система трансфертных цен должна изменяться, оптимизируя результаты её хозяйственной деятельности с применением выбранных критериев.
Следует обратить особое внимание на влияние трансфертных цен на внутрикорпоративную продукцию на рентабельность рыночной продукции бизнес-единиц. Поскольку бизнес-единицы в корпорации тесно взаимосвязаны, трансфертная цена продукции одной из них определяет рентабельности рыночной продукции у бизнес-единиц, покупающих продукцию данной бизнес-единицы. Таким образом, управляя трансфертными ценами, можно некоторым образом управлять и рыночным ценообразованием в корпорации. Разрабатываемая модель должно четко отслеживать эту цепочку и получать максимальный синергетический эффект от взаимодействия бизнес-единиц в корпорации.
Таким образом для оптимизации трансфертного ценообразования в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия, необходимо осуществить следующие основные этапы:
1. Разработка системы критериев принятия управленческих решений
для решения поставленной задачи.
2. Определение системы ограничений на управляющие параметры хозяйственной деятельности бизнес-единиц корпорации исходя из нормативных документов правового поля.
3. Доработка модели товарно-денежных потоков в корпорации для решения поставленной задачи по каждому из совокупности критериев.
4. Создание алгоритма решения задачи, его программирование, тестирование и отладка.
5. Разработка системы исходных данных для решения поставленной
задачи и её наполнение.
6. Проведение исследований по оптимизации трансфертного ценообразования для корпорации, созданной на основе монопредприятия.
7. Анализ полученных результатов и формирование конкретных рекомендаций по оптимизации трансфертного ценообразования.
Литература
1. Дронов Е.А., Самочкин В.Н., Барахов В.И., Кузнецов В.П. Принятие
управленческих решений на предприятии на основе моделирования товарно-денежных потоков // Научно-техническая продукция Тульской области и региональные критические технологии. Тула. Издательство ТулГУ. 2004 c 191 - 198.
2. Дронов Е.А., Барахов В.П., Кузнецов В.П. Модель товарно -денежных потоков в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия // Оборонная техника - 2007, № 6 с. 39 - 43 .
3. Дронов Е.А., Барахов В.П., Кузнецов В.П. Управление трансфертным ценообразованием в корпорации, созданной на базе оборонного предприятия на примере ассоциации "Группа - Туламаш" // Оборонная техника - 2005, № 8 с. 69 - 75.
V.N. Samochkin, V.I. Barakhov, A.V. Rozhkov, E.E. Vinogradova, L.Z. Mashchenko,
Optimization of transfer prices in a corporation with Application of commodity-money flows modelling.
The article suggests an algorithm for optimization of transfer pricing in a corporation formed on the basis of a defence industry enterprise. The key principle of the algorithm is a model of commodity-money flows movement in integrated systems and coordination of managerial decision taking criteria with input parameters of a system. The problem is solved with account for interrelations of business units in a corporation.
Key words: corporation, model, commodity-money flows, transfer
prices.