5 Ерохов В.И. Система питания двигателя внутреннего сгорания сжиженным газовым топливом // АГЗК+АТ, 2008. № 2 (38). С. 55-60.
6 Гурдин В.И., Певнев Н.Г., Банкет М.В. Оптимизация теплосодержания СУГ в автомобильном газовом баллоне для обеспечения бесперебойной работы ГБА// Транспорт на альтернативном топливе, 2010. № 4 (16). С. 10-13.
7 Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.gov.kz/images/stories/contents/gp_150520141656.pdf/ (дата обращения: 14.11.2018).
8 Роль автотранспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://articlekz.com/article/8745/ (дата обращения: 14.11.2018).
9 Можарова В.В. Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. 216 с.
10 Electric Heating Elements. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.heating-elements.com/electric-heating-elements/ (дата обращения: 14.11.2018).
11 Evaporation pressures of propane butane mixtures. [Электронный ресурс]. ежим доступа: https://www.engineeringtoolbox.com/propane-butane-mix-d_1043.html/ (дата обращения: 14.11.2018).
12 Особенности давления в газовом баллоне. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ballony.com.ua/pressure-gas.html/ (дата обращения: 14.11.2018).
13 Раневский Б.С. Сжиженные углеводородные газы. Москва, 2009. 164 с.
14 Техническя эксплуатация газобаллонных автомобилей: Учебное пособие / Н.Г. Певнев, А.П. Елгин, Л.Н. Бухаров, Под ред. Н.Г. Певнева. 2-е изд., перераб. и дополненное. Омск: Изд-во СибАДИ, 2010.
ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА ЯЧЕИСТОГО БЕТОНА НЕАВТОКЛАВНОГО ТВЕРДЕНИЯ Арцукевич И.М.
Арцукевич Ирина Моисеевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра строительных конструкций, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация: исследовано влияние пластификаторов на прочностные
характеристики ячеистого бетона.
Ключевые слова: ячеистый бетон, пластификатор.
УДК 691.54
Технические и эксплуатационные характеристики ячеистого бетона - низкая плотность и теплопроводность - обусловили рост популярности данного строительного материала. Особенно широко он используется в индивидуальном строительстве. Объясняется это уникальными свойствами материала, позволяющими решить проблему энергоэффективности зданий в условиях повышения стоимости энергоресурсов. К недостаткам данного материала относятся высокое влагопоглощение, а также недостаточные прочностные параметры материала.
В связи с этим, современное строительство предъявляет все более высокие требования к ячеистому бетону, что влечет за собой необходимость поиска способов улучшения его эксплуатационных свойств.
Одним из подходов для оптимизации бетонной смеси является добавка пластификаторов. Будучи поверхностно-активными соединениями, при введении их в
14
строительные растворы и бетонные они увеличивают удобоукладываемость, пластичность, снижая при этом водоцементное соотношение [1]. Это улучшает большинство характеристик затвердевшей смеси, а также позволяет снизить расход цемента, уменьшить энергозатраты при вибрировании бетона. Для этой цели в работе было испытано влияние четырех пластификаторов: «Пластификатор С-3», «Реламикс М-2» «Стахепласт-М» и «Криопласт СП151». Массовая доля добавок в образцах составляла 0,1% от общей массы бетонной смеси.
В качестве критерия эффективности служили плотность и прочность бетонных кубиков на сжатие после выдерживания их в течение 28 суток. Испытания на прочность проводили в соответствии с ГОСТ 10180-2012 [2].
Исходный состава бетонной смеси включал: портландцемент (М500 Д0) - 58,21%; гипс строительный - 0.16%; гидроксид натрия 0,48% и вода для затворения - 41,1%. В качестве газообразователя была использована суспензия алюминиевой пасты (Германия) - 0,05%.
Химическая реакция при смешивании извести и алюминиевой пудры в цементном растворе протекает с выделением водорода. В процессе сушки при комнатной температуре получали газобетон с равномерно распределенными открытыми ячейками неодинаковой формы. Пористая структура материала определяет его основные физические характеристики: небольшой вес, паропроницаемость, изоляционные свойства. Низкая теплопроводность газобетона зависит от его плотности. Чем больше воздушных пор в объеме, тем медленнее предается тепловая энергия и дольше сохраняется комфортная атмосфера внутри помещения.
Было показано, что из четырех испытанных пластификаторов только два -«Пластификатор С-3» и «Стахепласт-М» - имели положительный эффект на оба изучаемых параметра - плотность и прочность на сжатие. Результаты экспериментов сведены в табл. 1 .
Таблица 1. Результаты экспериментов
Серия образцов Значение средней плотности р, кг/м3 Ксж, МПа Ксж, % относительно контрольных образцов
Контрольная серия (без добавок) 505,6 1,201 100
«Пластификатор С-3» 508,75 1,353 112,5
«Реламикс М-2» 502,5 1,054 87,8
«Стахепласт-М» 498,75 1,287 107,2
«Криопласт СП151 505 1,194 99,4
Был определен коэффициент теплопроводности X исходного образца. Он оказался равным 0.2 Вт/(м*0С). Толщина пробы - 11 мм, мощность нагрева горячей поверхности 20,6 Вт, температура горячей поверхности - 730С, холодной - 29,50С. Плотность теплового потока в центральной части образца - 1600 Вт/мл2.
Список литературы
1. Арцукевич И.М. Получение светопроводящего бетона // Наука и образование сегодня // 2017. № 12 (23). С. 19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacija.ru/images/PDF/2017/23/Science-and-education-today-12-23 .pdf / (дата обращения: 08.12.2017).
2. Инструкция по изготовлению изделий из ячеистого бетона: СН 277-80. Введ. 07.02.1980.