УДК 796.011.3
ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ V СТУПЕНИ
В.В. Бобков
Рассмотрена методика отбора испытаний (тестов) по выбору Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для участия в сдаче нормативов ГТО учащихся 16-18 лет мужского и женского пола, относящихся к V ступени комплекса. В ходе эксперимента для каждого обучающегося определен оптимальный состав испытаний по выбору, способствующий наиболее успешному выполнению комплекса на золотой знак.
Ключевые слова: комплекс ГТО, испытания по выбору, золотой знак, этапы отбора, тестирование, развитие физических качеств.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ № 1147) с 2015 года российские вузы должны при приёме абитуриентов учитывать их индивидуальные достижения (портфолио), среди которых возможно наличие у поступающего золотого знака ГТО. Руководство вуза вправе определять количество бонусных баллов, которое оно может предоставить при наличии знака ГТО. Золотой знак «Готов к труду и обороне» может помочь абитуриентам добрать недостающие баллы от 1 до 10 [1].
Каждый человек имеет возможность сдать нормы ГТО бесплатно и по своей инициативе, также возможна сдача нормативов комплекса организованными группами (всем классом). Желающие сдать нормативы комплекса ГТО, относящиеся к V ступени (юноши и девушки в возрасте 16-17 лет), должны пройти четыре обязательные дисциплины: бег на 100 м, бег на 3 км, подтягивание из виса на перекладине и наклоны вперед из положения стоя. Для получения золотого знака необходимо пройти также дополнительные нормативные тесты: плавание на 50 м, прыжок в длину с разбега или с места, метание спортивного снаряда, бег на лыжах 5 км, стрельба из пневматической винтовки, а также туристский поход на 10 км с проверкой походных навыков.
Процесс получения медицинской справки, регистрации и подачи заявки на сайте (www.gto.ru), последующей сдачи всех нормативов с получением знака и подтверждающих документов, составляет практически целый учебный год, если заниматься этим в спокойном режиме, без полного отрыва от учебы. Тем обучающимся, которые планируют получить знак ГТО к моменту подачи документов в вуз, необходимо уже в 10-м классе начать готовиться к сдаче нормативов. Учителям физической культуры, в свою очередь, необходимо уделить этому вопросу должное внимание на
своих занятиях, так как это, хоть и косвенно, влияет на дальнейшую судьбу будущего абитуриента [3].
Для получения золотого знака необходимо выполнить четыре обязательных норматива и четыре норматива по выбору. Причём в составе испытаний по выбору мы видим совершенно разные упражнения. Здесь представлены упражнения на проявление взрывной силы (прыжок в длину, метание), задания на демонстрацию общей и специальной силовой выносливости (бег, лыжи) и, вместе с тем, упражнения на проявление прикладных умений и навыков (плавание, стрельба).
Отбор испытаний по выбору и подготовка к их выполнению в рамках сдачи нормативов комплекса ГТО - процесс непростой и должен сопровождаться применением комплекса методик, а также алгоритма прогнозирования возможно достижимого для каждого испытуемого результата.
Методы и организация исследования. Методика подбора тестов по выбору для испытуемых строится на прохождении следующих основных этапов:
I этап. В начале учебного года (сентябрь - октябрь) проводится обследование учащихся на предмет возможности выполнения нормативов комплекса ГТО. В целях получения допуска к проведению тестирования комплекса ГТО образовательные учреждения должны в обязательном порядке составить списки участников, а значит, провести медицинскую оценку и выявить способность учащихся к выполнению нормативов ГТО. Медицинское заключение о допуске к сдаче норм ГТО выдается по результатам диспансеризации и периодических медицинских осмотров [4].
На основании медицинского заключения врачи-специалисты должны определить принадлежность учащихся к одной из функциональных групп:
• первая группа (возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях);
• вторая группа (возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях);
• третья группа (возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок);
• четвертая группа (возможны занятия лечебной физической культурой.
Таким образом, к сдаче комплекса ГТО будут допущены обучающиеся, попавшие в первую группу и частично во вторую. Для остальных учащихся комплекс ГТО должен быть адаптирован с учётом индивидуальных особенностей (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г, № 540) [2].
II этап. Мониторинг физического развития учащихся (октябрь -ноябрь) при подготовке к сдаче норм ГТО. В рамках данного этапа для
учащихся проводится тестирование, которое необходимо выполнять в два дня (обеспечивая, как минимум, два-три дня отдыха между ними). Предполагается, что оно проводится на учебном занятии (или занятии, специально организованном дополнительно для желающих сдавать нормативы с целью получения значка ГТО), в спортивном зале, с использованием группового способа организации процесса тестирования обучающихся. На первом занятии проводится тестирование по обязательным испытаниям в строго определенной последовательности: наклон вперед, подтягивания (из виса на высокой, низкой перекладине), отжимания, бег на 100 м, бег на 2 км (3 км). На втором занятии проводятся испытания в тестах по выбору, включающие индивидуальную работу с каждым обучающимся. На этом занятии выявляют тех, кто дополнительно занимается спортом (плаванием, стрельбой, спортивным туризмом и ориентированием). Остальную группу тестируют по следующим видам и тестам: прыжок с места, прыжок с разбега, поднимание туловища из положения лежа на спине, метание спортивного снаряда (массой 500, 700 г), кросс 3, 5 км (или лыжи 3, 5 км). Общее количество учащихся, одновременно проходящих тестирование, может составлять одну группу в 20-25 чел. [5].
III этап. Первоначальная оценка результатов испытуемых. Выявление сильных и слабых сторон испытуемых, определение наиболее выраженных развитых качеств.
IV этап. Составление индивидуальных планов тренировочной нагрузки. На данном этапе подбираются индивидуальные, различающиеся по типу нагрузки, способствующие развитию у обучающихся наиболее развитых двигательных качеств. Реализовываться программы могут как на учебных занятиях, так и на дополнительных, в специально организованных группах ГТО.
V этап. Повторный замер показателей и сравнительная характеристика.
Через полгода (март - апрель) проводится повторное измерение показателей, в условиях максимально моделирующих сдачу нормативов ГТО (в атмосфере соревнования, с четким регламентом правил и условий выполнения). После этого делаются выводы об эффективности предложенной методики, оценивается прирост результатов и сопоставление их с таблицей нормативов ГТО.
Результаты и их обсуждение. В ходе эксперимента по указанной выше методике проведено исследование школьников СОШ № 1282 г. Москвы и студентов 1-го курса, обучающихся в Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина (мужского и женского пола в возрасте 16-18 лет) в количестве 50 чел. Результаты проведения исследования по этапам представлены в таблице.
Результаты применения предложенной методики подготовки обучающихся к сдаче норм ГТО
Показатели
Результат - комментарий
I этап. Обследование учащихся на предмет возможности сдачи комплекса ГТО уча-щимися
Выявлены следующие результаты: 1-я группа - 31 чел., 2-я группа - 11 чел., 3-я группа - 6 чел. и 4-я группа - 2 чел. Таким образом, к сдаче комплекса ГТО допущены по медицинским показаниям 42 чел. и 8 чел. нуждаются в применении адаптированного комплекса ГТО
II и III этапы. Мониторинг физического развития учащихся при подготовке к сдаче норм ГТО и первоначальная оценка результатов_
Проведенное комплексное тестирование показало, что на золотой знак выполняют нормативы 3 чел., на серебряный - 6, а на бронзовый - 10 испытуемых. Остальным испытуемым необходимо подтянуть один-два норматива для выполнения комплекса на золотой и серебряный знаки
IV этап. Составление индивидуальных планов тренировочной нагрузки
Выявлены те юноши, которым вместо подтягиваний (преимущественно по причине наличия у них излишней массы тела), целесообразней будет освоить технику выполнения рывка гири. Определена группа лиц, которым необходимо поработать над развитием взрывной силы (метание гранаты). Также выявлены те испытуемые, у которых преобладал результат в прыжке с разбега над прыжком с места с двух ног. Для обучающихся, которые посещают секции по плаванию, а также занимаются лыжным спортом, стрельбой и спортивным ориентированием, составлены индивидуальные программы подготовки по основным видам испытаний
V этап. Повторный замер показателей и сравнительная характеристика
Проведенное повторное тестирование показало, что на золотой знак комплекса ГТО готовы выполнить 6 чел., на серебряный - 9, а на бронзовый - 14 обучающихся от общего количества испытуемых
Анализ результатов используемой методики показал, что практически все испытуемые улучшили свои показатели по нормативам испытаний комплекса ГТО. Из 50 чел. экспериментальной группы (после проведенной работы по исследованию и адаптации нормативов комплекса с учетом индивидуальных особенностей) более 50 % способны сдать нормативы на золотой, серебряный или бронзовый знак. При этом восьми обучающимся не рекомендуется подвергать себя соревновательным нагрузкам, для них комплекс ГТО должен быть максимально адаптированным под особенности состояния здоровья. При этом нужно найти такие режим, баланс и направленность физической нагрузки, при которых наблюдается улучшение показателей физической подготовки, а также стабильность функционального состояния.
Выводы.
1. Методика подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО должна быть построена из совокупности различных этапов, позволяющих отобрать обучающихся, которые могут быть допущены к выполнению нормативов ГТО, дающих всестороннюю оценку спортивных результатов, выявляющих слабые и сильные стороны подготовленности испытуемых.
2. Организация дополнительных занятий по подготовке к участию в ГТО, а также в группах ГТО дала положительный результат, так как это позволило более качественно и полноценно отработать такие сложные в техническом отношении упражнения, как рывок гири, прыжок с разбега и др.
3. Процесс получения знака ГТО достаточно длителен и может занимать от полугода до года, поэтому подготовку целесообразно планировать за год до поступления в вуз.
Список литературы
1. АС ФСК ГТО (Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта) 2014 г. URL: http://www.rosinwebc.ru (дата обращения: 28.09.2017).
2. Бобков В.В., Чечельницкая С.М. Методика отбора учащихся с ОВЗ для выполнения комплекса ГТО // Культура физическая и здоровье. 2017. №2 (62). С. 79-83.
3. Пархоменко К.И. Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО». URL: http:// infourok.ru/prakticheskie-aspekti-gto-dlya-ovz-1475856.html (дата обращения: 28.09.2017).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrav-sotsrazvitija-rf-ot-09082010-n-613n/ (дата обращения: 28.09.2017).
5. Хамитов М.И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т.12. №2. С. 107-116.
Бобков Виталий Викторович, ст. преподаватель, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет (Педагогический институт физической культуры), Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина
THE OPTIMIZATION OF THE TRP TESTING FOR SPESIAL STUDENTS GROUP
V. V. Bobkov
The article discusses methodology of selection tests for choice of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) to participate in the TRP delivery standards between males and females 16-18 years old, belonging to the V-th level of the complex. In this experiment for each student were determined optimal tests, contributing to the most successful execution of testing complex on the gold badge.
Key words: TRP test of choice, the gold badge, the stages of selection, testing, development of physical qualities.
Bobkov Vitaliy Victorovich, senior lecturer, aspirant, vitaly-x5@yandex. ru, Russia, Moscow City Pedagogical University (Pedagogical Institute of Physical Culture), Russian State University of Oil and Gas of I.M. Gubkin
УДК 796.011:378.172
ИССЛЕДОВАНИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС)
И.В. Дутова, С.А. Серегин, Н.Ф. Иванушкина
Проведено анкетирование на спортивных отделениях атлетической гимнастики, борьбы, плавания с целью выявления ценностных ориентаций отражающих отношение личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности. Сравнительный анализ мотивации студентов к занятиям по дисциплинам позволил во взаимосвязи оценить интересы и потребности обучающихся. Ключевые слова: мотивация, студенты, физическая культура.
Исследованию мотивов к занятиям спортом посвящено значительное количество работ. Данный факт объясняется тем, что от особенностей мотивации зависит отношение к спортивной деятельности, стремление обучающихся совершенствовать свои способности [2, 4].
Важным фактором, влияющим на успешность процесса обучения по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)», является мотивация учащихся [3]. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, мобилизует ее на проявление активности [4]. Особое место в психологическом обеспечении занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом [5]. Мотивы имеют разную структуру: 1. Непосредственные мотивы спортивной деятельности: • потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;