Научная статья на тему 'Оптимизация силовой подготовки курсантов 1-2 курсов образовательных организаций МЧС России (на примере Академии гражданской защиты МЧС России)'

Оптимизация силовой подготовки курсантов 1-2 курсов образовательных организаций МЧС России (на примере Академии гражданской защиты МЧС России) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВИДЫ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / УПРАЖНЕНИЯ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МЕТОДЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ / PHYSICAL TRAINING / TYPES OF POWER ABILITIES / PHYSICAL LOAD / STRENGTH-ORIENTED EXERCISES / METHODS OF STRENGTH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борцова Анна Николаевна, Мурадисов Магомед Анварбегович, Лапшин Иван Андреевич

В статье представлены результаты экспериментальных исследований по оптимизации физической нагрузки в упражнениях силовой направленности с курсантами 1-2 курсов в системе физической подготовки в Академии гражданской защиты МЧС России, определены наиболее эффективные средства и методы развития силовых способностей курсантов на учебных занятиях физической подготовкой. Результаты исследований могут быть использованы в практике работы по физической подготовке курсантов образовательных организаций МЧС России для повышения уровня развития силовых способностей обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борцова Анна Николаевна, Мурадисов Магомед Анварбегович, Лапшин Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE POWER TRAINING OF STUDENTS OF 1-2 COURSES OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA

The article presents the results of experimental studies on optimization of physical load in exercise of power orientation with students of 1-2 courses in the system of physical training at the Academy of civil defence EMERCOM of Russia, determine the most effective means and methods of development of power abilities of students in the classroom and physical training. The research results can be used in the practice of physical training of cadets of educational institutions of EMERCOM of Russia to improve the level of strength abilities of the students.

Текст научной работы на тему «Оптимизация силовой подготовки курсантов 1-2 курсов образовательных организаций МЧС России (на примере Академии гражданской защиты МЧС России)»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 796.015

Борцова А.Н., Мурадисов М.А., Лапшин И.А.

ОПТИМИЗАЦИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ 1-2 КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ)

В статье представлены результаты, экспериментальных исследований по оптимизации физической нагрузки в упражнениях силовой направленности с курсантам,и 1-2 курсов в системе физической подготовки в Академии гражданской, защиты МЧС России, определены наиболее эффективные средства и методы развития силовых способностей курсант,ов на учебных занятиях физической подготовкой. Результаты исследований, могут быть использованы, в практике работы по физической подготовке курсант,ов образовательных организаций МЧС России для повышения уровня развития силовых способностей обучаемых.

Ключевые слова: физическая подготовка; виды, силовых способностей; физическая, нагрузка; упражнения силовой направленности; методы силовой подготовки.

Borcova A.N., Myradicov М.А., Lap shin I. A.

OPTIMIZATION OF THE POWER TRAINING OF STUDENTS OF 1-2 COURSES OF THE ACADEMY OF CIVIL DEFENCE EMERCOM OF RUSSIA

The article presents the results of experimental studies on optimization of physical, load in exercise of power orientation with students of 1-2 courses in the system, of physical training at the Academy of civil defence EMERCOM of Russia, determine the most effective means and methods of development of power abilities of students in the classroom and physical, training. The research results can be used in the practice of physical, training of cadets of educational, institutions of EMERCOM of Russia to improve the level of strength abilities of the students.

Keywords: physical, training; types of power abilities; physical, load; strength-oriented exercises; methods of strength training.

В настоящее время количество техногенных рых лежит понятие «сила» [7]. Наиболее бла-происшествий, природных аварий и катастроф гоприятный возрастной период развития силы неуклонно возрастает, усиливается их слож- для юношей наступает в 17-20-летнем возрасте, ность. В связи с этим необходимо повышать ка- как правило, это возраст курсантов 1-2 курсов, нество спасателей, а в особенности Исследований поев антенн ктх непосредствеп-совершенствовать их фц^ц^^^^у^ развитию ^¡pj^Qg^j-^. способноствй курс&нтов Анализ системы (^изическои р^одро^ов^р^ ^ об- зд^^д^р^^д от^ень ^образовательных орг&низ&циях Р'оссии по- л^о р^д работ по с,в 5-f тттенвт поиску эс^)(^)ективных^ называет, -^гр^ бол^ыпое внимание в ней удвля- средств и методов оил^овой по^/тт^отовт^и pj созда— ется развитию ^ ^ ^^^^ на их основе соответствутотттих методик ак-QfpjgQ^jj^fjij^j. времени и не уделяет- ^рщ^^рщ^ на решении развиваю-СЯ ДОЛЖ^НОГО ^ При ЭТОМ силовые спо— ТТ1 it ^NT Задач (^^иЗПЧеСКОЙ ПОД^ЧРОТОВТ^И * |/| д II в|/|ду— СОбнОСТИ с^^опрся ИЗ ОСНОВНЫХ И ЖИЗ- ального ОЗДОрОВЛбНИЯ [3 "

ненно необходимых д^р^^тельпых способностей ^р^ескоро состояния^! 5J" дис^с^ерепцироваппо-

человека, как р^^звол^янэт добиваться успех^а р^ но^ттуод^ j^j ■ ^о|^нл^експого под^^од^^

в сфере профессионального труда и в военном тт , ,

- На наш взгляд, для эффективного разви-

деле 2 . Силовые способности — это комплекс , ,

тия силовых способностей курсантов образова-различных проявлений человека в определен- „ , „ ,

тельных организации МЧС России необходи-ной двигательной деятельности, в основе кото- , ,

мы разработка и научное обоснование техноло-

гий оптимизации тренировочных нагрузок силовой направленности, определение эффективных средств и методов развития силы. Совокупность обозначенных проблем и необходимость их решения в конечном итоге и обусловили актуальность исследования.

Объект исследования — процесс развития силовых способностей курсантов 1-2 курсов Академии гражданской защиты МЧС России.

Предмет исследования — средства и методы развития силовых способностей курсантов 1-2 курсов Академии гражданской защиты МЧС России, параметры физической нагрузки силовой направленности.

Цель нашего исследования заключалась в экспериментальном обосновании эффективности специально подобранных средств и методов развития силовых способностей курсантов 1-2 курсов Академии гражданской защиты МЧС России, оптимизации физической нагрузки в силовых упражнениях.

В результате анализа современной научно-методической литературы нами определены наиболее эффективные упражнения (средства), вовлекающие в активную работу наибольшее количество мышечных групп: для развития силы мышц туловища (подъем туловища из положения лёжа горизонтально на спине с согнутыми в коленях ногами, подъем коленей к груди из положения лёжа на спине на наклонной доске, подъем туловища из положения лёжа на животе с закрепленными на скамейке ногами, подтягивания на высокой перекладине с широким хватом и узким хватом); для развития силы мышц ног (хак-присед со ступнями под бедрами, сгибание ног лежа, сведение ног на тренажере, подъем на носки стоя); для развития силы мышц рук (сгибание рук со штангой стоя с прямым грифом и узким хватом, сгибание рук со штангой стоя с прямым грифом на наклонной скамье, отжимания на брусьях с нейтральным хватом, отжимания от скамьи, подтягивания на перекладине различными хватами); для развития статической силы (вис на высокой перекладине с удержанием прямых ног под углом 90 градусов к туловищу, упор плечами в закрепленный вес тренажера, для выполнения хак-приседа). Наиболее эффективными методами развития максимальной динамической силы в процессе физической подготовки курсантов

являются повторный метод и метод динамических усилий. При развитии силовой выносливости целесообразно применять метод непредельных усилий, который предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. Так как каждый метод способствует развитию специфических характеристик силовых способностей, то на одном занятии необходимо применять только одно направление: развитие максимальной силы или развитие силовой выносливости.

С целью оптимизации величин физической нагрузки и её основных характеристик для развития силы курсантов 1-2 курсов Академии гражданской защиты МЧС России, имеющих различный уровень подготовленности, нами проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 72 курсанта первого и второго курса в возрасте 17-20 лет Академии гражданской защиты МЧС России. После предварительного взвешивания и тестирования в зависимости от уровня силовой подготовленности курсанты были разделены на две группы: контрольную (36 человека) и экспериментальную (36 человек). Масса участников экспериментальной и контрольной группы находилась в диапазоне до 75 кг.

Педагогический эксперимент продолжался 9 недель с октября 2016 по декабрь 2016 года. Курсанты экспериментальной группы занимались по оптимизированной методике развития силовых способностей. Всего было проведено 18 экспериментальных занятий. В контрольной группе учебные занятия проводились по традиционной методике, которая предусматривает вначале акцентированное развитие силы (9 занятий), а затем преимущественное развитие силовой выносливости (9 занятий). Кроме этого, величина отягощений, количество повторений и серий упражнений определялась исходя из рекомендаций «Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 21 апреля 2009 года.

В экспериментальной группе при организации учебных занятий соблюдался принцип комплексной направленности в развитии силовых способностей. Так, первое занятие в недельном цикле было направлено на развитие силы, а второе — на развитие силовой выносливости.

В начале педагогического эксперимента у

2017'2(33)

всех курсантов экспериментальной и контрольной групп определяли основные показатели силовых способностей. Результаты педагогического тестирования курсантов экспериментальных и контрольных групп представлены в таблице 1.

Проведенный математико-статистический анализ сравнения двух выборочных средних значений для несвязанных выборок по показателям ^критерия Стьюдента убедительно свидетельствует о том, что в начале педагогического эксперимента экспериментальные и контрольные группы студентов по уровню развития силовых способностей статистически достоверно не отличались друг от друга при (Р>0,05). Достоверность полученных результатов обеспечивалась корректностью матема-

тической и статистической обработки. Экспериментальные данные были получены с применением компьютерной программы StatSoft Statistica v6.0.

Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывался по следующей формуле:

t =

Mi - М2

л/т\ + т22'

где М\ — средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы);

— средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы); т,\ — средняя ошибка первой средней арифметической;

Ш2 — средняя ошибка второй средней арифметической.

(1)

Таблица 1 - Сравнительные данные результатов педагогического тестирования курсантов экспериментальных и контрольных групп до эксперимента

Группы Показатели (М±т)

Жим (кг) Присед (кг) Кистевая динам, (кг) Становая динам, (кг) Подтягивание (раз) Отжимание (раз) Удержание ног (с)

Экспериментальная (п=12) 47,7±2,5 57,7±3,0 42,2±2,8 108,7 ±4,0 7±0,8 19±1,5 24±1,4

Контрольная (п=12) 48,2±2,5 58,7±2,5 43,6±2,9 109,1±6,8 6±2,0 18±2,0 26±2,0

t 0,14 0,26 0,31 0,05 0,47 0,42 0,86

р 0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Аналогичные исследования были проведены и после окончания педагогического эксперимента. Эти данные представлены в таблице 2.

Сравнительный анализ полученных результатов позволяет констатировать, что как и в экспериментальной, так и в контрольной группах зафиксированы положительные изменения в показателях силовых способностей. Однако после педагогического эксперимента все исследуемые показатели, характеризующие уровень развития силовых способностей, у курсантов экспериментальных групп независимо от уровня их подготовленности, стали статистически достоверно отличаться от аналогичных у кур-

сантов контрольных групп.

После педагогического эксперимента у курсантов в экспериментальной группе: возросла динамическая и статическая сила, стали лучше показатели динамической и статической силовой выносливости, а также увеличились показатели скоростно-силовых способностей. Все изменения статистически значимы для уровня достоверности, принятого в педагогических исследованиях (Р<0,05). Однако наибольшего прогресса курсанты достигли в результатах приседания со штангой (прирост в среднем 10 кг или 17,6 %) и тяге станового динамометра (прирост 24 кг или 22,0 %). Кроме этого на 17 см или

8,7 % улучшился результат в прыжках в длину с места. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что экспериментальная методика развития силовых способностей для дан-

Так как в экспериментальной группе курсантов произошло статистически значимое улучшение силовых способностей но сравнению

ной группы курсантов в большей мере повлияла на тренированность мышц нижних конечностей (см. рисунок 1).

с контрольными группами на уровне достоверности более 95 %, можно утверждать, что экспериментальная методика развития силовых сно-

Таблица 2 Сравнительные данные результатов педагогического тестирования курсантов экспериментальных и контрольных групп после эксперимента

Группы Показатели (М±т)

Жим (кг) Присед (кг) Кистевая динам, (кг) Становая динам, (кг) Подтягивание (раз) Отжимание (раз) Удержание ног (с)

Экспериментальная (п 12) 55,0±,0,7 69,7±,1,2 46,9±,0,7 132,9±1,7 9±0,4 23±0,6 32±1,0

Контрольная (п 12) 52,0±0,9 63,5±1,3 44,0±0,8 123,9±1,8 7±0,5 20±0,6 27±1,2

t 2,64 2,73 2,48 3,14 3,04 3,26 3,15

р < 0,05 < 0,05 < 0,05 <0,01 < 0,05 <0,01 <0,01

Рисунок 1 Сравнительные данные результатов педагогического тестирования курсантов

контрольных групп до и после эксперимента

201712(33)

собностсй д.ля курсантов юношей в возрасте 17 20 .лет педагогически эффективна и целесообразна (см. рисунок 2).

В процессе исследования нами установлено, что оптимальная величина физической нагрузки при развитии максимальной силы для курсантов 1 2 курсов, имеющих высокий уровень физической подготовленности, достигается при выполнении в одном подходе 10 12 повторений упражнений воздействия на опреде-

ленную группу мышц с усилиями 60 70 % от максимально возможных для них за 20 25 сек. Интервалы отдыха между подходами 2 минуты. При развитии силовой выносливости для таких курсантов оптимальная нагрузка достигается нри выполнении в одном подходе 32 36 повторений упражнений воздействия на определенную хрупну мышц с усилиями 45 50 % от максимально возможных для них за 1 1,5 мин. Интервалы отдыха между подходами 2 минуты.

Рисунок 2 Сравнительные данные результатов педагогического тестирования курсантов экспериментальных групп до и после эксперимента

Оптимальная величина физической нагрузки при развитии максимальной силы для курсантов 1 2 курсов, имеющих средний уровень подготовленности, на занятиях физической подготовкой достигается при выполнении в одном подходе 10 12 повторений упражнений регионального характера воздействия с усилиями 60 70 % от максимально возможных для них за 20 25 сек. Интервалы отдыха между подходами 2 3 минуты. При развитии силовой выносливости для таких курсантов оптимальная нагрузка достигается нри выполнении в одном подходе 25 30 повторений упражнений региональншх) характера воздействия с усилиями 35

40 % от максимально возможных для них за 1 1,5 мин. Интервалы отдыха между подходами 2 минуты.

Оптимальная величина физической нагрузки при развитии максимальной силы для курсантов 1 2 курсов, имеющих низкий уровень физической подготовленности, на занятиях физической подготовкой достигается при выполнении в одном подходе 9 10 повторений упражнений регионального характера воздействия с усилиями 50 60 % от максимально возможных для них за 20 25 сек. Интервалы отдыха между подходами 3 минуты. При развитии силовой выносливости для таких курсантов оптимальная

нагрузка достигается при выполнении в одном подходе 25-30 повторений упражнений воздействия на определенную группу мышц с усилиями 30-35 % от максимально возможных для них за 1,5-2 мин. Интервалы отдыха между подходами 2 минуты.

Таким образом, процесс оптимизации развития силы курсантов 1-2 курсов в системе физической подготовки в Академии гражданской защиты МЧС России основывается на применении комплекса силовых упражнений, направленных на увеличение максимальной динамической и статической силы, а также динамической и статической выносливости основных мышечных групп туловища, ног и рук. В начале и конце комплекса выполняются упражнения наиболее легкие; упражнения с высокой степенью физической нагрузки выполнялись в середине комплекса. В начале нагружались мышцы рук, далее туловища и затем ног; физическая

нагрузка на разгибатели и сгибатели чередуется; статические упражнения выполняются в середине и конце комплекса. Наиболее эффективными методами развития максимальной динамической силы являются повторный метод и метод динамических усилий. При развитии силовой выносливости целесообразно применять метод непредельных усилий. Главным критерием выбора упражнений для развития силы курсантов 1-2 курсов является степень загруженности различных мышечных групп при их выполнении, а также оптимальная физическая нагрузка в силовых упражнениях различной направленности. Результаты исследования могут быть применены в системе общей и прикладной физической подготовки в образовательных организациях МЧС России для оптимизации силовой подготовки курсантов к эффективному выполнению профессиональных обязанностей.

Литература

1. Вельский И.В. Особенности методики атлетической гимнастики в режиме свободного времени студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Минск, 1989. — 24 с.

2. Волненко, Ю.В. Теоретико-методические основы развития физических качеств военнослужащих. Учебно-методическое пособие — Хабаровск, 2006. — 80 с.

3. Кочнев A.B. Физическое состояние юношей при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Архангельск, 2007. — 24 с.

4. Люташин К).II. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010. — 22 с.

5. Менхин Ю.В. Нагрузочность упражнений и способы ее определения в некоторых видах спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 1991. — №6. С. 38-41 .

6. Смирнов Ю.А. Атлетизм как средство физического воспитания учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. — 23 с.

7. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: 2001. - 480 с.

8. Яновский ILIO. Особенности влияния средств атлетической гимнастики на физическое состояние мужчин разного возраста: автореф. дис. ... канд.пед.наук.— СПб.,2007. — 23с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.