ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009 ЭКОНОМИКА Вып. 1(1)
УДК 336.76:330.16
ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СЕРВИС-ЦЕНТРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В.М. Семенов, д. экон. наук, проф., зав. кафедрой экономики и маркетинга О.Е. Васильева, к. экон. наук, доцент кафедры экономики и маркетинга
ГОУВПО «Курганский государственный университет», 640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25 Электронный адрес: [email protected]
В статье раскрыты особенности рынка сельскохозяйственной техники в условиях современного экономического кризиса, основные классы факторов его сегментации; рассмотрена задача оптимизации размещения сервисных центров обслуживания сельхозтехники на примере ОАО «Кургансельмаш».
Ключевые слова: сервис, оптимизация размещения, матрица расстояний.
Основной проблемой сельско-
хозяйственных предприятий (коллективных и фермерских хозяйств) является экономическая неспособность приобрести необходимую сельскохозяйственную технику и оборудование, провести качественное сервисное обслуживание не только при помощи производителя данной техники, но и собственными силами.
Применительно к современной
кризисной ситуации основными
особенностями рынка сельскохозяйственной техники в РФ являются:
1) относительно незначительное
количество производителей сельскохозяйственной техники и как следствие -высокая степень монополизации рынков сложной продукции производственно-
технического назначения для сельскохозяйственных отраслей;
2) специализация большинства
производителей на отдельных типах или группах сельскохозяйственной техники;
3) стремление к диверсификации и налаживание деятельности по комплексному сервисному сопровождению выпускаемой техники.
Проведенные исследования показали, что могут быть выделены основные классы факторов сегментации техники
сельскохозяйственного назначения [1]:
- наличие тенденции к объединению как производителей техники и посредников, так и потребителей данной техники и оборудования;
- необходимость обеспечения
дифференцированных потребностей
потребителей, что обусловлено их собственными особенностями и особенностями
потребляемых видов сельскохозяйственной техники;
- географическая рассредоточенность
потребителей техники, обладающих
однородными потребностями;
- необходимость оптимального
распределения функций сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники между производителем и потребителем.
Два последних из вышеперечисленных факторов обусловливают необходимость рассмотрения задачи оптимизации
размещения сервисных центров предприятий
- производителей сельскохозяйственной техники.
Структура экономико-математической
модели оптимизации количества и размещения сервисных центров сводится к решению задачи прикрепления друг к другу сервис-центров (источников услуг) и предприятий -потребителей (точек возникновения
потребностей в сервисе). Реализация модели осуществляется в четыре этапа.
Этап 1. Выделение зон обслуживания
На первом этапе решается задача идентификации сегментов потребителей сопровождаемой сервисом техники по
географическим зонам и прикрепления их к зонам обслуживания, которое осуществляется с помощью симплекс-метода. Выделение зон обслуживания производится по следующим критериям:
- пространственное размещение потребителей сопровождаемой сервисом техники;
- объемы потребности в сервисе;
© Семенов В.М., Васильева О.В., 2009
- возможность обеспечения оперативного обслуживания;
- ориентировочное количество центров, которое планируется создать.
Идентификация зон обслуживания осуществляется на основе выполнения следующих процедур:
- прогноз потребности в техническом, информационном и продвигающем сервисе в точках ее возникновения;
- построение матрицы расстояний между точками возникновения потребности в сервисе;
- выделение зон обслуживания по параметру «производственная мощность сервис-центра».
В основу расчета потребности в сервисе положен метод прогнозирования на основе анализа конечного использования
сопровождаемой сервисом техники у потребителя [2].
Объем потребности в техническом сервисе каждого конкретного потребителя рассчитывается по формуле
_т
"норм
От = кт X К X К X ст
^7 норм I 7 Ч
(1)
где 7 - объем потребности в
техническом сервисе 1-го потребителя, руб.;
7 т
к норм - нормативный коэффициент
технического сервиса, отражающий количество часов технического обслуживания, которое приходится согласно «Регламенту по сервисному техническому обслуживанию» на каждый час работы сопровождаемой техники у потребителя;
К7 - фонд времени работы единицы сопровождаемой техники у 1-го потребителя, ч;
К - численность парка сопровождаемой техники у 1-го потребителя,
ед.;
т
сч - стоимость одного часа
технического обслуживания производителем техники по смете, руб./ч.
Объем потребности в
информационном сервисе в каждой точке ее возникновения определяется следующим образом
ои = К в
ввг х суд ,
(2)
О и
7 - объем потребности в
информационном сервисе 1-го потребителя, руб.;
К-' ввг - прогноз ввода в
эксплуатацию 1-м потребителем техники, ед.;
с- стоимость информационного
сервиса в расчете на единицу техники смете, руб./ед.
И, наконец, объем потребности в продвигающем сервисе каждого конкретного потребителя рассчитывается как:
пр х спр
уд •
(3)
где - объем потребности в
продвигающем сервисе 1-го потребителя, руб.;
3пр - доля сопровождаемой техники, приобретаемой по схемам продвигающего сервиса, в общем объеме продаж производителя, сложившаяся на данный момент;
Суд - стоимость информационного
сервиса в расчете на единицу техники смете, руб./ед.
Тогда суммарная потребность в сервисе (рсУм может быть получена
суммированием потребностей потребителя в трех видах услуг:
ОСум = от + ои + ОТ- (4)
Затем строится матрица протяженности транспортных коммуникаций (матрица расстояний) между парами точек
возникновения потребности в сервисе 1Ы1
размером П X п (7= 1,п (строки) и у = 1,п (столбцы) - количество потребителей обслуживаемой техники в данном географическом районе), элементы которой затем перегруппировываются в порядке увеличения расстояния по столбцу, которому соответствует минимальная сумма расстояний:
у : тт
7
(5)
На основе перегруппированной матрицы расстояний строится другая, элементами которой будут служить объемы суммарной потребности в сервисе.
Выделение зон обслуживания осуществляется на основе последовательного суммирования элементов матрицы по столбцам и сравнения накапливаемых сумм с проектной производственной мощностью сервисного центра. Критерием окончания выделения
п
очередной зоны обслуживания является соблюдение нестрогого неравенства вида
(6)
j=і
где Пя - количество потребителей, выделяемых в Я-ую зону обслуживания
____ т
(я = 1,т , ^п8 = п);
я=1
П^4Ц - проектная мощность сервис-
центра, руб.
Далее накопление суммы объемов
потребности в сервисе возобновляется с Пя
потребителя до очередного соблюдения неравенства (6).
Таким образом все точки возникновения потребности в сервисе (потребители обслуживаемой техники) будут прикреплены к выделенным зонам обслуживания.
Этап 2. Проверка оптимальности выделения зон обслуживания
В качестве критерия оптимальности используется показатель равномерности распределения плотности объемов потребности в сервисе по зонам обслуживания.
Главная задача этого этапа - проверить оптимальность выделения зон обслуживания по степени отклонения меры плотности потребности в сервисе в зонах от меры плотности потребности в сервисе в данном регионе (рынке). Для этого строятся матрицы потребностей в сервисе в каждой из выделенных зон обслуживания всех видов
сервиса: \ш\ (я е1,т ,7е1,п? ,к е1,р)
- матрица потребностей в к-ом виде сервиса 1-го потребителя в я-ой зоне обслуживания.
Таких матриц будет р х т .
В каждой из матриц потребностей в сервисе в данной зоне обслуживания я по каждому виду услуг к определяется
максимальное
Qg
k max
и минимальное
Qg
k min значения. Таких пар получится p (по числу видов услуг):
- матрица max, (7)
max
k
min
k
tel IN q tel N Q
k
g max
k
g min
- матрица min. (S)
Рассчитывается мера плотности потребности в сервисе в каждой из выделенных зон обслуживания, которая представляет собой меру разброса между максимальной и минимальной потребностями:
Dg =
\ ' (Qk Qk . \
\^Qg max ^Qg min /
(9)
k=і
где
D„
^ - мера плотности
(концентрации) потребности в сервисных
услугах в g-ой зоне обслуживания, руб.
Из множества матриц максимальных значений потребности в сервисе по зонам обслуживания (матрицы однострочные)
строится одна по такому принципу: строки
соответствуют зонам обслуживания, столбцы -видам услуг:
Q
Q
Q
Q
1max
k
2 max k
g max
DDE
О
k
m max
по которой определяем максимальное значение потребности по каждому виду услуг:
max
k
I Qk }
g max
Qmk
(І0)
Аналогичную процедуру применяем ко множеству матриц (тоже однострочных) минимальных значений:
\к
1min
k
Qo
-s^2min
k
DDE
Qg
g min
О
Q
k
m min
min I
k
|Qk . ||}= Qk
min J
(11)
Рассчитывается мера плотности потребности в сервисе в данном регионе (рынке):
D =
"V Qk _ Qk Ї
\Qmax Qmin J
(12)
k=1
где & - мера плотности (концентрации) потребности в сервисных услугах в данном регионе (рынке), руб.
Проверка оптимальности
осуществляется следующим образом:
1, если зона я выделена оптимально: Ч * & , переход на этап 3;
0, если зона я выделена ошибочно: Ч > & , возврат на этап 1. (13)
Этап 3. Определение функциональноспециализированной ориентации сервис-центра
Специализация сервис-центра
определяется в зависимости от доминирования в общем объеме потребности в сервисе того или иного вида услуг:
- сервисный центр, ориентированный на
инженерно-техническое обслуживание
потребителей (высокая потребность в техническом сервисе);
- сервисный центр, ориентированный на содействие сбыту и продвижение обслуживаемой технической продукции (высокая потребность в информационном и продвигающем сервисе).
Анализ матриц
позволяет
определить технологическую (функциональную) специализацию сервисных центров:
- сервисный центр Я
ориентирован на инженерно-техническое обслуживание, если соблюдается нестрогое неравенство вида:
(14)
7=1
I=1
в левой части которого - потребность в техническом сервисе данной зоны обслуживания, а в правой - сумма потребностей соответственно в информационном и продвигающем сервисе;
- сервисный центр Я
ориентирован на содействие сбыту и продвижение техники, если суммарная потребность данной зоны обслуживания в информационном и продвигающем сервисе превышает потребность в техническом обслуживании, т. е. при соблюдении следующего строгого неравенства:
пя , \ пя
ЕЖ+оп )>! от.
(15)
7 =1
7 =1
Этап 4. Оптимизация размещения сервис-центров в зонах обслуживания
На данном этапе решается
традиционная производственно-
транспортная задача оптимизации размещения сервис-центров по двум критериям (третий критерий в виде ограничения по мощности сервисных центров учтен на ранних этапах):
- минимальное расстояние до
потребителей (требование оперативности
обслуживания);
- высокая концентрация потребности в сервисе (требование эффективности сервиса для производителя).
При этом необходимо проанализировать следующие факторы [3, 4]:
- объемы производства у потребителей обслуживаемой техники;
- протяженность транспортных
коммуникаций;
- комплектность обслуживаемой техники;
- финансовое положение потребителей;
- требования потребителей к
оперативности обслуживания.
Задача данного этапа - найти место размещения сервис-центра, наиболее оптимально расположенное к потребителям данной зоны обслуживания. Для этого строятся матрицы протяженности транспортных коммуникаций между потребителями в каждой
из выделенных зон обслуживания:
(я е 1, т, 7 е 1, п , у е 1, п^ ) - матрица
протяженности транспортных коммуникаций между потребителями 1 и ] в я-ой зоне обслуживания, км.
В качестве критерия оптимальности выступает минимальная сумма протяженности транспортных коммуникаций от потребителя (1 или ]) до остальных в данной зоне обслуживания, т. е.
шт
или
шт
7=1
в
Е 5,
7=1
по строке
- по столбцу. (16)
Место расположения потребителя 1 (по строке) или '} (по столбцу) выбирается в качестве размещения сервисного центра, обслуживающего зону я.
В результате апробации данной модели была решена локальная задача оптимизации количества и территориального размещения сервисных центров производителя
сельскохозяйственной техники - ОАО «Курганский завод сельскохозяйственного машиностроения» (г. Курган), обслуживающих потребителей продукции этого предприятия -минимолокозаводов, в зонах обслуживания регионального рынка Курганской области. Результаты апробации модели в
интегрированном виде представлены в таблице.
п
п
Таблица
Результаты апробации модели оптимизации количества и размещения сервис-центров в
ОАО «Кургансельмаш»
Показатели Зона обслуживания №1 Зона обслуживания №2
Количество прикрепленных точек возникновения потребности в сервисе 7 4
Суммарная потребность в сервисе 18 785 тыс.руб. в год 18 861тыс.руб. в год
Мера плотности распределения потребности в сервисе 23 280 руб. 33 113 руб.
35 192 руб.
Функционально -специализированная ориентация сервис-центра Инженернотехнический сервис Инженернотехнический сервис
Место размещенеия сервис-центра Песьяное Песчанское
Суммарная протяженность транспортных коммуникаций между сервис-центром и точками возникновения потребности в сервисе 567 км 564 км
В результате идентификации сегментов потребителей минимолокозаводов -
сельскохозяйственных предприятий были выделены две зоны обслуживания: первая из них объединила Кетовский, Притобольный и Куртамышский районы; вторая - Щучанский, Шадринский, Катайский. Оба центра будут иметь инженерно-технологическую
ориентацию.
В настоящее время авторами модели ведется разработка последующих этапов оптимизации, имеющих своей целью расчет экономической эффективности
функционирования проектируемых сервисных центров по методу «результат - затраты» и расчет показателей плотности и рациональности сервисной сети в регионе (рынке).
Таким образом, управление обслуживанием эксплуатации продукции производственно-технического назначения подразумевает необходимость взаимодействия производителя и потребителя такой продукции. Одной из ключевых проблем организации такого взаимодействия является обоснование выделения зон обслуживания и выбора функционально-специализированной ориентации сервис-центров, поскольку обслуживаемая техника данного производителя применяется по назначению в территориально сильно удаленных друг от друга регионах. Для нашей страны в связи с неразвитостью наземной транспортной инфраструктуры в регионах, большим числом географически удаленных взаимодействующих предприятий,
ограниченностью их числа и производственных мощностей данная проблема стоит перед предприятием-производителем довольно
серьезно.
Библиографический список Библиографический список
1. Боровинская В.А. Организация
фирменного сервисного обслуживания промышленных предприятий / В.А
Боровинская. М.: Дело и сервис, 2001.
2. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг / А.И. Ковалев. М.: ООО Фирма «Благовест - В», 2002. Ч.2.
3. Мате Э. Послепродажное обслуживание/пер. с фр; общ. ред. В.С. Загашвили. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
4. Эффективные технологии маркетинга / Ю.А. Ковальков, О.Н. Дмитриев. М.: Машиностроение, 1994.