непрерывного образовательного процесса (IntellSys_Educational). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2018616137, 23.05.2018
© Полупан К.Л., 2019
УДК 796/799
И.Е. Прокофьев
зам. директора спортивного клуба ЕГУ им. И.А. Бунина
г. Елец, РФ E-mail: [email protected] В.И. Лавриненко
ст. преподаватель кафедры ТиМФВ ЕГУ им. И.А. Бунина
г. Елец, РФ E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, посвященные проблеме определения оптимального объема тренировочных средств, направленных на развитие скоростных качеств футболистов 12-13 лет, в рамках одного занятия подготовительного этапа годичного цикла спортивной подготовки.
Ключевые слова:
скоростные качества, средства, футболисты, этап начальной специализации.
ВВЕДЕНИЕ. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих возможности достижения высоких спортивных результатов в современном футболе является уровень развития скоростных качеств спортсменов, а совершенствование средств и методов развития данного двигательного качества в отечественной науке рассматривается как важный потенциальный резерв повышения их спортивного мастерства.
Несмотря на это можно констатировать, что вопросами развития быстроты юных футболистов, хотя и занимался большой круг ученых, до сих пор остаются пробелы в данном направлении:
- недостаточно изучена степень влияния отдельных упражнений на развитие быстроты, используемые средства не всегда соответствуют задачам скоростной подготовки и не всегда позволяют достигать ожидаемых результатов. Отсюда следует, что направленность воздействия этих средств и их применение зачастую не соответствует поставленным задачам и, особенно, на начальных этапах подготовки;
- недостаточно разработаны и рекомендации по применению упражнений, направленных на развитие скоростных способностей на различных этапах годичного цикла подготовки футболистов 12-13 лет.
Всё это указывает на актуальность проведения комплексных исследований, направленных на оптимизацию тренировочных средств развития скоростных качеств, обоснование их оптимального объема в подготовке футболистов групп начальной специализации 1-го года обучения, а также обоснование эффективности методики использования данных тренировочных средств в годичном цикле спортивной подготовки.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В процессе исследования использовались такие методы, как анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опрос и анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В результате проведённого анализа литературных источников, опроса и анкетирования тренеров и специалистов, а также педагогического наблюдения нами было установлено, что повышение уровня скоростной подготовленности является одной из важнейших задач в тренировочном процессе юных футболистов на всех этапах спортивной подготовки.
Основными методами при развитии скоростных качеств являются повторный и игровой, а основными средствами - неспецифические упражнения (рывки и ускорения на отрезках 10-50 метров) и специфические футбольные упражнения. Применение последних эффективно только в том случае, если тренер может чётко рассчитать дозирование нагрузок. В данном случае это не всегда представляется возможным в связи с тем, что данные упражнения чаще всего являются средствами интегральной подготовки, и тренер не имеет возможности из-за постоянно меняющихся игровых чётко регламентировать характер проделываемой работы, интервалы отдыха и т.д.
Таким образом, для развития скоростных качеств футболистов 12-13 лет в тренировочных занятиях целесообразно применять неспецифические упражнения и простые специализированные упражнения, такие как ведения мяча на отрезках 10-50 метров на максимальной или около максимальной скорости. Причём в подготовительном периоде подготовки футболистов этапа начальной специализации основу воспитания скоростных качеств должны составлять вышеперечисленные упражнения неспецифического характера, а в соревновательном периоде - простые специализированные упражнения, носящие сопряженный характер воздействия на развитие скоростных качеств и совершенствование различных технических элементов игры.
Для определения оптимального объема неспецифических упражнений, применяемых в процессе развития и совершенствования скоростных качеств футболистов 12-13 лет в подготовительном периоде, нами были проведены экспериментальные исследования.
На первом этапе мы попытались выяснить, какое количество повторений упражнений в одной серии будет оптимальным для эффективного решения задач развития скоростных качеств.
В эксперименте приняли участие футболисты 12-13 лет в количестве 15 человек. В начале эксперимента спортсмены выполняли по три попытки в тестах бег на 10 и 30 м. Из трёх попыток, выполненных в начале тренировочного занятия после разминки, учитывался лучший результат. Следующим шагом эксперимента стало определение динамики в беге на 10 и 30 м после подготовительных и подводящих упражнений, во время тренировочной работы, направленной на совершенствование скоростных качеств. Для этого в течение одного тренировочного занятия спортсмены выполняли по 10 повторений в беге на 10 м, а затем в беге на 30 м. Каждое последующее повторение проходило при ЧСС 110-120 уд/мин.
Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Результаты обследования футболистов 12-13 лет при изучении динамики в беге на 10 м с места
Рез-ты теста 10 м с места в начале тренировочного занятия (с) Рез-ты пробегания теста 10 м с места во время тренировочного занятия (с)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х±q Х±q Х ±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q
2.06±0.09 2.00 ± 0.05 1.98 ± 0.06 1.90 ± 0.03 1.88 ± 0.02 1.91 ± 0.03 1.95 ± 0.03 1.98 ± 0.02 2.01 ± 0.05 2.04 ± 0.04 2.06 ± 0.04
Прирост (см) Достоверность (Р) 0,06 <0.05 0.08 <0.05 0.16 <0.01 0.18 <0.01 0.15 <0.05 0.11 <0.05 0.08 <0.05 0.05 <0.05 0.02 >0.05 0.0 >0.05
Таблица 2
Результаты обследования футболистов 12-13 лет при изучении динамики в беге на 30 м с места
Рез-ты теста 30 м с места в начале тренировочного занятия (с) Рез-ты пробегания теста 30 м с места во время тренировочного занятия (с)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q Х±q
5.38±0.17 5.31 ± 0.11 5.28 ± 0.10 5.24 ± 0.10 5.22 ± 0.09 5.24 ± 0.07 5.28 ± 0.05 5.30 ± 0.07 5.36 ± 0.08 5.37 ± 0.10 5.38 ± 0.13
Прирост (см) Достоверность (Р) 0.07 <0.05 0.10 <0.05 0.14 <0.01 0.16 <0.01 0.14 <0.05 0.10 <0.05 0.08 <0.05 0.02 <0.05 0.01 <0.05 0.0 >0.05
Анализ результатов показал, что при повторном пробегании 10 м отрезков в тренировочном занятии, направленном на развитие скоростных способностей футболистов, практически у всех испытуемых наблюдается прирост показателей. Наилучший результат, в целом по группе, был зафиксирован в третьей-пятой попытках. Он достоверно увеличился относительно исходного уровня на 0,15-0,18 с. Достаточно высокими были и результаты, зафиксированные в 6-8 попытках.
В 9 попытке результат практически стабилизировался, а в 10 - стал равным относительно исходного.
В беге на 30 м прирост показателей также наблюдается практически у всех испытуемых. Наилучший результат в целом по группе был показан также в третьей-пятой попытках, он увеличился относительно исходного уровня на 0,14-0,16 с. Результаты, зафиксированные в 5-8 попытках также увеличились, а вот к
9 - практически достиг исходного уровня.
Из полученных результатов исследования видно, что время пробегания юными футболистами 12-13 лет отрезков длинной в 10 метров увеличивается и остаётся достаточно высоким относительно исходного уровня, но уже к 8-9 попытке приближается к исходному уровню.
Примерно такая же ситуация наблюдается и в результатах в тесте бег на 30 метров.
В результате анализа полученных результатов исследования, можно сделать вывод, что при совершенствовании скоростных способностей юных футболистов 12-13 лет в одной серии целесообразно применять от 8 до 10 повторений. Причём, при работе над стартовой скоростью спортсменов (10 м) целесообразнее использование 8-10 повторений, в то время, как при развитии дистанционной скорости (30 метров) количество повторений не должно превышать число 8.
На следующем этапе нашего исследования перед нами стояла задача определить оптимальное число серий, выполняемых в одном тренировочном занятии.
Для этого каждый спортсмен выполнил по шесть серий далее указанной скоростной работы. Перед началом эксперимента все испытуемые выполняли по три попытки в беге на 10 и 30 м с места, средний результат брался нами за исходный. Затем они выполняли по восемь повторений в каждой серии в беге на
10 и 30 м.
При проведении данного исследования нами фиксировалась каждая попытка в беге на 10 и 30 м с места, среднее арифметическое которых отражалось в таблице. Каждая последующая серия начиналась при ЧСС не выше 115 - 120 ударов в минуту. Результаты данного исследования представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Определение оптимального количества серий при выполнении работы, направленной на развитие стартовой скорости (бег 10 м с места)
Серии Перед началом скоростной работы (с) Х±q Во время целенаправленной работы (с) Х±q Прирост ( см.) Р Х±q
1 серия 2.05±0.08 1.93±0.05 0.12±0.06 < 0.05
2 серия 2.05±0.08 1.94±0.06 0.11±0.07 <0.05
Серии Перед началом скоростной работы (с) Х±q Во время целенаправленной работы (с) Х±q Прирост ( см.) Р Х±q
3 серия 2.05±0.08 1.99±0.05 0.06±0.05 <0.05
4 серия 2.05±0.08 2.02±0.05 0.03±0.05 <0.01
5 серия 2.05±0.08 2.0670.04 - 0.02±0.06 <0.01
6 серия 2.05±0.08 2.10±0.04 - 0.05±0.06 <0.05
Таблица 4
Определение оптимального количества серий при выполнении работы, направленной на развитие дистанционной скорости (бег 30 м с места)
Серии Перед началом скоростной работы (с) Х±q Во время целенаправленной работы (с) Х±q Прирост ( см.) Р Х±q
1 серия 5.39 ±0.16 5.04±0.09 0.35±0.09 < 0.05
2 серия 5.39±0.16 5.06±0. 11 0.33±0.11 <0.05
3 серия 5.39±0.16 5.14±0.10 0.25±0.10 <0.05
4 серия 5.39±0.16 5.29±0.09 0.10±0.09 <0.01
5 серия 5.39±0.16 5.42±0.09 - 0.03±0.09 <0.01
6 серия 5.39±0.16 5.46±0.08 - 0.07±0.08 <0.05
В результате проведённого исследования нами было установлено следующее:
- наивысший результат в беге на 10 и 30 м с места после выполнения 8 попыток испытуемыми был показан в обоих случаях в 1 серии;
- во второй и третьей сериях испытуемые также показали достаточно высокие результаты со значительным уровнем прироста и, особенно, в беге на 30 м;
- в четвертой попытке наблюдалось значительное уменьшение показателей прироста результатов, но они всё ещё были выше относительно исходного уровня;
- в пятой и шестой сериях показатели значительно уменьшились и стали исходных.
Необходимо также отметить, что испытуемые стали жаловаться на усталость во время повторения
попыток в 5-й и 6-й сериях. Это также было заметно по времени восстановления между повторениями и сериями.
ВЫВОДЫ. Анализ результатов проведённого нами исследования, позволил рекомендовать в одном тренировочном занятии, направленном на развитие либо совершенствование скоростных качеств юных футболистов 12-13 лет, подготовительного периода годичного цикла спортивной подготовки выполнять:
- до 4 серий (3-4 серии) скоростной работы, направленной на совершенствование дистанционной скорости, в каждую из которых должны входить до 8 повторений в беге на 30 м;
- 4 серий с 9-10 повторениями в каждой в беге на 10 м при работе по развитию и совершенствованию дистанционной скорости.
© Прокофьев И.Е., Лавриненко В.И., 2019