Научная статья на тему 'Оптимизация процесса планирования деятельности педагогических работников образовательных организаций МВД России'

Оптимизация процесса планирования деятельности педагогических работников образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / РАСЧЕТ / ФОНД / РАБОТНИК / СОТРУДНИК / TEACHER / CALCULATION / FUND / EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Н. В.

В статье рассматривается необходимость индивидуального подхода при формировании фонда рабочего времени преподавателя образовательной организации МВД России. Рассмотрение данного аспекта возникло наряду с возрастающими требованиями к профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России. Комплектование кадрового состава органов внутренних дел специалистами высокого класса ожидается преимущественно из числа выпускников ведомственных образовательных организаций, а смена образовательной парадигмы в целом демонстрирует значительные изменения требований к профессиональной подготовленности специалиста. Роль преподавателя является ведущей и направляющей, педагог выступает координатором и организатором познавательной деятельности обучающихся. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов. А реализация принципов гуманизации в образовании, осуществление учебного процесса на высоком уровне с применением так называемого диалогового обучения требуют обеспечения условий для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов. Таким образом, у современного преподавателя образовательной организации МВД России возникает объективная потребность и необходимость его инновационной образовательной деятельности во всех звеньях образовательного процесса. Создание необходимых условий, правильное планирование всех видов деятельности преподавателя, продуманное до мельчайших деталей, с учетом индивидуальных качеств преподавателя поспособствуют творческой созидательной образовательной деятельности. Поскольку преподаватель образовательной организации МВД России является сотрудником полиции, необходимо учитывать временные затраты на осуществление профессиональной служебной и физической подготовки. Предлагаемые расчеты объективно создают предпосылки для новой методики расчета планирования рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательной организации МВД России, упорядочивания временных затрат на обеспечение качества работы во второй половине дня (внеучебной работы), без чего невозможна реализация компетентностного подхода, ориентированного на результат обучения. Применение расчетных формул предполагает распределение кафедральной нагрузки с учетом занимаемой должности и уровня квалификации сотрудника (работника), избежание перегрузки отдельных преподавателей, формального подхода при формировании и оформлении индивидуального плана работы преподавателя, объективную оценку при подведении итогов учебно-методической, научной деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the need for an individual approach to the creation of a working hours fund for a teacher of the educational organization of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Taking into account this aspect arose along with increasing demands for the professional training of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The staffing of the Internal Affairs bodies by highly qualified specialists is expected mainly from graduates of departmental educational institutions, and the change in the educational paradigm as a whole demonstrates the significant changes in the requirements for the professional qualifications of the specialist. The role of the teacher is the leading and guiding, the teacher acts as the coordinator and organizer of the cognitive activity of the students. Its functions also include planning, stimulating, monitoring, analyzing the results. And the implementation of the principles of humanization in education, the implementation of the high-level educational process with the application of so-called «interactive learning», requires the providing of conditions for creative growth, advanced training and timely retraining of teachers. Thus, the modern teacher of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia has an objective need and the need for its innovative educational activity in all parts of the educational process. Developing necessary conditions, the correct planning of all teaching activities, thought out to the last detail, taking into account the individual qualities of the teacher, will contribute to the creative educational activities. As the teacher of the educational organization of the Ministry of the Internal Affairs of Russia is a police officer, it is necessary to take into account the time spent on professional and physical training. The proposed calculations objectively create prerequisites for a new methodology for calculating the time schedules for the teaching staff of the educational organization of the MIA of Russia, streamlining the time spent on quality assurance to extracurricular work, without which it is impossible to implement a competency-based approach to learning outcomes. The use of calculation formulas presupposes the distribution of the departmental load taking into account the position and level of qualification of the employee, the avoidance of overloading of particular teachers, the formal approach to the formation and design of an individual work plan for the teacher, an objective assessment while summarizing the teaching, methodological, scientific activities of the teacher.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса планирования деятельности педагогических работников образовательных организаций МВД России»

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF PLANNING OF PEDAGOGICAL WORKERS ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Аннотация: в статье рассматривается необходимость индивидуального подхода при формировании фонда рабочего времени преподавателя образовательной организации МВД России. Рассмотрение данного аспекта возникло наряду с возрастающими требованиями к профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России. Комплектование кадрового состава органов внутренних дел специалистами высокого класса ожидается преимущественно из числа выпускников ведомственных образовательных организаций, а смена образовательной парадигмы в целом демонстрирует значительные изменения требований к профессиональной подготовленности специалиста. Роль преподавателя является ведущей и направляющей, педагог выступает координатором и организатором познавательной деятельности обучающихся. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов. А реализация принципов гуманизации в образовании, осуществление учебного процесса на высоком уровне с применением так называемого диалогового обучения требуют обеспечения условий для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов. Таким образом, у современного преподавателя образовательной организации МВД России возникает объективная потребность и необходимость его инновационной образовательной деятельности во всех звеньях образовательного процесса. Создание необходимых условий, правильное планирование всех видов деятельности преподавателя, продуманное до мельчайших деталей, с учетом индивидуальных качеств преподавателя поспособствуют творческой созидательной образовательной деятельности. Поскольку преподаватель образовательной организации МВД России является сотрудником полиции, необходимо учитывать временные затраты на осуществление профессиональной служебной и физической подготовки. Предлагаемые расчеты объективно создают предпосылки для новой методики расчета планирования рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательной организации МВД России, упорядочивания временных затрат на обеспечение качества работы во второй половине дня (внеучебной работы), без чего невозможна реализация компетентностного подхода, ориентированного на результат обучения. Применение расчетных формул предполагает распределение кафедральной нагрузки с учетом занимаемой должности и уровня квалификации сотрудника (работника), избежание перегрузки отдельных преподавателей, формального подхода при формировании и оформлении индивидуального плана работы преподавателя, объективную оценку при подведении итогов учебно-методической, научной деятельности преподавателя.

Ключевые слова: преподаватель, расчет, фонд, работник, сотрудник.

Abstract: the article discusses the need for an individual approach to the creation of a working hours fund for a teacher of the educational organization of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Taking into account this aspect arose along with increasing demands for the professional training of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The staffing of the Internal Affairs bodies by highly qualified specialists is expected mainly from graduates of departmental educational institutions, and the change in the educational paradigm as a whole demonstrates the significant changes in the requirements for the professional qualifications of the specialist. The role of the teacher is the leading and guiding, the teacher acts as the coordinator and organizer of the cognitive activity of the students. Its functions also include planning, stimulating, monitoring, analyzing the results. And the implementation of

УДК 378.12

Н.В. ЛИТВИНОВА,

N.V. LITVINOVA,

postgraduate (Saint-Petersburg University of Ministry of the Interior of Russia)

адъюнкт

(Санкт-Петербургский университет МВД России) [email protected]

ПРАКТИКА

the principles of humanization in education, the implementation of the high-level educational process with the application of so-called «interactive learning», requires the providing of conditions for creative growth, advanced training and timely retraining of teachers. Thus, the modern teacher of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia has an objective need and the need for its innovative educational activity in all parts of the educational process. Developing necessary conditions, the correct planning of all teaching activities, thought out to the last detail, taking into account the individual qualities of the teacher, will contribute to the creative educational activities. As the teacher of the educational organization of the Ministry of the Internal Affairs of Russia is a police officer, it is necessary to take into account the time spent on professional and physical training. The proposed calculations objectively create prerequisites for a new methodology for calculating the time schedules for the teaching staff of the educational organization of the MIA of Russia, streamlining the time spent on quality assurance to extracurricular work, without which it is impossible to implement a competency-based approach to learning outcomes. The use of calculation formulas presupposes the distribution of the departmental load taking into account the position and level of qualification of the employee, the avoidance of overloading of particular teachers, the formal approach to the formation and design of an individual work plan for the teacher, an objective assessment while summarizing the teaching, methodological, scientific activities of the teacher.

Keywords: teacher, calculation, Fund, employee._

Актуальной проблемой в современной России является повышение качества образования. Модернизация содержания высшего образования, реформирование технологий и способов организации образовательного пространства, необходимость переосмысления цели и результата образования предоставляют образовательным организациям достаточную свободу действий в нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности. Хотелось бы коснуться такой довольно значимой и непростой темы, как нормирование продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательной организации. Как можно измерить субъективно-творческую составляющую труда преподавателя? Каким образом должно быть произведено установление верхних пределов учебной нагрузки? Как сформировать реально выполнимый индивидуальный план работы преподавателя? Попробуем ответить на эти вопросы.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы - основополагающие государственные документы, устанавливающие приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации. Ответ-

ственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания учащейся молодежи, создание условий для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения курсантов, слушателей и адъюнктов являются неотъемлемой обязанностью руководителей всех уровней.

В соответствии с принципами вышеназванной программы у современного преподавателя образовательной организации МВД России возникает объективная потребность и необходимость его инновационной образовательной деятельности во всех звеньях образовательного процесса. Только при правильном планировании, продуманном до мельчайших деталей, с учетом индивидуальных качеств преподавателя можно рассчитывать на творческую созидательную образовательную деятельность.

На сегодняшний день нормирование продолжительности рабочего времени, а именно нормы работы за ставку заработной платы для педагогических работников образовательной организации МВД России, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации1, Постановлениями Правительства Российской Фе-дерации2, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами МВД

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлинен-

ных оплачиваемых отпусках» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ПРАКТИКА

России, локальным нормативным актом организации по согласованию с соответствующим федеральным государственным органом.

Нормирование рабочего времени преподавателя образовательной организации МВД России осуществляется исходя из норм планирования и учета затрат времени на все виды работы с учетом учебной, методической, научно-исследовательской, воспитательной и иных видов работ. Необходимо учитывать временные затраты на осуществление профессиональной служебной и физической подготовки, поскольку преподаватель образовательной организации МВД России является сотрудником полиции, и в случае необходимости он должен быть готов к выполнению служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия3. Нельзя не принимать во внимание, что правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты», который определяет служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел (далее - ОВД).

Отметим, что служебное время сотрудника ОВД не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе. Помимо основного отпуска - 30 календарных дней - для сотрудников ОВД устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков:

1) за стаж службы в органах внутренних дел;

2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях;

3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях;

4) за ненормированный служебный день.

Исходя из того, что речь ведется о преподавателе образовательной организации МВД России, выполнение служебных обязанностей которого не осуществляется в особых и во вредных условиях, для расчетов примем во внимание такие виды дополнительных отпусков, как:

- дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета:

1) от 10 до 15 лет службы - 5 календарных дней;

2) от 15 до 20 лет службы - 10 календарных дней;

3 Приказ МВД России от 31 марта 2015 года № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ СПС «Кон-сультантПлюс».

3) более 20 лет службы - 15 календарных дней;

- дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Поскольку лица из числа профессорско-преподавательского состава замещают должности руководителей (начальников) из числа старшего начальствующего состава, то в соответствии с приказом дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предусматривает 9 календарных дней. Далее приказ гласит, что по решению руководителя образовательной организации МВД России сотрудникам, замещающим должности рядового и начальствующего состава, может быть дополнительно предоставлен отпуск продолжительностью 7 календарных дней4. Как мы понимаем, в эту категорию могут быть включены и сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава.

В образовательной организации МВД России учебный процесс организуется в соответствии с распорядком дня (установлена 6-ти дневная учебная неделя), режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Целесообразно при составлении расписания учебных занятий исключить нерациональные затраты времени педагогических работников с тем, чтобы не нарушалась непрерывная последовательность в учебном процессе, не образовывались длительные перерывы (так называемые окна), что порождает неудобства для всех участников образовательного процесса5.

Рабочее время для лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации МВД России имеет конкретную продолжительность: для работников - 36 часов; для сотрудников - 40 часов. Следовательно, распределение рабочего времени для данных категорий будет различным.

4 Приказ МВД России от 14 декабря 2016 года № 842 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

5 Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 года № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ПРАКТИКА

Распределение рабочего времени профессорско-преподавательского состава из числа работников образовательной организации МВД России [1]

Учебная Учебно- Организационно- Научно- Воспитательная

работа методическая методическая работа исследовательская работа

(нагрузка работа (2-ая половина работа (2-ая половина

1-ой половины (2-ая половина рабочего дня) (2-ая половина рабочего дня)

рабочего дня) рабочего дня) рабочего дня)

Распределение рабочего времени профессорско-преподавательского состава из числа сотрудников образовательной организации МВД России

Учебная Учебно- Организацион- Научно-иссле- Воспитатель- ПСиФП, мо-

работа методическая но-методиче- довательская ная работа рально-пси-

(нагрузка работа ская работа работа (2-ая полови- хологическая

1-ой (2-ая (2-ая половина (2-ая половина на рабочего подготовка

половины половина рабочего дня) рабочего дня) дня) (2-ая половина

рабочего дня) рабочего дня) рабочего дня)

Этап 1. Расчет пределов рабочего времени профессорско-преподавательского состава при 36-часовой рабочей неделе / 6-дневной рабочей неделе (на примере 2015-2016 учебного года)

Таблица 1

№ Показатель Расчетная формула Значение

п/п дни недели часы

1. Календарный фонд рабочего времени (дней) 365 52

2. Выходные, праздники (дней) с 01.09.2015 по 31.08.2016 65

3. Продолжительность рабочего дня 36 часов / 6 дней 6

4. Табельный фонд рабочего времени (дней) при 6-дневной рабочей неделе стр. 4.1 + стр. 4.2 300 1797

4.1. В том числе дней продолжительностью 6 часов 297 1782

4.2. В том числе предпраздничных дней продолжительностью 5 часов 5 часов х 3 дня 3 15

5. Очередные отпуска (календарные дни) 56 336

6. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 244 1461

ПРАКТИКА

Этап 2. Расчет пределов рабочего времени профессорско-преподавательского состава при 40-часовой рабочей неделе / 5-дневной рабочей неделе (на примере 2015-2016 учебного года)

Таблица 2

№ п/п Показатель Расчетная формула Значение

дни недели часы

1. Календарный фонд рабочего времени (дней) 365 52

2. Выходные, праздники (дней) с 01.09.2015 по 31.08.2016 118

3. Продолжительность рабочего дня 40 часов / 5 дней 8

4. Табельный фонд рабочего времени (дней) при 5-дневной рабочей неделе стр. 4.1 + стр. 4.2 247 1973

4.1. В том числе дней продолжительностью 8 часов 244 1952

4.2. В том числе предпраздничных дней продолжительностью 7 часов 7 часов х 3 дня 3 21

5. Очередные отпуска (календарные дни) 30 240

5.1. Отпуск за стаж службы в ОВД от 10-15 лет 5 40

5.2. Отпуск за стаж службы в ОВД от 15-20 лет 10 80

5.3. Отпуск за стаж службы в ОВД более 20 лет 15 120

5.4. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 9 72

5.5. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (по решению начальника образовательной организации) 7 56

6. Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке, морально-психологической подготовке 210

7. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 6 1523

7.1. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 5.4 - стр. 6 1451

7.2. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 5.5. - стр. 6 1467

7.3. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 5.1 - стр. 6 1483

7.4. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 5.2 - стр. 6 1443

7.5. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 5.3 - стр. 6 1403

7.6. Максимально возможный фонд рабочего времени (с учетом п. 4.2) стр. 4 - стр. 5 -стр. 5.3 - стр. 5.4. - стр. 6 1331

На втором этапе расчетов (таблица 2) предложены некоторые варианты распределения рабочего времени профессорско-преподавательского состава, при этом приведены верхний и нижний пределы рабочего времени на конкретный учебный год. Различие приведенных выше расчетов пределов рабочего времени для работников (таблица 1) и сотрудников (таблица 2) из числа профессорско-преподавательского состава состоит в том, что для преподавателей-работников может быть установлен единый верхний предел рабочего времени на учебный год, исходя из которого определяется учебная нагрузка с учетом занимаемой должности и уровня квалификации, а для преподавателей-сотрудников установление верхнего предела фонда рабочего времени должно производиться с учетом временных затрат на занятия по профессиональной служебной и физической подготовке, дополнительных отпусков за стаж службы в ОВД и за ненормированный рабочий день, а затем определены верхние пределы учебной нагрузки дифференцированно по должностям, и в завершение сформирован грамотный, реально выполнимый индивидуальный план работы преподавателя в зависимости от занимаемой должности и уровня квалификации.

= ПРАКТИКА

В таблице 3 (п. 1-4) для наглядности используем четыре показателя верхнего предела рабочего времени (таблица 2). Максимально возможный фонд рабочего времени каждого показателя распределяем (50/50) и получаем верхние пределы учебной и внеучебной работы по существующим позициям. Для примера, в одном случае (п. 5, таблица 3) определили учебную нагрузку максимально допустимой величины - 900 ч, что демонстрирует значительное уменьшение времени на выполнение работы во второй половине дня (138,5 ч - соответствует почти 1-му рабочему месяцу (стр. 5 - стр. 4, таблица 3), разница при одинаковом максимально возможном фонде рабочего времени). В целом же анализ расчетов таблицы 3 демонстрирует, насколько различны показатели верхних пределов рабочего времени учебной и внеучебной работы с учетом дополнительных отпусков.

Приведенные выше расчеты объективно создают предпосылки для разработки новой методики расчета планирования рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательной организации МВД России, в частности определения учебной нагрузки

№ п/п Должности профессорско-преподавательского состава Максимально возможный фонд рабочего времени при формировании индивидуального плана работы с учетом дополнительных отпусков Учебная нагрузка без учета занимаемой должности и уровня квалификации (первая половина рабочего дня - 50%) Внеучебная работа (нагрузка) (вторая половина рабочего дня - 50%) Расчетная формула для показателей внеучебной работы (нагрузки) Разница в показателях вне-учебной работы (нагрузки) (вторая половина рабочего дня)

1. Преподаватель (начальник, зам. начальника кафедры), имеющий отпуск за стаж службы в ОВД более 20 лет 1331 (таб. 3, п. 7.6) 665,5 665,5 стр. 5 -стр. 1 - 42,5

2. Преподаватель, имеющий отпуск за стаж службы в ОВД более 15-20 лет 1443 (таб. 3, п. 7.4) 721,5 721,5 стр. 5 -стр. 2 - 98,5

3. Преподаватель, имеющий отпуск за стаж службы в ОВД более 10-15 лет 1483 (таб. 3, п. 7.3) 741,5 741,5 стр. 5 -стр. 3 - 118,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Преподаватель, не имеющий отпуска за стаж службы в ОВД 1523 (таб. 2, п. 7) 761,5 761,5 стр. 5 -стр. 4 - 138,5

5. Преподаватель, не имеющий отпуска за стаж службы в ОВД с максимальной учебной нагрузкой 1523 (таб. 2, п. 7) 900 623

Этап 3. Примерное распределение максимально возможного фонда рабочего времени профессорско-преподавательского состава на 1-ую и 2-ую половину рабочего дня

Таблица 3

ПРАКТИКА

преподавателя, с целью упорядочения временных затрат на обеспечение качества работы, предусмотренной во второй половине дня (внеучебной работы), без которой невозможна реализация компетентностного подхода, предусматривающая широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность.

Применение расчетных формул (таблица 2, таблица 3) предполагает объективную оценку при подведении итогов учебно-методической, научной деятельности профессорско-преподавательского состава, учитывая загруженность каждого конкретного преподавателя (учебная нагрузка и др.).

Во избежание перегрузки отдельных преподавателей необходимо уделять серьезное внимание распределению обязанностей между членами кафедры при формировании индивидуальных планов, определяющих основу организации их труда. Вывод, сделанный на основании многолетней практики, констатирует тот факт, что индивидуальный план работы преподавателя не стал тем документом, который реально определяет перечень и содержание всех видов работы, во многих случаях его составление носит формальный характер. При формировании индивидуального плана работы преподавателя на учебный год необходимо учитывать максимально возможный фонд рабочего времени, средний объем кафедральной учебной нагрузки, занимаемую должность и уровень

квалификации6, что, несомненно, приведет к индивидуальным показателям в определении учебной и внеучебной работы преподавателя.

Только четкий, детализированный подход при распределении рабочего времени на различные виды внеучебной работы (учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и др.) для подготовки к лекциям, практическим и семинарским занятиям, подготовки материалов для осуществления и контроля самостоятельной работы, разработки методических материалов, повышения квалификации, освоения новых технологий, участия в заседаниях кафедры, выполнения организационно-методических поручений, выполнения научно-исследовательской работы, написания и подготовки к опубликованию статей в изданиях различного уровня, работы в качестве куратора, участия в общественной жизни структурных подразделений в соответствии с планами работы образовательной организации, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д. сможет обеспечить качество преподавательской деятельности, направленной на подготовку высококвалифицированных кадров органов внутренних дел [2].

Основополагающая роль преподавателя в образовательном пространстве организации МВД России предполагает совершенствование его подготовки, повышение социального статуса, ответственности за формирование качественного кадрового состава специалистами высокого класса, определяет необходимость индивидуализации и учета всех аспектов деятельности каждого преподавателя.

6 Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Литература

1. Михалкина Е., СкачковаЛ., Гапоненко Н. Нормирование труда: анализ норм труда профессорско-преподавательского состава [Электронный ресурс] // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 7. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — Москва: Просвещение, 1993. — 192 с.

References

1. Mihalkina E., Skachkova L., Gaponenko N. Normirovanie truda: analiz norm truda professorsko-prepodavatel'skogo sostava [Jelektronnyj resurs] // Kadrovik. Trudovoe pravo dlja kadrovika. 2012. № 7. Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

2. Markova A.K. Psihologija truda uchitelja: Kn. dlja uchitelja. — Moskva: Prosveshhenie, 1993. — 192 s.

(статья сдана в редакцию 28.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.