УДК: 796.011
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
физического воспитания младших школьников с различным уровнем развития
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко Кандидат педагогических наук О.С. Красникова Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко Кандидат педагогических наук А.Р. Галеев Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
OPTIMIZATION OF PHYSICAL EDUCATION PROCESS FOR PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF DEVELOPMENT L.G. Paschenko, associate professor, Ph.D.
O.S. Krasnikova, Ph.D. J.V. Korichko, associate professor, Ph.D.
A.R. Galeev, Ph.D. Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Key words: optimization, physical education, primary schoolchildren, physical fitness, mental development, health.
In order to optimize the learning process on physical education the scientific data on the interactions and combinations between all aspects of the single process of human development at different stages of ontogenesis in view of individual, age and gender differences should be taken into account. The purpose of the present study was to investigate the specifics of the correlation between the components of physical and mental development with health indicators of primary schoolchildren and to develop the guidelines to optimize the process of physical education in elementary school.
The proposed approach differs from the traditional one with regards to its innovative orientation. The optimization of the process of physical education of primary schoolchildren requires taking into account their individual characteristics such as: level of physical and mental development, which contributes to the most effective solution of health problems that are a priority in the formation of the younger generation, and makes it possible to adjust the content and volume of techniques and methods applied at physical education lessons in compliance with the developmental age rates of pupils, facilitating the protection and promotion of health.
Ключевые слова: оптимизация, физическое воспитание, младшие школьники, физическая подготовленность, умственное развитие, здоровье.
Введение. Для оптимизации учебного процесса по физической культуре необходимо учитывать научные данные о взаимосвязях и сочетаниях между всеми сторонами единого процесса развития человека на различных этапах онтогенеза с учетом индивидуальных, возрастных и гендерных различий [4, 6].
Анализ научно-методической литературы демонстрирует недостаточность научных знаний о соотношении двигательного и умственного развития, их взаимодействии в ходе онтогенеза и обусловливает необходимость проведения исследований в этом направлении с целью обогащения педагогического опыта по индивидуализации и дифференциации процесса обучения, направленного на всестороннее развитие личности школьников.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей взаимосвязи компонентов физического и умственного развития с показателями здоровья у учащихся младшего школьного возраста и разработка методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в начальной школе.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 448 младших школьников г. Нижневартовска, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Уровень физической подготовленности определялся и дифференцировался по школьным программным тестам, умственный компонент развития - средними показателями школьной успеваемости. Для изучения здоровья использовались научно-методические подходы, разработанные сотрудниками лаборатории
экологической эпидемиологии РАМН [2]. Анализу подверглась заболеваемость гриппом и ОРВИ как один из показателей, характеризующих проявление сопротивляемости организма школьников к неблагоприятным факторам внешней среды.
Для систематизации данных, построения эмпирического распределения и формирования предположения о зависимости изучаемых признаков была произведена группировка исходных показателей здоровья, физического и умственного развития с применением шкалы интервалов. Результаты обрабатывались с использованием компьютерной программы Microsoft Office Excel.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучалось соотношение показателей здоровья и показателей физической и умственной подготовленности в зависимости от класса обучения исследуемого контингента. При анализе зависимости показателей физической подготовленности и успеваемости младших школьников по годам обучения (см. рисунок) можно отметить улучшение успеваемости при повышении уровня физической подготовленности в 1-2-м классах. Учащиеся демонстрируют равнозначное увеличение средневзвешенного балла физической подготовленности с ростом успеваемости при достоверности аппроксимации r2 = 0,719 и 0,918 соответственно. Так, у учащихся 1-х классов с очень низкой школьной успеваемостью среднее значение физической подготовленности составило 10,2 балла, а с очень высокой -15,7 балла. У учащихся 3-го и 4-го классов более высокие показатели физической подготовленности наблюдаются у школьников как с очень высокой, так и с очень низкой успеваемостью и характеризуются параболическими формами зависимости с r2=0,958 и 0,947 соответственно. Дифференцированный анализ взаимосвязи умственного и физического компонентов развития показал, что только на начальных этапах обучения (1-2-й классы) зависимость между этими показателями имеет линейный характер (с увеличением физической подготовленности повышается успеваемость). баллы
fi 20
о
X X 18 ■
аз
¡3 о 16 ■
р
СГ 14 ■
о
с
к га 12 ■
и
аз у 10 ■
со
е 8
2,5
3,5 4 Успеваемость
Исследование взаимосвязи между показателями здоровья и физической подготовленности младших школьников показало, что для учащихся 1-2-х классов характерна линейная форма зависимости, где с увеличением уровня физической подготовленности уменьшается частота заболеваемости с достоверностью аппроксимации г2 = 0,91 и 0,98 соответственно. В 3-м классе форма зависимости приобретает параболический характер, аппроксимируясь по полиномиальной зависимости 2-го порядка с достоверностью г2 = 0,99 и сохраняется таковой в 4-м классе (г2 = 0,92).
У учащихся 3-4-х классов наиболее низкие показатели заболеваемости гриппом и ОРВИ и высокий индекс здоровья отмечаются у детей со средним уровнем физической подготовленности, а наименьшие показатели здоровья характерны для учащихся этого возраста с очень низким, низким и очень высоким уровнями физической подготовленности.
Таким образом, у детей с повышением уровня физической подготовленности большая устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, наблюдается лишь на начальных этапах школьного обучения (1-2-й класс), тогда как уже к 3-му классу у учащихся, имеющих более высокую физическую подготовленность, показатели здоровья ниже, чем у их сверстников со средним ее уровнем.
Причиной ухудшения показателей здоровья при повышении уровня физической подготовленности у учащихся 3-го и 4-го классов являются происходящие в этом возрасте перестроечные процессы, характеризующиеся неустойчивостью психических, физиологических механизмов организма с позиции их влияния на здоровье детей. Данный факт соотносится с результатами исследований Т. В. Руссовой с соавторами [5], обнаружившими, что при переходе в среднее звено школьного обучения у учащихся с низким, так же как и с высоким уровнем физического и умственного развития, наблюдается снижение функциональных возможностей организма, сопровождающееся негативными изменениями показателей здоровья.
4,5 5 баллы
20 24 баллы
Физическая подготовленность
Взаимосвязь показателей физической подготовленности (в баллах), школьной успеваемости учащихся 1-4-х классов и индекса здоровья.
Примечание: -1-й класс; ~ - —-2-й класс; - ■ ■ — - 3-й класс; -4-й класс
42
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2014 Декабрь | December
Анализ взаимосвязи показателей здоровья и успеваемости младших школьников показал, что успевающие ученики 1-х и 2-х классов имеют более благоприятные показатели здоровья и характеризуются линейной формой зависимости с достоверностью аппроксимации г2 = 0,87 и 0,86 соответственно.
Среди третьеклассников наименьшая заболеваемость наблюдалась у среднеуспевающих школьников (61,5 заболевания на 100 человек), дети с низкой и очень низкой успеваемостью имели более высокие значения этого показателя (соответственно 88,9 и 83,3), так же как и их сверстники с высокой и очень высокой успеваемостью (81,8 и 94,6), но при этом математическая обработка показала отсутствие взаимосвязи между этими показателями (г2 = 0,26). В 4-м классе, так же, как и в 3-м, отсутствует зависимость между успеваемостью и индексом здоровья (г2 = 0,36), наблюдается слабая связь между успеваемостью и частотой заболеваний с достоверностью аппроксимации по полиномиальной зависимости 2-го ряда г2 = 0,44.
Анализ взаимосвязи показателей заболеваемости и успеваемости младших школьников обнаружил, что лучшие показатели здоровья наблюдаются у более успевающих учеников только на первых этапах начального обучения. Однако к его окончанию у учащихся 4-х классов, по мере значительного расширения и углубления знаний, совершенствования умений и навыков, зависимость между показателями заболеваемости и школьной успеваемости отсутствует.
На основе полученных результатов нами были разработаны методические рекомендации по оптимизации процесса физического воспитания в начальной школе [3]. Прежде всего содержание учебного материала образовательной области «физическая культура» было дифференцировано по трем блокам: двигательному, интеллектуальному, оздоровительному.
Содержание двигательного блока включает в себя средства формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств, представленные программным материалом по физической культуре для учащихся начальных классов. Основой интеллектуального и оздоровительного блоков стал технологический стандарт физкультурного образования для учащихся 1-4-х классов, предложенный С. В. Барбашовым [1].
При оптимальном соотношении физического и умственного компонентов развития и показателей здоровья младших школьников при содержательном наполнении уроков рекомендуется использовать равнозначное соотношение объемов учебных средств двигательного, интеллектуального, оздоровительного блоков. При несоответствии исходного состояния компонентов развития оптимальным требуется варьирование нагрузки учебных средств каждого блока. Усиление двигательного блока возможно при повышении интенсивности и увеличении объема используемых средств, а также включении в учебный процесс разнообразных двигательных действий.
Благодаря пополнения учебного материала теоретическими сведениями из области физической культуры, требующими углубленного осмысления (особенно в 3-м и 4-м классах) и воспроизведения, в том числе в виде домашних заданий, увеличивается воздействие интеллектуального блока. Оздоровительный блок может быть увеличен путем как расширенного использования практических средств физкультурно-оздоровительной направленности, так и теоретических знаний оздоровительного характера.
Вывод. Предложенный подход отличается от традиционного своей инновационной направленностью. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников требует учета их индивидуальных показателей: уровня их физического и умственного развития, что ведет к наиболее эффективному решению оздоровительных задач, являющихся приоритетными в формировании молодого поколения, и позволяет привести содержание и объем используемых на уроках физической культуры средств и методов в соответствие с ритмами возрастного развития школьников, способствуя сохранению и укреплению здоровья.
Литература
1. Барбашов, С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: дис. ... докт. пед. наук / С.В. Барбашов; Сиб-ГАФК. - Омск, 2000. - 390 с.
2. Коваленко, В.С. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей (методические рекомендации) / В.С. Коваленко, К.А. Похис, К.М. Сергеева, Т.Л. Попова. - СПб.: Викторита, 1997. - С. 62-64.
3. Пащенко, Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Пащенко; Сиб-ГАФК. - Омск, 2000. - 257 с.
4. Ревенко, Е.М. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 11. - С. 24-30.
5. Руссова, Т.В. Состояние здоровья младших школьников с различным умственным и физическим развитием / Т.В. Руссова, Л.А. Жданова, Р.Р. Шиляева // Школа здоровья. - 1996. - № 2. - С. 5-12.
6. Стрелков, В.И. Двигательные прототипы умственных способностей в персональном образовании / В.И. Стрелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004. - № 4. - С. 10-12.
References
1. Barbashov, S.V. Theoretical and methodological foundations of the personality-centered technology of physical culture education of schoolchildren: doctoral thesis (Hab.) / S.V. Barbashov; SibSAPC. - Omsk, 2000 - 390 P. (In Russian)
2. Kovalenko, V.S. Methodological approaches to the elaboration of the ecological health program for children (guidelines) / V.S. Kovalenko, K.A. Pokhis, K.M. Sergeeva, T.L. Popova. - St. Petersburg: Viktorita, 1997. - P. 62-64. (In Russian)
3. Paschenko, L.G. Harmonization of physical and mental development of junior schoolchildren during physical culture education: Ph.D. thesis / L.G. Paschenko; SibSAPhC. - Omsk, 2000. - 257 P. (In Russian)
4. Revenko, E.M. The ratio of motor and mental abilities of students / E.M. Revenko, V.A. Sal'nikov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2008. - № 11. - P. 24-30. (In Russian)
5. Russova, T.V. Health status of junior schoolchildren with various levels of mental and physical development / T.V. Russova, L.A. Zhdanova, R.R. Shilyaeva // Shkola zdorov'ya. - 1996. - № 2. - P. 5-12. (In Russian)
6. Strelkov, V.I. Motor prototypes of mental abilities in personal education / V.I. Strelkov // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2004. - № 4. - P. 10-12. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 17.09.2014 г.