Колпаков А.В., Новичков В.Н.
Оптимизация погрузочно-разгрузочных работ C|TA\/UUI IM
как фактор повышения производительности труда мл/DLAУППЫ на автотранспортных предприятиях
УДК 656.212.6 DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10311
КОЛПАКОВ Александр Васильевич
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (Н. Новгород, РФ);
кандидат технических наук, доцент
НОВИЧКОВ Владимир Николаевич
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (Н. Новгород, РФ);
старший преподаватель; советник Государственной гражданской службы
Российской Федерации; e-mail: nado59@gmail.com
Оптимизация погрузочно-разгрузочных работ как фактор повышения производительности труда на автотранспортных предприятиях
В статье рассматриваются вопросы снижения простоев автомобильного транспорта и иные меры оптимизации работ на погрузоч-но-разгрузочных операциях с целью повышения производительности труда на сервисных предприятиях, осуществляющих автомобильные перевозки. Отмечено, что при перевозке грузов автомобильным транспортом должна наиболее эффективным образом достигаться главная цель транспортной логистики: «Груз должен быть доставлен в нужное время в нужное место и с минимальными затратами». Именно ради этого необходима оптимизация погрузочно-разгрузочных работ в рамках логистического сервиса. Также в статье представлены основные способы по механизации грузовых работ, сокращения времени загрузки и разгрузки автомобилей с помощью пакетирования грузов, использования средств малой механизации и иных организационно-технологических мер.
Ключевые слова:
сервис, груз, транспорт, логистика, поддоны, пакеты, тара, механизмы, эффективность, производительность, оптимизация, работы, операции
Введение. Доставка грузов (товара) -важнейший элемент современных производственных и экономических отношений.
Автомобильный транспорт как вид хозяйственной деятельности можно представить состоящим из двух подсистем:
- транспорт общего пользования, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями,
- транспорт необщего пользования, перемещающий сырье, материалы и другие виды, еще не поступившей в сферу обращения конечной продукции. Такой транспорт как вид деятельности может быть назван технологическим «внутрипроизводственным» транспортом.
Автомобильный транспорт в отличии от других видов обладает высокой маневренностью и мобильностью, а во многих случаях является единственно возможным видом транспорта, обеспечивающим доставку грузов непосредственно из сферы производства в сферу потребления без участия других видов транспорта. Он традиционно используется для перевозок на короткие расстояния (200-300 км), а также обеспечивает ускоренную доставку грузов при междугородных перевозках на расстоянии до 500 и более километров. Так, по мнению ряда ученых, доставка грузов автомобильным транспортом на расстояние до 200 км достигается в 12 раз быстрее, чем
Т. 12, No. 3 (81) 2018
железнодорожным транспортом с подвозом и вывозом автомобильным транспортом ив 5 раз быстрее прямой железнодорожной перевозки. При перевозках грузов на 500 км доставка их ускоряется соответственно в 7.3 раза. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности и сравнительно высокой скоростью доставки грузов (500 - 800 км/сут). Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями.
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят низкий уровень механизации погрузочно-разгрузоч-ных работ [10].
Транспортно-технологические системы
В стратегии развития Нижегородской области до 2035 года намечено увеличить грузооборот автомобильного транспорта в отраслях экономики с 2872 млрд. т-км (2017 год) до 6928 млрд. т-км (2035 год), а также повысить производительность труда с 741 тыс. руб. на человека (2017 год) до 2108 руб. на человека (2035 год). То есть грузооборот автомобильного транспорта намечено увеличить в 2,4 раза, а производительность труда -в 2,84 раза [9, с.28-29].
Для достижения указанных показателей необходимо резко снизить ручной труд и количество перегрузочных операций при движении товара по цепочке: товаропроизводитель - складские помещения - розничная торговля. Обеспечить данные цели возможно при изменении технологии перевозочного процесса путем внедрения в этот процесс транс-портно-технологических систем (ТТС). Под прогрессивными ТТС понимается комплекс взаимоувязанных технических, технологических, экономических, организационных и коммерческо-правовых решений, обеспечивающих с наибольшей экономической эффек-
тивностью перевозку различных грузов [10, с.121].
Одной из транспортно-технологических систем, применяемых в сервисе автомобильных перевозок, является пакетная система. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
- максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
- сохранность товара на пути движения к потребителю;
- возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
- безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ [2, с.413].
Пакетирование осуществляется силами и средствами отравителя груза или экспедитора до предъявления груза к перевозке. В пакет укладывается, как правило, однородные грузы в одинаковой упаковке, или без нее, следующие в адрес одного получателя.
Для укладки, хранения и транспортировки тарных и штучных грузов целесообразно использовать поддоны. Основная задача поддонов - обеспечивать возможность их поднятия вилами погрузчиков без повреждения груза или тары, для чего в них предусмотрены специальные пазы. Вторая задача - обеспечивать возможность формирования удобных для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки грузовых пакетов. Третья задача - иметь стандартные размеры, чтобы обеспечивать возможность планирования объемов перевозок, хранения, погрузочно-разгрузочных, а также возможность применения стандартных средств механизации обработки грузов. Плоские поддоны используют для пакетирования товаров в ящиках, мешках, коробках, а также для крепления на них крупногабаритных товаров без тары. Стоечные поддоны имеют
Колпаков А.В., Новичков В.Н.
Оптимизация погрузочно-разгрузочных работ как фактор повышения производительности труда на автотранспортных предприятиях
четыре стойки, позволяющие производить их укладку один на другой в несколько ярусов. Сами грузы, размещенные на поддонах, должны иметь исправную тару и упаковку.
Тара - важнейший элемент транспортно-технологической системы.
В зависимости от функционального назначения тара подразделяется на производственную, транспортную и потребительскую.
Производственная тара предназначена для хранения, перемещения, складирования грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовых изделий, отходов производства и др.)
В зависимости от назначения производственная тара подразделяется на универсальную, т.е. предназначенную для размещения различных видов грузов, и специальную -предназначенную для определенных грузов или определенных условий эксплуатации.
Транспортная тара - тара, образующая самостоятельную транспортную единицу. Она подразделяется на крупногабаритную и малогабаритную.
Потребительская тара - тара, поступающая к потребителю с продукцией. В зависимости от количества груза (товара) выделяется:
- индивидуальная тара, предназначенная для единицы продукции;
- групповая тара - потребительская тара, предназначенная для определенного числа грузов (товаров).
В зависимости от кратности использования выделяется:
- разовая - тара, предназначенная для однократного использования;
- возвратная - тара, бывшая в употреблении, которая используется повторно;
- многооборотная - тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение.
По степени жесткости тара подразделяется на следующие подсистемы:
- жесткая тара - тара, не меняющая форму и размеры при ее наполнении;
СЕТЕВОИ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
- мягкая тара - тара, форма и размеры которой меняются при ее использовании.
В зависимости от материала изготовления выделяется:
- тара, изготовленная из одного материала (деревянная, тканевая, бумажная, картонная, металлическая, керамическая, полимерная, стеклянная, пр.),
- комбинированная - тара, изготовленная из двух или более различных материалов.
В зависимости от конструктивных особенностей в сервисе применяется разборная, неразборная, складная и разборно-складная.
В зависимости от принадлежности тому или иному собственнику отмечается:
- залоговая тара - тара, принадлежащая промышленному предприятию, стоимость которой входит в стоимость грузов (товаров),
- инвентарная тара - тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.
По функциональности тара подразделяется по следующим видам:
- ящики деревянные (решетчатые и сплошные);
- ящики из сплошного и гофрированного картона;
- ящики из пластмассы (пенопласт, пр.);
- бочки;
- барабаны;
- мешки из текстильных тканей (джутовых, льняных, пр.);
- мешки бумажные и пластмассовые;
- короба;
- стеклянные баллоны;
- кипы, рулоны, пакеты;
- клетки для животных;
- фляги [8, с.214-219].
Оптимизация погрузочно-разгрузочных
работ
Слабым звеном в логистической цепочке движения груза (товара) от товаропроизводителя до розничной торговли, школ, садиков, небольших кафе и пр. является низкий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ в точках приема. Особенно остро этот
Т. 12, N0. 3 (81) 2018
вопрос стоит в зданиях, построенных более 25-30 лет назад. Как правило, в них отсутствуют эстакады, и рампы. Разгрузка производится вручную, что резко снижает производительность труда и увеличивает простои транспорта под разгрузкой.
В таких точках разгрузки товара можно предложить использовать передвижные погрузочные эстакады (ППЭ) и выгрузочные комплексы (ВК).
Стандартная ППЭ с фронтальной выгрузкой (длина - 10 м, ширина - 2 м) может быть быстро подана в удобное место к вагону или автомобилю. Механический привод изменения уклона эстакады (1,2 - 1,7 м) позволяет быстро состыковаться с транспортом. Фронтальная ППЭ с ровной площадкой имеет тот же уклон, но большую длину (12 м) и в верхней части рабочую площадку размером 3х3 м [1, с.48].
В зданиях приемки грузов (товаров), где имеется такая строительная и технологическая возможность, предлагается построить пандусы или переходные мостики (аппарели).
Использование передвижных эстакад и выгрузочных комплексов дает возможность быстрой организации погрузки и выгрузки в любом удобном месте. Надежность и длительный срок эксплуатации передвижных эстакад при невысокой их стоимости обеспечивают рентабельность их применения.
В небольших торговых точках, кафе, школах, детских садиках, пунктах приема овощей и фруктов предлагается применять следующие механизмы:
- рольганги - роликовый конвейер из цилиндрических или дисковых роликов, по которым груз перемещается под действием собственного веса (при наклонном расположении рольганга) или подталкивания;
- конвейеры (транспортеры) - электрические, гидравлические, ленточные, пластинчатые машины непрерывного действия для горизонтального и наклонного перемещения штучных грузов [7, с.145-158].
Для перемещения ящиков с товаром
внутри данных покупателей предлагается применять ручные тележки (вес груза до 200 кг) и тележки с подъемной платформой или вилами с ручным или ножным рычажным гидравлическим приводом подъема.
Для снижения простоев под выгрузкой грузов (товаров) в местах розничной торговли, мелких кафе, школах, детских садиках и пр. необходимо использовать средства малой механизации.
Для повышения производительности труда и снижения простоев при погрузочно-разгрузочных работах на складах, например, сельхозтоваропроизводителей предлагается широко использовать пакетирование и иные тарные решения для сохранности овощей и фруктов, а также продукции переработки молока (творог, масло сливочное, сметана и пр.) [4], [5, с.146-155].
Для сокращения времени и простоев при проведение погрузочно-разгрузочных работ целесообразно применять технологии предварительной электронной записи, электронной очереди и электронной регистрации выполнения работ и операций [6, с.71].
В комплексе и совокупности данные меры позволяет решать задачи оптимизации обозначенных выше технологических систем.
Заключение
Данные предложения обеспечивают снижение применения ручного труда в полтора-два раза, что создает условия для повышения производительности труда на сервисных автотранспортных предприятиях при проведение погрузочно-разгрузочных работ, по мнению ряда ученых, минимум, в три раза [3].
Кроме того, данные меры могут позволить повысить продуктовую специализацию сервисных автомобильных предприятий, что сократит их издержки на реализацию непрофильной деятельности.
Отдельно следует отметить, что оптимизация и механизация сервисных погрузочно-разгрузочных работ дают возможность существенно (иногда - на порядок) снизить процент повреждённого груза (товара).
Колпаков А.В., Новичков В.Н.
Оптимизация погрузочно-разгрузочных работ как фактор повышения производительности труда на автотранспортных предприятиях
Таким образом, можно с уверенностью образом увеличить производительность труда сказать, что оптимизация погрузочно- в сервисе автомобильных перевозок грузов разгрузочных работ позволяет существенным (товара).
СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Список источников:
1. Волгин В.В. Логистика хранения товаров: Практическое пособие. М. 2018. 368 с.
2. Гаджинский А.М. Логистика. М., 2014. 420 с.
3. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. М., 2015. 320 с.
4. Лисунов Е. Сервисное обслуживание: доступность и качество // Инженерная служба села.
Сб. науч. тр. Н. Новгород, 2013. 132 с.
5. Новичков В.Н., Колпаков А.В., Цилин С.В., Буравин А.В. Организационно-экономические
основы технического сервиса в современном молочном животноводстве // Вестник НГИ-ЭИ. 2011. Т.2. №3(4).
6. Новичкова А.В. Повышение эффективности управления бизнесом через построение моде-
лей корпоративной памяти // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6(19).
7. Оборин М.С., Старикова Л.Н. Повышение эффективности деятельности предприятий роз-
ничной торговой сети на основе моделирования бизнес-процессов // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т.11. №7(77).
8. Савин В.И. Организация складской деятельности: справ. пособ. М.: Дело и сервис, 2015. 368 с.
9. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области (основные направ-
ления). Н.Новгород, 2018. 32 с.
10. Экономика и организация внешнеторговых перевозок / Под ред. К.В. Холопова. М.: Юристъ, 2000. 684 с.
Aleksandr V. KOLPAKOV a, Nizhny Novgorod State Agricultural Academy
Vladimir N. NOVICHKOV b (Nizhny Novgorod, Russia);
a PhD in Engineering, Associate Professor b Senior Lecturer, Counselor of the State Civil Service of the Russian Federation; e-mail: nado59@gmail.com
OPTIMIZATION OF LOADING AND DESTRUCTION WORKS AS A FACTOR OF IMPROVING LABOR PRODUCTIVITY AT MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES
The article discusses the issues of reducing downtime of road transport and other measures to optimize the work on loading and unloading operations in order to increase labour productivity in service enterprises engaged in road transport. It is noted while transporting goods by road the goal of transport logistics should be achieved most effectively: "The cargo should be delivered at the right time to the right place and with minimal costs." It is precisely for this reason that optimization of loading and unloading operations within the framework of the logistics service is necessary.
The article also presents the main methods for the mechanization of freight work, reducing the time of loading and unloading cars using cargo packaging, the use of small-scale mechanization and other organizational and technological measures.
Keywords:
service, cargo, transport, logistics, pallets, packages, containers, mechanisms, efficiency, productivity, optimization, work, operations
References
1. Volgin, V. V. (2018). Logistika hraneniya tovarov: Prakticheskoe posobie [Logistics of goods storage: A practical guide]. Moscow. (In Russ.).
2. Gadzhinskiy, A. M. (2014). Logistika [Logistics]. Moscow. (In Russ.).
3. Gadzhinskiy, A. M. (2015). Praktikum po logistike [Logistics. Tutorial]. Moscow. (In Russ.).
4. Lisunov, E. (2013). Servisnoe obsluzhivanie: dostupnost' i kachestvo [Service: availability and quality]. Inzhenernaya sluzhba sela [Engineering service of the village]: Collection of proceedings]. N. Novgorod. (In Russ.).
5. Novichkov, V. N., Kolpakov, A. V., Tcilin, S. V., & Buravin, A. V. (2011). Organizatcionno-economicheskie osnovy tehnicheskogo servisa v sovremennom molochnom zhivotnovodstve [Organizational and economic basis of technical service in modern dairy farming]. Vestnik NGIEI [Herald NGIEI], 2(4). (In Russ.).
6. Novichkova, A. V. (2013). Povyshenie effektivnosri upravleniya biznesom cherez postroenie modeley korporativnoy pamyati [Improving the efficiency of business management through the construction of models of corporate memory]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Science Study Online Journal], 6(19). (In Russ.).
7. Oborin, M. S., & Starikova, L. N. (2017). Povyshenie effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiy roznichnoy torgovoy seti na osnove modelirovaniya biznes-protcessov [Increasing the efficiency of enterprises of retail trade networks based on the modeling business processes]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 11(7). (In Russ.).
8. Savin, V. I. (2015). Organizatciya skladskoy deyatelnosti: sprav. posobie [Organization of warehouse activities: A resource book]. Moscow: Busness and Service. (In Russ.).
9. (2018). Strategiya sotcial'no-ekonomicheskogo razvitiya Nizhegorodskoy oblasti (osnovnye napravleniya) [Strategy of social and economic development of Nizhny Novgorod region (main directions)]. N. Novgorod. (In Russ.).
10. Kholopov, K. V. (Ed.). (2000). Ekonomika i organizatciya vneshnetorgovyh perevozok [Economics and organization of foreign trade]. Moscow: Legal Expert. (In Russ.).
Колпаков А.В., Новичков В.Н. Оптимизация погру-зочно-разгрузочных работ как фактор повышения производительности труда на автотранспортных предприятиях // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 147-152. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10311.
Kolpakov, A. V., & Novichkov, V. N. (2018). Optimization of loading and destruction works as a factor of improving labor productivity at motor transport enterprises. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 147-152. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10311. (In Russ).