УДК 78.071.4:005
ББК 85.31р
Ткачева Анна Николаевна
ассистент кафедра музыкального образования Белгородский государственный институт искусств и культуры
г. Белгород Tkacheva Anna Nikolaevna Assistant
The Department of musical educational Belgorod State Institute of Arts and Culture Belgorod [email protected]
Оптимизация подготовки педагогов-музыкантов на основе педагогического наследия А.Корто Optimization training music teachers on the basis of pedagogical heritage
A.Corto
В статье освещаются некоторые проблемы современного музыкального образования, такие как фрагментарность и разрозненность в преподавании дисциплин музыкально - эстетического цикла. Обращение к педагогическому наследию одного из выдающихся музыкальных педагогов XX века Альфреда Корто, имеет все основания выступать в качестве методологического импульса, способного оптимизировать подготовку специалистов в сфере культуры и искусств.
Some problems of contemporary musical education such as fragmentation and disunity in teaching the disciplines of musical - aesthetic cycle are observed in this article. Appealing to the pedagogical heritage of one of the outstanding musical teachers of the 20 th century, Alfred Corto, can be accepted as a methodological impulse with no doubt, that is able to optimize the specialists' preparation in the field of art and culture.
Ключевые слова: Универсальность, музыкальное образование, педагогическое наследие А.Корто, методология музыкального обучения.
Key words: Universality, musical education, Corto’s pedagogical traditions, methodology of musical education.
В настоящее время в музыкальной педагогике существует немало проблем,
от решения которых зависит успешность образовательного процесса в целом. В данной статье нам хотелось бы остановиться на некоторых из них, на наш взгляд, принципиально важных. К числу таких проблем можно отнести некую разрозненность в преподавании дисциплин художественно-творческого цикла. Преодоление фрагментарности, присущей этому преподаванию, признаётся се-
годня актуальным целым рядом ведущих специалистов. Образование, по их мнению, должно стать фундаментом, на котором в дальнейшем смогут возникать различные модели профессиональной деятельности. «Эффективность образовательных процессов в первую очередь зависит от осознания их участниками и организаторами сущности и роли интегративного характера связей внутри системы, целенаправленного их развития...» [5, 35]. Речь идёт, таким образом, о необходимости преодоления противоречия между окружающей действительностью с её требованиями к подготовке кадров в области культуры и искусства - и ограниченным диапазоном профессиональных ориентиров и задач в работе учебных заведений художественно-творческого профиля (колледжи и ВУЗы культуры и искусства, музыкальные факультеты педвузов и др.). «Особо следует выделить противоречие между необходимостью формирования из студента ВУЗа специалиста высокой профессиональной квалификации, являющего собой некую целостность, и раздробленностью отдельных составляющих процесса его подготовки на отдельные дисциплины» [2, 75].
Ряд проблем современного образования связан с уровнем готовности молодых специалистов к предстоящей им профессиональной деятельности. Последняя порой требует от выпускников музыкальных вузов более широкого набора знаний, умений и навыков, нежели они могут получить в рамках какой-либо одной музыкальной специальности. Необходима комплексная подготовка, которая позволила бы им заниматься различными видами профессиональной деятельности. Современный рынок труда требует от его участников некоей мобильности и универсальности. Понятие «универсальность» в отношении подготовки педагогов-музыкантов появилось в научной литературе относительно недавно. Стоит отметить, что в данном случае оно связано с освоением разных видов музыкально-творческой деятельности: пения, игры на инструменте, руководства хоровым коллективом и так далее. Всё большее число исследователей отмечают настоятельную необходимость в разноплановой и многофункциональной профессиональной подготовке музыкантов. Среди них Плеханова
О.Е., Куроленко Е.М., Луданова Т.В., Грибкова О.В., Хорошилова Ю.А. и многие другие.
Одним из важных моментов для совершенствования и модернизации музыкального образования в России является разработка и внедрение инновационных технологий. Однако, стремление обогатить и углубить знания в музыкальной педагогике, не всегда связано с некими прозрениями в будущее. История также преподносит немало ценных и поучительных уроков, и иногда обращение к прошлому может дать неоценимую пользу будущим поколениям. Так, в поиске путей преодоления некоторых проблем современного музыкального образования, мы обратились к творчеству одного из выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - начала XX века - Альфреда Корто.
Педагогическое наследие Корто на данный момент в отечественной научно-исследовательской литературе освещено недостаточно. За исключением книги К. Х. Аджемова «Альфред Корто о фортепианном искусстве» [1] и отдельных немногочисленных и разрозненных высказываний музыковедов, упоминавших в том или ином контексте имя Корто, материалов, относящихся к деятельности выдающегося французского музыканта, нет. Практика показала, что уровень осведомлённости о его профессиональной деятельности среди пе-дагогов-пианистов, работающих в сфере культуры и искусств, невелик. Это обстоятельство представляется нам несправедливым по отношению к наследию выдающегося пианиста и педагога, каким был Альфред Корто, учитывая его значительный вклад в мировое педагогическое и исполнительское искусство.
Основной период деятельности французского музыканта, педагога, дирижера и фортепианного исполнителя А.Корто относится к концу XIX - началу XX века, но, несмотря на временную удалённость, его пример имеет все основания быть образцом для настоящего, для музыкантов наших дней. Широта интересов и всесторонняя одарённость французского пианиста позволили ему работать во многих сферах музыкальной деятельности. С равным успехом он выступал как исполнитель-инструменталист и как дирижёр, ему принадлежат од-
ни из наиболее масштабных публицистических работ своего времени в области музыкознания. К числу последних можно отнести труды «Французская фортепианная музыка» (в трёх томах), «Аспекты Шопена» и «Рациональные принципы фортепианной техники», до настоящего времени пользующиеся большой популярностью среди педагогов-пианистов. Во всех перечисленных амплуа -дирижёра, исполнителя-инструменталиста, педагога и методиста - Корто достиг успеха. Это обстоятельство позволяет трактовать его деятельность некую модель универсальной подготовки музыканта. Таким образом, фигура Корто может служить неким эталоном для современных учащихся-музыкантов.
В 1918 году А.Корто создал собственную школу - «Есо1е погша1е ёе musique» («Высшая музыкальная школа»), ставшую одним из первых музыкально-педагогическим заведений, сумевшим создать достойную конкуренцию Парижской консерватории с её академизмом и консервативностью. Школа Корто отличалась большой свободой творческих исканий в области музыкальной педагогики. В этой связи нельзя не сказать о вкладе А. Корто в создание традиций интерпретации музыкальных произведений. Он одним из первых стал говорить о роли исполнителя для музыкального произведения и о достоверности авторского текста. Во всех отношениях школа А.Корто была не просто частным учебным заведением, а это была именно школа в том понимании, в каком мы говорим о школе Е.Ф.Гнесиной или Г.Г.Нейгауза.
Педагогика Корто, опосредованно отражала его исполнительские установки и принципы. А.Б.Гольденвейзер в своем дневнике писал: «Если серьёзные художники серьёзно подходят к вопросам, они неминуемо совпадают в выводах» [3, 200]. Так, по ключевым вопросам музыкальной педагогики, таким как стилистическая достоверность в исполнении, подчинение средств выразительности художественной образности и преобладание её над техническими задачами, педагогические позиции Корто совпадают с установками большинства известных педагогов, не только тех, чей жизненный и творческий путь находится на исторической дистанции, но и современных. В то же время педагоги-
ческие воззрения Корто отражали его личностные качества, такие как склонность к аналитическому мышлению и одновременно способность непосредственного эмоционального переживания. Все это определяло профиль его педагогики.
В педагогической работе Корто опирался на ряд принципов, представляющих определенную ценность для современной музыкальной педагогики. Наиболее важным из них является принцип опоры на художественную идею, воплощающую смысл и сущность музыкального произведения. К понятию Художественной Идеи Корто относил всё то, что связано с образным и интонационным строем произведения. Таким образом, он стремился в занятиях с учащимися подчинить технологический аспект духовному, сделав последний главным компонентом в интерпретации музыкального произведения.
Такой подход позволяет утверждать, что педагогическая концепция Корто сохранила свою актуальность, а его традиции доказали свою значимость для современного музыкального образования.
Другой важной позицией в педагогических воззрениях Корто является утверждение о том, что хорошая интерпретация невозможна без фундаментальных знаний. Так, в занятиях с учащимися он уделял пристальное внимание музыковедческому анализу изучаемых в классе произведений, разбирая совместно с учениками особенности формы, музыкального языка и выразительных средств. Прибегая, таким образом, к аналитическим операциям, Корто воспитывал в своих студентах умение подходить к изучению произведения критически, т.е. находить ответы на вопросы о смысле и назначении средств выразительности в музыкальном тексте, о строении формы и интонационных особенностях музыкальных построений. Хочется отметить, что деятельность такого рода достаточно редко встречалась во времена Корто в музыкально - исполнительских классах; нечасто можно встретиться с ней и сегодня. Однако преимущества такого вида работы, на наш взгляд, очевидны. Вместе с тем, французский педагог делал акцент на стимулировании процессов художественного во-
ображения и духовно-творческих поисков учащихся в процессе обсуждения музыки и прослушивания её в различных исполнениях. Таким образом, исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что педагогические установки Корто могут выступать в качестве методологического импульса, способного создать позитивный эффект в ходе образовательного процесса.
Одной из особенностей занятий Корто с учащимися был метод, согласно которому в образовательное пространство урока игры на музыкальном инструменте привлекались способы деятельности из смежных областей музыкального искусства - из дирижирования, из уроков сольфеджио и вокала, из теории и истории музыки, а также из некоторых других дисциплин. Такие формы работы обогащали общий и профессиональный тезариус студентов школы, их знание-вый потенциал. Дирижирование пьесы целиком или её отдельных отрывков способствовало целостному восприятию музыкального произведения, постижению его метроритмической опоры и архитектонической уравновешенности формы. Сольфеджирование при разучивании некоторых видов фактуры, в особенности полифонических, как отдельно от игры на инструменте, так и в сочетании с проигрыванием какого-либо голоса, в состоянии помочь в развитии внутренних слуховых представлений учащихся, в развитии умения реально слышать динамическое звучание нескольких голосов одновременно.
Обращение к педагогическим традициям, на наш взгляд, должно быть реализовано и конкретизировано в определённых методологических подходах, в технологиях учебно-воспитательной работы, среди которых можно выделить следующие:
-Технологии, ориентированные на универсальное, системноинтегративное развитие учащихся. Данные технологии подразумевают максимальное использование межпредметных связей для достижения всестороннего полноценного образования учащихся.
- Технологии, ставящие во главу угла приобщение учащихся к приёмам и способам профессиональной деятельности, апробированной в практике масте-
ров исполнительского искусства. Указанные приёмы и способы, будучи умело использованными (не сводящиеся к элементарному копированию), могут дать позитивные результаты в учебно-образовательной практике. Сам Корто многое почерпнул от своего общения с Л.Дьемером и некоторыми другими современниками, включая и тех, кто не входил непосредственно в число его учителей.
- Технологии, включающие в себя в качестве базового компонента умственные действия учащегося, в частности, внутреннеслуховые и «умозрительные» операции. Работа в «уме» существенно интеллектуализирует процессы освоения музыкального материала, наполняет их смыслом, существенно повышает коэффициент полезного действия. Надо уметь, любить работать мысленно, наставлял молодёжь Корто; аналогичные советы давались многими выдающимися мастерами музыкальной педагогики и исполнительства.
- Технологии, основанные на творчески-эвристических действиях. Практика Корто, педагога и музыканта-исполнителя, служила показательным примером действий такого рода. Определиться с основными, наиболее важными и сложными проблемами, возникающими в ходе занятий, учил он, опробовать различные пути и способы решения этих проблем, отходя при этом от готовых, стереотипных, привычных вариантов решений; опираться как на «подсказки» интуиции, так и на дискурсивные процессы, не допуская ощутимого крена в ту или иную сторону.
На наш взгляд, указанные выше методы, адаптированные к современному образовательному процессу, имеют все основания оказать реальную помощь в воспитании музыканта универсальной подготовки, способного использовать обширный спектр умений и навыков в различных областях профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Аджемов К.Х. Незабываемое. Воспоминания: Очерки и статьи. -М.: Музыка, 1972. - 152с.
2. Галиченко А.Ю. Проблемы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов культуры и искусств // Интеграция образования.- Саранск, 2009. - №2. - с. 75-79.
3. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. / Сост. Благой Д.Д. - М.: Сов. комп. - 1969. - 265с.
4. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: дисс. доктора пед. наук - М., 2010. - 366с.
5. Медведева М.С. Интегрированная образовательная среда -необходимое условие смешанного обучения // Современные исследования социальных проблем. - М., 2012. - №10 (18). - с. 54.
6. Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика - XXI, 2005. -252с.
Bibliography
1. Agemov K.H. Unforgettabl. Memoirs: Essays and articles. - Moscow: Music, 1972. - 152p.
2. Galichenko A.Yu. Implementation problems of interdisciplinary integration in the educational process Universities of Culture and Arts. - Saransk, 2009. -№2. - p. 75-79.
3. Goldenveizer A.B. Articles, materials, memories. / Comp. Blagoy D.D. -Moscow: Soviet composer. - 1969. - 265p.
4. Gribkova O.V. Theory and practice of formation the professional culture of teacher-musician: dissertation of the doctor of pedagogical sciences - Moscow, 2010. - 366p
5. Medvedeva M.S. The Integrated Learning Environment is a necessary condition for blended learning // Modern studies of social problems. - Moscow, 2012.
- №10 (18). -54 p.
6. Korto A. About the art of piano. - Moscow: Classic - XXI, 2005. -
252p.