Научная статья на тему 'Оптимизация планирования деятельности службы ультразвуковой диагностики в регионе'

Оптимизация планирования деятельности службы ультразвуковой диагностики в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1309
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кицул И. С., Вобликова В. Ф.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕГИОНЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация планирования деятельности службы ультразвуковой диагностики в регионе»

Менеджмент в здравоохранении

И.С. Кицул,

д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного института усовершенствования врачей В.Ф. Вобликова,

ассистент кафедры функциональной и ультразвуковой диагностики Иркутского государственного медицинского университета

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ В РЕГИОНЕ

□ собую значимость планирование как функция управления здравоохранением приобрело в последнее десятилетие, хотя по своей сути претерпело и продолжает претерпевать изменения. Трансформация как собственно процесса планирования, так и его понимания обусловлена сменой характера управления отраслью и переходом от централизма и строгой иерархии к стратегическим основам управления. В период преобразований во всех сферах народного хозяйства происходили существенные реформы и в здравоохранении, характеризующиеся прежде всего широкой децентрализацией. Последняя привела практически к ограниченной неуправляемости отраслью и потере возможностей реализации единой политики здравоохранения. Сформировавшаяся на сегодняшний день дезинтеграция управления может приводить к негативным последствиям, устранять которые придется длительное время.

Становится очевидным, что система здравоохранения и ее отдельные службы в современных условиях могут функционировать эффективно только при условии гармоничного сочетания разумной вертикали управления, базирующейся на принципах стратегического управления.

Сегодня планирование здравоохранения предполагает разработку системы мероприятий, целей или подлежащих решению проблем, которая предусматривает их последовательность. Опираясь на данное определение, авторы публикации разработали и предлагают к обсуждению региональную модель планирования деятельности службы ультразвуковой диагностики (УЗД), которая играет существенную роль в системе диагностической помощи населению.

Разграничение полномочий в вопросах охраны здоровья граждан между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, закрепленное соответствующим законодательством, оказало свое влияние и на вопросы планирования. Зачастую это приводит к разночтениям в реализации стратегических направлений развития отрасли здравоохранения и отдельных ее служб. Как показывает опыт, большинство проблем в деятельности службы УЗД обусловлено отсутствием адекватных и современных подходов к планированию, учитывающих специфику диагностической

© И.С. Кицул, В.Ф. Вобликова, 2010 г.

Менеджмент в здравоохранении

помощи. Безусловно, положительным явлением в развитии отечественного здравоохранения явился приоритетный национальный проект «Здоровье». Одним из направлений его реализации стала широкомасштабная централизованная поставка диагностического, в том числе ультразвукового, оборудования. По причине отсутствия качественного, системного анализа деятельности служб УЗД на территориях и постановочных задач эффективность использования этого оборудования оказалась недостаточно высокой, поэтому выявилась череда проблем как с комплектацией, так и с соответствием оборудования типам, задачам и уровням учреждений здравоохранения.

В последние годы в связи с очень широким распространением ультразвуковой аппаратуры ее доступностью для любых, даже очень небольших, медицинских учреждений назревает потребность в специалистах, в совершенстве владеющих методикой и техникой ультразвукового исследования. На основе ранее проведенных нами исследований были выявлены проблемы кадрового обеспечения, варианты решения которых были разработаны нами в рамках представленной ниже модели. Исходя из потребностей и уровней оказания медицинской помощи, разрабатывались направления оптимизации кадрового планирования в службе, которые включали учет миграционных показателей врачебных кадров, их «естественной убыли». Потребность в услугах УЗД достаточно высока и вопросы ее определения становятся ключевыми в системе планирования деятельности службы УЗД. В этой связи нами были предложены рекомендации по обоснованию объемов услуг по ультразвуковой диагностике, включаемых в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Разработанная в исследовании оптимизационная модель планирования деятельности службы УЗД на основе выявленных проблем и обоснованных способах их решения может способ-

ствовать повышению эффективности управления службой в современных условиях.

Необходимо учесть, что процессы урбанизации, характерные для большинства территорий страны, привели к острейшему дефициту медицинских кадров в сельской местности и малых городах. Так, только в Иркутской области на уровне районов укомплектованность штатов врачей по физическим лицам колеблется в пределах 50%. Соответственно ультразвуковые исследования в таких условиях проводят специалисты на условиях совмещения с основной должностью (хирурги, гинекологи и т.д.). Благодаря высокой информативности и достоверности ультразвукового метода, возможности точной диагностики многих заболеваний и повреждений увеличились. Однако на фоне развитости УЗД в больших городах на базе как государственных (муниципальных), так и частных медицинских организаций, существуют муниципальные образования, где отмечается отсутствие специалистов или ультразвукового оборудования в принципе. Представляется, что данная ситуация характерна для многих субъектов Российской Федерации. Вопрос доступности УЗД для жителей сельской местности небольших по численности населения муниципальных образований регионов остается остро актуальным.

В таблице 1 выделены ключевые проблемы в деятельности службы УЗД, а также способы решения и конкретные меры в рамках оптимизации планирования.

Представленный перечень мер может являться основой для проведения преобразований в системе планирования деятельности региональных служб УЗД, так как указанные проблемы являются во многом сходными для большинства субъектов Российской Федерации.

На основании экспертных оценок и анализа доступной отечественной и зарубежной литературы все услуги УЗД нами были распределены по диагностическим уровням, что можно рекомендовать к использованию при разработке табелей оснащенности

№Ю Менеджер

2010

здравоохранения

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 1

Перечень мер по совершенствованию планирования деятельности

службы УЗД региона

п ^ Способ решения „

/ /роблемо Каталог мер

проблемы

1. Неадекватность и недо- Оптимизация нор- 1.1. Рекомендации МЗиСР РФ пересмотреть При-

статочность существующей мативно-правового каз МЗ РСФСР № 132 от 02.08.1991 «О совер-нормативно-правовой регулирования дея- шенствовании службы лучевой диагностики» базы по организации дея- тельности службы 1.2. Разработка региональных нормативно-право-тельности службы ультраз- УЗД вых актов по деятельности службы УЗД в совре-

вуковой диагностики менных условиях

2. Диспропорции между Приведение числен- 2.1. Расчет потребности во врачах УЗД на основе

фактической численностью ности врачей УЗД в данных о потребности в услугах 2.2. Формирова-врачей УЗД и реальной соответствие с ние территориальных нормативов численности вра-

потребностью населения потребностями чей УЗД по типам учреждений здравоохранения и

в них уровням оказания медицинской помощи

3. Дефицит врачебных Формирование 3.1. Принятие комплекса мер правового, организа-кадров УЗД в районных механизмов привле- ционного, экономического характера по повыше-учреждениях, совмещение чения медицинских нию мотивации к работе и обеспечению закрепле-врачами других специаль- кадров для работы ния выпускников медицинских высших учебных ностей в условиях сельской заведений

местности

4. Возрастная структура не обеспечивает оптимального баланса движения врачей с учетом их адекватной возрастной миграции и «естественной убыли»

5. Неадекватный баланс миграции врачей

6. Низкая эффективность использования ультразвукового оборудования, переизбыток или нерациональное его размещение по типам учреждений и уровням оказания медицинской помощи

Использование прогнозных расчетов потребности во врачебных кадрах с учетом их возрастной структуры

Непрерывный мониторинг механического движения врачей УЗД в регионе Разработка путей оптимизации и повышения эффективности использования ультразвукового оборудования

4.1. Ежегодный анализ возрастной структуры врачебных кадров службы УЗД региона

4.2. Индивидуальный мониторинг движения врачебных кадров УЗД

4.3. Расчет потребности во врачах УЗД в здравоохранении региона с учетом их «естественной убыли» в разные перспективные периоды

4.4. Составление региональных стратегических планов по подготовке кадров для службы УЗД

5.1. Формирование базы данных врачей

5.2. Индивидуальный мониторинг движения врачебных кадров УЗД

6.1. Приведение показателя соотношения числа аппаратов УЗД на 1 физическое лицо врача до уровня 0,5

6.2. Учет имеющегося в учреждениях оборудования

6.3. Соответствие оборудования и его комплектации утвержденному табелю оснащенности

6.4. Мониторинг оснащенности структур УЗД оборудованием по поколениям, уровням и применяемым методикам

7. Недостаток сведений в официальных отчетных формах о деятельности службы УЗД ограничивает возможности в анализе и планировании деятельности службы

Формирование 7.1. Введение специальной дополнительной отчет-

системы учета и ной формы о деятельности кабинета (отделения) отчетности, адекват- УЗД и ее методическое сопровождение ной современным 7.2. Разработка и использование системы чувстви-задачам гшанирова- тельных индикаторов, отражающих деятельность ния службы УЗД

7.3. Проведение интегральной сигмальной и ранговой оценки деятельности структур службы УЗД

енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

20

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 1, окончание

Способ решения проблемы

Разработка территориальной системы планирования объемов услуг по УЗД

Проблема

8. Объемы услуг по ультразвуковой диагностике при разработке территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи не обоснованы

9. Неадекватность сущест- Формирование вующих норм времени на современной систе-виды исследований в мы нормирования

ультразвуковой диагности- труда в ультразвуке, так как они длительное ковой диагностике время не пересматривались

Каталог мер

8.1. Разработка стандартов объемов по основным видам заболеваний, видам медицинской помощи

8.2. Разработка территориальных нормативов распределения диагностической помощи по уровням

8.3. Дифференциация методик исследования по видам и уровням оказания медицинской помощи

8.4. Учет потребления услуг УЗД во взаимосвязи с уровнями заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью и госпитализированной заболеваемости

8.5. Разработка категорий сложности услуг УЗД

9.1. Проведение на территории нормативно-исследовательских работ по труду

9.2. Пересмотр и утверждение территориальных норм времени на ультразвуковые исследования

9.3. Разработка норм времени на новые диагностические исследования при внедрении современной аппаратуры

9.4. Увеличение затрат времени на исследования в связи с возможностью одновременного исследования нескольких органов в условиях внедрения современных аппаратов

подразделений УЗД, а также при анализе деятельности, планировании и расчете стоимостных показателей:

1- й уровень — скрининговые методики. Это поисковые исследования, направленные на выявление очаговой патологии. Данный вид исследований выполняется на уровне районных медицинских учреждений с помощью аппаратов черно-белого изображения, в ряде случаев с цветовым допплеровским картированием (ЦДК).

2- й уровень — уточняющие методики. Чаще всего проводятся с помощью допплера и ЦДК. На этом уровне оцениваются скоростные показатели, определяется объем повреждений органов и тканей, необходимый объем оперативного вмешательства. Преимущественно данный вид исследований проводится на уровне городских медицинских учреждений.

3- й уровень — экспертные методики. Это уровень уточняющих специальных методик,

требующих высокотехнологичного оборудования и специальных условий их проведения. К ним будут относиться уточняющие методики, стресс-эхокардиография, эндо-УЗИ, чреспищеводная эхокардиография, исследования с нагрузкой и медикаментозными пробами, интервенциональные и интраоперационные методики. Данный вид исследований должен быть представлен на базе областных (краевых, республиканских) медицинских учреждений, в том числе диагностических центров, учреждений клинического уровня и высокотехнологичных центров.

Такое деление методик УЗД на группы позволяет соотносить их с уровнем оказания медицинской помощи (районный, городской и областной) и сложностью их выполнения. Это в конечном итоге дает возможность произвести адекватную оценку распределения ультразвукового оборудования по административным территориям субъекта Федерации, оценить потребность в исследованиях и

№Ю Менеджер

2010

здравоохранения

Менеджмент в здравоохранении

разработать планы по развитию службы в части объемов услуг и необходимых для их выполнения ресурсов.

Каждому диагностическому уровню должны соответствовать коэффициенты сложности выполняемых ультразвуковых исследований, что позволит корректировать объемы услуг и адекватно планировать затраты на их выполнение. Результаты разработки представлены ниже.

Следующим этапом должно явиться прогнозирование потребностей в услугах УЗД. Решение данного вопроса возможно при наличии на территории стандартов объемов медицинской помощи как наиболее точных инструментов, которые могут применяться при обосновании государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи. Это дает возможность достаточно точно спрогнозировать потребность в услугах УЗД, а с учетом их сложности объективно учесть трудозатраты и определить потребность в медицинских кадрах. Такой подход позволяет оценить и спрогнозировать как текущие, так и ожидаемые потребности в услугах УЗД и создает основу для рационального планирования всех видов ресурсов службы.

Несмотря на улучшение ресурсного обеспечения службы ультразвуковой диагностики в последние годы, имеется ряд проблем, к которым в первую очередь следует отнести определение потребностей населения в данном виде диагностической помощи и на этой основе обоснование ее объемов на различных уровнях. Анализ сложившихся условий функционирования службы ультразвуковой диагностики и ее отдельных элементов показывает, что преимущественно на территориях ее объемы не обоснованы. В условиях разграничения полномочий в вопросах оказания медицинской помощи населению, ограниченности ресурсов отрасли необходимо учитывать реальные уровни потребности населения в диагностике и на этой основе планировать ее объемы.

Формирование территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской

помощи требует углубленного анализа особенностей реализации Программы в субъектах Российской Федерации с учетом медикоорганизационных, демографических, климатогеографических и экономических условий обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи населению за счет всех источников финансирования.

Особенность нормативов, распределенных по уровням оказания медицинской помощи, состоит в их ресурсоорганизующей и ресурсосберегающей роли. Такой подход позволяет рационально распределять не только ресурсы по иерархическим уровням организации медицинской помощи, но и сбалансировать необходимые финансовые поступления в учреждения разного уровня.

Согласно «Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи», утвержденным Минздравом РФ №2510/9257-01 и ФФОМС №3159/40-1 28.08.2001, в объемы услуг ультразвуковой диагностики включаются расчетные данные, дифференцированные по видам медицинской помощи: амбулаторно-поликлиническая и стационарная. Данные расчеты являются примерными и официально не нормируются. Примерные объемы диагностической помощи и затраты на их оказание на амбулаторном и стационарном этапах, исследований в абсолютных единицах не разделены по уровням, а соотносятся только с видом медицинской помощи и стоимостью. Разработчикам территориальных программ государственных гарантий в качестве основы для расчета предлагаются нормы времени на отдельные ультразвуковые исследования, изложенные в Приказе МЗ РСФСР №132 от 02.08.1991. Совершенно естественно, что нормативные показатели данного приказа значительно устарели и не соответствуют современным технологиям ультразвукового обследования. Значительно изменились и технические воз-

-^22

1енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

можности оборудования, появились высокотехнологичные методики. Отсюда следует, что объемы услуг по ультразвуковой диагностике при разработке территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи практически не обоснованы.

Важность обоснования территориальных нормативов объемов ультразвуковых исследований определяется особенностями оказания медицинской помощи, характером распределения сети медицинских учреждений, наличием уровней и этапов медицинской помощи. Кроме того, на разных этапах применяются и различные методики исследований: от скрининговых до экспертных. Это в свою очередь должно быть дифференцировано по сложности, трудозатратам и связано с уровнями распространенности различной патологии на территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывают наши исследования, проведенные на территории Иркутской области, отмечаются закономерные различия в показателях объемов оказываемых услуг по уровням: показатели городского уровня превышают таковые по районам почти в 2 раза и в 1,5 раза ниже в сравнении с областным уровнем. Данные закономерности целесообразно учитывать при планировании диагностической помощи в стационарах.

Становится очевидным, что дальнейшее увеличение парка ультразвукового оборудования в лечебно-профилактических учреждениях приведет к увеличению фактических объемов оказанных услуг. В результате планирование обоснованных показателей, связанных с реальными уровнями потребности населения в ультразвуковой диагностике, должно осуществляться во взаимосвязи со стандартами объемов, которые до настоящего времени в большинстве территорий страны еще не разработаны.

Отсутствие территориальных нормативов распределения диагностической помощи по уровням, адекватной системы оценки оснащенности, дублирование исследований на

разных этапах, а также несоответствие оборудования заявленным уровням являются причинами неравномерного распределения возможностей в получении качественной диагностической помощи для населения, проживающего на разных территориях субъекта Федерации.

Учет этих данных в перспективе позволит обоснованно подходить к формированию объемных показателей территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, что может быть представлено в виде последовательно реализуемых этапов (рис. 1).

Распределение методик по уровням позволяет рационально планировать потребность в ультразвуковых аппаратах для административных территорий региона по типам медицинских учреждений, что особенно актуально в условиях централизованных поставок оборудования.

На первом этапе производится изучение данных о госпитализированной заболеваемости населения и заболеваемости по данным обращаемости населения за медицинской помощью. Количество ультразвуковых исследований в период госпитализации или амбулаторного лечения должно быть отражено в стандартах объемов. Произведение абсолютного числа заболеваний на число исследований в стандартах дает возможность получить приблизительное (суммарное) число услуг, необходимых для удовлетворения потребности в диагностической помощи. Кроме того, каждый стандарт объема медицинской помощи должен содержать в себе данные о сложности УЗИ и соответствующий коэффициент сложности (данные представлены ниже). Используя аналитический метод, путем ретроспективного вычисления удельного веса услуг по уровням оказания медицинской помощи можно достаточно точно спрогнозировать объем диагностической помощи по УЗД на предстоящий период и включить его в сводный расчет объемов бесплатной медицинской помощи по территори-

№Ю Менеджер

2010

здравоохранения

Менеджмент в здравоохранении

Рис. 1. Основные этапы планирования объемов услуг по УЗД

Таблица 2

Уровни оказания услуг УЗД и коэффициенты их сложности

Наименование услуги Уровень методики Коэффициент сложности

УЗИ поисковое 1 1,0

УЗИ печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезенки с ЦДК 1-2 1,0

УЗИ функции желчного пузыря 1 1,0

Эхокардиография с ЦДК 2 1,5

Эхокардиография с ЦДК, с тканевой допплерографией 3 2,0

Чреспищеводная эхокардиография с ЦДК 3 3,0

УЗИ почек, надпочечников и мочевого пузыря с ЦДК 1-2 1,5

УЗИ предстательной железы 1 1,0

УЗИ предстательной железы трансректально с ЦДК 2 1,5

УЗИ мочевого пузыря с остаточной мочой 1 1,0

УЗИ матки и придатков 1 1,0

УЗИ матки и придатков трансвагинально 2-3 1,5

УЗИ молочных желез 2 1,5

УЗИ щитовидной железы с ЦДК 2 1,5

УЗИ слюнных желез 2 1,5

УЗИ глаз с ЦДК 2-3 1,5

УЗИ мягких тканей (мышечная ткань, жировая клетчатка, лимфатические узлы) 1 1,5

УЗИ мягких тканей (мышечная ткань, жировая клетчатка, лимфатические узлы) с ЦДК и биопсией 2-3 1,5

УЗИ головного мозга 2 1,5

УЗИ в первом триместре беременности 1-2 1,0

1енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

Таблица 2, окончание

Наименование услуги Уровень методики Коэффициент сложности

УЗИ во втором-третьем триместрах беременности 1-2 1,5

УЗИ яичек 1-2 1,0

УЗИ суставов 1-2 1,0

Дуплексное исследование брюшной аорты и ее ветвей с ЦДК 2-3 1,5

Дуплексное исследование артерий нижних конечностей с ЦДК 2-3 1,5

Дуплексное исследование артерий верхних конечностей с ЦДК 2-3 1,5

Дуплексное исследование сосудов шеи с ЦДК 2-3 1,5

Ультразвуковая допплерография экстракраниальных артерий 2-3 1,5

Ультразвуковая допплерография интракраниальных артерий 2-3 2,0

Ультразвуковая допплерография интракраниальных артерий (с ауторегуляцией) 2-3 2,0

Ультразвуковая допплерография вен нижних конечностей 2-3 1,5

Ультразвуковая допплерография артерий нижних конечностей 2-3 1,5

Ультразвуковая допплерография подключичных вен 2-3 1,5

Ультразвуковая допплерография артерий верхних конечностей 2-3 1,5

Дуплексное исследование пенильных артерий 2-3 1,5

УЗИ-контроль при аспирационной и троакарной биопсиях 2 1,0

УЗИ-контроль при медицинском аборте 1-2 1,0

УЗИ-контроль при лечебно-диагностических пункциях кист брюшной полости и забрюшинного пространства 1-2 1,0

УЗИ в первом триместре беременности трансвагинально 2 1,5

Дуплексное исследование венозной системы нижних конечностей с допплеровским режимом (проведение проб) 2 2,0

Стресс-эхокардиография с медикаментозными пробами 3 2,5

Стресс-эхокардиография с физической нагрузкой 3 2,5

Трансабдоминальная аспирация ворсин хориона под УЗИ-контролем 3 2,5

Кордоцентез под УЗИ-контролем 3 2,5

№Ю Менеджер

2010

здравоохранения

Менеджмент в здравоохранении

Рис. 2. Взаимосвязь объемных и ресурсных показателей при планировании деятельности службы ультразвуковой диагностики на территориальном уровне

алычой программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Наличие стандартов объемов медицинской помощи дает возможносты достаточно точно спрогнозировав потребносты в услугах улытразвуковой диагностики, а с учетом их сложности объективно учесты трудозатраты и определиты потребносты в медицинских кадрах. Отсюда следует, что стандарты объемов должны статы одним из основных и объективных инструментов при планировании медицинской помощи населению на территориях, в том числе диагностической (рис. 2).

Нами методом экспертных оценок также были выделены категории сложности выполнения услуг УЗД с соответствующими им коэффициентами (табл. 2). Коэффициент сложности представляет собой пересчет трудозатрат,

выраженных во времени, которые идут на выполнение конкретной услуги по УЗД. Математически это выражается в переводе условных единиц времени на улытразвуковое исследование в эквивалентные единицы. За одну эквивалентную единицу в данном исследовании принято время на проведение УЗИ печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезенки, что составляет 20 мин. За основу расчета нами взяты нормативы времени на проведение улытразвуковых исследований в соответствии с Приказом МЗ РСФСР от 2 августа 1991г. №132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики».

На практике необходимо руководствовался нормами времени, разработанными для конкретной территории в конкретных организационно-технических условиях, по следующим причинам:

1енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

Менеджмент в здравоохранении

Планирование деятельности службы УЗД

Анализ показателей кадрового

обеспечения службы УЗД региона

Анализ показателей обеспеченности населения врачами УЗД

Анализ баланса миграции и показателей «естественной убыли» врачей УЗД

Пересмотр и утверждение норм времени на услуги УЗД

Прогнозирование потребности во врачебных кадрах службы УЗД

Учет имеющегося в учреждениях оборудования

Анализ соответствия оборудования и комплектации табелю оснащения по уровням

Мониторинг оснащенности оборудованием по поколениям, уровням и применяемым методикам

Разработка рекомендаций по составлению планов обновления оборудования

Распределение методик по уровням медицинской помощи

Разработка

стандартов

объемов

медицинской

помощи

Данные о потреблении услуг УЗД во взаимосвязи с заболеваемостью

Оценка и корректировка сложности услуг УЗД

Сводные расчеты объемов услуг УЗД, включаемые в территориальную программу госгарантий

Совершенствование учета и отчетности структур УЗД учреждений здравоохранения

Анализ традиционных и специальных показателей деятельности

Проведение интегральной сигмальной и ранговой оценки деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка предложений дпя органа управления по улучшению деятельности службы УЗД и разработка стратегического плана развития

Рис. 3. Модель планирования деятельности службы ультразвуковой диагностики

в субъекте РФ

№Ю Менеджер

2010

здравоохранения

Менеджмент в здравоохранении

— давность утверждения нормативных документов, содержащих нормативы времени на проведение отдельных ультразвуковых исследований, что не соответствует современной технологии диагностики;

— отсутствие в нормативных документах указаний на используемую аппаратуру;

— нечеткость формулировок, не позволяющая определить структуру составляющих норматива времени;

— появление современной ультразвуковой аппаратуры, позволяющей изучать неизвестные ранее процессы и проявления патологии, что приводит к увеличению числа манипуляций при непосредственном проведении исследований.

Необходимость выделения диагностических уровней и оценка сложности применяемых методик, также обусловлены и тем, что в сочетании со стандартами объемов медицинской помощи это позволит объективно планировать диагностическую помощь населению конкретной территории с учетом ее особенностей.

Можно выделить три принципиальных направления в планировании деятельности службы УЗД с позиции объемов оказываемых услуг и необходимого ресурсного обеспечения:

— определение потребности в ультразвуковом оборудовании в зависимости от уровня оказания медицинской помощи;

— определение потребности во врачебных кадрах;

— обоснование объемов услуг УЗД, включаемых в территориальную программу госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Представленный выше анализ проблем в деятельности службы УЗД позволил нам разработать и рекомендовать для использования на других территориях модель планирования (рис. 3).

В такой системе возрастает роль главного специалиста, а также необходимой информационной базы о деятельности подразделений службы. Нам представляется, что обозначенные в статье проблемы и некоторые аналитические сведения носят сходный характер в большинстве территорий Российской Федерации. Соответственно предлагаемые разработки могут оказать методическую помощь как органам управления здравоохранением, так и главным специалистам службы УЗД для совершенствования ее управления и планирования деятельности.

Органайзер

ВТОРОЕ ЕЖЕГОДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ФОРУМА» В МОСКВЕ

САММИТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

Дата проведения: 7-8 декабря 2010 года

Место проведения: Выставка «Здравоохранение-2010», Москва, ЦВК «Экспоцентр»,

(Краснопресненская наб., 14, ст. метро «Выставочная»)

Мероприятие посвящено решению наиболее острых практических вопросов, связанных с деятельностью частных и государственных клиник в современных условиях.

Подробная информация и регистрация на сайте www.medforumspb.ru

1енеджер №Ю

здравоохранения ЗОЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.